Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЯ «МУЗЫКА»'

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЯ «МУЗЫКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование (уровень бакалавриата) / высшее педагогическое образование / подготовка будущих музыкальных педагогов / региональный компонент / повышение эффективности профессиональной подготовки педагогов / higher education (bachelor's degree level) / higher pedagogical education / training of future music teachers / regional component / improving the effectiveness of professional training of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джамалханова Марина Асламбековна, Джамалханова Лалита Асламбековна

Реализация регионального компонента рассматривается как эффективное средство, обеспечивающее повышение эффективности обучения будущих бакалавров направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка». Непосредственно перед этим анализируется текущая ситуация в современном обществе и, в частности, в сфере образования. Доказывается, что глобализационные процессы могут отрицательно сказываться на результатах профессиональной подготовки лиц, осваивающих соответствующее направление. Демонстрируется, что активизация регионального компонента данного процесса может нивелировать пагубное влияние глобализации. Затем рассматривается специфика профессиональной подготовки студентов музыкальных педагогов на интересующей нас ступени. Рассказывается о влиянии регионального компонента на повышение её эффективности на примере Чеченского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джамалханова Марина Асламбековна, Джамалханова Лалита Асламбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The regional component implementation is considered as an effective means to ensure an increase in the effectiveness of future bachelors training in the direction of «Pedagogical Education», «Music» profile. Immediately before this, the current situation in modern society and, in particular, in the education field is analyzed. It is proved that globalization processes can negatively affect the professional training results of persons mastering the relevant direction. It is demonstrated that the regional component activation can neutralize the globalization harmful influence. Then the students music teachers professional training specifics at the stage of interest to us are considered. The article describes the influence of the regional component on improving its effectiveness on the Chechen State Pedagogical University example.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЯ «МУЗЫКА»»

Их граблями с песней со двора смели, (движение, будто сгребают листья в кучу; далее пропевают песенку с движением)

Ла-ла-ла-ла ла-ла,

Па-па-па па-па.

Та-та-та-та та-та,

На-на-на на-на.

Данная песенка уточняет знания по теме «Осень». Развиваются понимание сложных инструкций, сложных грамматических категорий и слов, общая моторика и воображение. Имеет театрализованный характер.

Лучше всего её проигрывать с детьми с уровнем понимания речи выше среднего при богатом пассивном словаре.

Выводы. Дети с РАС в виду своих особенностей нуждаются в своевременной коррекционно-развивающей помощи. Без этого значительная их часть станет не способной к дальнейшему обучению и жизни в обществе, в целом. Поэтому необходимо искать пути раннего коррекционного воздействия с детьми с РАС, придерживаясь принципов индивидуализации и дифференциации обучения.

Мы считаем, что логоритмика является эффективным методом развития детей с РАС, особенно детям: с речевым негативизмом, с музыкальными интересами, двигательной расторможённостью. Такие занятия создают положительный настрой, способствующий развитию речи, мотивации к выполнению логопедических упражнений, коммуникативных навыков. Практика логопедов и дефектологов показывает, что регулярные занятия логоритмикой: улучшают уровень импрессивной и экспрессивной речи; развивают познавательную и сенсорную сферу; формируют положительный эмоциональный настрой. Дети с РАС учатся общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, что является основополагающим в работе специалистов [2; 4; 5].

Литература:

1. Блажевич, A.B. Специфика логопедической работы с детьми с расстройством аутистического спектра / A.B. Блажевич // Омский психиатрический журнал, 2019,- №2. - С. 8-10

2. Дефектология проф: Московский институт коррекционной педагогики: сайт. -2020.

3. Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. -Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 2004. - 80 с.

4. Инфоурок: сайт - 2021. - URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-logoritmiki-v-rabote-s-detmi-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra-5076640.html (дата обращения 02.12.2022)

5. Малахова, Ю.Ц. Логоритмика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста / Ю.Ц. Малахова // Молодой ученый: Международный научный журнал, 2020. - № 6,- С. 206-208

6. Мамохина, У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра / У.А. Мамохина // Аутизм и нарушения развития. - Москва: ФГБОУ ВО МГППУ. -Т.15, 2017. - №3. - С. 24-33

7. Никольская, О.С. Дети и подростки с аутизмом / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Р.К. Ульянова, Т.И. Морозова. - Москва: Теревинф, 2005. -224 с.

8. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С. Никольская Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - Москва: Теревинф, 2007.-341 с.

9. Свирина, Е.С. Значение ритма в формировании и развитии психических функций у дошкольников / Е.С. Свирина // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - Москва ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», 2018. - URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018007772 (дата обращения: 14.02.2023)

10. Чигинцева, Е.Г. Комплексный подход в преодолении нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра / Е.Г. Чигинцева, ИИ Сунагатуллина, Е.В. Исаева, Л.С. Аболмасова // Russian Journal of Education and Psychology. -Красноярск: Научно-инновационный центр, 2018. - T.9.- №3. - С. 28-51

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры музыкального образования Джамалханова Марина Асламбековна

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музыкального образования Джамалханова Лалита Асламбековна

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЯ

«МУЗЫКА»

Аннотация. Реализация регионального компонента рассматривается как эффективное средство, обеспечивающее повышение эффективности обучения будущих бакалавров направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка». Непосредственно перед этим анализируется текущая ситуация в современном обществе и, в частности, в сфере образования. Доказывается, что глобализационные процессы могут отрицательно сказываться на результатах профессиональной подготовки лиц, осваивающих соответствующее направление. Демонстрируется, что активизация регионального компонента данного процесса может нивелировать пагубное влияние глобализации. Затем рассматривается специфика профессиональной подготовки студентов - музыкальных педагогов на интересующей нас ступени. Рассказывается о влиянии регионального компонента на повышение её эффективности на примере Чеченского государственного педагогического университета.

Ключевые слова: высшее образование (уровень бакалавриата), высшее педагогическое образование, подготовка будущих музыкальных педагогов, региональный компонент, повышение эффективности профессиональной подготовки педагогов.

Annotation. The regional component implementation is considered as an effective means to ensure an increase in the effectiveness of future bachelors training in the direction of «Pedagogical Education», «Music» profile. Immediately before this, the current situation in modern society and, in particular, in the education field is analyzed. It is proved that globalization processes can negatively affect the professional training results of persons mastering the relevant direction. It is demonstrated that the regional

component activation can neutralize the globalization harmful influence. Then the students - music teachers professional training specifics at the stage of interest to us are considered. The article describes the influence of the regional component on improving its effectiveness on the Chechen State Pedagogical University example.

Key words: higher education (bachelor's degree level), higher pedagogical education, training of future music teachers, regional component, improving the effectiveness of professional training of teachers.

Введение. Сегодня одной из наиболее значимых особенностей развития человеческого общества является глобальный характер процессов, происходящих в большинстве сфер его жизни (П.К. Анохин, К.А. Вилкова, Г.В. Егоров, У.С. Захарова, Е.П. Кабкова, Ю.В. Капустин, Е.Ю. Ключкова). Соответствующая тенденция, конечно, сопряжена с рядом положительных последствий. Международная интеграция производства, науки и образования, возможность почти мгновенной коммуникации между профессионалами, проживающими в разных странах, оперативный доступ к новейшим данным из любой точки планеты существенно ускоряют прогресс в самых различных областях (Л.А. Баренбойм, Л.Л. Бочкарев, В.И. Петрушин, О.Ф. Шульпяков). Они также делают возможной реализацию масштабных проектов, которые было бы невозможно воплотить в жизнь, используя производственные и исследовательские мощности одной страны. Сказанное в полной мере относится к области профессиональной подготовки будущих бакалавров направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка» [2, С. 142].

Однако, проектируя пути дальнейшего развития соответствующего сегмента отечественной системы подготовки педагогических кадров, нельзя обойти вниманием и отрицательные последствия глобализации. Одно из наиболее опасных -риск утраты будущими бакалаврами музыкального образования национальной и особенно региональной идентичности [14, С. 192]. А, между тем, традиционная культура различных общностей, населяющих нашу страну, несёт в себе существенный потенциал с точки зрения дальнейшего развития музыкальной педагогики (Э.Б. Абдуллин, А.Ф. Григорьев, Т.А. Колышева, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов). Вызовы глобализации не должны стать серьёзным препятствием для её использования в данном качестве.

Таким образом, в настоящее время реализация регионального компонента по ходу обучения будущих бакалавров направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка» представляется необходимым условием успешного формирования системы компетенций у будущих профессионалов соответствующего уровня [4, С. 242-243]. Решению некоторых связанных с ней вопросов посвящено наше исследование.

Изложение основного материала статьи. Прежде, чем начать разговор о месте, которое региональный компонент должен занимать в структуре процесса подготовки будущих бакалавров музыкального образования, необходимо проанализировать основные черты последнего. Основы компетентности у студентов, осваивающих интересующее нас направление подготовки, формируются в процессе изучения ряда дисциплин. Последние могут быть разделены на два

- общепрофессиональные;

- специальные [4, С. 241].

Затем, овладев основами духовной и материальной культуры при наличии сформированной системы теоретических представлений относительно предстоящей профессиональной деятельности, будущие бакалавры закрепляют формирующиеся компетенции на практике (O.A. Абдуллина, В.Н. Введенский, А.Ф. Григорьев, A.C. Запесоцкий, Т.А. Колышева, Г.В. Лазарева).

Успешная реализация обоих этих аспектов предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, относящихся к области теоретических и исполнительских дисциплин. Кроме того, лицо, успешно завершившее обучение по соответствующей программе, с необходимостью должно знать:

- специальные методики преподавания;

- музыкальную педагогику и психологию [2, С. 143].

Как видим, формируемая в образовательном пространстве современного российского вуза профессиональная компетентность будущего бакалавра музыкального образования складывается из следующих комптентностей:

- личностная;

- социальная;

-специальная [14, С. 193].

Из вышеизложенного следует, что дальнейшее совершенствование подготовки студентов, осваивающих направление «Педагогическое образование» профиля «Музыка» на интересующей нас ступени находится в прямой зависимости от следующих факторов:

- правильная ориентация учащихся в ходе образовательной деятельности;

- общая методическая оснащённость [4, С. 244];

- практическая вооружённость, получаемая по ходу освоения всего многообразия учебных дисциплин (Т.П. Благинина, Л.Л. Бочкарев, В.Н. Введенский, М.М. Левина, В.Н. Максимова, Л.А. Рапацкая, Т.П. Руднева).

Занимаясь вопросами совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих музыкальных педагогов на ступени бакалавриата, всегда следует помнить, что характер их будущей профессиональной деятельности делает недопустимым наличие одной узкоспециальной компетентности [14, С. 191]. Оптимизация содержательной стороны, методологии и инструментальной базы образовательного процесса должна быть направлена на обеспечение органичного сочетания видов деятельности, направленных на формирование всех слагаемых профессиональной компетентности [10, С. 118]. Сегодня узкая направленность выпускников, освоивших интересующее нас направление подготовки, создаёт трудности для реализации ими своих обязанностей. Профессиональный портрет современного музыкального педагога не может и не должен ограничиваться набором предметных знаний, умений и навыков [1, С. 250].

Современные бакалавры музыкального образования, таким образом, должны быть также воспитателями и пропагандистами в самом широком значении этого слова. Важной частью системы компетенций профессионала такого уровня является комплекс умений и навыков, связанных с эффективным формированием убеждений, потребностей и вкусов его будущих учеников. Следовательно, бакалавр музыкального образования должен обладать высоким уровнем развития индивидуальной культуры [6, С. 284]. Повышение эффективности формирования таковой представляется возможным в т.ч. средствами регионального компонента [12, С. 38-39].

Результатом его успешного применения в образовательной практике бакалавриата по соответствующему направлению подготовки будет формирование у выпускника системы определённых качеств (Табл. 1).

Таблица 1

Качества, формирующиеся в результате изучения регионального компонента у бакалавров направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка»

Уровень Качества

Интеллектуальный Целостные и систематизированные представления о музыкальной культуре своего региона.

Знания терминологического аппарата изученных дисциплин на родном языке [3, С. 72].

Поведенческий Развитый комплекс умений и навыков, связанных с эффективным применением элементов региональной культуры в предстоящей педагогической и исполнительской деятельности (А.Ю. Маряч, С.И. Сергиенко, Л.А. Тарасова, Т.А. Шипилкина).

Эмоционально-ценностный Осознанный интерес и направленность деятельности на наиболее полное овладение региональной культурой.

Умение правильно идентифицировать различные явления и процессы из области региональной музыкальной культуры [8, С. 104].

Проектирование содержательной стороны образовательного процесса, направленного на развитие охарактеризованных выше качеств средствами регионального компонента предполагает реализацию определённой системы действий и процедур (Т.Г. Тедорадзе, Т.Ф. Фурсенко, Ф.Н. Цораева). Практическое воплощение этих, последних, включает следующие этапы:

- постановка целей и задач использования регионального компонента на конкретных этапах обучения;

- определение необходимого объёма содержательной стороны регионального компонента;

- теоретический анализ учебных планов с целью её отбора;

- составление перечня дополнительных дисциплин, факультативных курсов и курсов по выбору с учётом культурной специфики субъекта федерации [11, С. 186];

- формирование соответствующей культурно-образовательной среды ОО (П.В. Анисимов, Л.Л. Бочкарев, А.Ф. Григорьев, Д.К. Кирнарская, A.A. Копсергенова, A.B. Торопова, Т.Ф. Фурсенко);

- создание новых учебных программ с регионально ориентированным содержанием;

- развитие интереса студентов, осваивающих интересующее нас направление подготовки, к традициям, культуре, духовным истокам своего региона через их активное включение в научно-исследовательскую работу, связанную с изучением и освоением музыкальных произведений местных авторов, а равно и образцов музыкального фольклора [12, С. 41-42];

- ориентация воспитательной работы на особенности, возможности и потребности края, области, республики [6, С. 285].

Субъектами образовательных отношений, реализуемых в Чеченском государственном педагогическом университете (ЧГПУ), вышеперечисленные этапы интеграции регионального компонента в процесс профессиональной подготовки будущих бакалавров музыкального образования реализуются с использованием инновационных образовательных стратегий интерактивного обучения [3, С. 38-39]. Им соответствует ряд методик (Табл. 2).

Таблица 2

Стратегии и методики, используемые по ходу реализации регионального компонента профессиональной подготовки студентов, осваивающих программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» профиля «Музыка» в Чеченском государственном педагогическом университете

Стратегия Методики

Игровая Задания на анализ и оценку педагогических ситуаций, могущих возникнуть в ходе осуществления будущей профессионально-педагогической деятельности с использованием средств регионального компонента [10, С. 32].

Мастер-класс.

Тренинг.

Кейс-стади.

Ролевая, деловая, имитационно-моделирующая игра [3, С. 86].

Проблемно-дискуссионная Защита проектов.

Дискуссия.

Выдвижение, анализ и самоанализ методических идей (Л.Л. Бочкарев, А.Н. Джуринский, Г.М. Цыпин, В.Л. Яконюк).

Информирующая Лекция-консультация.

Лекция-дискуссия [12, С. 45].

Лекция с элементами эвристической беседы.

Лекция с обратной связью.

В данном вузе по ходу учебных занятий повышенное внимание уделяется образовательным ситуациям, способствующим включению обучающихся в культурное наследие фольклора. Генерация подобных ситуаций преследует две цели:

-усвоение студентами системы знаний, умений и навыков, относящихся к региональному компоненту [7, С. 168];

- формирование культурно-ценностной позиции у будущих бакалавров музыкальной педагогики (A.A. Копсергенова, Н.Б. Кухарева, Е.В. Назайкинский, A.B. Плохов, Н.И. Чинякова).

Их использование в ходе учебно-воспитательного процесса позволяет сформировать у будущих музыкальных педагогов модель поведения в ходе осуществления учебной, а в дальнейшем, - профессиональной деятельности, учитывающую традиции народов, населяющих 4P [5, С. 74]. Образовательные ситуации, создаваемые при реализации регионального компонента профессиональной подготовки будущих бакалавров направления «Педагогическое образование»

профиля «Музыка» в образовательном пространстве Чеченского государственного педагогического университета, могут существенно варьироваться. Конкретный тип такой ситуации зависит от ряда факторов. К ним относятся:

- необходимость сочетания тех или иных элементов музыкального фольклора в конкретный момент образовательной деятельности [9, С. 2];

- уровень подготовленности обучающихся;

- особенности функционирования конкретного сегмента образовательной среды ОО [13, С. 303].

В ЧГПУ формирование средствами регионального компонента системы профессиональных и личностных компетенций будущих музыкальных педагогов на ступени бакалавриата осуществляется в ходе освоения некоторых дисциплин учебного плана (Табл. 3).

Таблица 3

Дисциплины учебного плана ЧГПУ, направленные на формирование компетентности будущих бакалавров музыкальной педагогики средствами регионального компонента

Дисциплина Темы учебных занятий Семестр, в котором изучается

Музыка народов Кавказа Зависимость народного эпоса от морфологии национального языка. 4

Фольклор и искусство народов Кавказа.

Народное музыкальное творчество Концептуально-понятийные основы народной художественной культуры. 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Народное музыкальное творчество.

История развития музыки Чеченской республики Сущность, структура и функции народной художественной культуры. 8

Музыкальный фольклор: специфика, история и география.

Жанровая стилистика чеченской народной музыки.

При осуществлении образовательной деятельности по вышеперечисленным дисциплинам администрация, профессорско-преподавательский состав и методические службы университета стремятся к соблюдению следующих правил:

- единство творческо-деятельностного, прогностического и аксиологического аспектов музыкальной подготовки, в т.ч. с использованием элементов музыкальной культуры республики (А.Р. Бураншин, Н.Б Кухарева, A.B. Плохов);

- обязательное смещение акцента с репродуктивного обучения на музыкально-творческое совершенствование студентов [13, С. 302-303];

- использование принципа индивидуально-личностного развития вкупе с системным подходом к организации обучения средствами регионального компонента;

- соответствие структуры музыкальных знаний, умений и навыков, относящихся к области культуры 4P, структуре общенаучных музыкальных знаний, умений и навыков [9, С. 8];

-преемственность базовых форм музыкальной деятельности обучающихся [11, С. 187].

Теперь необходимо подвести итоги исследования.

Выводы. Таким образом, развиваемая в образовательном пространстве современного российского вуза профессиональная компетентность будущего бакалавра музыкального образования складывается из личностной, социальной и специальной комптентностей.

Повышение эффективности соответствующего процесса представляется возможным в т.ч. средствами регионального компонента. Результатом его успешного применения в образовательной практике бакалавриата по соответствующему направлению подготовки будет формирование у выпускника системы определённых качеств. К таковым относятся: целостные и систематизированные представления о музыкальной культуре своего региона; знания терминологического аппарата изученных дисциплин на родном языке; развитый комплекс умений и навыков, связанных с эффективным применением элементов региональной культуры в предстоящей педагогической и исполнительской деятельности; осознанный интерес и направленность деятельности на наиболее полное овладение региональной культурой; умение правильно идентифицировать различные явления и процессы из области региональной музыкальной культуры.

Проектирование содержательной стороны образовательного процесса, направленного на развитие охарактеризованных выше качеств средствами регионального компонента предполагает реализацию определённой системы действий и процедур. Практическое воплощение этих, последних, включает следующие этапы: постановка целей и задач использования регионального компонента на конкретных этапах обучения; определение необходимого объёма содержательной стороны регионального компонента; теоретический анализ учебных планов с целью её отбора; составление перечня дополнительных дисциплин, факультативных курсов и курсов по выбору с учётом культурной специфики субъекта федерации; формирование соответствующей культурно-образовательной среды ОО; создание новых учебных программ с регионально ориентированным содержанием; развитие интереса студентов, осваивающих интересующее нас направление подготовки, к традициям, культуре, духовным истокам своего региона через их активное включение в научно-исследовательскую работу, связанную с изучением и освоением музыкальных произведений местных авторов, а равно и образцов музыкального фольклора; ориентация воспитательной работы на особенности, возможности и потребности края, области, республики.

Субъектами образовательных отношений, реализуемых в Чеченском государственном педагогическом университете (ЧГПУ), вышеперечисленные этапы интеграции регионального компонента в процесс профессиональной подготовки будущих бакалавров музыкального образования реализуются с использованием инновационных образовательных стратегий интерактивного обучения. Они реализуются в ходе освоения некоторых дисциплин учебного плана. К таковым относятся: «Музыка народов Кавказа», «Народное музыкальное творчество», «История развития музыки Чеченской республики».

Литература:

1. Базиков, А.С Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления / A.C. Базиков. - Тамбов: ТГМПИ, 2002. - 311 с.

2. Блок, O.A. Развитие творческого восприятия обучающихся музыкантов в классах инструменталистов / O.A. Блок // Мир науки, культуры, образования. -2022. -№ 1(92). - С. 142-144

3. Джамалханова, Л.А. Организация профессиональной подготовки учителей музыки на основе традиций музыкального фольклора/ Л.А. Джамалханова. - Грозный: ЧГПУ,2021 -165 с.

4. Калантарян, Л.А. Особенности профессионального становления будущего учителя музыки / Л.А. Калантарян, О.И. Спербер // Кант. - 2020. -№ 1(34). - С. 241-245

5. Кислова, О.Н. Воспитание гармонично развитой личности на основе традиционного народного пения / О.Н. Кислова, А.Н. Медведев // Инновационная деятельность в образовании: сборник статей по материалам VIII региональной научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2021. - С. 73-75

6. Кобозева, И.С. Музыкально-краеведческая деятельность как средство приобщения обучающихся к культурному наследию региона / И.С. Кобозева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 284-286

7. Кобозева, И.С. Поликультурность в аксиологическом контексте современного музыкального образования / И.С. Кобозева // Педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития: материалы международной научно-практической конференции. - Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2009.-С. 168-171

8. Козырева, Л.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя музыки: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Козырева Лариса Петровна. - Елец, 2008. - 215 с.

9. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). - С. 2-13

10. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - Москва: Просвещение, 1993. - 192 с.

11. Наумова, Ю.О. Полихудожественные технологии в педагогике музыкального образования: история вопроса и современные подходы / Ю.О. Наумова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 185-187

12. Пиджоян, Л.А. Формирование готовности будущего педагога-музыканта в вузе к музыкально-просветительской деятельности / Л.А. Пиджоян // Концепт. - 2019. - № 7. - С. 37-47

13. Ульянова, P.A. Диагностика музыкальных способностей: специфика и инструментарий / P.A. Ульянова, М.А. Угренинова, O.A. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 301-304

14. Ячао, Т. Воспитание чувства ответственности и самоконтроля у студентов музыкально-педагогических вузов в условиях современных социокультурных вызовов / Т. Ячао, Ц. Мэйтун // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№ 6(97). - С. 191-193

Педагогика

УДК 37.015

кандидат педагогических наук, доцент Дудкина Елена Ивановна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт МВД России» (г. Воронеж); старший преподаватель кафедры профессиональных коммуникаций Волжанина Александра Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» (г. Железногорск)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. Статья содержит результаты анализа сущности и особенностей профессионального воспитания в образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов силовых ведомств, - МВД России и МЧС России. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация научных данных по проблеме исследования. В статье охарактеризованы психолого-педагогические особенности ведомственных образовательных организаций, обусловливающие личностно-профессиональное становление сотрудников правоохранительной сферы и сферы безопасности жизнедеятельности. Подчеркивается, что воспитание в современных ведомственных вузах осуществляется с опорой на традиционные подходы с учетом характера учебно-служебной деятельности курсантов. Для формирования личности будущих специалистов необходимо создание условий, актуализирующих самовоспитание и саморазвитие профессионально-значимых личностных качеств. Соответственно, профессиональное воспитание обучающихся ведомственных образовательных организаций необходимо осуществлять в процессе субъект-субъектного взаимодействия курсантов и преподавателей, командиров, руководителей курсов и факультетов, сотрудников службы морально-психологического обеспечения, при всесторонней психолого-педагогической поддержке. Ключевое значение имеет центрирование воспитательных процессов на развитии личности обучающегося. Основу воспитательного процесса при этом составляют общечеловеческие ценности и приоритет личности, что находит выражение в личностной ориентированности содержания и технологии профессионального воспитания обучающихся. На основе анализа ряда исследований выделены основные задачи профессионального воспитания курсантов ведомственных образовательных организаций, обусловленные особенностями учебно-профессиональной и будущей служебной деятельности сотрудников силовых ведомств.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, курсанты, ведомственная образовательная организация.

Annotation. The article presents the results of the analysis of the essence and features of professional education in educational organizations that train specialists of law enforcement agencies for the Ministry of Internal Affairs of Russia and the EMERCOM of Russia. The following research methods were used: analysis, synthesis, generalization, systematization of scientific data on the current research problem. The article describes the psychological and pedagogical features determining personal and professional development of law enforcement and fire and life safety staff in law enforcement agencies' educational organizations. It is emphasized that education in modern law enforcement agencies' universities is based on traditional approaches, taking into account the peculiarities of military students' training and service activities. In order to shape the personality of such future specialist, it is necessary to create conditions that motivate and promote self-education and self-development of personal qualities significant for professions mentioned above. Thus, professional education of military students in law enforcement agencies' educational organizations should be carried out in the process of subject-subject interaction of military students and teachers, tutors, senior officers and psychological support service staff, with comprehensive psychological and pedagogical support. The development of military student's personality is of key importance in educational processes. Universal values and the priority of personality are in the basis of the educational process, it is implemented in the personally oriented content and methods of military students' professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.