Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное воспитание / курсанты / ведомственная образовательная организация / professional education / military students / law enforcement agencies’ educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудкина Елена Ивановна, Волжанина Александра Васильевна

Статья содержит результаты анализа сущности и особенностей профессионального воспитания в образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов силовых ведомств, МВД России и МЧС России. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация научных данных по проблеме исследования. В статье охарактеризованы психолого-педагогические особенности ведомственных образовательных организаций, обусловливающие личностно-профессиональное становление сотрудников правоохранительной сферы и сферы безопасности жизнедеятельности. Подчеркивается, что воспитание в современных ведомственных вузах осуществляется с опорой на традиционные подходы с учетом характера учебно-служебной деятельности курсантов. Для формирования личности будущих специалистов необходимо создание условий, актуализирующих самовоспитание и саморазвитие профессионально-значимых личностных качеств. Соответственно, профессиональное воспитание обучающихся ведомственных образовательных организаций необходимо осуществлять в процессе субъект-субъектного взаимодействия курсантов и преподавателей, командиров, руководителей курсов и факультетов, сотрудников службы морально-психологического обеспечения, при всесторонней психолого-педагогической поддержке. Ключевое значение имеет центрирование воспитательных процессов на развитии личности обучающегося. Основу воспитательного процесса при этом составляют общечеловеческие ценности и приоритет личности, что находит выражение в личностной ориентированности содержания и технологии профессионального воспитания обучающихся. На основе анализа ряда исследований выделены основные задачи профессионального воспитания курсантов ведомственных образовательных организаций, обусловленные особенностями учебно-профессиональной и будущей служебной деятельности сотрудников силовых ведомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудкина Елена Ивановна, Волжанина Александра Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the analysis of the essence and features of professional education in educational organizations that train specialists of law enforcement agencies for the Ministry of Internal Affairs of Russia and the EMERCOM of Russia. The following research methods were used: analysis, synthesis, generalization, systematization of scientific data on the current research problem. The article describes the psychological and pedagogical features determining personal and professional development of law enforcement and fire and life safety staff in law enforcement agencies’ educational organizations. It is emphasized that education in modern law enforcement agencies’ universities is based on traditional approaches, taking into account the peculiarities of military students’ training and service activities. In order to shape the personality of such future specialist, it is necessary to create conditions that motivate and promote self-education and self-development of personal qualities significant for professions mentioned above. Thus, professional education of military students in law enforcement agencies’ educational organizations should be carried out in the process of subject-subject interaction of military students and teachers, tutors, senior officers and psychological support service staff, with comprehensive psychological and pedagogical support. The development of military student's personality is of key importance in educational processes. Universal values and the priority of personality are in the basis of the educational process, it is implemented in the personally oriented content and methods of military studentsprofessional education. The main goals of military studentsprofessional education in law enforcement agencies’ educational organizations are identified upon the results of several research analysis, these goals are determined by the peculiarities of educational, professional and work activities of law enforcement agencies’ staff.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ»

3. Джамалханова, Л.А. Организация профессиональной подготовки учителей музыки на основе традиций музыкального фольклора/ Л.А. Джамалханова. - Грозный: ЧГПУ,2021 -165 с.

4. Калантарян, Л.А. Особенности профессионального становления будущего учителя музыки / Л.А. Калантарян, О.И. Спербер // Кант. - 2020. -№ 1(34). - С. 241-245

5. Кислова, О.Н. Воспитание гармонично развитой личности на основе традиционного народного пения / О.Н. Кислова, А.Н. Медведев // Инновационная деятельность в образовании: сборник статей по материалам VIII региональной научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2021. - С. 73-75

6. Кобозева, И.С. Музыкально-краеведческая деятельность как средство приобщения обучающихся к культурному наследию региона / И.С. Кобозева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 284-286

7. Кобозева, И.С. Поликультурность в аксиологическом контексте современного музыкального образования / И.С. Кобозева // Педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития: материалы международной научно-практической конференции. - Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2009.-С. 168-171

8. Козырева, Л.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя музыки: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Козырева Лариса Петровна. - Елец, 2008. - 215 с.

9. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). - С. 2-13

10. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - Москва: Просвещение, 1993. - 192 с.

11. Наумова, Ю.О. Полихудожественные технологии в педагогике музыкального образования: история вопроса и современные подходы / Ю.О. Наумова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 185-187

12. Пиджоян, Л.А. Формирование готовности будущего педагога-музыканта в вузе к музыкально-просветительской деятельности / Л.А. Пиджоян // Концепт. - 2019. - № 7. - С. 37-47

13. Ульянова, P.A. Диагностика музыкальных способностей: специфика и инструментарий / P.A. Ульянова, М.А. Угренинова, O.A. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 301-304

14. Ячао, Т. Воспитание чувства ответственности и самоконтроля у студентов музыкально-педагогических вузов в условиях современных социокультурных вызовов / Т. Ячао, Ц. Мэйтун // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№ 6(97). - С. 191-193

Педагогика

УДК 37.015

кандидат педагогических наук, доцент Дудкина Елена Ивановна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт МВД России» (г. Воронеж); старший преподаватель кафедры профессиональных коммуникаций Волжанина Александра Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» (г. Железногорск)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. Статья содержит результаты анализа сущности и особенностей профессионального воспитания в образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов силовых ведомств, - МВД России и МЧС России. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация научных данных по проблеме исследования. В статье охарактеризованы психолого-педагогические особенности ведомственных образовательных организаций, обусловливающие личностно-профессиональное становление сотрудников правоохранительной сферы и сферы безопасности жизнедеятельности. Подчеркивается, что воспитание в современных ведомственных вузах осуществляется с опорой на традиционные подходы с учетом характера учебно-служебной деятельности курсантов. Для формирования личности будущих специалистов необходимо создание условий, актуализирующих самовоспитание и саморазвитие профессионально-значимых личностных качеств. Соответственно, профессиональное воспитание обучающихся ведомственных образовательных организаций необходимо осуществлять в процессе субъект-субъектного взаимодействия курсантов и преподавателей, командиров, руководителей курсов и факультетов, сотрудников службы морально-психологического обеспечения, при всесторонней психолого-педагогической поддержке. Ключевое значение имеет центрирование воспитательных процессов на развитии личности обучающегося. Основу воспитательного процесса при этом составляют общечеловеческие ценности и приоритет личности, что находит выражение в личностной ориентированности содержания и технологии профессионального воспитания обучающихся. На основе анализа ряда исследований выделены основные задачи профессионального воспитания курсантов ведомственных образовательных организаций, обусловленные особенностями учебно-профессиональной и будущей служебной деятельности сотрудников силовых ведомств.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, курсанты, ведомственная образовательная организация.

Annotation. The article presents the results of the analysis of the essence and features of professional education in educational organizations that train specialists of law enforcement agencies for the Ministry of Internal Affairs of Russia and the EMERCOM of Russia. The following research methods were used: analysis, synthesis, generalization, systematization of scientific data on the current research problem. The article describes the psychological and pedagogical features determining personal and professional development of law enforcement and fire and life safety staff in law enforcement agencies' educational organizations. It is emphasized that education in modern law enforcement agencies' universities is based on traditional approaches, taking into account the peculiarities of military students' training and service activities. In order to shape the personality of such future specialist, it is necessary to create conditions that motivate and promote self-education and self-development of personal qualities significant for professions mentioned above. Thus, professional education of military students in law enforcement agencies' educational organizations should be carried out in the process of subject-subject interaction of military students and teachers, tutors, senior officers and psychological support service staff, with comprehensive psychological and pedagogical support. The development of military student's personality is of key importance in educational processes. Universal values and the priority of personality are in the basis of the educational process, it is implemented in the personally oriented content and methods of military students' professional

education. The main goals of military students' professional education in law enforcement agencies' educational organizations are identified upon the results of several research analysis, these goals are determined by the peculiarities of educational, professional and work activities of law enforcement agencies' staff.

Key words: professional education, military students, law enforcement agencies' educational organization.

Введение. Профессиональное воспитание выступает неотъемлемой частью профессиональной подготовки сотрудников силовых ведомств, обеспечивающих государственную безопасность, законность и порядок, соблюдение правовых норм общества, защиту от чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности жизнедеятельности в целом. Базовая цель системы профессионального воспитания в образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов сферы безопасности жизнедеятельности и правоохранительной сферы, - формирование у обучающихся адекватного образа будущей профессиональной деятельности; способности к саморефлексии, оценке склонности и пригодности к этой деятельности; становление профессиональной идентичности и профессиональной ментальности; расширение мотивационной сферы и жизненных перспектив.

Реализация указанной цели воспитания способствует успешной реализации будущими специалистами МВД России и МЧС России своих профессиональных обязанностей. Несмотря на определенные различия в сфере деятельности и выполняемых задачах, профессиональные ориентиры сотрудников этих силовых ведомств схожи.

Изложение основного материала статьи. Согласно Федеральному закону «О полиции», служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов направлена «на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности» [14].

В федеральной противопожарной службе профессиональная служебная деятельность нацелена «на решение задач в области пожарной безопасности, ... гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [15].

Выполнение служебных обязанностей специалистами обеих сфер деятельности направлено на обеспечение общественной, техногенной и антропогенной безопасности и основано на принципах законности; признания и защиты прав и свобод человека, являющихся приоритетными; профессионализма и компетентности сотрудников и др. Эффективное выполнение служебных обязанностей обусловлено не только степенью профессионализма сотрудников силовых ведомств, но и их нравственными, моральными качествами, личностными ценностями, формирующимися в процессе профессионального воспитания.

Основополагающим документом, определяющим содержание воспитания, в том числе профессионального, является «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года. Стратегическими ориентирами воспитания выступают «формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [13].

Указанные стратегические направления обусловливают цель профессионального воспитания - формирование профессионально- и культурно-ориентированной личности, обладающей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей, способной к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, соответствующим профессиональной миссии мировоззренческим потенциалом [11].

Интегративно совокупность компонентов процесса воспитания выражается в виде воспитательной системы, субъекты которой - воспитатель (преподаватели, кураторы, командиры взводов, начальники курсов и факультетов) и воспитанник (курсанты, студенты, слушатели). Несмотря на то, что воспитатель выступает основным управляющим субъектом, важно подчеркнуть субъект-субъектный характер взаимодействия в процессе воспитания. Личность курсанта не является исключительно объектом воспитательных воздействий, а обладает субъектными качествами, что способствует развитию готовности и способности к самоорганизации, рефлексии, ответственному выбору, жизнетворчеству.

С точки зрения Б. Битинаса [1], построение воспитательных систем разных типов должно основываться на следующих базовых ценностях: 1) трансцендентные (любовь, вера, надежда, бессмертие и др.); 2) социоцентрические (свобода, братство, мир, труд, творчество, гуманность и др.); 3) антропоцентрические (самореализация, автономность, субъектность и др.).

Воспитание в образовательной организации высшего образования характеризуется многоаспектностью и выступает как процесс формирования ценностей, учение о жизни, основа для самовоспитания, процесс социокультурного сотрудничества личности в вузовском сообществе, педагогическая поддержка, создание воспитательной среды образовательной организации, обеспечение условий для творческого, научного, физического развития личности [3].

Современные тенденции развития образования предполагают рассмотрение воспитания как деятельности, характеризующейся взаимосвязанностью двух процессов - саморазвитием личности и педагогической поддержкой этой внутренней деятельности обучающегося.

Исходя из этого, профессиональное воспитание курсанта предполагает овладение им технологиями саморазвития профессионально-значимых личностных качеств, осуществляемое при поддержке субъектов образовательного процесса, реализующих воспитательные задачи.

Совершенствование воспитательной работы в ведомственных образовательных организациях предполагает центрирование воспитательных процессов на развитии личности обучающегося. Основу при этом составляют общечеловеческие ценности и реализация идей приоритета личности, что находит выражение в личностной ориентированности содержания и технологии профессионального воспитания обучающихся ведомственных образовательных организаций [5].

Личностная ориентация воспитания соответствует гуманистической парадигме образования, направленной на осознание личностью своей сущности, развитие субъектных качеств, раскрытие потенциала. В результате педагогика обретает иные, ранее несвойственные ей, характеристики воспитания и обучения - ценностно-смысловую направленность, диалогичность, сотворчество субъектов образовательного процесса. Как отмечает A.M. Столяренко [12], реализация такого подхода предполагает профессиональное воспитание обучающегося как носителя духовности, «трансцендентного сознания», способного к личностному росту и самореализации в профессиональной деятельности.

Направленность на личность обучающегося, характеристиками которой становятся свобода, гуманность, самоорганизация и саморегуляция, актуализирует проблему содержания воспитания.

Согласно гуманистической педагогике, воспитание выступает как совместная деятельность педагога и воспитанника, направленная на реализацию совместно выработанных целей и задач, совместный поиск ценностей, норм и законов жизни. В целом любой вид совместной деятельности имеет нравственный, то есть воспитательный аспект. При этом важно

подчеркнуть, что воспитание нравственности возможно лишь в результате совместного переживания, получения определенного эмоционального опыта [6].

Воспитание в ведомственных образовательных организациях ориентировано на традиционные подходы, обусловленные характером учебно-служебной деятельности курсантов и слушателей. Особенности воспитания обучающихся предполагают осознание ими необходимости формирования качеств профессионала правоохранительной сферы и сферы безопасности жизнедеятельности. Технологией этого процесса становится создание условий, актуализирующих личностные структуры сознания обучающихся, что предполагает их самовоспитание и саморазвитие.

Это означает, что перспективы воспитательной работы с курсантами с необходимостью предполагают оказание им всесторонней психолого-педагогической поддержки как обязательного элемента личностно-ориентированной технологии. При этом принципиально меняется роль педагога - он становится партнером и равноправным членом педагогического взаимодействия (И.А. Латкова) [9]. Данные положения базируются на ключевых идеях личностно-ориентированного образования, устанавливающего гуманистический смысл педагогической деятельности. В частности, «содержание воспитания переориентируется с внешне задаваемых ценностей и качеств на развитие имплицитно существующих в национальном самосознании ценностей самоорганизации, представленных открытыми для дополнения смысловыми ориентирами» [7, С. 42].

Психолого-педагогические особенности ведомственной образовательной организации оказывают существенное влияние не только на формирование отдельных профессионально-значимых качеств личности будущих специалистов сферы безопасности жизнедеятельности и правоохранительной сферы, но и в целом определяют их личностно-профессиональное становление. К числу таких особенностей относятся [10]:

1) строгая регламентация образовательного процесса и всех видов деятельности курсантов, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, обусловленная внешне заданным управленческим началом. Это определяет специфику всех компонентов внутренней образовательной среды;

2) существенное доминирование влияния факторов внутренней среды над внешними, что связано с условиями организации жизнедеятельности курсантов, значительную часть времени (а на первом курсе обучения постоянно) находящихся в условиях ограниченного пространства образовательной организации, с четко установленным регламентом реализации всех видов активности;

3) курсанты постоянно взаимодействуют в учебной, воспитательной, внеслужебной сферах, с чем связаны особенности влияния на их профессионально-личностное становление коллективного мировоззрения, которое формируется в том числе и под влиянием факторов образовательной среды [10];

4) поддерживаемые в образовательной организации традиции и ритуалы, связанные с особенностями деятельности сотрудников правоохранительных органов, обладающие весомым воспитательным потенциалом и оказывающие позитивное влияние на личностно-профессиональное становление курсантов;

5) стиль взаимоотношений между курсантами и другими субъектами образовательного процесса (преподавателями, командирами, иными сотрудниками вуза), дисциплинарные требования, строгая субординация, обязательное ношение специальной формы, знаков различий и др. детерминируют специфический характер влияния образовательной среды на личностно-профессиональное становление будущих специалистов силовых ведомств. Причем, как отмечает Е.И. Мещерякова, влияние это может быть довольно противоречивым.

На наш взгляд, максимальный воспитательный эффект возможен при условии реализации гуманистических принципов с учетом потенциала образовательной среды ведомственной образовательной организации, что позволит сформировать воспитательное пространство (Л.И. Новикова), характеризующееся особой атмосферой сотворчества и сотрудничества.

Системообразующим фактором воспитания будущих специалистов силовых ведомств выступает отношение к профессии. Как отмечает Л.Т. Бородавко, «наиболее общей тенденцией развития средств воспитательной деятельности следует считать переход от мероприятийной системы воспитания к организации воспитательного пространства вуза, его системного влияния на личность будущего специалиста» [2, С. 15].

Выстраивая воспитательную работу в образовательной организации, необходимо учитывать влияние на личность курсанта ряда объективных и субъективных факторов. К числу объективных относятся: общая социально-экономическая и политическая ситуация в стране, особенности развития общественного сознания, доминирующие общественные ценности и др. Среди субъективных - учебно-профессиональная мотивация обучающегося, его индивидуально-психологические особенности, уровень интеллекта и др.

Объективные факторы изменить невозможно, однако можно скорректировать отношение к ним молодого человека. Субъективные факторы более пластичны, однако для их формирования и развития требуется время, как правило, превышающее период обучения в вузе.

Существенную роль в воспитании курсантов образовательных организаций силовых ведомств играет системная воспитательная работа педагогов, командиров, руководителей, направленная на формирование у обучающихся мотивов соблюдения правовых и профессионально-этических норм, что позволит обучающимся в дальнейшем достойно выполнять свои обязанности по обеспечению безопасности жизнедеятельности и охраны общественного порядка, а также успешно решать вопросы воспитания личного состава во вверенных им подразделениях.

На основе анализа исследований B.C. Бялта, Н.В. Железкина, Г.А. Витольник и др. [4; 8 и др.] нами выделены базовые задачи профессионального воспитания курсантов ведомственных образовательных организаций:

- формирование и развитие уважения справедливости и закона; честности, моральной твердости, стремления посвятить себя обеспечению законности и правопорядка, обеспечению безопасности жизни и деятельности людей; верности Присяге и профессиональному долгу;

- укрепление служебной дисциплины и законности; готовность и способность успешно решать задачи правоохранительной деятельности и деятельности по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций при строгом соблюдении служебной дисциплины и норм закона;

- удовлетворение потребности обучающихся в совершенствовании профессиональных, личностных, физических характеристик, необходимых для успешного личностного и профессионального развития, реализации потребности в самоактуализации и самоутверждении;

- повышение уровня гражданского сознания, патриотизма, моральных убеждений; формирование и совершенствование личностных качеств, необходимых для выполнения задач, стоящих перед силовыми ведомствами страны, в том числе правоохранительными органами и противопожарной службой.

Выводы. Таким образом, профессиональное воспитание - одна из ключевых составляющих образовательного процесса в ведомственных образовательных организациях. Именно профессиональное воспитание способствует формированию успешных в личностном и профессиональном плане сотрудников правоохранительных органов и противопожарной службы,

обеспечивающих эффективность деятельности соответствующих силовых ведомств, вызывающих уважение и доверие граждан.

Существенное значение для повышения эффективности профессионального воспитания обучающихся ведомственных вузов имеет переход от воспитания как совокупности мероприятий к организации воспитательного пространства вуза, оказывающего системное влияние на личность будущего специалиста.

Литература:

1. Битинас, Б. Процесс воспитания: приобщение к ценностям / Б. Битинас. - М.: Просвещение, 2000. - 72 с.

2. Бородавко, Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: авторефератдис. ... докт. пед. наук/ Л.Т. Бородавко. - СПб.,2005. -46 с.

3. Буторина, Т.С. Основные направления воспитательной работы в вузе / Т.С. Буторина, С.Ю. Мосягина // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: материалы второй межрегиональной научно-метод. конференции. - Воронеж, 2001. - С. 42-43

4. Бялт, B.C. Формы работы по укреплению служебной дисциплины среди курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России в процессе профессионального обучения / B.C. Бялт // Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания: материалы III международной научно-практической конференции 5-6 февраля 2013 г. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - С. 161-165

5. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации / Департамент кадрового обеспечения МВД РФ; под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 480 с.

6. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.

7. Дудкина, E.H. Актуальные проблемы профессионального воспитания в вузе / Е.И. Дудкина // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 1 (40). - С. 40-43

8. Железкин, Н.В. Комплексная целевая программа профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России / Н.В. Железкин, Г.А. Витольник // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-4. -С. 73-76. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kompleksnaya-tselevaya-programma-professionalnoy-podgotovki-V" obrazovatelnyh-organizatsiyah-mvd-rossii (дата обращения: 22.06.2023)

9. Латкова, H.A. Педагогические условия профессиональной, адаптации молодых сотрудников ОВД: автореферат дис. ... канд. пед. наук / H.A. Латкова. - Москва, 1987. - 21 с.

10. Мещерякова, Е.И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностное становление курсантов / Е.И. Мещерякова // Вестник ВИ МВД России. - 2011. - № 4. - С. 172-175

11. Миронова, Т.Н. Общая характеристика концепций воспитания / Т.Н. Миронова // Вестник КемГУ. - 2010. - № 1. -С. 236-242

12. Столяренко, A.M. Юридическая педагогика: курс лекций / A.M. Столяренко. - М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000.-496 с.

13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. - URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fecl57 56.pdf (дата обращения: 05.07.2023)

14. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О полиции». - URL: https://base.garant.ru/12182530/ (дата обращения: 05.07.2023)

15. Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). - URL: https://mchs.gov.ru/dokumenty/federalnye-zakony (дата обращения: 05.07.2023)

Педагогика

УДК 37.022

кандидат педагогических наук, доцент Евдокимова Марина Германовна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)

АНАЛИЗ СЕМАНТИЧЕСКОГО СХОДСТВА ДИСТАНЦИОННО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДЛОГОВ И

НАРЕЧИЙ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о контрастивном анализе микросистемы дистанционно-пространственных предлогов и наречий в русском и английском языках. В качестве единицы анализа были выбраны семантические микрогруппы «местоположение объекта», сохраняющие определённый набор идентичных и похожих в семантическом поле. Проведенное анкетирование в многонациональном коллективе образовательной организации МВД России констатировало, что выбранные лексические группы характеризуются «определённой» системностью, и что это позволяет проследить возможности разного распределения вариантов одного и того же концепта по членам группы или установить сходства и различия в общем построении их семантической структуры. В связи с этим возникает необходимость выработать методические приёмы внедрения контрастивной грамматики в учебный процесс с учётом уровня подготовки обучающихся, сформированности у них механизмов билингвизма в изучении иностранного языка и этнических особенностей, заложенных в их родном или опосредованном русском языках.

Ключевые слова: дистанционно-пространственные предлоги и наречия, Коренные народы Сибири, контрастивная грамматика, механизмы билингвизма, этнические особенности, триязычие.

Annotation. The article deals with the issue of contrastive analysis of the microsystem of distance prepositions and adverbs in Russian and English. The unit of analysis was chosen to be the semantic microgroup "object location", which preserves a certain set of identities and similarities in the semantic field. In the course of the study, which was conducted by a multinational team of an educational organisation of the Russian Ministry of Internal Affairs, it was found that the identified groups are characterised by a "certain" systematicity, which allows to trace the possibilities of different distribution of variants of the same concept among group members or to establish similarities and differences in the overall construction of their semantic structures. In this regard, it is necessary to develop methodological techniques for introducing contrastive grammar into the educational process, taking into account the level of students' education, the formation of bilingualism mechanisms in learning a foreign language, and ethnic peculiarities inherent in their mother tongue or indirectly in Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.