Научная статья на тему 'ВЕДУЩИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ'

ВЕДУЩИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОВЗ / КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Аида Насрутдиновна, Асланбекова Анжелика Хаирбековна, Гаджимагомедова Татьяна Гаирбековна

На примере работы факультета специального (дефектологического) образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала) и, в частности, кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии рассмотрены ведущие аспекты подготовки будущих бакалавров-дефектологов к организации работы по коррекции речевых нарушений у детей. Данный процесс изучается в связи с особенностями современной логопедии. На основании их исследования доказывается необходимость всесторонней междисциплинарной подготовки бакалавров по соответствующему направлению. Затем раскрывается процесс их обучения основам организации работы по коррекции речевых нарушений у детей. Внимание при этом уделяется как его теоретической, так и практической составляющим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Аида Насрутдиновна, Асланбекова Анжелика Хаирбековна, Гаджимагомедова Татьяна Гаирбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEADING ASPECTS OF THE PREPARATION OF FUTURE BACHELORS OF SPEECH PATHOLOGISTS FOR THE ORGANIZATION OF WORK ON THE CORRECTION OF SPEECH DISORDERS IN CHILDREN

On the example of Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala) Special (Defectological) Education Faculty and, in particular, the Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology work the leading aspects of future bachelor-defectologists preparation for the organization of work on the speech disorders correction in children are considered. This process is studied in connection with the modern speech therapy peculiarities. Based on their research, the comprehensive interdisciplinary training necessity for bachelors in the relevant field is proved. Then the process of teaching them the basics of organizing work to correct speech disorders in children is revealed. Attention is paid to both its theoretical and practical components.

Текст научной работы на тему «ВЕДУЩИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Магомедова Аида Насрутдиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики

и специальной психологии Асланбекова Анжелика Хаирбековна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики

и специальной психологии Гаджимагомедова Татьяна Гаирбековна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ВЕДУЩИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Аннотация. На примере работы факультета специального (дефектологического) образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала) и, в частности, кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии рассмотрены ведущие аспекты подготовки будущих бакалавров-дефектологов к организации работы по коррекции речевых нарушений у детей. Данный процесс изучается в связи с особенностями современной логопедии. На основании их исследования доказывается необходимость всесторонней междисциплинарной подготовки бакалавров по соответствующему направлению. Затем раскрывается процесс их обучения основам организации работы по коррекции речевых нарушений у детей. Внимание при этом уделяется как его теоретической, так и практической составляющим.

Ключевые слова: высшее образование, инклюзия, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, коррекция речевых нарушений.

Annotation. On the example of Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala) Special (Defectological) Education Faculty and, in particular, the Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology work the leading aspects of future bachelor-defectologists preparation for the organization of work on the speech disorders correction in children are considered. This process is studied in connection with the modern speech therapy peculiarities. Based on their research, the comprehensive interdisciplinary training necessity for bachelors in the relevant field is proved. Then the process of teaching them the basics of organizing work to correct speech disorders in children is revealed. Attention is paid to both its theoretical and practical components.

Key words: higher education, inclusion, inclusive education, children with disabilities, correction of speech disorders.

Введение. Факультет специального (дефектологического) образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала) осуществляет обучение студентов по специальности 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация «бакалавр»). Профиль: «Логопедия и специальная психология» [10].

При этом, важнейшей задачей деятельности субъектов образовательных отношений является подготовка будущих бакалавров-дефектологов к организации работы по коррекции речевых нарушений у детей (В.И. Андреев, О.В. Калимуллина, И.В. Троценко) [1]. Теоретическая подготовка при этом направлена на складывание у обучающихся системы необходимых знаний в ходе освоения учебных программ по дисциплинам психолого-педагогического цикла (А.А. Алмазова, Е.О. Галицких, А.В. Калиниченко, Ю.Н. Костенкова, В.М. Лейчик, О.П. Пецух, Е.Д. Файзуллаева) [11]. В ходе практической же происходит формирование умений и навыков, важных с точки зрения эффективной профессиональной деятельности будущего дефектолога, средствами различных практик (Е.В. Белова, Е.О. Галицких, О.В. Калимуллина, И.А. Филатова) [6].

Более детальному рассмотрению соответствующих аспектов профессиональной подготовки лиц, осваивающих соответствующее направление, посвящено основное содержание нашей статьи.

Изложение основного материала статьи. Сегодня процесс обучения будущих дефектологов в образовательном пространстве ДГПУ сосредоточен в основном на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии [4]. В ходе проектирования процесса подготовки будущих бакалавров специального (дефектологического) образования преподаватели означенной кафедры, в состав которых входят и авторы настоящей статьи, исходят из ключевых особенностей современной логопедии (Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова, В.В. Гришкун, Т.В. Дроздова, А.Ю. Лебедев, Н.А. Никитин, А.В. Поборчий) [12]. Последняя носит междисциплинарный характер. Соответственно, современный профессионал в этой области должен характеризоваться широкой общей эрудицией и глубокими познаниями в определённых областях лингвистики, педагогики медицины и психологии (Е.Э. Артёмова, Е.О. Галицких, В.В. Гришкун, О.И. Кукушкина, Н.А. Никитин) [8].

Учитывая данный факт, становится понятным сотрудничество кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии с функционирующими на базе факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ центрами:

- межвузовский центр по разработке методологического обеспечения новых подходов к формированию культуры межнационального общения в условиях многонационального региона;

- региональный межвузовский научно-образовательный центр «Перспектива»;

- научно-образовательный центр интерактивных технологий обучения, добровольчества и молодёжных инициатив [10].

Сотрудничество с этими структурами, а также обширные научные интересы и контакты профессорско-преподавательского состава рассматриваемой кафедры дают возможность её членам всегда быть в курсе передовых достижений в соответствующей области [4]. Соответственно, они имеют возможность для трансляции обучающимся актуальной информации. Кроме того, постоянно проводится работа по улучшению материально-технического обеспечения профессиональной подготовки лиц, осваивающих интересующее нас направление.

Теоретическая подготовка студентов, осваивающих специальность 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация «бакалавр»), профиль: «Логопедия и специальная психология», к эффективной работе по коррекции речевых нарушений у детей подчинена двум тенденциям. С одной стороны, профессионал, конкурентоспособный в соответствующей области, за период обучения с необходимостью должен усвоить систему фундаментальных знаний, имеющих отношение к следующим аспектам его будущей деятельности:

- активный поиск и отбор актуальной информации, необходимой для успешной деятельности по коррекции речевых нарушений у детей;

- эффективное использование такой информации (Т.П. Айсувакова, Э.М. Ахмедова, Н.В. Горбунова, Л.Н. Давыдова, М.А. Джамалханова, Т.А. Дугарская) [3].

С другой стороны, активность коллектива нашей кафедры направлена на вооружение студентов знаниями, умениями и навыками, ориентированными на успешную реализацию ими стандартных унифицированных действий в условиях конкретных организаций [4].

Таким образом, деятельность участников образовательного процесса имеет своей целью достижение следующих результатов теоретической подготовки студентов к эффективной деятельности по коррекции речевых нарушений у детей:

- обучение будущих дефектологов как полифункциональных профессионалов, что, в свою очередь, предусматривает расширение использования элементов междисциплинарного подхода в процессе их теоретической подготовки к осуществлению соответствующих форм деятельности (Э.М. Ахмедова, О.Л. Беляева, Н.В. Горбунова, А.Ю. Лебедев) [11];

- широкое применение в процессе теоретической подготовки бакалавров-дефектологов к организации работы по коррекции речевых нарушений у детей кейсов, моделирующих реальные ситуации [12];

- формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, связанных с достижением положительных результатов соответствующей деятельности.

Таким образом, на современном этапе своего развития теоретическая подготовка будущих бакалавров-дефектологов к осуществлению деятельности, интересующей нас в рамках настоящего исследования, может рассматриваться в качестве целостной системы, являющейся органичной частью процесса их профессиональной подготовки [13].

В ряду наиболее существенных показателей совершенствования соответствующей компетентности будущего дефектолога стоит степень развития у него профессионально-значимых личностных качеств [5]. Если их сформированность находится на достаточном уровне, то в ходе практической подготовки, а, в дальнейшем, - и профессиональной деятельности студенты получат широкие возможности для овладения навыками многоаспектного анализа различных ситуаций, возникающих в ходе коррекции речевых нарушений у детей [2].

Также в ходе данного аспекта обучения будущих бакалавров-дефектологов немалое внимание уделяется развитию у них профессионально значимой мотивации. Эта, последняя, в дальнейшем будет побуждать молодых профессионалов направлять собственную активность на всестороннее развитие личности учащихся или воспитанников, в т.ч. формирование у них умений и навыков речевой деятельности (Т.П. Айсувакова, А.И. Сергеева, Е.В. Шевченко) [5].

Дальнейшее совершенствование процесса теоретической подготовки к осуществлению рассматриваемой деятельности в пространстве ДГПУ связано с реализацией следующих задач в долгосрочной перспективе:

- усиление культурологической составляющей всех проявлений профессиональной активности будущего дефектолога [7];

- учёт при планировании содержательной стороны, приёмов и методов обучения факта некоторого расширения возрастного диапазона лиц, нуждающихся в оказании медико-психолого-педагогической помощи;

- расширение применения дистанционных и смешанных форм обучения в ходе теоретической подготовки будущих дефектологов [12].

Таким образом на настоящем этапе развития соответствующей составляющей теоретической подготовки студентов бакалавриата, осваивающих интересующее нас направление, фиксируется необходимость в некотором пересмотре существующих подходов к их обучению. Конкурентноспособный профессионал такого уровня должен, как уже говорилось, характеризоваться широкими познаниями в различных областях [8]. В дальнейшем такие требования к нему могут создать необходимость в пересмотре образовательных программ. Существует также вероятность возникновения необходимости учёта в них возможностей для получения обучающимися нескольких специализаций [13]. Современное состояние их подготовки в нашем вузе вселяет надежду на то, что на подобный вызов будет дан адекватный ответ.

Говоря о практической подготовке будущих бакалавров интересующего нас профиля, отметим, что в соответствии с учебным планом ООП по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Профиль: «Логопедия и специальная психология» лица, осваивающие данное направление проходят несколько видов практик (Табл. 1).

Таблица 1

Виды практик, которые проходят будущие бакалавры, осваивающие профиль подготовки «Логопедия и

специальная психология»

Курс Практика

2 Учебная практика в ДОУ г. Махачкалы для детей с нарушениями речи.

Производственная практика в ДОУ г. Махачкалы для детей с нарушениями речи.

3 Производственная практика на логопедических пунктах при общеобразовательных школах Республики Дагестан.

Производственная практика в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении [9].

4 Производственная практика в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

При этом непосредственно перед началом каждой из них руководителем от кафедры проводится установочная конференция, на которой студенты получают необходимую информацию, касающуюся целей и задач практики. Обсуждаются также её содержательная сторона и необходимая к сдаче отчётная документация [6]. Теперь рассмотрим практики более подробно, уделяя внимание роли последних в ходе подготовки будущих бакалавров-дефектологов к организации работы по коррекции речевых нарушений у детей.

В пространстве ДОУ г. Махачкалы для детей с нарушениями речи учебная практика длится 14 дней [9]. Она предусматривает знакомство учащихся второго курса со следующими аспектами их будущей профессиональной деятельности:

- содержание коррекционно-воспитательного процесса;

- ведение медицинской и педагогической документации [8].

По ходу данной практики будущие бакалавры посещают занятия учителя-логопеда, делают совместный с ним аналитический разбор всех видов занятий, определяют их содержание в зависимости от этапа и конкретных задач обучения [3]. Кроме того, ими посещаются, а в последствии - анализируются занятия, проводимые воспитателем, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем. Цель данной деятельности состоит в изучении психофизиологических особенностей детей, характеризующихся нарушениями речи. Кроме того, таким путём студенты постигают также основы организации воспитательного процесса с подобными детьми [1]. В ходе самостоятельной работы деятельность будущих профессионалов сводится к следующему:

- анализ данных, каковые были получены в ходе логопедического обследования;

- создание индивидуальных перспективных планов логопедической работы с обследованными детьми;

- подготовка к взаимодействию с детьми во время логопедического часа [9].

По результатам рассмотренной практики предоставляется и защищается отчёт. Кроме того проводится собеседование. По их результатам выставляется дифференцированный зачёт [9].

Прохождение производственных практик в ДОУ, на логопедических пунктах при общеобразовательных школах, в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, а равно в специальных школах РД для детей с тяжёлыми нарушениями речи позволяют студентам более глубоко понять содержательную стороны коррекционно-педагогической работы [6]. По мере их прохождения обучающиеся планируют и проводят индивидуальные и фронтальные логопедические занятия, учитывающие генезис и структуру речевых дефектов. Ими также осуществляется подготовка и проведение консультаций для родителей [2]. Немаловажную роль играет взаимопосещение занятий, осуществляемое ими. По его результатам проводится анализ достижений в осуществлении своей будущей профессиональной деятельности, как собственных, так и товарищей.

По завершении практик студенты овладевают следующими универсальными умениями:

- целеполагание;

- анализ;

- планирование;

- рефлексия [7].

Так, получив знания в ходе теоретической подготовки, будущие профессионалы учатся применять их в целях эффективной организации различных ситуаций общения и мыследеятельности. Оттачиваются их умения и навыки, связанные с активностью в качестве социотехников, коммуникаторов и методологов. Становится возможным обучение такого логопеда, в профессиональном портрете которого органично сочетаются фундаментальность профессиональных базовых знаний с одной стороны и инновационность практико-ориентированного мышления - с другой [2]. Осуществляемое в ходе рассмотренных видов практик межличностное, взаимодействие в рамках систем «преподаватель -студент» и «студент - студент» способствует формированию теоретического и практического мышления, развитию личности будущих профессионалов в соответствующей области [1].

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем утверждать, что сегодня процесс обучения будущих дефектологов в Дагестанском государственном педагогическом университете сосредоточен в основном на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии. В ходе его проектирования преподаватели этой кафедры, исходят из ключевых особенностей современной логопедии.

В соответствии с ними теоретическая подготовка студентов, осваивающих специальность 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация «бакалавр»), профиль: «Логопедия и специальная психология», к эффективной работе по коррекции речевых нарушений у детей подчинена двум тенденциям. С одной стороны, профессионал, конкурентоспособный в соответствующей области, за период обучения с необходимостью должен усвоить систему фундаментальных знаний, имеющих отношение к таким сторонам его будущей деятельности, как активный поиск и отбор актуальной информации, необходимой для успешной деятельности по коррекции речевых нарушений у детей, а равно эффективное использование такой информации.

С другой стороны, активность коллектива нашей кафедры направлена на вооружение студентов знаниями, умениями и навыками, ориентированными на успешную реализацию ими стандартных унифицированных действий в условиях конкретных организаций.

Говоря о практической подготовке будущих бакалавров интересующего нас профиля к осуществлению указанной деятельности, отметим, что в соответствии с учебным планом они проходят несколько видов практик.

Так, в ходе учебной практики в ДОУ г. Махачкалы для детей с нарушениями речи изучаются психофизиологические особенности детей, характеризующихся их наличием. Студенты также постигают основы организации воспитательного процесса с подобными детьми.

Прохождение производственных практик в ДОУ, на логопедических пунктах при общеобразовательных школах, в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, а равно в специальных школах РД для детей с тяжёлыми нарушениями речи позволяют студентам более глубоко понять содержательную стороны коррекционно-педагогической работы. По мере их прохождения обучающиеся планируют и проводят индивидуальные и фронтальные логопедические занятия, учитывающие генезис и структуру речевых дефектов. Ими также осуществляется подготовка и проведение консультаций для родителей. Немаловажную роль играет и взаимопосещение занятий, осуществляемое ими.

Так, получив в ходе теоретической подготовки необходимые знания, будущие профессионалы учатся применять их в целях эффективной организации различных ситуаций общения и мыследеятельности. Оттачиваются их умения и навыки, связанные с активностью в качестве социотехников, коммуникаторов и методологов.

Литература:

1. Добровенскис, Д.В. Современные тенденции профессиональной подготовки будущих учителей / Д.В. Добровенскис, Н.В. Соловьева, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). - С. 122-124

2. Екжанова, Е.А. Психолого-педагогические технологии тьюторского сопровождения детей с ОВЗ на этапе постинтернатной адаптации / Е.А. Екжанова, И.Л. Соловьева // Специальное образование. - 2020. № 1. - С. 40-52

3. Карынбаева, О.В. Подготовка дефектологов в региональном вузе / О.В. Карынбаева, Н.В. Шкляр // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9(187). - С. 146-150

4. Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии: сайт. - 2019. - URL: https://dgpu.net/ru/fakultety-i-kafedry/fakultety/fakultet-spetsialnogo-defektologicheskogo-obrazovaniya/item/893-kafedra-korrektsionnoj-pedagogiki-i-spetsialnoj-psikhologii (дата обращения: 25.01.2023)

5. Лихоедова, Л.Н. Стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности учителя дефектолога / Л.Н. Лихоедова, Ж.Е. Толегенова // Sciences of Europe. - 2020. - № 59. - С. 69-72

6. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева [и др.]. - Москва: РосНОУ, 2022. - 174 с.

7. Особенности организации воспитательного процесса в инклюзивном образовании / Д.В. Гайдук, В.М. Зуев, А.А. Смирнов [и др.] // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 13-17

8. Слепухина, А.С. Подготовка будущих учителей-логопедов к коррекционно-образовательной деятельности в условиях образовательной среды / А.С. Слепухина // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 139-141

9. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация «бакалавр»). Профиль: Логопедия и специальная психология: сайт. - 2023. - URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-

public%3A%2F%2FANXCuyFVK8nURwNwJgx2%2FAK06LDi7ZI4v2mozFgCRDJ1727EsDa%2FfctK9K6XMvyvq%2FJ6bpmR

yOJonT3VoXnDag%3D%3D%3A%2FУчебньIе%20планьI%202023%20год0/o2F44.03.03_Логопедия0/o20и0/o20специальная0/o20 психология.plx.pdf&name=44.03.03_Логопедия%20и%20специальная%20психология.plx.pdf (дата обращения: 25.01.2023)

10. Факультет специального (дефектологического) образования: сайт. - 2019. - URL: https://dgpu.net/ru/fakultety-i-kafedry/fakultety/fakultet-spetsialnogo-defektologicheskogo-obrazovaniya/item/888-informatsiya-o-fakultete (дата обращения: 24.01.2023)

11. Штрекер, Н.Ю. Тенденции развития направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского / Н.Ю. Штрекер // Вестник Калужского университета. -2021. - № 1. - С. 99-101

12. Юдина, И.А. К проблеме применения дистанционных образовательных технологий в подготовке дефектологических кадров / И.А. Юдина, А.Д. Иванова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). - С. 309-313

13. Яковлева, И.М. Современные тенденции подготовки педагогов к инклюзивному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья / И.М. Яковлева // Региональное образование: Современные тенденции. - 2019. - № 3(39). -С. 126-130

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В развивающийся век информационных технологий невозможно игнорировать влияние медиакоммуникаций и средств массовой информации на развитие человека. Важно правильно сформировать у обучающихся понимание и научить ориентироваться в информационной среде; развить навыки критического осмысления информации; сформировать основы медиаграмотности и медиабезопасности. Это является основной целью медиаобразования. Основными направлениями в медиаобразовании начальной школы являются: организация кружков и дополнительных факультативов; интеграция в школьный процесс обучения с грамотным использованием аудио и видео материалов; возможность дистанционного обучения, которое не замещает традиционную форму, а служит дополнительной вспомогательной формой при крайней необходимости проведения такого формата обучения.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, медиабезопасность, медиаинформация.

Annotation. In the developing age of information technology, it is impossible to ignore the influence of media communications and mass media on human development. It is important to properly form students' understanding and teach them to navigate in the information environment; develop skills of critical comprehension of information; form the foundations of media literacy and media security. This is the main goal of media education. The main directions in primary school media education are: organization of clubs and additional electives; integration into the school learning process with the competent use of audio and video materials; the possibility of distance learning, which does not replace the traditional form, but serves as an additional auxiliary form when it is absolutely necessary to conduct such a training format.

Key words: media education, media literacy, media security, media information.

Введение. Невозможно представить себе современное общество без медиа - средств массовой коммуникации и информации. Это поистине век информации и технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь. Как отмечает Хилько Н.Ф.: «Человечество приближается к эпохе всемирной аудиовизуализации, становясь всевидящим и всеслышащим» [5, С. 446].

Тенденции таковы, что медиа текст, видео, кино используется не только в качестве развлечений, но и как средство получения новых знаний и умений. Все чаще и чаще мы прибегаем к демонстрации материалов с помощью аудио, визуального ряда. Все чаще наши презентации носят яркую, привлекающую внимание форму. Невозможно отгородиться от развития технологий и как следствие огромного информационного потока.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Термин «медиаобразование» сравнительно новый, впервые упоминается в научных публикациях СССР в 1986 году. Тогда как в Западных странах и США уже с 1960-х годов.

В энциклопедии термин «медиаобразование» определяется как: «направление в педагогике, изучающее закономерности массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [3, С. 555[.

Соответственно, медиаобразование может помочь обучающимся не только исследовать мир медиакультуры, но и освоить язык средств массовой информации, получить необходимые навыки анализа и критического мышления, научится ориентироваться в области медиаинформации, которая может быть представлена:

1. печатной продукцией (журналы, книги, газеты, комиксы, брошюры);

2. аудио (радио, музыка, аудио книги);

3. видео (передачи информационные и развлекательные, кино, клипы);

4. интернет, web-медиа (социальные сети, блоги, интернет ресурсы).

Одной из целей медиаобразования является повышение уровня медиабезопасности и медиаграмотности или «медиакомпетентности», отвечающее за умение ориентироваться в медиа средствах и правильно оперировать ими.

С развитием информационной среды, важнейшими составляющими в образовательной среде являются медиабезопасность и медиаграмотность. И если первая проблема решается с помощью технического оснащения (защитные антивирусные программы, антиспам и т.д.), то вторая методами получения информации, умением работать в информационной среде (не заходить на неизвестные ссылки и переходить на подозрительные сайты, не регистрироваться на незнакомых ресурсах, не оставлять личную информацию о себе, не назначать личные встречи с людьми по переписке и т.д.).

Бондаренко Е.А. отмечал, что умение работать с информацией изначально входило в наиважнейшие задачи школьного образования, поэтому данные умения, вне зависимости от того, как будут сформулированы новые стандарты образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.