Научная статья на тему 'ВКЛАД РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЯ «МУЗЫКА»'

ВКЛАД РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЯ «МУЗЫКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / подготовка будущих педагогов на ступени бакалавриата / повышение эффективности профессиональной подготовки педагогов на ступени бакалавриата / подготовка будущих музыкальных педагогов / региональный компонент / higher education / training of future teachers at the bachelor's degree level / improving the effectiveness of professional training of teachers at the bachelor's degree level / training of future music teachers / regional component

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джамалханова Марина Асламбековна, Джамалханова Лалита Асламбековна

В данной статье рассмотрен тот вклад, который расширение применения регионального компонента может внести в оптимизацию процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка». Доказывается факт наличия определённых противоречий на современной стадии развития данного сегмента отечественной системы высшего образования. Затем демонстрируется отрицательное влияние этих противоречий на процессы, связанные с формированием некоторых компетенций у лиц, осваивающих соответствующее направление подготовки. На основании исследования подобной ситуации предлагается система педагогических условий, соблюдение которых может помочь в преодолении соответствующих недостатков. Рассматривается роль регионального компонента в реализации этих условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джамалханова Марина Асламбековна, Джамалханова Лалита Асламбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the contribution that the regional component using expansion can make to the optimization of the future musical education bachelors professional competence formation process. Certain contradictions existence fact at the current development stage of this Russian higher education system segment is proved. Then these contradictions negative impact on the processes associated with the certain competencies in persons mastering the relevant field of training formation is demonstrated. Based on the such situation study, the pedagogical conditions system is proposed, the observance of them can help in overcoming the corresponding shortcomings. The role of the regional component in these conditions implementation is considered.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЯ «МУЗЫКА»»

обогащение социального и национального фондов мирового рынка труда. Результаты настоящего исследования доказывают актуальность рассматриваемой нами проблемы и очерчивают спектр новых вопросов, требующих рассмотрения. При этом сравниваются позиции нескольких участников образовательного процесса: обучающихся и педагогов (творческая группа преподавателей), что позволяет нам сделать наиболее полный и комплексный вывод.

Реализация инновационных технологий способствует осознанию предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности, усилению опыта в процессе решения профессиональных задач, обобщению и систематизации знаний, полученных в процессе обучения в вузе. Исследования в области реализации инновационных технологий зачастую не учитывают практику их реализации. Нами была определена значимость спецсеминара, его организация и внедрение как важных аспектов реализации инновационных технологий, что позволит организовать процесс профессионального обучения в целом.

Выводы. На основе проведенных диагностических операций и полученных результатов мы смогли выявить положительную динамику уровня сформированности готовности будущих специалистов к применению в собственной профессиональной практике инновационных технологий. Повышение уровня анализируемой в данном исследовании педагогической готовности вызвано, по нашему мнению, положительным эффектом внедрения в программу профессиональной подготовки будущих специалистов спецсеминара «Инновационные технологии», что позволяет обосновать его педагогическую эффективность и возможность более широкого применения в практике высших учебных заведений.

Аннотация. Статья посвящена вопросу разработки и внедрения специального семинара «Инновационные технологии» в программу профессиональной подготовки будущих специалистов. В исследовании изложены основные теоретические аспекты разработки специального семинара, отражены компоненты его содержания и структуры. В статье конкретизированы критерии и охарактеризованы уровни сформированности готовности будущих специалистов гостиничного сервиса к использованию инновационных технологий, определены диагностические средства, используемые при исследовании эффективности разработанного специального семинара.

Ключевые слова: инновационные технологии, профессиональная подготовка будущих специалистов, готовность будущих специалистов к применению инновационных технологий, критерии, уровни сформированности готовности, педагогическая диагностика.

Annotation. The article is devoted to the development and implementation of a special seminar «Innovative technologies» in the program of professional training of future specialists. The study outlines the main theoretical aspects of the development of a special seminar, reflects the components of its content and structure. The article specifies the criteria and characterizes the levels of formation of readiness of future hotel service specialists to use innovative technologies, defines diagnostic tools used in the study of the effectiveness of the developed special seminar.

Keywords: innovative technologies, professional training of future specialists, readiness of future specialists to use innovative technologies, criteria, levels of readiness formation, pedagogical diagnostics.

Литература:

1. Ефремов, О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Ефремов Олег Юрьевич; [Место защиты: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена]. -Санкт-Петербург, 2001. -44 с.

2. Пнгенкамп, Карлхайнц. Педагогическая диагностика: [Пер. с нем.] / К. Ингенкамп. - Москва: Педагогика, 1991.-238 с.

3. Курдакова, М.Е. Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов гостиничного сервиса: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Рос. гос. профес.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - 22 с.

4. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии [Текст]: проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н.В. Матяш. - Москва: Академия, 2012. - 156 с.

5. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: учебное пособие / Авт-сост. Т.П. Сальникова. - Москва: Сфера, 2010.-124 с.

6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: [в 2 т.] / Г.К. Селевко. - Москва: НИИ шк. технологий, 2006. - (Можайск (Моск. обл.): Можайский полиграфкомбинат). -22 см.; ISBN 5-87953-211-9

7. Элиарова, Т.С. Содержание и организация профессиональной подготовки специалистов для предприятия сферы гостеприимства: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. -Москва, 2001. - 187 с.

УДК 378

ВКЛАД РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ПРОФИЛЯ «МУЗЫКА»

старший преподаватель кафедры музыкального образования Джамалханова Марина Асламбековна ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музыкального образования Джамалханова Лалита Асламбековна ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

Постановка проблемы. В период истории, характеризующийся переходом человеческого общества на постиндустриальную ступень, фиксируется глобальный характер большинства происходящих в нём процессов (О.Н. Беленов, Е.А. Дыганова, С.А. Сбитнева, И.В. Шилова, З.М. Явгильдина). Данное обстоятельство, в свою очередь, сопряжено с рядом вызовов, требующих незамедлительного ответа (А.Н. Данилов, A.A. Ермекбаев, Н.В. Лобов, В.Ю. Столбов, И.Д. Столбова, A.A. Якуб).

С точки зрения темы настоящей статьи наиболее существенным из них является риск утраты выпускниками вузов, в т.ч. педагогических, региональной идентичности [2, С. 200]. Следовательно, сегодня важным условием успешности

формирования системы профессиональных компетенций у будущих бакалавров направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка» является интенсификация использования регионального компонента [8, С. 107].

Значению интеграции его элементов для успешного завершения процесса подготовки будущих музыкальных педагогов на соответствующей ступени посвящена наша статья.

Изложение основного материала исследования. Особенностью компетентности современного музыкального педагога, успешно завершившего обучение на ступени бакалавриата, является её комплексный характер (Ш.А. Амонашвили, A.B. Бездухов, В.П. Бездухов, Т.В. Жирнова, Л.И. Новикова). В соответствии со спецификой своей будущей деятельности профессионал указанного уровня должен, прежде всего, характеризоваться наличием сформированной системы знаний, умений и навыков, относящихся к следующим областям:

- его предметная область;

- методика преподавания музыки.

Кроме того, занимаясь вопросами совершенствования подготовки будущих педагогов-музыкантов нельзя обойти вниманием тенденцию, при которой их будущая профессиональная деятельность представляет собой органическое единство педагогики и музыкального искусства [7, С. 976-977]. На интересующем нас уровне обучения это требует реализации следующих аспектов:

- общепедагогический (Т.В. Жирнова, Л.И. Новикова, С.А. Сбитнева, К.Б. Холиков);

- специальный.

При этом наблюдение за действиями студентов по ходу прохождения ими различных практик и анализ учебно-воспитательного процесса, реализуемого на профильных факультетах региональных вузов нашей страны, позволяют констатировать факт существования определённых противоречий. При в большинстве случаев вполне приемлемом уровне теоретической и исполнительской подготовки будущих бакалавров фиксируются существенные затруднения по ходу применения ими сформированной таким образом системы знаний, умений и навыков в реальных условиях. Можно говорить о двух причинах возникновения подобной ситуации (Табл. 1).

Таблица 1

Причины несоответствия уровня профессиональных компетенций студентов бакалавриата, осваивающих направление подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Музыка», их реализации в ходе

педагогической практики

№ п/п Причина Последствия

1 Необходимость подчинять все свои знания, умения и навыки единой задаче конкретного занятия с учениками при существовании разобщённости между этими составляющими компетентности [7, С. 978]. В сознании будущих музыкальных педагогов не складываются целостные представления, касающиеся специфики получаемой профессии.

2 Узконаправленный характер преподавания академических дисциплин. Такая черта учебного процесса в современных региональных вузах вступает в противоречие с отмеченным выше комплексным характером профессиональной деятельности бакалавра музыкальной педагогики (Н.Г. Кён, Е.В. Назайкинский, Л.И. Новикова, O.K. Позднякова, С.Д. Поляков).

Выделенные противоречия свидетельствуют о том, что к моменту окончания обучения на ступени бакалавриата у будущих музыкальных педагогов оказываются недостаточно хорошо сформированными две важные черты профессионального портрета (Табл. 2).

Таблица 2

Компетенции, процесс формирования которых у бакалавров музыкальной педагогики нуждается в

существенной модернизации

№ п/п Компетенции Характеристика

1 Специальная Подготовленность выпускника к самостоятельной реализации профессиональных обязанностей и адекватной оценке результатов собственного труда [8, С. 108-109].

2 Когнитивная Способность профессионала соответствующего уровня к приобретению новых знаний, умений и навыков, готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, осознанная потребность в актуализации и реализации личностного потенциала [2,С. 202].

Ввиду вышеизложенного необходимыми представляются создание и реализация педагогических условий, способствующих более глубокому освоению студентами психолого-педагогических и специальных знаний [9, С. 133-134]. Последние формулируются следующим образом:

- ориентация всех используемых методик на подготовку будущего музыкального педагога к осуществлению разносторонней профессионально-педагогической деятельности [1, С. 5];

- составление рабочих программ, направленных на реализацию таких методик;

- позиционирование практики как ключевого звена процесса закрепления и систематизации сформированных знаний, умений и навыков [2, С. 206].

Проблема соблюдения этих условий в современном музыкальном образовании существенно осложняется тем, что его содержательная сторона, методология и инструментальная база с необходимостью должны соответствовать требованиям современных науки, культуры и общества [3, С. 36].

Современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет утверждать, что одним из действенных путей их практического воплощения является расширение использования элементов регионального компонента в учебно-воспитательном процессе. Его успешная интеграция связана с систематической реализацией ряда процедур. Перечислим их:

- выявление ключевых особенностей содержательной стороны регионального компонента в связи с уровнем подготовки учащихся, социокультурными особенностями конкретного субъекта РФ и иными факторами (Г. Гасанов, М.А. Лобанов, Е.В. Назайкинский, Л.П. Новикова, O.K. Позднякова, Е. Юдина);

- определение целесообразного с точки зрения решения описанных выше проблем объёма регионального содержания учебно-воспитательного процесса [6, С. 284];

- проведение с учётом результатов первых двух мероприятий теоретического анализа учебных планов в целях оптимизации регионального компонента [8, С. 111];

- определение необходимых к освоению студентами бакалавриата дополнительных дисциплин, учитывающих запросы культурно-образовательной среды, сложившейся в границахданного края/области/республики [10, С. 119];

- переработка существующих и, при необходимости, создание новых программ с полностью или частично регионально ориентированным содержанием (П.В. Анисимов, A.A. Копсергенова, М.А, Лобанов);

- генерация соответствующей среды в образовательном пространстве конкретного вуза [10, С. 230];

- ориентация различных форм внеучебной деятельности на возможности и потребности региона [9, С. 134].

Успешность реализации данных мероприятий с большой вероятностью может обеспечить соблюдение субъектами

образовательных отношений, реализуемых в пространстве региональных вузов, следующих правил:

- обязательное моделирование влияния профессионально-педагогических и свойственных региону социально-культурных условий на ход аудиторной и внеаудиторной работы (З.А. Алиева, П.В. Анисимов, Н.Е. Ковалев, И.Н. Немыкина, Б.Ф. Райский, П.Э. Рахимбаева, H.A. Сорокин);

- соблюдение принципа единства аксиологического, личностного, деятельностного и прогностического аспектов обучения будущих бакалавров музыкального образования, в т.ч. средствами регионального компонента [6, С. 286];

- применение таких средств и методов профессиональной подготовки, которые будут способствовать не только профессиональному, но и личностному развитию обучающихся как носителей культурных традиций своей малой родины [4, С. 7];

- организация образовательного процесса с учётом необходимости поощрения музыкально-творческого самосовершенствования будущих бакалавров (П.В. Анисимов, О.В. Арефьева, О.С. Арефьева, М.Э. Вознесенская, O.K. Позднякова);

- усвоение учащимися национально-регионального компонента содержания музыкального образования должно осуществляться в условиях диалога - особой среды, обеспечивающей функционирование субъект-субъектных общений с ценностями, самореализацию личности в рамках региональной музыкальной культуры, такой подход к организации учебно-воспитательной работы позволит студентам осознать то, что музыкант, формирующийся в социокультурных условиях региона, впоследствии с большой вероятностью выйдет на межнациональный музыкально-культурный диалог [3, С. 79];

- соединение принципа индивидуально-личностного развития будущих бакалавров музыкального образования и положений системного подхода к организации их подготовки [5,С. 179].

Соблюдение этих правил расширит возможности для организации полифункциональной деятельности субъектов образовательных отношений в процессе реализации регионального компонента профессиональной подготовки будущих бакалавров направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка» [5, С. 180].

Теперь необходимо подвести итоги работы.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем утверждать, что для отечественной системы подготовки педагогических кадров серьёзную опасность представляет такой вызов глобализации как риск утраты выпускниками национальной и региональной идентичности. Соответственно, занимаясь вопросами дальнейшего её совершенствования следует обращать пристальное внимание на возможности регионального компонента.

Расширение его интеграции в практику подготовки будущих музыкальных педагогов на ступени бакалавриата позволит в определённой степени преодолеть противоречия, фиксирующиеся в данном сегменте отечественной системы ВО. Они существуют между в большинстве случаев вполне приемлемым уровнем теоретической и исполнительской подготовки студентов с одной стороны и существенными затруднениями по ходу практического применения ими сформированной таким образом системы знаний, умений и навыков - с другой. Соответственно, расширение использования данного компонента в образовательной деятельности предоставит широкие возможности в плане оптимизации хода формирования у обучающихся специальной и когнитивной компетенций.

Его успешная интеграция подразумевает систематическую реализацию ряда процедур. В числе таковых фиксируются: выявление ключевых особенностей содержательной стороны регионального компонента в связи с уровнем подготовки учащихся, социокультурными особенностями конкретного субъекта РФ и иными факторами; определение целесообразного с точки зрения решения описанных выше проблем объёма регионального содержания учебно-воспитательного процесса; проведение с учётом результатов первых двух мероприятий теоретического анализа учебных планов в целях оптимизации регионального компонента; определение необходимых к освоению студентами бакалавриата дополнительных дисциплин, учитывающих запросы культурно-образовательной среды, сложившейся в границах данного края/области/республики; переработка существующих и, при необходимости, создание новых программ с полностью или частично регионально ориентированным содержанием; генерация соответствующей среды в образовательном пространстве конкретного вуза; ориентация различных форм внеучебной деятельности на возможности и потребности региона.

Успешная реализация данных мероприятий возможна при условии соблюдения следующих правил: обязательное моделирование влияния профессионально-педагогических и свойственных региону социально-культурных условий на ход аудиторной и внеаудиторной работы; соблюдение принципа единства аксиологического, личностного, деятельностного и прогностического аспектов обучения будущих бакалавров музыкального образования, в т.ч. средствами регионального компонента; применение таких средств и методов профессиональной подготовки, которые будут способствовать не только профессиональному, но и личностному развитию обучающихся как носителей культурных традиций своей малой родины;

организация образовательного процесса с учётом необходимости поощрения музыкально-творческого самосовершенствования будущих бакалавров; усвоение учащимися национально-регионального компонента содержания музыкального образования должно осуществляться в условиях диалога - особой среды, обеспечивающей функционирование субъект-субъектных общений с ценностями, самореализацию личности в рамках региональной музыкальной культуры, такой подход к организации учебно-воспитательной работы позволит студентам осознать то, что музыкант, формирующийся в социокультурных условиях региона, впоследствии с большой вероятностью выйдет на межнациональный музыкально-культурный диалог; соединение принципа индивидуально-личностного развития будущих бакалавров музыкального образования и положений системного подхода к организации их подготовки.

Аннотация. В данной статье рассмотрен тот вклад, который расширение применения регионального компонента может внести в оптимизацию процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка». Доказывается факт наличия определённых противоречий на современной стадии развития данного сегмента отечественной системы высшего образования. Затем демонстрируется отрицательное влияние этих противоречий на процессы, связанные с формированием некоторых компетенций у лиц, осваивающих соответствующее направление подготовки. На основании исследования подобной ситуации предлагается система педагогических условий, соблюдение которых может помочь в преодолении соответствующих недостатков. Рассматривается роль регионального компонента в реализации этих условий.

Ключевые слова: высшее образование, подготовка будущих педагогов на ступени бакалавриата, повышение эффективности профессиональной подготовки педагогов на ступени бакалавриата, подготовка будущих музыкальных педагогов, региональный компонент.

Annotation. This article considers the contribution that the regional component using expansion can make to the optimization of the future musical education bachelors professional competence formation process. Certain contradictions existence fact at the current development stage of this Russian higher education system segment is proved. Then these contradictions negative impact on the processes associated with the certain competencies in persons mastering the relevant field of training formation is demonstrated. Based on the such situation study, the pedagogical conditions system is proposed, the observance of them can help in overcoming the corresponding shortcomings. The role of the regional component in these conditions implementation is considered.

Key words: higher education, training of future teachers at the bachelor's degree level, improving the effectiveness of professional training of teachers at the bachelor's degree level, training of future music teachers, regional component.

Литература:

1. Абдуллаева, Э.Б. Музыкальный фольклор в образовательном пространстве Дагестана / Э.Б. Абдуллаева 11 Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 5-9

2. Бородовская, Л.З. Цифровой компонент компетентностной модели бакалавра профиля «Учитель музыки» / Л.З. Бородовская, З.М. Явгильдина 11 Вестник КемГУКИ. - 2022. - № 60. - С. 199-207

3. Григорьев, А.Ф. Культура и традиции народов Ставрополья и Северного Кавказа / А.Ф. Григорьев. - Ставрополь: Ставролит, 2020. - 144 с.

4. Гузеев, В.В. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение / В.В. Гузеев, М.Б. Романовская. - Москва: НИИ развития профессионального образования, 2006. - 50 с.

5. Ерина, И.А. Поликультурное образование как основа толерантных отношений в обществе / И.А. Ерина, О.М. Коробкова, З.А. Саидов 11 Мир науки, культуры, образования. -2022. - № 1(92). - С. 178-180

6. Кобозева, И.С. Музыкально-краеведческая деятельность как средство приобщения обучающихся к культурному наследию региона / И.С. Кобозева 11 Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 284-286

7. Нуруллаева, Н.К. Подготовка будущих учителей музыки к методически грамотной профессиональной деятельности / Н.К. Нуруллаева 11 Science and Education. - 2022. -Iss. 1. - С. 975-980

8. Спинжар, Н.Ф. Формирование этнокультурных компетенций у студентов-хореографов в вузах Казахстана / Н.Ф. Спинжар, Т.М. Амреева 11 Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. -2022. - № 4(47). - С. 103-112

9. Стенюшкина, Т.С. К проблеме формирования музыкально-образного мышления студентов направления «Искусство народного пения» / Т.С. Стенюшкина, О.И. Потешкина 11 Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). -С. 132-134

10. Торопова, А.В. Мотивация к занятиям искусством и проблема её развития / А.В. Торопова 11 Развитие личности. -2011. - № 2,- С. 116-126

УДК 37.02

НАУЧНЫЙ ЮМОР КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ

ОБЛАСТЕЙ

кандидат педагогических наук, доцент Кирюхина Наталия Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

Постановка проблемы. Юмор как социокультурный феномен имеет много разновидностей, одна из которых -узконаправленный профессиональный юмор группы людей, связанных одной сферой деятельности. Примером может быть научный юмор, основанный на необычной комической презентации и парадоксальных аспектах научных знаний и научной деятельности.

Юмор научных сообществ имеет давние традиции, проявляющие не только в неформальном общении, но и на уровне институций. Примерами могут служить шуточные статьи и рубрики в серьезных журналах, пародия на Нобелевскую премию Ig Nobel Prize, юмористические «антинаучные» студенческие конференции в ряде вузов. Востребованность научного юмора в образовательной среде позволяет поставить вопрос о возможности использовать его в качестве дидактического средства. Цель исследования, представленного в статье, - обосновать эту возможность и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.