Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОХОД / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE FUTURE MUSIC TEACHER / MUSIC TEACHER / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джамалханова Марина Асламбековна

Статья посвящена проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности будущего учителя музыки в контексте реализации компетентностного подхода в рамках направления «Педагогическое образование». В работе рассмотрена общая структура готовности к профессиональной деятельности учителя музыки. Она является открытой структурой, предполагает возможность доработки и дополнения в соответствии с меняющимися направлениями развития высшего образования, ФГОС общего и высшего образования, социальным запросом общества к учителям музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джамалханова Марина Асламбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH AS A BASIS FOR FORMING READINESS FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MUSIC TEACHER

The article is devoted to the problem of formation of readiness for professional activity of the future music teacher in the context of the implementation of the competence approach in the framework of the direction "Pedagogical education". The paper considers the General structure of readiness for professional activity of a music teacher. It is an open structure that allows for further development and additions in accordance with changing trends in the development of higher education, the Federal state educational standards for General and higher education, and the social demand of society for music teachers.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ»

точных, плавных и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения определять простые движения и сложные, которые необходимы для правильного произнесения звуков.

Принципом отбора артикуляционных упражнений будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения звука. При отборе артикуляционного материала логопед должен учитывать принцип от простого к сложному, ведь если его не учитывать этим самым можно даже навредить ребенку и у него сформируется негативное отношение к логопедическим занятиям, так как у него ничего не получается. На логопедических занятиях логопед должен постоянно поддерживать мотивацию ребенка.

Но необходимо помнить, что не каждое нарушение поддается коррекции, зависит не только от ситуации, но и от степени тяжести нарушения. Например, при повреждениях коры и иннервационного аппарата требуется более длительная и серьезная коррекция. При дизартрии, полученной после психотравмы, лечение будет иметь более благоприятный прогноз. Роль родителей также важна и им необходимо включаться во все этапы развития ребенка. Необходимо поддержание строгого режима дня и поддержание спокойной атмосферы в семье из-за недостаточно развитой эмоционально- волевой сферы.

Также важна форма взаимодействия специалистов для успешной коррекционной деятельности. Наиболее распространёнными считаются: муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия, психолого-медико-педагогический консилиум, интегрированные занятия, проектная деятельность, совместные мероприятия с родителями, деловые игры, анкетирование родителей, педагогов. Тесное взаимодействие специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики оказывает наиболее положительный результат на речевое развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Существует условно три периода взаимодействия, которые учитывают формы взаимодействия с учениками:

- Проведение и обсуждение полученных результатов комплексного обследования (Например, логопед занимается обследованием речи и её эмоциональной стороной, психолог исследует познавательные процессы и уровень развития познавательных сфер);

- Коррекционно-развивающая деятельность (использование приемов активизации психических процессов, а также изучению и уточнению эмоциональных состояний, которые доступны данному возрасту), при этом психолог активизирует речевые высказывания детей и включает их в образовательную деятельность.

Выводы. Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи требует учета специфических особенностей детей, профессиональной подготовки, а также готовности родителей быть задействованными в коррекционно-логопедическом процессе. Для успешно развития речевого процесса ребенку необходимо создавать благоприятную речевую среду на всех этапах его взросления.

Литература:

1. Демидова А.П., Зиновьева В.Н. Особенности диалогового взаимодействия учителя начальной школы и ребенка - логопата в рамках инклюзивного образования. - Сб. науч.тр.: Ялта: РИО ГПА, 2019 -Выпуск 64.-1 - с. 83

2. Павлова О.А., Демидова А.П. К вопросу об особенностях формирования представлений о числе и счете у дошкольников с ОНР. // Гуманизация образования 2/2019. - с. 74

3. Разумова, Л. И. Коррекция нарушений речи у дошкольников [Текст] / под ред. Л. С. Сековец. - М.: АРКТИ, 2007. - 248 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 560 с.

5. Чиркова Н.И., Демидова А.П. Развитие коммуникативных действий у детей - логопатов средствами занимательных математических заданий. // Гуманизация образования 3/2019. - с. 111

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры музыкального образования Джамалханова Марина Асламбековна

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности будущего учителя музыки в контексте реализации компетентностного подхода в рамках направления «Педагогическое образование». В работе рассмотрена общая структура готовности к профессиональной деятельности учителя музыки. Она является открытой структурой, предполагает возможность доработки и дополнения в соответствии с меняющимися направлениями развития высшего образования, ФГОС общего и высшего образования, социальным запросом общества к учителям музыки.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности будущего учителя музыки; учитель музыки, высшее профессиональное образование, компетентностный поход.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of readiness for professional activity of the future music teacher in the context of the implementation of the competence approach in the framework of the direction "Pedagogical education". The paper considers the General structure of readiness for professional activity of a music teacher. It is an open structure that allows for further development and additions in accordance with changing trends in the development of higher education, the Federal state educational standards for General and higher education, and the social demand of society for music teachers.

Keywords: readiness for professional activity of the future music teacher; music teacher, higher professional education, competence approach.

Введение. Система музыкального образования в России имеет ярко выраженные национальные особенности и традиции. В России она складывалась ни одно столетие, в условиях постоянно меняющейся экономической, политической и культурной обстановки в стране. В этой связи в процессе формирования готовности будущего учителя музыки к осуществлению профессиональной деятельности большое значение приобретает профессиональная подготовка музыканта, способного передать своим будущим ученикам основные ценности музыкальной культуры народов, проживающих в его регионе.

В процессе профессиональной подготовки будущих учителей музыки в Чеченском государственном педагогическом университете это особенно актуально, так как Чечня находится в поликультурном регионе -на Северном Кавказе. В то же время в Чечне успешно сохраняются и передаются новым поколениям богатые многовековые традиции музыкального фольклора.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная деятельность учителя музыки должна сохранять свою главную специфику — широкий профиль и основу на национально-культурные традиции региона, а так же народов России в целом.

Сущность готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности определяется совокупностью эмоционально-психических состояний, психолого-педагогических, методических, специально-предметных знаний, умений и навыков, способствующих эффективному осуществлению профессиональной музыкально - педагогической деятельности [5; 6; 8 и др.].

Как отмечается в исследовании Т.И. Политаевой [5; 6 и др.] и ряда других исследователей (Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, В.С. Сластёнина и др.), специфика готовности будущего учителя музыки к профессиональной музыкально - педагогической деятельности определяется следующим (табл. 1):

Таблица 1

Специфические особенности готовности будущего учителя музыки к профессиональной

деятельности

№ Особенности учителя музыки

1. Комплекс знаний, умений и навыков и сформированных на их основе профессиональных компетенциях, приобретаемых в процессе изучения и познания современной, классической музыки, а так же фольклорной музыки народов своего региона (в частности, в Чеченском государственном педагогическом университет ориентируются, прежде всего, на чеченский фольклор).

2. Хорошо развитые музыкальные способности, сформировавшимися на основе оригинального сочетания современной, классической музыки, а так же фольклорной музыки.

3. Эмоционально-ценностное отношение к духовному, культурному потенциалу современной, классической, народной музыки.

4. Развитые способности участвовать в межкультурной коммуникации с представителями разных культурных традиций, проживающих в данном регионе.

Формирование готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности - это многогранный, крайне сложный, целостный процесс. Структура готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности может быть представлена взаимосвязью мотивационного, содержательного и общенационального компонентов.

Представим характеристику каждого из обозначенных компонентов.

Мотивационный компонент характеризует уровень развития у будущих учителей музыки мотивации к профессиональной деятельности; интереса к выбранной профессии и других устойчивых профессиональных мотивов.

Мотивационный компонент определяет готовность будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в конкретном регионе на основе использования духовного, культурного потенциала музыкального фольклора своего народа, а так же традиций народов России и всего мира. Так же будущий учитель музыки должен быть готов к формированию музыкальной культуры у будущих учеников на основе современных и классических музыкальных произведений российских и мировых композиторов.

Содержательный компонент отражает представления будущего педагога - музыканта о специфике его будущей музыкально - педагогической профессиональной деятельности, о тех требованиях, которые выдвигаются к будущим учителям музыки.

Данный компонент включает в себя систему профессиональных знаний и умений и сформированных на их основе профессиональных компетенций (табл. 2):

Таблица 2

Система профессиональных знаний будущего учителя музыки

№ Виды профессиональных знаний Их содержание

1. Методологические знания общих принципов изучения музыкально-педагогических явлений, которые будут применены в будущей профессиональной деятельности.

2. Методические знания основ методики, технологических способов и приёмов обучения и воспитания молодого поколения, в том числе знания учебных программ по музыке для общеобразовательных школ.

3. Теоретические знания классических и современных музыкальных произведений, а так же произведений фольклора народов. населяющих регион; знания менталитета, мировоззрения народов данного региона, позволяющие осознать многообразие современного мира и специфику культурных проявлений на уровне личности, социальной группы, социума в целом и благодаря этому обеспечить понимание важности культурного плюрализма для личности и общества; знания специфики детской психики, мотивации, знания детских музыкальных интересов и т.д. [2].

Операциональный компонент включает умения и навыки, сформированные профессиональные компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Данный компонент можно рассматривать как форму реализации личностных, творческих способностей будущего учителя музыки. В содержание данного компонента входят следующие умения и навыки (табл. 3):

Таблица 3

Система ведущих профессиональных умений и навыков будущего учителя музыки

№ Умения и навыки

1. использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию атмосферы творческой активности, заинтересованности в изучении музыкальных произведений;

2. уметь выделять или вносить в содержание образования идеи, отражающие культурное многообразие данного региона;

3. уметь интересно, грамотно, разносторонне, увлеченно рассказывать детям о классической, современной, народной музыке;

4. создавать эмоционально-творческую атмосферу на уроках музыки в процессе знакомства с произведениями региональной, отечественной и мировой музыкальной культуры;

5. уметь интерпретировать и эмоционально, образно исполнять произведения фольклора, привлекать к подобного рода исполнению учащихся;

6. уметь находить общие и особенные моменты в фольклорных произведениях разных культурных традиций, уметь организовывать учебный процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве;

7. уметь разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы и способы их выполнения;

8. творчески подходить к реализации существующих школьных программ по музыке в своей профессиональной музыкально - педагогической деятельности, а также актуализировать новые идеи в изучении музыкальных произведений [1];

9. анализировать, оценивать процесс и результат собственной профессиональной музыкально -педагогической деятельности, уметь регулировать собственное поведение, действия, поступки в процессе взаимодействия с учащимися и др.

Тем самым, операциональный компонент предопределяет эффективность профессиональной деятельности будущего учителя музыки.

Хотелось бы отметить, что в настоящий момент в России в образовании реализуется компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Основным непосредственным результатом образовательной деятельности в условиях данного подхода является формирование компетенций.

В высшем образовании виды этих компетенций постоянно меняются.

В настоящий момент Федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (3++) определены универсальные и общепрофессиональные компетенции. При этом профессиональные компетенции должны быть обозначены самими вузами и сформированы у студентов в процессе обучения в зависимости от выбранного профиля образовательной программы [7].

Применительно к будущему учителю музыки, в вузах страны определяются свои профессиональные компетенции. В качестве примера можно рассмотреть опыт Липецкого государственного педагогического университета [10].

Кафедра музыкальной подготовки и социокультурных проектов Института культуры и искусств разработала специальные профессиональные компетенции для будущих учителей музыки.

Не смотря на то, что данные компетенции были разработаны ещё с учётом действия предыдущей версии ФГОС Педагогическое образование, считаем , что данный опыт можно учитывать при разработке профессиональных компетенции по ФГОС направления Педагогическое образование 3++ (таблица 4).

Таблица 4

Система специальных профессиональных компетенций будущего учителя музыки (опыт Липецкого государственного педагогического университета [10])

Виды деятельности учителя музыки Специальные профессиональные компетенции Возможности их формирования

Конструктивная профессиональная деятельность СПК-6 История музыки; История музыкального образования.

СПК-7 Основы музыкальной педагогик; Театрализация народных праздников.

Музыкальная исполнительская деятельность СПК-1 Сольфеджио; История музыки; История музыкального образования; Теория музыки; Анализ музыкальных произведений.

3 со СПК-2 Концертмейстерский класс; Основы инструментальной подготовки.

> £ СПК-3 Хоровой класс; Дирижирование.

М Т > СПК-4 Вокальный ансамбль; Народное ансамблевое пение; Основы вокальной подготовки.

Коммуникативно- СПК-5 НИР; Практики; Государственный экзамен.

организаторская профессиональная деятельность СПК-9 Теория и методика преподавания МХК; Государственный экзамен.

Исследовательская деятельность СПК-6 История музыки; История музыкального образования.

СПК-8 Теория и методика преподавания МХК; Теория и история МХК; Искусство XX века; Русское православное искусство; Введение в искусствознание и др.

Эти компетенции формируются у студентов - будущих учителей музыки в процессе освоения профессиональных дисциплин, таких как:

- теория и методика преподавания мировой художественной культуры;

- теория и методика музыкального образования;

- основы исследовательской деятельности педагога-музыканта;

- музыкальная психология;

- дирижирование;

- основы музыкальной педагогики;

- сольфеджио;

- основы вокальной подготовки;

- хоровой класс;

- теория музыки;

- основы инструментальной подготовки;

- история зарубежной музыки;

- история музыкального образования;

- теория и история мировой художественной культуры и др.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное отметим, что как отмечают современные исследователи в области музыкальной педагогики и, в частности,. профессиональной деятельности педагога музыканта (Дедюхина О.В., Политаева Т.И., Левина И.Р., Стеганцева И.П., Ярошенко В.С., и др. [3-6; 9; 10], с чьим мнением мы солидарны, в настоящее время, должно осуществляться смещение акцентов в профессиональной подготовке будущего учителя музыки с музыкально-исполнительского вида деятельности на культурно-просветительский.

Представленная в статье структура готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности не является окончательной. Она является открытой структурой, которая постоянно дорабатывается в соответствии с меняющимися направлениями развития высшего образования, ФГОС общего и высшего образования, социальным запросом общества к учителям музыки.

Литература:

1. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2016. № 4 (36). С. 11-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Субкультура детства: характерные черты, признаки, функции // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 298-299.

3. Дедюхина О.В. Художественно-эстетическое воспитание и обучение детей в процессе освоения игры на блокфлейте в учреждении дополнительного образования (на примерах репертуарных сборников деятельности в поликультурном социуме (на материале республики Башкортостан): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Уфа, 2010

4. Политаева Т.И. Формирование готовности будущих учителей музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме республики Башкортостан // Преподаватель XXI век. 2009. № 3-1. С. 157-163.

5. Приказ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]: http://fgosvo.rU/fgosvo/151/150/24/94

6. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / Э.Б. Абдуллин. Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

7. Левина И.Р. Социальные функции музыкального искусства и образования // Человеческий капитал. - М.: Объединенная редакция, 2013. - № 1 (49). - С. 184-188.

8. Ярошенко В.С., Стеганцева И.П. Особенности реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки учителей музыки // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2016. № 4 (36). С. 73-79.

Pedagogy

UDC 372.8

candidate of philological sciences, associate professor Dubskikh Angelina Ivanovna

Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk);

candidate of philological sciences, associate professor Butova Anna Vladimirovna

Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk)

MEDIA PROJECTS AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATION FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY NON-LANGUAGE STUDENTS

Annotation. The task of the higher education system at the present stage is not only theoretical knowledge transmission, but also the orientation towards the development of practical skills, which indicate what and how to do for solving a specific practical problem. In this regard, the search for new didactic means has intensified, one of which is the project method. The purpose of the article is to study students' readiness to develop professional competencies by means of a foreign language. It is emphasized that participation in a project with ICT using helps to increase students' cognitive abilities, improve the skills of organizing joint actions to solve the tasks, motivates to learn foreign languages both in class and during extracurricular time, develops professional and ICT competencies. The project method use with web quest elements in the theme "Media in the UK" is described. Second year journalist students took part in the project.

Keywords: the project method, ICTs, a web quest, the interdisciplinary approach, a professional competence, a foreign language.

Аннотация. Задача системы высшего образования на современном этапе является не только передача теоретических знаний, но и ориентация на приобретение практических умений и навыков, которые указывают на то, что и как нужно делать для решения конкретной практической задачи. В связи с этим активизировался поиск новых дидактических средств, одним из которых является метод проектов. Цель статьи - исследование готовности студентов к развитию профессиональных компетенций средствами иностранного языка. Подчеркивается, что участие в проекте с применением ИКТ способствует повышению когнитивных способностей студентов, совершенствованию навыков организации совместных действий для решения поставленных задач, мотивации к изучению иностранных языков как на занятиях, так и во внеаудиторное время, развитию профессиональных и ИКТ-компетенций. Описано использование метода проекта с элементами веб-квеста при разработке темы «СМИ в Великобритании». В проекте приняли участие студенты второго курса направления подготовки «Журналистика».

Ключевые слова: метод проекта, ИКТ, веб-квест, междисциплинарный подход, профессиональные компетенции, иностранный язык.

Introduction. At present Russian education pays special attention to the development of a student's creative abilities and his aspirations for self-education [3; 6]. In this regard, new principles of student-centered education arise, one of which is the principle of creativity.

These principles require new teaching methods that form students' active, independent position in learning; promote self-realization of creative potential; develop design, reflexive, self-assessment skills, and students' cognitive interest; implement the principle of connecting learning with life, form information and communication competencies. These methods include the project method, which is not fundamentally new in pedagogical practice, but currently belongs to the pedagogical technologies of the 21st century.

The project method originated in the United States in the first half of the 20th century. The emergence of the project methodology is usually associated with the names of W. Kilpatrick and J. Dewey. The main feature of the project method is the formulation of a problem taken from life, which is familiar and significant for students and, as a result of working on it, students apply knowledge they have to solve it and get new knowledge for their future use in life [7; 8].

Currently, the project method is considered in pedagogy as a way of organizing the pedagogical process based on the interaction, cooperation and co-creation between a teacher and students in the phased practical activities to achieve the intended goals. The project approach in the work not only helps students to consolidate the knowledge

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.