Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (ПРОФИЛЬ) МУЗЫКА'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (ПРОФИЛЬ) МУЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «МУЗЫКА» / ОБУЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джамалханова Лалита Асламбековна

В настоящей статье исследуются основные существующие на сегодняшний день дидактические возможности фольклора, способствующие реализации профессиональной подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки «Музыка». Данная проблема рассматривается в контексте современной ситуации в системе отечественного ВО, в частности, состояния процесса подготовки студентов педагогического образования по направлению «Музыка». На основе анализа ситуации делается ряд предложений по дальнейшему улучшению соответствующего сегмента системы высшего образования в Российской Федерации с использованием средств фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джамалханова Лалита Асламбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF FOLKLORE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF UNDERGRADUATE STUDENTS IN THE FIELD OF TRAINING "PEDAGOGICAL EDUCATION" (PROFILE) MUSIC

The given article examines the currently exists folklore’s main didactic possibilities, which contribute to the professional training of undergraduate students in the field of Music implementation. This problem is considered in the context of the current situation in the system of Russian higher education, in particular, the state of the preparing students in the direction of «Music» process. Based on the analysis of the situation, a number of proposals are made to further improve the relevant segment of the higher education system in the Russian Federation using folklore tools.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (ПРОФИЛЬ) МУЗЫКА»

Выводы. Результаты повторной диагностики свидетельствуют о том, что занятия художественно-эстетической деятельностью действительно положительно влияют на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

На основе наблюдений и сравнения диагностик в начале и конце эксперимента мы можем сделать следующие выводы: дети экспериментальной группы стали лучше понимать и дифференцировать эмоции, у детей экспериментальной группы выросли показатели эмпатии, что также благотворно сказалось на взаимоотношения детей в группе, у детей экспериментальной группы замечен значительный рост эмоционального благополучия. Благодаря этому можно сказать, что дети научились правильно и недеструктивно переживать эмоции, результаты детей экспериментальной группы по итогам эксперимента показали значительный рост умения сочувствовать, занятия, построенные на принципе диалога и погружения в историю интересны детям и эффективны.

Таким образом, художественно-эстетическая деятельность может быть использована для развития эмоционального интеллекта детей старшего возраста.

Литература:

1. Бутенко, Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Н.В. Бутенко // Вестн. Южно-Уральского гос. гуманитарно-пед. ун-та. - 2014. - N 4. - С. 23-30.

2. Вилюнас, В. Психология эмоций / В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2006. - 496 с.

3. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии / А.Н. Воронин. - М.: Изд-во ИП РАН. - 2004. - 270 с.

4. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. - СПб.: Питер, 2001. - 277 с.

5. Макарова, Т.А. Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста (на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. / Т.А. Макарова. - Я., 2009. - 24 с.

6. Meiners, J. In the beginning: Young children and arts education / J. Meiners // International Journal of Early Childhood.- 2005.- N 2.- C.37-44.

7. Parsons, M.J. Can children do aesthetics? A developmental account. /M.J.Parsons // Journal of Aesthetic Education. - 1994. - N 3. - C. 33-45.

8. Szekely, G. Art at home: Learning from a «Suzuki» education. The visual arts and early childhood learning. / G. Szekely // Reston, VA.: The National Art Education Association. - 1995. - N 5. - C. 15-22.

9. White, C.M. A qualitative case study: Adults as contributing factors to artistic and aesthetic development in early childhood: master's project / C.M. White. - NY., 2013. - 77 с.

Педагогика

УДК 372.878

заведующая кафедрой музыкального образования,

кандидат педагогических наук Джамалханова Лалита Асламбековна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (ПРОФИЛЬ) МУЗЫКА

Аннотация. В настоящей статье исследуются основные существующие на сегодняшний день дидактические возможности фольклора, способствующие реализации профессиональной подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки «Музыка». Данная проблема рассматривается в контексте современной ситуации в системе отечественного ВО, в частности, состояния процесса подготовки студентов педагогического образования по направлению «Музыка». На основе анализа ситуации делается ряд предложений по дальнейшему улучшению соответствующего сегмента системы высшего образования в Российской Федерации с использованием средств фольклора.

Ключевые слова: высшее образование, направление подготовки «Музыка», обучение средствами фольклора, студент, преподаватель.

Annotation. The given article examines the currently exists folklore's main didactic possibilities, which contribute to the professional training of undergraduate students in the field of Music implementation. This problem is considered in the context of the current situation in the system of Russian higher education, in particular, the state of the preparing students in the direction of «Music» process. Based on the analysis of the situation, a number of proposals are made to further improve the relevant segment of the higher education system in the Russian Federation using folklore tools.

Keywords: higher education, the training direction «Music», teaching by means of folklore, student, teacher.

Введение. На протяжении трёх последних десятилетий в мире и, в частности, в России фиксируется в процесс перехода к постиндустриальному обществу. Для таких социальных и культурных условий характерна определённая трансформация требований к выпускникам образовательных организаций [9; 13-14]. В том числе существенно возрастает значение развития у обучающихся общекультурных компетенций [5; 10; 16].

Из вышеизложенного естественным образом следует рост социальной значимости специалистов по эстетическому воспитанию, в частности, учителей музыки. Соответственно, растут и требования общества к педагогам соответствующей специальности. Совершенствованию же процесса их профессиональной подготовки может в немалой степени поспособствовать введение в процесс профессиональной подготовки средств фольклора [2-3; 6-7; 10].

Проблемам их внедрения будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Одно из упомянутых выше требований современного общества к учителю музыки состоит в том, что последний, должен обладать следующими качествами:

• обладать развитыми на достаточном уровне знаниями, умениями и навыками из области

музыкальной педагогики;

• быть носителем народных традиций;

• в ходе осуществления профессиональной деятельности выступать также в качестве их транслятора [4; 8].

В то же время, внедрение в систему подготовки учителей музыки элементов фольклора с высокой вероятностью будет способствовать тому, что в дальнейшем, при осуществлении профессиональной деятельности, они будут отражать собственные суждения и взгляды по тем или иным вопросам жанрово-стилевых особенностей, присущих культуре того или иного региона. В свою очередь, такое отношение учителя к преподаваемому предмету будет способствовать росту заинтересованности им и у его учеников. Таким образом, возможно существенное расширение возможностей, существующих в современной образовательной системе для творческого самовыражения участников образовательного процесса [15, с. 15].

В этой связи не должен вызывать удивления тот факт, что регионализация образовательной системы нашла отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» [17]. Главной целью регионализации образовательной системы является создание условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к культурному наследию родного края. Успешность такого рода деятельности обусловлена рядом факторов:

• наличие в конкретном регионе значительного количества подготовленных и заинтересованных специалистов по фольклору и музыкальной педагогике;

• степень развития организации музыкально-просветительской деятельности в регионе;

• активность местных композиторов и музыкантов-исполнителей, работающих в соответствующих жанрах;

• частота и активность проведения массовых мероприятий, так или иначе связанных с различными аспектами народной музыкальной культуры.

Вышеперечисленные факторы в полной мере реализуются на территории Чеченской Республики [1; 4; 6-8]. В частности, это касается подготовки будущих учителей музыки с использованием средств чеченского музыкального фольклора, которое осуществляется на базе Чеченского государственного педагогического университета.

Народная музыка чеченского народа, как целостное явление, включает четыре основных элемента:

• танцевальная музыка;

• музыка, предназначенная для прослушивания;

• маршевая музыка;

• героические и эпические песни [5].

Продолжая разговор об особенностях чеченского музыкального фольклора, необходимо отметить, что основным ладом народной чеченской музыки является дорийский. Реже фиксируются миксолидийский, а также фригийский лады. При этом практически не встречаются увеличение секунды и хроматизмы, которые зачастую можно наблюдать в фольклорных мотивах других народов [1; 4; 8].

Далее, мелодии большинства чеченских народных песен начинаются восходящим скачком на септиму. Данный интервал охватывает крайние звучания трезвучия квартового построения. При этом основой чеченской народной гармонии обнаруживается трезвучие квартового, но не терцового построения. Началу чеченской песни, как правило, присущи остановки на одном из звуков мелодии. В некоторых случаях напевность может меняться на речитативно-декламационные эпизоды [1; 11].

В большинстве современных интерпретаций фольклорные образцы представляются в форме куплетов. Они могут исполняться на несколько голосов, иногда с компонентами контрапункта [11, с. 18].

В целом можно говорить о том, что чеченский музыкальный фольклор:

• отражает исторические судьбы чеченского народа;

• позволяет судить о мировоззренческих и психологических особенностях соответствующего этноса.

По этой причине изучение его дидактических возможностей, как основы профессиональной подготовки

учителя музыки, на территории республики, а равно и других регионов РФ, наиболее рационально будет организовать на принципах интегративного подхода [7-8].

При этом общими характеристиками дидактических возможностей музыкального фольклора, реализуемых в профессиональной подготовке будущего учителя музыки, являются (табл. 1):

Таблица 1

Дидактические возможности музыкального фольклора, реализуемые в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 1. предоставление будущим педагогам достаточной свободы выбора методов решения учебных задач;

2. расширение применения игровых форм на индивидуальных и групповых занятиях;

3. широкое использование музыкального фольклора в качестве учебного материала при подготовке будущих учителей музыки;

4. концентрация внимания будущего учителя музыки на возможностях музыкального фольклора в плане его широкого использования в дальнейшей профессиональной деятельности;

5. устойчивое внимание преподавателя к оценке и анализу индивидуальных методов учебной работы, мотивирующих будущего учителя музыки на осознание им важности процесса и результата собственной работы [4; 5; 7].

Нами, на кафедре музыкального образования Чеченского государственного педагогического университета уже много лет осуществляется профессиональная подготовка будущих учителей музыки прежде всего, для образовательного комплекса Чеченской Республики. При этом подготовка осуществляется на строго научной основе.

Рассмотрим общие принципы и отдельные компоненты дидактических возможностей музыкального фольклора при подготовке будущих учителей музыки.

Они включают в себя ряд значимых компонентов.

Первый, научно-целевой компонент понимается нами в качестве основы совершенствования процесса профессиональной подготовки учителя музыки в вузе. Можно выделить следующие характеристики этого компонента:

• целостная научная концепция развития образовательных учреждений на базе интегративного подхода;

• гуманистическая направленность системы ценностей [16, с. 250].

Следующий, предметно-информационный компонент выступает в качестве основы для реализации компетентностного подхода в ходе профессиональной подготовки будущего учителя музыки. Принцип научности является основой для выявления специфических характеристик этого подхода. Перечислим данные характеристики:

• специфика диалектических форм изучения гуманитарной культуры, подразумевающая чередование различной музыкальной информации в ходе учебных занятий, что с высокой вероятностью будет стимулировать развитие профессионально важных личностных качеств будущего музыкального педагога, а равно способствовать развитию когнитивных способностей студентов и формированию у них целостной картины мира;

• оптимизация теоретической и практико-ориентированной информации в содержании профессиональной подготовки будущих учителей музыки, подразумевающая необходимость планомерного осуществления унификации теоретических знаний учащихся с одной стороны и их практического опыта - с другой, таким образом, у будущего учителя музыки с высокой вероятностью будут формироваться познавательные способности, нацеленные их на получение личного опыта решения вопросов их будущей профессиональной деятельности [7].

Основой для определения специфических констант деятельностно-организационного компонента дидактических возможностей музыкального фольклора служит принцип научности. В основе современной образовательной парадигмы, могущей быть описанной фразой «образование через всю жизнь» (англ. -lifelong learning) лежит сочетание различных форм, методов и моделей познавательной деятельности. Системообразующим основанием соотношения многообразных видов и подходов к деятельности относится личностная установка образовательного пространства.

Приведём основные характеристики рассматриваемого подхода:

• становление личностного опыта будущего педагога, дающее возможность в будущем разрешать актуальные проблемы профессиональной деятельности, реализуется в условиях интеграции предметной и метапредметной деятельности [7];

• на основе диалектического единства традиций и инноваций осуществляется целостный образовательный процесс, при котором у его участников вырабатывается способность ориентироваться в информационном пространстве, готовность к полезным переменам, способность к преодолению познавательных преград, к конструктивной рефлексии, а также к генерации креативных идей, ведущих к нестандартным решениям при работе как с учебными, так и в будущем - с профессиональными задачами [16, с. 251].

Коммуникативный компонент также основывается на принципе научности. В рамках этого компонента реализовывается диалектическое взаимодействие субъектов образовательного процесса через музыкальный фольклор. Наиболее значимые характеристики указанного компонента в целом выглядят следующим образом:

• ценностно-ориентационное единство внутри музыкального педагогического сообщества, подразумевающее наличие осознанного стремления к максимально возможному уровню совпадения позиций, установок и мнений участников образовательного процесса по отношению к объектам изучения;

• стимулирование диалогических отношений, характеризуемых установлением доверия и взаимоуважения между участниками образовательного процесса.

Основанием для выделения характеристик эстетического компонента дидактических возможностей музыкального фольклора выступает принцип природосообразности. Последний предполагает установлении гармонии между человеком и природой.

С определённой долей уверенности можно говорить, что ведущей характеристикой, присущей данному компоненту, является целостность рационального и иррационального в процессе подготовки будущих учителей музыки на основе материального и технического оснащения в соответствии с требованиями Стандарта [12]. При этом следует помнить, что важнейшим условием, способствующим реализации творческого потенциала, является система эстетических откликов и волнений. Материалом для эстетической обработки поступающей информации и знаний может послужить национальный музыкальный фольклор.

Проводимые в ходе учебной и внеучебной деятельности совместно разработанные ритуалы и разработка приемлемой оригинальной символики представляют собой значимые факторы развития компетенций у будущих учителей музыки. В дальнейшем они с высокой вероятностью будут способствовать максимально возможной его самореализации, аксиологическому самоутверждению, а также многостороннему (в том числе и этническому) самоопределению [1-2; 6-8; 16].

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что охарактеризованные нами дидактические возможности музыкального фольклора с высокой вероятностью обеспечат успешность дальнейшего совершенствования процесса профессиональной подготовки учителей музыки в вузах Чеченской Республики и в целом Российской федерации. Они позволят обеспечить всестороннюю реализацию функций профессиональной подготовки учителя музыки средствами музыкального фольклора в условиях интенсификации процессов гуманизации как вузовского, так и школьного образования. Проведённый анализ ряда наименований специальной литературы, так или иначе затрагивавшей поднимавшуюся в настоящей статье проблематику, позволил выявить наличие существенного педагогического потенциала у музыкального фольклора. Уникальность и своеобразие его базируется на смысложизненных ориентациях народностей.

Изучение обладающих рядом специфических жанровых и стилистических особенностей произведений музыкального фольклора позволяет вооружить будущих учителей музыки большим комплексом средств

музыкальной выразительности и эмоционального воздействия на личность.

Описанная ситуация позволила нам говорить о следующих компонентах педагогического потенциала музыкального фольклора: научно-целевом, предметно-информационном, деятельностно-организационнрм, коммуникативном и эстетическом.

Литература:

1. Айдаев Ю.А. Чеченцы: история и современность. - М.: Мир дому твоему, 1996. - 352 с.

2. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - М., 2021.

3. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. - М., 2021.

4. Базаева Ф.У., Джамалханова Л.А. Гуманитарная стратегия образования как ориентир профессиональной подготовки учителя музыки // Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2018. - № 5. - С. 19-25.

5. Джамалханова Л.А. Организация профессиональной подготовки учителей музыки на основе традиций музыкального фольклора. - Москва, 2021.

6. Джамалханова Л.А. История развития музыкальной культуры Чеченской Республики. Махачкала: Алеф, Изд-во Чеченского государственного педагогического университета, 2019. - 67 с.

7. Джамалханова Л.А. Профессиональная подготовка учителя музыки посредством музыкального фольклора: дисс к.п.н. - Грозный, 2019

8. Джамалханова М.А. Система профессионально значимых качеств в структуре профессиональной компетентности учителя музыки // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 153-155.

9. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - №1(21). - С. 55-59.

10. Миханова О.П. Формирование универсальных компетенций: от теории к практике // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 4(12). - С. 145-151.

11. Осмаев М.К. Чеченцы: обычаи, традиции, обряды (историкокультурные аспекты проблемы). -Грозный: изд-во Чеченского государственного университета, 2016. - 176 с.

12. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. N 121 по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование // Электрон. дан. Режим доступа Url: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=G8V6qjSn63EqVQgG&cacheid=E0847A7650E9406E089A85 8EA9CD4981 &mode=splus&base=LAW&n=386149&rnd=3524BF4F2404B 13F519B5F0378966047#03W6qj S9Ce AgM1pN (Дата обращения: 23.09.2021)

13. Сорокова М.Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25. - №2. - С. 44-58.

14. Сташкевич И.Р. Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации - смена образовательной парадигмы // Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. -№9(13). - С. 26-28.

15. Степанова Т.И. Музыкально-педагогическое краеведение в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки (на материале педагогического колледжа). Атвореф. дис... к.п.н. Белгород, 2015. - 23 с.

16. Тахохов Б.И. Современный этап реформирования высшей школы Российской федерации // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта), 2017. - С. 246-254.

17. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации // Электрон. дан. Режим доступа Url: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 23.09.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК 378.147

доктор филологических наук, профессор, профессор РАО, академик РАЕН Желтухина Марина Ростиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград),

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат филологических наук, доцент Пономаренко Елена Борисовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (г. Москва)

СКРАЙБИНГ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. Одним из аспектов влияния информационного пространства на жизнь человека является возрастающая роль интерактивной визуальной коммуникации. В качестве технологии обеспечения интерактивной визуальной коммуникации выделяют скрайбинг. Эффективность использования скрайбинга отмечается на занятиях иностранного языка, поскольку его изучение происходит при параллельном участии максимального количества органов чувств. Применение скрайбинга позволяет за небольшой интервал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.