Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии / профессиональная подготовка будущих специалистов / готовность будущих специалистов к применению инновационных технологий / критерии / уровни сформированное™ готовности / педагогическая диагностика / innovative technologies / professional training of future specialists / readiness of future specialists to use innovative technologies / criteria / levels of readiness formation / pedagogical diagnostics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

Статья посвящена вопросу разработки и внедрения специального семинара «Инновационные технологии» в программу профессиональной подготовки будущих специалистов. В исследовании изложены основные теоретические аспекты разработки специального семинара, отражены компоненты его содержания и структуры. В статье конкретизированы критерии и охарактеризованы уровни сформированное™ готовности будущих специалистов гостиничного сервиса к использованию инновационных технологий, определены диагностические средства, используемые при исследовании эффективности разработанного специального семинара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the development and implementation of a special seminar «Innovative technologies» in the program of professional training of future specialists. The study outlines the main theoretical aspects of the development of a special seminar, reflects the components of its content and structure. The article specifies the criteria and characterizes the levels of formation of readiness of future hotel service specialists to use innovative technologies, defines diagnostic tools used in the study of the effectiveness of the developed special seminar.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»

усвоение педагогических категорий и понятий, при котором не только понимается сущность их определения, но и их иерархия и место в целостном педагогическом процессе; понимание существенных связей между компонентами процесса обучения: целевым, мотивационно-стимулирующим, содержательным, деятельностно-операционным, контрольно-регулирующим, оценочно-результативным компонентами, знание которых необходимо для моделирования процесса обучения педагогом; научная интерпретация процессов, наблюдаемых и анализируемых с позиции творческой оптимизации, гуманитаризации и т.п.; формирование умений системного анализа объектов управления, при которых выявляется наличие или отсутствие связей взаимодействия, влияния, зависимости и т.п.; прогнозирование эффективного функционирования процесса обучения, определение условий эффективности, выработка более совершенных вариантов построения учебного процесса и их теоретическое обоснование.

Выводы. Вышесказанное свидетельствует об объемности управленческого процесса, разнообразии целей, способов и средств, хотя, по нашему мнению, это не всегда оптимизирует деятельность руководителя. Иногда, наоборот, усложняет. С одной стороны, специфика и взаимосвязь различных видов управленческой деятельности позволяют руководителям сосредоточить внимание на главных вопросах, с другой - использование различных действий не достаточно эффективно в практике управленческой деятельности оно и не создает условий гармоничного подхода к реализации задач.

Создание соответствующих условий протекания учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений требует от руководителей выполнения особых функций, а именно: обеспечение соответствующих условий труда коллектива; привлечение членов коллектива к обсуждению важнейших проблем функционирования образовательного учреждения; предоставление каждому члену педагогического коллектива возможности профессионального роста, повышение квалификации, творческое самовыражение.

К специфике управления педагогическим процессом в образовательных учреждениях следует отнести и то, что он является не только управляемым, но и подвергается испытанию со стороны стихийных факторов (микросреды, улицы и т.д.), многие из которых трудно контролируются или вовсе не подлежат контролю и регулированию.

Аннотация. В статье представлен анализ феноменов «менеджмент» и «управление» учреждениями образования, а также готовность руководителей учреждений образования к управленческой деятельности.

Ключевые слова: менеджмент, управление, модернизация, обучающийся.

Annotation. The article presente an analysis of the phenomena of "management" and "management" of educational institutions, as well as the readiness of heads of educational institutions for managerial activities.

Key words: management, management, modernization, student.

Литература:

1. Веретенникова, Л.А. Обучение менеджеров образования истории науки управления: В многоуровневой системе пед. образования: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. -Барнаул, 1996. - 178 с.

2. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учебное пособие / В.П. Симонов. - М., РПА, 1995. - 226 с.

УДК 371

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Анализ теоретических исследований современных ученых относительно проблем обучения студентов в вузе, а также основных государственных нормативных документов, регламентирующих сферу профессионального педагогического образования, позволяет констатировать необходимость формирования готовности будущих специалистов к применению инновационных технологий. Данная потребность вызывает ряд методологических и методических проблем, решение которых позволит выбрать оптимальный путь формирования готовности будущих специалистов к инновационной образовательной деятельности и применению современных технологий в непосредственной профессиональной практике. Одним из вариантов решения очерченных проблем является разработка специальной методической системы, реализация которой возможна путем создания и внедрения в программу профессиональной подготовки будущих специалистов спецсеминара «Инновационные технологии».

Изложение основного материала исследования. Методологической основой реализуемого исследования выступили положения компетентностного, системно-деятельностного, технологического и средового подходов. Для реализации цели и задач исследования были использованы следующие научные методы: метод педагогической диагностики, моделирование методической системы, метод педагогического прогнозирования, анализ результатов, синтез результатов экспериментального исследования. Концептуальная основа исследования базируется на основе положений научных теорий Ю.К. Бабанского, Т.П. Сальниковой, Г.К. Селевко, Т.Н. Щербаковой.

Содержание спецсеминара включило теоретическую и методическую информацию об основных инновационных технологиях, эффективность применения которых в сфере образования обоснована теоретиками современной отечественной педагогической науки [3].

Методика проведения спецсеминара - лекционные и практические занятия.

В рамках лекционной части спецсеминара, включающей 12 занятий, вниманию студентов предлагалась информация о следующих видах инновационных технологий:

- личностно-ориентированные технологии обучения;

- проектные технологии в образовании;

- технологии разноуровневого обучения;

- телекоммуникационные и мультимедийные технологии обучения;

- технологии дистанционного и электронного образования;

- технологии модульного обучения;

- современные информационно-коммуникационные технологии и др.

Структура учебного спецсеминара предполагала проведение 24 практических занятий, в рамках которых студенты совершенствовали свои теоретические знания и методические навыки использования инновационных технологий.

Формой итогового контроля авторами спецсеминара был выбран зачет, предполагающий два вида оценки учебных достижений студентов:

- письменное тестирование по теоретическим аспектам инновационных технологий;

- проведение научных чтений «Методические аспекты применения инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе учреждений образования».

С целью определения эффективности спецсеминара «Инновационные технологии» целесообразно обратиться к методу педагогической диагностики. В рамках нашего исследования под педагогической диагностической деятельностью мы понимаем процесс, в ходе которого при соблюдении необходимых научных критериев производится педагогическое наблюдение за обучающимися, анкетирование, обработка данных наблюдений и опросов, получение результатов с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем [2].

В данном контексте мы разделяем мнение О.Ю. Ефремова, который рассматривает педагогическую диагностику в вузе как подсистему педагогической системы вуза и высшего образования в целом, отражающую в себе ее структуру. По мнению ученого, как педагогическая система диагностика должна включать пять основных структурных компонентов:

- цель диагностики;

- содержание диагностируемой информации;

- объект диагностики (диагностируемый);

- средства диагностики;

- диагност (субъект диагностики) [1].

Уровень сформированности определенного качества, в данном случае - готовности к использованию инновационных технологий, в педагогике определяется по определенным критериям, которые представляют собой условную меру, которая позволяет осознать явление и на этом основании дать ему оценку. Так, критерий позволяет установить меру соответствия приближения реального уровня сформированности определенного педагогического явления к заданной модели.

Для определения уровня готовности будущих специалистов к использованию инновационных технологий учитывались следующие критерии:

- осознание необходимости инновационной деятельности в образовании;

- согласованность личных целей с инновационной деятельностью;

- готовность к преодолению профессиональных неудач;

- уровень технологической готовности к инновационной деятельности;

-уровень сформированности инновационной компетентности будущего специалиста [7].

На основе данных диагностики, проведенной с учетом указанных критериев, нами были определены три уровня сформированности готовности будущих специалистов к инновационной деятельности:

- высокий;

- достаточный;

- начальный [5].

Обратимся к рассмотрению сущностных характеристик каждого из указанных уровней.

У будущих специалистов с начальным уровнем сформированности анализируемой нами готовности отсутствует системный подход к использованию инновационных технологий. Компоненты инновационной компетентности таких студентов сформированы на недостаточном уровне. Элементы педагогических технологий такие студенты используют интуитивно, не зная педагогических концепций, на которых базируются те или иные технологии [4].

Будущие специалисты с достаточным уровнем сформированности готовности проявляют хорошую информированность о теоретических основах, содержании конкретных технологий, владеют методикой их применения в профессиональной деятельности. Однако их использование в большей степени является ситуативным. Компоненты инновационной компетентности у таких студентов сформированы на удовлетворительном уровне.

Студенты с высоким уровнем сформированности готовности к использованию инновационных технологий хорошо ориентируются в теории и методике внедрения инновационных технологий в учебный процесс, у них сформированы компоненты инновационной педагогической компетентности на высоком уровне [6]. Такие специалисты проявляют творчество относительно попыток создания авторских технологий и вариантов сочетания элементов инновационных технологий.

Обработка результатов первичной диагностики уровня сформированности готовности будущих специалистов гостиничного сервиса к использованию в учебно-воспитательном процессе инновационных технологий позволила получить следующие данные, наглядно представленны на рисунке 1.

Начальный уровень

Достаточный уровень

Высокий уровень

Рисунок 1. Результаты первичной диагностики уровня сформированности готовности будущих специалистов к использованию инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе учреждений образования

По факту внедрения спецсеминара «Инновационные технологии» была реализована вторичная диагностика уровня сформированности готовности будущих специалистов к использованию инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе учреждений образования. При вторичной диагностике использовался тот же диагностический инструментарий, что и при первичной. Анализ результатов вторичной диагностики позволил выявить новые показатели об уровнях сформированности готовности будущих специалистов к использованию инновационных технологий. Данные вторичной диагностики представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты вторичной диагностики уровня сформированности готовности будущих специалистов к использованию инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе учреждений

образования

В соответствии с существующими мировыми тенденциями в области применения инновационных технологий в различных существующих социальных институтах и их деятельности, необходимость выявления их влияния на управление образовательными структурами становится крайне острой и насущной. При этом важно понимать специфику внедрения и активного применения подобных технологий в практике организации образовательной деятельности современных учебных заведений, ориентированных на профессиональную подготовку кадров тех или иных специальностей, направленных на

обогащение социального и национального фондов мирового рынка труда. Результаты настоящего исследования доказывают актуальность рассматриваемой нами проблемы и очерчивают спектр новых вопросов, требующих рассмотрения. При этом сравниваются позиции нескольких участников образовательного процесса: обучающихся и педагогов (творческая группа преподавателей), что позволяет нам сделать наиболее полный и комплексный вывод.

Реализация инновационных технологий способствует осознанию предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности, усилению опыта в процессе решения профессиональных задач, обобщению и систематизации знаний, полученных в процессе обучения в вузе. Исследования в области реализации инновационных технологий зачастую не учитывают практику их реализации. Нами была определена значимость спецсеминара, его организация и внедрение как важных аспектов реализации инновационных технологий, что позволит организовать процесс профессионального обучения в целом.

Выводы. На основе проведенных диагностических операций и полученных результатов мы смогли выявить положительную динамику уровня сформированности готовности будущих специалистов к применению в собственной профессиональной практике инновационных технологий. Повышение уровня анализируемой в данном исследовании педагогической готовности вызвано, по нашему мнению, положительным эффектом внедрения в программу профессиональной подготовки будущих специалистов спецсеминара «Инновационные технологии», что позволяет обосновать его педагогическую эффективность и возможность более широкого применения в практике высших учебных заведений.

Аннотация. Статья посвящена вопросу разработки и внедрения специального семинара «Инновационные технологии» в программу профессиональной подготовки будущих специалистов. В исследовании изложены основные теоретические аспекты разработки специального семинара, отражены компоненты его содержания и структуры. В статье конкретизированы критерии и охарактеризованы уровни сформированности готовности будущих специалистов гостиничного сервиса к использованию инновационных технологий, определены диагностические средства, используемые при исследовании эффективности разработанного специального семинара.

Ключевые слова: инновационные технологии, профессиональная подготовка будущих специалистов, готовность будущих специалистов к применению инновационных технологий, критерии, уровни сформированности готовности, педагогическая диагностика.

Annotation. The article is devoted to the development and implementation of a special seminar «Innovative technologies» in the program of professional training of future specialists. The study outlines the main theoretical aspects of the development of a special seminar, reflects the components of its content and structure. The article specifies the criteria and characterizes the levels of formation of readiness of future hotel service specialists to use innovative technologies, defines diagnostic tools used in the study of the effectiveness of the developed special seminar.

Keywords: innovative technologies, professional training of future specialists, readiness of future specialists to use innovative technologies, criteria, levels of readiness formation, pedagogical diagnostics.

Литература:

1. Ефремов, О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Ефремов Олег Юрьевич; [Место защиты: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена]. -Санкт-Петербург, 2001. -44 с.

2. Ингенкамп, Карлхайнц. Педагогическая диагностика: [Пер. с нем.] / К. Ингенкамп. - Москва: Педагогика, 1991.-238 с.

3. Курдакова, М.Е. Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов гостиничного сервиса: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Рос. гос. профес.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - 22 с.

4. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии [Текст]: проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н.В. Матяш. - Москва: Академия, 2012. - 156 с.

5. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: учебное пособие / Авт-сост. Т.П. Сальникова. - Москва: Сфера, 2010.-124 с.

6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: [в 2 т.] / Г.К. Селевко. - Москва: НИИ шк. технологий, 2006. - (Можайск (Моск. обл.): Можайский полиграфкомбинат). -22 см.; ISBN 5-87953-211-9

7. Элиарова, Т.С. Содержание и организация профессиональной подготовки специалистов для предприятия сферы гостеприимства: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. -Москва, 2001. - 187 с.

УДК 378

ВКЛАД РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ПРОФИЛЯ «МУЗЫКА»

старший преподаватель кафедры музыкального образования Джамалханова Марина Асламбековна ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музыкального образования Джамалханова Лалита Асламбековна ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

Постановка проблемы. В период истории, характеризующийся переходом человеческого общества на постиндустриальную ступень, фиксируется глобальный характер большинства происходящих в нём процессов (О.Н. Беленов, Е.А. Дыганова, С.А. Сбитнева, И.В. Шилова, З.М. Явгильдина). Данное обстоятельство, в свою очередь, сопряжено с рядом вызовов, требующих незамедлительного ответа (А.Н. Данилов, A.A. Ермекбаев, Н.В. Лобов, В.Ю. Столбов, И.Д. Столбова, A.A. Якуб).

С точки зрения темы настоящей статьи наиболее существенным из них является риск утраты выпускниками вузов, в т.ч. педагогических, региональной идентичности [2, С. 200]. Следовательно, сегодня важным условием успешности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.