Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ИНОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ИНОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации в государственном управлении / инновационная деятельность / будущие госслужащие / педагогическая модель формирования профессиональной готовности / педагогические условия формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности / особенности внедрения педагогической модели / innovations in public administration / innovative activity / future civil servants / pedagogical model of the formation of professional readiness / pedagogical conditions for the formation of professional readiness for innovation / features of the implementation of the pedagogical model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности. Представлены результаты анализа понятия «инновации» и «инновационная деятельность» в сфере государственного управления, предложенные современными учеными. Показана многоаспектность исследования данных явлений. Даны авторские дефиниции исследуемых понятий. Уделено внимание особенностям профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления. Особый акцент сделан на исследовании их готовности к инновационной деятельности. В публикации представлены критерии, показатели и уровни профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления. Представлены педагогическая модель формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности у будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления и особенности её внедрения в учебный процесс. Процесс внедрения указанной модели в учебный процесс опирается на реализацию следующих педагогических условий: обогащение содержания предметов тематикой, направленной на формирование готовности к инновационной деятельности; расширение форм проведения теоретических и практических занятий; разработка специального курса; организация социального партнерства вуза с учреждениями государственной власти. Описаны пути их реализации посредством совершенствования содержания учебных дисциплин; контекстного обучения; внедрения факультативного курса; организации социального партнерства. Следующим этапом исследования является анализ результатов внедрения в учебный процесс представленной модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY: STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

The research focuses on the problem of the formation of professional readiness for innovative activity of future specialists in the field of public and municipal administration. The results of the analysis of the concepts of “innovation” and “innovative activity” in the fi eld of public administration, proposed by scientists, are presented. The author shows the multidimensional nature of the studying of these phenomena and provides the author’s defi nitions of the studied concepts. Attention is paid to the peculiarities of professional training of future specialists in the fi eld of public and municipal administration. Special emphasis is placed on studying readiness for innovation. The publication presents the criteria of professional readiness for innovative activity of future specialists in the field of public and municipal administration. Based on the selected criteria, the author characterizes indicators and levels of this professional readiness. The author presents a pedagogical model of the formation of professional readiness for innovative activity of future specialists in the sphere of state and municipal administration, including target, theoretical and methodological, procedural and substantive and evaluative and effective blocks. The characteristics of these components are given. The process of introducing this model in the educational process is based on the implementation of the following pedagogical conditions: enriching the content of subjects with topics aimed at preparing s pecialists for innovation; expanding the range of opportunities for students to form their readiness for innovation through a variety of forms of theoretical and practical classes; development of a special course; organization of social partnership of the university with public authorities. The ways of their implementation are described by filling the content of academic disciplines, contextual learning, introduction of an optional course, and organization of social partnership. The further stage of the research is the introduction of the presented model of the formation of professional readiness for innovative activities of future specialists in the field of public and municipal administration in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ИНОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 3 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 3

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ МНЕНИЕ

Н. В. ПРОВОТОРОВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

К ИНОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

(ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет»;

e-mail: provotorova.natalija@yandex.ru)

doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-3-118-133

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности. Представлены результаты анализа понятия «инновации» и «инновационная деятельность» в сфере государственного управления, предложенные современными учеными. Показана многоаспект-ность исследования данных явлений. Даны авторские дефиниции исследуемых понятий.

Уделено внимание особенностям профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления. Особый акцент сделан на исследовании их готовности к инновационной деятельности.

В публикации представлены критерии, показатели и уровни профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления.

Представлены педагогическая модель формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности у будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления и особенности её внедрения в учебный процесс.

Процесс внедрения указанной модели в учебный процесс опирается на реализацию следующих педагогических условий: обогащение содержания предметов тематикой, направленной на формирование готовности к инновационной деятельности; расширение форм проведения теоретических и практических занятий; разработка специального курса; организация социального партнерства

вуза с учреждениями государственной власти. Описаны пути их реализации посредством совершенствования содержания учебных дисциплин; контекстного обучения; внедрения факультативного курса; организации социального партнерства.

Следующим этапом исследования является анализ результатов внедрения в учебный процесс представленной модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации в государственном управлении; инновационная деятельность; будущие госслужащие; педагогическая модель формирования профессиональной готовности; педагогические условия формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности; особенности внедрения педагогической модели.

Введение

Внедрение инноваций в сферу государственного управления обусловлено необходимостью повышения эффективности как государственного управления в целом, так и профессиональной деятельности специалистов данной сферы, в частности.

Инновации в государственном управлении необходимо рассматривать как самостоятельный класс инновационных явлений и процессов с собственной спецификой и сферой функционирования, требующих от специалистов соответствующих практических навыков и умений, позволяющих осуществлять различные инновационные преобразования.

Профессиональная деятельность специалиста сферы государственного и муниципального управления (далее — ГМУ) в новых условиях приобретает инновационной характер тогда, когда его действия, особенности принятия управленческих решений, зависящие от его личностных способностей, образования, квалификации, профессиональных умений, определяют стратегию и тактику успешной реализации профессиональных функций и успешного государственного управления в целом.

Существующая на сегодняшний день подготовка специалистов сферы ГМУ не в полной мере формирует такие навыки, что свидетельствует о необходимости модернизации профессиональной подготовки и переподготовки специалистов сферы государственного и муниципального управления.

Необходимость внедрения инноваций в сферу государственного управления

Теоретические основы

Решение проблемы подготовки будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности невозможно без анализа сути структуры, особенностей инноваций и инновационной деятельности в обозначенной сфере, а также без анализа особенностей профессиональной подготовки и формирования профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности.

В сфере государственного и муниципального управления понятие «инновации» ученые трактуют как:

1. - «форму изменений, созданную и внедряемую ее инициатором целенаправленно в виде нового продукта или технологии» (А. С. Никитина, Е. Д. Каргина) [1, с. 181];

2. - «создание, применение и распространение новшеств, удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих материальные, технологические и социальные изменения» (Н. Л. Иванова, Е. Н. Ду-бенкова) [2, с.39];

3. - определенную деятельность, связанную с получением новых результатов, и способов их реализации (С. Ю. Наумов, Н. С. Гегедюш, М. М. Мокеев, А. А. Подсумкова) [3];

4. - «завершенный процесс внедрения новых форм, способов и методов государственного управления в целях повышения эффективности деятельности государственных структур» (А. Е. Демиденко) [4, с. 8.].

Под инновациями в государственном управлении мы понимаем «инновационную деятель-Инновации ность, направленную на разработку органами

в государственном государственной власти новых направлений де-управлении ятельности, использование принципиально но-

вых подходов, инструментов управления, поиск эффективных и творческих решений проблем связанных с внедрением новых методов управления» [5, с. 42].

Современные ученые, в частности В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян, Л. С. Нерадовская, Т. А. Прищепа и др., рассматривают инновационную деятельность как целенаправленное введение в профессиональную деятельность различного рода новшеств [6; 7; 8].

На законодательном уровне формулировки данного термина представлены в постановлении правительства РФ от 24.07.1998 № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», в основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в федеральном законе от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федераль-

ный закон «О науке и государственной научно-технической политике», законе ЛНР от 5 мая 2018 № 226-11 «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральном законе от 16 апреля 2022 г. N 108-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [9-13]. В указанных документах инновационная деятельность трактуется как принципиально новый вид деятельности (научной, организационной, технологической, коммерческой и пр.), направленной на создание или модернизацию новой продукции, технологий, услуг и обеспечивающей экономию затрат и ресурсов.

Опираясь на понимание термина «инновационная деятельность» авторитетными учеными, мы определяем данное понятие как деятельность, базирующуюся на инновационных знаниях, умениях и навыках, направленную на внедрение принципиально новых способов решения производственных задач, предполагающую нестандартный подход к их решению с целью быстрого достижения желаемого результата [14].

Существующая на сегодняшний день подготовка специалистов сферы ГМУ не в полной мере формирует навыки и умения, способствующие успешной профессиональной деятельности в условиях инновационного государственного управления, поэтому вопросам профессионального обучения и профессиональной подготовки госслужащих в науке уделено особое внимание.

Под профессиональной подготовкой специалистов сферы государственного управления ученые понимают «приобретение образования соответствующего образовательно-квалификационного по специальности, направленной на профессиональную деятельность в органах государственного управления» (И. В. Михалева, М. А. Любимова); «процесс обучения будущего государственного гражданского служащего знаниям, умениям и навыкам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности в рамках занимаемой должности» [15, с. 3; 16, с. 506; 17].

Современные исследователи акцентируют внимание на том, что в целом подготовка будущих специалистов сферы ГМУ основывается на получении определенной базы знаний, необходимой для выполнения профессиональных задач в регламентированных условиях. Вместе с тем ученые подчеркивают необходимость построения процесса обучения в соответствии с требованиями времени, основным из которых является профессиональная готовность к инновационной деятельности.

Определение понятия «инновационная деятельность»

Профессиональная подготовка в условиях инновационных преобразований

В изучение профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления вносят личный вклад исследователи, исследующие вопросы результативности инновационной деятельности специалистов ГМУ (В. А. Мельман), влияния инноваций в системе государственной власти на профессиональные действия госслужащих (А. С. Никитина), профессиональных компетенций госслужащих в условиях инноваций (С. В. Загороднюк и А. А. Акимов), аналитической компетентности, как основополагающего компонента профессиональной готовности в условиях инновационно-ориентированного управления (Ю. А. Кузьменко), инновационной культуры (М. В. Коновалова) [18; 1; 20; 21; 22].

Анализ предложенных современными исследователями определений понятия профессиональной готовности к инновационной деятельности, а также результаты собственных изысканий дают нам основание утверждать, что «профессиональная готовность будущего специалиста ГМУ к инновационной деятельности — это состояние личности, выражающееся в способности выполнения служащим функций государства, принятия социально-значимых решений, характеризующееся целостной структурой, и предполагающее умение использовать принципиально новые подходы, методы и инструменты управления» [23, с. 349].

Определение уровня профессиональной

готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления

Результаты и их обсуждение

Педагогическая модель формирования профессиональной

готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления.

Уровень профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы ГМУ на различных этапах профессионального обучения мы предлагаем определять в соответствии с выделенными критериями, показателями и уровнями указанной готовности (рис. 1).

Для формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления нами предложена педагогическая модель, включающая целевой, теоретико-

Уровни

О

о

о

Рис. 1. Критериальная система оценки уровней сформированности профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов ГМУ

методологический, процессуально-содержательный и оценочно-результативный блоки (рис.2).

Целевой блок включает в себя цели и задачи моделируемого процесса.

Теоретико-методологический блок включает в себя описание методологических подходов, принципов и закономерностей формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы ГМУ.

Рис. 2. Модель формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы ГМУ

Процессуально-содержательный блок характеризует алгоритм действий по формированию профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности

Оценочно-результативный блок включает анализ критериев, определяющих уровень сформированности профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности.

В процессе формирования готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления особое внимание было уделено разработке педагогических условий, направленных на формирование указанного вида готовности и являющихся ключевыми компонентами реализации педагогической модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности.

Учитывая наработки ученых по изучаемой проблематике, принципы разработки педагогических условий и требования к ним, содержание Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, Основных образовательных программ по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата), содержание «Справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям, умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих», результаты авторских исследований, мы сформулировали педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности.

Первое педагогическое условие — наполнение цикла профессиональной подготовки темами, направленными на подготовку будущих специалистов к инновационной деятельности.

Второе педагогическое условие — формирование готовности к инновационной деятельности будущих специалистов ГМУ с помощью включения в процесс обучения разнообразных форм теоретических и практических занятий.

Третье педагогическое условие — разработка специального курса «Организация деятельности госслужащего в условиях инновационного управления».

Четвертое педагогическое условие — организация социального партнерства вуза с учреждениями государственной власти.

Для реализации первого педагогического условия был разработан механизм, обеспечивающий наполнение содержания дисциплин учебных планов направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», профиль «Государственное управление таможенными процессами», квалификация «Бакалавр» ГОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля» с тематикой, направленной на ознакомление студентов с инновациями и инновационной деятельностью в сфере государственного управления [24].

Второе педагогическое условие реализовалось в рамках учебной деятельности академического типа, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности) посредством таких форм обучения, как проблемное обучение, метод конкретных ситуаций, игровые методы обучения (деловые и ролевые игры) и пр.

Третьим условием формирования профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности явилась разработка факультативного курса «Организация деятельности госслужащего в условиях инновационного управления» для студентов четвертого курса направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Разработанный курс ориентирован на формирование всех компонентов профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности, овладение системой знаний, умений и навыков, обеспечивающих исследуемую готовность.

Курс представлен двумя модулями и десятью темами.

Первый модуль представлен тремя темами; в модуле — три лекции, три практических работы, двенадцать часов выделено на самостоятельную

Педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального

управления к инновационной деятельности

работу студентов. Второй модуль включает семь тем, в нем — семь лекций и семь практических работ, двадцать часов выделяется на самостоятельную работу.

Последнее педагогическое условие осуществлялось посредством организации социального партнерства университета с учреждениями государственной власти в рамках учебной научной и социально-гуманитарной работы посредством совместного проведения лекций, семинарских занятий, научных конференций, круглых столов, тренингов, мастер-классов и др.

Реализация педагогической модели обеспечивает формирование мо-тивационно-ценностного, интеллектуально-информационного, процессу-ально-деятельностного, рефлексивно-аналитического компонентов профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что в статье представлены особенности формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления, предложены авторские дефиниции понятий «инновации в государственном управлении», «инновационная деятельность» и «профессиональная готовность будущего специалиста ГМУ к инновационной деятельности», а также представлена модель формирования профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности и пути её реализации.

В заключение отметим, что выполненное исследование раскрывает некоторые аспекты проблемы формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы ГМУ к инновационной деятельности. К перспективным направлениям дальнейших научных разработок относим изучение специфики реализации государственными гражданскими служащими других аспектов профессиональной деятельности в условиях инновационного управления.

Список литературы

1. Никитина А. С., Каргина Е. Д. Инновации в кадровом резерве на государственной службе: возможности внедрения и готовность к исполнению // Вопросы управления. — 2016. — № 3 (21). — С. 180-187.

2. Иванова Н.Л., Дубенкова Е. Н. Внедрение инноваций в сфере государственного управления: проблемы и факторы // Вопросы управле-ния.—2014. — № 4 (10). — С. 33-44.

3. Система государственного управления: учебное пособие / С. Ю. Наумов, Н. С. Гегедюш, М. М. Мокеев, А. А. Подсумкова. — М: Форум/ — 2010. — 302 с.

4. Деменко А. Е. Разработка механизма внедрения инноваций в сфере государственного управления: спец. 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством»: автореф. на соиск. степ.канд. экон. наук. — СПб. — 2015. — 29с.

5. Провоторова Н. В. Особенности инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). — 2021. — № 1 (55). — С. 4145.

6. НерадовскаяЛ. С. К вопросу определения сущности и содержания понятия «инновационная компетентность» учителя общеобразовательного учреждения/ Л. С. Нерадовская // Вестник ТГГПУ. 2010. № 3 (21). С. 228-231.

7. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. — 2003. — № 3. — С. 17-25.

8. Прищепа Т. А.. Развитие готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования: спец. 13.00.08. «Теория и методика профессионального образования»: дис. ... канд. пед. наук. Томск. — 2010. — 210 с.

9. О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы: постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/179112/ paragraph/117:0 (дата обращения: 10.01.21). — Режим доступа: сайт «Система ГАРАНТ». — Текст: электронный.

10. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года от 5 августа 2005 г. N 2473п-П7. URL: https://elementy.ru/library9/r2473.htm (дата обращения: 08.01.21). — Режим доступа: сайт «ЭЛЕМЕНТЫ». — Текст: электронный.

11. О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 108-ФЗ. URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/404488106/paragraph/1:0 (дата обращения: 03.01.21). — Режим доступа: сайт «Система ГАРАНТ». — Текст: электронный.

12. О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»: Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12188178/ paragraph/1:0 (дата обращения: 03.01.21). — Режим доступа: сайт «Система ГАРАНТ». — Текст: электронный.

13. Об образовании: Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 10.11.2017 № 193-II, от 14.03.2018 № 214-II, от 13.12.2019 № 119-III, от 12.03.2020 № 144-III). — URL: https://nslnr. su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/3606/ (дата обращения: 03.01.21). — Режим доступа: сайт «Народный Совет Луганской Народной Республики. — Текст: электронный.

14. Провоторова Н. В. Особенности профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности // «Гуманитарные исследования Центральной России» — Журнал Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского». — 2020. — № 4 (17). — С. 54-62.

15. Михалёва И. В., Любимова М. А. Профессиональная подготовка государственного служащего как показатель эффективного прохождения государственной службы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 5 (май). С. 131-136.

16. Черепанов В. В., Иванов В. П. Основы государственной и кадровой политики. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — Закон и право/ — 2007. — 493 с.

17. Провоторова Н. В. Профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2021. — Т. 27. — № 1. — С. 138-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Мельман В. О. Психолопчш аспекти професшно! дiяльностi державних службовщв та посадових оаб мкцевого самоврядування // Теорiя та практика державного управлшня. — 2017. — Вип. 4. — С.166-170

19. А^мов О. О. Професшна дiяльнiсть державних службовщв в умо-вах евроштеграцп Украши: питання формування психолопчно! готовность — Кшв: Центр учбово! лиератури/ — 2014. — 176 с.

20. Загороднюк С. О. Компетенцп державного службовця як основа психолопчно! готовносп до професшно! дiяльностi у евроштегращйних умовах // «Ефективнкть державного управлшня» Збiрник наукових праць. 2013. Вип.36. С. 277-286.

21. Кузьменко Ю. О. Умови формування готовносп державних службовщв до аналиично! дiяльностi в системi тслядипломно! освии // Держав-

не будiвництво. 2014. № 1. URL: http://www.kbuapa.kharkov.ua/e-book/db/2014-1/doc/3/02.pdf (дата обращения 02.02.2020). — Режим доступа: сайт «Харювський регюнальний iнститут державного управлшня» — Текст: электронный.

22. Коновалова М. В. 1нновацшнкть у державнш службi як чинник розвитку нащонально1 iнновацiйноi системи Украши // Вкник Нацiональноi академп державного управлiння. 2012. № 3. С. 96-103.

23. Провоторова Н.В. Анализ современной практики формирования готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления // Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. — 2021. — Том 40. — № 3. — С. 347-357.

24. Провоторова Н. В. Практика внедрения педагогической модели формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления // Ценностные приоритеты образования в XXI веке: Инновационные процессы в профессиональном образовании. Актуальные тенденции развития дополнительного педагогического образования: материалы научно-практической конференции. — Луганск. — 2022. — С. 25-33.

Сведения об авторе

Провоторова Наталия Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет», г. Луганск, Россия, ORCID 0000-00024597-0903. E-mail: provotorova.natalija@yandex.ru

© Н.В. Провоторова, 2023

Professional Readiness for Innovative Activity: State and Municipal Management

N. V. Provotorova

The research focuses on the problem of the formation of professional readiness for innovative activity of future specialists in the field of public and municipal administration. The results of the analysis of the concepts of "innovation" and "innovative activity" in the field of public administration, proposed by scientists, are presented. The author shows the multidimensional nature of the studying of these phenomena and provides the author's definitions of the studied concepts.

Attention is paid to the peculiarities of professional training of future specialists in the field of public and municipal administration. Special emphasis is placed on studying readiness for innovation.

The publication presents the criteria of professional readiness for innovative activity of future specialists in the field of public and municipal administration. Based on the selected criteria, the author characterizes indicators and levels of this professional readiness.

The author presents a pedagogical model of the formation of professional readiness for innovative activity of future specialists in the sphere of state and municipal administration, including target, theoretical and methodological, procedural and substantive and evaluative and effective blocks. The characteristics of these components are given.

The process of introducing this model in the educational process is based on the implementation of the following pedagogical conditions: enriching the content of subjects with topics aimed at preparing s pecialists for innovation; expanding the range of opportunities for students to form their readiness for innovation through a variety of forms of theoretical and practical classes; development of a special course; organization of social partnership of the university with public authorities. The ways of their implementation are described by filling the content of academic disciplines, contextual learning, introduction of an optional course, and organization of social partnership.

The further stage of the research is the introduction of the presented model of the formation of professional readiness for innovative activities of future specialists in the field of public and municipal administration in the educational process.

Keywords: innovations in public administration; innovative activity; future civil servants; pedagogical model of the formation of professional readiness; pedagogical conditions for the formation of professional readiness for innovation; features of the implementation of the pedagogical model.

References

1. Nikitina A. S., Kargina E. D. Innovatsii v kadrovom rezerve na gosudarstvennoi sluzhbe: vozmozhnosti vnedreniya i gotovnost' k ispol-neniyu // Voprosy upravleniya. - 2016. - № 3 (21). - S. 180-187.

2. Ivanova N. L., Dubenkova E. N. Vnedrenie innovatsii v sfere gosudarstvennogo upravleniya: problemy i faktory // Voprosy upravleniya. —2014. — № 4 (10). — S. 33-44.

3. Sistema gosudarstvennogo upravleniya: uchebnoe posobie / S. Yu. Naumov, N. S. Gegedyush, M. M. Mokeev, A. A. Podsumkova. — M: Forum/ — 2010. — 302 c.

4. Demenko A. E. Razrabotka mekhanizma vnedreniya innovatsii v sfere gosudarstvennogo upravleniya: spets. 08.00.05. «Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom»: avtoref. na soisk. step.kand. ekon. nauk. — SPb. — 2015. — 29 s.

5. Provotorova N. V. Osobennosti innovatsionnoi deyatel'nosti budushchikh spetsialistov sfery gosudarstvennogo upravleniya // Izvestiya Baltiiskoi gosudarstvennoi akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki (teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya). - 2021. - № 1 (55). - S. 4145.

6. Neradovskaya L. S. K voprosu opredeleniya sushchnosti i soder-zhaniya ponyatiya «innovatsionnaya kompetentnost'» uchitelya obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya/ L. S. Neradovskaya. Vestnik TGGPU. 2010. № 3 (21). pp. 228-231.

7. Lazarev V. S., Martirosyan B. P. Normativnyi podkhod k otsenke innovatsionnoi deyatel'nosti shkoly // Pedagogika. — 2003. — № 3. — S. 17-25.

8. Prishchepa T. A. Razvitie gotovnosti pedagoga k innovatsionnoi deyatel'nosti na osnove obogashchayushchei obrazovatel'noi sredy v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: spets. 13.00.08. «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk. — 2010. — 210 s.

9. O Kontseptsii innovatsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na 1998-2000 gody:

postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24 iyulya 1998 g. № 832. URL: http://ivo. garant.ru/#/document/179112/paragraph/117:0 (Accessed: 10.01.21). — Rezhim dostupa: sayt «Sistema GARANT». — Tekst: elektronnyy.

10. Osnovnye napravleniya politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti razvitiya innovatsionnoy sistemy na period do 2010 goda ot 5 avgusta 2005 g. N 2473p-P7. URL: https://elementy.ru/library9/r2473.htm (Accessed: 08.01.21). — Rezhim dostupa: sayt «ELEMENTY». — Tekst: elektronnyy.

11. O vnesenii izmeneniy v stat'yu 12 Federal'nogo zakona «O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy politike» i stat'yu 8 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii»: Federal'nyy zakon ot 16 aprelya 2022 g. N 108-FZ. URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/404488106/paragraph/1:0 (data obrashcheniya: 03.01.21). — Rezhim dostupa: sayt «Sistema GARANT». — Tekst: elektronnyy.

12. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O nauke i gosudarstvennoynauchno-tekhnicheskoy politike»: Federal'nyy zakon ot 21 iyulya 2011 g. N 254-FZ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/ 12188178/paragraph/1:0 (Accessed: 03.01.21). — Rezhim dostupa: sayt «Sistema GARANT». — Tekst: elektronnyy.

13. Ob obrazovanii: Zakon Luganskoy Narodnoy Respubliki ot 30.09.2016 № 128-II (s izmeneniyami, vnesennymi zakonami Luganskoy Narodnoy Respubliki ot 10.11.2017 № 193-II, ot 14.03.2018 № 214-II, ot 13.12.2019 № 119-III, ot 12.03.2020 № 144-III). — URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/ normativno-pravovaya-baza/3606/ (Accessed: 03.01.21). — Rezhim

dostupa: sayt «Narodnyy Sovet Luganskoy Narodnoy Respubliki. — Tekst: elektronnyy.

14. Provotorova N. V. Osobennosti professional'noi gotovnosti budushchikh spetsialistov sfery gosudarstvennogo upravleniya k innovatsionnoi deyatel'nosti // «Gumanitarnye issledovaniya Tsentral'noi Rossii» — Zhurnal Lipetskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni P. P. Semenova-Tyan-Shanskogo». — 2020. — № 4 (17). — S. 54-62.

15. Mikhaleva I. V., Lyubimova M. A. Professional'naya podgotovka gosudarstvennogo sluzhashchego kak pokazatel' effektivnogo prokhozhdeniya gosudarstvennoy sluzhby. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». 2016. № 5 (may). pp. 131-136.

16. Cherepanov V. V., Ivanov V. P. Osnovy gosudarstvennoi i kadrovoi politiki. — M.: YuNITI-DANA. — Zakon i pravo/ — 2007. — 493 s.

17. Provotorova N. V. Professional'naya podgotovka budushchikh spetsialistov sfery gosudarstvennogo upravleniya kak psikhologo-pedagogicheskaya problema // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. — 2021. — T. 27. — № 1. — S. 138-142.

18. Mel'man V. O. Psikhologichni aspekti profesiinoi diyal'nosti derzhavnikh sluzhbovtsiv ta posadovikh osib mistsevogo samovryaduvannya // Teoriya ta praktika derzhavnogo upravlinnya. — 2017. — Vip. 4. — S.166-170

19. Akimov O. O. Profesiina diyal'nist' derzhavnikh sluzhbovtsiv v umovakh evrointegratsii Ukraini: pitannya formuvannya psikhologichnoi gotovnosti. — Kiiv: Tsentr uchbovoi literaturi/ — 2014. — 176 s.

20. Zagorodnyuk S. O. Kompetentsii derzhavnogo sluzhbovtsya yak osnova psikhologichnoi gotovnosti do profesiinoi diyal'nosti u evrointegratsiinikh umovakh. «Efektivnist' derzhavnogo upravlinnya» Zbirnik naukovikh prats'. 2013. Vip.36. pp. 277-286.

21. Kuz'menko Yu.O. Umovi formuvannya gotovnosti derzhavnikh sluzhbovtsiv do analitichnoi diyal'nosti v sistemi pislyadiplomnoi osviti. Derzhavne budivnitstvo. 2014. № 1. URL: http://www.kbuapa.kharkov.ua/e-book/ db/2014-1/doc/3/02.pdf (Accessed: 02.02.2020) — Rezhim dostupa: sayt «Kharkivs'kiy regional'niy institut derzhavnogo upravlinnya» — Tekst: elektronnyy.

22. Konovalova M. V. Innovatsiynist' u derzhavniy sluzhbi yak chinnik rozvitku natsional'noi innovatsiynoi sistemi Ukraini. Visnik Natsional'noi akademii derzhavnogo upravlinnya. 2012. № 3. pp. 96-103.

23. Provotorova N. V. Analiz sovremennoi praktiki formirovaniya gotovnosti k innovatsionnoi deyatel'nosti budushchikh spetsialistov sfery gosudarstvennogo upravleniya // Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki i yazykoznaniya. — 2021. — Tom 40. — № 3. — S. 347-357.

24. Provotorova N. V. Praktika vnedreniya pedagogicheskoi modeli formirovaniya professional'noi gotovnosti k innovatsionnoi deyatel'nosti budushchikh spetsialistov sfery gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya // Tsennostnye prioritety obrazovaniya v XXI veke: Innovatsionnye protsessy v professional'nom obrazovanii. Aktual'nye tendentsii razvitiya dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii. — Lugansk. — 2022. — S. 25-33.

About the Author

Provotorova Nataliia V. — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, ''Lugansk State Pedagogical University'', Lugansk, Russia, ORCID 0000-0002-4597-0903. E-mail: provotorova.natalija@ yandex.ru

© N. V. Provotorova, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.