13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК [378.011.3-051:35]-027.31
UDC [378.011.3-051:35]-027.31
ПРОВОТОРОВА Н.В.
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Луганский государственный педагогический университет
E-mail: [email protected]
PROVOTOROVA N.V.
Candidate of Psychology, Associate Professor Department of Psychology, Lugansk State Pedagogical University E-mail: [email protected]
ПРЕДИКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PREDICTORS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT FOR INNOVATIVE ACTIVITIES
Основным содержанием исследования является комплексный анализ основных понятий и формулировка авторских дефиниций, характеризующих сущность, структуру и содержание профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности. На основе анализа определены структурные компоненты, являющиеся предикторами диагностики и формирования уровней исследуемой готовности.
Ключевые слова: подготовка, профессиональная готовность, будущие специалисты, сфера государственного и муниципального управления, структура готовности.
The main content of the study is a comprehensive analysis of the basic concepts and the formulation of the author's definitions that characterize the essence, structure and content of the professional readiness of future specialists in thefield of state and municipal management for innovation. Based on the analysis, the structural components that are predictors of diagnostics and the formation of the levels of readiness under study are determined.
Keywords: training, professional readiness, future specialists, the sphere of state and municipal management, the structure of readiness.
В условиях масштабного реформирования системы государственной власти России, особую актуальность приобретает проблема подготовки будущих специалистов к выполнению профессиональных функций.
Для формирования компетентных кадров, которые обеспечат социально-экономическое и научно-техническое развитие общества, необходимо глубокое переосмысление и кардинальная трансформация профессионального образования в высшей школе.
Качество профессиональной подготовки специалистов сферы государственного и муниципального управления (ГМУ) во многом определяет состояние и перспективы развития любого государства. Уровень социального и экономического развития России на современном этапе, консервативная подготовка будущих госслужащих к профессиональной деятельности, слабое применение зарубежного опыта, неумелое использование инновационных видов и форм, методов и средств управления ярко иллюстрируют необходимость подготовки высококвалифицированных кадров для аппарата государственной власти, профессионалов, способных к осуществлению инновационной деятельности.
Комплексный анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата), по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное
и муниципальное управление» (уровень магистратуры), а также основных образовательных программ высшего образования [1; 2; 5] показал, что сегодня в профессиональной подготовке будущих госслужащих отсутствуют необходимые трансформации, направленные на подготовку данных специалистов к инновационной деятельности. Большая часть университетов продолжают готовить специалистов сферы управления по традиционной модели, не учитывая то, что инновационные процессы стали важнейшим признаком системы государственного управления и вызвали возникновение социального спроса на специалистов, которые не только овладели стереотипными приемами работы, но и являются способными к инновационной управленческой деятельности.
Для обоснования и разработки авторской модели формирования готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности, которая будет предложена в дальнейших исследованиях, необходим комплексный анализ основных понятий и формулировка авторских дефиниций, характеризующих сущность, структуру и содержание профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности. В данном научном исследовании к категории основных понятий отнесены: «готовность», «профессиональная готовность», «готовность к инновационной деятельно-
© Провоторова Н.В. © Provotorova N.V.
сти», «будущий специалист в сфере ГМУ», «профессиональная деятельность будущего специалиста в сфере ГМУ», «инновационная деятельность будущего специалиста в сфере ГМУ», «профессиональная готовность будущего специалиста в сфере ГМУ к инновационной деятельности».
Важнейшим показателем профессионализма и морально-психологической зрелости личности, необходимых для высокой профессиональной «отдачи» является, прежде всего, профессиональная готовность.
Анализ научной литературы в контексте определения содержательной сущности готовности, ее структуры и факторов, влияющих на эффективное формирование этого состояния, показал, что пока в педагогической науке нет единого понимания этого феномена. В частности, педагоги (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, В.И. Лозовая, Н.Д. Никадров, А.И. Пискунов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Р.И. Хмелюк и др.) исследовали дидактические и воспитательные факторы и условия, позволяющие управлять становлением и развитием готовности; психологи (А.Н. Леонтьев, А.А. Нерсисян, А.Ц. Пуни, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, П.Р. Чамата и др.) изучали характер связей и зависимостей между состоянием готовности и эффективностью деятельности и пр.
Учитывая сложность и многоаспектность готовности как психолого-педагогического явления, и опираясь на проведенные исследования особенностей данного феномена [7], предлагаем рассматривать готовность в целом, и готовность к деятельности в частности (без акцентирования внимания на конкретном виде деятельности) как положительное отношение к действию, как некую предпосылку к формированию готовности к определенной профессиональной деятельности. Готовность, безусловно, подразумевает также наличие знаний, умений, навыков, индивидуально-психологических особенностей, соответствующих конкретной профессиональной деятельности, наличие профессионального кругозора, способность к самообучению, самореализации, креативному мышлению и т.д._
Осуществив сущностно-содержательный анализ феномена «готовность» необходимо учитывать его взаимообусловленную связь с категорией «готовность к профессиональной деятельности».
Переходя к рассмотрению дефиниции «готовность к профессиональной деятельности», считаем целесообразным рассмотреть понятие «профессиональная деятельность». В научной литературе представлен широкий спектр трактовки данного термина, однако, не останавливаясь детально на существующих подходах к данному определению, отметим, что достаточно точное и емкое его определение представлено Э.Ф. Зеером. Ученый считает, что профессиональная деятельность -это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности [3].
Анализ актуальной научной литературы показывает, что существует несколько подходов к исследованию готовности к профессиональной деятельности.
Первый подход предполагает понимание готовности к профессиональной деятельности как особого психического состояния (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Ю.Е. Сосновикова Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин и др.).
Представители второго подхода понимают готовность к профессиональной деятельности как определенную установку личности (А.Г. Асмолов, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе и др.).
В рамках третьего подхода ученые рассматривают готовность к профессиональной деятельности как совокупность личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности (М.И. Дьяченко Л.А. Кандыбович, К.К. Платонов, В.А. Сластенин и др.).
В целом, говоря о готовности к профессиональной деятельности с учетом проанализированных современных исследований [7; 9], можем констатировать, что мы понимаем этот феномен как состояние личности, имеющее целостную структуру, характеризующееся определенными психологическими особенностями и сформированными качествами, выражающееся в способности выполнения человеком каких-либо функций.
Для глубокого понимания феномена «профессиональная готовность будущих специалистов сферы ГМУ к инновационной деятельности», и ее структуры, нами были изучены существующие в педагогической науке подходы к определению структурных компонентов готовности в целом, готовности к управленческой и инновационной деятельности, а также специфика профессиональной деятельности специалистов сферы государственного и муниципального управления, сквозь призму которой мы сформулируем авторское определение «готовность будущих специалистов сферы ГМУ к инновационной деятельности» и определим ее структурные компоненты [8; 9].
Анализ структурных компонентов готовности показал, что в большей мере в предлагаемых современными учеными структурах присутствуют интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые аспекты; направленность на выполнение той или иной деятельности; определенные навыки, знания, умения; осознанные и неосознанные установки, модели вероятного поведения, оптимальные способы деятельности, оценка своих возможностей в профессии и необходимость достижения определенного результата.
Любой вид профессиональной деятельности имеет свои характерные особенности. По мнению исследователей «профессиональная деятельность в сфере государственного и муниципального управления» - это особый, специфический вид деятельности, предполагающий как исполнительский, так и управленческий компоненты [6].
В своих исследованиях ученые выделяют следующие специфические признаки профессиональной деятельности в системе государственной службы:
- ориентированность труда государственных
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
служащих на реализацию государственных интересов;
- высокая степень ответственности служащих за решения, которые принимаются в рамках их профессиональных полномочий;
- строгая правовая регламентация трудовой деятельности;
- использование интеллектуального ресурса и творческого потенциала для выполнения управленческих функций [4; 10].
Проанализировав теоретический блок научной литературы и результаты авторского исследования в контексте проблематики готовности в целом, готовности к профессиональной деятельности и особенностей профессиональной деятельности госслужащих, с целью глубокого понимания феномена «готовность будущего специалиста сферы ГМУ к инновационной деятельности» и описания его структуры, необходимо четкое понимание сущности профессиональной деятельности в системе государственной власти и специфических характеристик будущего госслужащего. Учитывая характерные признаки профессиональной деятельности в сфере государственного управления, мы сформулировали авторское определение понятий «будущий специалист в сфере ГМУ» и «профессиональная деятельность будущего специалиста в сфере ГМУ».
Будущий специалист в сфере ГМУ - это личность, обладающая системой компетенций и личностных качеств, выступающих индикаторами профессионализма в сфере государственного управления, которая способна к их успешному использованию для выполнения функций государства и организации эффективного взаимодействия между гражданами и государством. Профессиональная деятельность будущего специалиста в сфере ГМУ - это особый вид трудовой деятельности, имеющий строгую нормативную регламентацию, основной ее целью является выполнение служащим функций государства, путем принятия социально значимых решений и осознания высокой степени ответственности за результаты своей работы.
Учитывая то, что с каждым годом характер управленческой деятельности в сфере государственного управления постоянно усложняется и ставит перед специалистами данной области новые профессиональные задачи, предлагает ситуации, требующие принятия самостоятельных, в том числе инновационных решений, повышает уровень ответственности за своевременность и результативность принятия решений, и тем самым создает новые требования к качественной подготовке специалистов, одной из стержневых задач эффективной подготовки будущих специалистов сферы государственного управления является формирование у них готовности к инновационной деятельности.
Инновационную деятельность будущего специалиста в сфере ГМУ мы понимаем как вид профессиональной деятельности, предполагающий наличие у специалистов высокого уровня профессиональной подготовки, интеллектуальной наполненности, креативного мышления, способности к использованию в своей
работе принципиально новых подходов, методов и инструментов управления.
Опираясь на исследования современных ученых (А.А. Акимова, И.М. Дичковской, С.А. Загороднюка, Э.Ф. Зеера, М.В. Коноваловой, Е.Е. Конюховой, Ю.А. Кузьменко, Л.С. Нерадовской, А.С. Никитиной, В.А. Мельмана, Н.А. Ткачевой и др.), мы подчеркиваем, что готовность к инновационной деятельности будущих специалистов сферы ГМУ предполагает понимание инноваций, способов и особенностей их применения, наличие соответствующих личностных особенностей, профессиональных навыков, положительного отношения к инновациям и к субъектам, вовлеченным в инновационные формы взаимодействия. А также, это умение быстро и профессионально выполнять задачи в нестандартных условиях, способность применять креативные, коммуникативные способности и навыки. Это не сформированные модели и формы поведения, а готовность и умение находить эффективные способы решения нестандартных задач, используя инновационный потенциал (совокупность различных ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности).
На основании анализа массивного блока литературных источников, изучения практического опыта работы в государственной службе, синтезируя существующие в педагогической науке подходы к структуре готовности в целом, готовности к профессиональной деятельности в сфере государственного управления, мы пришли к пониманию структуры готовности будущих специалистов сферы ГМУ к инновационной деятельности.
Первым компонентом готовности будущих специалистов сферы ГМУ к инновационной деятельности мы определили - мотивационно-ценностный. Это связанно с тем, что важнейшим условием эффективной профессиональной деятельности в целом, и формирования указанной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности является мотивация к профессии. Мотивационно-ценностный компонент представлен совокупностью мотивов, ценностных ориентаций и установок будущего специалиста и выражает осознанное отношение специалиста к инновационной деятельности, понимание ее роли в решении актуальных проблем системы государственной власти. В практике государственного управления инновационная активность специалиста может быть обусловлена различными мотивами, а именно: желанием приносить пользу государству, быть полезным другим людям; удовлетворение материальных и духовных потребностей; удовлетворение потребности в общественном признании, желание совершенствовать себя в профессии; стремление человека к достижению жизненного успеха и т.д.
Следующим компонентом является
интеллектуально-информационный. Уровень зрелости и структура интеллекта являются важнейшим условием овладения профессиональной деятельностью, а также творческого ее совершенствования. Интеллект определяет мыслительные способности личности, возможности к созданию принципиально новых идей,
принятию инновационных решений, способность к постижению глубинной сущности явлений и процессов. Интеллектуально-информационный компонент отражает степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, уровень готовности овладения навыками инновационной деятельности в профессии, а также технологиями принятия рациональных решений, умение адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной рабочей ситуации, используя инновационные подходы, методы и приемы.
Третьим компонентом готовности будущих специалистов сферы ГМУ к инновационной деятельности является процессуально-деятельностный. Данный компонент определяется спецификой видов профессиональной деятельности будущего госслужащего и необходимостью выполнения работы в государственном управлении. Будущий специалист должен быть способен к планированию и программированию своей профессиональной деятельности, обладать системой умений и навыков, а также неким практическим опытом, который может быть приобретен и в процессе прохождения практик студентами.
Важным условием эффективной профессиональной деятельности является наличие креативности, которая реализуется в оригинальном решении профессиональных задач, в способности к импровизации в работе. Признаками креативности является способность к созданию новых способов управления, инновационный подход к решению профессиональных задач, умение творчески подходить к делу, взаимодействовать с людьми.
Четвертый компонент указанной готовности -
рефлексивно-аналитический, определяющий уровень профессиональной ответственности, критического мышления будущих специалистов, профессиональной этики и морали, способности к самосовершенствованию, профессиональному росту. Реализуется этот компонент через такие рефлексивные процессы, как самоидентификация и идентификация другого человека, самооценка и оценка других людей, самоинтерпретация и интерпретация, окружающих людей. Стремясь понять мысли и действия другого, человек обнаруживает способность рефлексивно отнестись к себе.
Таким образом, опираясь на теоретические разработки указанных выше ученых, а также на результаты проведенного исследования, мы пришли к пониманию основной дефиниции данного исследования - «профессиональной готовности будущего специалиста сферы ГМУ к инновационной деятельности». Мы понимаем этот феномен как состояние личности, выражающееся в способности выполнения служащим функций государства, принятия социально-значимых решений, характеризующееся целостной структурой, включающей: мотивационно-ценностный, интеллектуально-информационный, процессуально-деятельностный, рефлексивно-аналитический компоненты, и предполагающее умение использовать принципиально новые подходы, методы и инструменты управления.
В заключении отметим, что проведенный комплексный анализ основных понятий и предложенные авторские дефиниции являются предикторами диагностики уровня готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности и будут использованы в дальнейшем эмпирическом исследовании.
Библиографический список
1. Государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (утвержден приказом министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13.08.2020 г № 1016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alt.ranepa.ru/files/texts/process/fgos_bak_ gmu2020.pdf (дата обращения 28.03. 2021).
2. Государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (утвержден приказом министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13.08.2020 г. № 1000) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alt.ranepa.ru/files/texts/process/fgos_bak_ gmu2020.pdf (дата обращения 29.03. 2021).
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 329 с.
4. Масальская В.С. Повышение мотивации труда государственных гражданских служащих / В.С. Масальская // Государственное и государственное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2013. № 6. С. 82.
5. Основная образовательная программа высшего образования направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», профиль «Государственное управление таможенными процессами», квалификация «Бакалавр» ГОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля». Луганск, 2020. 226 с.
6. ПровотороваН.В. Психологические особенности управленческой деятельности как профессиональной / Н.В. Провоторова // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. Луганск: Книта, 2018. № 2(15). Серия 5. География. Экономика. Туризм. С. 81-86.
7. Провоторова Н.В. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления / Н.В. Провоторова // «Образование и общество». Журнал Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3 (122). С. 121-127.
8. Провоторова Н.В. Структура профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления / Н.В. Провоторова // «Педагогические исследования». Журнал «Астраханского государственного университета». 2020. № 3. С. 20-26.
9. Провоторова Н.В. Особенности профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности / Н.В. Провоторова // «Гуманитарные исследования Центральной России». Журнал Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского». 2020. № 4 (17). С. 54-62.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
10. Усынина А.Н. Мотивация государственных гражданских служащих // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2013. № 2. С. 50.
References
1. State educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of preparation 03/38/04 State and municipal administration (approved by order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of 08/13/2020, No. 1016) [Electronic resource]. - Access mode: https://www.alt.ranepa.ru/files/texts/process/fgos_bak_gmu2020.pdf (date of access 28.03.2021).
2. State educational standard of higher education - magistracy in the direction of preparation 04/38/2004 State and municipal administration (approved by order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of 08/13/2020, No. 1000) [Electronic resource]. - Access mode: https://www.alt.ranepa.ru/files/texts/process/fgos_bak_gmu2020.pdf (date of access 29.03.2021).
3. ZeerE.F. Psychology of professions: a textbook for university students / E.F. Zeer. M.: Acad. project; Ekaterinburg: Business book, 2003. 329 p.
4. Masalskaya V.S. Increase of labor motivation of state civil servants / V.S. Masalskaya // State and public administration in the XXI century: theory, methodology, practice. 2013. No. 6. Pp. 82.
5. The main educational program of higher education of the direction of preparation 03/03/2004 "State and municipal administration", profile "State administration of customs processes", qualification "Bachelor" GOU VO "Lugansk State University named after Vladimir Dahl". Lugansk, 2020. 226 p.
6. Provotorova N.V. Psychological features of management activity as a professional / N.V. Provotorova // Bulletin of Lugansk National University named after Taras Shevchenko. Lugansk: Knita, 2018. No. 2 (15). Series 5. Geography. Economy. Tourism. Pp. 81-86.
7. Provotorova N.V. The problem of psychological readiness for professional activity of future specialists in the sphere of public administration / N.V. Provotorova // "Education and Society". Journal of Orel State University named after I.S. Turgenev. Series: Pedagogy and Psychology. 2020. No. 3 (122). Pp. 121-127.
8. Provotorova N.V. The structure of professional readiness of future specialists in the sphere of public administration / N.V. Provotorova // "Pedagogical research". Journal of Astrakhan State University. 2020. No. 3. Pp. 20-26.
9. Provotorova N.V. Features of the professional readiness of future specialists in the sphere of public administration for innovative activities / N.V. Provotorova // "Humanitarian Studies of Central Russia". Journal of the Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky. 2020. No. 4 (17) rp. 54-62.
10. Usynina A.N. Motivation of state civil servants / A.N. Usynina // Electronic Bulletin of the Rostov Social and Economic Institute. 2013. No. 2. Pp. 50.