Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная готовность / готовность к инновационной деятельности / будущие специалисты сферы государственного управления / структурные составляющие готовности к инновационной деятельности / компоненты готовности к инновационной деятельности специалистов сферы государственного управления / professional readiness / readiness for innovation / future specialists in the field of public administration / structural components of readiness for innovation / components of readiness for innovation of specialists in the field of public administration

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Провоторова Н. В.

Понимание особенностей профессиональной готовности к инновационной деятельности способствует качественной подготовке будущих специалистов сферы государственного управления. Основой для исследования является приведенный в статье анализ понятий «готовность к профессиональной деятельности» и «готовность к инновационной деятельности». Особое внимание уделяется изучению факторов и компонентов готовности к инновационной деятельности в сфере государственного управления, а также предъявляемым в связи с этим требованиям к будущим специалистам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Провоторова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PROFESSIONAL READINESS FOR INNOVATION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PUBLIC ADMINISTRATION

Understanding the features of professional readiness for innovation contributes to the quality training of future specialists in the field of public administration. The research is based on the analysis of the concepts «readiness for professional activity» and «readiness for the innovative activity». Special attention is paid to the study of the factors and components of readiness for innovation in the field of public administration, as well as the requirements for future specialists.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.24411/2541-9056-2020-13006

УДК 378.011.3-051:330.341.1

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.В. Провоторова Статья поступила в редакцию 7 ноября 2020 г.

Понимание особенностей профессиональной готовности к инновационной деятельности способствует качественной подготовке будущих специалистов сферы государственного управления. Основой для исследования является приведенный в статье анализ понятий «готовность к профессиональной деятельности» и «готовность к инновационной деятельности». Особое внимание уделяется изучению факторов и компонентов готовности к инновационной деятельности в сфере государственного управления, а также предъявляемым в связи с этим требованиям к будущим специалистам.

Ключевые слова: профессиональная готовность, готовность к инновационной деятельности, будущие специалисты сферы государственного управления, структурные составляющие готовности к инновационной деятельности, компоненты готовности к инновационной деятельности специалистов сферы государственного управления.

SPECIFICS OF PROFESSIONAL READINESS FOR INNOVATION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PUBLIC ADMINISTRATION

N.V. Provotorova

Understanding the features of professional readiness for innovation contributes to the quality training of future specialists in the field of public administration. The research is based on the analysis of the concepts «readiness for professional activity» and «readiness for the innovative activity». Special attention is paid to the study of the factors and components of readiness for innovation in the field of public administration, as well as the requirements for future specialists.

Key words: professional readiness, readiness for innovation, future specialists in the field of public administration, structural components of readiness for innovation, components of readiness for innovation of specialists in the field of public administration.

Внедрение в систему государственного управления инноваций усложняет характер профессиональной деятельности специалистов данной области и

ставит перед ними новые профессиональные задачи, выдвигает ситуации, требующие принятия самостоятельных, в том числе инновационных ре-

шений, повышает уровень ответственности за своевременность и результативность их реализации и тем самым создает новые требования к качественной подготовке специалистов. Одной из стержневых задач эффективной подготовки будущих специалистов сферы государственного управления является формирование у них готовности к инновационной деятельности.

На сегодняшний день современные учебные заведения, готовящие специалистов государственного управления, используют информационную модель обучения, ориентированную на получение, переработку, усвоение и применение знаний. Данная модель способствует освоению пассивной роли исполнителя и обеспечивает специалисту умение действовать в стандартных ситуациях. При этом она не нацелена на формирование готовности к профессиональной деятельности в условиях инновационных преобразований.

Целью данной статьи является исследование особенностей и структурных компонентов профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления.

В настоящее время проблема готовности к профессиональной, в частности, инновационной деятельности является объектом исследования ученых различных направлений науки.

V» V»

В современной педагогической науке вопросы готовности к инновационной деятельности освещены в работах Ю.В. Громыко, П.М. Гуреева, Э.Ф. Зеер, В.С. Лазарева, А.В. Лоренсо-ва, Б.П. Мартиросяна, А.Я. Найной, Л.С. Нерадовской, А.С. Никитиной, И.П. Подласого, М.М. Поташника,

А.И. Пригожина, Н.О. Ткачовой, П.И. Третьякова, О.Г. Хомерики, Н.Р. Юсуфбековой и др.

В целом, готовность к профессиональной деятельности современные ученые определяют:

— как субъективное состояние личности, включающее стремление, установку, способность к профессиональной деятельности ( Д. Узнадзе);

— совокупность требований к профессиональной деятельности (В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов).

— целостное выражение личности как соотношение ее профессиональных мотивов, установок, эмоциональных, волевых, индивидуальных и других качеств (М.И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович);

— психическое состояние (В.Н. Дружинин);

— целостное проявление свойств личности, включающее познавательный, эмоциональный и мотивацион-ный компоненты (Н.Д. Левитов);

— систему профессионально значимых качеств, мотивов, компетентности, умений (Е.П. Белозерцев, И.А. Колесникова, Е.В. Титова);

— компонент профессиональной компетентности (А.Н. Мищенко).

Анализ современных воззрений на данную проблему дает основание утверждать, что готовность к профессиональной деятельности - это способность организовывать, выполнять и регулировать свое активное взаимодействие в сфере профессиональной компетентности путем выбора методов деятельности, адекватным целям деятельности, основанных на профессиональных знаниях, умениях и навыках, личностных и профессиональных

качествах, мотивационной и эмоциональной сферах личности [12].

Как показывает практика, привычные формы работы специалистов разных сфер не обеспечивают им необходимую эффективность решения поставленных задач. В связи с этим у будущих специалистов следует формировать готовность к инновационной деятельности в условиях новых технологий, к преодолению задач, которые на данном этапе невозможно спрогнозировать [1].

По мнению И. Дичковской, готовность к инновационной деятельности предполагает совокупность мотиваци-онно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владения инструментами достижения поставленных задач, способности их творческой реализации [4].

В.И. Долгова трактует готовность к инновационной деятельности как образование зрелой личности, включающее соответствующие знания, умения и отношения (направленность) [5]. По мнению ученой, именно направленность личности как сложное образование, включающее совокупность потребностей, установок, интересов, целей, склонностей, идеалов и убеждений, служит базой формирования готовности к инновационной деятельности.

С точки зрения А.С. Чурсиной, готовность к инновационной деятельности - это интегративное качество личности, предусматривающее «наличие мотивационно-ценностного отношения к деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения целей, способности к профессиональному саморазвитию, рефлексии и саморегуляции» [16].

Э.Ф Зеер и Е.Е. Конюхова считают, что готовность к инновационной деятельности - это «единство когнитивного, аффективного и конативного компонентов, способствующих профессиональной деятельности в условиях инноваций» [7, с. 41].

Опираясь на исследования этих ученых, мы подчеркиваем, что готовность к инновационной деятельности предполагает понимание инноваций, способов и особенностей их применения, наличие соответствующих личностных особенностей, профессиональных навыков, положительного отношения к инновациям и к субъектам, вовлеченным в инновационные формы взаимодействия. А также - это умение быстро и профессионально выполнять задачи в нестандартных условиях, способность применять креативные, творческие, коммуникативные способности и навыки.

Ученые, изучающие готовность к инновационной деятельности, выделяют различные ее структурные составляющие.

Так, Н.А. Ткачева выделяет следующие компоненты готовности к инновационной деятельности: мотивационно-ценностный, предполагающий понимание будущими специалистами сущности и роли инноваций, а также сформированность мотивов, ценностей и установок, необходимых для успешного внедрения инноваций; когнитивно-операционный, заключающийся в умениях и навыках ориентироваться в условиях ииноваций, способности отказаться от готовых стереотипов; рефлексивно-личностный, проявляющийся в виде личностных качеств, таких как интеллектуальная мобильность, рефлексивность, эмпатия, самокритичность и т.д. [14, с. 178]. ¡ания Центральной России № 4 (17), 2020

Как совокупность мотивационного, когнитивного, операционно-

технологического и эмоционально-рефлексивного компонентов предлагает рассматривать структуру готовности к инновационной деятельности Е.Ю. Перинский [12].

В качестве структурных составляющих инновационной профессиональной готовности Л.С. Нерадовская видит: мотивационную готовность (осознание инновационной деятельности как ценности); креативные способности (проявление социально значимой творческой активности); исследовательские умения (овладение основными составляющими операционного компонента инновационной деятельности); рефлексию (умения анализировать и корректировать свою инновационную деятельность) [11, с. 230].

Как видим, общими обязательными компонентами профессиональной готовности к инновационной деятельности являются мотивационный, когнитивный, эмоциональный, психологический и операциональный.

Особый интерес для нас представляют особенности готовности к инновационным формам профессиональной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления. Заметим, что в современной науке данному вопросу уделялось крайне мало внимания.

В.А. Мельман утверждает, что существующие подходы к управлению и сопровождению профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления на сегодня не в полной мере отвечают современным требованиям [10]. Особое внимание ученый предлагает уделить развитию компонентов психологической

структуры личности как фактора результативности государственных служащих в условиях инновационной деятельности. Как мы понимаем, речь идет о сформированности психологических процессов, направленности, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы, психологической компетентности как особенностей личности, готовой к овладению инновационной деятельностью.

Весомым фактором готовности к профессиональной деятельности в условиях инноваций будущих специалистов сферы государственного управления являются профессиональные компетенции.

С точки зрения С.А. Загороднюка и А.А. Акимова, будущие специалисты сферы государственного управления должны быть психологически готовы к инновационной деятельности, и основой для данного рода готовности, по мнению ученых, является соответствующий уровень развития профессиональных компетенций, среди которых ключевое место занимают «открытость мышления и поведения, ин-новационность, добродетель, социальные навыки, нацеленность на результат, организованность и дисциплинированность» [6, с. 284].

Необходимым компонентом профессиональной готовности к инновационной деятельности специалистов сферы государственного управления является социокультурная компетентность как способность осуществлять продуктивный обмен элементами социокультурного контекста, релевантными для порождения и восприятия коммуникации в определенной социокультурной ситуации (вербальные, невербальные компоненты, нормы, пра-

вила, ценности, ритуалы, стереотипы и тому подобное) [13].

В разрезе социокультурной компетентности специалистов сферы государственного управления выделяют коммуникативную компетентность.

Коммуникативная компетентность -это интегральная функциональная характеристика, которая относится к социальным представительским компетенциям государственных служащих, и характеризуется:

- языковой компетентностью - знанием языкового кода, в рамках которого осуществляется коммуникация, владение всеми уровнями языка, стилистикой и правилами языковой трансформации, запасом слов, наиболее приемлемых для коммуникации в условиях инноваций;

- культурной компетентностью -ориентированием в базовых элементах культуры; владением навыками совместной (групповой) профессиональной коммуникативной деятельности, а также устоявшимися в определенной социокультурной среде стратегиями и тактиками коммуникативной деятельности;

- прагматической компетентностью - умением пользоваться правилами, конвенциями общения, законами ролевой коммуникации; когнитивными и инструментальными приемами, направленными на самосовершенствование индивидуальной коммуникативной деятельности и т. д;

- предметной компетентностью -пониманием онтологии внешнего и внутреннего мира и способов их категоризации в рамках лингвосоциокуль-турной ситуации общения;

- стратегической компетентностью -умением выбирать эффективную стратегию и тактику коммуникативных 58 Гуманитарные исслед

действий в зависимости от цели и ситуации коммуникации; технологиями коммуникативного лидерства - моделями вербального и невербального поведения и т. д;

- представительской коммуникативной компетентностью - владением вербальными, невербальными, поведенческими и другими технологиями, которые дают возможность представлять определенный орган государственной власти во взаимодействии с другими организациями, общественностью, СМИ и в публичной сфере в целом [3; 13].

Ю.А. Кузьменко подчеркивает, что в условиях инноваций следует акцентировать внимание на формировании готовности будущих специалистов сферы государственного управления к аналитической деятельности. Ученый представляет аналитическое мышление как основополагающий компонент готовности к инновационной деятельности [9]. Аналитическую деятельность служащих ученый рассматривает как сложный, динамичный механизм, с помощью которого обеспечивается существование и развитие связей и отношений в области профессиональной деятельности. Данный механизм позволяет устанавливать общезначимые правила, которые облегчают принятие решения и прогнозирование, взаимное приспособление к поведению людей и обеспечивают кооперативную взаимопомощь, координируют действия по обмену информацией между частями этой системы (люди, группы людей, техника и т.д.), способными принимать информацию, накапливать, анализировать и перерабатывать ее. Как видим, аналитичность мышления в понимании ученого - это компонент, влияющий на важные стороны в дея-¡ания Центральной России № 4 (17), 2020

тельности специалистов сферы государственного управления, в частности, на принятие решений и на эффективное взаимодействие в условиях инноваций.

Как структурный компонент профессиональной готовности к инновационной деятельности М. Коновалова рассматривает инновационную культуру специалистов сферы государственного управления, характеризующуюся высокой восприимчивостью инноваций, готовностью и способностью поддерживать новые идеи [8]. В широком смысле инновационная культура как социальный феномен определяется способностью и готовностью к инновациям, устойчивой традицией воспринимать новое, способностью и готовностью комплексно его использовать в интересах общего прогресса. Автор подчеркивает, что инновационная культура служащего определяет его готовность как к профессиональной деятельности, так и к продуктивному, творческому развитию ее новых форм и себя как личности. Характерными признаками готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления являются: сильное личное желание рисковать, готовность принять изменения, ориентация на долгосрочный результат, открытость к новой информации, позитивное отношение к науке, признание ценности образования и повышение своего профессионального уровня [8, с. 100].

Особенностью профессиональной деятельности, условием достижения высоких результатов в профессиональной деятельности и одновременно компонентом профессионализма специалистов сферы государственного

управления является служение [15]. В современном государственном управлении рассматриваются такие явления как готовность к общественному служению и мотивация общественного служения [2]. На основе научных изысканий отечественных и зарубежных ученых Т.М. Атнашев приходит к выводу, что мотивация служения отечественных специалистов сферы государственного управления является основным фактором, стимулирующим служащих к «достаточно напряженному труду при сравнительно низкой оплате» [2, с. 161]. Также ученый подчеркивает, что «содержание понятия «общественное служение» в современном российском обществе требует существенной адаптации по сравнению с тем, что подразумевается под этим понятием исследователями западных систем государственного управления» [2, с. 162]. Мы согласны с мнением Т.М. Атнашева в том, что служение является важным фактором успешной профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления и считаем его неотъемлемым компонентом готовности к инновационной деятельности будущих специалистов данной сферы.

Проведенное исследование дает основание утверждать, что профессиональная готовность к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления формируется под воздействием внешних и внутренних факторов и предполагает: понимание инноваций, способов и особенностей их применения; наличие устоявшихся мотивов относительно осуществления эффективной, сознательной инновационной деятельности и положительного отноше-

ния к ней; соответствующих личностных особенностей и способностей; сформированных эмоционально-волевых качеств инновационной направленности; профессиональных знаний и навыков по инновационной деятельности; соответствующих данной деятельности компетенций и т.п.

К особенностям профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности мы отнесли: открытость мышления и поведения, инновационность, добродетель, социальные навыки, нацеленность на результат, организованность и дисциплинированность, социокультурную компетентность, психологическую готовность, аналитическое мыш-

ление (деятельность), инновационную культуру, мотивацию общественного служения. А также умение быстро и профессионально выполнять задачи в нестандартных условиях, способность применять креативные, творческие, коммуникативные способности и навыки.

Заметим, что готовность к инновационной деятельности - это не сформированные модели и формы поведения, а готовность и умение находить эффективные способы решения нестандартных задач, используя инновационный потенциал (совокупность различных ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности).

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. - М.: Просвещение, 2015. - 447 с.

2. Атнашев Т.М. Самоотверженные чиновники? Факторы высокой мотивации госслужащих [Электронный ресурс] // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2017. -№ 3. - С. 149-166. - URL: https://vgmu.hse.ru/data/2017/10/06/1159546875/ %D0%90%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B2.pdf (дата обращения 19.03.2020)

3. Демедишина Н. Удосконалення комушкативноУ компетентносп як умова професiоналiзму державного службовця // Вкн. НАДУ. - 2007. - №4. - С. 74-79.

4. Дичмвська 1.М. 1нновацмы педагопчы технологи: тдручник. -2-е вид., допов. - Киев: Академвидав, 2012. - 349 с.

5. Долгова В.И. Теоретические предпосылки готовности руководителей к инновационной деятельности [Электронный ресурс] / Дилемма эпохи: ограниченные социальные ресурсы, правила и механизмы их воспроизводства и использования: сб.труд. Международной виртуальной интернет-конференции (Лондон, 30 января - 05 февраля 2013). - Лондон, Великобритания, 2013. - С.15-17. - URL: http://gisap.eu/ru/node/22479 (дата обращения: 23.10.2020)

6. Загороднюк С., Аммов О. Компетенци державного службовця як основа психолопчноУ го-товносп до професмноУ дiяльностi у евроштеграцмних умовах [Электронный ресурс] // «Ефек-тившсть державного управлЫня» Збiрник наукових праць. - 2013. - Вип. 36. - URL: http://ep3.nuwm.edu.ua/5821/!/ (дата обращения 02.02.2020)

7. Зеер Э.Ф., Конюхова Е.Е. Психологические факторы влияния установки педагогов на инновационную деятельность // Образование и наука. - 2010. - № 4(72). - С. 41-49.

8. Коновалова М. 1нновацмшсть у державнш службi як чинник розвитку нацюнальноУ шно-вацмноУ системи УкраУни [Электронный ресурс]. - URL: http://visnyk.academy.gov.ua/wp-content/uploads/2013/11/2012-4-14.pdf (дата обращения 19.10.2020)

9. Кузьменко Ю.О. Умови формування готовносп державних службовщв до анал^ичноУ дiяльностi в системi тслядипломноУ освiти [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kbuapa.kharkov.ua/e-book/db/2014-1/doc/3/02.pdf (дата обращения 02.02.2020)

1G. Мельман В.О. Психолопчш аспекти професмноУ дiяльностi державних службовцiв та поса-дових осiб мiсцевого самоврядування [Электронный ресурс]. - URL: https://eprints.kname.edu.ua/29827/1/96.pdf (дата обращения 02.02.2020)

11. Нерадовская Л.С. К вопросу определения сущности и содержания понятия «инновационная компетентность» учителя общеобразовательного учреждения [Электронный ресурс] // Вестник ТГГПУ. - 2010. - №3(21). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-opredeleniya-suschnosti-i-soderzhaniya-ponyatiya-innovatsionnaya-kompetentnost-uchitelya-obscheobrazovatelnogo/viewer (дата обращения 28.01.2020)

12. Перинский Ю.Е. Содержание и компоненты профессиональной готовности учителя технологий к применению инновационных методов обучения [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 3-4. - URL: https://publikacia.net/ archive/uploads/pages/2017 3 4/39.pdf (дата обращения 12.01.2020)

13. Провоторова Н.В. Комуыкативна культура сощального пращвника як чинник його про-фесмноУ компетентносп // Теоретичн i приклады проблеми психологи та педагопки: Збiрник наукових праць СНУ iм. В. Даля. - 2015. - № 1(36). - С. 314-322.

14. Ткачова Н.О. Формування готовносп майбутых учителiв до впровадження Ыновацмних педагопчних технолопй у практику роботи загальноосв^ньоУ школи [Электронный ресурс] // Теорiя та методика навчання та виховання. - 2012. - Вип. 32. - С. 174-181. - URL: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/znpkhnpu ttmniv 2012 32 22.pdf (дата обращения 09.02.2020)

15. Чепляев В.Л. Личностно-профессиональная готовность государственных служащих [Электронный ресурс] // Управленческое консультирование. - 2016. - № 12. - URL:

https://cyberleninka.ru/_article/n/ lichnostno-professionalnaya-gotovnost-gosudarstvennyh-

sluzhaschih (дата обращения 09.02.2020)

16. Чурсина А.С. Готовность к инновационной деятельности как элемент системы подготовки современных специалистов [Электронный ресурс] // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2014. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-k-innovatsionnoy-deyatelnosti-kak-element-sistemy-podgotovki-sovremennyh-spetsialistov (дата обращения: 23.10.2020).

References

1. Asmolov A.G. Optika prosveshcheniya: sociokul'turnye perspektivy. - M.: Prosveshchenie, 2015. - 447 s.

2. Atnashev T.M. Samootverzhennye chinovniki? Faktory vysokoj motivacii gossluzhashchih [El-ektronnyj resurs] // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. - 2017. - № 3. -S. 149-166. - URL: https://vgmu.hse.ru/data/2017/10/06/1159546875/ %D0%90%D1%82%D0%BD %D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B2.pdf (data obrashcheniya 19.03.2020)

3. Demedishina N. Udoskonalennya komunikativnoï kompetentnosti yak umova profesionalizmu derzhavnogo sluzhbovcya // Visn. NADU. - 2007. - №4. - S. 74-79.

4. Dichkivs'ka I.M. Innovacijni pedagogichni tekhnologiï: pidruchnik. -2-e vid., dopov. - Kiev: Akad-emvidav, 2012. - 349 s.

5. Dolgova V.I. Teoreticheskie predposylki gotovnosti rukovoditelej k innovacionnoj deyatel'nosti [Elektronnyj resurs] / Dilemma epohi: ogranichennye social'nye resursy, pravila i mekhanizmy ih vos-proizvodstva i ispol'zovaniya: sb.trud. Mezhdunarodnoj virtual'noj internet-konferencii (London, 30 yanvarya - 05 fevralya 2013). - London, Velikobritaniya, 2013. - S.15-17. - URL: http://gisap.eu/ru/node/22479 (data obrashcheniya: 23.10.2020)

6. Zagorodnyuk S., Akimov O. Kompetenciï derzhavnogo sluzhbovcya yak osnova psihologichnoï gotovnosti do profesijnoï diyal'nosti u ewointegracijnih umovah [Elektronnyj resurs] // «Efektivnist' derzhavnogo upravlinnya» Zbirnik naukovih prac'. - 2013. - Vip. 36. - URL: http://ep3.nuwm.edu.ua/5821/1/ (data obrashcheniya 02.02.2020)

7. Zeer E.F., Konyuhova E.E. Psihologicheskie faktory vliyaniya ustanovki pedagogov na innovacion-nuyu deyatel'nost' // Obrazovanie i nauka. - 2010. - № 4(72). - S. 41-49.

8. Konovalova M. Innovacijnist' u derzhavnij sluzhbi yak chinnik rozvitku nacional'noï innovacijnoï sistemi Ukraïni [Elektronnyj resurs]. - URL: http://visnyk.academy.gov.ua/wp-content/uploads/2013/11/2012-4-14.pdf (data obrashcheniya 19.10.2020)

9. Kuz'menko Yu.O. Umovi formuvannya gotovnosti derzhavnih sluzhbovciv do analitichnoï diyal'nosti v sistemi pislyadiplomnoï osviti [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.kbuapa.kharkov.Ua/e-book/db/2014-1/doc/3/02.pdf (data obrashcheniya 02.02.2020)

10.Mel'man V.O. Psihologichni aspekti profesijnoï diyal'nosti derzhavnih sluzhbovciv ta posadovih osib miscevogo samovryaduvannya [Elektronnyj resurs]. - URL: https://eprints.kname.edu.Ua/29827/1/96.pdf (data obrashcheniya 02.02.2020)

11.Neradovskaya L.S. K voprosu opredeleniya sushchnosti i soderzhaniya ponyatiya «innovacionnaya kompetentnost'» uchitelya obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Elektronnyj resurs] // Vestnik TGGPU. - 2010. - №3 (21). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-opredeleniya-suschnosti-i-soderzhaniya-ponyatiya-innovatsionnaya-kompetentnost-uchitelya-obscheobrazovatelnogo/viewer (data obrashcheniya 28.01.2020)

12.Perinskij Yu.E. Soderzhanie i komponenty professional'noj gotovnosti uchitelya tekhnologij k primeneniyu innovacionnyh metodov obucheniya [Elektronnyj resurs] // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2017. - № 3-4. - URL: https://publikacia.net/ ar-chive/uploads/pages/2017_3_4/39.pdf (data obrashcheniya 12.01.2020)

13.Provotorova N.V. Komunikativna kul'tura social'nogo pracivnika yak chinnik jogo profesijnoï kompetentnosti // Teoretichni i prikladni problemi psihologiï ta pedagogiki: Zbirnik naukovih prac' SNU im. V. Dalya. - 2015. - № 1(36). - S. 314-322.

14.Tkachova N.O. Formuvannya gotovnosti majbutnih uchiteliv do vprovadzhennya innovacijnih pedagogichnih tekhnologij u praktiku roboti zagal'noosvitn'oï shkoli [Elektronnyj resurs] // Teoriya ta metodika navchannya ta vihovannya. - 2012. - Vip. 32. - S. 174-181. - URL: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/znpkhnpu_ttmniv_2012_32_22.pdf (data obrashcheniya 09.02.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.Cheplyaev V.L. Lichnostno-professional'naya gotovnost' gosudarstvennyh sluzhashchih [Elektronnyj resurs] // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. - 2016. - № 12. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ lichnostno-professionalnaya-gotovnost-gosudarstvennyh-sluzhaschih (data obrashcheniya 09.02.2020)

16.Chursina A.S. Gotovnost' k innovacionnoj deyatel'nosti kak element sistemy podgotovki sov-remennyh specialistov [Elektronnyj resurs] // Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. - 2014. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-k-innovatsionnoy-deyatelnosti-kak-element-sistemy-podgotovki-sovremennyh-spetsialistov (data obrashcheniya: 23.10.2020).

Для ссылки: Провоторова Н.В. Особенности профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - №4 (17). - С. 54-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.