ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ нАУКИ
Е.А. ЖУРАВЛЁВА (Луганск)
требования стандартов к формированию маркетинговых компетенций будущих специалистов сферы экономики и управления
Освещаются основные вопросы формирования маркетинговых компетенций будущих специалистов сферы экономики и управления. На основе анализа государственных образовательных и профессиональных стандартов определяется взаимосвязь нормативных требований и требований работодателей к подготовке специалистов сферы экономики и управления в контексте их готовности к осуществлению эффективной маркетинговой деятельности.
Ключевые слова: образовательный стандарт, профессиональный стандарт, компетенции, маркетинговая деятельность, маркетинговые компетенции.
Глубокие изменения, происходящие в сфере образования в Донбассе, выдвигают новые требования к содержанию и качеству подготовки специалистов для всех сфер деятельности, в том числе и сферы экономики и управления. В этом контексте надо указать на острую потребность предприятий региона в подготовке специалистов-практиков, способных решать проблемы с помощью высокоэффективных маркетинговых средств, что обуславливает модернизацию экономического образования, дающую возможность обучающимся приобретать соответствующие компетенции в сфере маркетинга. Изменения в системе подготовке будущих экономистов и управленцев обусловлены также процессом интеграции вузов донбасса в российское образовательное пространство и связанным с этим переходом на новые образовательные стандарты.
Профессиональная подготовка современного экономиста - сложный процесс, являющийся предметом дискуссий педагогов-практиков и научных исследований. Об этом го-
ворят работы последних лет С.А. Айвазян. Е.Н. Астанковой, С.П. Борисовой, М.Г. Има-новой, A.B. Мингалеевой, Г.Т. Мунапысовой, О.Н. Пустобаевой, Е.А. Савиной, И.Л. Савостьяновой и др.
При этом значительных теоретико-практических наработок в контексте маркетинговой подготовки будущих специалистов в сфере экономики и управления, позволяющей на высоком уровне осуществлять выпускнику маркетинговую деятельность, не проводилось. Можно отметить лишь отдельные публикации, в которых речь идет о маркетинговой подготовке будущих экономистов (Т.Н. Бай-бардиной, Е.А. Ганаевой, А.П. Панкрухина, Н.М. Слаутиной).
Профессиональная компетентность будущего маркетолога может быть сформирована в процессе обучения при создании определенных педагогических условий. Формирование маркетинговых компетенций как составляющей профессиональной компетентности будущего специалиста требует изучения специальных дисциплин и приобретения практического опыта работы на современном рынке, насыщенном новыми технологиями, товарами, отечественными и иностранными участниками рыночных отношений. Решение этой задачи становится возможным посредством корректировки содержания профессиональной подготовки и подбора соответствующих педагогических технологий. Целенаправленно обновляя содержание учебного материала и выбирая наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, необходимо изучить требования не только государственных образовательных стандартов, но и стандартов профессиональных, отражающих взгляд общества, государства и работодателей на качество подготовки современного маркетолога.
Сегодня сам термин маркетинг стал привычным не только для специалистов, но и для широкой публики. B разделах объявлений на газетных и журнальных страницах обязательно встречается информация о том, что какой-то компании нужен специалист по маркетингу. такой компанией может быть производственное объединение, коммерческий банк, больница, учебное заведение, картинная галерея или
О Журавлёва Е.А., 2020
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
торговая фирма. Как мы можем увидеть, не только коммерческие организации используют в своей деятельности маркетинг. При этом часто маркетинг рассматривается как вспомогательная функция, вид накладных расходов предприятия. Неудивительно, что в условиях кризиса и сокращения рекламных, маркетинговых бюджетов эти функции и должности в отечественных компаниях либо минимизированы, либо объединены с другими, расширяя при этом функциональные обязанности специалиста (экономиста, финансиста, бухгалтера) и вменяя ему в обязанности несвойственные виды деятельности, рассчитывая, что маркетингом можно заниматься без специальной подготовки.
Именно поэтому профессиональная подготовка маркетологов в России начала осуществляться только в последние годы ХХ в. посредством введения самостоятельных учебных дисциплин только в рамках подготовки специалистов по внешнеэкономической деятельности или в некоторых вузах на уровне специализаций в рамках традиционных специальностей. Однако это не может удовлетворить потребности рынка в маркетологах-практиках.
Новая специальность профессиональной подготовки 061500 «Маркетинг» была утверждена приказом Госкомвуза РФ в 1994 г. Разработка государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), который содержал требования к уровню подготовки этих специалистов, была осуществлена учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции, функционирующим на базе Московского государственного университета коммерции в 1995 г. В обновленной редакции данный стандарт вступил в силу в 2000 г. Все это позволило вузам делать первые шаги по формированию содержания подготовки маркетологов.
Необходимо отметить, что само маркетинговое образование не может давать готовых рецептов для решения определенных производственных проблем, поскольку профессия маркетолога в большей степени рассматривается как творческая, а само маркетинговое образование характеризуется гуманитарной направленностью. Маркетинговое образование дает возможность получить широкую базу инструментария, методологию маркетинга, но только индивидуальный творческий подход превращает эту базу в философию маркетинга.
Такой подход базируется на реальных требованиях работодателя, которые нашли свое отражение в профессиональных стандартах.
Профессиональные стандарты говорят о том, каким должен быть тот или иной специалист, какие трудовые функции (типичные и нетипичные) он должен выполнять и какими для этого знаниями, умениями и навыками обладать. Бизнесу профстандарт может помочь в оценке уровня квалификации специалиста, соответствия его компетентности требованиям занимаемой должности или нового направления деятельности предприятия.
Сегодня стало очевидным, что инновационное развитие разных отраслей экономики государства, внедрение новых технологий, формирование новой системы взаимодействия всех участников рынка требуют от специалистов в сфере экономики и управления готовности к маркетинговой деятельности. В контексте этого важно выяснить взаимосвязь требований образовательных и профессиональных стандартов, в том числе с учетом тех интеграционных процессов, которые происходят в системе высшего образования республик Донбасса.
Новые образовательные стандарты, принятые в Луганской Народной Республике, максимально соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования Российской Федерации и ориентированы на формирование готовности будущих специалистов к решению широкого спектра профессиональных задач с целью обеспечения динамичного экономического роста и социального развития общества, благополучия граждан и безопасности страны, а также формирования инновационной экономики [3]. Важнейшая задача современного образовательного процесса в Луганской Народной Республике - подготовка для рынка труда специалистов, способных оперативно решать данные задачи. В связи с этим современный специалист в сфере экономики и управления должен быть готов к использованию маркетингового подхода к решению управленческих и производственно-сбытовых задач, владеть навыками разработки и осуществления при помощи различных маркетинговых инструментов стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности.
Ниже приведены результаты анализа содержания государственных образовательных стандартов в сфере экономики и управления в контексте требований к формированию соответствующих компетенций в области маркетинговой деятельности. Мы выявили, что только образовательные стандарты по направлениям подготовки 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.06 «Торговое дело» и 38.03.07 «Това-
роведение» широко отражают необходимость формирования у будущего специалиста маркетинговых компетенций [5-7]. А вот государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика» [8], 38.03.03 «Управление персоналом» [9], 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» [10] предполагают только аспект-ное развитие маркетинговых знаний и умений. Например, будущие управленцы персоналом должны владеть только компетенциями в сфере маркетинга персонала, а государственные служащие - использовать маркетинговые инструменты при проектировании и реализации проектов лишь в области государственного и муниципального управления. При этом изменения, которые происходят в Донбассе, требуют, прежде всего, проведения качественных преобразований в системе подготовки управленческих кадров, способных нестандартно действовать в условиях объективных и субъективных ограничений. Спектр экономических ограничений, в которых до сих пор находится и Российская Федерация, свидетельствует об актуальности таких корректировок и в подготовке государственных и муниципальных служащих российскими вузами.
Стандарт по подготовке специалиста в сфере бизнес-информатики, который должен осуществлять организационно-управленческую, проектную и консалтинговую деятельность, опираясь на «основы экономических знаний в различных сферах деятельности» [11], вообще не содержит требований к маркетинговой компетентности выпускника, хотя данные виды экономической деятельности невозможно эффективно осуществлять без глубоких знаний и умений в сфере маркетинга, поскольку именно они способствуют развитию адаптационных качеств будущих специалистов на рынке услуг. Отметим, что в практической деятельности специалист в сфере бизнес-информатики решает практические проблемы, используя профессиональные знания (в том числе по маркетингу), полученные в вузе. Решение подобных проблем часто происходит в сложных непредсказуемых условиях, и специалисту не всегда удается эффективно их решить. Причиной этого является отсутствие навыков выполнения профессиональных маркетинговых функций.
Проведенный анализ содержания государственных образовательных стандартов по подготовке будущих специалистов в сфере экономики и управления свидетельствует об общей недооценке значения как самой маркетинговой деятельности в экономически целесооб-
разной работе организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, так и формирования у обучающихся маркетинговых знаний, умений, опыта решения производственных задач, развития соответствующих профессионально значимых качеств, мотивов и потребностей. Как верно замечают H.A. Лытне-ва и H.B. Парушина, профессиональные компетенции, указанные в государственных образовательных стандартах сферы экономики и управления, не в полной мере отражают потребности работодателей, совершенно не учитывают специфику и направления бизнеса [2].
Отметим, что в рамках существующих образовательных стандартов нет отдельного направления подготовки «Маркетинг», а возможна только профилизация в рамках подготовки будущего менеджера. При этом существует самостоятельный профессиональный стандарт «Маркетолог», который определяет требования работодателей в виде совокупности трудовых функций этого специалиста [4].
Разработка данного профессионального стандарта обусловлена тем, что маркетинг рассматривают как основу для эффективной деятельности большинства компаний, действующих на рынке. Под современным маркетингом понимают хозяйственную деятельность предприятия / организации, направленную на приведение всех ресурсов организации в соответствие с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли. в связи с этим маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований, разработку по их результатам маркетинговых мероприятий в сфере товарной, ценовой, распределительной, коммуникационной политики, направленных на повышение эффективности деятельности организации.
Если в основу профессиональной подготовки маркетолога положить соответствующий профессиональный стандарт, то основной целью подготовки к этому виду профессиональной деятельности должно выступать формирование профессиональных знаний в сфере анализа, координации и регулирования деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в рыночной среде, согласно современным тенденциям развития экономики и общественных отношений; освоение основных принципов и методов маркетинга и приобретение практических навыков, необходимых для успешного ведения бизнеса в сложных современных условиях.
в соответствии с требованиями профессионального стандарта молодой специалист в сфере экономики и управления, который будет за-
педагогические науки
ниматься маркетинговой деятельностью, должен быть подготовлен к реализации таких трудовых функций, как оценивание рынков сбыта, потребителей, конкурентов; применение инструментов управления и контроля качества продукции и услуг; оценка параметров спроса и емкости рынка; подготовка и проведение маркетинговых исследований с использованием комплекса специальных инструментов.
Для эффективной профессиональной деятельности и карьерного продвижения в ближайшие 3-5 лет специалист в сфере маркетинговой деятельности должен владеть конкретными методами, процедурами и технологиями маркетинговой деятельности: уметь применять специальные знания для изучения маркетинговой среды предприятия, формирования маркетинговой стратегии, разработки и использования маркетинговых коммуникаций; быть способным к разработке инновационных товаров и организации их продвижения, в том числе посредством брендирования и пр.
Безусловно, возможность выполнять указанные функции должна быть сформирована еще в период обучения будущего специалиста в высшем учебном учреждении. однако эти достаточно четко сформулированные требования профессионального стандарта не в полной мере удовлетворяются вузами, осуществляющими подготовку специалистов в сфере экономики и управления, что, как мы установили, связано с отсутствием соответствующих требований в государственных образовательных стандартах. в связи с этим, как отмечает Т.Н. Байбардина, современному маркетологу недостает компетенций в сфере анализа, планирования и сегментирования рынка, способности осуществлять стратегическое планирование и готовности к реализации технологии маркетинговых исследований [1].
К сожалению, для большинства экономических специальностей маркетинговые знания и умения декларируются как второстепенные, что приводит к поверхностному изучению маркетинга будущими специалистами в сфере экономики и управления [12]. Между тем развитие предприятия в условиях жесткой конкуренции и бурного научно-технического прогресса возможно только благодаря осуществлению всех аспектов хозяйственной деятельности на принципах маркетинга. В связи с этим готовность экономиста к маркетинговой деятельности - это один из ведущих показателей его профессиональной компетентности и высокой квалификации.
Необходимо отметить, что и отдельная часть работодателей ассоциирует маркетинг
с продажами, рекламой, а не с инновациями, созданием новых продуктов и рынков или с концепцией и философией бизнеса. Поэтому работодатели ждут от маркетолога чудес подъема уровня продаж, свободного владения различными компьютерными технологиями, умениями в сфере дизайна, знаний широкого спектра производственных технологий и т. д. Научить этому студента в рамках традиционной образовательной программы с профилем «Маркетинг» просто невозможно. Однако возможна индивидуализация обучения с учетом требований конкретных работодателей, принимающих активное участие в формировании и экспертизе образовательных стандартов, основных образовательных программ, учебных планов, предоставляющих возможность расширения рамок практической подготовки будущих маркетологов и других аспектов всего того спектра действий, который укладывается в понятие «социальное партнерство».
тогда вывод на рынок труда маркетологов, обладающих соответствующими компетенциями, поможет уменьшить предпринимательские риски, будет способствовать устойчивости бизнеса и его инновационному развитию. Только осознавая собственную компетентность в профессии, специалист может считать себя успешным. все это еще раз указывает на необходимость формирования маркетинговых компетенций у будущих специалистов сферы экономики и управления при целенаправленном преобразовании для этого процесса их профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Байбардина Т.Н., Бурцева О.А. Алгоритм выявления профессиональной компетенции специалистов-маркетологов в условиях инновационного развития экономики страны // Многоуровневое образование и компетентностный подход: векторы развития: материалы Рос. науч.-практ. конф. (г. Вологда, 20 марта 2014 г.). Вологда, 2014. С. 98-103.
2. Лытнева Н.А., Парушина Н.В. Компетент-ностный подход в подготовке профессиональных экономистов для малого предпринимательства [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25719 (дата обращения: 18.07.2019).
3. О принятии Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. URL: http://static. government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99HEcyr ygytfmGzrnAX.pdf (дата обращения: 23.07.2019).
4. Об утверждении профессионального стандарта «Маркетолог»: приказ М-ва труда и соц. защиты Рос. Федерации № 3664 от 4 июня 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/up loadfiles/profstandart/08.035.pdf (дата обращения: 09.07.2019).
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата): приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации № 7 от 12 янв. 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvob/380302.pdf (дата обращения: 25.07.2019).
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело» (уровень бакалавриата): приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации № 1334 от 12 нояб. 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380306.pdf (дата обращения: 25.07.2019).
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.07 «Товароведение» (уровень бакалавриата): приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации № 1429 от 4 дек. 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380307.pdf (дата обращения: 25.07.2019).
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата): приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации № 1327 от 12 нояб. 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf (дата обращения: 25.07.2019).
9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» (уровень бакалавриата): приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации № 1461 от 14 дек. 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380303.pdf (дата обращения: 25.07.2019).
10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата): приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации № 1567 от 10 дек. 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/380304_gosmunupr.pdf (дата обращения: 25.07.2019).
11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» (уровень бакалавриата): приказ
М-ва образования и науки Рос. Федерации № 1002 от 11 авг. 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380305.pdf (дата обращения: 25.07.2019).
12. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям бакалавриата «Экономика и управление» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/
fgosvo/92/91/4/88 (дата обращения: 07.07.2019). * * *
1. Bajbardina T.N., Burceva O.A. Algoritm vy-yavleniya professional'noj kompetencii specialistov-marketologov v usloviyah innovacionnogo razvitiya ekonomiki strany // Mnogourovnevoe obrazovanie i kompetentnostnyj podhod: vektory razvitiya: mate-rialy Ros. nauch.-prakt. konf. (g. Vologda, 20 marta 2014 g.). Vologda, 2014. S. 98-103.
2. Lytneva N.A., Parushina N.V. Kompetentnost-nyj podhod v podgotovke professional'nyh ekonomis-tov dlya malogo predprinimatel'stva [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=25719 (data obrashcheniya: 18.07.2019).
3. O prinyatii Koncepcii dolgosrochnogo social'-no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 17 noyab. 2008 g. № 1662-r [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.government.ru/media/files/ aaooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzrnAX.pdf (data obrashcheniya: 23.07.2019).
4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Marketolog»: prikaz M-va truda i soc. zashchity Ros. Federacii № 3664 ot 4 iyunya 2018 g. [Elek-tronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/prof standart/08.035.pdf (data obrashcheniya: 09.07.2019).
5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.02 «Menedzhment» (uroven' bakalavriata): prikaz M-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii № 7 ot 12 yanv. 2016 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos vob/380302.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2019).
6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.06 «Torgovoe delo» (uroven' bakalavriata): prikaz M-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii № 1334 ot 12 noyab. 2015 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/380306.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2019).
7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.07 «Tovarovedenie» (uroven' bakalavriata): prikaz M-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii № 1429 ot 4 dek. 2015 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos vob/380307.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2019).
8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАуКИ
po napravleniyu podgotovki 38.03.01 «Ekonomika» (uroven' bakalavriata): prikaz M-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii № 1327 ot 12 noyab. 2015 g. [Elek-tronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos vob/380301.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2019).
9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.03 «Upravlenie personalom» (uroven' bakalavriata): prikaz M-va obra-zovaniya i nauki Ros. Federacii № 1461 ot 14 dek.
2015 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/380303.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2019).
10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.04 «Gosudarstven-noe i municipal'noe upravlenie» (uroven' bakalavria-ta): prikaz M-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii № 1567 ot 10 dek. 2014 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380304_gos munupr.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2019).
11. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.05 «Biznes-infor-matika» (uroven' bakalavriata): prikaz M-va obra-zovaniya i nauki Ros. Federacii № 1002 ot 11 avg.
2016 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/380305.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2019).
12. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya po napravleniyam bakalavriata «Ekonomika i upravlenie» [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/88 (data obrashcheniya: 07.07.2019).
Requirements of the standards to the development of marketing competencies of future economics and management specialists
The article deals with the issues of the development of marketing competencies offuture economics and management specialists. There is determined the interrelation of the regulatory requirements and the employers' requirements to the economics and management specialists' training in the context of their readiness to effective marketing activities based on the analysis of the State Educational and Professional Standards.
Key words: educational standard, professional standard, competencies, marketing activities, marketing competencies.
(Статья поступила в редакцию 26.08.2019)
А.В. РУБАН (Краснодар)
оптимизация
аксиологической подготовки будущих офицеров
Важной частью военно-профессионального образования является аксиологическая подготовка курсантов. Характеризуется ее целевой ориентир - аксиологическая компетентность офицера. Приводится эмпирическая оценка актуального состояния ее сформиро-ванности. Обосновывается значимость поиска научных основ организации аксиологической подготовки курсантов.
Ключевые слова: аксиологическая подготовка офицеров, аксиологическая компетентность офицеров, критерии и уровни сформированно-сти аксиологической компетентности.
Важным результатом освоения образовательных программ военных вузов является формирование у курсантов аксиологической компетентности личности. Анализ научной литературы по вопросам сущности, содержания, структуры аксиологической направленности личности, компетентности личности, ценностных ориентаций военных специалистов и т. п. позволяет констатировать, что аксиологическая компетентность офицера - это его мотивированная способность эффективно осуществлять ценностно-ориентационную деятельность при выполнении военно-профессиональных функций, в числе которых военно-специальные (технические, боевые и т. п.) и военно-педагогические (воспитание подчиненных). Содержание аксиологической компетентности базируется на аксиологических компетенциях, отраженных во ФГОС, и включает специальные и педагогические элементы [3; 4; 7; 8 и др.]. Ее структурные компоненты представлены следующим содержанием:
- когнитивный - аксиологические знания субъективно-культурологического и педа-гогико-методологического характера в сфере общечеловеческих гуманистических ценностей, ценностей военной службы, государства, общества, педагогических ценностей, требований к личности офицера;
- аксиологический - собственно субъективно-личностные (социальные и профессиональные) и военно-педагогические ценност-
О Рубан A.B., 2020