педагогические науки
po napravleniyu podgotovki 38.03.01 «Ekonomika» (uroven' bakalavriata): prikaz M-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii № 1327 ot 12 noyab. 2015 g. [Elek-tronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos vob/380301.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2019).
9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.03 «Upravlenie personalom» (uroven' bakalavriata): prikaz M-va obra-zovaniya i nauki Ros. Federacii № 1461 ot 14 dek.
2015 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/380303.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2019).
10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.04 «Gosudarstven-noe i municipal'noe upravlenie» (uroven' bakalavria-ta): prikaz M-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii № 1567 ot 10 dek. 2014 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380304_gos munupr.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2019).
11. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.05 «Biznes-infor-matika» (uroven' bakalavriata): prikaz M-va obra-zovaniya i nauki Ros. Federacii № 1002 ot 11 avg.
2016 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/380305.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2019).
12. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya po napravleniyam bakalavriata «Ekonomika i upravlenie» [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/88 (data obrashcheniya: 07.07.2019).
Requirements of the standards to the development of marketing competencies of future economics and management specialists
The article deals with the issues of the development of marketing competencies offuture economics and management specialists. There is determined the interrelation of the regulatory requirements and the employers' requirements to the economics and management specialists' training in the context of their readiness to effective marketing activities based on the analysis of the State Educational and Professional Standards.
Key words: educational standard, professional standard, competencies, marketing activities, marketing competencies.
(Статья поступила в редакцию 26.08.2019)
А.В. РУБАН (Краснодар)
оптимизация
аксиологической подготовки будущих офицеров
Важной частью военно-профессионального образования является аксиологическая подготовка курсантов. Характеризуется ее целевой ориентир - аксиологическая компетентность офицера. Приводится эмпирическая оценка актуального состояния ее сформиро-ванности. Обосновывается значимость поиска научных основ организации аксиологической подготовки курсантов.
Ключевые слова: аксиологическая подготовка офицеров, аксиологическая компетентность офицеров, критерии и уровни сформированно-сти аксиологической компетентности.
Важным результатом освоения образовательных программ военных вузов является формирование у курсантов аксиологической компетентности личности. Анализ научной литературы по вопросам сущности, содержания, структуры аксиологической направленности личности, компетентности личности, ценностных ориентаций военных специалистов и т. п. позволяет констатировать, что аксиологическая компетентность офицера - это его мотивированная способность эффективно осуществлять ценностно-ориентационную деятельность при выполнении военно-профессиональных функций, в числе которых военно-специальные (технические, боевые и т. п.) и военно-педагогические (воспитание подчиненных). Содержание аксиологической компетентности базируется на аксиологических компетенциях, отраженных во ФГОС, и включает специальные и педагогические элементы [3; 4; 7; 8 и др.]. Ее структурные компоненты представлены следующим содержанием:
- когнитивный - аксиологические знания субъективно-культурологического и педа-гогико-методологического характера в сфере общечеловеческих гуманистических ценностей, ценностей военной службы, государства, общества, педагогических ценностей, требований к личности офицера;
- аксиологический - собственно субъективно-личностные (социальные и профессиональные) и военно-педагогические ценност-
О Рубан A.B., 2020
известия вгпу
ные ориентации: интериоризированная система общечеловеческих, военно-специальных и военно-педагогических ценностей, установка на руководство ими при выполнении военно-профессиональных обязанностей;
- деятельностный - умения осуществлять личностно значимую ценностно-ориентаци-онную деятельность, определять ценностные основания военно-профессиональных действий, ценностные приоритеты при выполнении военно-специальных задач, осуществлять аксиологическое воспитание подчиненных.
Опираясь на проведенные теоретические исследования, учитывая сущность и состав ценностных ориентаций курсантов, структуру и содержание аксиологической компетентности будущих военнослужащих, мы определили следующие критерии сформированности аксиологической компетентности курсантов:
- когнитивные - полнота знаний о содержании и смысле ценностей (какие явления можно считать ценностями, что представляют собой эти явления); понимание места и роли выделенных ценностей в общей иерархии ценностей (в чем значимость явлений-ценностей); умение выделить ценностные явления (определить ценности) в жизненной / профессиональной ситуации и объекте познания и объяснить свой выбор;
- эмоциональные - положительное отношение к выделенным ценностям; восприятие выделенных ценностей как личностно значимых, важных (их оценка как личностных смыслов, выраженность выделенных ценностей среди жизненных / профессиональных ценностей личности); эмоциональная активность в деятельности по освоению новых ценностей, готовность к их восприятию;
- мотивационно-поведенческие - сформи-рованность системы мотивов поведения, основанных на выделенных ценностях (выраженность выделенных ценностей среди мотивов поведения и деятельности); проявление ценностного отношения к миру и людям, объектам и субъектам профессиональной деятельности; опора на усвоенные знания в качестве регулятора сознания и поведения и умение воплощать знание о ценностях в различных видах деятельности и поведении [3; 5; 6; 8 и др.].
На основе содержания когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого критериев (в соответствии со степенью выраженности их показателей) можно выделить качественные уровни сформированности аксиологической компетентности личности: низ-
кий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий [1; 2; 4 и др.].
Низкий уровень характеризуется отсутствием у обследуемых представлений о том, какие явления, отношения, объекты представляют собой ценности, какую смысловую нагрузку несут обозначаемые ими понятия и каковы роль и место ценностей в жизни человека и общества; отсутствием эмоционального отклика на предъявляемые ценности и нежеланием их освоения, неготовностью к этому, открытым игнорированием выделенных ценностей; неприятием ценностного отношения к миру и неспособностью распознавать ценностную составляющую в объекте познания либо в реальных ситуациях общения и деятельности. На этом уровне констатируется практически полная несформированность всех компонентов аксиологической компетентности личности.
Уровень ниже среднего характеризуется разрозненными, бессистемными представлениями о ценностных явлениях и объектах, их содержании и значении для личности и общества; редким появлением потребности получать информацию о ценностях и слабыми умениями выделять ценностную основу содержания обучения или жизненной / профессиональной ситуации; ситуативным, событийным проявлением эмоциональной активности в контексте ценностно-ориентационной деятельности и соответствующих эмоциональных переживаний, отсутствием интереса к самой цен-ностно-ориентационной деятельности; частичным игнорированием выделенных ценностей и спонтанным проявлением ценностного отношения к миру, людям, объектам и субъектам профессиональной деятельности и т. д.; неприятием освоенных ценностей как личност-но значимых и отрицанием их роли как детерминантов поведения и деятельности. На этом уровне может наблюдаться значительная дисгармония в развитии компонентов аксиологической компетентности, один из компонентов может быть развит в значительно большей степени, чем остальные.
На среднем уровне представления о ценностях, их значении и роли в жизни социума достаточно прочны и систематизированы, однако потребность в их дальнейшем познании нестабильна, равно как и проявление способности «разглядеть» ценностные явления в объекте познания; чувства и переживания, связанные с ценностно-ориентационной деятельностью, возникают и угасают спонтанно, но наблюдается эмоциональный отклик на многие
события и явления, а также внутреннее эмоциональное убеждение в необходимости освоения выделенных ценностных ориентаций; при наличии желания руководствоваться в жизни / профессиональной деятельности освоенными ценностями умение воплощать знание о ценностях в различных видах деятельности проявляется нечасто, и выражение ценностного отношения к миру и людям нестабильно. На данном уровне компоненты аксиологической компетентности связаны более гармонично, но еще недостаточно развиты.
На уровне выше среднего гармонично сочетаются прочно и глубоко освоенные аксиологические знания с пониманием места и роли выделенных ценностей в иерархии жизненных / профессиональных смыслов, норм и целей; наблюдается устойчивая потребность расширять представления о ценностях и умение выделять ценностную составляющую в объекте познания; устойчив эмоциональный отклик на ценностно окрашенные события и явления, часто возникают чувства и переживания, адекватные осваиваемым ценностям, стабильно ценностное отношение к миру, людям, субъектам и объектам профессиональной деятельности; часто появляется готовность действовать в соответствии с освоенными ценностями. Для этого уровня характерно достаточное (близкое к критериальным показателям) развитие всех компонентов аксиологической компетентности, но иногда отмечается некоторый дисбаланс в их проявлениях.
Высокий уровень характеризуется принятием выделенных ценностей как личност-но значимых и постоянной потребностью получать знания о ценностях; способностью и потребностью в раскрытии аксиологического ядра в объекте познания; возникновением чувств и переживаний, адекватных осознаваемым ценностям, и наличием ярко выраженного эмоционального отклика на все ценностно окрашенные события; восприятием интери-оризированных ценностей в качестве ориентиров собственной активности, готовностью и способностью к их экстериоризации; систематическим воплощением знаний о ценностях в различных видах деятельности и в поведении и стабильным ценностным отношением к миру и людям. Все компоненты достигли критериальных показателей и в совокупности составляют интегративное качество личности -ее аксиологическую компетентность.
для оценки степени эффективности формирования аксиологической компетентности курсантов в существующей практике работы
кие науки -
военных вузов в 2018/19 уч. г. было организовано констатирующее исследование на базе ФГКОУ ВО «Институт береговой охраны» (г. Анапа). Контингент испытуемых составили обучающиеся 1-5-х курсов (всего 250 чел.).
Основные методы диагностики уровня сформированности аксиологической компетентности личности курсантов выбирались адекватно каждому компоненту. Содержание оцениваемых аксиологических знаний, умений, установок, интересов и т. д. определялось на основе действующих учебных планов и включало только те компоненты, для формирования которых в учебные планы заложен определенный информационный потенциал.
Когнитивные критерии оценивались в процессе опроса (в том числе письменного) путем контент-анализа устных ответов и письменных работ курсантов.
• Полнота знаний о содержании и смысле ценностей, их значении и роли в жизни человека и общества определялась на основе ответов курсантов на ряд вопросов (Какие гуманистические ценности вы знаете (физкультурные, нравственные, интеллектуальные и т. д.)? Раскройте их содержание / Каковы основные нравственные (патриотические, интернациональные и т. д.) ценности? Что они означают? / Из предложенного списка выберите эстетические (трудовые, интернационально-патриотические и т. д.) ценности. Почему они важны для каждого человека? Для всего человечества? и т. п.).
• умение курсантов выделять аксиологическое ядро в объекте познания оценивалось по результатам выполнения следующего задания: определить, какими ценностями руководствовался герой ситуации, описанной в прочитанном тексте / приведенном примере и т. п. (уважение к людям, ответственное выполнение своей работы, взаимовыручка и т. п. - в соответствии с конкретными группами ценностей и с сущностью формируемых компетенций), объяснить свой выбор.
Ответы курсантов оценивались по полноте и правильности названных ценностей, обоснованности и доказательности мнения относительно значения тех или иных ценностей в жизни общества, полноте и правильности выделенного аксиологического ядра.
Эмоциональные критерии оценивались посредством следующих диагностических процедур.
• Характер отношения курсантов к осваиваемым ценностям определяется с помощью
известия вгпу
метода незаконченных предложений (Когда я прочитал о вреде природе, нанесенном при выполнении боевой задачи, я испытал чувства...; Когда я думаю о своей профессии /Родине / семье... я чувствую.; Когда у моего друга радость, я испытываю чувства... и т. п.). С помощью контент-анализа ответов курсантов, в которых заключена их самооценка, определялась адекватность выявленных отношений смыслу ценности-объекта этого отношения (например, в тексте / рассказе / примере описывается ситуация, когда человека унижают из-за его расовой принадлежности (текст из истории США), осваиваются ценности толерантности, уважения человеческого достоинства; текст должен вызывать чувства возмущения, сочувствия к угнетаемым, гнева к угнетателям).
• Степень личностной значимости для курсантов усвоенных ценностей определялась с помощью анализа их работы по ранжированию ценностей. Учащимся, как и при оценке когнитивного критерия, предлагался стимуль-ный материал, в который включены как освоенные ценности, так и иные явления, понятия, цели и т. п. Например, для диагностики отношения к труду (профессиональной деятельности) в ряду с такими ценностями, как ответственность, творческая работа, польза обществу и т. д., находятся «сомнительные» ценности свободного времени, богатства, высокого положения в обществе и т. п. Курсанты должны определить, какие из перечисленных категорий для них более ценны, а какие - менее, и распределить все предложенные ценности в порядке убывания значимости. второй вариант оценки - курсантам предлагается самостоятельно написать, какие явления, отношения, черты характера, цели и т. п. кажутся лично им наиболее важными, и также расположить их в порядке убывания значимости. в обоих случаях оценивается место освоенных ценностей той или иной группы в личной иерархии ценностей курсантов.
• Эмоциональная активность курсантов в восприятии и освоении ценностных явлений, в оценочной деятельности диагностируется в ходе педагогического наблюдения. учитываются их заинтересованность ценностно-ори-ентационной работой, позитивный настрой, добровольное и активное участие в подборе контекстных ситуаций, обсуждении изученного материала с аксиологических позиций.
Для оценки по мотивационно-пове-денческим критериям наиболее адек-
ватными являются следующие методы диагностики.
• Трансформация освоенных ценностей в мотивы поведения и деятельность диагностируется с использованием метода незаконченных предложений, поскольку применение этого метода, наш взгляд, дает более правдивые результаты, нежели анкетирование или тестирование. Использовалось два варианта формулирования предложений, когда в тексте 1) описывается абстрактный персонаж (А... с риском для жизни выполнил задачу, потому что.; Д... выбрал профессию военного, так как... и т. п.), 2) персонажем является сам курсант (Я занимаюсь физической культурой, так как.; Я считаю важным беречь природу, поскольку... и т. д.). Курсанты должны, заканчивая предложения, объяснить причины, мотивы описанных поступков, действий, мыслей. Кроме того, постепенно увеличивалась степень незаконченности текстов, что позволило оценить осознанность и прочность усвоенных ценностей: Увидев, что коллега не выполнил приказ, Б. ... (действия), потому что... (мотив). При контент-анализе ответов учитывалось, насколько часто и насколько адекватно курсанты обосновывают поступки и действия усвоенными ценностными категориями.
• проявление курсантами ценностного отношения к миру, к профессиональной деятельности, их опора на осваиваемые ценности в поведении и деятельности диагностировались:
а) в процессе контекстных бесед (например, на тему выбора профессии, отношения к Родине, службе, к природе, правил поведения и т. п.), когда курсанты свободно излагали свои мысли, желания, интересы, мнения по обсуждаемым вопросам, а педагог определял степень адекватности чувств и отношений курсантов осваиваемым ценностям;
б) с помощью педагогического наблюдения за курсантами в период их свободного общения, при выполнении коллективных заданий на занятиях и внеучебных мероприятиях - педагог определял соответствие поведения курсантов нормам морали (взаимопомощь, вежливость, дружелюбие и т. п.);
в) с помощью экспертной оценки, полученной в беседах с другими членами воинского коллектива и педагогами.
Все указанные методы диагностики предполагали качественное описание изучаемого явления (характеристики личности, показателя развития и т. п.). результаты многостороннего
обследования каждого курсанта обобщались, интегральная характеристика сопоставлялась с содержанием качественных уровней сфор-мированности аксиологической компетентности, определялось, к какому из уровней ближе всего конкретный респондент - именно этот уровень ему «присваивался». Для оценки степени эффективности учебно-воспитательного процесса определялось количество курсантов, относящихся к каждому уровню.
Заметим, что у первокурсников оценивалось исключительно общечеловеческое содержание аксиологической компетентности личности, основы которой закладываются в системе общего образования, без акцентирования на вопросах учета данного содержания в дальнейшем профессионально ориентированном содержании. Диагностика курсантов второго курса обучения была направлена на определение общегуманистического содержания аксиологической компетентности, экстраполируемого на условия военно-профессиональной деятельности. На третьем курсе оценивалось военно-специальное содержание аксиологической компетентности в интеграции с базовым, общегуманитарным содержанием, а на четвертом -военно-педагогические содержательные характеристики аксиологической компетентности курсантов в совокупности с общегуманистическими и военно-специальными аксиологическими знаниями, умениями, ориентациями личности. у пятикурсников оценивалась вся система общегуманистического, военно-специального и военно-педагогического содержания аксиологической компетентности личности, дополненная более конкретизированными контекстными знаниями, умениями, ценностными ориентациями, содержанием, связанным с личностно-профессиональным развитием. Результаты проведенного констатирующего исследования представлены в следующей таблице:
результаты диагностики уровня сформированности аксиологической компетентности у курсантов (количество чел., %)
Уровень Курс
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
Высокий 0 0,9 6,7 9,1 0
Выше среднего 5,9 14,8 12,9 18,9 11,7
Средний 32,4 22,5 28,3 23,5 32,4
Ниже среднего 44,1 40,1 36,8 25,9 47,1
Низкий 17,6 21,7 15,3 22,6 8,8
'кие науки -
Можно видеть, что в течение военно-профессиональной подготовки практически не изменяется количество курсантов, отнесенных к разным уровням сформированности аксиологической компетентности (Р > 0,05). На первом курсе более половины респондентов характеризуются низким и ниже среднего уровнями развития данного качества по совокупности оценивания когнитивного, цен-ностно-ориентационного и деятельностно-по-веденческого содержания. Около трети диагностируемых продемонстрировали средний уровень, менее десятой части - уровень выше среднего, не нашлось ни одного курсанта с высоким уровнем аксиологической компетентности. Кроме того, даже курсанты, отнесенные к среднему и выше среднего уровням сформи-рованности аксиологической компетентности, характеризовались преимущественно достаточными теоретическими знаниями о природе ценностных явлений и (за редким исключением) не осознавали личной значимости ценностей, хотя и признавали их важную общественную роль, не ориентировались в целях и содержании ценностно-ориентационной деятельности.
Качественный анализ результатов диагностики свидетельствует о том, что в процессе военно-профессиональной подготовки у курсантов статистически значимо не повышается ни интерес к ценностным явлениям, ни учебно-познавательная активность в ценност-но-ориентационной деятельности, ни объем и осознанность аксиологических знаний. Лишь небольшое количество испытуемых характеризовались знаниями в области смыслов и значения ценностей, в том числе для военно-специальной деятельности, государства, общества. Подавляющее большинство курсантов демонстрировали несерьезное отношение к оцениванию тех или иных событий, фактов, явлений профессиональной / общественной жизни или собственного субъективного опыта с аксиологических позиций. Их отношение к ценностным явлениям не только недостаточно осмысленно, но и не вполне адекватно. В реальном поведении, деятельности курсанты далеко не всегда опираются даже на усвоенные ценности как на детерминанты.
Примечательно отношение курсантов к педагогическим аспектам будущей профессиональной деятельности: большинство испытуемых (обучающихся четвертого и пятого курсов) к педагогическим функциям офицера относятся как чему-то второстепенному, необя-
известия вгпу
зательному. Они не ассоциируют себя с педагогами, воспитателями личного состава, не отличаются достаточными теоретическими знаниями и методическими умениями в области организации и реализации процесса аксиологического воспитания подчиненных. И даже к окончанию обучения в военном вузе большинство демонстрирует неглубокие знания относительно содержания ценностей, которые подлежат освоению. они не до конца осознают их общественную, профессиональную и личную значимость, не в полной мере понимают их роль в развитии цивилизации, благополучии всех народов, не определились с собственным отношением к ценностным явлениям и фактам. Можно сказать, что у курсантов не формируется прочной ценностной позиции. Об этом свидетельствуют необоснованность и бездоказательность их оценок различных событий и фактов, а также игнорирование аксиологических категорий при оценке объектов познания.
Таким образом, проведенное констатирующее исследование выявило противоречие между необходимостью формирования у курсантов аксиологической компетентности личности и недостаточной эффективностью процесса аксиологической подготовки обучающихся военно-профессиональных учебных заведений. Анализ научной литературы позволил предположить, что неразрешенность данного противоречия обусловлена недостаточностью знаний о принципах, условиях, средствах и методах эффективной организации аксиологической подготовки будущих офицеров. Восполнение указанного дефицита научного знания составляет цель наших дальнейших исследований.
Список литературы
1. Григорьева Н.А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 1998.
2. Нудько В.А. Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов (на примере изучения иностранного языка в вузе): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006.
3. Савельева Н.Х. Профессионально-аксиологическая компетентность как структурный компонент базовых ключевых компетенций будущих специалистов // Многоуровневая языковая подготовка специалистов в высшей школе: проблемы и перспективы развития: сб. тр. конф. Ростов н/Д., 2014. С. 18-21.
4. Савич И.И. Формирование ценностного отношения курсантов военно-учебных заведений к
педагогической деятельности офицера: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.
5. Хазова С.А. Компетентностный подход к профессиональному физкультурно-спортивному образованию // Вестн. Адыг. гос. ун-та. 2008. Вып. 7(35). С. 260-265.
6. Харченкова И.В. Концепция формирования лингвокультурологической компетенции студентов языковых факультетов на материале крео-лизованных текстов при обучении немецкому языку [Электронный ресурс]. URL: http://www.gup.ru/ events/smi/detail.php?ID=171087 (дата обращения: 12.08.2019).
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Нар. образование. 2003. № 2. С. 5864.
8. Шишова М.И. Система педагогических компетенций в проектировании гуманно-личностного образовательного пространства: автореф. дис. ...
канд. пед. наук. М., 2011.
* * *
1. Grigor'eva N.A. Formirovanie u starsheklas-snikov cennostnoj orientacii na Otechestvo: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Volgograd, 1998.
2. Nud'ko V.A. Formirovanie gumanisticheskih cennostnyh orientacij studentov (na primere izucheniya inostrannogo yazyka v vuze): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ul'yanovsk, 2006.
3. Savel'eva N.H. Professional'no-aksiologiche-skaya kompetentnost' kak strukturnyj komponent ba-zovyh klyuchevyh kompetencij budushchih specialis-tov // Mnogourovnevaya yazykovaya podgotovka spe-cialistov v vysshej shkole: problemy i perspektivy razvitiya: sb. tr. konf. Rostov n/D., 2014. S. 18-21.
4. Savich I.I. Formirovanie cennostnogo otno-sheniya kursantov voenno-uchebnyh zavedenij k peda-gogicheskoj deyatel'nosti oficera: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2006.
5. Hazova S.A. Kompetentnostnyj podhod k pro-fessional'nomu fizkul'turno-sportivnomu obrazova-niyu // Vestn. Adyg. gos. un-ta. 2008. Vyp.7(35). S. 260-265.
6. Harchenkova I.V. Koncepciya formirovaniya lingvokul'turologicheskoj kompetencii studentov yazy-kovyh fakul'tetov na materiale kreolizovannyh tekstov pri obuchenii nemeckomu yazyku [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.gup.ru/events/smi/detail.php? ID=171087 (data obrashcheniya: 12.08.2019).
7. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy ob-razovaniya // Nar. obrazovanie. 2003. № 2. S. 58-64.
8. Shishova M.I. Sistema pedagogicheskih kom-petencij v proektirovanii gumanno-lichnostnogo ob-razovatel'nogo prostranstva: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. M., 2011.
Optimization of axiological training of future officers
The important part of the professional military education is the axiological training of the officer candidates. The article characterizes its milestones -the axiological officer competence. There is given the empirical evaluation of the current position of its formation. There is substantiated the significance of the search of the scientific basis for the organization of the officer candidates axiological training.
Key words: axiological officer education, axiological officer competence, criteria and levels of formation of axiological competence.
(Статья поступила в редакцию 05.09.2019)
м.б. маломусова
(Пятигорск)
использование игровой терапии, центрированной на ребенке с овз
Анализируются проблемы адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках общего школьного и дошкольного образования, предложен метод игровой терапии, центрированной на ребенке, как эффективный способ решения проблем особых детей.
Ключевые слова: адаптация, дети с ОВЗ, центрированная на ребенке игровая терапия.
В настоящее время в России растет количество детей, имеющих особые потребности, нуждающихся в особом подходе. По различным данным, с каждым годом рождаемость детей с ОВЗ увеличивается на 3-5%. Семьи, имеющие детей с ОВз, находятся в сложной жизненной ситуации: недостатка материальных средств, нередко распада семьи, трудностей принятия родителями и обществом детей-инвалидов. В непростых условиях дети, которые особо нуждаются в заботе, уходе, переживают дополнительную эмоциональную нагрузку. В связи с множеством ограничений как в физическом, так и в психологическом плане детям
кие науки -
с ОВЗ становится иногда невозможно успешно социализироваться в дошкольную и школьную среду, освоить профессию, создать собственную семью.
Само понятие «ребенок с ОВЗ» стало наполняться не только медицинским, но и социальным смыслом. Ограничения в жизнедеятельности ребенка создают барьер для его благоприятной адаптации, адекватной его возрасту, воспитательному и педагогическому воздействию. К важным условиям для адаптации особых детей можно отнести благоприятную психологическую атмосферу. Развивая готовность образовательной среды к работе с особыми детьми, можно добиться снижения отрицательной динамики в развитии ребенка, создать условия для развития всех его способностей. Для каждого ребенка, независимо от нарушения, необходима положительная эмоциональная атмосфера, которая может облегчить решение его образовательных, воспитательных и социальных задач. Одной из проблем адаптации является психологический аспект. Дети, погруженные в постоянную атмосферу неуспеха и неудач, испытывают затруднения в личностном развитии. Часто они имеют проблемы в эмоциональной и волевой сферах, задержку психического развития, нарушения речи. Любой ребенок из этой категории имеет сниженный адаптивный ресурс. Пока условия жизни благоприятны, нагрузки посильны, этот ресурс не дает о себе знать. Но как только условия становятся почти непосильными для ребенка, происходит срыв. Постоянные тревоги, страхи и неудачи приводят к вторичному ухудшению здоровья. Поэтому начало учебы ухудшает психологический и физический статус. В медицинском аспекте можно выделить еще один важный факт: созревание мозга происходит по особенным закономерностям, которые отличаются от возрастных норм. По Л.С. Выготскому, оно обуславливается несколькими видами факторов: временем возникновения первичного дефекта (т. е. то, что сформировалось до системы основных функций), степенью выраженности первичного вида дефекта. Существует два вида дефекта, первый из которых - частный, второй - общий. частный выражается в дефиците отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Общий вид дефекта связан с нарушением регулятор-ных систем [1].
На сегодняшний день проблема изучения структуры личности ребенка с ОВЗ отражена в
О Маломусова М.Б., 2020