rum.ru/2015/article/2015010337 (data obrashcheniya: 17.09.2018).
8. Planiruya lagernuyu smenu... / avt.-sost. O.G. Nagibina, N.I. Tihonenkov, K.A. Ulanovskaya, L.S. Slepuha / pod red. E.I. Saharchuk. Volgograd: Peremena, 2016.
9. Sazhina A.A., Matyuhina E.N., Leskonog N.Yu. Normativno-pravovye osnovy vozhatskoj deyatel'no-sti. M.: MPGU, 2017.
10. Slastenin V.A. Metodologicheskaya kul'tura issledovatelya (o dissertacionnyh rabotah po pedago-gike vysshej shkoly) // Metodologiya dissertacionnyh issledovanij problem obrazovaniya v usloviyah ego modernizacii: materialy Mezhdunar. simpoziuma. Volgograd, 22-24 maya 2003 g. Volgograd: Peremena, 2003. S. 3-14.
11. Stolyarchuk L.I. Professional'naya podgotov-ka budushchih vozhatyh i vospitatelej detskih ozdo-rovitel'nyh lagerej k socializacii detej i molodezhi // Grani poznaniya. 2017. № 5(52). URL: grani.vspu. ru/files/publics/1510320736.pdf (data obrashcheniya: 17.09.2018).
12. Tihomirova E.I. Vospityvayushchaya sreda kak ob#ekt upravleniya [Elektronnyj resurs] // Pis'ma v Emissiya. Offlajn. 2003. № 1. URL: http://www. emissia.org/offline/2003/925.htm (data obrashcheniya: 15.09.2018).
13. Tihonenkov N.I., Romanov S.V. Podgotovka vozhatyh v rezhime instruktivnyh sborov: tekhnolo-giya i metodika // Innovacionnye tekhnologii v pod-gotovke vozhatyh: materialy Vseros. foruma pedagogi-cheskih vuzov po tekhnologiyam podgotovki vozhatyh (18-20 apr. 2017 g.). Ul'yanovsk, 2017. S. 170-178.
14. Chagina N.S. Teoreticheskaya model' social'-no-pedagogicheskoj deyatel'nosti vozhatogo v detskom ozdorovitel'nom lagere // Psihologo-pedagogicheskie problemy social'nogo stanovleniya lichnosti: sb. nauch. tr. Ul'yanovsk, 2007.
15. Shchurkova N.E. Praktikum po pedagogi-cheskoj tekhnologii. M., 1998.
Professional training of counselors to the creation of upbringing environment
The article deals with the directions of the professional training of counselors to the creation of upbringing environment as the condition and the content of the children's socialization in health improvement camps.
Key words: upbringing environment, socialization, children's health camp, counselors, professional training.
(Статья поступила в редакцию 26.11.2019)
о.Е. яНШНА
(Саранск)
исследование проблемы формирования готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ*
Освещается вопрос формирования готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ (специфика понятия, структурные компоненты, этапы формирования). Предложена модель формирования готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ, включающая совокупность трех взаимосвязанных блоков, реализуемых в процессе подготовки в вузе.
Ключевые слова: готовность, формирование, проектирование, будущий педагог, воспитание, воспитательная программа.
В эпоху глобализации, активного научно-технического прогресса, распространения новых цифровых реалий в современном обществе происходят существенные перемены, приводящие к утрате духовно-нравственных ценностей, замене традиционных жизненных ориентиров, формированию культуры человека-потребителя с низким уровнем духовных запросов. Преодоление возникшего кризиса тесно связано с актуализацией идей воспитательного пространства, осознанием необходимости выработки определенных действий в отношении подрастающего поколения, привлечением внимания к педагогической деятельности, к личности педагога как воспитателя. В сложившихся условиях именно педагог становится ключевой фигурой, поскольку является носителем общечеловеческих ценностей, «способным создать для молодого поколения условия для постижения науки добра как основы решения возникших и предотвращения новых проблем в социальной жизни» [16, с. 5].
* Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов - партнеров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ имени И.Я. Яковлева и МГПИ им. М.Е. Евсевьева) по теме: «Модель подготовки будущего педагога к проектированию воспитательных программ в условиях модернизации образования».
О Янкина O.E., 2020
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Сегодня существует социальный заказ общества и государства на будущего педагога, деятельность которого связана с «воспитанием гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», что отражает национальный проект «Образование» [13]. Повышение социального статуса воспитания является также ключевой задачей Стратегии развития воспитания в российской Федерации на период до 2025 года. Усиление внимания к ценностной сфере педагогической профессии находит свое отражение в профессиональном стандарте педагога, где в качестве одной из базовых трудовых функций выступает воспитательная деятельность. При этом требования профессионального стандарта в области воспитания базируются на владении педагогом формами и методами воспитательной работы как на уроке, так и во внеклассной деятельности, на умении строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, умении привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка, сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач [14].
Вслед за Е.А. Мартыновой, Н.И. Енале-евой мы считаем, что «воспитание личности в целом является сложным, многоплановым, педагогически организованным процессом усвоения и принятия обучающимися базовых духовно-нравственных ценностей» [12, с. 27]. В этой связи развитие профессиональных навыков и умений современного педагога становится возможным не только через осознанный подход к выполнению должностных обязанностей в области воспитания, но и через внедрение в повседневную деятельность аналитического и творческого компонентов. При этом существенная роль в организации воспитательного процесса отводится освоению инновационных технологий, одной из которых выступает проектирование. Так, в качестве одного из трудовых действий профессионального стандарта педагога выступает проектирование и реализация воспитательных программ, представляющих собой особый документ, отражающий сущность модели воспитательной системы образовательной организации, класса, группы детей. Однако, как показывает образовательная практика, чаще всего существующие воспитательные программы оказываются формальными, ее содержательные компоненты на протяжении долгого времени остают-
ся неизменными и не соответствуют современным требованиям организации воспитательного процесса. Кроме того, большинство студентов педагогического вуза, нацеленных в первую очередь на получение знаний в конкретной предметной области, оказываются совершенно неподготовленными к реализации воспитательной функции.
решение данного противоречия актуализирует сегодня задачу подготовки педагога, ориентированного на осуществление своей профессиональной деятельности в соответствии с тенденциями и направлениями развития современной системы воспитания, что в первую очередь требует готовности сознания к переменам, мотивации в осуществлении воспитательной функции, высокого уровня инновационной активности. Именно проектирование является сейчас той технологией, которая предполагает «овладение исследовательским мышлением и способами деятельности» [15, с. 84], формирует «готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических идей в области воспитания» [18, с. 130] и создает основу конкурентоспособности выпускника [2; 4; 7; 8; 17]. В этой связи перед высшим педагогическим образованием остро встает проблема выявления условий, механизмов, технологий формирования качеств личности будущего педагога, необходимых для реализации трудовых действий в области воспитания, что обусловило актуальность данной статьи и определило ее цель - рассмотреть сущность готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ и представить модель ее формирования.
В словарных источниках определение готовности к любой деятельности толкуется как состояние, подготовка к чему-то; решение на что-то; способность трудиться над выполнением, осуществлением чего-либо. В психолого-педагогической литературе понятие «готовность» представлено как «связь с установкой» (И.М. Кондаков, О.М. Краснорядцева, Д.Н. Узнадзе), как наличие тех или иных способностей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин), как некое личностное качество (А.П. Воиченко, С.И. Ершов, К.К. Платонов, С.С. Салаватова), как «сложное динамическое образование» (М.И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович, Р.Д. Санжаева и др.). М.Ю. Кулебя-кина рассматривает готовность как «интегра-тивное образование, включающее в себя профессионально значимые качества педагога, совокупность необходимых знаний, умений, навыков и потребность к осуществлению деятельности» [10, с. 61].
Готовность к проектированию рассматривается сегодня как «система интегрированных свойств и качеств личности» (Е.А. Власова, С.И. Ершов, И.С. Синицын, К.К. Платонов, С.С. Салаватова), как «психологический фундамент активной деятельности обучающихся» (д.В. Кириченко), как «мотивированный данным видом деятельности комплекс качеств, знаний, практических умений и навыков, необходимых для достижения социально значимых целей, результатов» (Л.А. Акимова), как «внутреннее свойство личности, приобретаемое в образовательном процессе при влиянии системы педагогических условий, характеризующееся определенным уровнем сформи-рованности проектировочных компетенций» (В.В. Лущиков). Анализ данных определений позволяет утверждать, что готовность к профессиональной деятельности в области проектирования характеризуется целенаправленным развитием свойств и качеств личности будущего педагога, необходимых для воплощения собственных педагогических намерений и ценностных установок для достижения определенных результатов в воспитательной деятельности.
Готовность будущего педагога к проектированию воспитательных программ является в настоящее время важным этапом профессионального становления компетентного выпускника педагогического вуза и выступает как личностное образование, в котором интегрированы мотивы, ценности, знания, практические умения, способы деятельности, не-
обходимые для создания документа, определяющего содержание, способы реализации и условия функционирования воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений. Эффективность воспитательной деятельности в образовательной организации, в классе, группе детей, с отдельным ребенком в ходе проектирования будет определяться направленностью воспитательной программы на достижение положительного результата в соответствии с поставленными целями и задачами, для чего будущему педагогу необходимы теоретические и методологические знания как основ организации воспитательного процесса, так и содержания и технологий проектирования.
теоретическое осмысление ключевого понятия исследования позволяет нам выделить структуру готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ, а также определить ее основные компоненты (табл. 1).
Выделенные структурные компоненты послужили основой для дальнейшей разработки модели формирования готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ, реализация которой осуществляется в ходе теоретического и практического обучения в вузе при решении определенных учебных и профессиональных задач в области воспитания. При этом формирование указанной готовности осуществляется в процессе прохождения следующих этапов: подготовительного, основного, результативного.
Таблица 1
Структура готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ
Компонент готовности Содержание компонента
Мотивационно-ценностный Осознание потребности в решении воспитательных задач, необходимости перемен в системе воспитательной работы, понимание важности обновления содержания существующих воспитательных программ, мотивационно-ценностное отношение к осуществлению воспитательной деятельности, характеризующее социальную и профессиональную позиции будущего педагога в развитии личности ребенка
Когнитивный Комплекс знаний об особенностях организации процесса воспитания на современном этапе, знание структуры и содержания воспитательных программ, способов, средств и приемов творческого решения педагогических задач, сущности проектной деятельности, технологий проектирования воспитательных программ
Операционно-деятельностный Способность самостоятельно осуществлять деятельность по проектированию и реализации воспитательных программ, используя новые технологии воспитания, приобретение соответствующих умений (аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных)
Рефлексивный Способность к анализу, систематизации, обобщению и оценке достижения результатов, анализу результатов своей воспитательной деятельности
Целью первого (подготовительного) этапа является погружение в процесс обучения педагогическому проектированию, когда происходит пересмотр личностных смыслов воспитательной деятельности, осуществляется диагностика и оценка будущим педагогом имеющегося у него личного опыта в области воспитания, формируется познавательный интерес к процессу проектирования, создается позитивный настрой на предстоящую работу. На данном этапе очень важно сформировать потребность к самореализации в сфере учебно-воспитательной деятельности, выработать четкую концептуальную позицию педагога-воспитателя, осознать свои возможности в реализации воспитательной деятельности в конкретной социокультурной ситуации.
Цель второго (основного) этапа - приобретение студентами прочных, системных, глубо-
КИЕ НАУКИ -
ких, осознанных знаний проектирования воспитательных программ, развитие умений решать разнообразные аналитико-рефлексивные, прогностические, оценочно-информационные задачи в учебно-воспитательном процессе. Это становится возможным в ходе изучения специальных психолого-педагогических дисциплин («Теория и методика воспитания», «Технология педагогического общения», «Профессиональная компетентность классного руководителя», «Технологии организации детского досуга»), внедрения в учебный план спецкурса по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов. Одним из важных условий подготовки на данном этапе будет внедрение в образовательный процесс комплекса инновационных технологий и интерактивных методов, способствующих формированию практических навыков воспитатель-
Таблица 2
Модель формирования готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ
КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Цель: формирование готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ
Задачи: формирование положительной мотивации будущих педагогов к воспитательной деятельности; формирование теоретических знаний о сущности воспитания, проектной деятельности, о структуре и видах воспитательных программ, содержании и технологиях их проектирования; формирование практических умений проектирования и реализации воспитательных программ
Подходы: системный, культурологический, аксиологический, личностно-деятельностный, средовый
Принципы: сознательности, субъектного развития и саморазвития личности, интегративности, индивидуализации, обратной связи, рефлексии
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК
Компоненты готовности
Мотивационно-ценностный
Когнитивный
Операционно-деятельно стный
Рефлексивный
Содержание: внедрение в модули дисциплины «Теория и методика воспитания» комплекса исследовательских заданий для формирования умений проектирования воспитательных программ; дополнение курсов по выбору специальным семинаром «Проектирование воспитательных программ: проблемы и перспективы»; внедрение в учебно-воспитательный процесс программы дополнительного образования «Технологии подготовки к проектированию воспитательных программ»; дополнение к проведению различных видов педагогических практик
Этапы формирования готовности к проектированию воспитательных программ
Подготовительный
Основной
Результативный
Методы: традиционные, интерактивные, игровые, метод проблемного обучения
Формы: по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые), по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое)
Средства: воспитательные программы различных видов, учебно-информационные материалы (видеозаписи, презентации, мультимедийные ролики), педагогическое мастерство, примеры из жизни, воспитывающие ситуации
РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
Критерии
Мотивационный
Когнитивно-смысловой
Деятельностный
Рефлексивно-аналитический
Уровни: низкий — средний — высокий
РЕЗУЛЬТАТ — достижение максимально возможного уровня готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ
ной работы. Практико-ориентированный характер имеют в данном случае кейс-задачи, использование которых «позволяет формировать у будущих педагогов умения: анализировать и устанавливать проблему; формулировать, высказывать и аргументировать собственную позицию; взаимодействовать, дискутировать, работать с информацией; принимать решения с учетом конкретных условий» [6, с. 41]. Внедрение подобных заданий на данном этапе позволяет осуществлять создание авторских воспитательных программ в процессе включения студентов в проектную деятельность. Это становится возможным при организации учебных и производственных практик, а также в процессе активного включения будущего педагога во внеучебную деятельность.
Целью третьего (результативного) этапа формирования готовности к проектированию воспитательных программ будет являться закрепление новых способов педагогической деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных умений проектирования, проводится рефлексия деятельности по проектированию воспитательных программ, оценка результативности достигнутого.
логика исследования проблемы позволила разработать теоретическую модель формирования готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ как некую иерархию компонентов совокупности профессиональных и личностных качеств педагога и разработать технологию ее реализации в процессе подготовки студентов в педагогическом вузе. Предлагаемая модель представляет собой единство концептуально-целевого, содержательно-процессуального и оценочно-результативного блоков и включает цель, задачи, принципы, формы, методы и средства ее формирования, показатели и уровни сформированности готовности к проектированию воспитательных программ (табл. 2).
таким образом, формирование готовности будущего педагога к осуществлению воспитательной функции и реализации трудового действия по проектированию воспитательных программ является актуальной задачей педагогического вуза и осуществляется в ходе теоретической и практической подготовки студентов. Готовность будущего педагога к проектированию воспитательных программ рассматривается как личностное образование, в котором интегрированы мотивы, ценности, знания, практические умения, способы деятельности, необходимые для разработки методического конструктора по реализации воспитательного компонента в различных типах
образовательных учреждений. Предложенная модель представляет собой единство взаимосвязанных структурных элементов, нацеленных на повышение эффективности формирования проектной культуры будущего педагога в области воспитательной деятельности, и позволяет подойти к проблеме формирования готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ как к целостному процессу в образовательном пространстве педагогического вуза.
Список литературы
1. Акимова Л.А. Формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007.
2. Ахметова М.Н. Готовность к проектированию и реализации деятельности будущего учителя в теории и практике педагогического образования // Сиб. пед. журн. 2008. № 14. С. 24-43.
3. Байбородова Л.В., Груздев М.В., Харисо-ва И.Г. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности // Яросл. пед. вестн. 2018. № 2. С. 17-25.
4. Вагнер И.В. Подготовка педагогов к проектированию воспитательного процесса // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2018. С. 32-35.
5. Власова Е.А., Синицын И.С. Формирование готовности учителя к проектированию рабочих программ по биологии и географии // Яросл. пед. вестн. 2016. № 4. С. 85-89.
6. Горшенина С.Н., Неясова И.А. Кейс-задача как средство практико-ориентированной подготовки будущего педагога к воспитательной деятельности классного руководителя // Гуманитарные науки и образование. 2018. № 3(35). С. 39-45.
7. исаева М.М. Формирование готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях // Сиб. пед. журн. 2008. № 6. С. 254-263.
8. Кириченко Д.В. Готовность к проектной деятельности с позиции категории опережающего отражения действительности [Электронный ресурс] // Мир науки. 2016. Т. 4. № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN516.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
9. Колесникова и.А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания) [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2017. № 1(17). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29109612 (дата обращения: 09.09.2019).
10. Кулебякина М.Ю. Технология формирования готовности будущего классного руководителя
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
к воспитательной работе в инновационных общеобразовательных учреждениях // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2012. № 12. С. 58-71.
11. Лущиков В.В. Теоретические основы становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса // Инновационное развитие профессионального образования. 2013. № 2(4). С. 111-115.
12. Мартынова Е.А., Еналеева Н.И. Духовно-нравственное воспитание личности педагога в образовательном пространстве вуза // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4(28). С. 26-30.
13. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/ national-project (дата обращения: 09.09.2019).
14. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/new_ standards/6 (дата обращения: 09.09.2019).
15. Шукшина Т.И., Замкин П.В., Парватова И.И. Развитие системы научно-исследовательской и проектной деятельности студентов в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 4(16). С. 84-89.
16. Чеботарева и.в. использование духовно-нравственного потенциала внеаудиторных форм организации образовательно-воспитательной деятельности при подготовке будущих педагогов // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2019. № 2(135). С. 4-8.
17. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. Челябинск, 2008.
18. Янкина О.Е. Особенности проектирования воспитательных программ в системе профессиональной подготовки будущего учителя // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология.
Социокинетика. 2018. № 3(24). С. 257-261. * * *
1. Akimova L.A. Formirovanie gotovnosti peda-goga k proektirovaniyu obrazovatel'nogo processa v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2007.
2. Ahmetova M.N. Gotovnost' k proektirovaniyu i realizacii deyatel'nosti budushchego uchitelya v teorii i praktike pedagogicheskogo obrazovaniya // Sib. ped. zhurn. 2008. № 14. S. 24-43.
3. Bajborodova L.V., Gruzdev M.V., Harisova I.G. Podgotovka budushchih pedagogov k vospitatel'noj deyatel'nosti // Yarosl. ped. vestn. 2018. № 2. S. 17-25.
4. Vagner I.V. Podgotovka pedagogov k proek-tirovaniyu vospitatel'nogo processa // Pedagogika i psihologiya: perspektivy razvitiya: sb. materialov IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Cheboksary, 2018. S. 32-35.
5. Vlasova E.A., Sinicyn I.S. Formirovanie gotovnosti uchitelya k proektirovaniyu rabochih programm po biologii i geografii // Yarosl. ped. vestn. 2016. № 4. S. 85-89.
6. Gorshenina S.N., Neyasova I.A. Kejs-zadacha kak sredstvo praktiko-orientirovannoj podgotovki bu-dushchego pedagoga k vospitatel'noj deyatel'nosti klassnogo rukovoditelya // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2018. № 3(35). S. 39-45.
7. Isaeva M.M. Formirovanie gotovnosti uchi-telya k vospitatel'noj rabote v obrazovatel'nyh uch-rezhdeniyah // Sib. ped. zhurn. 2008. № 6. S. 254-263.
8. Kirichenko D.V. Gotovnost' k proektnoj deya-tel'nosti s pozicii kategorii operezhayushchego otra-zheniya dejstvitel'nosti [Elektronnyj resurs] // Mir na-uki. 2016. T. 4. № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/ 26PDMN516.pdf (data obrashcheniya: 12.09.2019).
9. Kolesnikova I.A. Smysly i logika podgotovki pedagoga-vospitatelya (otklik na poyavlenie pro-fessional'nogo standarta specialista v oblasti vos-pitaniya) [Elektronnyj resurs] // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2017. № 1(17). URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29109612 (data obrashcheniya: 09.09.2019).
10. Kulebyakina M.Yu. Tekhnologiya formiro-vaniya gotovnosti budushchego klassnogo rukovodi-te-lya k vospitatel'noj rabote v innovacionnyh obshche-obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah // Vestn. Chelyab. gos. ped. un-ta. 2012. № 12. S. 58-71.
11. Lushchikov V.V. Teoreticheskie osnovy sta-novleniya gotovnosti studentov k proektirovaniyu vospitatel'nogo processa // Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2013. № 2(4). S. 111115.
12. Martynova E.A., Enaleeva N.I. Duhovno-nrav-stvennoe vospitanie lichnosti pedagoga v obrazo-vatel'nom prostranstve vuza // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2016. № 4(28). S. 26-30.
13. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu.gov.ru/national-pro-ject (data obrashcheniya: 09.09.2019).
14. Professional'nyj standart «Pedagog (peda-gogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, na-chal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.ug.ru/new_stan dards/6 (data obrashcheniya: 09.09.2019).
15. Shukshina T.I., Zamkin P.V., Parvatova 1.1. Razvitie sistemy nauchno-issledovatel'skoj i proektnoj deyatel'nosti studentov v usloviyah mnogourovnevoj sistemy vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2013. № 4(16). S. 84-89.
16. Chebotareva I.V. Ispol'zovanie duhovno-nrav-stvennogo potenciala vneauditornyh form organizacii obrazovatel'no-vospitatel'noj deyatel'nosti pri podgo-tovke budushchih pedagogov // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 2(135). S. 4-8.
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
17. Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe proektiro-vanie innovacionnyh obrazovatel'nyh sistem. Chelyabinsk, 2008.
18. Yankina O.E. Osobennosti proektirovaniya vospitatel'nyh programm v sisteme professional'noj podgotovki budushchego uchitelya // Vestn. Kostrom. gos. un-ta. Ser.: Pedagogika. Psihologiya. Socio-kinetika. 2018. № 3(24). S. 257-261.
Research of the issue of the formation of future teacher readiness to designing of educational programs
The article deals with the issue of the formation of future teacher readiness to designing of educational programs (concepts specificity, structural components, stages of development). There is suggested the model of the development of future teacher's readiness to designing of educational programs including the complex of three interrelated units that are implemented in the process of training in higher educational institutions.
Key words: readiness, development, designing, future teacher, education, educational program.
(Статья поступила в редакцию 21.10.2019)
О.В. ГОЛУБЬ, Т.С. ТИМОФЕЕВА (Волгоград)
особенности профессионального выгорания учителей (результаты эмпирического исследования)
Представлен результат теоретического и эмпирического исследования профессионального выгорания учителей. Описаны две группы факторов, повышающих вероятность возникновения профессионального выгорания, и определена специфика выгорания учителя среди других помогающих профессий.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, профессиональный стресс, личность учителя.
динамические преобразования в общественной и экономической жизни общества, циф-ровизация образовательной системы, внедрение инклюзивного образования проявляются в
высоких требованиях к личности учителя, к его знаниям и умениям, личностным и профессиональным качествам, вызывая перенапряжение и повышая риски профессиональных деформаций. По всему миру одной из значимых проблем школы в современных условиях является профессиональное выгорание учителей, которому чаще всего подвержены люди старше 3540 лет [3]. Педагогический труд относят к числу наиболее напряженных видов труда в эмоциональном плане. Для профессии учителя характерно воздействие высокого уровня информационного и эмоционального стресса. В связи с этим актуальной задачей современной школы можно назвать сохранение психического здоровья профессиональных кадров.
Синдром профессионального выгорания, подробно описанный в работах Г. Селье [7], а затем В.А. Винокура [2], К. Маслач и М. Лей-тера [9] и других авторов, проявляется в накапливании отрицательных эмоций, в эмоциональной сухости, отстраненности, апатии, хронической усталости и тревоге, снижая качества профессиональной деятельности учителя. Личность учителя отражается на уровне его соответствия педагогической деятельности.
Практика показывает, что в таких случаях наблюдаются отстраненность в общении с учеником, упрощение эмоциональной и когнитивной стороны профессионального общения, потеря интереса к ученику как к личности. В работе нарастают негативизм и усталость. Это приводит к тому, что профессионалы уходят из школы и меняют профессию. Однако те, кто остается, в течение многих лет подвергается высоким стрессовым нагрузкам, испытывая постоянную неудовлетворенность свой жизнью и работой.
Анализ исследований В.А. Винокура [2], В.Е. Орел [6], Т.В. Форманюк [8], Н.А. Ами-нова [1], К. Маслач и М. Лейтера [9] позволяет выделить две группы факторов, которые повышают риск возникновения эмоционального выгорания учителя. К внутренним факторам можно отнести «социально-демографические характеристики (возраст, пол, стаж работы, образование, семейное положение)» и личностные (самооценка, локус контроля, стиль совладания со стрессовыми ситуациями) [6]. Среди внешних организационных факторов можно выделить следующие: условия деятельности (рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня), содержа-
О Голубь О.В., Тимофеева Т.С., 2020