Научная статья на тему 'Генезис понятия "виртуальная академическая мобильность будущих учителей"'

Генезис понятия "виртуальная академическая мобильность будущих учителей" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ / МОБИЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / MOBILITY / VIRTUAL MOBILITY / VIRTUAL ACADEMIC MOBILITY / ONLINE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крючкова Катерина Сергеевна

Освещается проблема формирования виртуальной академической мобильности будущих учителей в вузе, научно обосновывается ее актуальность. Проведен исторический анализ исследований по теме виртуальной мобильности человека и виртуальной академической мобильности студента. Предлагается авторское понимание виртуальной академической мобильности будущих учителей, а также рассматривается потенциал онлайн-курсов для формирования готовности к ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крючкова Катерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of the development of virtual academic mobility of future teachers in higher educational institutions. There is scientifically substantiated its topicality. There is given the historical analysis of the researches on the subject of human virtual mobility and students virtual academic mobility. There is suggested the author’s conception of virtual academic mobility of future teachers. There is considered the potential of online courses for the development of the readiness to it.

Текст научной работы на тему «Генезис понятия "виртуальная академическая мобильность будущих учителей"»

• Центр уединения - это место, где ребенок может побыть один. Центр уединения может быть обозначен макетом храма, иконой.

КультуросоОБРАЗная модель для проектирования образовательной практики духовно-нравственного воспитания - это теоретическая конструкция, для которой методологической основой стали наши отечественные национально-культурные традиции. Поскольку в ней заложено единство внутренних факторов и внешних условий, это позволяет уйти от эпизодической работы по духовно-нравственному воспитанию, что доминирует сейчас в образовательной практике, к системной организации образовательной деятельности.

Список литературы

1. Затямина Т.А. Православный календарь дошкольника. Программа духовно-нравственного развития и воспитания детей от до 7 лет. 2-е изд., доп. и переработ. Волгоград: Ред.-изд. центр ВГАПО, 2018.

2. Ильин И.А. Основы христианской культуры [Электронный ресурс] // Православная библиотека «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kultury (дата обращения: 23.08.2019).

3. Ильин И.А. Путь к очевидности [Электронный ресурс] // Православная библиотека «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/fiction/put-k-ochevidnosti-ilin/ (дата обращения: 23.08.2019).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17 окт. 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата

обращения: 23.08.2019).

* * *

1. Zatyamina T.A. Pravoslavnyj kalendar' do-shkol'nika. Programma duhovno-nravstvennogo razvi-tiya i vospitaniya detej ot do 7 let. 2-e izd., dop. i pererabot. Volgograd: Red.-izd. centr VGAPO, 2018.

2. Il'in I.A. Osnovy hristianskoj kul'tury [Elek-tronnyj resurs] // Pravoslavnaya biblioteka «Azbuka very». URL: https://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kul tury (data obrashcheniya: 23.08.2019).

3. Il'in I.A. Put' k ochevidnosti [Elektronnyj resurs] // Pravoslavnaya biblioteka «Azbuka very». URL: https://azbyka.ru/fiction/put-k-ochevidnosti-ilin/ (data obrashcheniya: 23.08.2019).

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya: prikaz Minobr-nauki Rossii ot 17 okt. 2013 g. № 1155 [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos.ru/ (data obrashcheniya: 23.08.2019).

О Крючкова К.С., 2019

Design of educational experience of spiritual and moral education in preschool educational institutions on the ground of culture based model

The article deals with the methodological ground of the culture based model of spiritual and moral education on the basis of the Christian culture. There are described the realistic ways of designing the educational experience of spiritual and moral education in preschool educational institutions based on the culture based model in the program "Orthodox calendar of preschool children". There are revealed the features of the choice and the organization of the content of orthodox culture for preschool children, organizational and pedagogical forms, developing subject-spatial environment.

Key words: spiritual and moral education, culture based model, orthodox culture, educational experience, educational event, thematic concerts, educational situations.

(Статья поступила в редакцию 03.09.2019)

к.С. крючковА

(волгоград)

генезис понятия «виртуальная академическая мобильность будущих учителей»

Освещается проблема формирования виртуальной академической мобильности будущих учителей в вузе, научно обосновывается ее актуальность. Проведен исторический анализ исследований по теме виртуальной мобильности человека и виртуальной академической мобильности студента. Предлагается авторское понимание виртуальной академической мобильности будущих учителей, а также рассматривается потенциал онлайн-курсов для формирования готовности к ней.

Ключевые слова: подготовка будущих учителей в вузе, мобильность, виртуальная мобильность, виртуальная академическая мобильность, онлайн-курсы.

В период перехода российского общества к информационному, в условиях активного использования информационно-коммуникационных технологий практически во всех

сферах жизни виртуальная академическая мобильность будущих учителей выступает одной из целей современного высшего образования.

Виртуальная академическая мобильность будущих учителей в данном исследовании понимается как возможность использования ресурсов других вузов для прохождения студентами части основной образовательной программы посредством обучения с помощью он-лайн-курсов данных организаций, в том числе иностранных. Такая форма мобильности обогащает профессиональные знания студентов, дает возможность обучаться с применением ресурсов различных учебных центров, общаться с ведущими педагогами, а также студентами разных вузов, что в конечном итоге делает будущего специалиста в области образования более конкурентоспособным на мировом рынке труда.

виртуальная мобильность для будущих учителей предполагает помимо умений обучаться онлайн, с помощью информационно-коммуникационных технологий, и возможность в дальнейшем научить своих учеников использовать различные онлайн-сервисы в их учебной деятельности. Можно сделать вывод, что проблема формирования виртуальной академической мобильности будущих учителей является актуальной, а ее исследование требует прежде всего теоретического анализа самого понятия «виртуальная мобильность» в его историческом развитии.

Психологические исследования указывают на связь термина мобильность с движением. Это может быть физическое перемещение человека, передвижение, смена географического места или понимаемое в переносном смысле его перемещение через определенные сферы жизни - профессиональные, социальные [4]. Рассматривая данный термин в его историческом развитии, необходимо отметить, что в период доиндустриального общества мобильность людей, понимаемую как их физическое (географическое) перемещение, можно представить как ходьбу пешком или поездку на лошади, в карете, плавание на лодке. В Средние века мобильность была распространена как путешествие купцов, ведущих торговые дела, а также обучавшихся в городах студентов, перемещавшихся туда из деревень [9].

С развитием в европейских странах индустриальной революции меняется характер мобильности людей. Они начинают использовать устройства и приборы, которые облегчают их взаимодействие и передвижение. Появляется железнодорожное сообщение, развивается бумажная почта, изобретается телеграф,

появляются первые фотоаппараты. XX век характеризуется уже большим количеством систем человеческой мобильности: автомобильной системой, телефонной связью, скоростными поездами, мобильными телефонами, компьютерами, сетью Интернет.

В период развития информационного общества в XXI в. мобильность людей тесно связана с информационно-коммуникационными технологиями [9]. На данном этапе зарождается понятие «виртуальная мобильность».

В этой связи огромным потенциалом обладают исследования зарубежных ученых по виртуальной мобильности. так, опираясь на теорию фрагментации, можно говорить о тесной взаимосвязи физической и виртуальной мобильности современного человека. Данная теория указывает на тот факт, что многие виды деятельности человека сегодня становятся независимыми от физических действий и перемещений человека, но переходят в виртуальную область его деятельности [11, р. 342]. Например, появляются различные виды «удаленных» профессиональных работ или даже профессий в сети Интернет - разработчик учебного онлайн-курса, веб-дизайнер, администратор сайта, консультант интернет-магазина. А физическая академическая мобильность, рассматриваемая как перемещение студентов на определенное время в другой вуз для обучения, может быть замещена виртуальной академической мобильностью, осуществляемой посредством ИКТ.

При реализации виртуальной мобильности средствами информационно-коммуникационных технологий между людьми возникает эффект «связанного присутствия». Такой феномен появляется благодаря возможности постоянного обмена краткими сообщениями (текстовыми или аудио), связанной с практически повсеместной доступностью интернет-соединения и наличием у современных людей различных мобильных устройств связи [12].

С развитием виртуальной мобильности изменяется характеристика понятия «время». до последнего этапа развития мобильности время считалось категорией четкой и пунктуальной. договариваясь о встрече, люди подразумевали конкретную дату и время и старались их придерживаться, в противном случае их взаимодействие могло бы не состояться. Категория «время» в современном мире имеет окраску понятия «текучего и договорного» [9]. Обладая ИКТ и постоянной интернет-связью, современные люди сами, по сути, становятся мобильными и гибкими, способными менять время и место встречи, исходя из меняющих-

ся условий или их жизненных ситуаций в соответствии с интересами всех сторон взаимодействия. Помимо этого виртуальное взаимодействие может происходить одновременно с несколькими людьми посредством чатов, коротких сообщений, средств коммуникации социальных сетей, что существенно облегчает совместную договоренность о месте и времени их физической мобильности. Таким образом, исходя из представленных теорий, можно оценить, что виртуальная мобильность является неотъемлемой частью жизни современных людей.

Рассматривая виртуальную академическую мобильность студентов вузов, можно предположить, что ее основой стало дистанционное обучение. Начальный этап развития дистанционного обучения (середина XIX в.) связан с так называемым корреспондентским обучением (corresponding learning) и использованием почтовых служб для рассылки учебных материалов для самостоятельного изучения студентами. Второй этап дистанционного обучения приурочивают к созданию в 1969 г. государственного Открытого университета Великобритании. При этом дистанционная форма обучения признается на государственном уровне, часть учебных курсов университета официально преподается дистанционно, по окончании обучения выдается диплом государственного образца. третий этап становления дистанционного обучения (1990 г.) связан с появлением новых информационных и коммуникационных технологий [1; 6]. В последнее десятилетие XXI в. наиболее эффективной формой дистанционного обучения является обучение посредством онлайн-курсов.

В россии дистанционное обучение появилось намного позже и связано с датой 30 мая 1997 г. - выходом приказа Министерства образования России, разрешающего проводить эксперимент по дистанционному обучению.

Первые представления о виртуальной академической мобильности как об отдельном явлении зародились в последние десятилетия XX - начале XXI в. много зарубежных проектов и программ рассматривают ее в качестве одной из своих целей: e-LERU, BEING MOBILE, VICTORIOUS, E-move, Erasmus+. Категория «виртуальная академическая мобильность» за рубежом связана с такими понятиями, как «международная академическая мобильность посредством информационно-коммуникационных технологий», «трансграничное сотрудничество», «межкультурный обмен», «интернационализация».

Российские ученые в последние годы также ведут разработки теории виртуальной академической мобильности. Так, исследователями доказано, что наиболее продуктивно для виртуальной академической мобильности студентов обучение на массовых открытых он-лайн-курсах, которые с 2011 г. начинают активно распространяться в российском информационном образовательном пространстве [5]. Ведущими зарубежными онлайн-платформами университетов мира являются сайты Coursera и EdX, а основной российской площадкой, предоставляющей онлайн-курсы, - Национальная платформа открытого образования.

Онлайн-курс - образовательная деятельность, осуществляемая с использованием исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, реализуемая для неограниченного количества студентов одновременно и направленная на получение и оценку заранее определенных результатов обучения на основе специально разработанных электронных образовательных ресурсов.

Российские исследователи отмечают следующие преимущества виртуальной академической мобильности для будущих учителей при использовании онлайн-курсов [7]:

• вхождение в международную систему образовательных услуг, приобщение студентов к мировому академическому опыту по педагогическому направлению обучения;

• повышение доступности образования, достижение открытости образования вне зависимости от социального статуса студента;

• партнерство в научных исследованиях, возможность организации совместных образовательных проектов;

• возможность изучения студентами он-лайн-инструментария курсов для дальнейшего использования с будущими учениками -видеолекций, онлайн-тестов и опросов, процедуры проверки результатов обучения с использованием системы прокторинга;

• улучшение языковой подготовки студентов и преподавателей;

• индивидуализация образовательного процесса, индивидуальный темп занятий на онлайн-курсах;

• удобная форма организации учебных занятий вне зависимости от времени и места обучения;

• возможность обучения в нескольких вузах одновременно.

Проанализировав данное явление с точки зрения его исторического развития, необходимо сделать вывод о том, что виртуальная академическая мобильность будущих учителей явля-

ется достаточно новым феноменом для современного российского образования. В российской педагогической науке нет четкого определения данному понятию. В статье представлено авторское понимание этого явления.

Зарубежные концепции виртуальной академической мобильности рассматривают ее с двух ракурсов: характеризуя, во-первых, как дополнение к физической мобильности студента, во-вторых, как полноценную альтернативу физической мобильности. С точки зрения дополнения к физической академической мобильности виртуальная мобильность может проявляться в предварительном изучении студентом дополнительной информации об условиях обучения в вузе, самом университете, преподавателях, учебных программах. При этом виртуальная мобильность осуществляется перед физической мобильностью (перед поездкой в другой вуз для обучения).

В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения, что виртуальная академическая мобильность будущих учителей может рассматриваться как самостоятельное явление, не требующее физического перемещения в иное учебное заведение. Обучение при этом происходит с помощью информационно-коммуникационных технологий, за счет он-лайн-курсов других университетов. Такое обучение официально признано российской системой образования и подтверждается сертификатами прохождения онлайн-курсов. В случае положительных результатов прохождения аттестации по данным курсам и получения сертификата студенты могут получить зачет по данным дисциплинам в своем вузе.

Данная статья представляет теоретический анализ феномена виртуальной академической мобильности будущих учителей. Более глобальной задачей исследования является формирование готовности будущих учителей к осуществлению такой мобильности. Дальнейшая исследовательская работа по проблеме будет посвящена разработке модели формирования виртуальной академической мобильности будущих учителей в педагогическом вузе и определению педагогических средств ее формирования.

Список литературы

1. Ибраева К.Ж., Хамидулина Д.М. Этапы развития дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 18. URL: https://moluch.ru/archive/77/13200/ (дата обращения: 09.01.2019).

2. Латышев О.Ю., Байер Е.А., Ильин В.Н., Макарова Л.Н., Подкопаева В.А. Виртуальная и ре-

альная академическая мобильность в социализации учащихся, студентов и ученых // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: материалы Междунар. науч.-метод. конф. (НОТВ-2017). Екатеринбург: УрФУ, 2017. C. 291-296.

3. Можаева Г.В. Сетевые структуры в образовании как фактор развития виртуальной академической мобильности // Гуманитарная информатика. 2009. № 5. С. 86-102.

4. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. М.: Вече, ACT, 2002.

5. Петрова Л.Е., Кузьмин К.В. Виртуальная академическая мобильность студентов посредством Моосs: методические решения преподавателя вуза // Пед. образование в России. 2015. № 12. С. 177-182.

6. Пьянников М.М. К вопросу об истории дистанционного образования [Электронный ресурс] // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2011. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/artic le/n/k-voprosu-ob-istorii-distantsionnogo-obrazovaniya (дата обращения: 09.01.2019).

7. Сахапов Р.Л., Абсалямова С.Г., Абсаля-мов Т.Б. Виртуальная мобильность как фактор повышения качества и доступности образования // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева. 2016. № 3(91). С. 140-146.

8. тыртый С.А. Формирование виртуальной мобильности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2009.

9. Урри Дж. Мобильности / пер. с англ. А.В. Лазарева. М.: Праксис, 2012.

10. Ялалов Ф.Г. Виртуальная мобильность педагога // Сохранение и развитие языков и культур в поликультурном и поликонфессиональном обществе: мировой опыт и современные технологии: сб. Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. С. 232-234.

11. Couclelis H. From sustainable transportation to sustainable Accessibility: Can we avoid a new tragedy of the commons? // D.G. Janelle, D.C. Hodge (Eds.), Advances in spatial science, Springer, Berlin, Heidelberg, 2000. P. 341-356.

12. Licoppe C. 'Connected'presence: The emergence of a new repertoire for managing social relationships in a changing communication technoscape Environment and Planning D: Society and Space,

22 (1) (2004). P. 135-156.

* * *

1. Ibraeva K.Zh., Hamidulina D.M. Etapy razvitiya distancionnogo obucheniya [Elektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. 2014. № 18. URL: https://moluch.ru/ archive/77/13200/ (data obrashcheniya: 09.01.2019).

2. Latyshev O.Yu., Bajer E.A., Il'in V.N., Ma-karova L.N., Podkopaeva V.A. Virtual'naya i real'-naya akademicheskaya mobil'nost' v socializacii ucha-shchihsya, studentov i uchenyh // EDCRUNCH Ural:

novye obrazovatel'nye tekhnologii v vuze: materialy Mezhdunar. nauch.-metod. konf. (NOTV-2017). Ekaterinburg: UrFU, 2017. S. 291-296.

3. Mozhaeva G.V. Setevye struktury v obrazova-nii kak faktor razvitiya virtual'noj akademicheskoj mobil'nosti // Gumanitarnaya informatika. 2009. № 5. S. 86-102.

4. Oksfordskij tolkovyj slovar' po psihologii / pod red. A. Rebera. M.: Veche, AST, 2002.

5. Petrova L.E., Kuz'min K.V., Virtual'naya akade-micheskaya mobil'nost' studentov posredstvom Mooss: metodicheskie resheniya prepodavatelya vuza // Ped. obrazovanie v Rossii. 2015. № 12. S. 177-182.

6. P'yannikov M.M. K voprosu ob istorii dis-tancionnogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Uch. zap. Zabajkal. gos. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2011. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-distantsionnogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 09.01.2019).

7. Sahapov R.L., Absalyamova S.G., Absalya-mov T.B. Virtual'naya mobil'nost' kak faktor povy-sheniya kachestva i dostupnosti obrazovaniya // Vestn. Chuvash. gos. ped. un-ta im. I.Ya. Yakovleva. 2016. № 3(91). S. 140-146.

8. Tyrtyj S.A. Formirovanie virtual'noj mobil'nosti prepodavatelya vysshej shkoly v processe po-vysheniya kvalifikacii: avtoref. dis. ... kand. ped. na-uk. Rostov n/D., 2009.

9. Urri Dzh. Mobil'nosti / per. s angl. A.V. La-zareva. M.: Praksis, 2012.

10. Yalalov F.G. Virtual'naya mobil'nost' pedago-ga // Sohranenie i razvitie yazykov i kul'tur v polikul'-turnom i polikonfessional'nom obshchestve: mirovoj opyt i sovremennye tekhnologii: sb. Mezhdunar. na-uch.-prakt. konf. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2015. S. 232-234.

Genesis of the notion "virtual academic mobility of future teachers"

The article deals with the issue of the development of virtual academic mobility of future teachers in higher educational institutions. There is scientifically substantiated its topicality. There is given the historical analysis of the researches on the subject of human virtual mobility and students virtual academic mobility. There is suggested the author's conception of virtual academic mobility of future teachers. There is considered the potential of online courses for the development of the readiness to it.

Key words: training of future teachers in higher educational institutions, mobility, virtual mobility, virtual academic mobility, online courses.

(Статья поступила в редакцию 08.08.2019)

© Жиркова Г.П., Комаровская Е.П., Боровикова Я.В., 2019

Г.П. ЖИРКОВА (Санкт-Петербург)

Е.П. КОМАРОВСКАЯ, Я.В. БОРОВИКОВА (Воронеж)

технологии повышения квалификации педагогов в контексте культуроориентированной парадигмы современного образования*

Рассматривается культуроориентированная модель современного образования, реализуемая в системе повышения квалификации педагогических кадров в контексте компетент-ностного подхода. Анализируются методы обучения слушателей, позволяющие педагогам развивать новые профессиональные компетенции и в итоге достигать необходимого уровня культурологической компетентности. Особое внимание уделяется технологии диалогового взаимодействия, фасилитированной дискуссии и культурным практикам в системе повышения квалификации педагогов.

Ключевые слова: культуроориентированная модель образования, компетентностный подход, технологии повышения квалификации педагогов.

Усиление культурного статуса образования предъявляет новые требования к личности педагога, который должен не только обладать всем необходимым комплексом профессиональных знаний, владеть умениями работать с содержанием своего предмета в рамках новых требований стандарта, но и быть авторитетной личностью, носителем важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для россии, обладать высоким культурным потенциалом и стремлением к его развитию и совершенствованию.

Культура для личности педагога должна стать определяющим качеством. развитие общекультурной компетенции, согласно требованиям ФГОС нового поколения, является одним из приоритетов педагогического образования, в том числе в системе повышения ква-

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.