Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 3 (55), с. 190-194
УДК 378
ВИРТУАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПРОЦЕСС И ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО
© 2019 г. К.С. Крючкова
Крючкова Катерина Сергеевна, к.пед.н.; доц.; доцент кафедры физики, методики преподавания физики и математики, ИКТ Волгоградского государственного социально-педагогического университета
kkruchkova@rambler. т
Статья поступила в редакцию 20.06.2019 Статья принята к публикации 31.07.2019
Обосновывается актуальность проблемы формирования виртуальной академической мобильности будущего учителя в условиях информатизации образования и создания единого мирового образовательного пространства. Мобильность учителя представляется как важная характеристика его деятельности по образованию учеников и взаимодействию с ними. Приводится теоретический анализ понятий «мобильность», «академическая мобильность», «реальная (физическая) академическая мобильность», «виртуальная академическая мобильность» из различных областей знания: психологии, социологии, педагогики. Доказывается авторское понимание виртуальной формы академической мобильности как процесса и личностного качества будущего учителя. Приводится авторское определение данного понятия. Описываются основные преимущества виртуальной формы академической мобильности будущих учителей по сравнению с реальной (физической) формой. Рассматриваются структура виртуальной академической мобильности и некоторые средства формирования каждого из её компонентов на занятиях со студентами педагогических вузов по информационным технологиям. Раскрывается потенциал российских и зарубежных платформ просветительских онлайн-курсов в формировании виртуальной академической мобильности на начальном этапе эксперимента. Приводятся примеры онлайн-сервисов, способствующих формированию отдельных компонентов такой готовности. Высказываются основные идеи о дальнейшем использовании полученных результатов исследования.
Ключевые слова: мобильность, академическая мобильность, виртуальная академическая мобильность, он-лайн-курсы, массовые открытые онлайн-курсы, информационно-коммуникационные технологии.
Введение
В условиях стремительно изменяющихся условий жизни категория «мобильность» является одной из характеристик современного общества. От будущего специалиста практически в любой области требуют наличия профессионально важных качеств личности: желания самосовершенствоваться, готовности к непрерывному профессиональному образованию, умений работать в команде, толерантного отношения к деловому партнёру, навыков эффективной коммуникации и разрешения конфликтов, инициативности и самостоятельности в принятии решений, быстрой адаптации к новым условиям работы и жизни.
Постоянные обновления системы российского образования определяют и мобильность профессии учителя, который должен адаптироваться к новым профессиональным условиям, работать с различными стандартами, изменяющимися списками рекомендованных школьных учебных пособий и учебников, разрабатывать новые фонды оценочных средств, постоянно самосовершенствоваться, применять в своей деятель-
ности современные педагогические методы и технологии, в том числе информационно-коммуникационные, использовать различные образовательные интернет-ресурсы, а также быть толерантным к своим ученикам, эффективно взаимодействовать с ними, уметь разрешать конфликты.
Обучение будущего учителя такой деятельности происходит в вузе и предполагает формирование готовности студентов к академической мобильности. Такой процесс определяет широкие возможности для студентов в построении личной траектории обучения, в выборе курсов, предоставляемых вузом-партнёром, необходимых для их дальнейшей профессиональной деятельности. Особо актуальной в период всеобщей информатизации общества и образования становится необходимость подготовки студентов к академической мобильности, осуществляемой с помощью информационно-коммуникационных технологий, онлайн-курсов различных вузов, - к виртуальной академической мобильности. В исследовании доказывается гипотеза о том, что данный вид мобильности, являясь процессом, направленным на профессиональное
самосовершенствование будущего педагога, одновременно представляет собой важное личностное качество студента, которое имеет определённые структурные компоненты и которое необходимо формировать в процессе его профессиональной подготовки в вузе.
Теоретико-методологические подходы
Для детального рассмотрения категории «виртуальная академическая мобильность» необходимо сначала обратиться к более общему понятию «мобильность».
Данная категория рассматривается в различных науках: психологии, социологии, педагогике. Мобильность (от греч. тоЫ^ - подвижность) в психологии определяется как подвижность, готовность к быстрой реакции, быстрому включению в деятельность [1]. Из определения следует, что мобильность представляет собой некое свойство, качество человека.
В Оксфордском толковом словаре по психологии отмечается, что, по существу, этот термин относится к понятию «движение». Мобильность при этом может рассматриваться как физическое явление (физическое движение, перемещение в пространстве объекта или организма) или пониматься в переносном смысле, метафорически - как движение через социальные, профессиональные, познавательные сферы [2]. Данное определение представляет мобильность как определенный процесс движения.
В научных исследованиях по социологии термин «мобильность» начал систематически использоваться с 20-х гг. XX в. и связан с именем русского социолога П.А. Сорокина. В связи с многоплановостью и широтой использования этот термин обычно употребляется с уточняющим словом, разъясняющим, к чему относится термин в конкретном случае; например, «профессиональная мобильность», «социальная мобильность», «вертикальная мобильность», «академическая мобильность», «виртуальная мобильность».
Академическую мобильность исследователи рассматривают как процесс, связанный с предоставлением вузами-партнерами возможности для студентов по самостоятельному формированию и совершенствованию своей профессиональной образовательной подготовки посредством выбора модулей обучения, дисциплин, а также учебных заведений «в соответствии со своими склонностями и устремлениями» [3].
Понятие «академическая мобильность студентов» можно связать с географической мобильностью, понимаемой как процесс перемещения человека или группы людей из одного географического места в другое при сохранении
прежнего социального статуса [4]. Академическая мобильность при этом рассматривается как «одна из форм организации обучения студентов, связанная с перемещением в другой вуз в своей стране или за рубежом» [5]. Время, на которое студент уезжает в другое место, ограничено и является определённым периодом -чаще всего семестр, а по окончании процесса мобильности студент возвращается в базовый вуз для перезачёта пройденных дисциплин и завершения своего обучения.
С другой стороны, учёные отмечают, что академическую мобильность студентов целесообразно рассматривать не только как социальный процесс, перемещение с образовательными целями, но и как целостное личностное качество, формируемое в процессе обучения. Данным положением мы будем также оперировать при определении виртуальной формы академической мобильности. Академическая мобильность как личностное качество будущего учителя представляет собой «способность и готовность адаптироваться, изменяться и преобразовывать себя и окружающую среду» [6].
Новая, стремительно развивающаяся форма академической мобильности - виртуальная академическая мобильность студентов - предполагает дистанционный образовательный процесс в вузе-партнере в рамках образовательной программы посредством сети Интернет. Виртуальная академическая мобильность при этом может рассматриваться как участие студента в образовательном процессе другого вуза, обучение отдельным курсам или частям курса с помощью технологий Интернета, посредством онлайн-курсов [7]. Сравнивая академическую мобильность студентов (имея в виду реальную, физическую её форму) с виртуальной академической мобильностью, последнюю можно определить как достижение всех «преимуществ физической мобильности без необходимости географического перемещения» за счёт использования информационно-телекоммуникационных технологий [8]. Перечислим преимущества самой виртуальной формы. Они заключаются в доступности и открытости образования; возможности обучения на курсах ведущих специалистов страны и мира; более удобной форме подачи учебного материала (интерактивной, мультимедийной) и организации деятельности студента; индивидуализации образовательного процесса; отсутствии ограничений по месту и времени обучения; перспективе одновременного обучения в нескольких образовательных организациях; выборе дополнительных курсов, соответствующих узконаправленным профессиональным интересам студента, и построении индиви-
дуальной траектории обучения; возможности предварительной апробации программ выбранного вуза.
Результаты
Теоретический анализ исследований показал, что виртуальную академическую мобильность будущего учителя, с одной стороны, можно определить как важную часть процесса его профессиональной подготовки, а с другой стороны, вслед за С.А. Тыртый [9], рассмотреть как его личностное качество. В своём исследовании данную категорию мы определяем как готовность будущего учителя самосовершенствоваться путём использования образовательных ресурсов другого вуза, способность осуществлять различные виды учебной деятельности при обучении с помощью онлайн-курсов на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса в виртуальной образовательной среде, а также как готовность самостоятельно обучать будущих учеников в такой среде.
В существующих отечественных научных трудах по педагогике, посвященных вопросам подготовки будущих учителей в вузе, отсутствуют исследования их виртуальной академической мобильности. На основе анализа российских и зарубежных исследований, посвященных академической мобильности и её виртуальной форме, была выстроена структура виртуальной академической мобильности будущего учителя.
Данная структура представлена следующими компонентами.
Мотивационный компонент виртуальной академической мобильности будущего учителя отражает ценностные ориентации и меру интереса к обучению на основе ресурсов другого вуза, с использованием средств информационно-коммуникационных технологий; удовлетворенность результатами такого обучения и приобретения знаний и практического опыта от преподавателей ведущих вузов страны и мира; уровень развития мотивации педагогической деятельности в виртуальной онлайн-среде, участия в деятельности по самосовершенствованию. Мотивационный компонент структуры предполагает осознание будущими учителями важности их виртуальной академической мобильности как процесса, определяющего их личностное и профессиональное развитие, конкурентоспособность на рынке труда, их профессиональную компетентность. Данный компонент включает в себя ценностные ориентации студента на самосовершенствование в будущей
педагогической деятельности в условиях единого мирового образовательного пространства; стремление осваивать образовательную программу не только родного, но и других вузов с целью получения более глубоких и разносторонних знаний и опыта в той или иной области образования; толерантное отношение к участникам учебного процесса других вузов России и мира; желание использовать возможности информационно-коммуникационных технологий для своего обучения, саморазвития и взаимодействия с другими участникам учебного процесса, а также в будущей профессиональной деятельности с учениками.
Когнитивный компонент отражает информированность будущего учителя о сущности и содержании виртуальной академической мобильности, о требованиях к личности учителя, необходимых для её реализации, а также уровень знаний для эффективной профессионально-педагогической деятельности в условиях виртуальной онлайн-среды. Данный компонент включает знания о понятиях «академическая мобильность», «виртуальная академическая мобильность», их значимости в современном образовании, видах и формах мобильности, а также существующих программах виртуальной академической мобильности, способах и условиях участия в них, возможности обучения с помощью онлайн-курсов других вузов.
Деятельностно-коммуникативный компонент виртуальной академической мобильности составляют: во-первых, учебные навыки и умения студентов, связанные с дистанционным обучением с использованием информационно-коммуникационных технологий, а во-вторых, профессиональные умения и навыки, которыми должен владеть будущий учитель для реализации функций педагогической деятельности и обеспечения ее эффективности. Он включает в себя навыки самостоятельной работы студентов; способность к самоорганизации и самостоятельному планированию учебной деятельности; готовность к обучению без реального контакта с педагогом; готовность к использованию возможностей онлайн-курсов в своем обучении, к восприятию цифрового формата подачи учебного материала; умения использовать инструментарий онлайн-сервисов в будущей профессиональной деятельности; способность к взаимодействию с другими участниками учебного процесса в онлайн-среде, в том числе с будущими учениками, к преодолению онлайн-конфликтов; готовность использовать различные онлайн-сервисы Интернета и создавать на их основе фрагменты собственных онлайн-курсов для будущих учеников.
Рефлексивный компонент виртуальной академической мобильности связан с готовностью будущих учителей к самооценке, рефлексии собственной учебной деятельности в онлайн-среде; к оценке результатов участия в виртуальной мобильности, в образовательном процессе другого вуза; к рефлексии взаимодействия с другими участниками учебного процесса - студентами и преподавателями других вузов; к апробации в педагогической практике и оценке созданного фрагмента онлайн-курса для учеников школы, рефлексии онлайн-взаимодействия с учениками.
Для начального этапа эксперимента с целью формирования данных компонентов виртуальной академической мобильности будущих учителей был разработан комплекс заданий. Приведём примеры некоторых из них для формирования каждого компонента на начальном этапе.
Так, например, формированию мотивацион-ного компонента способствовали задания на занятиях по информационным технологиям по обзору и сравнению существующих онлайн-курсов на различных российских и зарубежных платформах в сети Интернет (Открытое образование, Arzamas, Постнаука, Лекториум, Coursera, EDX) по профилю образования студентов. Данный анализ наглядно оформлялся на выбор студента в одном из онлайн-сервисов: в Google-презентациях, онлайн-конструкторе Canva, сервисе для создания нелинейных презентаций Prezi. Выполняя задание, студенты могли указать на преимущества онлайн-обучения, достоинства каждого курса, удобство его использования.
Для формирования когнитивного компонента, а именно знания основных понятий, связанных с академической мобильностью, студентам, например, были предложены задания по анализу научных статей по данной теме, поиск в тексте статей основных терминов и их определений: онлайн-обучение, академическая мобильность, виртуальная мобильность, онлайн-курсы, массовые открытые онлайн-курсы и составление на их основе глоссария в виде гипертекстового документа с закладками и гиперссылками.
Для формирования деятельностно-комму-никативного компонента виртуальной академической мобильности на начальном этапе эксперимента при первоначальном включении студентов в данный процесс использовались ресурсы просветительских курсов онлайн-образования: Arzamas, Постнаука, Лекториум. Будущие учителя самостоятельно выбирали на данных платформах понравившиеся им онлайн-курсы, соответствующие профилю их обучения, самостоятельно изучали видеолекции, расположенные на данных ресурсах. Изучение учебного материала происходило при подготовке к семинарскому занятию, а также к промежуточной
аттестации. Использовалась также форма занятия «перевернутый класс», когда студенты дома изучали видео и другие материалы с онлайн-курса по определенной теме, а в аудитории обсуждали просмотренное, задавали преподавателю вопросы, уточняли некоторые моменты, закрепляли материал, делали практические задания. Кроме того, необходимые профессиональные умения и навыки будущих учителей для реализации функций педагогической деятельности в онлайн-среде формировались с помощью заданий на дисциплине «Информационные технологии», в которых студенты осваивали инструментарий онлайн-сервисов. Целью заданий было развитие умений использовать инфо-графику, ментальные карты, нелинейные презентации, интерактивные кроссворды, онлайн-опросы в образовательном процессе по учебному предмету профиля обучения студентов. Изучались онлайн-сервисы создания кроссвордов («Фабрика кроссвордов». URL: http://puzzle cup.com/crossword-ru/), создания ментальных карт (https://www.mindomo.com), организации google-опросов, создания инфографики и нелинейных презентаций Canva (https://www.cmva. com) и другие.
Рефлексивный компонент виртуальной академической мобильности формировался в ходе выполнения студентами практических заданий: составления взаимных онлайн-опросов на определение самооценки сокурсника, рефлексии учебной деятельности по обучению с помощью онлайн-курса; а также разработки на основе изученных онлайн-сервисов фрагмента онлайн-курса для учеников школы и проведения его на педагогической практике с самооценкой его эффективности, а также рефлексии онлайн-взаимодействия с учениками.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Виртуальная академическая мобильность будущего учителя с точки зрения социального процесса (возможности участвовать в учебном процессе другого вуза, используя его ресурсы посредством информационно-коммуникационных технологий) - это и есть возможность студентов самим формировать свою образовательную траекторию, выбирать учебные модули, онлайн-курсы различных вузов и их фрагменты для изучения в соответствии со своими склонностями и профессиональными интересами. В результате такого процесса будет сформировано интегративное личностное качество будущего учителя - его готовность самостоятельно строить траекторию обучения, анализировать и выбирать нужные курсы, планировать обучение на них, проходить обучение и строить эффективное онлайн-взаимодействие, использовать инструментарий
онлайн-курсов для своей будущей профессиональной деятельности. Т.е. виртуальная академическая мобильность будущего учителя одновременно может считаться как частью процесса его профессиональной подготовки, так и результатом такого процесса.
Заключение
Результаты, представленные в статье, имеют значение для дальнейших исследований в этой области. Они доказывают, что одной из приоритетных целей подготовки будущих учителей должно стать формирование виртуальной академической мобильности. В соответствии с описанной структурой виртуальной академической мобильности будут разработаны критерии и показатели, а также диагностические методики определения уровня её сформированности, дополнены и систематизированы методики и конкретные задания по её формированию.
Автор выражает признательность научному консультанту профессору РАО А.М. Короткову и академику РАО Н.К. Сергееву за плодотворные обсуждения вопросов виртуальной академической мобильности будущих учителей. Они существенно повлияли на постановку проблемы в настоящей статье.
Список литературы
1. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы [Электронный ресурс]. URL: vocabulary.ru (дата обращения: 04.06.2019).
2. Оксфордский толковый словарь по психологии [Электронный ресурс] / Под ред. А. Ребера. URL: vocabulary.ru (дата обращения: 04.06.2019).
3. Теребина П.В. Педагогические условия обеспечения академической мобильности студентов вузов гуманитарного профиля // Теория и практика общественного развития. 2014. № 20. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie -usloviya -obes pecheniya-akademicheskoy-mobilnosti-studentov-vuzov -gumanitarnogo-profilya (дата обращения: 30.05.2019).
4. Проскура О.В., Герасимчук И.Ю. Понятие мобильности. Виды мобильности. Академическая мобильность // Вестник ЧелГУ. 2014. №13 (342). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mobilnosti-vid y-mobilnosti-akademicheskayamobilnost (дата обращения: 30.05.2019).
5. Микова И.М. Академическая мобильность студентов в вузах России и США: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГУ им. С.А. Есенина, 2013. 23 с.
6. Дмитриева Н.К. Академическая мобильность как личностное качество субъектов образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademiche skaya-mobilno st-kak-lichno stnoe -kachestvo-subektov-ob razovatelnogo-protsessa (дата обращения: 29.05.2019).
7. Петрова Л.Е., Кузьмин К.В. Виртуальная академическая мобильность студентов посредством MOOCs: методические решения преподавателя вуза // Педагогическое образование в России. 2015. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7virtualnaya-akade micheskaya-mobilnost-studentov-posredstvom-mooss-m etodicheskie-resheniya-prepodavatelya-vuza (дата обращения: 27.05.2019).
8. Сахапов Р.Л., Абсалямова С.Г., Абсалямов Т.Б. Виртуальная мобильность как фактор повышения качества и доступности образования // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2016. № 3 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-mobilnost-ka k-faktor-povysheniya-kachestva-i-dostupnosti-obrazova niya (дата обращения: 12.02.2019).
9. Тыртый С.А. Формирование виртуальной мобильности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону: Педагогический институт ЮФУ, 2009. 29 с.
VIRTUAL ACADEMIC MOBILITY OF FUTURE TEACHERS AS A PROCESS AND AS A PERSONALITY TRAIT
K.S. Kryuchkova
Volgograd State Socio-Pedagogical University
The article substantiates the relevance of developing future teachers' virtual academic mobility in the conditions of informatization of education and the creation of a single global educational space. The mobility of the teacher's profession is an important characteristic of his activities in the education of pupils and interaction with them. We present a theoretical analysis of the concepts: mobility, academic mobility, real (physical) academic mobility, virtual academic mobility from various areas of knowledge -psychology, sociology, pedagogy. The author's understanding of the virtual form of academic mobility as a process and as a personality trait of a future teacher is proved and the author's definition of this concept is given. The main advantages of the virtual form of future teachers' academic mobility in comparison with the real (physical) form of mobility are described. The structure of virtual academic mobility and some means for developing each of its components at information technology classes with students of pedagogical universities are considered. The potential of Russian and foreign platforms of online educational courses in the development of virtual academic mobility at the initial stage of the experiment is revealed. A number of examples of online services that contribute to the development of individual components of such mobility readiness are given. The author also shares the main ideas about the further use of the obtained research results.
Keywords: mobility, academic mobility, virtual academic mobility, online courses, mass open online courses, information and communication technologies.