УДК 371.134:004(07)
НИКИТИНА А.В.
старший преподаватель, кафедра общих дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Среднерусский институт управления-филиал E-mail: [email protected]
NIKITINA A.V.
Senior Teacher, Department of General Desciplines, Russian Presidential Academy of National Economy and
Public Administration E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМИЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
THE THEORETICAL MODEL OF FORMATION OF READINESS FOR BUSINESS COMMUNICATION OF FUTURE STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES IN EDUCATIONAL ORGANIZATION BY MEANS OF INFORMATION-TECHNOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS
В статье рассматривается структура и содержание модели формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами информационно-технологического обеспечения образовательного процесса и дидактического комплекса.
Ключевые слова: государственный и муниципальный служащий, информационно-технологическое обеспечение, учебный процесс, профессионально ориентированное обучение, дидактический комплекс, технология обучения, модель.
The article deals the structure and content of the model offorming of readiness for business communication offuture state and municipal employees in the educational organization by means of information-technological support of the educational process and didactic complex.
Keywords: state and municipal employee, information technology support, educational process, professionally oriented training, didactic complex, technologies, model.
Современные условия подготовки будущих государственных и муниципальных служащих в образовательных организациях обуславливают поиск новых путей повышения уровня эффективности и результативности обучающего процесса. Данную проблему позволяют конструктивно решать метод моделирования и инфокоммуникационные технологии, использование которых способствуют качественной организации и передаче обучающего материала в полном объеме с гарантированным результатом.
Модель системы формирования готовности к деловой коммуникации возможно рассмотреть как предполагаемую систему подготовки будущих государственных и муниципальных служащих к деловой коммуникации в образовательной организации средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса. А.Н. Дахин под образовательной моделью понимает «логически последовательную систему соответствующих элементов, включающих цели образования, содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ» [3]. В современной педагогике, в соответствии с классификацией предложенной Е.А. Солодовой и Ю.П. Антоновой, образовательные модели подразделяются на модели «макроуровня», которые определяют концеп-
цию развития системы образования, и модели «среднего» уровня, «моделирующие качество образования на выходе конкретного вуза» [5]. Таким образом, исходя из вышесказанного, большинство образовательных моделей рассматривают моделирование процесса высшего профессионального образования в образовательных организациях. В данных образовательных моделях принимают во внимание особенности направления и подготовки будущих специалистов (в нашем случае направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»), специфику позиционирования образовательных организаций, дидактические условия обучающего процесса для успешной реализации профессиональных компетенций. При создании данной модели используются принципы системности, научности, наглядности, последовательности, междисциплинарной интеграции и целостности использования различных методов для возможности ее применения в различных, динамично изменяющихся образовательных условиях. Компоненты модели, цель, задачи, содержание, формы, методы и средства призваны раскрывать структуру системы формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса [4].
© Никитина А.В. © Nikitina A.V.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Структурно-теоретическаямодель формированияго-товностикделовойкоммуникациибудущихгосударствен-ных и муниципальных служащих, разработанная в ходе исследования, представляет собой взаимосвязь целевого, методологического, содержательно-процессуального, критериально-оценочного и результативного блоков.
Рассмотрим структурную модель системы формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса в образовательной организации.
Целевой блок теоретической модели формирования готовности к деловой коммуникации представлен социальным заказом на подготовку всесторонне развитых государственных и муниципальных служащих. Социальный и государственный заказ на компетентных специалистов в области государственного управления, реализуется через систему требований, которые предъявляются к содержанию подготовки будущих госслужащих. Данные требования, определяются федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее по тексту ФГОС ВО), закладываются и реализуются в основных образовательных программах подготовки будущих государственных и муниципальных служащих.
Методологический блок раскрывает основные подходы и принципы формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих. Исследования состояния изучаемой задачи требует целенаправленных усилий, направленных на создание системы формирования готовности к деловой коммуникации, при которой учебный процесс становится наиболее эффективным и для этого, на наш взгляд, следует использовать комплексное сочетание нескольких подходов.
Компетентностный подход в образовательном процессе формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих отражает суть модернизационных процессов в сфере образования и подразумевает набор компетенций, представляющий качество учебного процесса, характеризующееся способностями и знаниями обучающегося, которые он сможет эффективно применить в практической, профессиональной деятельности.
Сформированные профессиональные компетенции готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих должны соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, отвечать современным запросам общества и государства на высококвалифицированного специалиста в сфере государственного управления, готового непрерывно развиваться в своей профессиональной деятельности и быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям деятельности.
Сущность коммуникативного подхода заключается в том, что обучающий процесс является моделью процесса общения. Согласно ФГОС ВО по направлению под-
готовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» в результате освоения программы бакалавриата, у будущего государственного и муниципального служащего должна быть сформирована универсальная компетенция 4, (УК-4) - коммуникация. «Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)» [9].
Создание учебного процесса формирования готовности к деловой коммуникации как модели процесса общения, предполагает отказ от традиционно доминирующий роли преподавателя в учебном процессе и активное участие студентов в процессе формирования готовности к деловой коммуникации. Сознательное формирование отношения в деловой коммуникации как инструменту общения приводит к высокой результативности развития навыков коммуникации, приобретению компетенций эффективного общения для решения профессионально-ориентированных задач, позволяя одновременно анализировать принципы и нормы речевого этикета.
Мы согласимся с мнением В.П. Беспалько, который утверждал о необходимости всестороннего подхода к явлениям, раскрываемых наукой [1]. Таким образом, использование системного подхода при формировании готовности к деловой коммуникации обусловлено рассмотрением данного процесса как педагогической системы, позволяющей логически выстроить образовательный процесс, представляющий единое взаимодействие всех структурных компонентов модели, способных обеспечить эффективное формирование готовности к деловой коммуникации.
Данный подход характеризуется целостностью всех элементов модели, которые способствуют эффективной языковой подготовки и использовании полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.
Личностно-ориентированный подход при формировании готовности к деловой коммуникации позволяет решить проблему индивидуального подхода обучения к каждому студенту, что способствует развитию творческого, критического, логического и практического мышления будущих государственных муниципальных служащих.
Контекстный подход [2] позволяет реализовать личное участие будущих государственных и муниципальных служащих в моделировании учебного процесса, используя средства, методы и формы формирования готовности к деловой коммуникации в контексте будущей профессиональной деятельности, опираясь на практический опыт студентов.
Использование технологического подхода при формировании готовности к деловой коммуникации является одним из основных подходов при осуществлении учебного процесса, позволяющего проектировать и управлять учебной деятельностью будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации. Технологический подход позволяет за наиболее короткий срок гарантированно достичь по-
Социальный заказ: требования закона об Образовании (ст.11, п.5);требования ФГОС ВО; национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025;
л
Целевой компонент: теоретическое обоснование модели формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса
Я
Теоретико-методологический компонент:
Подходы: компетентностный, коммуникативный, системный, личностно-ориентированный, контекстный, технологический.
Дидактические принципы: системности, научности, наглядности, междисциплинарной интеграции, последовательности и эффективности применения учебного материала в профессиональной деятельности.
Л
Содержательно-процессуальный компонент
л
Технология обучения
И
средства методы формы содержание
■U И- ■U дкио- информационная составляющая технологии обучения: теоретическая, практическая, организационно- методическая подготовка
традиционн ые средства обучения; программны е средства обучения проектный; кейс-стади; ролевые игры; дискуссия коллективная; индивидуальная; аудиторная; самостоятельная; дистанционная
Результативно-оценочный компонент
Я '
Критерии: мотивационный; когнитивный; коммуникационно-деятельностный
А
Показатели:
МЦ- характеризуется потребностью и стремлением овладеть деловой коммуникативной компетентностью в процессе обучения;
К- характеризуется владением теоретической, методической готовностью к деловой коммуникации в профессиональной деятельности;
КД- характеризуется умением и навыками применения деловой коммуникации в профессиональной деятельности. Показатели: высокий, средний, низкий.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
ставленных педагогических целей.
Содержательно-процессуальный блок представлен в структуре теоретической модели технологией обучения - информационно-технологическим обеспечением учебного процесса по формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих (далее по тексту ИТОУП). Исследовательские работы таких ученых, как А.А. Вербицкого, П.И. Образцова, С.А. Сластенина, А.И. Уман, Н.В. Кузьмина посвящены вопросам разработки и реализации технологии обучения [7, 8]. В результате анализа научных работ для определения сути понятия «технология обучения», мы согласимся с мнением П.И. Образцова. «Технология обучения -это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект учебного процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных моделях обучения» [6].
Технология обучения, представленная ИТОУП в образовательных организациях, рассматривается как дидактическая система, представляющая единство содержательной и процессуальной сторон обучения. ИТО учебного процесса подразумевает включение двух взаимозависимых составляющих - информационной и технологической, которые направлены на решение поставленных преподавателем дидактических задач всесторонней поддержки учебного процесса.
Информационная составляющая ИТОУП реализующая содержательный аспект формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих и может быть реализована на основе дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины (далее по тексту ДКИО), позволяющего преподавателю реализовать целостную технологию обучения.
ДКИО представляет собой постоянно развивающуюся дидактическую систему по формированию готовности к деловой коммуникации, в которую интегрируется обучающие методические материалы, средства динамической визуализации, автоматизированные информационные системы, основная и дополнительная литература, программное обеспечение, задания для самостоятельного изучения - структура и наполнение которого зависят от целей и содержания поставленных дидактических задач.
В процессе разработки ДКИО по формированию готовности к деловой коммуникации нами учитывались позиции компетентностного, коммуникативного, системного, личностно-ориентированного, контекстного и технологического подходов.
Технологическая составляющая ИТОУП реализует процессуальную сторону подготовки будущих
государственных и муниципальных служащих в образовательной организации и представлена в виде технологической карты, которая является паспортом проекта обучающего процесса и отражает пошаговую деятельность преподавателя и обучающихся.
Процессуальный компонент теоретической модели реализуется через спроектированную преподавателем технологию обучения и предполагает выбор средств, методов и форм обучения, обеспечивающих всестороннее обеспечение учебного процесса и способствующее формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации.
Под методами формирования готовности к деловой коммуникации понимают способы и пути решения поставленной преподавателем дидактической задачи будущих государственных и муниципальных служащих. Согласно методам (проектный, кейс-стади, метод ситуационно-ролевых игр; игровое проектирование; метод дискуссии), применяемым при формировании готовности к деловой коммуникации, будущие государственные и муниципальные служащие приобретают теоретические и практические знания, реализуют организационно-методические умения, что в дальнейшем определяет их способность к поддержанию непрерывного самостоятельного образовательного процесса.
Используемые нами формы работы для формирования готовности к деловой коммуникации подразделяются на аудиторную, внеаудиторную работу (семинары, вебинары, интенсив-тренинги, мастер-классы), коллективную, индивидуальную, дистанционную, самостоятельную.
Теоретические и методические знания готовности к деловой коммуникации, формируемые преподавателем с использованием ИТОУП, способствуют эффективному решению дидактических задач, позволяя тщательно отобрать и структурировать содержание обучающего материала, согласно требованиям ФГОС ВО и раскрыть практическую составляющую каждого раздела формирования готовности к деловой коммуникации.
Прилагаемая модель системы формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса будет способствовать созданию информационной, профессионально-ориентированной образовательной среды, способствующей повышению уровня эффективности обучающего процесса, умения применять полученные знания в профессиональной деятельности, формированию критического, творческого и логического мышления, решению сложных профессионально-ориентированных задач в сфере государственного и муниципального управления.
Библиографический список
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. 352 с.
2. Вербицкий А. Контекстное обучение в компетентностном подходе//Высшее образование в России. 2010. №5.
3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. C. 21-26.
4. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие / под ред.Н.В. Кузьминой. Л. : ЛГУ, 1980. 170 с.
5. СолодоваЕ.А., АнтоновЮ.П. Математическое моделирование педагогических систем // МКО. 2005. Ч. 1. С. 113-119.
6. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики. Учебное пособие. Орел: «Горизонт», 2013. 330с.
7. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России. 2004. 317 с.
8. Образцов П.И. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования. Монография. Орел: ОГУ, 2011. 338.
9. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования URL: (дата обращения: 08.10.2020).
References
1. Bespalko V.P. Education and learning with the participation of computers (pedagogy of the third millennium): Manual. M.: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: MODEK, 2002. 352 p.
2. VerbitskyA. Contextual learning in a competent approach/Higher education in Russia. 2010. № 5.
3. Dakhin A.N. Pedagogical modeling: essence, efficiency and uncertainty//Pedagogy. 2003. № 4. Pp. 21-26.
4. Methods of system pedagogical research: textbook/Ed. by N.V. Kuzmina. L.: LSU, 1980. 170 p.
5. Solodova E.A., Antonov Yu.P. Mathematical modeling of pedagogical systems//MKO. 2005. PART 1. C. 113-119.
6. ObraztsovP.I. Fundations of professional didactics. Manual. Orel: «Gorizon», 2013. 330 p.
7. ObrazstovP.I., Kosukhin V.M. Didaktics of Higher Military School: Manual. Orel: Academy of Special Communications of Russia, 2004. 317 p.
8. Obrazstov P.I. Technologies for training in vocational education. Monograph. Orel: OSU, 2011. 338p.
9. Federal State Educational Standards for Higher Education URL: (date of application: 08.10.2020).