Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного управления. Уделяется внимание анализу понятия «профессиональная подготовка». Показана многоаспектность данного явления. Представлена система профессиональной подготовки и характеристика видов обучения в государственном управлении. Показан современный взгляд на проблему подготовки будущих специалистов сферы государственного управления, где профессиональная подготовка представлена как процесс, направленный в большей мере на формирование знаний, умений и навыков и в меньшей - на развитие личностных особенностей. Особый акцент сделан на необходимости формирования профессионально важных качеств будущих специалистов. Выделены и описаны профессионально важные качества будущих специалистов, необходимые для эффективной профессиональной деятельности в системе государственного управления. В заключении подчеркивается необходимость создания «педагогической модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления» с учетом специфики особенностей профессиональной деятельности в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN PUBLIC ADMINISTRATION AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC PROBLEM

This article is devoted to the study of professional training of future specialists in the field of public administration. Attention is paid to the analysis of the concept of «professional training». The multi-aspect nature of this phenomenon is shown. The system of professional training and characteristics of types of training in public administration are presented. The article shows a modern view of the problem of training future specialists in the field of public administration, where professional training is presented as a process aimed more at the formation of knowledge, skills and abilities and less at the development of personal characteristics. Special emphasis is placed on the need to develop professionally important qualities of future specialists. Professionally important qualities of future specialists necessary for effective professional activity in the public administration system are identified and described. In conclusion, the author emphasises the need to create a «pedagogic model for the formation of professional readiness of future specialists in the field of public administration», taking into account the specifics of professional activity in this field.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 138-142. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 138-142. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 378:342

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-138-142

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Провоторова Наталия Викторовна, кандидат психологических наук, Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Луганская Народная Республика, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4597-0903

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного управления. Уделяется внимание анализу понятия «профессиональная подготовка». Показана многоаспектность данного явления. Представлена система профессиональной подготовки и характеристика видов обучения в государственном управлении. Показан современный взгляд на проблему подготовки будущих специалистов сферы государственного управления, где профессиональная подготовка представлена как процесс, направленный в большей мере на формирование знаний, умений и навыков и в меньшей - на развитие личностных особенностей. Особый акцент сделан на необходимости формирования профессионально важных качеств будущих специалистов. Выделены и описаны профессионально важные качества будущих специалистов, необходимые для эффективной профессиональной деятельности в системе государственного управления. В заключении подчеркивается необходимость создания «педагогической модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления» с учетом специфики особенностей профессиональной деятельности в данной сфере.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, сфера государственного управления, дополнительное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, характеристика видов профессионального обучения, профессионально важные качества

Для цитирования: Провоторова Н.В. Профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 138-142. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-138-142

Research Article

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN PUBLIC ADMINISTRATION AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC PROBLEM

Nataliia V. Provotorova, Candidate of Psychological Sciences, Lugansk Pedagogic University, Lugansk, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4597-0903

Abstract. This article is devoted to the study of professional training of future specialists in the field of public administration. Attention is paid to the analysis of the concept of «professional training». The multi-aspect nature of this phenomenon is shown. The system of professional training and characteristics of types of training in public administration are presented. The article shows a modern view of the problem of training future specialists in the field of public administration, where professional training is presented as a process aimed more at the formation of knowledge, skills and abilities and less at the development of personal characteristics. Special emphasis is placed on the need to develop professionally important qualities of future specialists. Professionally important qualities of future specialists necessary for effective professional activity in the public administration system are identified and described. In conclusion, the author emphasises the need to create a «pedagogic model for the formation of professional readiness of future specialists in the field of public administration», taking into account the specifics of professional activity in this field.

Keywords: professional training, training in field of public administration, additional education and professional retraining, professional development, characteristics of professional training specialists in sphere of public administration, professionally important qualities of specialists of state control

For citation: Provotorova N.V. Professional training of future specialists in public administration as a psychological and pedagogic problem. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 1, pp. 138-142 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-138-142

138

Вестник КГУ -Л 2021

© Провоторова Н.В., 2021

Подготовка профессионалов является сегодня ведущим фактором социального и экономического прогресса любой страны. Современные социально-экономические и политические преобразования, функционирование системы государственного управления, основанное на современных концепциях построения органов государственной власти, предъявляют высокие требования к профессиональному уровню и личностным качествам сотрудников сферы государственного управления.

На будущего специалиста данной сферы, помимо профессиональной, возложена общественно ответственная роль: он является носителем и проводником не только государственной политики, но и государственной морали. Соответственно, возрастает необходимость подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления с учетом современной специфики, связанной с осуществлением общественных реформ и внедрением инновационных форм управления.

Реализация обозначенной проблемы возможна путем изучения профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного управления и внедрения подходов к повышению ее эффективности, что и определяет актуальность исследуемой темы.

Исследования А.П. Беляевой, А.Л. Денисова, В.А. Ермоленко, Е.Е. Захарчевской, Н.Г. Каркулен-ко, Н.В. Хаммер, А.М. Новиковой, О.П. Околело-ва и других ученых подчеркивают, что «значительной части чиновников все еще не достает ни опыта службы, ни соответствующих теоретических и практических знаний в области политических наук, экономики, социальной психологии и истории государственного управления» [Лобода].

Государственное управление как особый вид профессиональной деятельности, целью которого является обеспечение выполнения полномочий государственных органов, требует определенных знаний, умений и практических навыков, приобретаемых в результате общей или специальной подготовки и опыта работы.

Раскрытие состояния проблемы подготовки специалистов сферы государственного управления в условиях внедрения инновационных форм управления вызывает необходимость понимания термина «профессиональная подготовка специалистов сферы государственного управления». Анализ исследований дает основание констатировать отсутствие согласованности позиций ученых по этому поводу.

Большая часть исследователей рассматривает профессиональную подготовку как процесс, в частности:

- как динамический процесс формирования профессиональной готовности личности (М.А. Викулина);

- как процесс овладения будущим специалистом необходимыми для профессиональной деятельности знаниями, умениями, навыками (А.Г. Пашков );

- как целенаправленный процесс, обеспечивающий формирование значимых для будущей профессиональной деятельности знаний, практических навыков, а также профессионально важных качеств личности, соответствующих специальности (Ю.В. Киричков);

- как целенаправленный процесс непосредственного овладения субьектом обучения теоретической и практической базой определенной профессии (В.В. Нестеренко);

- как поэтапный процесс развития сознания и профессиональной компетенции, коррекции, компенсации психологических ресурсов для успешного формирования конкретных профессиональных функций (В.Д. Федоров);

- как специально организованный процесс формирования профессиональных компетенций, знаний, умений, навыков, в частности навыков мобильности, которые отвечают требованиям современности и способствуют формированию у будущих специалистов инновационного мировоззрения, творческого мышления, высокоморальных качеств личности (С.У Гончаренко);

- как составляющая правильно организованного педагогического процесса приобретения профессиональных знаний, умений и ценностных установок, которая реализуется в рамках надлежащего цикла отраслевого стандарта (Ю.А. Гришко).

В целом можно сказать, что профессиональная подготовка - это система профессионального обучения в высшем учебном заведении, направленная на формирование необходимых для будущей профессиональной деятельности знаний, практических навыков, компетенций профессионально важных качеств и свойств личности, способствующих успешному выполнению профессиональных обязанностей.

На сегодняшний день для решения проблем современного государственного управления требуются профессионалы, способные действовать в нестандартных и непредвиденных условиях, поэтому профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления должна соответствовать требованиям времени.

Вопросам профессионального обучения, профессиональной подготовки государственных гражданских служащих посвящены работы Е.А. Агеевой, А.А. Антипова, Г.В. Атаманчука, Т.Б. Батуевой, В.Н. Галузо, Е.Ю. Ворончихиной, Р.С. Гайрбеко-вой, В.Г. Игнатова, А.П. Егоршина, А.Ю. Ильина, З.Э. Исаева, А.М. Колесникова, К.О. Магомедова, В.П. Мельникова, Т.Е. Наливайко, B.C. Нечипо-ренко, А.М. Осавелюка, Е.В. Охотского, А.В. По-неделкова, Б.Т. Пономаренко, Д.С. Саралиновой,

A.А. Станового, В.А. Сулемова, Г. А. Сульдиной,

B.А. Тимченко, А.И. Турчинова, Л.Б. Филатовой, А.А. Хохлова, Н.Д. Эриашвилии и др.

Таблица

Характеристика видов профессионального обучения специалистов

сферы государственного управления

№ Вид Характеристика

1 Профессиональная подготовка кадров Приобретение знаний, умений, навыков и обучение приемам общения, направленным на выполнение определенных организационных задач, получение определенного образовательно-квалификационного уровня для осуществления конкретной профессиональной деятельности

1.1 Профессиональная начальная подготовка Развитие знаний, умений, навыков и приемов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров)

1.2 Профессиональная специализированная подготовка Предназначена для получения специфического профессионального образовательно-квалификационного уровня, углубления знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)

2 Профессиональная переподготовка Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) специалистами-практиками для получения другой специальности в пределах, как правило, соответствующей области знаний

3 Профессиональное усовершенствование (повышение квалификации) Расширение и обновление знаний, умений, навыков и приемов общения специалистов-практиков с целью приведения их в соответствие с современными требованиями государственного управления, необходимых для эффективного решения задач профессиональной деятельности

3.1 Усовершенствование профессиональных знаний и способностей Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, актуализация и углубление их

3.2 Профессиональное усовершенствование с целью продвижения по службе Подготовка к выполнению качественно более высоких задач служащих, выдвинутых в резерв на руководящие должности.

Под профессиональной подготовкой в сфере государственного управления понимают процесс непрерывного образования, включающий профессиональную подготовку в высшем учебном заведении и дополнительное образование. Дополнительное образование, в свою очередь, включает профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку [Михалёва, Любимова: 2]. Характеристика видов профессионального обучения специалистов сферы государственного управления представлена в таблице [Реформування: 30.].

Заметим, что современные исследования в большей мере посвящены вопросам дополнительного образования специалистов сферы государственного управления, тогда как проблеме подготовки будущих специалистов уделено недостаточно внимания.

Вместе с тем С.В. Кивалов под профессиональной подготовкой государственных служащих предлагает понимать приобретение образования соответствующего образовательно-квалификационного уровня по специальностям, ориентированным на профессиональную деятельность в органах государственного управления [Ювалов: 250].

С точки зрения И.В. Михалевой и М.А. Любимовой, профессиональная подготовка специалистов сферы государственного управления - это обучение с целью получения образовательно-квалификационного уровня по специальности, направленной на профессиональную деятельность в органах государственной власти или местного самоуправления [Михалева, Любимова: 3].

В.П. Иванов и В.В. Черепанов считают, что это процесс обучения будущего специалиста сферы государственного управления знаниям, умениям и навыкам, необходимым для выполнения профес-

сиональной деятельности в рамках занимаемой должности [Черепанов, Иванов: 506].

Также ученые подчеркивают, что процесс обучения будущих специалистов сферы государственного управления - это не слепое овладение теоретическим материалом, но и умение мыслить, анализировать и прогнозировать, вникать в ситуации и т. п. В частности, В.В. Гарасым акцентирует внимание на том, что знания будущих специалистов сферы государственного управления должны сопровождаться «четким осознанием поставленных задач» и пониманием конечного результата своей деятельности [Гарасым: 144]. Подобной точки зрения придерживается А.В. Карелина, подчеркивая, что для современного государственного управления важна подготовка «профессионального, компетентного, гуманного, творческого, ответственного управленца» [Карелина: 41]. Эффективности подготовки, по мнению ученого, служит взаимосвязанное профессиональное и личностное развитие.

Анализируя вышесказанное, заметим, что в большинстве случаев профессиональная подготовка специалистов сферы государственного управления рассматривается как процесс, направленный на систематический рост необходимых знаний, навыков, умений, при этом формирование личности профессионала рассматривается как опосредованное явление. На современном этапе развития системы государственного управления следует обращать пристальное внимание как формированию профессиональных знаний, навыков и умений, так и развитию профессионально важных качеств и личностных особенностей будущего специалиста.

Созвучным этому являются воззрения А.А. Переверзевой и М.В. Шуклиновой: вслед

за А.А. Деркачем, В.Г. Зазыкиным, А.К. Марковой они предлагают рассматривать две подструктуры профессионализма специалиста сферы государственного управления - профессионализм деятельности и профессионализм личности [Переверзева, Шуклинова: 77]. Они видят подструктуру профессионализма как профессиональную компетентность, опыт и эрудицию специалиста сферы государственного управления, а подструктуру личности - как совокупность качеств, соответствующих основным сферам личности, в частности мотивационной, эмоциональной, когнитивной и пр.

С нашей точки зрения, профессионализм личности формируется посредством развития профессионально важных личностных качеств.

Современные ученые имеют разные взгляды на структуру профессионально важных качеств личности специалистов рассматриваемой сферы и предлагают следующие компоненты:

- профессиональные мотивы, мотивационные профессионально важные качества, цели, интересы (В.И. Мушаева, И.Б. Новосельская);

- ценностные ориентации (служение государству и народу, профессионализм, саморазвитие) (Е.А. Суслова );

- ответственность (А.А. Деркач , В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова );

- организаторское чутье, общественная энергичность, требовательность, критичность (В.Г Каменская);

- качества, направленные на процесс профессиональной адаптации и качества, направленные на профессиональное развитие (И.Б. Новосельская )

Опираясь на предложенные исследования, можем отметить, что в процессе профессиональной подготовки специалистов сферы государственного управления следует обратить внимание на наличие следующих групп профессионально важных качеств, способствующих эффективной профессиональной деятельности в данной области:

- качества, определяющие предрасположенность к данному виду профессиональной деятельности и являющиеся ее основой. К ним относятся ценностные ориентации, цели и интересы, связанные со служением государству и народу. Данные качества могут быть критерием для отбора на должности в сфере государственного управления.

- качества, непосредственно влияющие на эффективность профессиональной деятельности, в частности коммуникабельность, ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, энергичность, внимательность, целеустремленность и пр.

- качества, способствующие дальнейшему профессиональному и личностному развитию: гибкость, самостоятельность; требовательность к себе, стремление к саморазвитию и пр.

Анализ исследований профессиональной подготовки будущих специалистов для сферы государственного управления показал, что подготовка

должна проводиться с учетом специфики данной профессиональной деятельности и учитывать как формирование профессиональных знаний, навыков и умений, так и профессионально-личностных качеств будущего специалиста.

Осуществление данной задачи возможно посредством разработки педагогической модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления, чему будут посвящены наши дальнейшие исследования.

Список литературы

Гарасым В.В. Некоторые вопросы подготовки государственных служащих России // Вестник государственного и муниципального управления. 2013. № 2. С. 141-146. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/nekotorye-voprosy-podgotovki-gosudarstvennyh-sluzhaschih-rossii (дата обращения: 22.01. 2020).

Карелина А.В. Профессиональные ориентиры подготовки государственных служащих в смоленском регионе // Среднерусский вестник общественных наук. 2008. № 4. С. 37-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-orientiry-podgotovki-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-smolenskom-regione (дата обращения: 15.05.2020).

Лобода А.Е. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих: российский опыт и практика зарубежных стран // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. 2015. № 4. URL: http://ego.uapa. ru/ru/issue/2015/04/ (дата обращения: 02.02.2020).

Михалёва И.В., Любимова М.А. Профессиональная подготовка государственного служащего как показатель эффективного прохождения государственной службы // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2016. № 5 (май). URL: http://e-koncept. ru/2016/16105.htm (дата обращения: 15.05.2020).

Пашков А.Г. Теоретико-методологические основы профессионального образования // Педагогика профессионального образования. М.: Академия, 2004. С. 5-36.

Переверзева А.А, Шуклинова М.В. Организация оценки и диагностики профессионально-личностных качеств государственных гражданских служащих // Социально-экономические явления и процессы. 2016. № 9. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ organizatsiya-otsenki-i-diagnostiki-professionalno-lichnostnyh-kachestv-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih (дата обращения: 30.06.2020).

Черепанов В., Иванов В. Основы государственной и кадровой политики. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. С. 493.

Гришко Ю.А. Формування щнносл самореа-лiзацiï майбутшх педагопв у процес фахово1 тдготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Запо-р1жжя, 2009. 20 с.

Ювалов С.В. Державна служба в Украш. Одеса: Юридична лггература, 2003. 368 с.

Киричков Ю.В. Непреривна ступенева освгга. Управлшня. Оцiнювання знань. К.: Полиехшка, 2001. 162 с.

Нестеренко В.В. Теоретико-методолопчш засади тдготовки майбутшх фах1вц1в дошшльно! освгга в системi заочного навчання. Одеса: ТОВ «Лера-друк», 2012. 266 с.

Професшна освиа / уклад. С.У Гончаренко та ш. К.: Вища школа, 2000. 149 с.

Реформування професiйного навчання держав-них службовщв в Укра!ш: проблеми та перспекти-ви / С.М. Серьогiн, £.1. Бородш, Н.А. Липовська та ш. К.: НАДУ, 2013. 112 с.

Федоров В.Д. Менеджмент закладiв освгга, менеджер закладу освiти: психолопчш засади. Кам'я-нець-Подiльський: Абетка-НОВА, 2004. 224 с.

References

Garasym V.V. Nekotorye voprosy podgotovki gosu-darstvennyh sluzhashhih Rossii [Some issues of training Russian civil servants]. Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija [Bulletin of state and municipal administration], 2013, № 2, pp. 141-146. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-podgotovki-gosudarstvennyh-sluzhaschih-rossii (access date: 22.01.2020). (In Russ.)

Karelina A.V. Professional'nye orientiry podgotovki gosudarstvennyh sluzhashhih v smolenskom re-gione [Professional guidelines for training civil servants in the Smolensk region]. Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk [Central Russian Bulletin of social Sciences], 2008, № 4, pp. 37-42. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-orientiry-podgotovki-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-smolen-skom-regione (access date: 15.05.2020). (In Russ.)

Loboda A.E. Sistema podgotovki, perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii gosudarstvennyh grazhdan-skih sluzhashhih: rossijskij opyt i praktika zarubezhnyh stran [System of training, retraining and advanced training of civil servants: Russian experience and practice of foreign countries]. JeGO: Jekonomika. Gosudarstvo. Obshhestvo [EGO: The economy. State. Society], 2015, № 4. URL: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2015/04/ (access date: 02.02.2020). (In Russ.)

Mihaljova I.V., Ljubimova M.A. Professional'naja podgotovka gosudarstvennogo sluzhashhego kakpokaz-atel'jeffektivnogo prohozhdenija gosudarstvennoj sluzh-by [Professional training of civil servants as an indicator of effective performance of public service]. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodological electronic journal «Concept»], 2016, № 5 (maj). URL: http://e-koncept.ru/2016/16105. htm (access date: 15.05.2020). (In Russ.)

Pashkov A.G. Teoretiko-metodologicheskie osno-vy professional'nogo obrazovanija [Theoretical and methodological foundations of professional education]. Pedagogikaprofessional'nogo obrazovanija [Pedagogy

of professional education]. Moscow, Akademija Publ., 2004, pp. 5-36. (In Russ.)

Pereverzeva A.A, Shuklinova M.V. Organiza-cija ocenki i diagnostiki professional'no-lichnostnyh kachestv gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashhih [Organization of assessment and diagnostics of professional and personal qualities of state civil servants]. Social'no-jekonomicheskie javlenija i process [Socio-economic phenomena and processes], 2016, № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7or-ganizatsiya-otsenki-i-diagnostiki-professionalno-lich-nostnyh-kachestv-gosudarstvennyh-grazhdanskih-slu-zhaschih (access date: 30.06.2020). (In Russ.)

Cherepanov V, Ivanov V Osnovy gosudarstvennoj i kadrovoj politiki [Fundamentals of state and personnel policy]. Moscow, JuNITI-DANA, Zakon i pravo Publ., 2007, p. 493. (In Russ.)

Grishko Ju.A. Formuvannja cinnosti samorealizaciï majbutnih pedagogiv u procesi fahovoï pidgotovki: av-toref. dis. ... kand. ped. Nauk [Formation of the value of self realization of future teachers in the process of professional training: PhD thesis, resume]. Zaporozhye, 2009, 20 р. (In Ukrainian)

Kivalov S.V. Derzhavna sluzhba v Ukraïni [Civil service in Ukraine]. Odessa, Juridichna literatura Publ., 2003, 368 p. (In Ukrainian)

Kirichkov Ju.V. Neprerivna stupeneva osvita. Upravlinnja. Ocinjuvannja znan' [Continuous step-by-step education. Management. Knowledge assessment]. Kiev, Politehnika Publ., 2001, 162 p. (In Ukrainian)

Nesterenko V.V. Teoretiko-metodologichni zasadi pidgotovki majbutnihfahivciv doshkil'noï osviti v sistemi zaochnogo navchannja [Theoretical and methodological foundations of training future specialists of preschool education in the system of distance learning]. Odessa, TOV «Leradruk» Publ., 2012, 266 p. (In Ukrainian)

Profesijna osvita [Professional education], uklad. S.U. Goncharenko ta in. Kiev, Vishha shkola Publ., 2000, 149 p. (In Ukrainian)

Reformuvannja profesijnogo navchannja der-zhavnih sluzhbovciv v Ukraïni: problemi ta perspek-tivi [Reform of professional training of civil servants in Ukraine: problems and prospects], S.M. Ser'ogin, C.I. Borodin, N.A. Lipovs'ka ta in. Kiev, NADU Publ., 2013, 112 p. (In Ukrainian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fedorov V.D. Menedzhment zakladiv osviti, me-nedzher zakladu osviti: psihologichni zasadi [Management of educational institutions, manager of educational institutions: psychological foundations]. Kamianets-Po-dilskyi, Abetka-NOVA Publ., 2004, 224 p. (In Ukrainian)

Статья поступила в редакцию 09.12.2020; одобрена после рецензирования 16.01.2021; принята к публикации 26.02.2021.

The article was submitted 09.12.2020; approved after reviewing 16.01.2021; accepted for publication 26.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.