13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 371.134 ЯКОВЛЕВА Е.В.
кандидат биологических наук, доцент кафедры физической реабилитации, ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля» E-mail: [email protected] ПРИХОДА И.В.
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры индустриально-педагогической подготовки, ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля» E-mail: [email protected]
UDC 371.134 YAKOVLEVA YE.V.
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Physical Rehabilitation Department, State Educational Establishment, Higher Professional Education «Lugansk
Vladimir Dahl University» E-mail: [email protected] PRIKHODA I.V.
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Industrial and Pedagogical Training, State Educational Establishment of Higher Professional Education «Lugansk Vladimir Dahl University»
E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-REGULATION OF UNIVERSITY STUDENTS WITH THE USE OF PROFESSIONAL TRAINING COURSES
В статье рассмотрены практические аспекты эффективности формирования профессионально-личностной саморегуляции студентов ВУЗа с использованием курсов профессиональной подготовки. Автором статьи раскрыто содержание элективного курса, направленного на формирование профессионально-личностной саморегуляции студентов ВУЗов, определена эффективность предлагаемого подхода на основе выделенных компонентов общей готовности будущих специалистов к саморегуляции профессиональной деятельности.
Ключевые слова: саморегуляция, поведение, готовность, профессиональная деятельность, подготовка.
The article discusses the practical aspects of the effectiveness of the formation of professional and personal self-regulation of university students using vocational training courses. The author of the article discloses the content of an elective course aimed at the formation ofprofessional and personal self-regulation of university students, determines the effectiveness of the proposed approach based on the identified components of the general readiness of future specialists for self-regulation of professional activity.
Keywords: self-regulation, behavior, readiness, professional activity, training.
Проблема формирования профессиональной саморегуляции у студенческой молодежи, которая приступает к педагогической деятельности, а также становление основ профессионализма существенно возрастает в связи с перестройкой системы образования, повышением уровня психолого-педагогического обеспечения профессиональной подготовки специалистов.
Следует сказать, что саморегуляция является универсальным явлением, которое свойственно всем живым системам. Только благодаря действию регулирующих функций организмы существуют, развиваются, взаимодействуют с окружающей средой и между собой.
В практическом аспекте в основе исследовательского интереса к проблеме саморегуляции лежит поиск путей и способов выявления и мобилизации возможностей человеческого организма (К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова и др.).
Работы данных авторов легли в основу разработки современной концепции саморегуляции, рассматривающей ее как проявление способности личности к самоконтролю в условиях воздействия на личность
множества факторов, выходящих за рамки желаемой ситуации, связанной с проявлением личностной активности. Иначе говоря, каждый человек в той или иной мере формирует некую предполагаемую модель деятельности, развития ситуации, которая далеко не всегда соответствует реальному течению событий, что формирует условия для возникновения стресс - факторов, преодоление которых осуществляется с помощью сформированного опыта саморегуляции
К вопросам формирования способности саморегуляции профессионального поведения обращались Е.А. Буркова, И. Галян, А.В. Зобков, О.А. Конопкин, Д.А. Кутузова, Ф.К. Нуриманова, Л.Ш. Хамзина, Н.И. Шаталова и др.
Работы данных авторов подтверждают, что формирование компонентов саморегуляции осуществляется в процессе активной учебно-познавательной деятельности имеющий характер коррекционного воздействия, в основе которого лежит партнерство с преподавателем, позитивные субъект-субъектные взаимоотношения, самостоятельная постоянная работа личности над собой.
© Яковлева Е.В., Прихода И.В. © Yakovleva Ye.V, Prikhoda I.V.
В процессе такого взаимодействия решаются задачи формирования ценностных ориентаций, регуляторного потенциала, формируются позитивной модели поведения; решаются задачи оптимального выбора форм, методов и средств коррекционного взаимодействия; учета индивидуальных особенностей, когнитивного стиля студентов. При этом следует отметить, что учебно-познавательная деятельность будет эффективной, если в процессе обучения будут использоваться эффективные педагогические технологии, способные в относительно кроткие сроки сформировать у студентов достаточный уровень профессионально - личностной саморегуляции.
Опираясь на эти положения, мы определили цель нашей работы, описанной в данной статье - разработать курс профессиональной подготовки, направленный на формирование профессионально - личностной саморегуляции будущих специалистов и оценить его эффективность.
Изложение основного материала. В решении задач формирования профессионально - личностной саморегуляции студентов важная роль отводится элективным курсам, которые способны вывести решение данной проблемы на новый уровень эффективности.
Личный опыт работы в высшей школе свидетельствует, что наиболее действенным является формирование навыков саморегуляции поведения при изучении профессионально значимых дисциплин, поскольку их содержание несет информацию о механизмах профессиональных действий, о процессах, которые сопровождают данную деятельность. В процессе изучения таких дисциплин появляется возможность формировать профессионально значимые элементы саморегуляции, целеполагания, эмоциональной сдержанности, организации профессиональной деятельности, корректировки и контроля деятельности ее содержания и результатов
[4].
В тоже время нельзя сбрасывать со счетов и возможность специально организованных курсов профессиональной подготовки в плане развития способностей студентов к саморегуляции профессионального поведения. Ценность данных курсов заключается в том, что в процессе формирования данной способности, возможно использовать различные педагогические ситуации, приближающие учебный процесс к реальной профессиональной деятельности.
Разработанная нами Программа элективного курса «Профессионально-личностная саморегуляция в практике реабилитационной деятельности» предназначен для студентов, будущей профессиональной деятельностью которых является физическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание предложенного нами элективного курса определяется требованиями к личности будущего специалиста, целью профессиональной подготовки, структурой учебно-познавательной, самоаналитической, саморегуляционной деятельности и обеспечивает постепенное усложнение профессионально значимых
действий и операций; постоянное развитие регулятор-ных возможностей каждого студента; оптимальное сочетание методов обучения в зависимости от уровня развития способности к саморегуляции профессионального поведения.
Данный курс построен на основе общетеоретических положений построения психологического тренинга. Среди общих целей данного курса имеются исследования психологической тематики, касающейся участников тренинга, улучшение их субъективного самочувствия и повышение психологического благополучия, улучшение психологических механизмов межличностного взаимодействия, развитие самосознания участников с целью коррекции или предотвращения эмоциональных нарушений на основе поведенческих изменений, реализации творческого потенциала, оптимизация жизнедеятельности и т.д. [7].
Основными принципами разработки программы были комплексность и многоуровневость. Первый принцип был реализован путем выбора таких форм и методов работы, позволяющих эффективно действовать одновременно в нескольких направлениях. Принцип многоуровневости предусматривал построение курса на основе трех развивающих компонентов: информационно-смыслового, диагностического и коррекционно-развивающего.
В зарубежной литературе достаточно распространена концепция стратегического тренинга, который включает шесть этапов: мотивирование, объяснение стратегий, стратегическая инструкция (материалы для применения), применение стратегий, обратная связь (протоколы обратной связи, оценка и диагностика (тесты по результатам тренинга) [6]. В основу нашего элективного курса был положен технологический подход, разработанный В. А. Бодровым [2].
Общий объем разработанного нами элективного курса - 30 академических часов, реализовавшихся во внеаудиторное время. Ниже приведены темы, которые рассматривались в процессе реализации программы, включали в себя ряд подтем, что позволило достаточно глубоко и полно подойти к решению проблемы формирования профессионально - личностей саморегуляции у студентов.
Тема 1. Эмоциональная компетентность как жизненный ресурс и путь к саморегуляции поведения в профессиональной сфере
Цели и задачи: ознакомление с программой элективного курса, согласование норм группового взаимодействия, выявление ожиданий участников, самодиагностика эмоциональной компетентности; информирование об эмоциональной сфере человека и профессиональной саморегуляции; моделирование образа эмоционально-компетентного человека, способного к саморегуляции профессионального поведения.
Тема 2. Профессионально-личностная саморегуляция как ресурс профессионально-личностного развития личности.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Цели и задачи: развитие навыков саморегуляции и профилактики стрессов в профессиональной деятельности, определено ознакомление с сущностью понятий: «профессиональное мастерство», изучение психологических особенностей развития навыков саморегуляции в профессиональной деятельности;
Тема 3. Психологические особенности саморегуляции как фактора предупреждения профессиональных кризисов специалиста по адаптивной физической культуре.
Цели и задачи: сформировать у студентов способности к саморегуляции в условиях профессиональной деятельности с учетом специфики работы специалиста по адаптивной физической культуре.
Тема 4. Стратегия личностного и профессионального самосовершенствования, дальнейшего развития навыков профессиональной саморегуляции.
Цели и задачи. Содействие осознанию участниками необходимости самосовершенствования и стремления к личностному и профессиональному росту как условия жизненного благополучия.
Тема 5. Личностно-профессиональное самосовершенствование средствами самопознания.
Цели и задачи. Формирование умение управлять своими эмоциями и мыслями в напряженных ситуациях повседневной жизни, предотвращать конфликты, самостоятельно и своевременно решать проблемные вопросы.
Работа с участниками тренинга (студентами в количестве 60 человек) проводилась с помощью особых интерактивных техник и способов:
- мультимедийная презентация - презентация общей структуры, этапов тренинга и отдельных смысловых вопросов;
- заполнение рабочих листов - исследование ожиданий, раскрытие содержания главных понятий по каждой теме программы;
- метод «мозгового штурма» - индивидуальный и групповой;
- обсуждение (межгрупповое и общегрупповое) - представление результатов выполнения задач, постановка вопросов и уточнений, ответы на поставленные вопросы и т.п.;
- анализ ситуаций - обсуждение проблемных вопросов и ситуаций, поиск оптимальных решений и вариантов решения;
- выполнение творческих задач и их представление в виде рисунков и коллажей;
- психологический практикум - выполнение диагностических задач, их анализ и обсуждение полученных результатов;
- ролевая игра - моделирование различных ситуаций и поиск их оптимальных решений и вариантов разрешения;
- рефлексия - самоанализ переживаний, эмоций и мыслей, возникающих при выполнении задач программы;
- анкетирование - заполнение итоговой анкеты «Анализ эффективности тренинга» и др. [8].
Основными компонентами общей готовности будущих специалистов к саморегуляции профессиональной деятельности выделены:
1) мотивационный, который определяет отношение студентов к изучаемому феномену и уровень сформи-рованности профессионально-ценностных ориентаций;
2) содержательный, который определяет уровень теоретической подготовленности к исследуемому феномену;
3) процессуальный, характеризующий сформиро-ванность сложных дидактико-технологических умений саморегуляции профессионального поведения (диагно стико-прогно стиче ских, самоаналитиче ских, саморегуляционных), которые зависят от уровня мотивации, эмоциональной устойчивости и, безусловно, методики коррекционного обучения.
Результаты учебной деятельности студентов, уровень их активности на семинарских и лабораторно-практических занятиях, в процессе самостоятельной работы, качество исполнения ИНДЗ, программ самоанализа и саморегуляции профессиональной деятельности, полнота и содержательность устных ответов, обеспечили возможность сформировать объективное представление об уровне готовности студентов контрольных и экспериментальных групп к саморегуляции профессиональной деятельности.
С целью подтверждения или опровержения эффективности внедрения предложенной технологии подготовки студентов к саморегуляции профессиональной деятельности, был осуществлен анализ полученных результатов исследования в начале организованного обучения и по его завершении. Анализ осуществлялся с учетом показателей, характеризующих определенные нами критерии развития вышеупомянутого процесса. Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели уровней готовности студентов к саморегуляции профессиональной деятельности до и после эксперимента
Уровень готовности к саморегуляции профессиональной деятельности Экспериментальная группа Контрольная группа
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
лиц % лиц % лиц % лиц %
Творческий 32 10 141 44,1 30 9,7 66 21,3
Репродуктивно-интуитивный 176 55 151 47,2 171 55,1 204 65,8
Элементарный 112 35 28 8,7 109 35,2 40 12,9
Распределение студентов по уровням сформирован-ности указанного качества в экспериментальной группе (в отличие от показателей в начале формирующего эксперимента) существенно изменился за счет уменьшения количества студентов с низким уровнем готовности (с 35% до 8,7% - то есть в 4 раза) и средним уровнем готовности (с 55% до 47,2%) и увеличения количества студентов с высоким уровнем готовности к саморегуляции профессиональной деятельности (с 10% до 44,1%).
В контрольной группе произошли менее существенные изменения в уровнях готовности студентов к саморегуляции профессиональной деятельности: количество студентов с низким уровнем уменьшилась в 2,7 раза - с 35,2% до 12,9%, количество студентов с высоким уровнем увеличилась в 2 раза - с 9,7% до 21,%.
На рис. 1 приведено распределение студентов экспериментальных групп по уровню готовности к саморегуляции профессиональной деятельности до и после эксперимента.
До эксперимента
10%
55%
После эксперимента
9%
к Ч)44% □ Творческий
___I —-''Ч ■ РепродуктиЕ
^ ] ПЭлементарн
47%^-----\ —
Рис. 1. Распределение студентов экспериментальных групп по уровню готовности к саморегуляции профессиональной деятельности до и после эксперимента.
На рис. 2 представлено распределение студентов контрольных групп по уровню готовности к саморегуляции профессиональной деятельности до и после
Результаты проведенного оценивания по количественным показателям представлены в таблице 2.
Полученные данные дают возможность провести анализ результатов экспериментального исследования, обобщив осиновые, принципиальные моменты, изложенные в данной статье.
Выводы. В целом содержание процесса формирования профессиональной саморегуляции у студентов, будущих специалистов в области адаптивной физической культуры, необходимо рассматривать с учетом целей и требований учебной и профессиональной деятельности, а при разработке учебного комплекса следует опираться на положения теории саморегуляции, а также теории познания в плане их единства, синтеза теории и практики, учитывать объективную внутреннюю связь между целью, процессом и результатом учебно-коррекционной деятельности.
Результаты экспериментальной работы показали положительные изменения по внедрению элективного курса «Профессионально - личностная саморегуляция в практике реабилитационной деятельности».
Как свидетельствуют полученные данные, наиболее значимые изменения произошли в показателях, характеризующих уровень сформированности мотивационного и практического компонентов саморегуляции.
Так, показатель развития внутренней потребности в овладении знаниями, умениями и навыками саморегуляционной деятельности в контрольных группах вырос на 0,2, в экспериментальных - на 0,5 балла. Показатель сформированности умения выяснять причины отклонений в реализации программы деятельности и вносить в нее коррективы в контрольных группах вырос на 0,3, в экспериментальных - на 0,6 баллов.
Таким образом, полученные данные о сформиро-ванности готовности к саморегуляции профессиональной деятельности позволили констатировать, что по всем показателям студенты экспериментальных групп опередили студентов из групп контрольных, что дает основания говорить об эффективности проведенной работы.
эксперимента.
До эксперимента
После эксперимента
□ Творческий
■ Репродуктивно-интуитивный
□ Элементарный
□ Творческий
■ Репродуктивно-интуитивный
□ Элементарный
□ Творческий
■ Репродуктивно-интуитивный
□ Элементарный
Рис. 2. Распределение студентов контрольных групп по уровню готовности к саморегуляции профессиональной деятельности.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Таблица 2.
Количественные показатели уровня готовности к саморегуляции профессиональной деятельности студентов контрольных и экспериментальных групп
№ п/п Показатель Количественные показатели критериев
Контрольные группы Экспериментальные группы
до эксп. после эксп. до эксп. после эксп.
1. Осознание целей и мотивов учебной и профессиональной деятельности 1.6 1.9 1.5 2.1
2. Развитие внутренней потребности в овладении знаниями, умениями и навыками саморегуляционной деятельности 1.6 1.8 1.6 2.1
3. Ориентация на самоорганизацию, самоанализ и саморегуляцию педагогической деятельности в будущем 1.6 2.0 1.6 2.2
4. Развитие самосознания, волевой саморегуляции и интеллектуальных чувств 1.7 2.0 1.7 2.2
5. Качество знаний (степень глубины, системности, умения применять на практике) 2.3 2.6 2.3 2.7
6. Знание категориально-понятийным аппаратом теории саморегуляции 2.3 2.7 2.4 2.8
7. Степень усвоения системы теоретико-методологических, психолого-педагогических и дидактико-технологических знаний 2.4 2.7 2.4 2.8
8. Умение самостоятельно использовать информационные источники 2.5 2.7 2.5 2.8
9. Умение выяснять причины отклонений в реализации программы деятельности и вносить в нее коррективы 1.6 1.9 1.5 2.1
10. Овладение технологическими операциями по моделированию, организации и контроля учебно-воспитательного процесса 1.6 1.9 1.6 2.2
11. Умение определять уровень собственной готовности к саморегуляции педагогической деятельности 1.6 2.0 1.6 2.2
12. Умение обосновывать перспективы развития собственной педагогической деятельности 1.8 2.1 1.8 2.3
13. Общий уровень готовности к саморегуляции профессиональной деятельности 1.88 2.19 1.86 2.37
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1990. 336 с.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М. ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
3. Буркова Е.А. Психологическая саморегуляция педагога // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskaya-samoregulyatsiya-pedagoga/viewer
4. Галян И. Целенаправленное развитие способности к саморегуляции как разновидность психологического сопровождения профессионального становления будущего педагога // Проблемы гуманитарных науках. 2014 Выпуск 33. Психология. С. 39-49.
5. ЗобковА.В. Проблема единства отношения и саморегуляции деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №2. С. 26-34.
6. Качественный коучинг от фирмы SOYAconsulting. - Режим доступа: http://ljsearch.org/uk/c7268.html
7. КиселеваА.А. Совладающее поведение студентов с ограниченными возможностями здоровья // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. №8. С. 59-85.
8. КларинМ. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования игры и дискуссии. - Рига: Эксперимент. 2007. 327 с.
9. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. - 2004. -№2. С. 128-135.
10. Кутузова Д. А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: дисс. ... канд. психол.наук. Москва. 2006. 213 с.
11. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Ин-т психологии РАН; Психологический институт РАО; Наука. 2010. 519 с.
12. Нуриманова Ф.К. Саморегуляция личности в профессиональной деятельности. / Ф. К. Нуриманова, Л. Ш. Хамзина // Вестник науки и образования. 2020. №2. С. 81-84.
13. Шаталова Н.И. Механизмы саморегуляции и саморазвития трудового потенциала работника //Вопросы управления. 2019. №03 (58). - Режим доступа: http://journal-management.com/issue/2018/06/17
References
1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Activity and personality psychology. M .: Nauka, 1990. 336 p.
2. Bodrov V.A. Psychology of professional fitness. Textbook for universities. M .. PER SE, 2001. 511 p.
3. Burkova E.A. Psychological self-regulation of the teacher // Bulletin of the Shadrinsky State Pedagogical University. 2015. -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-samoregulyatsiya-pedagoga/viewer
4. Galyan I. Purposeful development of the ability to self-regulation as a kind of psychological support for the professional development of a future teacher // Problems of the Humanities. 2014 Issue 33. Psychology. Pp. 39-49.
5. ZobkovA.V. The problem of unity of attitude and self-regulation of activity // Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2018. No. 2. Pp. 26-34.
6. High-quality coaching from SOYAconsulting [Electronic resource]. - http://ljsearch.org/uk/c7268.html
7. KiselevaA.A. Coping behavior of students with disabilities // Russian Journal ofEducation and Psychology. 2017. No. 8. Pp. 59-85.
8. Klarin M.V. Innovations in world pedagogy: learning based on game research and discussion. Riga: Experiment, 2007. 327 p.
9. Konopkin O.A. General ability to self-regulation as a factor of subjective development // Questions of psychology. 2004. No. 2. Pp. 128-135.
10. Kutuzova D.A. Organization of activity and style of self-regulation as factors of professional burnout of a teacher-psychologist: diss. ... Cand. Psychological Sciences. Moscow, 2006. 213 p.
11. Morosanova V.I. Self-regulation and individuality of a person. M .: Institute of Psychology RAS; Psychological Institute of the Russian Academy of Education; The science. 2010. 519 p.
12. Nurimanova F.K. Self-regulation of personality in professional activity. / Bulletin of Science and Education. 2020. No. 2. Pp. 81-84.
13. Shatalova N.I. Mechanisms of self-regulation and self-development of the worker's labor potential // Management issues. 2019. No. 03 (58). - Access mode: http://journal-management.com/issue/2018/06/17