Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Е. В., Прихода И. В.

В статье рассмотрены практические аспекты эффективности формирования профессиональноличностной саморегуляции студентов ВУЗа с использованием курсов профессиональной подготовки. Автором статьи раскрыто содержание элективного курса, направленного на формирование профессиональноличностной саморегуляции студентов ВУЗов, определена эффективность предлагаемого подхода на основе выделенных компонентов общей готовности будущих специалистов к саморегуляции профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Е. В., Прихода И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-REGULATION OF UNIVERSITY STUDENTS WITH THE USE OF PROFESSIONAL TRAINING COURSES

The article discusses the practical aspects of the effectiveness of the formation of professional and personal selfregulation of university students using vocational training courses. The author of the article discloses the content of an elective course aimed at the formation ofprofessional and personal self-regulation of university students, determines the effectiveness of the proposed approach based on the identified components of the general readiness of future specialists for self-regulation of professional activity.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 371.134 ЯКОВЛЕВА Е.В.

кандидат биологических наук, доцент кафедры физической реабилитации, ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля» E-mail: [email protected] ПРИХОДА И.В.

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры индустриально-педагогической подготовки, ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля» E-mail: [email protected]

UDC 371.134 YAKOVLEVA YE.V.

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Physical Rehabilitation Department, State Educational Establishment, Higher Professional Education «Lugansk

Vladimir Dahl University» E-mail: [email protected] PRIKHODA I.V.

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Industrial and Pedagogical Training, State Educational Establishment of Higher Professional Education «Lugansk Vladimir Dahl University»

E-mail: [email protected]

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-REGULATION OF UNIVERSITY STUDENTS WITH THE USE OF PROFESSIONAL TRAINING COURSES

В статье рассмотрены практические аспекты эффективности формирования профессионально-личностной саморегуляции студентов ВУЗа с использованием курсов профессиональной подготовки. Автором статьи раскрыто содержание элективного курса, направленного на формирование профессионально-личностной саморегуляции студентов ВУЗов, определена эффективность предлагаемого подхода на основе выделенных компонентов общей готовности будущих специалистов к саморегуляции профессиональной деятельности.

Ключевые слова: саморегуляция, поведение, готовность, профессиональная деятельность, подготовка.

The article discusses the practical aspects of the effectiveness of the formation of professional and personal self-regulation of university students using vocational training courses. The author of the article discloses the content of an elective course aimed at the formation ofprofessional and personal self-regulation of university students, determines the effectiveness of the proposed approach based on the identified components of the general readiness of future specialists for self-regulation of professional activity.

Keywords: self-regulation, behavior, readiness, professional activity, training.

Проблема формирования профессиональной саморегуляции у студенческой молодежи, которая приступает к педагогической деятельности, а также становление основ профессионализма существенно возрастает в связи с перестройкой системы образования, повышением уровня психолого-педагогического обеспечения профессиональной подготовки специалистов.

Следует сказать, что саморегуляция является универсальным явлением, которое свойственно всем живым системам. Только благодаря действию регулирующих функций организмы существуют, развиваются, взаимодействуют с окружающей средой и между собой.

В практическом аспекте в основе исследовательского интереса к проблеме саморегуляции лежит поиск путей и способов выявления и мобилизации возможностей человеческого организма (К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова и др.).

Работы данных авторов легли в основу разработки современной концепции саморегуляции, рассматривающей ее как проявление способности личности к самоконтролю в условиях воздействия на личность

множества факторов, выходящих за рамки желаемой ситуации, связанной с проявлением личностной активности. Иначе говоря, каждый человек в той или иной мере формирует некую предполагаемую модель деятельности, развития ситуации, которая далеко не всегда соответствует реальному течению событий, что формирует условия для возникновения стресс - факторов, преодоление которых осуществляется с помощью сформированного опыта саморегуляции

К вопросам формирования способности саморегуляции профессионального поведения обращались Е.А. Буркова, И. Галян, А.В. Зобков, О.А. Конопкин, Д.А. Кутузова, Ф.К. Нуриманова, Л.Ш. Хамзина, Н.И. Шаталова и др.

Работы данных авторов подтверждают, что формирование компонентов саморегуляции осуществляется в процессе активной учебно-познавательной деятельности имеющий характер коррекционного воздействия, в основе которого лежит партнерство с преподавателем, позитивные субъект-субъектные взаимоотношения, самостоятельная постоянная работа личности над собой.

© Яковлева Е.В., Прихода И.В. © Yakovleva Ye.V, Prikhoda I.V.

В процессе такого взаимодействия решаются задачи формирования ценностных ориентаций, регуляторного потенциала, формируются позитивной модели поведения; решаются задачи оптимального выбора форм, методов и средств коррекционного взаимодействия; учета индивидуальных особенностей, когнитивного стиля студентов. При этом следует отметить, что учебно-познавательная деятельность будет эффективной, если в процессе обучения будут использоваться эффективные педагогические технологии, способные в относительно кроткие сроки сформировать у студентов достаточный уровень профессионально - личностной саморегуляции.

Опираясь на эти положения, мы определили цель нашей работы, описанной в данной статье - разработать курс профессиональной подготовки, направленный на формирование профессионально - личностной саморегуляции будущих специалистов и оценить его эффективность.

Изложение основного материала. В решении задач формирования профессионально - личностной саморегуляции студентов важная роль отводится элективным курсам, которые способны вывести решение данной проблемы на новый уровень эффективности.

Личный опыт работы в высшей школе свидетельствует, что наиболее действенным является формирование навыков саморегуляции поведения при изучении профессионально значимых дисциплин, поскольку их содержание несет информацию о механизмах профессиональных действий, о процессах, которые сопровождают данную деятельность. В процессе изучения таких дисциплин появляется возможность формировать профессионально значимые элементы саморегуляции, целеполагания, эмоциональной сдержанности, организации профессиональной деятельности, корректировки и контроля деятельности ее содержания и результатов

[4].

В тоже время нельзя сбрасывать со счетов и возможность специально организованных курсов профессиональной подготовки в плане развития способностей студентов к саморегуляции профессионального поведения. Ценность данных курсов заключается в том, что в процессе формирования данной способности, возможно использовать различные педагогические ситуации, приближающие учебный процесс к реальной профессиональной деятельности.

Разработанная нами Программа элективного курса «Профессионально-личностная саморегуляция в практике реабилитационной деятельности» предназначен для студентов, будущей профессиональной деятельностью которых является физическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание предложенного нами элективного курса определяется требованиями к личности будущего специалиста, целью профессиональной подготовки, структурой учебно-познавательной, самоаналитической, саморегуляционной деятельности и обеспечивает постепенное усложнение профессионально значимых

действий и операций; постоянное развитие регулятор-ных возможностей каждого студента; оптимальное сочетание методов обучения в зависимости от уровня развития способности к саморегуляции профессионального поведения.

Данный курс построен на основе общетеоретических положений построения психологического тренинга. Среди общих целей данного курса имеются исследования психологической тематики, касающейся участников тренинга, улучшение их субъективного самочувствия и повышение психологического благополучия, улучшение психологических механизмов межличностного взаимодействия, развитие самосознания участников с целью коррекции или предотвращения эмоциональных нарушений на основе поведенческих изменений, реализации творческого потенциала, оптимизация жизнедеятельности и т.д. [7].

Основными принципами разработки программы были комплексность и многоуровневость. Первый принцип был реализован путем выбора таких форм и методов работы, позволяющих эффективно действовать одновременно в нескольких направлениях. Принцип многоуровневости предусматривал построение курса на основе трех развивающих компонентов: информационно-смыслового, диагностического и коррекционно-развивающего.

В зарубежной литературе достаточно распространена концепция стратегического тренинга, который включает шесть этапов: мотивирование, объяснение стратегий, стратегическая инструкция (материалы для применения), применение стратегий, обратная связь (протоколы обратной связи, оценка и диагностика (тесты по результатам тренинга) [6]. В основу нашего элективного курса был положен технологический подход, разработанный В. А. Бодровым [2].

Общий объем разработанного нами элективного курса - 30 академических часов, реализовавшихся во внеаудиторное время. Ниже приведены темы, которые рассматривались в процессе реализации программы, включали в себя ряд подтем, что позволило достаточно глубоко и полно подойти к решению проблемы формирования профессионально - личностей саморегуляции у студентов.

Тема 1. Эмоциональная компетентность как жизненный ресурс и путь к саморегуляции поведения в профессиональной сфере

Цели и задачи: ознакомление с программой элективного курса, согласование норм группового взаимодействия, выявление ожиданий участников, самодиагностика эмоциональной компетентности; информирование об эмоциональной сфере человека и профессиональной саморегуляции; моделирование образа эмоционально-компетентного человека, способного к саморегуляции профессионального поведения.

Тема 2. Профессионально-личностная саморегуляция как ресурс профессионально-личностного развития личности.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Цели и задачи: развитие навыков саморегуляции и профилактики стрессов в профессиональной деятельности, определено ознакомление с сущностью понятий: «профессиональное мастерство», изучение психологических особенностей развития навыков саморегуляции в профессиональной деятельности;

Тема 3. Психологические особенности саморегуляции как фактора предупреждения профессиональных кризисов специалиста по адаптивной физической культуре.

Цели и задачи: сформировать у студентов способности к саморегуляции в условиях профессиональной деятельности с учетом специфики работы специалиста по адаптивной физической культуре.

Тема 4. Стратегия личностного и профессионального самосовершенствования, дальнейшего развития навыков профессиональной саморегуляции.

Цели и задачи. Содействие осознанию участниками необходимости самосовершенствования и стремления к личностному и профессиональному росту как условия жизненного благополучия.

Тема 5. Личностно-профессиональное самосовершенствование средствами самопознания.

Цели и задачи. Формирование умение управлять своими эмоциями и мыслями в напряженных ситуациях повседневной жизни, предотвращать конфликты, самостоятельно и своевременно решать проблемные вопросы.

Работа с участниками тренинга (студентами в количестве 60 человек) проводилась с помощью особых интерактивных техник и способов:

- мультимедийная презентация - презентация общей структуры, этапов тренинга и отдельных смысловых вопросов;

- заполнение рабочих листов - исследование ожиданий, раскрытие содержания главных понятий по каждой теме программы;

- метод «мозгового штурма» - индивидуальный и групповой;

- обсуждение (межгрупповое и общегрупповое) - представление результатов выполнения задач, постановка вопросов и уточнений, ответы на поставленные вопросы и т.п.;

- анализ ситуаций - обсуждение проблемных вопросов и ситуаций, поиск оптимальных решений и вариантов решения;

- выполнение творческих задач и их представление в виде рисунков и коллажей;

- психологический практикум - выполнение диагностических задач, их анализ и обсуждение полученных результатов;

- ролевая игра - моделирование различных ситуаций и поиск их оптимальных решений и вариантов разрешения;

- рефлексия - самоанализ переживаний, эмоций и мыслей, возникающих при выполнении задач программы;

- анкетирование - заполнение итоговой анкеты «Анализ эффективности тренинга» и др. [8].

Основными компонентами общей готовности будущих специалистов к саморегуляции профессиональной деятельности выделены:

1) мотивационный, который определяет отношение студентов к изучаемому феномену и уровень сформи-рованности профессионально-ценностных ориентаций;

2) содержательный, который определяет уровень теоретической подготовленности к исследуемому феномену;

3) процессуальный, характеризующий сформиро-ванность сложных дидактико-технологических умений саморегуляции профессионального поведения (диагно стико-прогно стиче ских, самоаналитиче ских, саморегуляционных), которые зависят от уровня мотивации, эмоциональной устойчивости и, безусловно, методики коррекционного обучения.

Результаты учебной деятельности студентов, уровень их активности на семинарских и лабораторно-практических занятиях, в процессе самостоятельной работы, качество исполнения ИНДЗ, программ самоанализа и саморегуляции профессиональной деятельности, полнота и содержательность устных ответов, обеспечили возможность сформировать объективное представление об уровне готовности студентов контрольных и экспериментальных групп к саморегуляции профессиональной деятельности.

С целью подтверждения или опровержения эффективности внедрения предложенной технологии подготовки студентов к саморегуляции профессиональной деятельности, был осуществлен анализ полученных результатов исследования в начале организованного обучения и по его завершении. Анализ осуществлялся с учетом показателей, характеризующих определенные нами критерии развития вышеупомянутого процесса. Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели уровней готовности студентов к саморегуляции профессиональной деятельности до и после эксперимента

Уровень готовности к саморегуляции профессиональной деятельности Экспериментальная группа Контрольная группа

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

лиц % лиц % лиц % лиц %

Творческий 32 10 141 44,1 30 9,7 66 21,3

Репродуктивно-интуитивный 176 55 151 47,2 171 55,1 204 65,8

Элементарный 112 35 28 8,7 109 35,2 40 12,9

Распределение студентов по уровням сформирован-ности указанного качества в экспериментальной группе (в отличие от показателей в начале формирующего эксперимента) существенно изменился за счет уменьшения количества студентов с низким уровнем готовности (с 35% до 8,7% - то есть в 4 раза) и средним уровнем готовности (с 55% до 47,2%) и увеличения количества студентов с высоким уровнем готовности к саморегуляции профессиональной деятельности (с 10% до 44,1%).

В контрольной группе произошли менее существенные изменения в уровнях готовности студентов к саморегуляции профессиональной деятельности: количество студентов с низким уровнем уменьшилась в 2,7 раза - с 35,2% до 12,9%, количество студентов с высоким уровнем увеличилась в 2 раза - с 9,7% до 21,%.

На рис. 1 приведено распределение студентов экспериментальных групп по уровню готовности к саморегуляции профессиональной деятельности до и после эксперимента.

До эксперимента

10%

55%

После эксперимента

9%

к Ч)44% □ Творческий

___I —-''Ч ■ РепродуктиЕ

^ ] ПЭлементарн

47%^-----\ —

Рис. 1. Распределение студентов экспериментальных групп по уровню готовности к саморегуляции профессиональной деятельности до и после эксперимента.

На рис. 2 представлено распределение студентов контрольных групп по уровню готовности к саморегуляции профессиональной деятельности до и после

Результаты проведенного оценивания по количественным показателям представлены в таблице 2.

Полученные данные дают возможность провести анализ результатов экспериментального исследования, обобщив осиновые, принципиальные моменты, изложенные в данной статье.

Выводы. В целом содержание процесса формирования профессиональной саморегуляции у студентов, будущих специалистов в области адаптивной физической культуры, необходимо рассматривать с учетом целей и требований учебной и профессиональной деятельности, а при разработке учебного комплекса следует опираться на положения теории саморегуляции, а также теории познания в плане их единства, синтеза теории и практики, учитывать объективную внутреннюю связь между целью, процессом и результатом учебно-коррекционной деятельности.

Результаты экспериментальной работы показали положительные изменения по внедрению элективного курса «Профессионально - личностная саморегуляция в практике реабилитационной деятельности».

Как свидетельствуют полученные данные, наиболее значимые изменения произошли в показателях, характеризующих уровень сформированности мотивационного и практического компонентов саморегуляции.

Так, показатель развития внутренней потребности в овладении знаниями, умениями и навыками саморегуляционной деятельности в контрольных группах вырос на 0,2, в экспериментальных - на 0,5 балла. Показатель сформированности умения выяснять причины отклонений в реализации программы деятельности и вносить в нее коррективы в контрольных группах вырос на 0,3, в экспериментальных - на 0,6 баллов.

Таким образом, полученные данные о сформиро-ванности готовности к саморегуляции профессиональной деятельности позволили констатировать, что по всем показателям студенты экспериментальных групп опередили студентов из групп контрольных, что дает основания говорить об эффективности проведенной работы.

эксперимента.

До эксперимента

После эксперимента

□ Творческий

■ Репродуктивно-интуитивный

□ Элементарный

□ Творческий

■ Репродуктивно-интуитивный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Элементарный

□ Творческий

■ Репродуктивно-интуитивный

□ Элементарный

Рис. 2. Распределение студентов контрольных групп по уровню готовности к саморегуляции профессиональной деятельности.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Таблица 2.

Количественные показатели уровня готовности к саморегуляции профессиональной деятельности студентов контрольных и экспериментальных групп

№ п/п Показатель Количественные показатели критериев

Контрольные группы Экспериментальные группы

до эксп. после эксп. до эксп. после эксп.

1. Осознание целей и мотивов учебной и профессиональной деятельности 1.6 1.9 1.5 2.1

2. Развитие внутренней потребности в овладении знаниями, умениями и навыками саморегуляционной деятельности 1.6 1.8 1.6 2.1

3. Ориентация на самоорганизацию, самоанализ и саморегуляцию педагогической деятельности в будущем 1.6 2.0 1.6 2.2

4. Развитие самосознания, волевой саморегуляции и интеллектуальных чувств 1.7 2.0 1.7 2.2

5. Качество знаний (степень глубины, системности, умения применять на практике) 2.3 2.6 2.3 2.7

6. Знание категориально-понятийным аппаратом теории саморегуляции 2.3 2.7 2.4 2.8

7. Степень усвоения системы теоретико-методологических, психолого-педагогических и дидактико-технологических знаний 2.4 2.7 2.4 2.8

8. Умение самостоятельно использовать информационные источники 2.5 2.7 2.5 2.8

9. Умение выяснять причины отклонений в реализации программы деятельности и вносить в нее коррективы 1.6 1.9 1.5 2.1

10. Овладение технологическими операциями по моделированию, организации и контроля учебно-воспитательного процесса 1.6 1.9 1.6 2.2

11. Умение определять уровень собственной готовности к саморегуляции педагогической деятельности 1.6 2.0 1.6 2.2

12. Умение обосновывать перспективы развития собственной педагогической деятельности 1.8 2.1 1.8 2.3

13. Общий уровень готовности к саморегуляции профессиональной деятельности 1.88 2.19 1.86 2.37

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1990. 336 с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М. ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

3. Буркова Е.А. Психологическая саморегуляция педагога // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskaya-samoregulyatsiya-pedagoga/viewer

4. Галян И. Целенаправленное развитие способности к саморегуляции как разновидность психологического сопровождения профессионального становления будущего педагога // Проблемы гуманитарных науках. 2014 Выпуск 33. Психология. С. 39-49.

5. ЗобковА.В. Проблема единства отношения и саморегуляции деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №2. С. 26-34.

6. Качественный коучинг от фирмы SOYAconsulting. - Режим доступа: http://ljsearch.org/uk/c7268.html

7. КиселеваА.А. Совладающее поведение студентов с ограниченными возможностями здоровья // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. №8. С. 59-85.

8. КларинМ. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования игры и дискуссии. - Рига: Эксперимент. 2007. 327 с.

9. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. - 2004. -№2. С. 128-135.

10. Кутузова Д. А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: дисс. ... канд. психол.наук. Москва. 2006. 213 с.

11. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Ин-т психологии РАН; Психологический институт РАО; Наука. 2010. 519 с.

12. Нуриманова Ф.К. Саморегуляция личности в профессиональной деятельности. / Ф. К. Нуриманова, Л. Ш. Хамзина // Вестник науки и образования. 2020. №2. С. 81-84.

13. Шаталова Н.И. Механизмы саморегуляции и саморазвития трудового потенциала работника //Вопросы управления. 2019. №03 (58). - Режим доступа: http://journal-management.com/issue/2018/06/17

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Activity and personality psychology. M .: Nauka, 1990. 336 p.

2. Bodrov V.A. Psychology of professional fitness. Textbook for universities. M .. PER SE, 2001. 511 p.

3. Burkova E.A. Psychological self-regulation of the teacher // Bulletin of the Shadrinsky State Pedagogical University. 2015. -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-samoregulyatsiya-pedagoga/viewer

4. Galyan I. Purposeful development of the ability to self-regulation as a kind of psychological support for the professional development of a future teacher // Problems of the Humanities. 2014 Issue 33. Psychology. Pp. 39-49.

5. ZobkovA.V. The problem of unity of attitude and self-regulation of activity // Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2018. No. 2. Pp. 26-34.

6. High-quality coaching from SOYAconsulting [Electronic resource]. - http://ljsearch.org/uk/c7268.html

7. KiselevaA.A. Coping behavior of students with disabilities // Russian Journal ofEducation and Psychology. 2017. No. 8. Pp. 59-85.

8. Klarin M.V. Innovations in world pedagogy: learning based on game research and discussion. Riga: Experiment, 2007. 327 p.

9. Konopkin O.A. General ability to self-regulation as a factor of subjective development // Questions of psychology. 2004. No. 2. Pp. 128-135.

10. Kutuzova D.A. Organization of activity and style of self-regulation as factors of professional burnout of a teacher-psychologist: diss. ... Cand. Psychological Sciences. Moscow, 2006. 213 p.

11. Morosanova V.I. Self-regulation and individuality of a person. M .: Institute of Psychology RAS; Psychological Institute of the Russian Academy of Education; The science. 2010. 519 p.

12. Nurimanova F.K. Self-regulation of personality in professional activity. / Bulletin of Science and Education. 2020. No. 2. Pp. 81-84.

13. Shatalova N.I. Mechanisms of self-regulation and self-development of the worker's labor potential // Management issues. 2019. No. 03 (58). - Access mode: http://journal-management.com/issue/2018/06/17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.