Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BUSINESS GAME / REGULATORY ACTIONS / SELF-REGULATION / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осадчук Ольга Леонидовна, Рыбакова Наталья Николаевна

Проблема исследования - развитие у студентов саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности. Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная апробация деловых игр как педагогических средств развития у студентов саморегуляции. Использованы субъектный подход к обоснованию исследования саморегуляции как компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, компетентностный подход к выбору педагогических средств развития саморегуляции. Проведены анкетирование, педагогический эксперимент, психологическое тестирование. Определены критерии развития саморегуляции - регулятивные действия. Представлен сценарий деловой игры, позволяющей студентам осуществлять регулятивные действия. Описаны результаты анкетирования, подтверждающие необходимость формирования у студентов психологической готовности к профессиональной деятельности, а также результаты психологического тестирования, свидетельствующие о положительной динамике саморегуляции вследствие проведения деловых игр. Саморегуляция является компонентом психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Деловые игры оказывают положительное влияние на развитие у студентов саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REGULATION PROGRESS IN STUDENTS AS A COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

In connection with the new requirement for the quality of higher education (the need to develop significant qualities for professional activity), it is urgent to shape students' psychological readiness for independent professional activity considering self-regulation as one of important components. At the same time, the problem of research of pedagogical means for self-regulation progress in students is fixed. In accordance with this, the purpose of the study was to provide theoretical justification and experimental testing of business games as pedagogical means supporting students' self-regulation progress as a component of psychological readiness for professional activity. The methodological base consists of a subjective approach to substante the study of self-regulation as a component of psychological readiness for professional activity, a competency-based approach to choose business games as pedagogical means of students' self-regulation progress. Theoretical and empirical research methods were used (questionnaires, pedagogical experiment, psychological testing). SibADI teachers and students participated in the pedagogical experiment. A theoretical analysis of the state of the problem of students' self-regulation progress as a component of psychological readiness for professional activity in Russian and foreign pedagogical science was carried out. The criteria for the development of students' self - regulation as a component of psychological readiness for professional activity-regulatory actions were defined. An example of a scenario of a business game in psychological and pedagogical training, tested in a pedagogical experiment, is presented. The article describes the results of a survey confirming the need for students to develop self-regulation as a component of psychological readiness for professional activity, as well as the results of psychological testing, indicating a positive dynamics of self-regulation due to the implementation of regulatory actions in the course of business games. The study of the process of psychological readiness shaping in University students for future professional activity is widely reflected in the works of modern researchers. Self-regulation is recognized as an important component of students' psychological readiness for professional activity. The development of students' self-regulation can be ensured by conducting business games in educational classes in the disciplines of psychological and pedagogical training, where students will be able to carry out regulatory actions. The conducted experimental work confirmed the positive impact of business games on the development of students' self-regulation; it provides psychological readiness for professional activity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Part 2. Pedagogical Science УДК 378.147 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.11

О. Л Осадчук1, Н. Н. Рыбакова1

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск, Российская Федерация

Развитие у студентов саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности

Аннотация. Проблема исследования - развитие у студентов саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности. Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная апробация деловых игр как педагогических средств развития у студентов саморегуляции. Использованы субъектный подход к обоснованию исследования саморегуляции как компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, компетентностный подход к выбору педагогических средств развития саморегуляции. Проведены анкетирование, педагогический эксперимент, психологическое тестирование. Определены критерии развития саморегуляции - регулятивные действия. Представлен сценарий деловой игры, позволяющей студентам осуществлять регулятивные действия. Описаны результаты анкетирования, подтверждающие необходимость формирования у студентов психологической готовности к профессиональной деятельности, а также результаты психологического тестирования, свидетельствующие о положительной динамике саморегуляции вследствие проведения деловых игр. Саморегуляция является компонентом психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Деловые игры оказывают положительное влияние на развитие у студентов саморегуляции.

Ключевые слова: деловая игра, регулятивные действия, саморегуляция, психологическая готовность к профессиональной деятельности. Дата поступления статьи: 18 мая 2020 г.

Для цитирования: Осадчук О. Л., Рыбакова Н. Н. (2020). Развитие у студентов саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 2. С. 67-74. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.11

Введение. В связи с новым требованием к качеству высшего образования (необходимости развития профессионально значимых качеств субъекта деятельности) осознаётся актуальность формирования у студентов психологической готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Мы разделяем мнение Л. Ю. Субботиной, что готовность характеризует предрасположенность субъекта действовать на достаточно высоком профессиональном уровне [1].

Проблеме формирования психологической готовности к будущей профессиональной деятельности у студентов разных направлений подготовки посвящено значительное количество работ отечественных исследователей [2-6] и зарубежных исследователей [7-9]. В ихработахвнимание уделяется изучению различных компонентов психологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности (мотивацион-ного, когнитивного, операционального, рефлексивного и др.).

Ряд исследователей [8-13] отмечает высокую значимость саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности. Так, И. В. Мешкова предлагает использовать саморегуляцию как критерий личност-но-профессионального развития студентов [10].

Исследованию проблемы развития у студентов вуза саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности в настоящее время посвящают свои научные работы, по преимуществу, психологи. Их интересуют вопросы, связанные с изучением корреляции показателей саморегуляции с другими компонентами психологической готовности к профессиональной деятельности, с разработкой форм и

методов психологической помощи студентам в осознании роли саморегуляции в будущей профессиональной деятельности и необходимости её совершенствования в период подготовки и др. Отсюда актуальность исследований, направленных на поиск педагогических средств развития у студентов саморегуляции.

Методология. Объект исследования: процесс развития у студентов саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности; предмет исследования: деловые игры как педагогические средства развития у студентов саморегуляции.

Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная апробация деловых игр как педагогических средств развития у студентов саморегуляции. Гипотеза исследования: процесс развития у студентов саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности будет результативным, если на учебных занятиях по дисциплинам психолого-педагогической подготовки будут проводиться деловые игры, в ходе которых студенты, решая профессиональные задачи, будут иметь возможность осуществлять регулятивные действия.

Методологическая база исследования:

- субъектный подход (В. И. Моросанова), с позиции которого саморегуляция рассматривается как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности, так как «саморегуляция является функциональным средством субъекта и психологическим механизмом, позволяющим ему мобилизовать свои личностные и когнитивные ресурсы для реализации собственной активности» [14, с. 38];

Раздел 2. Педагогические науки

- компетентностный подход (А. А. Вербицкий), с позиции которого деловые игры признаются педагогическими средствами развития у студентов саморегуляции, поскольку в деловых играх, «овладевая нормами компетентных предметных действий и отношений людей в ходе индивидуального и совместного анализа и разрешения «профессионально-подобных» ситуаций, студент развивается как личность, профессионал, член общества» [15, с. 4].

Задачи исследования:

1) осуществить теоретический анализ проблемы развития у студентов саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности;

2) разработать сценарии деловых игр по дисциплинам психолого-педагогической подготовки, предполагающие возможность осуществления студентами регулятивных действий, и апробировать их на учебных занятиях;

3) оценить результативность развития у студентов саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности.

Программа исследования. Исследование проводилось в Сибирском государственном автомобильно-дорожном университете. В исследовании участвовали 3 преподавателя кафедры инженерной педагогики и 28 студентов-выпускников (12 студентов - очной формы обучения, 16 - заочной формы обучения).

Для изучения теоретического состояния проблемы развития у студентов саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности использовались теоретические методы исследования.

Для оценки психологической готовности студентов к профессиональной деятельности проводилось их анкетирование. Была использована разработанная авторами анкета, предполагающая три варианта ответов: «да», «нет», «не знаю, затрудняюсь ответить». Анкетирование проводилось дважды (до и после педагогического эксперимента).

Для апробации в реальном учебном процессе разработанных деловых игр по дисциплинам психолого-педагогической подготовки, позволяющих студентам осуществлять регулятивные действия, проводился педагогический эксперимент.

Критериями развития у студентов саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности были выбраны регулятивные действия. Для оценки результативности развития у студентов саморегуляции применялось психологическое тестирование по методике Н. М. Пей-сахова [16], включающей 48 вопросов и два варианта ответов: «да» и «нет». Выбор данной методики определялся её возможностью оценить уровень развития у студентов большего числа регулятивных действий по сравнению с методикой В. И. Мо-росановой. Психологическое тестирование также проводилось дважды (до и после педагогического эксперимента).

Результаты исследования и их интерпретация. Согласно первой задаче исследования было изучено теоретическое состояние проблемы развития у студентов саморегуляции как

компонента психологической готовности к профессиональной деятельности. Анализ литературы показал, что в современной науке под готовностью к профессиональной деятельности понимается интегральное свойство личности. С. Н. Петрова вы-деляеттри составляющих готовности к профессиональной деятельности: специальную, физическую и психологическую [17].

В понимании психологической готовности субъекта к профессиональной деятельности мы опирались на представления К. А. Платонова, который трактует готовность как «результат психологической мобилизации» [18, с. 28].

В своих исследованиях авторы понимают под психологической готовностью к профессиональной деятельности сложный объект. При этом количество и перечень выделяемых компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности у разных авторов различно. Так, Е. В. Гребенникова, Е. Ю. Закотнова в теоретическую модель психологической готовности к профессиональной деятельности включают 3 компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-ценностный [4].

И. А. Ганичева, А. В. Мирук структуру психологической готовности к профессиональной деятельности также представляют 3 компонентами: когнитивным, рефлексивным и мотивационным [2].

Т. В. Калинина, А. В. Першина считают, что психологическая готовность к профессиональной деятельности имеет 4-ком-понентную структуру, содержащую ценностно-мотивационный, учебно-компетентностный, личностный и предметно-функциональный компоненты [19]. Представленная в работе L. M. Popov, P. N. Ustin модель психологической готовности к профессиональной деятельности тоже включает 4 блока: блок профессиональной «Я-концепции», блок мотивации, блок личностных свойств и качеств, блок деятельностно-значимых свойств и качеств [20].

R. Zh. Yerofeyeva, N. E. Pfeyfer, E. A. Basharkina рассматривают психологическую готовность к профессиональной деятельности как целое, состоящее из 5 компонентов: личностно-смыслово-го, мотивационно-ценностного, информационно-теоретического, эффективно-практического, рефлексивно-оценочного [8].

С точки зрения Р. Д. Санжаевой структура психологической готовности к профессиональной деятельности содержит 5 компонентов: мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный [21].

По мнению С. В. Кузьминой, психологическую готовность к профессиональной деятельности образуют также 5, но несколько иных компонентов: когнитивный, мотивационно-целе-вой, операциональный, рефлексивный и ценностно-смысловой [22]. Наконец, L. Serdiuk, N. Petruchenko предложена 8-компо-нентная структура психологической готовности к профессиональной деятельности, которая объединяет мотивационный, когнитивный, операционный, личностный, оценочный, целе-полагающий, творческий, мобилизующий компоненты [9].

Таким образом, разные концепции психологической готовности к профессиональной деятельности объединяет её признание готовности комплексом компонентов, между которыми имеются функциональные зависимости.

Раrt 2. Pedagogical Science

В работе Z. Ke, N. U. Borakova, G. V. Valiullina показано, что психологическая готовность к профессиональной деятельности представляет собой динамическое, т. е. изменяющееся образование [23].

E. P. Korablina, N. B. Lisovskaya, S. B. Pashkin, S. M. Shingaev подчёркивают, что динамичный характер психологической готовности выражается в профессиональной деятельности субъекта [24].

Y. S. Seryapina выделяет этапы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности в соответствии с 3 основными этапами становления личности как субъекта профессиональной деятельности: 1) обучение в начальной и средней школе; 2) профессиональное образование; 3) самостоятельная профессиональная деятельность [25].

O. Aimaganbetova, T. Sagnayevab, M. Zholdassovac, M. Ahmetovad, Zh. Nurbekovae, D. Naurzalina считают, что психологическую готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности необходимо формировать в период их обучения в вузе [7].

Ряд исследователей отмечает высокую значимость саморегуляции в психологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. Так, Е. В. Соловьёва указывает, что «успешность учебной и будущей профессиональной деятельности обучающихся во многом определяется уровнем развития осознанной саморегуляции» [12, с. 3].

В работе O. Uhryn получены результаты, свидетельствующие о высоком значении способности к саморегуляции в готовности студентов к профессиональной деятельности [26].

И. М. Пучкова, В. В. Петрик в теоретическую модель психологической готовности студентов к профессиональной деятельности включают (помимо мотивационного, эмоционального и оценочного) блок саморегуляции, «который представляет умение эффективно использовать собственные ресурсы для решения профессиональных задач и проявляется в способности успешно ставить цели и достигать их, планировать, распределять время» [11, с. 247].

Л. И. Старовойтова, Э. С. Аришина в качестве одного из путей формирования психологической готовности к профессиональной деятельности предлагают развитие у студентов осознанной саморегуляции [13].

«Произвольная осознанная саморегуляция, по определению В. И. Моросановой, - это системный многоуровневый процесс психической активности человека по выдвижению целей и управлению их достижением» [14, с. 38]. О. Л. Осадчук определяет саморегуляцию как показатель профессионального развития специалиста [27].

Исследователи указывают, что процесс развития саморегуляции по сути является процессом становления субъекта деятельности. В связи с этим формирование психологической готовности к профессиональной деятельности они связывают с созданием специальных педагогических условий, позволяющих студентам сформировать навыки целенаправленной регуляции собственной активности. Так, L. M. Popov, P. N. Ustin подчёркивают, что одним из вариантов решения данной про-

блемы является использование в учебном процессе инновационных технологий, при которых студент является субъектом учебно-профессиональной деятельности [20].

Е. М. Иванова предлагает использовать интерактивные методы обучения, направленные на применение полученных знаний в различных профессиональных ситуациях [28].

В исследовании, проведённом И. В. Мешковой, Л. П. Завьяловой, сделан вывод о том, что обучение студентов использованию адаптивных стратегий копинг-поведения может рассматриваться как личностный ресурс формирования психологической готовности к профессиональной деятельности [29].

И. М. Пучкова, В. В. Петрик считают, что для формирования у студентов умений саморегуляции следует использовать психологический тренинг [11].

А. В. Мирук разработана программа формирования психологической готовности у студентов вуза, включающая задачу развития способности к саморегуляции [3].

В работе Л. В. Зубовой, А. Н. Гириной показано, что формирование психологической готовности у будущих специалистов к профессиональной деятельности происходит эффективно при работе над проектом, при проведении работы в командах по решению проблемы, связанной с будущей профессией [5].

Концептуальным основанием развития у студентов саморегуляции может выступать контекстное обучение, обеспечивающее в процессе деловых игр формирование готовности к компетентному выполнению профессиональной деятельности. «Контекстным, - указывает А. А. Вербицкий, - является такое обучение, в котором на языке наук с помощью всей системы традиционных и новых педагогических технологий в формах учебной деятельности, всё более приближающихся к формам профессиональной деятельности, динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда. Тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста» [15, с. 2].

В результате исследования теоретической литературы была осознана необходимость развития у студентов саморегуляции как одного из компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности. В качестве педагогических средств развития у студентов способности к саморегуляции были выбраны деловые игры.

Вторая задача исследования заключалась в разработке сценариев деловых игр по дисциплинам психолого-педагогической подготовки, предполагающих возможность осуществления студентами регулятивных действий, и апробировании их на учебных занятиях. Ниже представлен сценарий одной из деловых игр, проведённых в период педагогического эксперимента.

Учебная дисциплина: «Психология профессионального образования».

Тема деловой игры: «Возрастная психология обучающихся» (демонстрация слайда 1 -й презентации).

Место проведения: учебная аудитория.

Длительность игры: 60 мин.

Раздел 2. Педагогические науки

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, бланки с заданиями и протоколы для каждой команды.

Ход игры:

1 этап. Подготовка к игре.

Ознакомление ведущим (преподавателем) участников (студентов группы) с целью игры (демонстрация слайда 2-й презентации): формирование способности осуществлять педагогическую деятельность на основе научных знаний о возрастной психологии студентов.

Определение задач игры (устно студентами совместно с преподавателем): обобщить знания о возрастной психологии студентов; сформировать умения применять знания о возрастной психологии студентов для решения практических педагогических задач; развивать профессионально важные качества педагога (педагогическое мышление, эмпатию, рефлексию).

Ознакомление с регламентом игры (демонстрация слайда 3-й презентации):

Подготовка к игре (10 мин).

Проведение игры (40 мин).

Подведение итогов игры (10 мин).

Ознакомление участников с правилами игры (демонстрация слайда 4-й презентации): во время игры запрещено отказываться от порученной роли, пассивно относиться к игре, подавлять активность других участников игры (смехом, грубостью и т. д.), нарушать регламент игры, использовать ненормативную лексику, пользоваться электронными устройствами, выходить из игры.

Обсуждение критериев оценивания деятельности участников игры (демонстрация слайда 5-й презентации): 1) ориентация в ситуации и установление проблемы; 2) научная психолого-педагогическая обоснованность варианта решения

проблемы; 3) оригинальность решения проблемы; 4) осуществление действий, определяемых ролью; 5) экспертиза решения проблемы, анализ достижения игровой цели.

Формирование игровых команд по 2 человека в команде. Роли в команде: преподаватель и обучающийся колледжа.

Получение каждой командой бланка с заданием: вы должны прочитать описание конкретной педагогической ситуации; проанализировать эту ситуацию и выделить в ней проблему; сформулировать педагогическую задачу; выбрать конструктивный вариант решения этой задачи; распределить роли в команде; инсценировать в соответствии с выбранными ролями это решение.

2 этап. Проведение игры.

Инсценировка каждой командой по очереди выбранного варианта решения педагогической задачи, которое оценивается ведущим игры (преподавателем) и другими командами (выставляются баллы в протоколы в соответствии с критериями).

3 этап. Подведение итогов игры.

Подсчёт баллов, полученных командами.

Предложение каждой команде обсудить прошедшую игру:

указать, что нового они узнали из сегодняшнего занятия, выделить успешные и неудачные решения педагогической задачи, поделиться своими впечатлениями от работы.

Поддержание ведущим игры дискуссии её участников.

Подведение итогов работы команд (выставление оценок).

Объявление об окончании игры.

Третья задача исследования состояла в оценке результативности развития у студентов саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности.

Результаты оценки психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, полученные с помощью их анкетирования, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты оценки психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, %

Вопросы Форма обучения Варианты ответов до/после эксперимента

«да» «нет» «не знаю»

1) Считаете лп вы себя психологически готовыми к профессиональной деятельности? Очная 80/90 8/4 12/6

Заочная 74/82 10/3 16/15

В среднем 77/86 9/3,5 14/10,5

2) Научились ли к завершению вузовского обучения правильно распределять свои силы при выполнении профессиональной деятельности'7 Очная 65/71 11/5 24/24

Заочная 55/62 7/3 38/35

В среднем 60/66.5 9/4 31/29.5

3) Испытываете ли тревогу, думая о начале предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности после окончания вуза? Очная 16/5 72/91 12/4

Заочная 26/3 68/95 6/2

В среднем 21/4 70/93 9/3

Раrt 2. Pedagogical Science

Согласно полученным данным, до педагогического эксперимента в среднем 77 % студентов считали, что психологически готовы к профессиональной деятельности. При этом студенты очной формы обучения оценили свою психологическую готовность выше, чем студенты заочной формы обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время лишь в среднем 60 % опрошенных студентов указали, что научились к завершению вузовского обучения правильно распределять свои силы при выполнении профессиональной деятельности.

Достаточно большая часть участвующих в анкетировании студентов (в среднем 21 %) признались, что испытывают тревогу, думая о начале предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности после окончания вуза.

Анализ результатов анкетирования показал, что, несмотря на то, что большинство студентов достаточно высоко оценили собственную психологическую готовность к профессиональной деятельности, значительная часть из них не научилась рационально использовать свои силы (внутренние ресурсы) и сохранять при этом эмоциональное равновесие.

Таким образом, результаты анкетирования подтвердили необходимость развития у студентов саморегуляции как одного из компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности.

Результаты развития у студентов саморегуляции, критериями которой выступали регулятивные действия, полученные с помощью психологического тестирования, представлены в таблице 2.

Полученные данные демонстрируют наличие у студентов обеих форм обучения до педагогического эксперимента преимущественно среднего уровня развития регулятивных действий, после педагогического эксперимента - преимущественно высокого уровня.

Из таблицы видно, что более высокие показатели саморегуляции после педагогического эксперимента отмечены у студентов заочной формы обучения по сравнению со студентами очной формы обучения.

Сравнительный анализ показателей развития отдельных регулятивных действий выявил, что у студентов обеих форм обучения после педагогического эксперимента более совершенными оказались действия планирования и самоконтроля. Мы предполагаем, что это можно объяснить спецификой содержания педагогического эксперимента, состоящей в регламентировании деловых игр, т. е. введении организационных положений, обязательных для исполнения участниками. В соответствии с этим у студентов возникала необходимость приведения собственного игрового поведения в соответствии с взятой ролью, подчинения игровых действий определённым правилам, соблюдения временного регламента игры и др.

Согласно данным анкетирования, после педагогического эксперимента в среднем 86 % студентов отметили собственную психологическую готовность к профессиональной деятельности. При этом значительно увеличилось количество студентов, считающих, что они научились к завершению вузовского обучения правильно распределять свои силы при выполнении профессиональной деятельности, а также уменьшилось число студентов, испытывающих тревогу по поводу начала предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности после окончания вуза.

Сравнение результатов тестирования с результатами анкетирования позволило сделать вывод, что студенты заочной формы обучения были более критичны в оценке собственной психологической готовности к профессиональной деятельности, чем студенты очной формы. В то же время объективно студенты заочной формы обучения обнаружили более высокий

Результаты развития у студентов регулятивных действий, баллы

Таблица2-

Регулятивные действия (уровень) Очная форма обучения Заочная форма обучения В среднем

до / после эксперимента до / посте эксперимента до /после экспер toi ента

Анализ ситуации 3 (средний) / 5 (выше среднего) 4 (средний) / 5 (выше среднего) 3,5 (средний) / 5 (выше среднего)

Прогнозирование 3(средний)/ 4 (средний) 3 (средний)/ 5 (выше среднего) 3 (средний) ! 4.5 (выше среднего)

Целеоолагянне 4 (средний) / 5 (выше среднего) 3 (средний) / 5 (выше среднего) 3,5 (средний) / 5 (выше среднего)

Планирование 5 (выше среднего)! 6 (высокий) 5 (выше среднего) / 6 (высокий) 5 (выше среднего) / 6 (высокий)

Выработка критериев оценки 3 (средний) / 4 (средний) 3 (средний) / 4 (средний) 3 (средний)/ 4(средний)

Принятие решения 3 (среднЕш) / 4 (средний) 3 (средний)/ 5 (выше среднего) 3 (средний)/ 4.5 (выше среднего)

Самоконтроль 4 (средний) / 6 (высокий) 4 (средний) / 6 (высокий) 4{средний)/ 6 (высокий)

Коррекция 3 (средний) / 5 (выше среднего ! 4 (средний) / 5 (выше ч)еднего) 3,5 (средний) / 5 (выше среднего)

Общий показатель саморегуляции 28 (средний) / 39 (выше среднего) 29 (средний)! 41 (высокий) 28,5 (средний) / 40 (высокий)

ва 125875-94з?(Р((:)Пп11пе) Наука о человеке: гуманитарны е исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 2. Педагогические науки

уровень развития саморегуляции. Можно предположить, что ным компонентом психологической готовности студентов к это объясняется большим опытом студентов заочной формы профессиональной деятельности. Развитие у студентов саморе-обучения по организации самостоятельной учебной работы. гуляции может обеспечиваться путём проведения на учебных Выводы. Исследование процесса формирования психо- занятиях деловых игр, в ходе которых студенты будут иметь логической готовности студентов вуза к будущей профессио- возможность осуществлять регулятивные действия. Результаты нальной деятельности достаточно широко отражено в работах анкетирования и тестирования подтверждают положительное современных исследователей. Саморегуляция признаётся важ- влияние деловых игр на развитие у студентов саморегуляции.

Источники

1. Субботина Л. Ю. Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. Т. II. С. 295—298. URL: https://www.koob.ru/platonov/short_dictionary

2. Ганичева И. А., Мирук А. В. Развитие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 3—2. С. 235—241. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26186945

3. Мирук А. В. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов // Приволжский научный вестник. 2014. № 12^ (40). С. 83-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22927195

4. Гребенникова Е. В., Закотнова Е. Ю. Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования // Вестник ТГПУ. 2015. № 3 (156). С. 3-37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23199546

5. Зубова Л. В., Гирина А. Н. Формирование психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 4 (222). С. 134-138. DOI: 10.25198/814-6457-222-34. URL: http://vestnik.osu. ru/2019_4/18.pdf

6. Sadovaya V., Khakhlova O., Reznikov A. The Formation of Professional Readiness of a Social Teacher to Organization of Children's Leisure Time Activities // International Journal of Environmental & Science Education, 2015, no. 10(4), p. 595-602. DOI: 10.12973/ijese.2015.274a. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1081886.pdf

7. Aimaganbetova O., Sagnayevab T., Zholdassovac M., Ahmetovad M., Nurbekovae Zh., Naurzalina D. Empirical Research of Psychological Readiness for Student Psychologists' Professional Activity // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, no. 171, p. 190-197. DOI: 10.1016/j. sbspro.2015.01.106. URL: https://www.researchgate.net/publication/271710650_Empirical_Research_of_Psychological_Readiness_for_Student_ Psychologists'_Professional_Activity

8. Yerofeyeva R. Zh., Pfeyfer N. E., Basharkina E. A. Formation of readiness of the physical education teacher of schoolchildren in Kazakhstan // Opción, 2019, vol. 35, no. 90-2, p. 755-771. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41752364

9. Serdiuk L., Petruchenko N. Characteristic of Different Components Development of Psychological Readiness to Professional Activities For Students with Somatic Disorders // Social Welfare interdisciplinary approach, 2012, no. 2(2), p. 58-69. URL: http://socialwelfare.eu/index.php/sw/ article/view/202

10. Мешкова И. В. Способность самоуправления как диагностический критерий личностно-профессионального развития студентов педагогического вуза // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 1(154). С. 16-21. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=22894077

11. Пучкова И. М., Петрик В. В. Диагностика психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Учёные записки Казанского университета. 2015. Т. 157. № 4. С. 245-252. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24332706

12. Соловьёва Е. В. Развитие личностной саморегуляции студентов колледжа в структуре психологической готовности к педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 1. URL: https://ppip.idnk.ru/index.php/-1-2011/3-2011-02-24-12-27-14/-1-2011/37

13. Старовойтова Л. И., Аришина Э. С. Методика формирования психологической готовности студентов социального университета к профессиональной деятельности // ЦИТИСЭ. 2019. № 2 (19). С. 47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38506017

14. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-osobennosti-osoznannoy-samoregulyatsii-proizvolnoy-aktivnosti-cheloveka

15. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С. 3-6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstno-kompetentnostnyy-podhod-k-modernizatsii-obrazovaniya/viewer

16. Пейсахов Н. М. Методика «Способность самоуправления» [Электронный ресурс] // Мультиурок. URL: https://karpolya.ru/uploads/ psiholog/samoupravlenie.doc (дата обращения 04.05.2020).

17. Петрова С. Н. Педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технических вузов // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2010. № 6(64). С. 59-63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15002826

18. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М. : Высшая школа, 1984. 176 с. URL: https://www.koob.ru/ platonov/short_dictionary

19. Калинина Т. В., Першина А. В. Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза // Молодой учёный. 2015. № 11. С. 1728-1730. URL: https://moluch.ru/archive/91/19751/

20. Popov L. M., Ustin P. N. (Russia) Formation of psychological readiness for higher educational institutions student professional activity // The Social Sciences. 2015, vol. 10, no. 4, p. 418-420. http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/105845. DOI: 10.3923 / sscience.2015.418.420. URL: https://www.researchgate.net/publication/286467283_Formation_of_psychological_readiness_for_higher_educational_institutions_student_ professional_activity

21. Санжаева Р. Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1. С. 127-140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26330312

22. Кузьмина С. В. Формирование психологической готовности студентов к эффективной профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2011. № 10. С. 24-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19326277

23. Ke Z. (China), Borakova N. U., Valiullina G. V. (Russia) Peculiarities of Psychological Competence Formation of University Teachers in Inclusive Educational Environment // EURASIA Journal of Mathematics Science and Technology Education, 2017, no. 13(8), p. 4701-4713. DOI: 10.12973/eurasia.2017.00947a. URL: https://www.ejmste.com/article/peculiarities-of-psychological-competence-formation-of-university-teachers-in-inclusive-educational-4901

24. Korablina E. P., Lisovskaya N. B., Pashkin S. B., Shingaev S. M. (Russia) Psychological Readiness For Professional Activity Of Future Psychologists // Psychological Readiness For Professional Activity Of Future Psychologists // 19th PCSF 2019 Professional Culture of the

Раrt 2. Pedagogical Science

Specialist of the Future, 2019, vol. LXXIII, p. 476-484. DOI: 10.15405 / epsbs.2019.12.51. URL: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/ upload/19THPCSF2019F051 .pdf

25. Seryapina Y. S. The concept of «Readiness for pedagogical activity»: notivational readiness, psychological readiness, readiness to innovative activity // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. Т. 10. № 4. С. 77-86. DOI: 10.14529/ped180410. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/8095-18386-1-SM.pdf

26. Uhryn O. (Ukraine) Psychological readiness of students to work in a professional field // Journal of Education Culture and Society, 2020, no. 4(2), p. 97-107. DOI: 10.15503/jecs20132.97.107. URL: https://journals.indexcopernicus.com/search/article?articleId=1126651

27. Осадчук О. Л. Формирование профессиональной надёжности специалиста // Фундаментальные исследования : Научно-теоретический журнал. 2005. № 1. С. 86-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10435346

28. Иванова Е. М. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональному становлению // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 1. С. 152-159. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18906093

29. Мешкова И. В., Завьялова Л. П. Адаптивный копинг как ресурс формирования психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2019. № 3 (49). С. 163-171. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-152. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41223926

Информация об авторах

Осадчук Ольга Леонидовна

Кандидат педагогических наук, доцент. Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ) (644080, РФ, г. Омск, пр. Мира, 5). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1749-6087, ResearcherID: Q-9198-2018, SPIN-код: 9059-5385, РИНЦ Author ID: 401371. E-mail: [email protected]

Рыбакова Наталья Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент. Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ) (644080, РФ, г. Омск, пр. Мира, 5). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2331-7572. E-mail: [email protected]

O. L. Osadchuk1, H. H. Rybakova1

'Siberian State Automobile and Highway University, Omsk, Russian Federation

Self-regulation progress in students as a component of psychological readiness

for professional activity

Abstract. In connection with the new requirement for the quality of higher education (the need to develop significant qualities for professional activity), it is urgent to shape students' psychological readiness for independent professional activity considering self-regulation as one of important components. At the same time, the problem of research of pedagogical means for self-regulation progress in students is fixed. In accordance with this, the purpose of the study was to provide theoretical justification and experimental testing of business games as pedagogical means supporting students' self-regulation progress as a component of psychological readiness for professional activity.

The methodological base consists of a subjective approach to substante the study of self-regulation as a component of psychological readiness for professional activity, a competency-based approach to choose business games as pedagogical means of students' self-regulation progress. Theoretical and empirical research methods were used (questionnaires, pedagogical experiment, psychological testing). SibADI teachers and students participated in the pedagogical experiment.

A theoretical analysis of the state of the problem of students' self-regulation progress as a component of psychological readiness for professional activity in Russian and foreign pedagogical science was carried out. The criteria for the development of students' self - regulation as a component of psychological readiness for professional activity-regulatory actions were defined. An example of a scenario of a business game in psychological and pedagogical training, tested in a pedagogical experiment, is presented. The article describes the results of a survey confirming the need for students to develop self-regulation as a component of psychological readiness for professional activity, as well as the results of psychological testing, indicating a positive dynamics of self-regulation due to the implementation of regulatory actions in the course of business games.

The study of the process of psychological readiness shaping in University students for future professional activity is widely reflected in the works of modern researchers. Self-regulation is recognized as an important component of students' psychological readiness for professional activity. The development of students' self-regulation can be ensured by conducting business games in educational classes in the disciplines of psychological and pedagogical training, where students will be able to carry out regulatory actions. The conducted experimental work confirmed the positive impact of business games on the development of students' self-regulation; it provides psychological readiness for professional activity.

Keywords: business game, regulatory actions, self-regulation, psychological readiness for professional activity.

Paper submitted: May 18, 2020

For citation: Osadchuk O. L., Rybakova H. H. (2020). Self-regulation progress in students as a component of psychological readiness for professional activity. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 2, pp. 67-74. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.11

References

1. . Subbotina L. Yu. Formation of professional readiness of students for independent activity. Yaroslavl pedagogical Bulletin. 2011, vol. II, no. 4, pp. 295-298. (In Russian).

2. Ganicheva I. A., Miruk A. V. Development of students' psychological readiness for future professional activity. Modern research on social problems. 2016, no. 3-2, pp. 235-241. (In Russian).

3. Miruk A. V. Formation of psychological readiness for professional activity of students-psychologists. Privolzhsky scientific Bulletin. 2014, no. 12-4 (40), pp. 83-86. (In Russian).

4. Grebennikova E. V., Zakotnova E. Yu. Psychological readiness of students-psychologists for professional activity in the conditions of inclusive education. Bulletin of TGPU. 2015, no. 3 (156), pp. 3-37. (In Russian).

5. Zubova L. V., Girina A.N. Formation ofpsychological readiness ofa specialist for professional activity. Bulletin ofOrenburg state University. 2019, no. 4 (222), pp. 134-138. DOI: 10.25198/814-6457-222-34. (In Russian).

6. Sadovaya V., Khakhlova O., Reznikov A. The Formation of Professional Readiness of a Social Teacher to Organization of Children's Leisure Time Activities. International Journal ofEnvironmental & Science Education, 2015. no. 10(4), pp. 595-602. DOI: 10.12973/ijese.2015.274a. (in English).

7. Aimaganbetova O., Sagnayevab T., Zholdassovac M., Ahmetovad M., Nurbekovae Zh., Naurzalina D. Empirical Research of Psychological Readiness for Student Psychologists' Professional Activity. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, no. 171, pp. 190-197. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.106. (in English).

8. Yerofeyeva R. Zh., Pfeyfer N. E., Basharkina E. A. Formation ofreadiness ofthe physical education teacher of schoolchildren in Kazakhstan // Opcion, 2019, vol. 35, no. 90-2, pp. 755-771. (in English).

Раздел 2. Педагогические науки

9. Serdiuk L., Petruchenko N. Characteristic ofDifferent Components Development ofPsychological Readiness to Professional Activities For Students with Somatic Disorders. Social Welfare interdisciplinary approach, 2012, no. 2(2), рр. 58-69. (in English).

10. Meshkova I. V. Ability of self-government as a diagnostic criterion ofpersonal and professional development of students ofa pedagogical University. Bulletin of Tomsk state University. 2015, no. 1(154), рр. 16-21. (In Russian).

11. Puchkova I. M., Petrik V. V. Diagnostics of students'psychological readiness for professional activity. Scientific notes ofKazan University. 2015, vol. 157, no. 4, рр. 245-252. (In Russian).

12. Solov'eva E. V. Development of personal self-regulation of College students in the structure of psychological readiness for pedagogical activity. Available at: https://ppip.idnk.ru/index.php/-1-2011/3-2011-02-24-12-27-14/-1-2011/37 (accessed 04.05.2020). (In Russian).

13. Starovojtova L. I., Arishina E. S. Methods offormation of psychological readiness of students of social University for professional activity. CYTIS. 2019, no. 2 (19), рр. 47. (In Russian).

14. Morosanova V. I. Individual peculiarities of conscious self-regulation ofthe arbitrary activity ofthe person. Bulletin ofMoscowUniversity. Series 14. Psychology. 2010, no. 1, рр. 36-45. (In Russian).

15. Verbickij A. A. Context-competence approach to the modernization of education. Innovative projects and programs in education. 2011, no. 4, рр. 3-6. (In Russian).

16. Pejsahov N. M. The technique is "The Ability of self-government". Available at: https://karpolya.ru/uploads/psiholog/samoupravlenie.doc (accessed 04.05.2020). (In Russian).

17. Petrova S. N. Pedagogical technology of formation of readiness for professional activity in students of technical universities. Scientific notes of University named after P. F. Lesgaft. 2010, no. 6(64), рр. 59-63. (In Russian).

18. Platonov K. K. Short dictionary of the system of psychological concepts. Moscow, Higher school, 1984. 176 p. (In Russian).

19. Kalinina T. V., Pershina A. V. The problem offorming psychological readiness of students-psychologists for professional activity in the conditions of higher education. Young scientist. 2015, no. 11, рр. 1728-1730. (In Russian).

20. Popov L. M., Ustin P. N. Formation of psychological readiness for higher educational institutions student professional activity. The Social Sciences. 2015, vol. 10, no. 4, рр. 418-420. http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/105845. DOI: 10.3923 / sscience.2015.418.420. (in English).

21. Sanzhaeva R. D. Psychological readiness of a person for activity as a metacategory. Bulletin of the Buryat state University. Education. Personality. Society. 2012. no. 1, рр. 127-140. (In Russian).

22. Kuz'mina S. V. Formation of psychological readiness of students for effective professional activity in the field of physical culture and sports. Theory and practice of physical culture. 2011. no. 10, рр. 24-28. (In Russian).

23. Ke Z., Borakova N. U., Valiullina G. V. Peculiarities of Psychological Competence Formation of University Teachers in Inclusive Educational Environment . EURASIA Journal of Mathematics Science and Technology Education, 2017, no. 13(8), рр. 4701-4713. DOI: 10.12973/eurasia.2017.00947a. (in English).

24. Korablina E. P., Lisovskaya N. B., Pashkin S. B., Shingaev S. M. Psychological Readiness For Professional Activity Of Future Psychologists. Psychological Readiness For Professional Activity Of Future Psychologists. 19th PCSF 2019 Professional Culture ofthe Specialist ofthe Future, 2019, vol. LXXIII, рр. 476-484. DOI: 10.15405 / epsbs.2019.12.51. (in English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Seryapina Y. S. The concept of «Readiness for pedagogical activity»: notivational readiness, psychological readiness, readiness to innovat ive activity. Bulletin ofthe South Ural state University. Series: Education. Pedagogical science. 2018, vol. 10, no. 4, рр. 77-86. DOI: 10.14529/ped180410. (in English)

26. Uhryn O. Psychological readiness of students to work in a professional field. Journal ofEducation Culture and Society, 2020, no. 4(2), рр. 97-107DOI: 10.15503/jecs20132.97.107. (in English)

27. Osadchuk O. L. Formation of professional reliability of a specialist. Fundamental study. 2005, no. 1, рр. 86-88. (In Russian).

28. Ivanova E. M. The formation of the psychological readiness of students-psychologists for professional development. Bulletin of the Moscow University, Series 14: Psychology, 2013, no. 1, рр. 152-159. (In Russian).

29. Meshkova I. V., Zav'yalova L. P. Adaptive coping as a resource for forming the psychological readiness of future teachers for professional activity. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev. 2019. no. 3(49), рр. 163-171. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-152. (In Russian).

Information about the authors

OlgaL. Osadchuk

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor. Siberian State Automobile and Highway University (5 Mira Ave., Omsk, 644080, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Natalya N. Rybakova

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor. Siberian State Automobile and Highway University (5 Mira Ave., Omsk, 644080, Russian Federation). E-mail: [email protected]

© О. Л. Осадчук, Н. Н. Рыбакова, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.