13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378:338.48
UDC 378:338.48
МАЛАФИИ А.С.
преподаватель, кафедра «Теория и методика образования», ФГБОУ ВО «Тульский государственныйунивер-ситет»
E-mail: [email protected] САЛЬНИКОВА О.Е.
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Теория и методика образования», ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» E-mail: [email protected]
MALAFIY A.S.
Lecturer of the Department "Theory and Methodology of Education", Tula State University, Tula E-mail: [email protected] SALNIKOVA O.E.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department "Theory and Methodology of Education", TulaStateUniversity, Tula E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION SKILLS AMONG FUTURE SPECIALISTS OF THE TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY
В статье рассматриваются подходы зарубежных и отечественных ученых к раскрытию понятия «профессиональное самоопределение», изучаются особенности формирования навыков самоопределения у специалистов сферы туризма и гостеприимства. С целью оценки уровня сформированности навыков профессионального самоопределения проведено исследование, в котором приняли участие студенты направлений подготовки «Гостиничное дело» и «Сервис» на начальном этапе обучения и на третьем «переломном» курсе.
Ключевые слова: навыки профессионального самоопределения, self-skills, профессиональное становление личности, образовательный процесс, профессиональные компетенции.
The article examines the approaches of foreign and domestic scientists to the disclosure of the concept of "professional self-determination", examines the peculiarities of the formation of self-determination skills among specialists in the field of tourism and hospitality. In order to assess the level of formation of professional self-determination skills, a study was conducted in which students of the areas of training "Hotel business" and "Service" took part at the initial stage of training and at the third "turningpoint" course.
Keywords: skills of professional self-determination, self-skills, professional formation of personality, educational process, professional competencies.
На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем продолжает оставаться проблема формирования навыков профессионального самоопределения у выпускника вуза. Анализ научных исследований и статистических данных, проведенное социологическое исследование позволили выявить следующее: многие выпускники вуза не готовы к осуществлению профессионального выбора, не понимают социальной значимости профессии, у них не сформирована мотивация к профессиональной деятельности, что, в свою очередь, влияет на уровень конкурентоспособности молодых специалистов [1].
Согласно данным Росстата, 41% россиян, получивших высшее образование, отказываются работать по специальности. В основном они трудятся в сфере продаж или являются административным персоналом. Большой процент выпускников вузов разочаровываются в полученной профессии и ощущают неудовлетворённость ею (только каждый третий специалист доволен своим образованием). Реже всего полученными знаниями в вузах довольны представители искусства и масс-медиа и работники туристической сферы (30%) [2]. Все
это свидетельствует о проблемах в сфере профессионального самоопределения личности.
В научной литературе можно встретить следующие трактовки понятия «профессиональное самоопределение». Э. Дейси и Р. Райан рассматривают понятие «самодетерминации» как собственную активность человека, основным критерием которой является способность человека гибко взаимодействовать с окружающим миром [3].
Д.А. Леонтьев определяет самодетерминацию как высшую форму саморегуляции личности, способность человека действовать независимо от внешних обстоятельств и непредсказуемо для сторонних наблюдателей, но при этом следуя своей логике и убеждениям [4]. С.Л. Рубинштейн определяет самодетерминацию, как внутреннее условие, собственной активности при самоопределении [4].
Профессиональное самоопределение рассматривается как элемент личностного самоопределения, которое происходит на протяжении всей жизни человека и определяет степень взросления личности, построение жизненных планов, профессионального выбора, нахождения путей адаптации работника к выполняемой
© Малафий А.С., Сальникова О.Е. © Malafiy A.S., Salnikova O.E.
деятельности (Н.А. Бердяев, Б.М. Бим-Бад, И.С. Кон и др.). Мы берем за основу определение Э.Ф. Зеера, который рассматривает профессиональное самоопределение как процесс, определяющий «отношение человека к миру профессий и своего места в этом мире» [5, с. 136]. Э.Ф. Зеер считает профессиональное самоопределение «важным фактором самореализации личности в конкретной профессии», полагая, что «постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации, «выполнения» себя» [5, с. 136].
Профессиональное самоопределение - процесс длительный, охватывающий период от появления профессиональных устремлений до окончания трудовой деятельности. Особое место занимает в этом процессе этап обучения в вузе. На первом курсе студенты адаптируются к условиям профессионального обучения в вузе. Исследования констатируют оторванность профессиональных представлений студентов от реальности, изменение их представлений о профессии, неадекватность оценок [6]. Третий год обучения характеризуется, как правило, «синдромом разочарования», когда происходит недовольство содержанием профессионального образования и спад удовлетворенности подготовкой к будущей профессии. Число студентов, максимально удовлетворенных своей специальностью, уменьшается от первого курса к третьему с 30% до 14%.
Один из путей решения этой проблемы, на наш взгляд, - это целенаправленная работа по формированию у студентов профессионального самоопределения, умения самостоятельно делать правильный выбор, определять путь собственного профессионального развития. На формирование профессионального самоопределения студентов в процессе обучения в вузе оказывает влияние целый ряд факторов, среди которых академическая профессиональная подготовка, овладение студентом системой профессиональных знаний и умений, различные виды производственной и учебной практик, взаимодействие с профессиональной средой, участие студентов в творческой деятельности, связанной с будущей профессией.
С целью оценки уровня сформированности навыков профессионального самоопределения нами было проведено исследование среди студентов Тульского государственного университета. В нем приняли участие студенты направлений подготовки «Гостиничное дело» и «Сервис» на начальном этапе обучения и на третьем «переломном» курсе. В опросе приняло участие 146 студентов (большую часть составили девушки -91,5 %). Возраст респондентов 17-20 лет.
Во второй части исследования мы изучили влияние учебной дисциплины «Технологии самореализации и саморазвития личности» на формирование навыков профессионального самоопределения студентов. К критериям эффективности формирования навыков профессионального самоопределения можно отнести активность в достижении профессиональных целей, профессиональную мотивацию, степень удовлетворен-
ности профессиональной подготовкой и др.
Больше половины респондентов оценивают свой уровень конкурентоспособности (на начальном этапе обучения) как средний (рисунок 1).
Рис. 1. Уровень самооценки личной конкурентоспособности студентами 1-2 курса.
Факторы, которые способствуют достижению профессиональных целей в период обучения в вузе представлены на рисунке 2.
При этом критерий «участие в конференции» может быть рассмотрен в двух направлениях: пассивное заочное участие с публикацией статьи и активное участие с выступлением с докладом и презентацией. Мнения респондентов по этому критерию распределились практически поровну (47% опрашиваемых за активное участие с докладом, т.к. выступление перед большой аудиторией способствуют развитию коммуникативных компетенций, способности быстро реагировать в неожиданных ситуациях, находить ответы на вопросы и др.
О 2 4 В 8 1а 12 М 16
Рис. 2. Факторы, способствующие достижению профессиональных целей в процессе обучения в вузе.
Однако 18% опрашиваемых отметили, что на сегодняшний день не делают ничего для того, чтобы как-то повысить свою конкурентоспособность.
Немаловажное значение в процессе формирования навыков профессионального самоопределения имеет осознанность выбора будущей профессии, специальности, на которой человек будет учиться. Результаты опроса показали, что большинство респондентов при выборе специализации и направления подготовки ориентировались на собственные склонности и желания: 86, 9 % указали на то, что получаемое образование связано с областью их интересов (рисунок 3).
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
всегда хотел работать в туризме и гостиничном бизнесе
просто прошел по баллам
была цель поступить в вуз
Рис. 3. Выбор именно этого направление для обучения.
Выбор учебного заведения был обусловлен и другими факторами: 43,4% опрашиваемых выбрали вуз под влиянием положительных отзывов друзей и знакомых, 18,3 % отметили, что их выбор определили родители.
69,5% опрашиваемых считает, что работу можно совмещать с учебой, но если это не мешает последней (рисунок 4).
только после получения диплома
если это не мешает учебе, то совмещать, т.к. нужен опыт можно совмещать
Рис. 4. Возможность совмещения работы с учебой.
4,3 % опрашиваемых будут устраиваться на работу только после учебы, т.к. считают, что при совмещении будет страдать качество и там, и там. Однако более 30 % респондентов предлагают набирать дополнительный опыт во время каникул, в качестве подработок на предприятиях отрасли. По их мнению, такой подход будет способствовать формированию навыков профессионального самоопределения, самореализации и др.
Оценка по шкале таких качеств, как стремление к инновациям, лидерские качества, коммуникабельность, знание кросс-культурной коммуникации и др. показали, что у студентов 1 и 3 курсов наблюдаются различия в оценке данных качеств (рисунок 5). Исследование мнений обучающихся проводилось с использованием шкалы Лайкерта с целью выявления их отношения к факторам, обеспечивающих конкурентоспособность
специалиста. 12
...... 11] ,ш1 г. 1 1,11 III
1
2
3
4
5
6
7
8
9
■ стремление к инновациям
■ целеустремленность
■ знание межкультурной коммуникации
■ коммуникабельность
■ наличие творческих способностей
■ лидерские качества
□ умение работать в группе
■ самостоятельность
Рис. 5. Оценка по 10-балльной шкале представленных качеств (студенты 1,3 курс).
При этом если рассматривать ответы студентов 1 и 3 курсов по отдельности, то можно увидеть, что раз-
брос по 10-ти балльной шкале более сильный у студентов 3 курса, тогда как студенты-первокурсники оценивают эти составляющие конкурентоспособности и навыков профессионального самоопределения в диапазоне 6-8 баллов. Данное обстоятельство может быть связано, на наш взгляд, с тем, что опрашиваемые студенты только закончили обучение в школе, у них еще не сформировано первичное представление о профессиональной деятельности, они не проходили практику на предприятии, не имеют опыта работы в отрасли. Поэтому данная оценка является частично завышенной и необъективной.
Кроме того, проведенное социологическое исследование среди студентов 3 курса направлений подготовки 43.03.03 Гостиничное дело и 43.03.01 Сервис позволило выявить проблемы, возникающие при прохождении производственной практики или устройстве на работу.
Многие отмечают, что при выходе на первую практику на предприятие, у них возникают проблемы с применением лекционного материала. Некоторые лекции носят общий характер, не углубляясь в специфику практической деятельности. В свою очередь сотрудники баз практики мало внимания уделяют адаптационному этапу, зачастую в первый день проводится инструктаж (515 мин) и дальше сразу выдается задание. Последующие дни сотрудник компании не уделяет должного внимания практиканту, формально подходит к выполнению своих обязанностей. Студенту приходится самостоятельно учиться находить правильные решения. Такой подход часто приводит к тому, что у многих студентов не развивается стрессоустойчивость, а наоборот, появляется боязнь перед прохождением следующей практики, подавляется мотивация к саморазвитию.
Таким образом, у студентов 1 и 3 курсов невысока осознанность выбора направления подготовки, готовность самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, неразвита способность к адекватной самооценке профессиональной компетенции, у части студентов отсутствует уверенность в профессиональном успехе, недостаточно сформирована установка на творческую деятельность.
Одной из задач нашего исследования было изучение влияния учебного курса «Технологии самореализации и саморазвития» на формирование профессионального самоопределения. Его введение совершенно оправдано на третьем курсе, когда обычно происходит спад удовлетворенности профессиональным обучением.
Изучение курса нацелено на активизацию субъ-ектности студента в процессе профессионального самоопределения, на изменение позиции студента на активную, реализующую профессиональное самоопределение как проявление достоинства, самоуважения и творчества [7, 8].
Очень важно, что учебная дисциплина помогает студентам изучить самого себя, свои особенности, интересы, потребности, склонности, свойства нервной системы. Студенты имеют возможность на занятиях продемонстрировать свои личные и профессиональ-
10
4
2
0
10
ные возможности. Курс учит студентов анализировать ситуацию, преобразовывать ее в соответствии со своими устремлениями, преодолевать негативные условия в процессе достижения профессиональных целей. В рамках курса студенты знакомятся с вопросами самопознания, саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Курс позволяет осмыслить возникающие проблемы и конфликты, анализировать кризисы профессионального развития.
Нами были изучены результаты этого этапа формирования у студентов навыков профессионального самоопределения и выявлена эффективность изучения курса «Технологии самореализации и саморазвития». Нами было отмечено более полное и глубокое осознание профессиональной деятельности, формирование потребности в профессиональной самореализации. Увеличилось количество студентов, отметивших стремление к инновациям и наличие лидерских ка-
честв как одних из важнейших в профессиональной самореализации. 71% опрашиваемых студентов отметили готовность к индивидуальному профессионально-личностному развитию в вузе с целью повышения своей конкурентоспособности.
После изучения дисциплины отмечается более высокая удовлетворенность профессиональным выбором студентов (60 %), ориентированность на успех (71%), готовность к планированию профессионального развития (45%).
Таким образом, навыки эффективного профессионального самоопределения студентов вуза- это результат целенаправленной работы по формированию у студентов профессиональных установок [9], умения адаптироваться к быстро изменяющимся условиям профессиональной деятельности, навыков адекватной оценки своих профессиональных возможностей, нахождения смысла выполнения профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Танкиева Т.А., Малафий А.С. Компетентностный подход к подготовке специалистов индустрии туризма и гостеприимства: опыт Тульского государственного университета// Современные проблемы науки туриндустрии. Сборник научных статей: в 2 томах. 2015. С. 219-226.
2. Исследование показало, сколько выпускников вузов работают по специальности [Электронный ресурс]. РИА Новости [сайт]. URL: https://ria.ru/20190902/1558146808.html (дата обращения: 22.08.2021)
3. Weinstein N., Deci E.L., Ryan R.M. Motivational determinants of integrating positive and negative past identities. Journal of Personality and Social Psychology. 2013. 100. Pp. 527-544.
4. Борзова Т.В., ПлотниковаЕ.С. Проявление самодетерминации в личностной, деятельностной и социальной самореализации студентов // Психолог. 2020. № 4. С. 12-21.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Ф. Зеер. 2-е изд., стер. Москва: Академия, 2007. 239 с.
6. Заславская О.В., Малафий А.С. Формирование "мягких навыков" в образовательном процессе вуза как фактор развития конкурентоспособности молодого специалиста// Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 115-126.
7. Сальникова О.Е. Принцип культуросообразности как основа преподавания дисциплины "Технологии самореализации и саморазвития личности" в вузе// Известия тульского государственного университета. Педагогика. 2021. №1. С. 72-79.
8. Оськина С.В. Формирование у студентов организаторских умений в процессе преподавания курса "Технологии самореализации и саморазвития личности"// Известия тульского государственного университета. Педагогика. 2021. №1. С. 49-55.
9. Zaslavskaya Olga V., Olga E. Salnikova, Victor N. Rannikh, Galina E. Kotkova. Formation of the student's personality as a didactic problem: Estudos sobre Educagao, Presidente Prudente-SP, v. 30, n.1, Pp.557-579, Margo/Dez., 2019. ISSN: 2236-0441.
References
1. Tankieva T.A., MalafiyA.S. Competence-based approach to training specialists in the tourism and hospitality industry: the experience of Tula State University// Modern problems of the science of the tourism industry. Collection of scientific articles: in 2 volumes. 2015. Pp. 219-226.
2. The study showed how many university graduates work in the specialty [Electronic resource]. RIA Novosti [website]. URL: https:// ria.ru/20190902/1558146808.html (accessed: 08/22/2021)
3. Weinstein N., Deci E.L., Ryan R.M. Motivational determinants of integrating positive and negative past identities. Journal of Personality and Social Psychology. 2013, 100. Pp. 527-544.
4. Borzova T.V., Plotnikova E.S. Manifestation of self-determination in personal, activity and social self-realization of students // Psychologist. 2020. No. 4. Pp. 12-21.
5. ZeerE.F. Psychology of professional development: a textbook for students of higher educational institutions. 2nd ed., ster. Moscow: Academy, 2007. 239 p.
6. Zaslavskaya O.V., Malafiy A.S. Formation of "soft skills" in the educational process of the university as a factor in the development of competitiveness of a young specialist// Prospects of science and education. 2021. No. 3 (51). Pp. 115-126.
7. Salnikova O.E. The principle of cultural conformity as the basis for teaching the discipline "Technologies of self-realization and self-development of personality" at the university// Proceedings of Tula State University. Pedagogy. 2021. No. 1. Pp. 72-79.
8. OskinaS.V. Formation of students' organizational skills in the process of teaching the course "Technologies of self-realization and self-development of personality"// Izvestiya Tula State University. Pedagogy. 2021. No. 1. Pp. 49-55.
9. Zaslavskaya Olga V., Olga E. Salnikova, Victor N. Rannikh, Galina E. Kotkova. Formation of the student's personality as a didactic problem: Estudos sobre Educagao, Presidente Prudente-SP, v. 30, n.1, Pp. 557-579, Margo/Dez., 2019. ISSN: 2236-0441.