Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / SELF-SKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малафии А. С., Сальникова О. Е.

В статье рассматриваются подходы зарубежных и отечественных ученых к раскрытию понятия «профессиональное самоопределение», изучаются особенности формирования навыков самоопределения у специалистов сферы туризма и гостеприимства. С целью оценки уровня сформированности навыков профессионального самоопределения проведено исследование, в котором приняли участие студенты направлений подготовки «Гостиничное дело» и «Сервис» на начальном этапе обучения и на третьем «переломном» курсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малафии А. С., Сальникова О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION SKILLS AMONG FUTURE SPECIALISTS OF THE TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY

The article examines the approaches of foreign and domestic scientists to the disclosure of the concept of “professional self-determination”, examines the peculiarities of the formation of self-determination skills among specialists in the field of tourism and hospitality. In order to assess the level of formation of professional self-determination skills, a study was conducted in which students of the areas of training “Hotel business” and “Service” took part at the initial stage of training and at the third “turningpoint” course.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378:338.48

UDC 378:338.48

МАЛАФИИ А.С.

преподаватель, кафедра «Теория и методика образования», ФГБОУ ВО «Тульский государственныйунивер-ситет»

E-mail: [email protected] САЛЬНИКОВА О.Е.

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Теория и методика образования», ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» E-mail: [email protected]

MALAFIY A.S.

Lecturer of the Department "Theory and Methodology of Education", Tula State University, Tula E-mail: [email protected] SALNIKOVA O.E.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department "Theory and Methodology of Education", TulaStateUniversity, Tula E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION SKILLS AMONG FUTURE SPECIALISTS OF THE TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY

В статье рассматриваются подходы зарубежных и отечественных ученых к раскрытию понятия «профессиональное самоопределение», изучаются особенности формирования навыков самоопределения у специалистов сферы туризма и гостеприимства. С целью оценки уровня сформированности навыков профессионального самоопределения проведено исследование, в котором приняли участие студенты направлений подготовки «Гостиничное дело» и «Сервис» на начальном этапе обучения и на третьем «переломном» курсе.

Ключевые слова: навыки профессионального самоопределения, self-skills, профессиональное становление личности, образовательный процесс, профессиональные компетенции.

The article examines the approaches of foreign and domestic scientists to the disclosure of the concept of "professional self-determination", examines the peculiarities of the formation of self-determination skills among specialists in the field of tourism and hospitality. In order to assess the level of formation of professional self-determination skills, a study was conducted in which students of the areas of training "Hotel business" and "Service" took part at the initial stage of training and at the third "turningpoint" course.

Keywords: skills of professional self-determination, self-skills, professional formation of personality, educational process, professional competencies.

На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем продолжает оставаться проблема формирования навыков профессионального самоопределения у выпускника вуза. Анализ научных исследований и статистических данных, проведенное социологическое исследование позволили выявить следующее: многие выпускники вуза не готовы к осуществлению профессионального выбора, не понимают социальной значимости профессии, у них не сформирована мотивация к профессиональной деятельности, что, в свою очередь, влияет на уровень конкурентоспособности молодых специалистов [1].

Согласно данным Росстата, 41% россиян, получивших высшее образование, отказываются работать по специальности. В основном они трудятся в сфере продаж или являются административным персоналом. Большой процент выпускников вузов разочаровываются в полученной профессии и ощущают неудовлетворённость ею (только каждый третий специалист доволен своим образованием). Реже всего полученными знаниями в вузах довольны представители искусства и масс-медиа и работники туристической сферы (30%) [2]. Все

это свидетельствует о проблемах в сфере профессионального самоопределения личности.

В научной литературе можно встретить следующие трактовки понятия «профессиональное самоопределение». Э. Дейси и Р. Райан рассматривают понятие «самодетерминации» как собственную активность человека, основным критерием которой является способность человека гибко взаимодействовать с окружающим миром [3].

Д.А. Леонтьев определяет самодетерминацию как высшую форму саморегуляции личности, способность человека действовать независимо от внешних обстоятельств и непредсказуемо для сторонних наблюдателей, но при этом следуя своей логике и убеждениям [4]. С.Л. Рубинштейн определяет самодетерминацию, как внутреннее условие, собственной активности при самоопределении [4].

Профессиональное самоопределение рассматривается как элемент личностного самоопределения, которое происходит на протяжении всей жизни человека и определяет степень взросления личности, построение жизненных планов, профессионального выбора, нахождения путей адаптации работника к выполняемой

© Малафий А.С., Сальникова О.Е. © Malafiy A.S., Salnikova O.E.

деятельности (Н.А. Бердяев, Б.М. Бим-Бад, И.С. Кон и др.). Мы берем за основу определение Э.Ф. Зеера, который рассматривает профессиональное самоопределение как процесс, определяющий «отношение человека к миру профессий и своего места в этом мире» [5, с. 136]. Э.Ф. Зеер считает профессиональное самоопределение «важным фактором самореализации личности в конкретной профессии», полагая, что «постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации, «выполнения» себя» [5, с. 136].

Профессиональное самоопределение - процесс длительный, охватывающий период от появления профессиональных устремлений до окончания трудовой деятельности. Особое место занимает в этом процессе этап обучения в вузе. На первом курсе студенты адаптируются к условиям профессионального обучения в вузе. Исследования констатируют оторванность профессиональных представлений студентов от реальности, изменение их представлений о профессии, неадекватность оценок [6]. Третий год обучения характеризуется, как правило, «синдромом разочарования», когда происходит недовольство содержанием профессионального образования и спад удовлетворенности подготовкой к будущей профессии. Число студентов, максимально удовлетворенных своей специальностью, уменьшается от первого курса к третьему с 30% до 14%.

Один из путей решения этой проблемы, на наш взгляд, - это целенаправленная работа по формированию у студентов профессионального самоопределения, умения самостоятельно делать правильный выбор, определять путь собственного профессионального развития. На формирование профессионального самоопределения студентов в процессе обучения в вузе оказывает влияние целый ряд факторов, среди которых академическая профессиональная подготовка, овладение студентом системой профессиональных знаний и умений, различные виды производственной и учебной практик, взаимодействие с профессиональной средой, участие студентов в творческой деятельности, связанной с будущей профессией.

С целью оценки уровня сформированности навыков профессионального самоопределения нами было проведено исследование среди студентов Тульского государственного университета. В нем приняли участие студенты направлений подготовки «Гостиничное дело» и «Сервис» на начальном этапе обучения и на третьем «переломном» курсе. В опросе приняло участие 146 студентов (большую часть составили девушки -91,5 %). Возраст респондентов 17-20 лет.

Во второй части исследования мы изучили влияние учебной дисциплины «Технологии самореализации и саморазвития личности» на формирование навыков профессионального самоопределения студентов. К критериям эффективности формирования навыков профессионального самоопределения можно отнести активность в достижении профессиональных целей, профессиональную мотивацию, степень удовлетворен-

ности профессиональной подготовкой и др.

Больше половины респондентов оценивают свой уровень конкурентоспособности (на начальном этапе обучения) как средний (рисунок 1).

Рис. 1. Уровень самооценки личной конкурентоспособности студентами 1-2 курса.

Факторы, которые способствуют достижению профессиональных целей в период обучения в вузе представлены на рисунке 2.

При этом критерий «участие в конференции» может быть рассмотрен в двух направлениях: пассивное заочное участие с публикацией статьи и активное участие с выступлением с докладом и презентацией. Мнения респондентов по этому критерию распределились практически поровну (47% опрашиваемых за активное участие с докладом, т.к. выступление перед большой аудиторией способствуют развитию коммуникативных компетенций, способности быстро реагировать в неожиданных ситуациях, находить ответы на вопросы и др.

О 2 4 В 8 1а 12 М 16

Рис. 2. Факторы, способствующие достижению профессиональных целей в процессе обучения в вузе.

Однако 18% опрашиваемых отметили, что на сегодняшний день не делают ничего для того, чтобы как-то повысить свою конкурентоспособность.

Немаловажное значение в процессе формирования навыков профессионального самоопределения имеет осознанность выбора будущей профессии, специальности, на которой человек будет учиться. Результаты опроса показали, что большинство респондентов при выборе специализации и направления подготовки ориентировались на собственные склонности и желания: 86, 9 % указали на то, что получаемое образование связано с областью их интересов (рисунок 3).

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

всегда хотел работать в туризме и гостиничном бизнесе

просто прошел по баллам

была цель поступить в вуз

Рис. 3. Выбор именно этого направление для обучения.

Выбор учебного заведения был обусловлен и другими факторами: 43,4% опрашиваемых выбрали вуз под влиянием положительных отзывов друзей и знакомых, 18,3 % отметили, что их выбор определили родители.

69,5% опрашиваемых считает, что работу можно совмещать с учебой, но если это не мешает последней (рисунок 4).

только после получения диплома

если это не мешает учебе, то совмещать, т.к. нужен опыт можно совмещать

Рис. 4. Возможность совмещения работы с учебой.

4,3 % опрашиваемых будут устраиваться на работу только после учебы, т.к. считают, что при совмещении будет страдать качество и там, и там. Однако более 30 % респондентов предлагают набирать дополнительный опыт во время каникул, в качестве подработок на предприятиях отрасли. По их мнению, такой подход будет способствовать формированию навыков профессионального самоопределения, самореализации и др.

Оценка по шкале таких качеств, как стремление к инновациям, лидерские качества, коммуникабельность, знание кросс-культурной коммуникации и др. показали, что у студентов 1 и 3 курсов наблюдаются различия в оценке данных качеств (рисунок 5). Исследование мнений обучающихся проводилось с использованием шкалы Лайкерта с целью выявления их отношения к факторам, обеспечивающих конкурентоспособность

специалиста. 12

...... 11] ,ш1 г. 1 1,11 III

1

2

3

4

5

6

7

8

9

■ стремление к инновациям

■ целеустремленность

■ знание межкультурной коммуникации

■ коммуникабельность

■ наличие творческих способностей

■ лидерские качества

□ умение работать в группе

■ самостоятельность

Рис. 5. Оценка по 10-балльной шкале представленных качеств (студенты 1,3 курс).

При этом если рассматривать ответы студентов 1 и 3 курсов по отдельности, то можно увидеть, что раз-

брос по 10-ти балльной шкале более сильный у студентов 3 курса, тогда как студенты-первокурсники оценивают эти составляющие конкурентоспособности и навыков профессионального самоопределения в диапазоне 6-8 баллов. Данное обстоятельство может быть связано, на наш взгляд, с тем, что опрашиваемые студенты только закончили обучение в школе, у них еще не сформировано первичное представление о профессиональной деятельности, они не проходили практику на предприятии, не имеют опыта работы в отрасли. Поэтому данная оценка является частично завышенной и необъективной.

Кроме того, проведенное социологическое исследование среди студентов 3 курса направлений подготовки 43.03.03 Гостиничное дело и 43.03.01 Сервис позволило выявить проблемы, возникающие при прохождении производственной практики или устройстве на работу.

Многие отмечают, что при выходе на первую практику на предприятие, у них возникают проблемы с применением лекционного материала. Некоторые лекции носят общий характер, не углубляясь в специфику практической деятельности. В свою очередь сотрудники баз практики мало внимания уделяют адаптационному этапу, зачастую в первый день проводится инструктаж (515 мин) и дальше сразу выдается задание. Последующие дни сотрудник компании не уделяет должного внимания практиканту, формально подходит к выполнению своих обязанностей. Студенту приходится самостоятельно учиться находить правильные решения. Такой подход часто приводит к тому, что у многих студентов не развивается стрессоустойчивость, а наоборот, появляется боязнь перед прохождением следующей практики, подавляется мотивация к саморазвитию.

Таким образом, у студентов 1 и 3 курсов невысока осознанность выбора направления подготовки, готовность самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, неразвита способность к адекватной самооценке профессиональной компетенции, у части студентов отсутствует уверенность в профессиональном успехе, недостаточно сформирована установка на творческую деятельность.

Одной из задач нашего исследования было изучение влияния учебного курса «Технологии самореализации и саморазвития» на формирование профессионального самоопределения. Его введение совершенно оправдано на третьем курсе, когда обычно происходит спад удовлетворенности профессиональным обучением.

Изучение курса нацелено на активизацию субъ-ектности студента в процессе профессионального самоопределения, на изменение позиции студента на активную, реализующую профессиональное самоопределение как проявление достоинства, самоуважения и творчества [7, 8].

Очень важно, что учебная дисциплина помогает студентам изучить самого себя, свои особенности, интересы, потребности, склонности, свойства нервной системы. Студенты имеют возможность на занятиях продемонстрировать свои личные и профессиональ-

10

4

2

0

10

ные возможности. Курс учит студентов анализировать ситуацию, преобразовывать ее в соответствии со своими устремлениями, преодолевать негативные условия в процессе достижения профессиональных целей. В рамках курса студенты знакомятся с вопросами самопознания, саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Курс позволяет осмыслить возникающие проблемы и конфликты, анализировать кризисы профессионального развития.

Нами были изучены результаты этого этапа формирования у студентов навыков профессионального самоопределения и выявлена эффективность изучения курса «Технологии самореализации и саморазвития». Нами было отмечено более полное и глубокое осознание профессиональной деятельности, формирование потребности в профессиональной самореализации. Увеличилось количество студентов, отметивших стремление к инновациям и наличие лидерских ка-

честв как одних из важнейших в профессиональной самореализации. 71% опрашиваемых студентов отметили готовность к индивидуальному профессионально-личностному развитию в вузе с целью повышения своей конкурентоспособности.

После изучения дисциплины отмечается более высокая удовлетворенность профессиональным выбором студентов (60 %), ориентированность на успех (71%), готовность к планированию профессионального развития (45%).

Таким образом, навыки эффективного профессионального самоопределения студентов вуза- это результат целенаправленной работы по формированию у студентов профессиональных установок [9], умения адаптироваться к быстро изменяющимся условиям профессиональной деятельности, навыков адекватной оценки своих профессиональных возможностей, нахождения смысла выполнения профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Танкиева Т.А., Малафий А.С. Компетентностный подход к подготовке специалистов индустрии туризма и гостеприимства: опыт Тульского государственного университета// Современные проблемы науки туриндустрии. Сборник научных статей: в 2 томах. 2015. С. 219-226.

2. Исследование показало, сколько выпускников вузов работают по специальности [Электронный ресурс]. РИА Новости [сайт]. URL: https://ria.ru/20190902/1558146808.html (дата обращения: 22.08.2021)

3. Weinstein N., Deci E.L., Ryan R.M. Motivational determinants of integrating positive and negative past identities. Journal of Personality and Social Psychology. 2013. 100. Pp. 527-544.

4. Борзова Т.В., ПлотниковаЕ.С. Проявление самодетерминации в личностной, деятельностной и социальной самореализации студентов // Психолог. 2020. № 4. С. 12-21.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Ф. Зеер. 2-е изд., стер. Москва: Академия, 2007. 239 с.

6. Заславская О.В., Малафий А.С. Формирование "мягких навыков" в образовательном процессе вуза как фактор развития конкурентоспособности молодого специалиста// Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 115-126.

7. Сальникова О.Е. Принцип культуросообразности как основа преподавания дисциплины "Технологии самореализации и саморазвития личности" в вузе// Известия тульского государственного университета. Педагогика. 2021. №1. С. 72-79.

8. Оськина С.В. Формирование у студентов организаторских умений в процессе преподавания курса "Технологии самореализации и саморазвития личности"// Известия тульского государственного университета. Педагогика. 2021. №1. С. 49-55.

9. Zaslavskaya Olga V., Olga E. Salnikova, Victor N. Rannikh, Galina E. Kotkova. Formation of the student's personality as a didactic problem: Estudos sobre Educagao, Presidente Prudente-SP, v. 30, n.1, Pp.557-579, Margo/Dez., 2019. ISSN: 2236-0441.

References

1. Tankieva T.A., MalafiyA.S. Competence-based approach to training specialists in the tourism and hospitality industry: the experience of Tula State University// Modern problems of the science of the tourism industry. Collection of scientific articles: in 2 volumes. 2015. Pp. 219-226.

2. The study showed how many university graduates work in the specialty [Electronic resource]. RIA Novosti [website]. URL: https:// ria.ru/20190902/1558146808.html (accessed: 08/22/2021)

3. Weinstein N., Deci E.L., Ryan R.M. Motivational determinants of integrating positive and negative past identities. Journal of Personality and Social Psychology. 2013, 100. Pp. 527-544.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Borzova T.V., Plotnikova E.S. Manifestation of self-determination in personal, activity and social self-realization of students // Psychologist. 2020. No. 4. Pp. 12-21.

5. ZeerE.F. Psychology of professional development: a textbook for students of higher educational institutions. 2nd ed., ster. Moscow: Academy, 2007. 239 p.

6. Zaslavskaya O.V., Malafiy A.S. Formation of "soft skills" in the educational process of the university as a factor in the development of competitiveness of a young specialist// Prospects of science and education. 2021. No. 3 (51). Pp. 115-126.

7. Salnikova O.E. The principle of cultural conformity as the basis for teaching the discipline "Technologies of self-realization and self-development of personality" at the university// Proceedings of Tula State University. Pedagogy. 2021. No. 1. Pp. 72-79.

8. OskinaS.V. Formation of students' organizational skills in the process of teaching the course "Technologies of self-realization and self-development of personality"// Izvestiya Tula State University. Pedagogy. 2021. No. 1. Pp. 49-55.

9. Zaslavskaya Olga V., Olga E. Salnikova, Victor N. Rannikh, Galina E. Kotkova. Formation of the student's personality as a didactic problem: Estudos sobre Educagao, Presidente Prudente-SP, v. 30, n.1, Pp. 557-579, Margo/Dez., 2019. ISSN: 2236-0441.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.