Научная статья на тему 'Педагогическая направленность работы экскурсовода: особенности подготовки организаторов "инклюзивного" туризма'

Педагогическая направленность работы экскурсовода: особенности подготовки организаторов "инклюзивного" туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ЭКСКУРСОВОД / ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА ОБЪЕКТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PEDAGOGICAL TRAINING / TEACHING METHODS / TOUR GUIDE / SIGHTSEEING TOURISM / PEOPLE WITH DISABILITIES / METHODOLOGICAL TECHNIQUES FOR DISPLAYING THE OBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заславская О. В., Малафий А. С.

Развитие «инклюзивного» туризма, формирование доступной среды туризма как среды образования, воспитания и развития личности обостряет проблему улучшения качества профессиональной подготовки кадров для этой сферы человеческой деятельности. Статья исследует проблему подготовки экскурсоводов для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Дается описание процесса подготовки экскурсовода в вузе для работы с людьми с потерей зрения, проводится оценка результатов внедрения в образовательный процесс методики вузовской подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заславская О. В., Малафий А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PEDAGOGICAL TRAINING OF A GUIDE TO WORKING WITH PEOPLE WITH VISION LOSS

The development of inclusive tourism, the formation of an accessible environment exacerbates the problem of improving the quality of vocational training. The article is devoted to the preparation of guides to work with people with disabilities. The article describes the process of preparing a guide for working with people with vision loss, assesses the results of introducing training methods into the educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогическая направленность работы экскурсовода: особенности подготовки организаторов "инклюзивного" туризма»

УДК 378:338.48-32-056.24 ЗАСЛАВСКАЯ О.В.

доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель школы РФ, заведующая кафедрой «Теория и методика образования» ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» E-mail: ovzaslav@yandex.ru МАЛАФИЙА.С.

доцент кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства» ФГБОУ ВО «Тульский государственныйуниверси-тет»

E-mail: a.malafiy@mail.ru

UDC 378:338.48-32-056.24 ZASLAVSKAYA O.V.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Teacher of the School of the Russian Federation, Head of the Department «Theory and Methodology of Education» Tula

State University E-mail: ovzaslav@yandex.ru MALAFIYA.S.

Associate Professor of the Department «Tourism and Hospitality Industry» Tula State University E-mail: a.malafiy@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАБОТЫ ЭКСКУРСОВОДА: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ

ОРГАНИЗАТОРОВ «ИНКЛЮЗИВНОГО» ТУРИЗМА

METHODS OF PEDAGOGICAL TRAINING OF A GUIDE TO WORKING WITH PEOPLE WITH VISION LOSS

Развитие «инклюзивного» туризма, формирование доступной среды туризма как среды образования, воспитания и развития личности обостряет проблему улучшения качества профессиональной подготовки кадров для этой сферы человеческой деятельности. Статья исследует проблему подготовки экскурсоводов для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Дается описание процесса подготовки экскурсовода в вузе для работы с людьми с потерей зрения, проводится оценка результатов внедрения в образовательный процесс методики вузовской подготовки специалистов.

Ключевые слова: педагогическая подготовка, методика обучения, экскурсовод, экскурсионно-познавательный туризм, люди с ограниченными возможностями здоровья, методические приемы показа объекта, педагогическая направленность экскурсионной деятельности.

The development of inclusive tourism, the formation of an accessible environment exacerbates the problem of improving the quality of vocational training. The article is devoted to the preparation of guides to work with people with disabilities. The article describes the process of preparing a guide for working with people with vision loss, assesses the results of introducing training methods into the educational process.

Keywords: pedagogical training, teaching methods, tour guide, sightseeing tourism, people with disabilities, methodological techniques for displaying the object.

Невозможно переоценить роль университетов как кузницы профессиональных кадров. Опыт и практика позволяют утверждать, что правильно поставленный образовательный процесс в вузе - важнейший фактор количественных и качественных личностных приращений, обеспечивающий выпускнику затем уверенное продвижение к профессиональным вершинам [3].

Для всех понятно, что выдающиеся успехи специалистов, руководителей, организаторов науки и производства определяются не только их индивидуальным талантом и целеустремлённостью, но и наличием у каждого из них надёжной базы подлинного, системного знания о профессии, практических навыков и умений.

В этом отношении сфера туризма не является исключением [8]. В последние годы активно развивается доступная среда, ведется работа по развитию различных форм и направлений туризма. Однако в этом вопросе нельзя ограничиваться только формированием современной во всех отношениях инфраструктуры. Немаловажным фактором является подготовка персона-

ла для работы с различными категориями туристов.

Все чаще сегодня звучит такое понятие, как «инклюзия». Как правило, оно связано со сферой образования, формированием инклюзивной среды в учебном заведении. Однако процесс включения людей с ограниченными возможностями здоровья и в иные сферы активной жизни имеет ничуть не менее важное социальное и культурное значение.

Как показывает практика, экскурсоводов, прошедших обучение, знающих и применяющих методики работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья на маршрутах экскурсионно-познавательного туризма, существуют единицы. Как правило, выбор способов и методов своей просветительской деятельности с этой категорией граждан экскурсовод осуществляет без учета психолого-педагогических потенциалов экскурсии, её образовательно-воспитательных возможностей. Другими словами, экскурсии для различных категорий людей с инвалидностью проводятся по той же схеме, что и для тех, кто не имеет ограничения по здоровью.

© Заславская О.В., Малафий А.С. © Zaslavskaya O.V., Malafiy A.S.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Тем временем экскурсионно-познавательный туризм имеет мощный педагогический потенциал для развития творческих способностей человека и мотивации его к познанию и творчеству благодаря тому, что сама «природа» экскурсии как формы образовательной и просветительской деятельности позволяет органично реализовать на практике базовые общепедагогические принципы - наглядности, культуросообразности и при-родосообразности, сотрудничества, активности познающего субъекта. Экскурсионно-познавательный туризм может стать одним из эффективных средств, способствующих социальной адаптации и социализации человека, воспитанию и гармоничному развитию личности.

С учетом личностно формирующих принципов экскурсии роль экскурсовода обогащается педагогическими смыслами, приобретает педагогическую направленно сть.

Особое значение приобретает понимание этой новой сущности экскурсии, когда речь идет об экскурсантах с ограниченными для духовного роста, развития и познавательной деятельности возможностями здоровья.

Наша статья призвана ответить на следующие вопросы:

• В чем состоит специфика экскурсионно-познавательного туризма, если участниками туристической практики являются люди с ограниченными возможностями здоровья?

• Какие требования к подготовке экскурсоводов в вузе позволяют обеспечить необходимый и достаточный уровень их профессиональной квалификации, в том числе квалификации педагогической?

• Какова методика подготовки таких специалистов? Каковы её стратегические и тактические приоритеты? Что входит в систему методического сопровождения подготовки специалистов-экскурсоводов для работы с гражданами с особыми образовательными и культурными потребностями?

Для конкретизации положений и выводов нашей статьи рассмотрим составляющие заявленных проблем на примере подготовки экскурсоводов для работы с людьми с частичной или полной потерей зрения.

Остановимся на явных и скрытых потенциалах образовательно-воспитательной экскурсии для людей с частичной или полной потерей зрения.

Отметим, что деятельность экскурсовода, работающего с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а в частности с людьми с частичной или полной потерей зрения, представляет собой комплексное явление, требующее от таких специалистов целого спектра специальных знаний и умений.

Экскурсовод должен знать:

- основные аспекты организации экскурсии для людей с потерей зрения;

- основные требования к тактильному осмотру и исследованию объекта;

- правила обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном маршрутах;

- знание методических приемов показа;

- знание последовательности работы с туристами с потерей зрения.

Экскурсовод должен уметь:

- разрабатывать новые формы и методы проведения как пешеходных, так и экскурсий на различных видах транспорта для людей с потерей зрения;

- определять ключевые позиции программы экскурсии, опорные экспонаты;

- проводить инструктаж по технике безопасности, учитывая физиологические потребности экскурсантов;

- разрабатывать адаптированный для этой категории туристов текст интерактивной экскурсии;

- проводить тактильный осмотр экспоната;

- применять на практике правильные методические приемы показа и др.

С 2012 года на базе кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства» ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» ведется работа по созданию методик подготовки специалистов сферы туризма для работы людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Разработанные методики были обсуждены в рамках круглого стола «Инновации в сфере туризма» на Первом Тульском Международном Туристском Форуме 28-29 сентября 2012 г, а также в рамках проводимого на базе кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства» круглого стола на тему «Туризм как средство адаптации инвалидов» с участием людей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и получили одобрение и поддержку педагогического сообщества [4].

В 2013 году были внедрены данные методики подготовки экскурсоводов-волонтеров для работы с людьми с нарушением функции опорно-двигательного аппарата. Подготовка включала теоретическое и практическое ознакомление волонтеров с основами эксплуатации инвалидных колясок, основными требованиями к оказанию помощи людям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата [3]. В ходе практической части обучающиеся проходили отработку знаний на манекенах. Группа волонтеров провела отработку навыков движения по маршруту во время акции «Доступный круговорот», проводимой совместно с руководителем проекта «МОГУ» инвалидом-колясочником Артемом Муницыным в г. Тула. Данная методика принесла положительный результат [7].

Как итог педагогического поиска и внедрения его результатов стало, то, что с 2015 года кафедрой «Туризм и индустрия гостеприимства» Тульского государственного университета реализуется плановая подготовка экскурсоводов по программе повышения квалификации «Экскурсионное обслуживание». Программа повышения квалификации включает обязательный модуль «Методики организации экскурсий для людей с ограниченными физическими возможностями».

Обязательным блоком данного модуля является проведение практических занятий по подготовке экскурсоводов для работы с людьми с частичной и полной потерей зрения. Обучение проводится в группах (8-10 человек). Такое число обучающихся является оптималь-

ным. Практические занятия проводятся после прослушивания лекционного материала.

Начинаются занятия с работы в малоосвещенном помещении. Каждый обучающийся должен погрузиться в состояние человека с потерей зрения. Для этого в кабинете, где проводится занятие, создается полная темнота, не включается свет. Когда человек из светлого пространства резко попадает в темноту, у него дополнительно включаются другие органы чувств, помогающие ориентироваться в темном помещении. На этом этапе мы даем прочувствовать каждому обучающемуся этот резкий контраст, понять, что происходит с организмом в этот момент, какие органы чувств первыми включаются, чтобы помочь «увидеть», и придумать для себя способ ориентирования в пространстве.

Далее переходим к общению друг с другом, но при этом визуальный компонент практически исключен. Мы учимся общаться, получать информацию с помощью звуков. Основными характеристиками звукового канала воздействия являются высота голоса, скорость речи, тембр. По тому, как человек говорит и что он говорит, можно понять возраст, настроение, уровень грамотности, воспитания, взволнованности или наоборот спокойствия и др. Слух и все звуки вокруг - это для человека с потерей зрения важнейшие составляющие взаимодействия с окружающим миром.

При этом звуки не должны быть резкими, громкими, их не должно быть сразу слишком много. От этого незрячий человек не сможет их все дифференцировать и будет чувствовать себя дискомфортно.

Постепенно увеличиваем подачу света, чтобы плавно перейти от состояния «ничего не вижу» к состоянию «вижу частично». После этого необходимо обсудить все ощущения и какие органы чувств были наиболее задействованы. Потому что в дальнейшем во время работы с людьми с нарушениями зрения экскурсовод будет использовать эти знания для проведения тактильного осмотра и выборе методических приемов показа объекта.

После этого можно перейти к отработке техники осмотра экспоната. Для этого каждому обучающемуся выдается повязка на глаза и белые нитяные перчатки. Преподаватель кладет руку на экспонат и дает время на то, чтобы обучающийся смог детально его изучить. Необходимо обязательно обсуждать, что это за предмет, какие ощущения он испытывал и т. д.

Последовательность тактильного изучения предметов представлена на рисунке 1.

Осязание у людей с потерей зрения достаточно обострено. С помощью тактильного осмотра человек ощущает все неровности на поверхности предмета, объем, форму и др.

Во время проведения экскурсии возможно использование различных комбинаций методических приемов показа объекта. В таблице 1 представлена возможность использования методических приемов при проведении экскурсии для людей с потерей зрения.

Уобщее опис'™е предмт эк_м

• обследование этого предмета каждым экскурсантом 2 индивидуально

^^ • анализ мелких деталей ^^ • повтор линии контура ^^ • прием «имитирующее рисование»

Рис. 1. Последовательность тактильно изучения предметов.

Во время проведения экскурсии подготовленный экскурсовод должен оценить возможность использования тех или иных методических приемов или их комбинации с учетом не только состава группы, их физического состояния, уровня восприятия окружающего мира, но и с учетом возможностей помещения, планом размещения объектов показа.

Таблица 1

Использование методических приемов показа объекта при проведении экскурсии для людей с потерей зрения

№ Наименование приемов Возможность использования во время экскурсии

1 Прием предварительного осмотра Да. Должны быть четко описаны цели и задачи экскурсии, дано краткое описание экскурсии.

2 Прием панорамного показа Нет

3 Прием зрительного анализа Возможно частично, если у экскурсантов развито воображение

4 Прием зрительной реконструкции Возможно частично, если у экскурсантов развито воображение

5 Прием локализации событий Да

6 Прием зрительного сравнения Да. При этом второй предмет, с которым производится сравнение, либо мысленно воссоздается, либо два предмета поочередно тактильно осматриваются.

7 Прием абстрагирования Да, при условии тщательного тактильного осмотра интересующей части предмета

8 Прием интеграции Да

9 Прием зрительной аналогии Да, особенно если для тактильного осмотра ценный экспонат заменяют на аналогичную копию.

10 Прием переключения внимания Возможно частично

11 Прием движения Возможно частично

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Необходимо помнить, что представление о предмете и явлениях складывается не только на основе восприятия, но и информации, которая поступает от экскурсовода. По словам академика А.И. Берга, «человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира - начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло...» [10]. При составлении текста экскурсовод должен продумать, как достичь баланса между качеством и количеством представленной информации.

После прохождения всех практических этапов подводятся итоги занятия. Преподаватель делает обобщение по теме, анализирует те моменты, которые были упущены при выполнении заданий, уточняет ошибки, проводит их обсуждение, и самые сложные элементы отрабатываются дополнительно.

По окончании проведенного обучения проводится проверка знаний и умений на основе разработанных заданий. Итоговая работа содержит в себе задания, направленные на проверку, как общих знаний и умений экскурсовода, так и особенных. Отчет оценивается по 100-балльной шкале.

Оценка итогов обучения в контрольной и экспериментальной группах представлена на рисунке 2.

Таким образом, видно, что средний процент усвоения материала в экспериментальной группе составил 84,7 % (общие знания) и 83,2 % (особенные знания и умения).

общие знания и умения (экспериментальная группа) особенные знания и умения (экспериментальная группа) - общие знания и умения (контрольная группа) -■-особенные знания и умения (контрольная группа)

Рис. 2. Результаты проверки знаний и умений в контрольной и экспериментальной группах.

Аналогичные задания были даны в группе, которая проходила обучение по общей программе подготовки. Средний процент усвоения материала в этой группе составил 83,3 % (общие знания) и 64,6 % (особенные знания и умения).

Все это позволяет сделать вывод об эффективности применяемой методики подготовки экскурсоводов, способных обеспечить необходимый и достаточный уровень работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. В целом также можно утверждать, что «инклюзивный» туризм может и должен стать важным направлением культурно-просветительской и образовательно-развивающей деятельности в системе социальной поддержки граждан нашей страны, находящихся в трудной жизненной ситуации. Подготовка специалистов для работы с ними, расширение профессиональных возможностей работников сферы туризма в решении социально значимых задач - важная миссия вузов как кузницы кадров на уровне современных требований.

Библиографический список

1. БогдановаА.Д. Профессиональная переподготовка экскурсоводов для работы с иностранными туристами : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Богданова Анна Дмитриевна; [Место защиты: Рос. междунар. акад. туризма]. Москва, 2010. 169 с.

2. Баранова В.В. Содержание и технологии подготовки специалистов для сферы туризма в системе высшего профессионального образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Баранова Вера Викторовна; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого]. Тула, 2007. 189 с.: ил.

3. Заславская О.В. Профессиональная личность педагога: подданный норматива или гражданин профессии?// Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой (18-19 октября 2018 г., г. Москва) / Под ред. Н.Л. Селивановой, И.Ю. Шустовой. Москва: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2018. 592 с. С. 456-461

4. Пономарева И.Ю., Малафий А.С. Особенности организации инклюзивного туризма (на примере лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // ТУРИЗМ I КРАСЗНАВСТВО: Збiрник наукових праць. - Додаток до Гумаштарного вюника ДВНЗ «Переяслав Хмельницький державний педагопчний ушверситет iменi Григс^я Сковороди». - Переяслав_Хмельницький, ПП «СКД». 2012. С. 281-286.

5. Пономарева И.Ю., Малафий А. С. Развитие спортивно-оздоровительного туризма как средства социальной адаптации людей с ограниченными физическими возможностями // Известия ТулГУ, 2012. С.264-269.

6. Ваньшина С.Н. Безбарьерная среда и доступность для людей с инвалидностью: материалы научно-практической конференции. М.: Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС Реакомп, 2011. 122 с.

7. Леонтьева Е.Г Доступная среда глазами инвалида: научно-популярное издание. Екатеринбург: Баско, 2003. 63 с.

8. ПономареваИ.Ю., Малафий А. С., Петровичев В.М. Туризм как средство социальной адаптации людей с ограниченными физическими возможностями: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 62 с.

9. Малафий А.С., Танкиева Т.А. Совершенствование правовой политики в области туризма для людей с ограниченными физическими возможностями// Известия ТулГУ, 2012. С.248-256.

10. Берг А.И. Кибернетика и общественные науки // Методологические аспекты науки. М.: Наука, 1964. С. 252-260.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bogdanova A.D. Professional retraining of guides for work with foreign tourists: dissertation ... Candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Bogdanova Anna Dmitrievna; [Place of protection: Ros. international Acad. tourism]. Moscow, 2010. 169 p.

2. Baranova V.V. The maintenance and technologies of preparation of experts for tourism sphere in system of higher professional education: the dissertation ... The candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Baranova Vera Viktorovna; [Place of protection: Tul. state ped. un-t them. L.N.

Tolstoy] . Tula, 2007. 189 pp., 111.

3. Zaslavskaya O.V. Professional personality of a teacher: a national of a standard or a citizen of a profession? // System approach in education: development in time and space: Materials of the International scientific-practical conference dedicated to the 100th anniversary of the academician of the Russian Academy of Education Lyudmila Ivanovna Novikova (October 18-19, 2018, Moscow) / Ed. N.L. Selivanova, I.Yu. Shustova. Moscow: Publishing House Pedagogical Search Publishing House, 2018. 592 p. Pp. 456-461

4. Ponomareva I.Yu., Malafiy A.S. Features of the organization of inclusive tourism (on the example of persons with disabilities of the musculoskeletal system) // TOURISM ISTRAIN'S 'RESEARTS' DEVELOPERS 'RESEARCHES 2012. Pp. 281-286.

5. Ponomareva I.Yu., Malafiy A.S. Development of sports tourism as a means of social adaptation of people with disabilities // News of TSU, 2012. P.264-269.

6. VanshinaS.N. Barrier-free environment and accessibility for people with disabilities: materials of the scientific-practical conference. M .: Institute of Vocational Rehabilitation and Personnel Training, BOC Reacompany, 2011. 122 p.

7. LeontievE.G. Accessible environment through the eyes of a disabled person: a popular science publication. Ekaterinburg: Basko, 2003. 63 p.

8. Ponomareva I.Yu., Malafiy A.S., Petrovichev V.M. Tourism as a means of social adaptation of people with disabilities: a monograph. Tula: Publishing House of the TSU, 2013. 62 p.

9. MalafiyA.S., Tankieva T.A. Improving the legal policy in the field of tourism for people with disabilities // News of TSU, 2012. Pp. 248-256.

10. Berg A.I. Cybernetics and social sciences // Methodological aspects of science. M .: Nauka, 1964. Pp. 252-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.