ТУРИ
ЗМ
TURISM
УДК 378:338.48 DOI 10.24411/2500-0365-2019-14319
ББК 74.48
МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСОВОДОВ К РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ТУРИЗМА
А. С. Малафий
Тульский государственный университет, Тула, Россия
Формирование инклюзивной среды туризма как среды образования, воспитания и развития личности обостряет проблему нехватки высококвалифицированных кадров, качества профессиональной подготовки специалистов для этой сферы человеческой деятельности. Автором исследуется проблема подготовки экскурсоводов для работы с людьми с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Дается описание образовательного процесса подготовки экскурсовода в вузе для работы с данной категорией инвалидов, проводится оценка результатов внедрения в образовательный процесс методики вузовской переподготовки специалистов.
Ключевые слова: педагогическая подготовка, инклюзивная среда, методика обучения, экскурсовод, люди с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.
Процессы взаимодействия и сложность связей между «заметными» людьми с их индивидуальным развитием возможностей и ограничений и окружающей средой приводят к созданию условий, при которых инвалид становится изолированным от общества, что, конечно, препятствует его развитию, воспитанию, адаптации.
В последние годы мы все чаще можем слышать и читать об инклюзивной среде, инклюзивном образовании [10]. И чаще всего это сводится лишь к вопросу формирования доступной инфраструктуры [8]. Но это лишь один из элементов инклюзии.
Инклюзия может быть достигнута тогда, когда мы понимаем и признаем, что все люди сильно отличаются друг от друга и что общество, насколько возможно, свободно принимает это многообразие [7]. Переход к инклюзии должен касаться всех сфер деятельности, в том числе и туристической отрасли.
Но если мы говорим о переходе к инклюзивному обществу, инклюзивной среде, в которой туризм играет немалую роль, то должное внимание следует уделять подготовке специалистов, способ-
ных оказывать услуги на высоком профессиональном уровне с учетом специфики каждой категории туристов. Поэтому вопрос о профессиональной подготовке кадров для сферы инклюзивного туризма является на сегодняшний день очень актуальным [6].
Проведенный анализ диссертационных исследований подготовки специалистов в области туризма показал их достаточное количество. В работах выявлены особенности и принципы современного профессионального туристского образования, основы формирования содержания профессионального образования, предложены мероприятия по модернизации структуры и содержания специальных дисциплин на основе лич-ностно-ориентированного и компетентностного подходов. Что касается процесса подготовки экскурсоводов, то наибольший интерес представляют работы Л. В. Курило, В. В. Барановой, А. Д. Богдановой, О. Г. Лютерович и др. [1; 2; 4; 5].
Вместе с тем, несмотря на большое число работ, посвященных подготовке экскурсоводов, анализ диссертационных исследований за последние
15 лет показал, что работ, касающихся проблем профессиональной переподготовки экскурсоводов для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья нет.
На сегодняшний день существует потребность обоснованной, как в содержательном, так и в организационном плане, профессиональной переподготовки экскурсоводов для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья
Анализ программ подготовки в системе дополнительного профессионального образования выявил отсутствие в учебных планах модулей/ дисциплин, связанных с подготовкой специалистов сферы туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, существует противоречие: с одной стороны, потребность туризма и сферы туристского образования в подготовке специалистов по организации и проведению экскурсионных программ для людей с ограниченными возможностями здоровья, а с другой стороны, отсутствие в системе дополнительного профессионального образования разработанного содержания, форм и методов подготовки экскурсоводов для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Кафедрой «Туризм и индустрия гостеприимства» Тульского государственного университета реализуется программа повышения квалификации «Экскурсионная деятельность», которая включает обязательный модуль «Методики организации экскурсий для людей с ограниченными возможностями здоровья». Модуль разбит на три блока (рис. 1).
подготовка экскурсовода к работе с людьми с ограниченными возможностями зрения
/
/■ ч
подготовка экскурсовода к работе с людьми
с ограниченными возможностями слуха
V -У ---
подготовка экскурсовода к работе с людьми с нарушениями функцииопорно-двигательногоаппарата
Рис. 1. Блоки модуля «Методики организации экскурсий для людей с ограниченными возможностями здоровья»
Вданной статье рассмотрим более подробно методш^работыс обучающимися в рамкрх блоке «Подросовкарксксрсоводак работт слюдьми с рсрашениямифункцииопорно-двбгатеаьноео аппарата».
Оаученио проводится в группах (8—10 чол.). Такое чибло оПучающихся евляттся ептималь-ным.Во время аекцаюннек севштий применяется
прием «лекция вдвоем», который уже изначально является одной из сложных форм проведения занятий. В нашем же случае она усложняется еще и тем, что вторым педагогом является человек с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Этот аспект требует более сложной психологической и педагогической подготовки к занятию, дополнительной отработки основных тем лекции.
Но такая активизация лекционных занятий стимулирует эмоциональность и творческую активность обучающихся, их внимание и мышление.
А включение эмоциональной сферы человека в процессы восприятия считается эффективным путем закрепления знаний. По словам Л. С. Выготского, «ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике...» [3, с. 104]
Практические занятия проводятся после прослушивания лекционного материала и начинаются с работы в инвалидных колясках. Для этого после прослушивания лекционного материала группа участников делится на две равные подгруппы. Первая подгруппа последовательно отрабатывает все этапы с дублером из числа учащихся второй подгруппы, а затем подгруппы меняются. Такой комбинированный способ проведения занятий позволит участникам почувствовать себя не только в роли экскурсовода, но и человека с ограниченными возможностями здоровья.
За проведением практического занятия наблюдает человек с нарушением функции опорно-двигательного аппарата. В его обязанности входит: внимательно следить за ходом учебной деятельности и своевременно вмешиваться, чтобы вовремя обратить внимание обучающихся на решение проблемы, направить учебную деятельность по правильному пути.
Отдельное внимание уделяется отбору методических приемов показа и рассказа. Как и в случае с другими категориями инвалидов, во время работы с туристами-колясочниками профессионально подготовленный экскурсовод должен оценить возможность использования тех или иных методических приемов показа или их комбинации с учетом не только состава группы, их физического состояния, но и с учетом возможностей помещения и размещения объектов показа (табл. 1). Данное обстоятельство является достаточно важным, особенно если мы говорим об экскурсиях в музее,
Таблица 1
Использование методических приемов показа объекта при проведении экскурсии для людей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата
Наименование приемов показа Возможность использования во время экскурсии
Прием предварительного осмотра Да. Должны быть четко описаны цели и задачи экскурсии, дано краткое описание экскурсии.
Прием панорамного показа Возможно частично
Прием зрительного анализа Да
Прием зрительной реконструкции Возможно частично, если у экскурсантов развито воображение
Прием локализации событий Да, особенно на экскурсиях по городу
Прием зрительного сравнения Да, особенно на экскурсиях по городу
Прием абстрагирования Да
Прием интеграции Да
Прием зрительной аналогии Да, особенно на экскурсиях по городу
Прием переключения внимания Возможно частично
Прием движения Возможно частично, зависит о рельефа местности и особенностей помещения
где зачастую ширина проходов не позволяет коляске свободно маневрировать.
После прохождения всех практических этапов подводятся итоги занятия. Преподаватель делает обобщение по теме, анализирует те моменты, которые были упущены при выполнении заданий, уточняет ошибки, проводит их обсуждение, и самые сложные элементы отрабатываются дополнительно.
Итоговая работа по проверке знаний и умений содержала в себе задания, направленные на проверку, как общих знаний и умений экскурсовода, так и особенных. Отчет оценивался по 100-балльной шкале. Средний процент усвоения материала в экспериментальной группе составил 85,6 % (общие знания) и 85,3 % (специальные знания и умения). Аналогичные задания были даны в группе, которая проходила обучение по общей программе подготовки. Средний процент усвоения материала в этой группе составил 83,95 % (общие знания) и 64,1 % (специальные знания и умения). Доля обучающихся, давших свыше 70 % правильных ответов по специальным знаниям в контрольной группе составила 35%, коэффициент вариации составил 12,69 % (в экспериментальной группе 4,2 % соответственно). На рис. 2 представлены результаты проведенной проверки 20 человек в каждой из групп.
Оценка умений проводится в рамках проведения экскурсии. Каждый участник программы повышения квалификации разрабатывает и проводит на своем предприятии экскурсию для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Для оценки качества выполнения задания, присылается виртуальная экскурсия в форме видео-
фильма (формат avi). Видеофильм должен иметь сопровождающий текст в печатном варианте. В табл. 2 представлены критерии оценки виртуальной экскурсии.
Средний балл за разработанные экскурсии экспериментальной группой составил 58,4. Аналогичные виртуальные экскурсии были разработаны в группе, которая проходила обучение по общей программе подготовки. Средний балл составил 49,65.
На рис. 3 представлены результаты проведенной оценки умений.
Полученные результаты проверки знаний, умений и навыков позволяют сделать вывод об эффективности применяемой методики подготовки экскурсоводов для работы с людьми с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Включение в образовательный процесс приема «лекция вдвоем» ведет к повышению активности восприятия материала, вовлеченности обучающихся в образовательный процесс. За счет того, что вторым лектором является человек с ограниченными возможностями здоровья, достигается больший педагогический эффект.
Оценка умений и навыков в формате видеоэкскурсии с последующим применением критериальной системы оценки и групповым анализом материала активизирует самостоятельную поисковую деятельность обучающихся, способствует развитию их творческого потенциала, позволяет сформировать специальные компетенции экскурсовода для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
40 "I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-г
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
-♦-усвоение общих знаний экспериментальная группа -■-усвоение специальных знаний и умений экспериментальная группа —ь усвоение общих знаний контрольная группа -•-усвоение специальных знаний и умений контрольная группа
Рис.2. Резулътатыпроведеннойпроверкизнаний в контролънойиэксперименталънойгруппах
Таблица 2
Критерии оценки виртуальной экскурсии для людей с нарушением функции опорно-двигательногоаппа рата
Критерий Количество баллов
Соответствие сод ер ж ания выступл енияэкс^рсов ода предложенному виду экскурс ии 5
Выбор о бъектовпоказа:
• познавательная ценность;
• извесеность объекеа;
• выразительность обкектс; 15
• местонахождение о бъекте;
• временное ограничениептказ эобтоктт;
• коотчеатва объектов, включенсых о маршррк
Логичность изложения материала, законченный характер 5
Кулптура речи экскурсовода, эмоцуоналнность,грамотнкать и
Контакт с аудиторией 5
Расйоможенмкгрупъы отмосмтемтно вбеектатооаза 10
Время проведения экскурсии 5
Адаптированнеетьттдчто в коорветствии с вкерэстъм, ъэееоэритй и степеттю инвкеиу- 10
ности, выбор методов сдка с расскака
Распмложенвг экскунсокода относительноекнруусионъойгрупиы и
Итого 65
Рис.З.Резулътатыпроведеннойоценкиуменийвконтролъной (группа 2) и экснернментвлъоопггонтпаеугрпппах
Список литературы
1. Баранова, В. В. Содержание и технологии подготовки специалистов для сферы туризма в системе высшего профессионального образования : дис... канд. пед. наук / В. В. Баранова. — Тула, 2007. — 189 с.
2. Богданова, А. Д. Профессиональная переподготовка экскурсоводов для работы с иностранными туристами : дис... канд. пед. наук / А. Д. Богданова. — Москва, 2010. — 169 с.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
4. Курило, Л. В. Подготовка экскурсоводов в системе туристского образования : дис... канд. пед. наук / Л. В. Курило. — М., 1998. — 236 с.
5. Лютерович, О. Г. Педагогические условия подготовки будущих экскурсоводов в высших учебных заведениях : автореф. дис... канд. пед. наук / О. Г. Лютерович. — Алматы, 2010. — 24 с.
6. Малафий, А. С. Проблемы подготовки кадров для отрасли туризма / А. С. Малафий // Развитие туризма в контексте инновационных процессов современной экономики : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., г. Елец, 3—4 окт.
2018 г. — Елец : Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2018. — С. 433—437.
7. Пономарева, И. Ю. Развитие спортивно-оздоровительного туризма как средства социальной адаптации людей с ограниченными физическими возможностями / И. Ю. Пономарева, А. С. Малафий // Известия ТулГУ. — 2012. — № 3. — С. 264—269.
8. Пономарева, И. Ю. Устойчивое развитие туризма и его влияние на социальные процессы / И. Ю. Пономарева, А. С. Малафий // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. — 2010. — № 1. — С. 209—215.
9. Шеин, Ю. П. К концепции развития туризма и подготовки отраслевых кадров в Башкортостане на 2016-2020 годы (проект) / Ю. П. Шеин // Перспективы науки и образования. — 2016. — № 6 (24). — С. 55—63.
10. Bleile, G. Zukunftstrends der touristischen Nachfrage in der BRD / G. Bleile // Revue de tourisme. — 1988. — № 3.
11. Wilken, U. Tourismus und Behinderung : ein sozial-didaktisches Kursbuch zum Reisen von Menschen mit Handicaps / U. Wilken. Berlin : Luchter-hand, 2002.
Работа выполнена благодаря финансовой поддержке ТулГУ в рамках научного проекта № НИР 2018 23.
Поступила в редакцию 07 апреля 2019 г.
Для цитирования: Малафий, А. С. Методика педагогической подготовки экскурсоводов к работе с людьми с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного туризма / А. С. Малафий // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 3. — С. 112—117.
Сведения об авторе
Малафий Александра Сергеевна — доцент кафедры Туризм и индустрия гостеприимства. Тульский государственный университет. Россия, Тула. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2019, vol. 4, no. 3, pp. 112—117.
Methods of pedagogical training of a guide for working with people with disturbances of the musculoskeletal system in conditions of inclusive tourism
Malafiy A.S.
Tula State University, Tula, Russia. [email protected]
Sightseeing tourism has a huge impact not only on the state of human health, but also on his spiritual development, broadens his horizons, creates conditions for full self-expression and the realization of his creative abilities. Its importance as a factor in the physical and spiritual development of a person increases significantly when it comes to people with disabilities and social self-realization.
The formation of an inclusive tourism environment as an environment of education, upbringing and personal development exacerbates the problem of a shortage of highly qualified personnel and the quality of professional training of specialists for this sphere of human activity. The author studies the problem of preparing guides for working with people with impaired function of the musculoskeletal system. A description is given of the educational process of preparing a guide at a higher educational institution for working with this category of disabled people, an assessment is made of the results of introducing specialists' retraining methods into the educational process.
Keywords: pedagogical training, inclusive environment, teaching methods, guide, sightseeing tourism, people with disabilities.
References
1. Baranova V.V. Soderzhaniye i tekhnologii podgotovki spetsialistov dlya sfery turizma v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya [The maintenance and technologies of preparation of experts for tourism sphere in system of higher professional education]. Thesis. Tula, 2007. (In Russ.).
2. Bogdanova A.D. Professional'naya pere-podgotovka ekskursovodov dlya raboty s inostran-nymi turistami [Professional retraining of guides for work with foreign tourists]. Thesis. Moscow, 2010. (In Russ.).
3. Vygotsky L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow. 1991. 480 p. (In Russ.).
4. Kurilo L.V. Podgotovka ekskursovodov v sisteme turistskogo obrazovaniya [Preparation of guides in the system of tourist education]. Thesis. Moscow, 1998. (In Russ.).
5. Lyuterovich O.G. Pedagogicheskiye usloviya podgotovki budushchikh ekskursovodov v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [Pedagogical conditions for the preparation of future guides in higher education institutions]. Abstract of thesis. Abay, 2010. (In Russ.).
6. Malafiy A.S. Problemy podgotovki kadrov dlya otrasli turizma [Problems of personnel training for the tourism industry]. Razvitiye turizma v kontekste innovatsionnykh protsessov sovremennoy ekonomiki [Tourism development in the context of innovative processes of the modern economy]. Yelets, 2018. Pp. 433—437. (In Russ.)
7. Ponomareva I.Y., Malafiy A.S. Razvitiye sportivno-ozdorovitel'nogo turizma kak sred-
stva sotsial'noy adaptatsii lyudey s ogranichen-nymi fizicheskimi vozmozhnostyami (na materiale russkogo yazyka) [Development of sports tourism as a means of social adaptation of people with disabilities (on the material on the Russian language)]. Izvestiya Tulskiy gosudarstvennyiy universitet. Gu-manitarnyye nauki [News Tula state University. Humanitarian sciences], 2012, no. 3, pp. 264—269. (In Russ.)
8. Ponomareva I.Y., Malafiy A.S. Ustoychivoye razvitiye turizma i yego vliyaniye na sotsial'nyye protsessy (na materiale russkogo yazyka) [Steady development of tourism and its impact on social processes (on the material on the Russian language)]. Izvestiya Tulskiy gosudarstvennyiy universitet. Gu-manitarnyye nauki [News Tula state University. Humanitarian sciences], 2010, no. 1, pp. 209—215. (In Russ.)
9. Shein Y.P. K kontseptsii razvitiya turizma i podgotovki otraslevykh kadrov v Bashkortostane na 2016—2020 gody (proyekt) (na materiale russkogo yazyka) [Towards a concept for the development of tourism and the training of industry personnel in Bashkortostan for 2016—2020 (project)]. Pers-pektivy nauki i obrazovaniya [Perspectives on science and education], 2016, no. 6 (24), pp. 55—63. (In Russ.)
10. Bleile G. Zukunftstrends der touristischen Nachfrage in der BRD. Revue de tourisme, 1988, no. 3, pp. 19—33. (In German).
11. Wilken U. Tourismus und Behinderung : ein sozial-didaktisches Kursbuch zum Reisen von Menschen mit Handicaps. Berlin, Luchterhand Publ., 2002 (In German).