Образование и наука. Том 21, № 10. 2019/The Education and Science Journal. Vol. 21, № 10. 2019
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 376.1 йО!: 10.17853/1994-5639-2019-10-167-188
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЭКСКУРСОВОДА К РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
О. В. Заславская1, А. С. Малафий2
Тульский государственный университет, Тула, Россия.
Е-тай:1оугаз1ау@уапйвх.ги;2 а.та1а/1у@таИги Аннотация. Введение. Забота об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из критериев цивилизованности государства и нравственного состояния общества. В последние годы в России активно принимаются меры по обеспечению доступности таким гражданам образовательной и культурно-досуговой среды, ее объектов и услуг, благодаря чему возрастает, в частности, число людей с ОВЗ, участвующих в различных экскурсионно-просветительских мероприятиях. Однако эта тенденция порождает потребность в педагогических технологиях и создании педагогических условий для работы с экскурсантами и туристами, нуждающимися в дополнительном внимании и сопровождении.
Цели статьи - рассмотреть деятельность экскурсоводов с позиций ее педагогической составляющей и выяснить степень психолого-педагогической готовности работников экскурсионно-туристического сервиса к обслуживанию людей с ОВЗ и успешному, продуктивному коммуницированию с ними.
Методология и методы. В ходе исследования применялись общенаучные методы анализа и синтеза, статистические методы, опрос и включенное наблюдение. Кроме результатов опроса, изучению подвергались вторичные данные из открытых источников и информационных баз.
Результаты и научная новизна. Обобщение имеющихся подходов к трактовке понятия «готовность специалиста» позволило уточнить сущность профессиональной готовности. Сформулировано авторское определение психолого-педагогической готовности экскурсовода к работе с людьми с ОВЗ как качественной характеристики профессионала, отражающей взаимосвязь между его внутренними, личностными установками на деятельность такого рода и способностью оказывать эффективное воспитательно-развивающее воздействие, используя средства и потенциал экскурсии как формы непрерывного обучения. Описана специфика экскурсионно-познавательного туризма инвалидов и лиц с особыми образо-
вательными потребностями. На основе анализа результатов эмпирических изысканий по обсуждаемой проблеме установлено, что у большинства экскурсоводов не сформированы необходимые профессиональные навыки, умении и целепола-гание относительно взаимодействия с различными категориями клиентов с ОВЗ. Педагогические аспекты подобной деятельности не представлены в теории и практике профессиональной подготовки / переподготовки кадров для туристической сферы. Сделан вывод о том, что методики обучения в вузах и системе повышения квалификации специалистов-экскурсоводов нуждаются в доработке и совершенствовании с целью максимальной реализации педагогической функции культуроориентированного туризма. Даны рекомендации по включению педагогической компоненты в содержание учебного материала, предназначенного для освоения будущими и действующими экскурсоводами, и в учебные планы соответствующих специальностей.
Практическая значимость. Материалы и выводы исследования, по мнению авторов, будут полезны при решении теоретических и прикладных задач в области педагогики экскурсионной деятельности, а также могут быть использованы при обучении социальных работников иных профилей.
Ключевые слова: педагогическая подготовка, психолого-педагогическая готовность, готовность к деятельности, экскурсовод, культуроориентированный экскурсионно-познавательный туризм, люди с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая направленность экскурсионной деятельности.
Благодарности. Результаты исследования опубликованы при финансовой поддержке Тульского государственного университета в рамках научного проекта № НИР_2018_23.
Для цитирования: Заславская О. В., Малафий А. С. Психолого-педагогическая готовность экскурсовода к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 167-188. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-167-188
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF A GUIDE TO WORK WITH DISABLED PEOPLE
O. V. Zaslavskaya1, A. S. Malafiy2
Tula State University, Tula, Russia.
E-mail: '[email protected];2 [email protected]
Abstract. Introduction. Care for people with disabilities is one of the criteria for the civility of the state and the moral state of society. In recent years, the measures have been actively taken in Russia to afford people with disabilities to have
access to educational, cultural and leisure environments, facilities and services, thereby increasing the number of people with disabilities participating in various excursions and educational activities. However, this tendency rises to the demand for pedagogical technologies and creation of pedagogical conditions for working with tourists, who need of additional attention and support.
The aims of the present article are the following: to consider the activities of guides from the point of view of its pedagogical component; to assess the degree of psychological and pedagogical readiness of employees of excursion and tourism industry to serve people with disabilities and to be ready for successful, productive communication with them.
Methodology and research methods. In the course of research, general scientific methods of analysis and synthesis, statistical methods, methods of survey and participant observation were employed. Primary data obtained during the survey, as well as secondary data from open sources and databases were used. The survey results and secondary data from open sources and information bases were investigated.
Results and scientific novelty. The generalisation of existing approaches to the interpretation of the concept of "specialist readiness" made it possible to clarify the essence of professional readiness. The author gives the definition of psychological and pedagogical readiness of the guide to work with people with disabilities. Psychological and pedagogical readiness is considered as a qualitative characteristic of a professional, reflecting the relationship between his or her internal, personal attitudes for activities of this kind and the ability to have an effective educational and development impact, using the means and potential of the excursion as a form of continuous training. The specifics of excursion and cognitive tourism for disabled persons and persons with special educational needs are described. The analysis of the results of empirical research allowed the authors to establish that most guides do not have necessary professional skills and skills of goal-setting concerning interaction with various categories of clients with disabilities. The pedagogical aspects of such activities are not presented in the theory and practice of vocational training/retraining of personnel for the tourism sphere. The conclusion was reached that the methods of education in higher education institutions and the system of advanced training for specialists-guides need to be further developed and improved in order to maximise the implementation of pedagogical function of culture-oriented sightseeing tourism. The authors give the recommendations on the inclusion of pedagogical component in the content of educational material and in the curricula of the corresponding specialties in order to promote professional development of future and current guides.
Practical significance. According to the authors, the materials and conclusions of the research will be useful to solve theoretical and applied problems in the field of pedagogy of excursion activities, as well as to train social workers of other profiles.
Keywords: pedagogical training, psychological and pedagogical readiness, readiness for activities, guide, culture-oriented sightseeing tourism, people with disabilities, pedagogical orientation of sightseeing activities.
Acknowledgements. The research findings were published with the financial support of Tula State University within the framework of the scientific project № НИР_2018_23.
For citation.: Zaslavskaya O. V., Malafiy A. S. Psychological and pedagogical readiness of a guide to work with disabled people. The Education and Science Journal. 2019; 10 (21): 167-188. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-167-188
Введение
На рубеже тысячелетий социальные изменения в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья начали происходить во всем мире. В течение длительного времени инвалиды даже с юридической точки зрения рассматривались больше как «социальная проблема», нежели как полноценные граждане. Это касается не только России, но и многих европейских государств [1-3]. Например, в Германии лишь в 2002 г. вступил в силу Федеральный закон о равенстве1.
Психолог и психотерапевт Марлис Пертнер, долгое время работавшая в сфере инклюзии, в книге «Принимать всерьез. Доверять. Понимать» ставит вопрос о необходимости личностно ориентированного подхода к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе умственно отсталым. По ее словам, определяющими в выборе путей и способов контактирования с ними являются те ресурсы, которые есть у каждой из сторон на данный момент («Nicht was fehlt, ist entscheidend, sondern was da ist») [4].
Книга M. Пертнер «Строить мосты» (Brücken bauen) призывает понять чувства, образ мыслей людей с ОВЗ, их эмоциональный мир [5]. Автор отмечает, что те, кто пытается помочь инвалидам, зачастую бессознательно игнорируют их личностные потребности, тем самым лишая их возможности духовного роста и развития. Однако следует понимать, что инаковость, непохожесть на других не является признаком неполноценности.
1 Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz. Available from: https://www.gesetze-im-internet.de/bgleig_2015/BJNR064300015.html (date of access: 22.03.2019).
Сегодня все более ясно осознается, что происходит постепенный переход от эксклюзии к инклюзии (рис. 1) во всех видах социального взаимодействия с людьми с ОВЗ [6].
Рис. 1. Процессы взаимоотношений общества и людей с ограниченными
возможностями здоровья Fig. 1. Processes of relations between society and people with disabilities
Одним из важных направлений этого взаимодействия является вовлечение инвалидов в «культурный» туризм - традиционную и значимую форму просветительской работы с гражданами, их социальной поддержки и сопровождения.
Очевидно, что привлечение инвалидов к полноценному культуро-ориентированному туризму ставит новые задачи перед сферой профессиональной туристической деятельности.
В статье показаны специфика туризма для граждан с ОВЗ, а также подходы к определению задач подготовки специалиста-экскурсовода к этой работе.
Экскурсионно-познавательный туризм можно определить как туризм, осуществляемый по определенному маршруту, ориентированный на изучение культурного наследия, особенностей региона, страны, приобщение экскурсантов к духовным и нравственным ценностям, их разностороннее личностное развитие.
Из определения видно, что этот вид активного отдыха при правильной организации способен выполнять важные педагогические функции - и воспитательную, и образовательную. Однако для их реализации требуется соблюдение ряда условий, которые обеспечат воплощение педагогических подходов в повседневной экскурсионной практике.
Особую значимость приобретают эти задачи, когда речь идет об экскурсантах-инвалидах, имеющих ограничения не только в области физической и психологической, но также социальной и культурной самореализации.
Если исходить из того, что экскурсия потенциально может рассматриваться как составная часть педагогического процесса, то необходимо определить, что составляет содержание взаимодействия экскурсовода и экскурсанта и какой набор свойств его профессиональной готовности к работе в педагогической парадигме экскурсионно-туристической деятельности является необходимым и достаточным.
Наша статья призвана ответить на следующие вопросы:
• что включает понятие «профессиональная психолого-педагогическая готовность экскурсовода к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья»;
• в чем состоит специфика экскурсионно-познавательного туризма, если участниками туристической практики являются люди с ОВЗ;
• какова методика подготовки таких специалистов для работы с данной категорией экскурсантов и каковы ее стратегические и тактические приоритеты?
Обзор литературы
Поскольку туризм является важной частью современного образа жизни в экономически развитых странах, проблема его доступности для всех приверженцев путешествий (особенно для людей с ОВЗ) продолжает оставаться предметом многочисленных исследований [1-3, 7-10]. B. McKercher и S. Darcy подчеркивают необходимость перехода от традиционной модели «один размер подходит всем» и предлагают четырехуровневую иерархию барьеров, возникающих у инвалидов во время экскурсионных туров [11].
Зарубежными учеными проанализированы различные аспекты психолого-педагогической [12] и психологической [4, 5] готовности специалистов к профессиональной деятельности. По мнению R. Baltusite, на уровне профессионального мастерства она определяется более гибкими, по сравнению со стандартными, профессиональными навыками, что позволяет экскурсоводу не только осознавать цели и мотивы своей деятельности, но и творчески их переосмысливать [13].
Формирование готовности специалиста к деятельности изучали также многочисленные отечественные исследователи ([14-19] и др.).
В работах М. И. Дьяченко и Л. A. Кандыбовича готовность специалиста рассматривается как первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности [17, 18].
По мнению Р. Х. Гильмеевой, «готовность - состояние личности, предшествующее выполнению какого-либо осознанного вида деятельности и, более того, входящее в нее составной частью» [19].
К. К. Платонов выделяет три составляющие готовности: моральную, психологическую и профессиональную [15]. Ряд авторов считает одной из важнейших в структуре этого профессионально-личностного новообразования психологическую компоненту, при наличии которой мобилизация всех ресурсов человека на выполнение определенных действий позволяет правильно использовать знания и навыки, сохранять самоконтроль [16-18, 20, 21].
Обобщая мнения специалистов, можно определить профессиональную готовность как качественную характеристику личности, отражающую взаимосвязь ее психологических, нравственных свойств с профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессионально-личностными потребностями в освоении основ выбранной деятельности, в профессиональном росте.
В последние годы активно изучается формирование профессиональной готовности экскурсоводов (Б. В. Емельянов [22], Л. В. Курило1, О. Г. Лютерович2, Л. А. Чудина3, А. Д. Богданова [23], У. А. Жаркова [24], Т. В. Калугина [25] и др.). Она включает такие качества специалиста, как высокий уровень теоретической и практической подготовки, понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания граждан, владение методикой проведения экскурсий, склонность к постоянному профессиональному совершенствованию и др. Готовность специалиста к профессиональной деятельности способствует рациональному использованию накопленных знаний, умений и навыков, быстрому реагированию на изменение производственной ситуации, адаптации к динамичным процессам при сохранении самоконтроля и эмоциональной устойчивости. Поэтому методологической основой формирования обсуждаемой характеристики экскурсовода выступает теория развития готовности личности к деятельности в экстремальных ситуациях (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко [17] и др.).
Есть работы, посвященные педагогической направленности индустрии путешествий [22, 26, 27 и др.].
Особое значение для нашего исследования имеет диссертация Л. В. Курило, освещающая педагогические аспекты деятельности экскур-совода-профессионала4. По мнению ученого, наибольшую профессиональную значимость для специалиста этого профиля представляют личностные качества, связанные с пониманием внутреннего мира экскурсантов и доброжелательным отношением. Основой профессиональной готовности экскурсовода является его педагогическое мастерство, так как он выступает в роли педагога и ретранслятора знаний по отношению к туристам.
1 Курило Л. В. Подготовка экскурсоводов в системе туристского образования: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1998. 236 с.
2 Лютерович О. Г. Педагогические условия подготовки будущих экскурсоводов в высших учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 2010. 24 с.
3 Чудина Л. А. Содержание, методы и формы деятельности учебной фирмы в процессе профессиональной подготовки специалистов туристского бизнеса: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1999. 176 с.
4 Курило Л. В. Подготовка экскурсоводов в системе туристского образования: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1998. 236 с.
Однако у Л. В. Курило интересующая нас проблема заявлена в самом общем виде: не показана специфика реализации педагогических функций культуроориентированного туризма, не выявляются структура и содержание экскурсий как педагогической практики. Отметим, впрочем, что автор и не ставил задачи исследовать особенности процесса реализации педагогических потенциалов экскурсии относительно разных категорий граждан, особое место среди которых занимают люди с ОВЗ.
Признавая наличие педагогических функций в деятельности экскурсовода, педагогических возможностей туризма в развитии личности человека, авторы исследований не дают четкой характеристики психолого-педагогической готовности специалиста туристическо-экскурсионной сферы. Этот пробел не позволяет выстроить системную работу по его обучению как педагога и воспитателя.
Анализ научно-педагогической литературы, собственные наблюдения и опыт позволили нам сформулировать следующее определение психолого-педагогической готовности экскурсовода к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья: это качественная характеристика профессиональной личности экскурсовода, отражающая взаимосвязь между его психологическими установками на педагогическое (развивающее, воспитывающее) воздействие на инвалида средствами экскурсии и педагогическими умениями и навыками реализовывать педагогический потенциал экскурсии как формы непрерывного образования.
Материалы и методы
В представленном далее изыскании применялись основные общенаучные методы анализа и синтеза, статистические методы, методы опроса и включенного наблюдения. Использовались первичные данные, полученные в ходе проведения опроса, а также вторичные данные из открытых источников и баз данных.
Для выявления психолого-педагогической готовности специалистов-экскурсоводов к работе с людьми с ОВЗ было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 70 сотрудников музеев и экскурси-онно-туристических предприятий Тульской области.
Базовым инструментарием проведенной работы было анкетирование. С помощью авторского опросника определялись
• показатели психолого-педагогической готовности экскурсоводов;
• отношение к развитию инклюзивного туризма в регионе;
• необходимость дополнительной подготовки экскурсоводов для работы с различными категориями людей с ограниченными возможностями здоровья и др.
Большую часть респондентов (64%) составили женщины. По возрастным группам участники опроса распределились следующим образом: 1724 лет - 20%; 25-35 лет - 30%, 36-45 лет - 24%; 46-55 лет - 26%, по семейному положению: женат / замужем - 70%, холост / не замужем - 30%.
Результаты исследования
Подготовка высококвалифицированного специалиста в настоящее время должна ориентироваться на потребности рынка. Необходим поиск педагогических технологий, выявление и обоснование педагогических условий, обеспечивающих повышение качества психолого-педагогической готовности экскурсовода для работы с людьми, чьи физические возможности ограничены.
Этот вопрос актуален еще и потому, что в последние годы число людей с ОВЗ, принимающих участие в экскурсионных мероприятиях, возрастает. Покажем это на примере Тульской области. Если в первой городской экскурсии для лиц указанной категории, проведенной в 2012 г. в рамках реализации программы «Доступная среда» и проекта «Туризм для инвалидов как средство адаптации и реабилитации», приняли участие только 15 человек с инвалидностью [29], то к 2018 г. этот показатель увеличился почти в 10 раз (рис. 2).
140
с (С 120
X
-Д 100
t 80
о
X I 60
О) с 40
и
S т 20
0
115
ЯЛ
1
i 3R as
2016 2017 2018 Год
■ Общая численность □ «Повторные» экскурсанты
Рис. 2. Динамика численности людей с ОВЗ, участвовавших в экскурсионных мероприятиях в Тульской области в 2016-2018 гг. Fig. 2. Dynamics of the number of people with disabilities participating in the excursion activities of the Tula region in 2016-2018
Результаты анкетирования, включавшего как простые вопросы, так и вопросы с «двойным дном», показали следующее.
42% респондентов, отвечая на вопрос «Как вы относитесь к людям с ограниченными возможностями здоровья?», указали, что считают их такими же членами общества; 26% опрошенных, в основном старше 45 лет, ответили «с жалостью и сочувствием» (рис. 3).
Рис. 3. Распределение ответов респондентов об отношении к человеку
с ограниченными возможностями здоровья Fig. 3. Distribution of respondents in relation to a person with disabilities
Примерно поровну разделились ответы на вопрос «Как, по вашему мнению, сами инвалиды относятся к здоровым людям?». Лишь 4% опрошенных считают, что безразлично (рис. 4).
Рис. 4. Представления респондентов об отношении лиц с ОВЗ к здоровым
людям
Fig. 4. The attitude of people with disabilities to healthy people
48% участников опроса выразили положительное отношение к созданию инклюзивной среды, развитию инклюзивного туризма (рис. 5).
Рис. 5. Отношение экскурсоводов к развитию инклюзивного туризма, %
ответов
Fig. 5. The attitude of guides to the development of inclusive tourism
Уверенную готовность работать с туристами, чьи физические возможности ограничены, проявили 71% опрошенных (рис. 6).
При условии "Г дополнительной I подготовки -Г Да, конечно I
Скорее да, чем нет Г Нет Г О
Рис. 6. Готовность экскурсоводов работать с людьми с ОВЗ, % ответов Fig. 6. Readiness of guides to work with people with disabilities
Ответы на вопрос «Видите ли вы в индивидуальном тексте экскурсии, с которым вы знакомите экскурсантов, материал сложный или простой, подходящий для самостоятельной работы или нуждающийся в разъяснении и уточнении?» показали, что 31,4% респондентов основное внимание уделяют только последовательности изложения материала и охвату всех объектов показа, 25,7% полагают, что тексты экскурсий просты для восприятия, и только 8 человек (11,2%) считают, что им необходимо быть готовыми к дополнительному комментированию сложной информации. 38,5% продумывают методы изложения материала лишь для впервые организуемых экскурсий (рис. 7). При выборе тактики проведения экскурсии 21,4% не учитывают разные уровни обучаемости и восприятия информации; 30% затруднились с ответом; 15,7% никогда не анализировали педагогические технологии с точки зрения их пригодности для работы с различными категориями инвалидов.
Иногда
(38,7 %) Только
Рис. 7. Осуществление предварительного выбора методов проведения
экскурсии Fig. 7. Pre-selection of excursion methods
Только 4,2% опрошенных обращается к педагогической литературе перед проведением экскурсии для туристов с ОВЗ (рис. 8); 32% вообще не замечают педагогической составляющей в экскурсионной работе.
Рис. 8. Использование педагогической литературы в процессе подготовки
экскурсии для лиц с ОВЗ Fig. 8. Use of pedagogical literature in the process of preparing for an excursion with people with disabilities
Помимо опроса мы также использовали метод включенного наблюдения. В ходе посещения 7 мероприятий были выявлены пробелы в подготовке экскурсоводов для взаимодействия с различными категориями инвалидов. Обнаружилось, что 45% гидов не видят разницы сопровождения лиц с ОВЗ и «обычных» людей; 35% уделяют внимание только организационным аспектам экскурсии для «особых» туристов: ее продолжительности, технике передвижения и эксплуатации колясок и т. д. Экскурсоводы-практики полагают, что от них при работе с гражданами указанной категории требуется лишь ряд дополнительных технических манипуляций, обеспечивающих психологический и физический комфорт во время экскурсии.
Результаты анкетирования и наблюдений, с одной стороны, и положительная динамика численности экскурсантов с ОВЗ - с другой, привели нас к необходимости проанализировать квалификационные требования к экскурсоводам и стандарты в области оказания туристических услуг.
С 2018 г. действуют нормативные документы, в которых говорится, что «при оказании туристических и экскурсионных услуг для туристов с ограниченными физическими возможностями туристическая организация предоставляет специально подготовленных инструкторов, гидов и сопровождающих лиц (например, сурдопереводчиков для глухих и глухонемых)»1.
1 ГОСТ Р 57807-2017 «Туристские услуги. Требования к экскурсоводам», введен 2018-06-01. Москва: Стандартинформ, 2017. 6 с.; ГОСТ 32613-2014 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования», введен 2016-01-01. Москва: Стандартинформ, 2015. С. 7.
Однако эти документы не содержат конкретных правил оказания услуг каждой категорией специалистов индустрии туризма. Стандарт включает требования к продвижению туристского продукта и информационному обеспечению при его реализации для людей с ОВЗ [30]. Примечательно, что и в перечне характеристик профессиональной готовности экскурсовода отсутствует такой показатель, как наличие у него навыков реализации развивающих, воспитательных задач экскурсии в работе с такой клиентурой. Не сформирован перечень профессиональных компетенций, связанных с педагогическими функциями экскурсоводов вообще, и компетенций, необходимых для работы с инвалидами, в частности.
Мы проанализировали 20 учебных программ курсов повышения квалификации экскурсоводов в центрах подготовки туристических кадров, а также вузах. Было обнаружено, что в 17 из 20 программ предлагается использовать современные методы обучения: лекции с применением мультимедийных технологий, практические занятия в интерактивной форме (разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, ролевые игры); в ряд программ включен раздел по обеспечению материально-технической доступности экскурсионной среды для инвалидов.
Так, в частности, учебный план программы повышения квалификации экскурсоводов и гидов-переводчиков, подготовленной Государственным университетом управления совместно с Федеральным агентством по туризму (в рамках проекта «Туробразование»), включает модули по работе с экскурсантами в условиях массовых мероприятий и оказанию им первой помощи на маршруте.
Четыре программы повышения квалификации предлагает институт «Реакомп», который уже более пяти лет совместно со специалистами Государственного Дарвиновского музея разрабатывает и совершенствует методики музейного обслуживания людей с ОВЗ [30]. Сегодня организацией реализуются следующие программы повышения квалификации:
1) специалист по доступной среде в учреждениях культуры;
2) специалист по обслуживанию экскурсантов-инвалидов;
3) специалист по реабилитации инвалидов музейными средствами и доступной среде в музеях;
4) специалист по экскурсионному обслуживанию посетителей с ОВЗ в художественном музее.
Основные категории слушателей курсов повышения квалификации - сотрудники учреждений культуры и экскурсоводы, создающие условия для участия в туризме инвалидов и других маломобильных групп населения.
Перечисленные выше программы предусматривают подготовку специалистов для работы с различными категориями инвалидов в помещении музея, изучение методики социокультурной реабилитации, вопросов социальной интеграции инвалидов с помощью музейных средств. На сегодняшний день по данным программам прошли обучение 208 сотрудников из 93 музеев РФ, включая 18 музеев федерального значения. Большую часть составляют музеи Москвы (рис. 9).
Рис. 9. Распределение музеев, обеспечивших обучение своих сотрудников
в институте «Реакомп», по регионам РФ Fig. 9. Distribution of museums, which provided training for their employees at the Institute Reacomp, by regions of the Russian Federation
От Тульской области обучение прошли только администратор Тульского государственного музея оружия и 2 методиста музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». Пример региона, на территории которого находится более 70 музеев, показывает, насколько невелики масштабы подготовки российских экскурсоводов к работе с людьми с ОВЗ.
При этом программы повышения квалификации кадров туристической сферы (в частности, экскурсоводов) не включают в себя содержа-
тельные модули по улучшению взаимодействия с лицами, чьи физические возможности ограничены: формированию навыков общения и культурного «обмена» с различными категориями инвалидов, их социально-культурной поддержки. Отсутствие данных нормативов является очевидным показателем того, что использование экскурсии как формы социального сопровождения инвалидов средствами культуроориентированного туризма не находится в центре внимания отечественной науки и практики.
Психолого-педагогические аспекты общения с различными категориями инвалидов, техника ведения «педагогической» экскурсии, требования к ее содержанию и объему соответствующего материала, правила сопровождения экскурсантов-инвалидов в методических материалах и регламентах в принципе не представлены.
Анализ статистических данных, опыт и наблюдения позволили нам определить специфику экскурсионно-познавательного туризма, участниками которого становятся инвалиды. Этот вид активного отдыха является формой их социальной адаптации, интеграции в культуроориентиро-ванный социум. Профессиональные решения относительно отбора содержания, форм и методов, осуществляемые специалистами туристической сферы деятельности, должны не только соответствовать узкопрофессиональным требованиям к организации экскурсии и ее инфраструктуре, но и отражать логику педагогического процесса: реализовывать образовательный, воспитательный, развивающий потенциал экскурсии, компенсируя ограниченность возможностей экскурсантов с инвалидностью теми возможностями, которые способно обеспечить социально-культурное, педагогически направленное сопровождение.
Необходима разработка стратегий и тактик, методов и приемов подготовки специалистов-экскурсоводов для реализации педагогических функций культуроориентированного туризма в процессе работы с людьми с ОВЗ. Разумеется, невозможно резко перестроить или поменять сложившуюся структурно-содержательную и нормативную модель образования студентов, обучающихся по направлению «Экскурсионное обслуживание». Поэтому в качестве рекомендации предлагаем включить педагогическую компоненту в содержание учебного материала действующих учебных планов подготовки специалистов экскурсионно-туристической сферы. Это не потребует увеличения учебных часов, а может стать элементом изучения более общих тем.
Например, освоение темы «Классификация методических приемов экскурсовода: особенности методики рассказа и показа» может сопровождаться рассмотрением таких понятий, как «психология экскурсантов»,
«тактильный осмотр экспоната людьми с потерей зрения». В ходе практических занятий по данной теме целесообразно дополнительно отработать умение удерживать внимание группы экскурсантов с различными категориями инвалидности и техники осмотра ими открытых экспонатов.
В практическое занятие «Обзорная экскурсия по городу» можно включить задания для студентов по разработке проблемных вопросов к экскурсантам по ходу маршрута.
В рамках выполнения итоговой работы (виртуальной экскурсии и экскурсии по городу) следует уделить внимание дифференцированному подходу к экскурсионной аудитории, правильному выбору и использованию методических приемов показа объекта в зависимости от категории инвалидности экскурсантов.
Заключение
В последние годы многие российские и зарубежные ученые изучают проблемы, связанные с повышением профессиональной квалификации современного экскурсовода в работе с гражданами с ограниченными возможностями здоровья. Однако задача формирования педагогической составляющей его профессиональной готовности заявлена в самом общем виде, не выявлена специфика процесса реализации педагогического потенциала экскурсии относительно категории граждан с особенностями физического и психоэмоционального состояния.
Признавая наличие педагогических возможностей культуроориентиро-ванного туризма в развитии личности человека, исследователи не дают четкой характеристики психолого-педагогической готовности экскурсовода. Этот пробел мешает выстроить системную работу по подготовке специалиста туристско-экскурсионной сферы как педагога и воспитателя.
Формат статьи не позволяет подробно остановиться на всех заявленных вопросах. Наша работа не завершена, мы продолжаем поиск педагогических возможностей культуроориентированного туризма и путей их реализации на практике.
На данном этапе изучения проблемы можно сделать вывод о том, что у большинства экскурсоводов не сформирована профессиональная позиция в отношении взаимодействия с различными категориями граждан вообще и с инвалидами в частности, ее педагогические аспекты не представлены ни в практической профессиональной деятельности, ни в опыте подготовки современных специалистов туристической сферы в вузах.
Полученные нами результаты исследования и обобщения могут в некоторой степени способствовать решению проблемы формирования пси-
Образование и наука. Том 21, № 10. 2019/The Education and Science Journal. Vol. 21, № 10. 2019 182
холого-педагогической готовности экскурсовода к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованных источников
1. Özogul G., Baran G. G. Accessible tourism: the golden key in the future for the specialized travel agencies // Journal of Tourism Futures. 2016. № 2 (1). P. 79-87.
2. Rabontu C. I. The accessibility of persons with disabilities in Romanian tourism // Revista de Turism-Studii si Cercetari in Turism. 2018. № 25. P. 32-37.
3. Gassiot M. A., Prats L., Coromina L. The perceived value of accessibility in religious sites - Do disabled and non-disabled travellers behave differently? / / Tourism Review. 2016. № 71 (2). P. 105-117.
4. Pörtner M. Ernstnehmen, Zutrauen, Verstehen. Stuttgart: Klett-Cotta, 1996. P. 36-38.
5. Pörtner M. Brücken bauen. Stuttgart: Klett-Cotta, 2018. 249 p.
6. Малафий А. С. Проблемы подготовки кадров для отрасли туризма // Развитие туризма в контексте инновационных процессов современной экономики: сборник материалов международной научно-практической конференции, 3-4 октября 2018 г. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2018. С. 433-437.
7. Gillovic B., McIntosh A. Stakeholder perspectives of the future of accessible tourism in New Zealand // Journal of Tourism Futures. 2015. № 1 (3). Р. 223-239.
8. Kastenholz E., Eusebio C., Figueiredo E. Contributions of tourism to social inclusion of persons with disability // Disability & Society. 2015. № 30 (8). P. 1259-1281.
9. Mesquita S., Carneiro M. J. Accessibility of European museums to visitors with visual impairments // Disability & Society. 2016. № 31(3). Р. 373-378.
10. Tomej K. Accessible and Equitable Tourism Services for Travelers with Disabilities: From a Charitable to a Commercial Footing // Corporate Sustainabi-lity and Responsibility in Tourism. Cham: Springer, 2019. Р. 65-78.
11. McKercher B., Darcy S. Re-conceptualizing barriers to travel by people with disabilities // Tourism Management Perspectives. 2018. № 26. Р. 59-66.
12. Baltusite R., Katane I. The structural model of the pedagogy students' readiness for professional activities in the educational environment // Rural Environment. Education. Personality. 2014. № 7. P. 29-41.
13. Baltusite R. Readiness for pedagogical activity indicators and methodology // International Scientific Conference, ATEE Spring University, 20 Years for Sustainable Development: Learning from Each Other, Lithuania, Vilnuis, 2012. May 3-5. P. 205-210.
14. Ковалев А. Г. Психология личности. Москва: Просвещение, 1970. 311 с.
15. Платонов К. К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986.
254 с.
16. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. C. 42-49.
17. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. 208 с.
18. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во «Университетское», 1976. 176 с.
19. Гильмеева Р. Х. Профессиональное развитие учителя в современных условиях: монография. Казань: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан, 1996. 103 с.
20. Деркач А. А., Водопьянов Д. А. Теоретические основы психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной деятельности// Акмеология. 2017. № 2. С. 7-13.
21. Кирилова С. А. Психологическая готовность как основа профессиональной компетентности педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57 (12). С. 138-144.
22. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. Москва: Советский спорт, 2007. С. 216.
23. Богданова А. Д. Модель профессиональной переподготовки экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-professionalnoy-pere-podgotovki-ekskursovodov-dlya-raboty-s-inostrannymi-turistami-na-angliyskom-yazyke (дата обращения: 10.03.2019).
24. Жаркова У. А. Самоидентификация профессионального экскурсовода: мотивы и средства // Вестник ЧелГУ. 2013. № 37 (328) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samoidentifikatsiya-professi-onalnogo-ekskursovoda-motivy-i-sredstva (дата обращения: 15.03.2019).
25. Калугина Т. В. Формирование сильной языковой личности экскурсовода (на материале Республики Крым) // Вестник ЧелГУ. 2019. № 1 (423) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https: / /cyberleninka.ru/article/ n/formiro-vanie- silnoy-yazykovoy- lichnosti- ekskursovoda- na- materiale- respubliki- krym (дата обращения: 10.03.2019).
26. Мулькова Е. С. Педагогический аспект экскурсионной деятельности // Царскосельские чтения. 2011. № 15. C. 206-209.
27. Симонова М. М. Гуманитарные проблемы в организации экскурсионной деятельности // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 12. С. 45-49.
28. Пономарева И. Ю., Малафий А. С., Петровичев В. М. Туризм как средство социальной адаптации людей с ограниченными физическими возможностями: монография. Тула: ТулГУ, 2013. 62 с.
29. Малафий А. С., Танкиева Т. А. Совершенствование правовой политики в области туризма для людей с ограниченными физическими возможностями // Известия ТулГУ. 2012. № 3. С. 248-256.
30. Ваньшин С. Н. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: методическое пособие. Москва: ГДМ, 2013. 100 с.
31. Заславская О. В. Профессиональная личность педагога: подданный норматива или гражданин профессии? // Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения акаде-
мика РАО Людмилы Ивановны Новиковой (18-19 октября 2018 г., г. Москва) / под ред. Н. Л. Селивановой, И. Ю. Шустовой. Москва: Педагогический поиск, 2018. С. 456-461.
References
1. Özogul G., Baran G. G. Accessible tourism: The golden key in the future for the specialized travel agencies. Journal of Tourism Futures. 2016; 2 (1): 79-87.
2. Rabontu C. I. The accessibility of persons with disabilities in Romanian tourism. Revista de Turism-Studii si Cercetari in Turism. 2018; 25: 32-37.
3. Gassiot Melian A., Prats L., Coromina L. The perceived value of accessibility in religious sites - Do disabled and non-disabled travellers behave differently? Tourism Review. 2016; 71 (2): 105-117.
4. Pörtner M. Ernstnehmen, Zutrauen, Verstehen. Stuttgart: Klett-Cotta; 1996. p. 36-38.
5. Pörtner M. Brücken bauen. Stuttgart: Klett-Cotta; 2018. 249 p.
6. Malafiy A. S. Problems of personnel training for the tourism industry. In: Razvitiye turizma v kontekste innovatsionnykh protsessov sovremennoy ekonomiki: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii = Tourism Development in the Context of Innovative Processes of the Modern Economy. A collection of Materials of the International Scientific-Practical Conference; 2018 Oct 3-4; Yelets. Yelets: Yelets State University named after I. A. Bunin; 2018. P. 433-437. (In Russ.)
7. Gillovic B., McIntosh A. Stakeholder perspectives of the future of accessible tourism in New Zealand. Journal of Tourism Futures. 2015; (3): 223-239.
8. Kastenholz E., Eusebio C., Figueiredo E. Contributions of tourism to social inclusion of persons with disability. Disability & Society. 2015; 30(8): 1259-1281.
9. Mesquita S., Carneiro M. J. Accessibility of European museums to visitors with visual impairments. Disability & Society. 2016; 31(3): 373-378.
10. Tomej K. Accessible and equitable tourism services for travelers with disabilities: From a charitable to a commercial footing. In: Corporate sustainability and responsibility in tourism. Cham: Springer; 2019. p. 65-78.
11. McKercher B., Darcy S. Re-conceptualizing barriers to travel by people with disabilities. Tourism Management Perspectives. 2018; 26: 59-66.
12. Baltusite R., Katane I. The structural model of the pedagogy students' readiness for professional activities in the educational environment. Rural Environment. Education. Personality. 2014; 7: 29-41.
13. Baltusite R. Readiness for pedagogical activity indicators and methodology. In: International Scientific Conference, ATEE Spring University, 20 Years for Sustainable Development: Learning from Each Other; 2012 May 3-5; Vilnuis. Vil-nuis: Lithuanian University of Educational Sciences; 2012. p. 205-210.
14. Kovalev A. G. Psikhologiya lichnosti = Psychology of personality. Moscow: Publishing House Prosveshhenie; 1970. 311 p. (In Russ.)
15. Platonov K. K. Struktura i razvitiye lichnosti = Structure and development of personality. Moscow: Publishing House Nauka; 1986. 254 p. (In Russ.)
16. Slastenin V. A., Podymova L. S. The teacher's readiness for innovation. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2007; 1: 42-49. (In Russ.)
17. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A., Ponomarenko V. A. Gotovnost' k deyatel'nosti v napryazhennykh situatsiyakh. Psikhologicheskiy aspekt = Willingness to work in stressful situations. Psychological aspect. Minsk: Publishing House "Universitetskoe"; 1985. 208 p. (In Russ.)
18. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psikhologicheskiye problemy gotov-nosti k deyatel'nosti = Psychological problems of readiness for activity. Minsk: Publishing House "Universitetskoe"; 1976. 176 p. (In Russ.)
19. Gilmeeva R. H. Professional'noye razvitiye uchitelya v sovremennykh usloviyakh = Teachers' professional development in modern conditions. Kazan: Institute of Advanced Training and Retraining of Education Workers of the Republic of Tatarstan; 1996. 103 p. (In Russ.)
20. Derkach A. A., Vodop'yanov D. A. Theoretical foundations of psychological readiness of students - future psychologists to professional activities. Akme-ologiya = Acmeology. 2017; 2: 7-13. (In Russ.)
21. Kirilova S. А. Psychological readiness as the basis of a teacher's professional competency. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education. 2017. 57 (12): 138-144. (In Russ.)
22. Emelyanov B. V. Ekskursovedeniye = Tour Guide. Moscow: Publishing House Sovetskij sport; 2007. 216 p. (In Russ.)
23. Bogdanova A. D. Model of professional retraining of guides for work with foreign tourists in English. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Internet]. 2010 [cited 2019 Mar 10]; № 3. Available from: https://cyberleninka.ru/artic-le/n/model-professionalnoy-perepodgotovki-ekskursovodov-dlya-raboty-s-inostrannymi-turistami-na-angliyskom-yazyke (In Russ.)
24. Zharkova U. A. Self-identification of a professional guide: Motives and means. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University [Internet]. 2013 [cited 2019 Mar 15]; № 37 (328). Available from: https: / / cyberleninka.ru / article/n/samoidentifikatsiya-professionalnogo-ekskursovoda-motivy-i-sredstva (In Russ.)
25. Kalugina T. V. Formation of a strong language personality of the guide (on the material of the Republic of Crimea). Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University [Internet]. 2019 [cited 2019 Mar 10]; № 1 (423). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/for-mirovanie-silnoy-yazykovoy-lichnosti-ekskursovoda-na-materiale-respubliki-krym (In Russ.)
26. Mulkova Ye. S. Pedagogical aspect of excursion activity. Tsarskosel'ski-ye chteniya = Tsarskoye Selo Readings. 2011; 15: 206-209. (In Russ.)
27. Simonova M. M. Humanitarian problems in the organisation of excursion activities. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya = Scientific Review: Humanitarian Studies. 2016; 12: 45-49. (In Russ.)
28. Ponomareva I. Yu., Malafiy A. S., Petrovichev V. M. Turizm kak sredstvo sotsial'noy adaptatsii lyudey s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostyami = Tourism as a means of social adaptation of people with disabilities. Tula: Tula State University; 2013. 62 p. (In Russ.)
29. Malafiy A. S., Tankieva T. A. Improving the legal policy in the field of tourism for people with disabilities. Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universi-teta = Bulletin of Tula State University. 2012; 3: 248-256. (In Russ.)
30. Vanshin S. N. Sotsiokul'turnaya reabilitatsiya invalidov muzeynymi sredstvami = Socio-cultural rehabilitation of disabled people with museum tools. Moscow: Publishing House GDM; 2013. 100 p. (In Russ.)
31. Zaslavskaya O. V. Professional personality of a teacher: A subject of a standard or a citizen of a profession? In: Sistemnyy podkhod v vospitanii: razvitiye vo vremeni i prostranstve: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii, posvyashchennoy 100-letiyu so dnya rozhdeniya akademika RAO Lyud-mily Ivanovny Novikovoy = System Approach in Education: Development in Time and Space. Materials of the International Scientific-Practical Conference Dedicated to the 100th Anniversary of the Academician of the Russian Academy of Education Lyudmila Ivanovna Novikova; 2018 Oct 18-19; Moscow. Moscow: Publishing House Pedagogicheskij poisk; 2018. p. 456-461. (In Russ.)
Информация об авторах:
Заславская Ольга Владимировна - доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель школы РФ, заведующий кафедрой «Теория и методика образования» Тульского государственного университета, Тула, Россия. E-mail: [email protected]
Малафий Александра Сергеевна - доцент кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства» Тульского государственного университета, Тула, Россия. E-mail: [email protected]
Вклад соавторов:
О. В. Заславская - общее научное руководство исследованием, разработка концепции и программы педагогического исследования, формулировка обобщающих выводов.
А. С. Малафий - обзор литературы по проблеме исследования, описание результатов эмпирического исследования, формулировка обобщающих выводов.
Статья поступила в редакцию 01.04.2019; принята в печать 11.09.2019.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors:
Olga V. Zaslavskaya - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Teacher of the School of the Russian Federation, Head of the Department of Theory and Methodology of Education, Tula State University, Tula, Russia. E-mail: [email protected]
Aleksandra S. Malafiy - Associate Professor, Department of Tourism and Hospitality Industry, Tula State University, Tula, Russia. E-mail: [email protected]
Contribution of the authors:
O. V. Zaslavskaya provided general scientific supervision of the research, developed the conception and programme of pedagogical research and formulated summary conclusions.
A. S. Malafiy carried out literature review on the research problem, contributed to the interpretation of the empirical research results and formulated summary conclusions.
Received 01.04.2019; accepted for publication 11.09.2019.
The authors have read and approved the final manuscript.