УДК 371.134 ЯКОВЛЕВА Е.В.
кандидат биологических наук, кафедра проблем человека и философии здоровья, ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля»
E-mail: [email protected]
UDC 378.1 YAKOVLEVA E.V.
Candidate of Biological Science, State Educational Establishment of Higher Professional Education «Lugansk
Vladimir Dahl University» E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТОРНОГО МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PEDAGOGICAL BASIS FOR FORMING THE REGULATORY MECHANICISM OF ADAPTATION OF STUDENTS
TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES
В статье приведена концептуальная модель адаптации будущих специалистов к условиям профессиональной деятельности. Определено, что процесс формирования способностей к саморегуляции профессионального поведения строится по схеме: от обучения и воспитания к формированию способности к профессиональной саморегуляции и далее к практике развития регуляторных основ адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: адаптация, саморегуляция, поведение, ценности, профессиональная деятельность, механизм, модель.
The article presents a conceptual model of adaptation offuture specialists to the conditions ofprofessional activity. It has been determined that the process offorming the abilities for self-regulation ofprofessional behavior is built according to the scheme: from training and education to the formation of the ability for professional self-regulation and then to the practice of developing the regulatory framework for adapting students to future professional activities.
Keywords: adaptation, self-regulation, behavior, values, professional activity, mechanism, model.
В современных условиях развития общества все большее значение приобретает конкурентоспособность специалиста, его способность к выполнению широкого круга профессиональных задач, быстрого реагирования на изменения условий профессиональной деятельности, способность к регулированию собственного поведения в реальных условиях профессиональной деятельности. Во многом указанные компетенции определяют характер и уровень профессиональной адаптации специалиста, что актуализирует потребность в научном изучении и внедрении педагогических подходов, направленных на создание условий для вхождения нового сотрудника в профессиональную среду. Сегодня педагогическая наука и практика все четче акцентируют внимание на необходимость не только формирования будущего специалиста как личности, имеющей широкий спектр профессиональных знаний, но и обращает внимание на развитие регуляторного механицизма, позволяющего студентам эффективно адаптироваться в будущей профессии.
Данным проблемам в последние годы посвятили свои работы Дмитриенко С.А. [6], Макарова А.Н. [8], Федорова Е.Е. [13] и др.
Ученые отмечают отсутствие единой теории, определяющей содержание адаптационного процесса, говорят о незавершенности исследований в данном аспекте профессионально-педагогической деятельности.
В этой связи представляется актуальным дальнейшее исследование теоретических основ развитие теории адаптации в контексте формирования регуляторного механизма, позволяющего личности успешно адаптироваться в профессиональной среде, что и является целью данной статьи.
Изложение основного материала.
Теоретический анализ известных исследований в области адаптации человека показывает, что эта проблема является междисциплинарной и рассматривается со стороны психологического, философского, медицинского, биологического и социального аспектов. Философско-методологический контекст теории адаптации представлен в трудах отечественных ученных Б. Ананьева, Л. Дикой, В. Петровского, А. Сухарева. Над особенностями социальной и социально-психологической адаптации личности работали Г. Балл, Ф. Березин, Л. Васерман.
Таким образом, можно сказать, что проблему адаптации отечественные и зарубежные ученые исследуют широко и всесторонне. Она сближает и объединяет многие сферы научного познания. Однако ведущая роль в накоплении и описании фактов адаптивного поведения и вклад в расширение спектра форм и видов адаптации принадлежит психологии.
Категория «адаптация» возникла в пределах естественнонаучной парадигмы (Р. Хэнки, Г. Селье) и в
© Яковлева Е.В. © Yakovleva E.V.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
самом общем виде отражала процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям окружающей среды. В то же время адаптация является сложной многоаспектной категорией, которая содержит в себе целый спектр элементов, определяющих способности личности к эффективному вхождению в профессиональную среду.
В связи с важностью данного аспекта формирования личности будущего специалиста, ведущим трендом педагогических теоретических и эмпирических исследований является исследование роли адаптации в профессиональной и учебной практике. Также социальный запрос формирует необходимость исследования регуляторного механизма адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности, который является «ключом», открывающим перспективы для оценивания проблем профессиональной адаптации, о чем заявляют М.А. Александрова [1], Н.В. Бякова [4],
B.И. Моросанова [9, 10] и др.
При этом, обращает на себя внимание то, что понятия адаптивность и неадаптивность личности в современной науке возникают преимущественно в контексте адаптационного потенциала. С медико-биологических позиций адаптационный потенциал - это количественное выражение уровня функционального состояния организма и его систем, который характеризует его способность адекватно и надежно реагировать на комплекс неблагоприятных факторов в процессе экономного расхода функциональных резервов, что позволяет предотвратить развитие преморбидного состояния (состояние здоровья, когда физическое или психическое благополучие человека нарушено, но объективно не фиксируется ни один из известных симптомов болезни).
В психологии понятие адаптационного потенциала личности появилось в трудах А. Маклакова,
C. Посохова, Д. Леонтьева. Под личностным адаптационным потенциалом авторы понимают индивидуально-психологические характеристики, раскрывающие адаптационные возможности личности. Поэтому основой адаптационного потенциала человека обычно считают его ресурсы, среди которых особое место занимает способность личности к саморегуляции профессионального поведения - специфической формы саморегуляции, направленной на контроль поведения в различных профессионально значимых ситуациях. При этом, рассматривая процесс саморегуляции в таком ракурсе, следует обратить внимание на то, что, как указывает Ю.С. Костина, процесс саморегуляции поведения является существенным элементом адаптации специалиста в профессиональной среде [7]. Говоря о саморегуляции мы придерживаемся традиционного научного взгляда на эту личностную способность, рассматривая ее в рамках Я-концепции, в которой воплощается жизненная стратегия личности в соответствии со структурой самосознания, определяющего смысл жизни человека при том, что непосредственно Я-концепция формируется на основе взаимодействия трех компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного и пове-
денческого [2].
Рассматривая первые два элемента (когнитивный и эмоционально-ценностный), мы можем отнести их к сфере изучения психологии, в то время как аспект «поведенческий», является объектом педагогического воздействия и предметом педагогической практики. Соответственно верным будет вывод относительно возможностей формировать способность к саморегуляции поведения и, соответственно, к профессиональной адаптации, используя для этого педагогический методический инструментарий.
Данный вывод открывает возможности и определяет перспективы развития инновационного направления педагогики высшего образования, а именно, разработки педагогических основ формирования способностей к саморегуляции поведения и создания на этой основе условий для эффективной адаптации будущих специалистов в профессиональной деятельности.
Изучение работ Моросанова В.И. [10], Нуримановой Ф. К., Хамзиной Л. Ш. [11], Поваренков Ю.П., Цымбалюк А. Э. [12], позволяет говорить о том, что именно наличие в структуре личности элементов саморегуляции (таких как регуляторная опытность, мо-тивационная направленность, характер, мировоззрение, когнитивный, регуляторный компоненты, индивидуальный стиль саморегуляции) способствует тому, что студент обретает важнейший признак субъектности в профессиональной деятельности, а именно признак адаптации к условиям труда и требованиям профессии.
В результате взаимодействия данных элементов, в структуре личности формируется регуляторный механизм адаптации к будущей профессиональной деятельности, под которым мы понимаем совокупность способностей личности, определяющих возможность выполнения профессиональных обязанностей на основе контроля поведения, гармоничного и быстрого вхождения молодого специалиста в трудовой коллектив.
Соответственно решение проблемы адаптации к будущей профессиональной деятельности нацеливает систему высшего профессионального образования на создание адаптирующей среды, способствующей формированию готовности своих выпускников к профессиональной адаптации [5].
Говоря о создании такой среды, мы имеем ввиду широкий спектр педагогических практик, направленных на формирование способности к саморегуляции профессионального поведения и способности к профессиональной адаптации, уже на этапе обучения в высшем учебном заведении, которыми могут быть практическая профессиональная деятельность студента (учебная практика); тренинги психологической устойчивости, ролевые игры, имитирующие профессионально значимые ситуации и т. д., при этом в основе концептуальной модели адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности должны присутствовать социально-психологический, личностный и профессионально-компетентностный компоненты (рис. 1).
I Субъект адаптационного ! Взаимодействие I Учебно-профессиональная ! I ■ _ 1
. S^ongccS.
_среда_
Ресурсы, которые обеспечивают адаптацию к профессиональной деятельности
г-----------------4-------
Мотивационно-ценностный Регуляторный потенциал потенциал
г Самооценка Личностная и профнаправленность Профессиональная
идентичность Профессиональная мотивация
г Саморегуляция Самоконтроль Локализация контроля Адаптивные копинг-механизмы
------------1
Эмоциональный потенциал
г Эмоциональный
интеллект Личностные состояния (тревожность, агрессивность) Стрессоустойчивость
Уровни реализации личностных адаптационных потенциалов
Индивидный
' Компоненты "1 - Энергетический |(психофизиологичес' 1кие характеристики,, которые обуславливают энергетичес-1 рий и динамический [диапазоны L
реагирования). | '- Когнитивный ¡(уровень развития! ¡познавательных ' ¡процессов, |
¡когнитивная i
Личностный
Компоненты
Субъектно-
Индивидуальный
[гибкость)_
- Мотивационный ¡(иерархия 1мотивационной Ьферы, любозна-¡гельность, интересы |И увлечения'
[напряженность [мотивации. ¡- Коммуникативный ¡(коммуникативные рсобенности Личности, система] ¡отношений)
деятельностныи ! Компоненты
- Инструментальный ¡(способности. 1навыки и умения). L Творческий (творческие способности
¡способность .[творческому
1
юзникающих ¡адаптационных раданий) I I I
Компоненты j Определяются ¡индивидуальной Структурой ¡ресурсов, ¡направлением ¡способами реализации
А да п ти р о в а н но с т ь Рис. 1. Концептуальная модель формирования способностей к профессиональной адаптации у будущих специалистов.
Педагогическими условиями формирования регу-ляторных основ адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности являются мероприятия по организации и ресурсному обеспечению учебно-воспитательного процесса, целью которого является достижение достаточного уровня адаптационных способностей и профессионального поведения у выпускников ВУЗов.
Сам же процесс формирования адаптационного механизма в ВУЗе базируется на современной парадигме образования, которая формирует новую образовательную реальность, ориентируется на педагогический процесс, способствующий качественному изменению личности на ценностном уровне, стремится создать механизмы постановки и решения проблем, характерных для системы образования на основе изменения взглядов на роль личности в процессе обучения, ориентируется на формирование способности выпускника к профессиональной самореализации.
Данная парадигма опирается на принцип единства технологических компонентов педагогического процесса и духовных основ воспитания и развития личности, на ценности, на смыслы, которые составляют ядро современного высшего образования, способны создать условия для формирования положительной мотивации студентов к обучению, к получению профессиональных знаний, к развитию профессионально значимых качеств, что, в конечном итоге, ведет к формирования способности к профессиональной саморегуляции и к адаптации личности в профессии.
В этой связи, можно утверждать (опираясь на акме-ологический подход к развитию личности), что процесс формирования способностей к саморегуляции профессионального поведения строится по схеме:
обучение и воспитание ^ формирование способности к профессиональной саморегуляции ^ формирование регуляторных основ адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Реализация данного положения предусматривает стимулирование ценностного отношения студентов к вопросам самосовершенствования и самопреобразования, формирование позитивной установки субъекта в отношении собственного развития, положительного эмоционального отношения к необходимости регулировать собственное поведение и деятельность для достижения личностно определенной цели в различных ситуациях, которые реально имеют место и периодически возникают в профессиональной деятельности.
Отсюда можно сделать вывод, что формирование регуляторных основ адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности требует включения студентов в практическую деятельность, связанную с решением сложных и необычных ситуаций, требующих использования опыта саморегуляции проведения.
Считаем, что развитие указанной способности достигается благодаря использованию методов педагогической диагностики, педагогической коррекции поведения, педагогического сопровождения профессионального становления, а также на основе методов эмоционально-нравственного воспитания, ролевых, деловых игр и т. д.
Выводы
Подводя итог данной статье, отметим, что каждый выпускник высшего учебного заведения обладает опре-
деленным уровнем развития саморегуляции и способности к адаптации в профессиональной среде. Вопрос заключается только в том, насколько данные способности являются выраженными, достаточным ли является уровень их сформированности?
При этом, безусловно, что данные способности зависят от того, насколько выпускник является эмоционально зрелым, мотивированным, профессионально подготовленным. Иными словами формирование адаптационной готовности выпускника высшего учебного заведения следует рассматривать как важную цель всего педагогического процесса, которая достигается путем ее включения во все аспекты профессиональной подготовки на этапе получения высшего образования. В этой связи представляется важным развитие на всех этапах формирования личности и обучения будущих специалистов социально-психологических, личностных, профессиональных компетенций на уровне, достаточном для успешной адаптации выпускников в профессиональной деятельности.
В этой связи дальнейшее исследование проблем, связанных с формированием регуляторных основ адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности, будет направлено на определение наиболее эффективных форм данного педагогического процесса.
Библиографический список
1. Александрова М.А. Проблемы социального поведения и самореализации личности: монография. - Режим доступа: http:// samlib. ru/m/marina_a_a/tesis.shtml
2. Амурова Н.Г. Развитие я-концепции личности как педагогическая проблема / Н.Г. Амурова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. №2. С. 76-79.
3. Барвик С.Г. Педагогические условия адаптации начинающего преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшем учебном заведении // Молодежь и рынок. 2009. № 12. С. 12-18.
4. БяковаН. В. Развитие регуляторного опыта студентов в условиях вуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. №4. С. 18-25.
5. Воскрекасенко О.А. Формирование готовности будущих бакалавров- инженеров к социально-профессиональной адаптации как педагогическая проблема // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. №8. С. 48-53.
6. Дмитриенко С. А. Адаптация студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования к будущей профессиональной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2007. 198 с.
7. КостинаЮ.С. Функциональные состояния и адаптация работника / Костина Ю.С., Миронова Е. Р. // Universum: психология и образование. 2016. №6. С. 77-87.
8. Макарова А. Н. Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования: дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. 240 с.
9. Моросанова В.И. Актуальные направления исследования осознанной саморегуляции в образовании и профессиональном самоопределении // Научный мир, Ч. I: Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». Иваново, 2018. С. 9-16.
10. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. №4. С. 62-78.
11. Нуриманова Ф. К., Хамзина Л. Ш. Саморегуляция личности в профессиональной деятельности // Вестник науки и образования. 2020. №1. С. 81-85.
12. Поваренков Ю.П., Цымбалюк А. Э. Оперативность развития системы саморегуляции профессиональной деятельности
13. Федорова Е.Е. Адаптация студентов вузов к учебно-профессиональной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 188 с.
References
1. Alexandrova M.A. Problems of social behavior and personal self-realization: monograph. - Access mode: http: // samlib. ru / m / marina_a_a / tesis.shtml
2. Amurova N.G. Development of the self-concept of personality as a pedagogical problem // Bulletin of the Maikop State Technological University. 2012. No. 2. Pp. 76-79.
3. Barwick S.G. Pedagogical conditions for the adaptation of a novice teacher to professional pedagogical activity in a higher educational institution // Youth and the market. 2009. No. 12. Pp. 12-18.
4. Byakova N.V. Development of the regulatory experience of students in a university environment // Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2015. No. 4. Pp. 18-25.
5. Voskrekasenko O.A. Formation of the readiness of future bachelors-engineers for social and professional adaptation as a pedagogical problem // XXI century: results of the past and problems of the present plus. 2013. No. 8. Pp. 48-53.
6. Dmitrienko S.A. Adaptation of students of an educational institution of secondary vocational education to future professional activities: diss. ... Cand. ped. sciences. Omsk, 2007.198 p.
7. Kostina Yu.S. Functional states and adaptation of an employee / Kostina Y.S., Mironova E.R. // Universum: psychology and education. 2016. No. 6. Pp. 77-87.
8. Makarova A.N. Adaptation of students to professional pedagogical activity in the conditions of multilevel education: dis. cand. ped. sciences. N. Novgorod, 2005.240 p.
9. Morosanov V.I. Actual directions of research of conscious self-regulation in education and professional self-determination // Scientific world, Part I: Symposium "Subject and personality in the psychology of self-regulation". Ivanovo, 2018. Pp. 9-16.
10. Morosanov V.I. Conscious self-regulation of voluntary human activity as a psychological resource for achieving goals // Theoretical and Experimental Psychology. 2014. No. 4. Pp. 62-78.
11. Nurimanova FK, Khamzina L. Sh. Self-regulation of personality in professional activity // Bulletin of science and education. 2020. No. 1. Pp. 81-85.
12. Povarenkov Yu.P., TsymbalyukA.E. Prompt development of the system of self-regulation of professional activity
13. Fedorova E.E. Adaptation of university students to educational and professional activities: diss. ... cand. ped. sciences. Magnitogorsk, 2007.188 p.