Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / ЦЕЛЕВОЙ БЛОК / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК / ПРОЦЕССУАЛЬНО СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК / ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна

Проблема формирования профессиональной готовности, в частности готовности к инновационной деятельности в настоящее время активно изучается. При этом исследованию изучаемого феномена в сфере государственного и муниципального управления уделено недостаточно внимания. Целью данного исследования является обоснование и разработка авторской модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности. Приведены дефиниции, определяющие понимание термина «профессиональная готовность будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления» и сформулировано авторское определение данного понятия. Представлена структурно-содержательная модель формирования профессиональной готовности будущих специалистов государственного и муниципального управления к инновационной деятельности, выделены и детально описаны основные её компоненты. Полученные результаты вносят вклад в теорию и практику профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного управления. Использование предложенной модели будет способствовать повышению уровня подготовки будущих специалистов и эффективности их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE SPECIALISTS OF THE SPHERE OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION FOR INNOVATION ACTIVITY

The problem of the formation of professional readiness, in particular readiness for innovative activity, is currently being actively studied. At the same time, insufficient attention has been paid to the study of the phenomenon under study in the field of public and municipal administration. The purpose of this study is to substantiate and develop the author's model for the formation of professional readiness of future specialists in the field of public and municipal administration for innovation. Definitions defining the understanding of the term "professional readiness of future specialists in the field of public and municipal administration" are given and the author's definition of this concept is formulated. The structural and content model of the formation of professional readiness of future specialists of state and municipal administration for innovation activity is presented, its main components are highlighted and described in detail. The obtained results contribute to the theory and practice of professional training of future specialists in the field of public administration. The use of the proposed model will contribute to improving the level of training of future specialists and the effectiveness of their professional activities.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК [378.011.3-051:35.08]:005.312-047.44 DOI 10.52575/2712-7451-2022-41-3-509-520

Модель формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности

Провоторова Н.В.

Луганский государственный педагогический университет, ЛНР, 91011, г. Луганск, ул. Оборонная, 2 E-mail: provotorova.natalij a@yandex.ru

Аннотация. Проблема формирования профессиональной готовности, в частности готовности к инновационной деятельности в настоящее время активно изучается. При этом исследованию изучаемого феномена в сфере государственного и муниципального управления уделено недостаточно внимания. Целью данного исследования является обоснование и разработка авторской модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности. Приведены дефиниции, определяющие понимание термина «профессиональная готовность будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления» и сформулировано авторское определение данного понятия. Представлена структурно-содержательная модель формирования профессиональной готовности будущих специалистов государственного и муниципального управления к инновационной деятельности, выделены и детально описаны основные её компоненты. Полученные результаты вносят вклад в теорию и практику профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного управления. Использование предложенной модели будет способствовать повышению уровня подготовки будущих специалистов и эффективности их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: сферы государственного и муниципального управления, профессиональная готовность, инновационная деятельность, компоненты модели формирования профессиональной готовности, целевой блок, теоретико-методологический блок, процессуально содержательный блок, оценочно-результативный блок

Для цитирования: Провоторова Н.В. 2022. Модель формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 41(3): 509-520. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-3-509-520

The Model of Formation of Professional Readiness of Future Specialists of the Sphere of State and Municipal Administration

for Innovation Activity

Nataliia V. Provotorova

Luhansk State Pedagogical University 4/14 Defense St., Luhansk 91011, Luhansk People's Republic E-mail: provotorova.natalij a@yandex.ru

Abstract. The problem of the formation of professional readiness, in particular readiness for innovative activity, is currently being actively studied. At the same time, insufficient attention has been paid to the

study of the phenomenon under study in the field of public and municipal administration. The purpose of this study is to substantiate and develop the author's model for the formation of professional readiness of future specialists in the field of public and municipal administration for innovation. Definitions defining the understanding of the term "professional readiness of future specialists in the field of public and municipal administration" are given and the author's definition of this concept is formulated. The structural and content model of the formation of professional readiness of future specialists of state and municipal administration for innovation activity is presented, its main components are highlighted and described in detail. The obtained results contribute to the theory and practice of professional training of future specialists in the field of public administration. The use of the proposed model will contribute to improving the level of training of future specialists and the effectiveness of their professional activities.

Keywords: spheres of state and municipal management, professional readiness, innovative activity, components of the model of formation of professional readiness, target block, theoretical and methodological block, procedural and substantive block, evaluative and effective bloc

For citation: Provotorova N.V. 2022. The Model of Formation of Professional Readiness of Future Specialists of the Sphere of State and Municipal Administration for Innovation Activity. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41(3): 509-520 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-3-509-520

Введение

Проблема готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления (ГМУ) к инновационной деятельности вызвана необходимостью качественного выполнения современными государственными гражданскими служащими профессиональных задач в условиях инновационного управления. На данном этапе развития общества выдвигается ряд требований к личности специалистов данной сферы, к уровню их подготовленности, к профессиональной деятельности госслужащих в целом. В связи с этим возникает необходимость внедрения новой системы подготовки специалистов, направленной на формирование готовности к инновационной деятельности.

Понимание термина «профессиональная готовность будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления (ГМУ) к инновационной деятельности» сопряжено с такими понятиями, как «будущий специалист сферы ГМУ», «профессиональная деятельность будущего специалиста сферы ГМУ», «инновационная деятельность будущего специалиста сферы ГМУ». Анализ научной литературы [Подласый, 2007; Зеер, Конюхова, 2010; Нерадовская, 2010; Ткачова, 2012; Загороднюк, Аюмов, 2013; Никитина, 2013; Иванова, Дубененкова, 2014; Кузьменко, 2014; Атнашев, 2017; Гуреев, Гришин, 2017; Перинский, 2017] и результаты авторских исследований [Провоторова, 2020a, 2020б; Провоторова, 2021 a, 2021б, 2021в] позволили сформулировать определения эти понятий.

Так, «будущий специалист сферы ГМУ» - это личность, обладающая системой компетенций и личностных качеств, выступающих индикаторами профессионализма в сфере государственного и муниципального управления, способная к их успешному использованию для выполнения функций государства и организации эффективного взаимодействия между гражданами и государством.

«Профессиональная деятельность будущего специалиста сферы ГМУ» - это особый вид трудовой деятельности, имеющий строгую нормативную регламентацию, основной целью которой является выполнение служащим функций государства, путем принятия социально значимых решений и осознания высокой степени ответственности за результаты своей работы.

Инновационную деятельность будущего специалиста сферы ГМУ мы понимаем как вид профессиональной деятельности, предполагающий наличие у специалистов высокого уровня профессиональной подготовки, интеллектуальной наполненности, креативного

мышления, способности к использованию в своей работе принципиально новых подходов, методов и инструментов управления.

Термин «профессиональная готовность будущего специалиста сферы ГМУ к инновационной деятельности» мы понимаем как состояние личности, выражающееся в способности выполнения служащим функций государства, принятия социально-значимых решений, характеризующееся целостной структурой, включающей: мотивационно-ценностный, интеллектуально-информационный, процессуально-деятельностный, рефлексивно-аналитический компоненты, и предполагающее умение использовать принципиально новые подходы, методы и инструменты управления.

Формирование готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности в высшей школе возможен посредством внедрения в учебный процесс модели формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности.

Обоснование модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов государственного и муниципального управления

к инновационной деятельности

Автором представлена структурно-содержательная модель формирования готовности будущих специалистов государственного и муниципального управления к инновационной деятельности во всем разнообразии взаимозависимых и взаимообусловленных связей ее составляющих. Сконструированная модель даст возможность рассматривать формирование изучаемой готовности как единый педагогический процесс.

Научная разработка структурно-содержательной модели формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности требует детального описания ее базовых компонентов, а именно: целевого, теоретико-методологического, процессуально-содержательного и оценочно-результативного блоков.

Целевой блок включает цели и задачи моделируемого процесса. Целью является формирование готовности будущих специалистов государственного управления к инновационной деятельности. Базисом проектируемой конечной цели выступают: социальная потребность общества в подготовке компетентных, высокопрофессиональных, инновационно-ориентированных государственных служащих; законы и нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность в России и Луганской Народной Республике в учреждения высшего образования, определяющие существующие требования к профессиональной подготовке будущих специалистов сферы государственного управления [Федеральный закон... 2012; Закон «Об образовании»... 2016; Об утверждении... 2020а; Об утверждении. 2020б].

Исходя из цели сформулированы задачи профессиональной подготовки будущих специалистов государственного управления к инновационной деятельности:

- сформировать осознанную мотивацию будущих специалистов государственного управления к инновационной деятельности;

- разработать и внедрить в учебный процесс модель и педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности;

- экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов государственного управления к инновационной деятельности.

Теоретико-методологический блок включает в себя описание методологических подходов к моделированию процесса формирования готовности будущих специалистов

государственного управления к инновационной деятельности, а также характеристику закономерностей и принципов формирования указанной готовности.

Разнообразие компонентов, разновекторных связей и условий, определяющих формирование готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности, обусловило использование совокупности ак-меологического, аксиологического, системного, деятельностного, компетентностного подходов.

Акмеологический подход обеспечил усиление профессиональной мотивации студентов, активизировал креативное начало обучающихся, способность к эффективному использованию личностных качеств и индивидуальных ресурсов для достижения успешной профессиональной деятельности средствами формирования акмеологической направленности обучающегося.

Аксиологический подход позволяет рассматривать ценности сквозь призму сущностных сил личности, ее умственного, духовно-нравственного потенциала, что проявляется в способности решать сложные профессиональные ситуации, осуществлять инновационную деятельность в профессии. Использование аксиологического подхода в предлагаемом научном исследовании вызвано необходимостью повышения качества подготовки будущих специалистов государственного управления, обладающих системой ценностей и способных к инновационной деятельности.

Научная идеология системного подхода дала возможность представить формирование готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности как единую систему и изучать ее во множестве связей и отношений компонентов, находящихся в состоянии постоянного развития. Данная система обладает определенной структурой, иерархичностью, взаимосвязью с внешней средой.

Деятельностный подход в исследовании формирования готовности будущих специалистов сферы ГМУ к инновационной деятельности обеспечивает возможность определить модель формирования готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности как эталонный объект получения информации о профессиональной деятельности в аппарате государственной службы и посредством этого глубоко понять суть явлений, определяющих специфику формирования указанной готовности; определить направленность образовательного процесса на деятельностное изучение компонентов профессиональной готовности к инновационной деятельности; осуществить прямую связь общекультурных и общепрофессиональных компетенций с реализуемыми видами деятельности в сфере государственной службы; отбирать адекватные специфике профессиональной подготовки средства, методы и технологии обучения.

Компетентностный подход позволил осмыслить формирование профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности как деятельность обучающихся по преобразованию базовых и специальных знаний и умений, поведенческих моделей будущих специалистов, профессиональных норм, ценностных установок, индивидуальных качеств личности как компонентов профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности; позволил определить уровни формирования указанной готовности; сформулировать педагогические условия изучаемого процесса; обосновать и предложить учебно-методическое обеспечение формирования профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности.

В научном исследовании выявлены и введены в структуру модели базовые закономерности формирования профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности, к которым мы отнесли:

1. Закономерность общественной и личной обусловленности формирования профессиональной готовности у будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности -показывает общественную и личную значимость и актуальность изучаемого процесса.

2. Закономерность взаимосвязи степени мотивации будущих специалистов, его нравственно-ценностных ориентаций и способности осуществлять инновационную деятельность - показывает важнейшую роль мотивации будущих специалистов к профессии, его ценностных установок в эффективном формировании профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности.

3. Закономерность целостности, системности и взаимосвязи мотивационно-ценностного, интеллектуально-информационного, процессуально-деятельностного, рефлексивно-аналитического компонентов - раскрывает целостность, взаимозависимость и взаимосвязь компонентов профессиональной готовности будущих государственных служащих к инновационной деятельности, а также этапов ее формирования.

4. Закономерность использования различных видов, форм и методов самостоятельной работы в учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности - актуализирует и демонстрирует необходимость использования разнообразных средств и технологий самостоятельной работы студентов с целью повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере государственного управления к инновационной деятельности.

5. Закономерность эффективности наглядно показывает связь между целью процесса формирования готовности к инновационной деятельности и ее результатами.

В канву проектируемой модели включены принципы, отражающие сущность формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы ГМУ к инновационной деятельности: актуальности и востребованности; интеракции; индивидуально-личностного развития; партнерства и сотрудничества; структурной целостности, технологичности, проблемности и креативности, индивидуализации и дифференциации обучения, принцип обратной связи.

Принцип актуальности и востребованности характеризует высокую востребованность специалистов системы государственного управления, способных к инновационной деятельности и актуальность подготовки студентов к использованию инновационных подходов и технологий в своей профессии. Данный принцип ориентирует высшую школу на выполнение общественной потребности по подготовке компетентных, инновационно-ориентированных специалистов ГМУ. Реализация данного принципа требует осуществления педагогически целесообразного и систематического взаимодействия преподавателей и обучающихся с представителями учреждений государственной власти.

Организация данного взаимодействия может осуществляться посредством: - согласования рабочих программ профильных дисциплин, программ производственных практик с работодателями; - совместного проведения научных мероприятий (конференций, круглых столов, форумов, мастер-классов и т.д.); - осуществления консультаций работодателями по выполнению выпускных квалификационных работ.

Принцип интеракции демонстрирует главенствующую роль взаимодействия и эффективной коммуникации участников образовательного процесса, их личностной и групповой совместной деятельности в формировании профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности. Данный принцип обуславливает эффективную трансформацию личности в процессе межличностного взаимодействия субъектов.

Реализация принципа интеракции предусматривает: - комплексное использование в процессе профессиональной подготовки студентов индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения с целью обеспечения эффективного сотрудничества, межличностного взаимодействия субъектов формирования профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности; - применение интерактивных технологий обучения с целью совершенствования компетенций, необходимых для осуществления специалистами ГМУ инновационной деятельности, развития творческого потенциала обучающихся.

Принцип индивидуально-личностного развития заключается в гармонизации процессов социального развития будущего специалиста сферы ГМУ и индивидуализации. Реализация данного принципа предполагает использование индивидуально — личностного подхода в профессиональном обучении, cуть которого в том, чтобы учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности личности, мировоззренческие установки, ценности каждого студента. Это необходимо учитывать преподавателю в своей работе с будущими специалистами сферы ГМУ. Преподавательский состав должен уметь использовать в учебном процессе такие средства и технологии, в которых каждый обучающийся ощущает себя личностью, чувствует внимание преподавателя лично к нему, уважение и интерес, как к личности, так и к специалисту. Реализация данного принципа предусматривает: использование в учебном процессе проблемных заданий; создание позитивного эмоционального настроя студентов на выполнение учебных задач; стимулирование студентов к рациональному отбору и самостоятельному применению разнообразных способов решения профессиональных задач.

Принцип партнерства и сотрудничества отражается в содержании работы педагога и обучающихся на всех ступенях и этапах формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности. Педагог выступает куратором, наставником, который помогает будущим госуправленцам в процессе формирования профессиональных компетенций, поэтапно усиливая учебную и как результат профессиональную самостоятельность. Принцип партнерства и сотрудничества характеризуется проявлением особого интереса к индивидуальным качествам личности; направленностью на осознанное развитие аналитического и критического мышления студентов, а не получение готовой информации и ее воспроизведение; проявлением доброжелательного отношения к друг другу и к преподавателям; созданием, благоприятствующей обучению, атмосферы сотрудничества.

Принцип структурной целостности демонстрирует целостность, логичность и завершенность изучаемого феномена, взаимосвязь и взаимообусловленность его структурных компонентов. Данный принцип дает возможность исследовать и описывать педагогические закономерности и механизмы формирования профессиональной готовности будущих специалистов государственного управления к инновационной деятельности как единую педагогическую систему. Подготовка будущих специалистов к указанной деятельности должна быть целостной, логично раскрывать её содержание и структуру и обеспечивать формирование у будущих специалистов мотивационно-ценностного, интеллектуально-информационного, процессуально-деятельностного, рефлексивно-аналитического компонентов готовности к инновационной деятельности.

Принцип технологичности выражается в том, что формирование профессиональной готовности будущих специалистов сферы ГМУ обеспечивается использованием разнообразных педагогических технологий, а именно: информационно - коммуникационных, технологий развития критического мышления; проектных технологий; технологий развивающего обучения; технологий проблемного обучения; игровых технологий; модульных технологий; кейс - технологий; технологий интегрированного обучения; технологий педагогики сотрудничества; технологий уровневой дифференциации; групповых технологий.

Принцип проблемности и креативности формирования готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности, базируется на конструировании и решении проблемных заданий, нестандартных ситуаций, путем использования инновационных подходов, методик, инновационного инструментария.

Принцип проблемности и креативности предполагает: формирование креативного мышления и положительного отношения студентов к проявлению творческой инициативы; разработку и использование в учебном процессе креативных проблемных заданий; развитие навыков творческой деятельности; поощрение желания к самооценке и самореализации.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения характеризуется широким диапазоном используемых методов и форм подготовки к инновационной деятельности; рационально-обоснованным сочетанием общих, групповых, индивидуальных форм и методов обучения, ориентированных на самореализацию и саморазвитие будущих государственных служащих.

Отметим, что при реализации данного принципа в первую очередь учитываются интересы, способности, а также уровень подготовленности студентов, определяющие возможную успешность их обучения. В основе реализации этого принципа лежит глубокое изучение индивидуальных качеств и личностных характеристик обучающихся. Индивидуализация и дифференциация ориентирована не только на имеющиеся, на сегодняшний день, возможности будущих специалистов, но и на максимально возможный уровень их развития (при условии повышения эффективности профессионального обучения).

Принцип обратной связи направлен на создание постоянной и продуктивной обратной связи. Этот процесс является необходимым условием для осуществления диагностики готовности будущего специалиста системы государственного управления к инновационной деятельности. Реализация этого принципа предполагает обучение студентов способности к диалогу, правильному восприятию критических замечаний, внутренней свободе, позволяющей вступать в дискуссию с преподавателем, задавать ему вопросы. Принцип обратной связи предполагает:

- использование в учебном процессе конструктивных форм и методов обратной связи, где конструктивность обеспечивается следующими способами: четкой аргументацией преподавателя при оценивании ответов студентов; поощрением обратной связи, инициированной студентами; преобразованием теоретического обучения в практический опыт; использованием игровых технологий обучения; использованием мотивационного языка;

- применением в учебном процессе разнообразных техник обратной связи: расспрашивания, перефразирования, отражения чувств, резюмирования.

Процессуально-содержательный блок сконструированной модели, содержит этапы, цели, педагогические условия и содержание работы по формированию профессиональной готовности у будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности.

В первую очередь, считаем необходимым выделение этапов формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности, к которым мы отнесли:

1. Мотивационно-диагностический. Данный этап направлен на теоретическое исследование изучаемой проблемы, создание мотивационной платформы для дальнейшей работы по формированию ценностного отношения у будущих специалистов ГМУ к профессиональной деятельности в целом и к инновационной в том числе, формирование профессиональных установок, интересов, профессиональной направленности, стремления заниматься выбранной профессиональной деятельностью, понимания необходимости использования инновационных подходов и технологий в процессе выполнения профессиональных функций.

2. Практико-развивающий этап направлен на формирование у обучающихся таких компонентов профессиональной готовности к инновационной деятельности, как интеллектуально-информационный и процессуально-деятельностный, предполагающих овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками инновационной деятельности в профессии, технологиями принятия рациональных решений; формирование умений по адаптации к различным изменениям, прогнозу хода развития рабочих ситуаций посредством использования инновационных подходов, методов и приемов.

3. Коррекционно-рефлексивный этап направлен на развитие у будущих специалистов профессиональной ответственности, критического мышления, профессиональной этики и морали, способности к самосовершенствованию, самооценке, профессиональному росту. Исследование компонентов профессиональной готовности обучающихся к иннова-

ционной деятельности, освоение их содержания, технологий их формирования требует от студента использования современных подходов к саморазвитию, самоанализу и адаптации к условиям профессионального обучения.

Необходимо учесть, что для формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности требуется разработка методического обеспечения этого процесса, в связи с чем, на наш взгляд, необходимо:

- сформировать у будущих специалистов положительное отношение и заинтересованность в использовании в профессиональной деятельности различного рода инноваций;

- определить и использовать для формирования указанной готовности эффективные способы совместной деятельности преподавателей и обучающихся;

- разработать и внедрить в учебный процесс специальный курс, обеспечивающий формирование системы знаний, умений по проблеме осуществления инновационной деятельности в работе служащего государственного управления;

- использовать в процессе профессионального обучения опыт профессиональной деятельности в аппарате государственной службы.

Педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности ориентированы на повышение эффективности этого процесса, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В нашем исследовании сформулированы следующие педагогические условия:

- обогащение содержания предметов цикла профессиональной подготовки тематикой, направленной на повышение мотивации к достижениям в профессии и подготовку специалистов к инновационной деятельности;

- формирование профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности средствами контекстного обучения;

- разработка специального курса, нацеленного на формирование компонентов готовности будущих государственных служащих к инновационной деятельности;

- организация социального партнерства университета с учреждениями государственной власти.

Разработанные педагогические условия представляют собой регламентированные и взаимосвязанные процессы, обеспечивающие функционирование и развитие системы формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности в высшей школе.

Оценочно-результативный блок включает контроль сформированности профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности, критерии, показатели и уровни развития изучаемого феномена.

Структура профессиональной готовности будущего специалиста сферы государственного управления представлена следующими компонентами:

- мотивационно-ценностным (совокупность мотивов, ценностных ориентаций и установок будущего специалиста, его осознанное отношение к инновационной деятельности, понимание роли в решении актуальных проблем системы государственной службы),

- интеллектуально-информационным (профессиональные знания, умения и навыки, уровень готовности овладения навыками инновационной деятельности в профессии, а также технологиями принятия рациональных решений, умение адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной рабочей ситуации, используя инновационные подходы, методы и приемы),

- процессуально-деятельностным (способность к планированию и программированию своей профессиональной деятельности, владение системой умений и навыков, а также практическим опытом, наличие творческих способностей),

— рефлексивно-аналитическим (уровень профессиональной ответственности, критического мышления будущих специалистов, профессиональной этики и морали, способность к самосовершенствованию, профессиональному росту).

Исходя из содержательного наполнения выделенных компонентов были сформулированы критерии профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности, а также показатели по каждому критерию:

1. Критерий мотивационно-ценностной готовности определяется наличием мотивации к профессии, формируемой на основе позитивного отношения к деятельности в аппарате государственной службы и осознания личностных потребностей в материальном, интеллектуальном и социальном развитии. Показателями мотивационно-ценностного критерия определены: значимость для будущих госслужащих мотивов профессиональной деятельности; мотивация будущих специалистов в сфере государственного управления к успеху.

2. Критерий интеллектуально-информационной готовности будущего специалиста в сфере государственного управления к инновационной деятельности отражает степень овладения навыками инновационной деятельности в профессии, уровень вооруженности профессиональными знаниями, умениями и навыками, способность моделировать рабочие ситуации, степень овладения технологиями принятия рациональных, инновационных решений, умение адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной, возникшей в ходе деятельности ситуации, предупреждать негативные последствия чрезвычайных событий. Основными показателями интеллектуально-информационного критерия определены: средний балл успеваемости обучающихся; усвоение ими основных понятий профессиональной деятельности в сфере государственной службы; осведомленность студентов в проблематике инновационных процессов в аппарате государственной службы.

3. Критерий процессуально-деятельностной готовности отражает уровень сформиро-ванности профессиональных умений, способность к решению стандартных и специфических профессиональных задач, планированию и программированию, осуществлению эффективных социальных взаимоотношений в процессе решения профессиональных задач, предупреждению и преодолению проблемных ситуаций в профессиональной деятельности. Показателями процессуально-деятельностного критерия нами определены: осмысленность профессиональных действий, наличие креативного мышления у обучающегося.

4. Критерий рефлексивно-аналитический готовности будущих специалистов в системе государственной службы к инновационной деятельности отражает соответствие индивидуальных качеств студента существующим требованиям к специалисту аппарата госслужбы; осознание и глубокое осмысления своего реагирования в случае возникновения нестандартных рабочих ситуаций; анализ личностного смысла в профессиональных действиях; умение конструктивно решать внутриличностные и межличностные противоречия и конфликты, способность к самоидентифиции в профессии, проявлению профессиональной ответственности, оценке собственных возможностей реализации профессиональных задач. Показателями рефлексивно-аналитического критерия определены: самоанализ сформированности профессиональной готовности будущего специалиста к инновационной деятельности, самооценка реализации необходимости в самосовершенствовании.

На основе сформулированных критериев и показателей автором определены три уровня сформированности профессиональной готовности будущего специалиста к инновационной деятельности - низкий, средний и высокий.

В оценочно-результативном блоке структурно-содержательной модели представлены итоги экспериментального исследования. Результатом является сформированная профессиональная готовность будущего специалиста ГМУ к инновационной деятельности.

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что профессиональная готовность будущего специалиста сферы ГМУ к инновационной деятельности - это сложное структурное явление, выражающееся в способности выполнения служащим функций государства, принятия социально-значимых решений, предполагающее умение использовать принципиально новые подходы, методы и инструменты управления.

Для формирования обозначенного вида готовности разработана модель формирования готовности будущего специалиста ГМУ к инновационной деятельности, которая представлена в виде системы, объединяющей в себе целевой, теоретико-методологический, процессуально-содержательный и оценочно-результативный блоки. Целевой блок демонстрирует целевую установку и задачи моделируемого процесса. Теоретико-методологический блок включает в себя описание методологических подходов закономерности изучаемого процесса, основные принципы формирования готовности будущих специалистов государственного управления к инновационной деятельности, соответствующие выявленным закономерностям.

Процессуально-содержательный блок модели включает этапы, а также педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности

Оценочно-результативный блок характеризует контроль сформированности профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности на основании критериев, показателей и уровней, отражающих развитие компонентов изучаемого процесса.

В дальнейших наших публикациях будут представлены результаты внедрения представленной модели в учебный процесс при подготовке будущих специалистов сферы государственного управления.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон «Об образовании». 2016. Принят Народным Советом Луганской Народной Республики 30.09.16. URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/3606/ (дата обращения 03.04. 2021).

Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. 2020а. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13.08.2020 N 1016. URL: https://www.alt.ranepa.ru/files/texts/process/fgos_bak_gmu2020.pdf (дата обращения 28.03. 2021) Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление. 2020б. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13.08.2020 N 1000. URL: https://www.alt.ranepa.ru/files/texts/process/fgos bak gmu2020.pdf (дата обращения 29.03. 2021) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 2012. Принят Государственной Думой 21.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Одобрен Советом Федерации 26.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения 03.04.2021) Подласый И.П. 2007. Педагогика. Книга 1. Общие основы. М., ВЛАДОС, 527 с.

Список литературы

Атнашев Т.М. 2017. Самоотверженные чиновники? Факторы высокой мотивации госслужащих.

Вопросы государственного и муниципального управления, 3: 149-166. Гуреев П.М., Гришин В.Н. 2017. Инновационный потенциал: проблемы, определения и оценки.

Инновации, 4(222): 89-92. Зеер Э.Ф., Конюхова Е.Т. 2010. Психологические факторы влияния установки педагогов на инновационную деятельность. Образование и наука. Известия УрО РАО, 4(72): 41-49.

Иванова Н.Л., Дубененкова Н.Л. 2014. Внедрение инноваций в сфере государственного управления: проблемы и факторы. Вопросы управления, 4(29): 33-44.

Нерадовская Л.С. 2010. К вопросу определения сущности и содержания понятия «инновационная компетентность» учителя общеобразовательного учреждения. Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, 3(21): 228-231.

Никитина А.С. 2013. Факторы, определяющие специфику инновационной деятельности государственных гражданских служащих. Дискуссия, 4(34): 76-82.

Перинский Ю.Е. 2017. Содержание и компоненты профессиональной готовности учителя технологий к применению инновационных методов обучения. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 3-4: 115-119.

Провоторова Н.В. 2020а. Структура профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления. Педагогические исследования, 3: 20-26.

Провоторова Н.В. 2020б. Особенности профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности. Гуманитарные исследования Центральной России, 4(17): 54-62.

Провоторова Н.В. 2021а. Особенности инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки, 1(55): 41-45.

Провоторова Н.В. 2021б. Предикторы формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности. Ученые записки Орловского государственного университета, 3(92): 277-281.

Провоторова Н.В. 2021в. Профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления как психолого-педагогическая проблема. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 27(1): 138-142. DOI 10.34216/2073-1426-2021-27-1-138-142

Кузьменко Ю.О. 2014. Умови формування готовносп державних службовщв до анал^ично1 дiяльностi в системi освгги. Державне бущвництво, 1. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/DeBu 2014 1 26 (дата звернення: 02.02.2020)

Загороднюк С О., Аюмов О.О. 2013. Компетенци державного службовця як основа психолопчно1 готовносп до професшно1 дiяльностi у евроштеграцшних умовах. В кн.: Ефектившсть державного управлшня. Збiрник наукових праць. Вип.36. Щц заг. ред. В.С. Загорського, А.В. Лшенцева. Львiв, ЛР1дУ НАДУ: 277-286.

Ткачова Н.О. 2012. Формування готовносп майбутшх учителiв до впровадження шновацшних педагопчних технологш у практику роботи загальноосв^ньо1 школи. В кн.: Теорiя та методика навчання та виховання. Збiрник наукових праць. Вип. 32. Пщ заг. ред. О.М. 1оново1. Харюв, Харювський нацюнальний педагопчний ушверситету iменi Г.С. Сковороди: 174-181. URL: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/znpkhnpu ttmniv 2012 32 22.pdf (дата звернення: 19.06.2021)

References

Atnashev T.M. 2017. Self-sacrificing bureaucrats? High motivation factors of civil servants in Russia. Public administration issues, 3: 149-166 (in Russian).

Gureev P.M., Grishin V.N. 2017. Innovatsionnyy potentsial: problemy, opredeleniya i otsenki [Innovation Potential: Problems, Definitions and Assessments]. Innovations, 4(222): 89-92.

Zeer E.F., Konyukhova E.T. 2010. Psikhologicheskie faktory vliyaniya ustanovki pedagogov na innovatsionnuyu deyatel'nost' [Psychological factors of the influence of the attitude of teachers on innovative activities]. Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO, 4(72): 41-49.

Ivanova N.L., Dubenenkova N.L. 2014. Vnedrenie innovatsiy v sfere gosudarstvennogo upravleniya: problemy i faktory [Implementation of innovations in the field of public administration: problems and factors]. Management issues, 4(29): 33-44.

Neradovskaya L.S. 2010. K voprosu opredeleniya sushchnosti i soderzhaniya ponyatiya «innovatsionnaya kompetentnost'» uchitelya obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya [On the question of defining the essence and content of the concept of "innovative competence" of a teacher of a general education institution]. TSHPUBulletin, 3(21): 228-231.

Nikitina A.S. 2013. Faktory, opredelyayushchie spetsifiku innovatsionnoy deyatel'nosti gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh [Factors determining the specifics of innovative activities of public civil servants]. Discussion, 4(34): 76-82.

Perinskiy Yu.E. 2017. Soderzhanie i komponenty professional'noy gotovnosti uchitelya tekhnologiy k primeneniyu innovatsionnykh metodov obucheniya [The content and components of the professional readiness of a technology teacher for the use of innovative teaching methods]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 3-4: 115-119.

Provotorova N.V. 2020a. Struktura professional'noy gotovnosti budushchikh spetsialistov sfery gosudarstvennogo upravleniya[The structure of the professional readiness of future specialists in the field of public administration]. Pedagogical research, 3: 20-26.

Provotorova N.V. 2020b. Osobennosti professional'noy gotovnosti budushchikh spetsialistov sfery gosudarstvennogo upravleniya k innovatsionnoy deyatel'nosti [Features of the professional readiness of future specialists in the field of public administration for innovative activities]. Humanities Researches of the Central Russia, 4(17): 54-62.

Provotorova N.V. 2021a. Osobennosti innovatsionnoy deyatel'nosti budushchikh spetsialistov sfery gosudarstvennogo upravleniya [Features of innovative activities of future specialists in the field of public administration]. Tidings of Baltic State Fishing Fleet Academy: psychological and pedagogical sciences, 1(55): 41-45.

Provotorova N.V. 2021b. Predictors of the formation of professional readiness of future specialists in the field of state and municipal management for innovative activities. Scientific notes of Orel State University, 3(92): 277-281 (in Russian).

Provotorova N.V. 2021c. Professional training of future specialists in public administration as a psychological and pedagogic problem. Vestnik of Kostroma State University, 27(1): 138-142 (in Russian). DOI 10.34216/2073-1426-2021-27-1-138-142

Kuz'menko YU.O. 2014. Umovi formuvannya gotovnosti derzhavnikh sluzhbovtsiv do analitichnoï diyal'nosti v sistemi osviti [Conditions for the formation of readiness of civil servants for analytical activities in the education system]. State formation, 1. Available at: http://nbuv.gov.ua/UJRN/DeBu 2014 1 26 (accessed: 02.02.2020) (in Ukrainian)

Zagorodnyuk S.O., Akimov O.O. 2013. Kompetentsiï derzhavnogo sluzhbovtsya yak osnova psikhologichnoï gotovnosti do profesiinoï diyal'nosti u evrointegratsiinikh umovakh [Competences of a civil servant as a basis of psychological readiness for professional activity in European integration conditions]. In: Efektivnist' derzhavnogo upravlinnya [The effectiveness of public administration]. Zbirnik naukovikh prats'. Iss. 36. Eds. V.S, Zagors'kogo, A.V. Lipentsev. L'viv, LRIDU NADU: 277-286 (in Ukrainian).

Tkachova N.O. 2012. Formuvannya gotovnosti maibutnikh uchiteliv do vprovadzhennya innovatsiinikh pedagogichnikh tekhnologii u praktiku roboti zagal'noosvitn'oï shkoli [Formation of readiness of future teachers for introduction of innovative pedagogical technologies in practice of work of comprehensive school]. In: Teoriya ta metodika navchannya ta vikhovannya [Theory and methods of teaching and education]. Zbirnik naukovikh prats'. Iss. 32. Ed. O.M. Ionova. Kharkiv, Publ. Kharkivs'kii natsional'nii pedagogichnii universitetu imeni G.S. Skovorodi: 174-181. Available at: http : //nbuv .gov.ua/j-pdf7znpkhnpu_ttmniv_2012_32_22.pdf (accessed: 19.06.2021) (in Ukrainian).

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 25.04.2022 Received April 25, 2022

Поступила после рецензирования 04.08.2022 Revised August 04, 2022 Принята к публикации 10.09.2022 Accepted September 10, 2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Провоторова Наталия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск, ЛНР

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Natalia V. Provotorova, Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology, Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, LPR

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.