Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Провоторова Н.В.

Рассматривается проблема диагностики уровня профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления (ГМУ). Целью исследования является определение критериев диагностики данного вида готовности. Несмотря на актуальность представленной проблемы и многочисленность публикаций по теме подготовки государственных гражданских служащих, качественные показатели готовности к инновационной деятельности представлены впервые. В статье акцентируется внимание на многоаспектности исследования готовности и профессиональной готовности в современной науке. С учетом проведенных исследований сформулированы авторские определения понятий «готовность к профессиональной деятельности», «будущий специалист в сфере ГМУ», «професcиональная деятельность будущего специалиста в сфере ГМУ», «инновационная деятельность будущего специалиста в сфере ГМУ», «профессиональная готовность будущего специалиста сферы ГМУ к инновационной деятельности». Особое внимание уделялось изучению критериев и показателей профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности. В итоге представлены основные критерии диагностики данного вида готовности и определены показатели каждого критерия. Разработанный автором критериальный диагностический аппарат является основой для создания инструментария диагностики уровня готовности к инновационной деятельности будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Провоторова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR THE DIAGNOSIS OF PROFESSIONAL READINESS FOR INNOVATION FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

This article deals with the problem of diagnosing the level of professional readiness for innovative activity of future specialists in the field of state and municipal administration (SMA). The purpose of the study is to determine the diagnostic criteria for this type of readiness. Despite the urgency of the presented problem and the numerous publications on the topic of training state civil servants, qualitative indicators of readiness for innovative activity are presented for the first time. The article focuses on the multidimensional nature of the study of readiness and professional readiness in modern science. Taking into account the conducted research, the author's definitions of the concepts "readiness for professional activity", "future specialist of the SMA sphere", "professional activity of the future specialist of the SMA sphere", "innovative activity of the future specialist of the SMA sphere", "professional readiness of the future specialist of the SMA sphere for innovative activity" is formulated. Special attention was paid to the study of criteria and indicators of professional readiness of future specialists in the field of state and municipal administration for innovative activities. The publication presents the main criteria for diagnosing this type of readiness and defines the indicators of each criterion. The criterion-diagnostic apparatus developed by the author is the basis for diagnosing the level of readiness for innovative activity of future specialists in the field of state and municipal management.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2022, № 2 (66), с. 177-182

177

УДК [378.011.3-051:35]-027.31 DOI 10.52452/18115942_2022_2_177

КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

© 2022 г. Н.В. Провоторова

Провоторова Наталия Викторовна, к.психол.н.; доц.; доцент кафедры психологии Луганского государственного педагогического университета provotorova.natalij a@yandex. т

Стетья пнступиле вредекцию 14.12.2021 Статья приеяте к публикации 27.04.2022

Рассматривается проблема диагностики уровня профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления (ГМУ). Целью исследования является определение критериев диагностики данного вида готовности. Несмотря на актуальность представленной проблемы и многочисленность публикаций по теме подготовки государственных гражданских служащих, качественные показатели готовности к инновационной деятельности представлены впервые. В статье акцентируется внимание на многоаспектности исследования готовности и профессиональной готовности в современной науке. С учетом проведенных исследований сформулированы авторские определения понятий «готовность к профессиональной деятельности», «будущий специалист в сфере ГМУ», «профессиональная деятельность будущего специалиста в сфере ГМУ», «инновационная деятельность будущего специалиста в сфере ГМУ», «профессиональная готовность будущего специалиста сферы ГМУ к инновационной деятельности». Особое внимание уделялось изучению критериев и показателей профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности. В итоге представлены основные критерии диагностики данного вида готовности и определены показатели каждого критерия. Разработанный автором критериальный диагностический аппарат является основой для создания инструментария диагностики уровня готовности к инновационной деятельности будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления.

Ключевые слнва: государственное и муниципальное управление, будущие специалисты, готовность, профессиональная готовность, инновационная деятельность, критерии профессиональной готовности, показатели профессиональной готовности, критериально-диагностический аппарат.

Актуальность проблемы исследования

В современном государстве, претерпевающем кардинальные изменения в социальном, экономическом и духовном развитии, первоочередным является вопрос результативности органов власти и, соответственно, эффективности профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления, что определяет необходимость модернизации подготовки специалистов для данной отрасли.

Вместе с тем инновации, внедряемые в сферу государственного и муниципального управления, становятся определяющим ориентиром для совершенствования системы подготовки дипломированных специалистов и, соответственно, задают основные требования к их знаниям, умениям, навыкам, личностным особенностям.

Вышесказанное свидетельствует о том, что подготовка современных специалистов сферы государственного и муниципального управления (ГМУ) предполагает формирование их го-

товности к профессиональной деятельности в инновационных условиях и отображает актуальность исследования данного вида готовности.

Актуальность проблемы определяет цель исследования, заключающуюся в изучении критериального аппарата диагностики профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления.

Теоретические основы

Проблеме готовности, в частности профессиональной готовности, в современной науке отведено особое место. Следует отметить мно-гоаспектность исследования готовности как психолого-педагогического явления.

Анализ научной литературы показал, что готовность современными учеными рассматривается:

- как состояние (М.И. Дьяченко, М.А. Ви-кулина, К.М. Дурай-Новикова, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов и др.);

- как качество личности (Е.М. Павлютенков, К.К. Платонов, В.В. Сериков, В.А. Шадриков);

- как комплекс способностей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн);

- как синтез определенных личностных качеств (С.А. Дыбин, В.А. Крутецкий);

- как системное личностное образование (С.Г. Васильева, А.В. Веденов, Л.А. Кандыбо-вич);

- как комплекс профессиональных знаний, умений и навыков (Л.В. Романенко, В.В. Сериков);

- как отношение к деятельности (В.Н. Мя-сищев);

- как уровень ценностных ориентаций (В.Н. Мясищев) [1].

С нашей точки зрения, готовность в целом и готовность к деятельности в частности (без акцентирования внимания на конкретном виде деятельности) можно рассматривать как положительное отношение к действию, как некую предпосылку к формированию готовности к определенной профессиональной деятельности. Готовность, безусловно, подразумевает также наличие знаний, умений, навыков, индивидуально-типологических особенностей в конкретной профессиональной деятельности, наличие профессионального кругозора, способность к самообучению, самореализации, креативному мышлению и т.д.

Феномен «готовность» предполагает взаимообусловленную связь с категорией «готовность к профессиональной деятельности». Изучение готовности к профессиональной деятельности также рассматривалось в различных аспектах в разные периоды развития педагогической науки. Анализ исследований профессиональной готовности дает основания утверждать, что данный феномен ученые рассматривают:

- как совокупность профессионально значимых требований к определенной профессиональной деятельности (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов);

- как «целенаправленное выражение личности» в совокупности ее отношений, мотивов, установок, волевых, индивидуальных и других качеств (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович);

- как психическое состояние (В.Н. Дружинин);

- как целостное проявление свойств личности, включающее познавательный, эмоциональный и мотивационный компоненты (Н.Д. Левитов);

- как сложное структурное образование, систему профессионально значимых качеств, мотивов, компетентности, умений (Е.П. Белозер-цев, И.А. Колесникова, Е.В. Титова);

- как существенный компонент профессиональной компетентности (А.Н. Мищенко) [2].

С учетом проведенных исследований готовности к профессиональной деятельности [1, 2], мы понимаем данный феномен как состояние личности, имеющее целостную структуру, характеризующееся определенными психологическими особенностями и сформированными качествами, выражающееся в способности выполнения человеком каких-либо функций.

Стоит заметить, что при всем многообразии исследований профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления исследованию профессиональной готовности к данному виду деятельности уделялось недостаточно внимания [3].

В частности, Е.А. Науменко и Г.Д. Бабушкин подчеркивают, что профессиональная готовность «определяется как способность работника с учетом условий и реальных возможностей найти оптимальные пути и способы реализации поставленных задач и возложенных полномочий, как система определенных качеств, обеспечивающих результаты приемлемого уровня в соответствующей сфере деятельности» [4, с. 32]. Ученые в результате эмпирического исследования выявили зависимость успешности в профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления от уровня развития социально-психологических качеств личности и выделили факторы профессиональной готовности специалистов сферы государственного управления, среди которых наиболее информативными являются: фактор социабельности, определяющийся возможностями межличностного взаимодействия; фактор коммуникабельности, проявляющийся в коммуникативных и организаторских способностях; фактор профессиональной ориентированности, определяющийся «способностью управлять собой, выраженностью личностных целей и ценностей, потенциалом саморазвития»; фактор креативности, затрагивающий «достаточный уровень творческого подхода к решению задач управления, умение ситуативно влиять на окружающих, понимать особенности и специфику управленческого труда»; фактор организационных умений, включающий управленческие умения; фактор готовности к деловым переговорам, определяющийся готовностью «вести конструктивную дискуссию, гармонично распределять эмоциональную и рациональную нагрузку, а также оптимальный уровень управленческой, психологической культуры» [4, с. 33].

С точки зрения В.Л. Чепляева, обязательным компонентом профессионализма и условием достижения высоких результатов в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих является «служение как общий профессионально-личностный императив

Критерии диагенстики прнфессинеальеой гнтнвенсти к иеенвацинеенй деятельенсти

179

деятельности» [5, с. 58]. Подчеркивает важность компетенций общественного служения для будущих специалистов сферы государственного управления и В.Н. Колесников [6, а 13].

Ю.В. Погребняк отмечает, что профессиональная готовность государственных служащих -это результат профессиональной подготовки государственных служащих, детерминированный такими базовыми аспектами готовности, как мотивационный, личностный, гностический, информационный, деятельностный, функциональный и т.д. [7].

Учитывая управленческий аспект профессиональной деятельности госслужащих, стоит обратить внимание на структуру готовности к данной деятельности [8, 9]. В частности, по мнению П.А. Агеевой, компонентами готовности к профессиональной деятельности госслужащих, как управленческой, являются: готовность к принятию решения, готовность к организации совместной деятельности, личностные качества, необходимые для успешной деятельности в особых условиях, в нашем случае - в условиях инновационной деятельности [8]. С точки зрения В.П. Жуковского, основными аспектами профессиональной готовности к управленческой деятельности являются функциональный (теоретико-прикладная готовность) и личностные (личностные характеристики и качества, обеспечивающие включенность и регуляцию управленческой деятельности), включая также нормативную (следование нормам профессиональной этики, уважение прав коллективных субъектов управления), деонтологиче-скую (ответственность за принятые решения и их последствия) и регулятивную (психологическая устойчивость к стрессу) стороны, являющиеся, по мнению ученых, основой структуры готовности к управленческой деятельности [9, с. 12-13].

В целом можно отметить, что готовность к профессиональной деятельности будущих специалистов сферы ГМУ - это состояние личности, включающее интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые аспекты; которое предполагает направленность на выполнение профессиональной деятельности в сфере государственного управления; требует наличия соответствующих навыков, знаний, умений. Готовность к данному виду деятельности обусловливает осознанные и неосознанные установки, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов деятельности, оценку своих возможностей в профессии и необходимость достижения определенного результата.

Результаты и их обсуждение

Проанализировав теоретический блок научной литературы и результаты авторского иссле-

дования в контексте проблематики готовности в целом, готовности к профессиональной деятельности в сфере государственного управления, готовности будущего специалиста ГМУ к инновационной деятельности [1, 2, 10], учитывая характерные признаки профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, мы сформулировали авторское определение понятий «будущий специалист в сфере ГМУ», «профессиональная деятельность будущего специалиста в сфере ГМУ».

Итак, будущий специалист в сфере ГМУ -это личность, обладающая системой компетенций и личностных качеств, выступающих индикаторами профессионализма в сфере государственного и муниципального управления, способная к их успешному использованию для выполнения функций государства и организации эффективного взаимодействия между гражданами и государством.

Прнфессинеальеая деятельенсть будущего специалиста в сфере ГМУ - это особый вид трудовой деятельности, имеющий строгую нормативную регламентацию, основной целью которой является выполнение служащим функций государства, путем принятия социально значимых решений и осознания высокой степени ответственности за результаты своей работы.

Учитывая особые условия деятельности современных специалистов сферы ГМУ, одной из стержневых задач эффективной подготовки будущих специалистов сферы государственного управления является формирование у них готовности к инновационной деятельности.

Инновационную деятельность будущего специалиста в сфере ГМУ мы понимаем как вид профессиональной деятельности, предполагающий наличие у специалистов высокого уровня профессиональной подготовки, интеллектуальной наполненности, креативного мышления, способности к использованию в своей работе принципиально новых подходов, методов и инструментов управления [11].

Опираясь на теоретические разработки современных ученых, а также на результаты проведенных исследований, мы пришли к пониманию термина «профессиональная готовность будущего специалиста сферы ГМУ к инновационной деятельности». Мы понимаем этот феномен как состояние личности, выражающееся в способности выполнения служащим функций государства, принятия социально значимых решений, характеризующееся целостной структурой, включающей: мотивационно-ценностный, интеллектуально-информационный, процессуально-деятель-ностный, рефлексивно-аналитический компоненты, и предполагающее умение использовать

принципиально новые подходы, методы и инструменты управления.

Для диагностики уровня профессиональной готовности будущих специалистов сферы ГМУ к инновационной деятельности необходимо определить критерии и показатели, соотношение которых будет свидетельствовать о качестве профессиональной подготовки в контексте готовности к инновационной деятельности будущих специалистов.

Комплексный анализ психолого-педагогических источников показывает, что проблема определения критериальной базы и диагностического инструментария для оценки готовности обучающихся к профессиональной деятельности освещалась в научных трудах Л.Е. Варфо-ломеевой, К.М. Дурай-Новиковой, Е.Н. Жари-новой, И.А. Зимней, И.А. Зязюна, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и др. [12- 16].

Понимание структуры профессиональной готовности к инновационной деятельности определяют основные её компоненты, являющиеся критериями диагностики данного вида готовности у будущих специалистов сферы ГМУ [17, 18].

С нашей точки зрения, ведущим компонентом готовности будущих специалистов сферы ГМУ к инновационной деятельности является мотивационно-ценностный. Мотивационно-цен-ностный компонент представлен совокупностью мотивов, ценностных ориентаций и установок будущего специалиста и выражает осознанное отношение специалиста к инновационной деятельности, понимание ее роли в решении актуальных проблем системы государственной службы. В практике государственного управления инновационная активность специалиста может быть обусловлена различными мотивами и ценностями, а именно: желанием приносить пользу государству и людям; удовлетворением материальных и духовных потребностей; удовлетворением потребности в общественном признании, желанием совершенствовать себя в профессии; необходимостью совершенствования профессиональной компетентности, формирования профессионально важных качеств специалиста; стремлением человека к достижению жизненного успеха, как личностного, так и профессионального и т.д.

Основными показателями мотивационно-ценностного критерия в работе определены: значимость для будущих госслужащих мотивов профессиональной деятельности; мотивация будущих специалистов в сфере государственного управления к успеху.

Обязательным является процессуально-деятельностный компонент, который определя-

ется спецификой видов профессиональной деятельности будущего специалиста и необходимостью выполнения работы в государственном управлении.

Профессиональное выполнение рабочих задач специалистами в области государственной службы определяется наличием целого ряда умений, в частности умением организовывать организационно-управленческую, информационно-методическую, коммуникативную, проектную, вспомогательно-технологическую, организационно-ре-гулирующую, исполнительно-распорядительную и, конечно же, инновационную деятельность. А также осуществлять эффективные социальные взаимоотношения в процессе решения профессиональных задач; быть способным к предупреждению и преодолению проблемных ситуаций в профессиональной деятельности.

Основными показателями процессуально-деятельностного критерия нами выделены: осмысленность профессиональных действий, наличие креативного мышления у обучающегося.

Степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, уровень готовности овладения навыками инновационной деятельности в профессии, технологиями принятия рациональных решений, умение адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной рабочей ситуации, используя инновационные подходы, методы и приемы, определяется интеллектуально-информационным критерием.

Интеллектуально-информационная составляющая изучаемой готовности специалиста отражает степень овладения навыками инновационной деятельности в профессии, уровень вооруженности профессиональными знаниями, умениями и навыками, способность моделировать рабочие ситуации, степень овладения технологиями принятия рациональных, инновационных решений, умения адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать развитие той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предупреждать негативные последствия чрезвычайных событий.

Основными показателями интеллектуально-информационного критерия являются: средний балл успеваемости обучающихся; усвоение ими основных понятий профессиональной деятельности в сфере государственной службы; осведомленность студентов в проблематике инновационных процессов в аппарате государственной службы.

Рефлексивно-аналитический компонент готовности к инновационной деятельности будущих специалистов в сфере государственного управления определяет уровень профессио-

Критерии диагностики профессиональной готовности к инновационной деятельности

181

нальной ответственности, критического мышления студентов, профессиональной этики и морали, способности к самосовершенствованию, профессиональному росту.

Рефлексивно-аналитический критерий профессиональной готовности будущих специалистов к инновационной деятельности отражает: соответствие индивидуальных качеств студента существующим требованиям к специалисту аппарата госслужбы; осознание и глубокое осмысление своего реагирования в случае возникновения нестандартных рабочих ситуаций; анализ личностного смысла в собственных профессиональных действиях; умение конструктивно разрешать свои внутриличностные и межличностные противоречия и конфликты.

Анализируя рефлексию как направленность сознания будущего специалиста в сфере государственной службы на глубокую осознанность профессиональной деятельности, самодетерминацию, самоанализ, самооценку и основу развития профессиональной самотождественности и ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, показателями рефлексивно-аналитического критерия нами определены: самоанализ сформированности профессиональной готовности будущего специалиста к инновационной деятельности, самооценка реализации необходимости в самосовершенствовании.

Заключение

В заключении отметим, что к критериям диагностики профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления мы отнесли выделенные нами компоненты структуры данного вида готовности, а именно мотивационно-ценностный, про-цессуально-деятельностный, интеллектуально-информационный, рефлексивно-аналитический, и соответствующие им показатели.

Разработанный нами критериальный диагностический аппарат является инструментарием для анализа результатов педагогических экспериментов, которые определят уровень сформи-рованности готовности будущих государственных служащих к инновационной деятельности на разных этапах подготовки. Диагностика степени выраженности показателей готовности к профессиональной деятельности позволит нам выделить уровни готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности.

Списнк литературы

1. Провоторова Н.В. Структура профессиональной готовности будущих специалистов сферы госу-

дарственного управления // Педагогические исследования. Журнал Астраханского государственного университета. 2020. № 3. С. 20-26.

2. Провоторова Н.В. Особенности профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности // Гуманитарные исследования Центральной России. Журнал Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. 2020. № 4 (17). С. 54-62.

3. Провоторова Н.В. Особенности профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности // Гуманитарные исследования Центральной России. 2020. № 4 (17). С. 54-62.

4. Науменко Е.А., Бабушкин Г.Д. Модель социально-психологической готовности специалиста в сфере государственного управления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2 (49). С. 32-34.

5. Чепляев В.Л. Личностно-профессиональная готовность государственных служащих // Управленческое консультирование. 2016. № 12. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-professionalnaya-gotovnost-gosudarstvennyh-sluzhaschih (дата обращения: 09.02.2020).

6. Колесников В.Н. Публичные ценности в системе подготовки государственных служащих в рамках компетентностного подхода // Управленческое консультирование. 2014. № 1 (61). С. 7-17.

7. Погребняк Ю.В. Феноменолопя професшно! готовност державних службовщв до управлшня сощальними проектами // Державне управлшня: удосконалення та розвиток. 2013. № 4. URL: http:// www.dy.nayka.com.ua/?op=1&z=568 (дата обращения: 22.09.2020).

8. Агеева П. Профессионально-психологическая готовность студентов к управленческой деятельности. URL: https://pandia.ru/text/79/481/10361.php (дата обращения: 12.02.2020).

9. Жуковский В.П., Зайнетдинова К.М., Жуковская Н.А. Профессиональная готовность руководителя образовательной организации к управленческой деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 2. С. 11-15.

10. Провоторова Н.В. Профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. 2021. Т. 27. № 1. С. 138-142.

11. Провоторова Н.В. Особенности инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2021. № 1 (55). С. 41-45.

12. Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста. СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2015. 315 с.

13. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. ... д.пед.наук. М., 1983. 32 с.

14. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 3-10.

15. Зязюн 1.А. Технолопзащя освгги як вторична неперервшсть // Неперервна професшна освгга: тео-рiя i практика. 2001. Вип. 1. С. 73-75.

16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

17. Провоторова Н.В. Критериальный аппарат готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. Филологические науки. 2021. № 7 (160). С. 70-75.

18. Провоторова Н.В. Предикторы формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 3 (92). С. 277-281.

CRITERIA FOR THE DIAGNOSIS OF PROFESSIONAL READINESS FOR INNOVATION FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

N.V. Provotorova

Lugansk State Pedagogical University

This article deals with the problem of diagnosing the level of professional readiness for innovative activity of future specialists in the field of state and municipal administration (SMA). The purpose of the study is to determine the diagnostic criteria for this type of readiness. Despite the urgency of the presented problem and the numerous publications on the topic of training state civil servants, qualitative indicators of readiness for innovative activity are presented for the first time. The article focuses on the multidimensional nature of the study of readiness and professional readiness in modern science. Taking into account the conducted research, the author's definitions of the concepts "readiness for professional activity", "future specialist of the SMA sphere", "professional activity of the future specialist of the SMA sphere", "innovative activity of the future specialist of the SMA sphere", "professional readiness of the future specialist of the SMA sphere for innovative activity" is formulated. Special attention was paid to the study of criteria and indicators of professional readiness of future specialists in the field of state and municipal administration for innovative activities. The publication presents the main criteria for diagnosing this type of readiness and defines the indicators of each criterion. The criterion-diagnostic apparatus developed by the author is the basis for diagnosing the level of readiness for innovative activity of future specialists in the field of state and municipal management.

Keywords: state and municipal management, future specialists, readiness, professional readiness, innovative activity, criteria of professional readiness, indicators of professional readiness, criteria-diagnostic apparatus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.