Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна

В статье рассматривается проблема профессиональной готовности как необходимого показателя сформированности личности профессионала. Целью статьи является исследование особенностей структуры профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления. Показана многоаспектность исследования профессиональной готовности в современной науке. Представлены подходы, направления и уровни изучения данного явления. Особый акцент делается на исследовании структуры профессиональной готовности. Проведен анализ структурных компонентов профессиональной готовности, предлагаемых современными учеными. Выделяются и описываются характерные особенности профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления и проблемы исследования ее структуры. Подчеркивается специфика данной профессиональной деятельности. Акцентируется внимание на незначительной разработанности изучаемой проблемы в современной науке. Предложена структура профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления, описаны ее основные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PUBLIC ADMINISTRATION

The article deals with the problem of professional readiness as a necessary indicator of the formation of a professional's personality. The purpose of the article is to study professional readiness of future specialists in the field of public administration and the features of its structure. The multi-aspect nature of the study of professional readiness in modern science is shown. Approaches, directions and levels of research of this phenomenon are presented. Special emphasis is placed on the study of the structure of professional readiness. The analysis of the structural components of professional readiness offered by modern scientists is carried out. The characteristic features of professional readiness of future specialists in the field of public administration and the problems of studying its structure are highlighted and described. The specificity of this professional activity is emphasized. Attention is focused on the insignificant development of the studied problem in modern science. The structure of professional readiness of future specialists in the field of public administration is proposed, and its main components are described.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 377.09:378.4

Провоторова Наталия Викторовна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация:

В статье рассматривается проблема профессиональной готовности как необходимого показателя сформированности личности профессионала. Целью статьи является исследование особенностей структуры профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления. Показана многоаспектность исследования профессиональной готовности в современной науке. Представлены подходы, направления и уровни изучения данного явления. Особый акцент делается на исследовании структуры профессиональной готовности. Проведен анализ структурных компонентов профессиональной готовности, предлагаемых современными учеными. Выделяются и описываются характерные особенности профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления и проблемы исследования ее структуры. Подчеркивается специфика данной профессиональной деятельности. Акцентируется внимание на незначительной разработанности изучаемой проблемы в современной науке. Предложена структура профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления, описаны ее основные компоненты.

Ключевые слова:

профессиональная готовность, структурные компоненты профессиональной готовности, профессиональная готовность специалистов сферы государственного управления, структурные компоненты профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления, мотивационный компонент, когнитивный компонент, деятельностно-технологический компонент, социально-психологический компонент, психофизический компонент.

Provotorova Nataliia Viktorovna

Candidate of psychological Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of psychology of the Luhansk state pedagogical University

STRUCTURE OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PUBLIC ADMINISTRATION

Summary:

The article deals with the problem of professional readiness as a necessary indicator of the formation of a professional's personality. The purpose of the article is to study professional readiness of future specialists in the field of public administration and the features of its structure. The multi-aspect nature of the study of professional readiness in modern science is shown. Approaches, directions and levels of research of this phenomenon are presented. Special emphasis is placed on the study of the structure of professional readiness. The analysis of the structural components of professional readiness offered by modern scientists is carried out. The characteristic features of professional readiness of future specialists in the field of public administration and the problems of studying its structure are highlighted and described. The specificity of this professional activity

is emphasized. Attention is focused on the insignificant development of the studied problem in modern science. The structure of professional readiness of future specialists in the field of public administration is proposed, and its main components are described.

Key words:

professional readiness, structural components of professional readiness, professional readiness offuture specialists in the sphere of public administration, structural components of professional readiness offuture specialists in the sphere of public administration, motivational component, cognitive component, activity component, psychosocial component, psychophysical component.

Постановка проблемы. Проведение административных реформ и внедрение современных принципов формирования государственного аппарата и государства в целом способствуют интенсивному развитию сферы государственного управления. Это предполагает привлечение в органы государственной власти специалистов, способных эффективно работать в рамках современных моделей управления, готовых выполнять возложенные на них обязанности в нестандартных, порой критических ситуациях, способных неуклонно отстаивать права и свободы человека и гражданина. Именно поэтому профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления приобретает особую актуальность в современном мире и в современной науке.

Существование прямой зависимости эффективности профессиональной деятельности от уровня готовности к ней долгие годы оставляет проблему профессиональной готовности в поле зрения современных ученых. Актуальность исследуемой темы для государственного управления сопряжена с меняющимися условиями осуществления профессиональной деятельности и соответственно с требованиями, предъявляемыми к специалистам данной

сферы. Понимание структуры профессиональной готовности будущих специалистов государственного управления способствует их качественной подготовке.

Изложение основного материала исследования. Важным условием эффективной профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере государственного управления является уровень их профессиональной готовности.

В науке существует несколько подходов к исследованию профессиональной готовности. Первый подход предполагает понимание готовности как особого психического состояния (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Ю.Е. Сосновикова, Л.С. Нерсесян). Представители второго подхода (Д.Н. Узнадзе, А. Г. Асмолов, К.К. Платонов) понимают готовность к профессиональной деятельности как психологическую установку личности. Приверженцы третьего подхода рассматривают готовность к профессиональной деятельности как совокупность личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, К.К. Платонов, В.А. Сластенин).

В современных исследованиях ученые склонны выделять два основных подхода в рамках исследуемой проблемы: субъективно-деятельностный (Э.Ф. Зеер, Л.Н. Кабардова, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков) и личностно-ориентированный (С. С. Ильин, Ю.П. Поваренков, А.П. Чернявская).

В современной научной литературе готовность к профессиональной деятельности определяют как:

совокупность профессиональных требований к профессиональной деятельности (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов);

целостное выражение личности как соотношение ее профессиональных мотивов, установок, эмоциональных, волевых, индивидуальных и других качеств (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович);

психическое состояние (В.Н. Дружинин);

целостное проявление свойств личности, включающее познавательный, эмоциональный и мотивационный компоненты (Н.Д. Левитов);

систему профессионально-значимых качеств, мотивов, компетентности, умений (Е.П. Белозерцев, И.А. Колесникова, Е.В. Титова);

компонент профессиональной компетентности (А.Н. Мищенко). Анализ современных воззрений на данную проблему дает основание утверждать, что готовность к профессиональной деятельности - это способность организовывать, выполнять и регулировать свое активное взаимодействие в сфере профессиональной компетентности путем выбора методов деятельности, адекватных целям деятельности и основанных на профессиональных знаниях, умениях и навыках, личностных и профессиональных качествах, мотивационной и эмоциональной сферах личности [1].

Трактовка готовности возможна на следующих уровнях: личностном - проявление индивидуально-личностных качеств, детерминированных характером будущей деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Л.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн, А.В. Веденов, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов);

функциональном - временная готовность или работоспособность, предстартовая активизация психических функций, умение мобилизовать свои психические и физические ресурсы с целью реализации деятельности (Н.Д. Левитов, Е.П. Ильин, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин);

личностно-деятельностном или комплексном - целостное проявление всех сторон личности, детерминирующее возможность эффективно выполнять те или иные функции (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Ф. Генов) [2, с. 299].

Очевидно, что ученые рассматривают профессиональную готовность как систему, в большей мере зависящую от личностных особенностей будущего специалиста.

В педагогике и психологии достаточно основательно разработана структура готовности к трудовой деятельности.

Анализ работ П. Р. Атутова, А.Ф. Амирова и других ученых позволил выделить следующие основные компоненты профессиональной готовности:

теоретические знания интегративного характера (включая профессиональные), необходимые для осуществления деятельности умения и навыки;

сформированное мышление;

интерес к деятельности;

опыт творческой деятельности [3, с. 181].

Как видно, представленная структура включает операционально-деятельностный, когнитивный, мотивационный и технологический компоненты.

Ю.А. Грачев, проведя глубокий анализ понятия готовности в системе современного психолого-педагогического знания, приходит к выводу, что большинство ученых рассматривают готовность к деятельности через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых компонентов как «общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию потенциальных возможностей человека» [4, с.175].

Вместе с тем В.Ш. Масленникова рассматривает профессиональную готовность как сложное психологическое образование и предлагает следующую структуру, включающую:

мотивационный компонент; нравственно-ориентационный компонент; когнитивно-операционный компонент; эмоционально-волевой компонент; психофизический компонент; аналитический компонент [5, с. 34-36].

В.А. Сластенин выделяет так называемые функциональные готовности, к которым относит:

психологическую готовность как действующее состояние личности; научно-техническую готовность; практическую готовность;

психофизиологическую и физическую готовности [6]. Е.Э. Коваленко рассматривает следующие компоненты профессиональной готовности:

мотивационно-ценностный компонент; когнитивный компонент; операционно-деятельностный компонент; технологический компонент [7].

Опираясь на исследования структуры профессиональной готовности В.Ш. Масленниковой, В. А. Сластенина, Е.Э. Коваленко, отметим, что в качестве обязательных компонентов ученые выделяют психофизический, мотивационный, когнитивный, деятельностный, технологический, нравственно-этический.

Профессиональная деятельность специалистов сферы государственного управления - это специфический вид деятельности [8], поэтому важно исследовать особенности профессиональной готовности специалистов в этой области.

Анализ литературы показал, что при всем многообразии исследований профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления исследованию профессиональной готовности к данному виду деятельности уделялось недостаточно внимания. Это подтверждается работами А.А. Акимова, который при изучении проблемы профессиональной готовности в контексте государственного управления, опирается на исследования незначительного количества ученых, в частности: Ю. Шарова, изучавшего готовность к муниципальному менеджменту; Н. Рудакевича, занимавшегося исследованием готовности государственной службы к интеграции в европейское пространство; С. Хаджираевой, рассматривающей готовность государственных служащих к профессионально -речевой коммуникации [9].

Сам же ученый при изучении структуры профессиональной готовности в сфере государственного управления в большей мере опирается на исследования профессиональной готовности специалистов других областей деятельности, рассматривая предлагаемые учеными структурные компоненты применительно к профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления.

Ю.В. Погребняк утверждает, что профессиональная готовность госслужащих - это результат их профессиональной подготовки, который детерминирован такими базовыми аспектами готовности как мотивационный, личностный, гностический, информационный, деятельностный, функциональный и т. п. [10, с. 71]. При этом автор не акцентирует внимание на особенностях этих компонентов, определяемых спецификой профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления.

В.Л. Чепляев уделяет внимание изучению личностно -профессиональной готовности, особенностью которой, по мнению ученого, является «служение как общий профессионально-личностный императив деятельности» [11, с. 58]. С точки зрения ученого, «служение определяет особый профиль личности, кардинально (существенно, достоверно) отличающийся от потребительского и бизнес-профиля» [12]. Он отмечает, что служение является обязательным компонентом профессионализма госслужащих и условием достижения высоких результатов в профессиональной деятельности.

Мы согласны с мнением В.Л. Чепляева в том, что служение есть ключевая особенность специалистов данной сферы. Вместе с тем отметим: формирование данного компонента связано с другими структурными компонентами профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления, а также с такими качествами личности как патриотизм, ответственность, порядочность и пр. Именно эти качества необходимы специалистам сферы государственного управления и могут выступать обязательными компонентами структуры профессиональной готовности.

На данном этапе нашего исследования мы видим структуру профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления как систему, представленную пятью компонентами. Рассмотрим их.

1. Мотивационный компонент включает: профессиональные установки;

профессиональную направленность как стремление заниматься выбранной профессиональной деятельностью, успешно решать профессиональные задачи;

интерес к процессу решения профессиональных задач и нахождению эффективных путей их решения;

ценности, в частности ценность служения народу;

стремление проявлять свои лучшие качества, в частности ответственность, порядочность, патриотизм.

2. Когнитивный компонент предполагает:

высокий уровень развития внимания, представлений, восприятия, воображения, мышления, действий;

понимание операций и приемов, необходимых специалисту для успешного осуществления профессиональной деятельности;

понимание профессиональных задач, оценка их значимости, знание способов решения и т. д.

3. Деятельностно-технологический компонент включает: знания, умения, навыки по специальности;

умение применять новые подходы и методики в профессиональной деятельности;

умение находить нестандартные решения.

4. Социально-психологический компонент предполагает: социабельность, заключающуюся в умении взаимодействовать с людьми; коммуникативную компетентность как наличие коммуникативных и

организаторских способностей, включая управленческие навыки и умения;

сформированность эмоционально-волевых качеств личности, определяющая положительное отношение к профессиональной деятельности; понимание себя и окружающих. 5. Психофизический компонент включает:

понимание резервов собственного организма, в частности уровня выносливости, выдержки и работоспособности;

умение распределять свои силы и доводить дело до конца, выдерживать заданный темп работы;

способность произвольно управлять своим поведением и поведением других;

активность и саморегуляцию.

Специфика исследуемой сферы дает основание предполагать, что структурные компоненты профессиональной готовности специалистов данной сферы имеют особенности, которые требуют дальнейшего обоснования и пояснения.

Выводы. Проблема профессиональной готовности достаточно полно освещена в трудах современных ученых. Об этом свидетельствует многоаспектность исследования данного явления. Подчеркнем, что профессиональная готовность - это сформированная в процессе профессиональной подготовки способность организовывать свою профессиональную деятельность. Способность эффективно организовать деятельность определяется уровнем развития компонентов профессиональной готовности, в частности психофизического, мотивационного, когнитивного, деятельностного, технологического, нравственно-этического и пр.

Отметим, что вопрос профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления и ее структуры разработан в современной науке недостаточно, о чем свидетельствует незначительное количество работ в этом направлении. Предложенная нами структура профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления включает мотивационный, когнитивный, деятельностно -

технологический, социально-психологический, психофизический компоненты. Обозначенные структурные компоненты профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления имеют особенности, связанные со спецификой данной профессиональной деятельности, более детальному рассмотрению и описанию которых будут посвящены наши дальнейшие исследования.

Ссылки:

1. Перинский Ю.Е. Содержание и компоненты профессиональной готовности учителя технологий к применению инновационных методов обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук [Электронный ресурс]. 2017. № 3-4. URL: https://publikacia.net/archive/uploads/pages/2017_3_4/39.pdf (дата обращения: 12.01.2020).

2. Щербаков Ю.И., Могилевская В.Ю. Теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60) С. 299-300. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-fenomena-psihologicheskoy-gotovnosti-studentov-k-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.02.2020).

3. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Школа. Труд. Рынок. Уфа: Башк. гос. пед. ун-т, АН РБ, 2001. 382 с.

4. Грачев Ю.А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 4 (52). С.172-175. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gotovnosti-k-deyatelnosti-v-sisteme-sovremennogo-psihologo-pedagogicheskogo-znaniya (дата обращения: 20.01.2020).

5. Масленникова В.Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего специального образования. Казань: Лаборатория оперативной полиграфии КГУ, 1995. 93 с.

6. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.

7. Коваленко О.Е., Брюханова Н.О., Мельниченко О.О. Концепщя професшно-педагопчно1" подготовки студентiв шженерно-педагопчних спецiальностей // Проблеми iнженерно-педагогiчноï освгги: зб. наук. пр. Харкiв: НТМТ, 2005. Вип. 10. С. 7-20.

8. Провоторова Н.В. Психолопчний аналiз професiйноï дiяльностi державних службовцiв // Актуальш проблеми психологiï: збiрник наукових праць 1нституту психологiï ïm. Г.С. Костюка НАПН Украïни. 2011. т. 7, вип. 25. С.143-151.

9. Акiмов О.О. Професiйна дiяльнiсть державних службовщв в умовах евроштеграци Украши: питання формування психологiчноï готовностi: монография. Кшв: Центр учбово1' лiтератури, 2014. 176 с.

10. Погребняк Ю.В. Формування професшно1" готовност державних службовщв до управлшня соцiальними проектами: автореф.... канд. наук з держ. управлшня. Кшв, 2016. 20 с.

11. Чепляев В.Л. Личностно-профессиональная готовность государственных служащих // Управленческое консультирование. 2016. № 12. С. 55-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-professionalnaya-gotovnost-gosudarstvennyh-sluzhaschih (дата обращения: 09.02.2020).

12. Там же. С. 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.