УДК 378
Кожевникова Ирина Дмитриевна
аспирант кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования Астраханского государственного университета stalex81 @gmail. com Kozhevnikova Irina Dmitrievna a postgraduate student of Astrakhan state university, department of pedagogy and continuing professional education stalex81 @gmail. com
Проблема формирования готовности к профессиональному общению у будущих специалистов-судоводителей
The problem of forming readiness of future specialists-navigators for
professional communication
Аннотация. В статье обуславливается необходимость формирования готовности к профессиональному общению у будущих специалистов-судоводителей в процессе обучения иностранному языку. Выявляется сущность понятия «готовность». Проанализированы основные компоненты готовности к профессиональному общению.
Ключевые слова: готовность, формирование готовности, компоненты готовности, профессиональное общение, специалисты-судоводители
Annotation. The article caused the necessity of forming readiness to professional communication among future specialists-navigators in the process of teaching a foreign language. The essence of the concept "readiness" is detected. The major components of readiness for professional communication have been analyzed.
Keywords: readiness, forming of readiness, components of readiness, professional communication, specialists-navigators
Профессиональное общение является необходимым условием выполнения профессиональных обязанностей и непосредственно влияет на профессиональные качества специалиста, обеспечивая тем самым в значительной степени его конкурентоспособность. Общее развитие и востребованность специалиста-судоводителя существенно возрастают, если он способен использовать иностранный язык в ходе профессионального общения, а именно вести делопроизводство на иностранном языке, осуществлять радиообмен с берегом и другими судами, при этом используя стандартные фразы ИМО для общения на море, вести переговоры с отдельными лицами (судовыми агентами, таможенными офицерами, лоцманами и др.) и с представителями администрации порта, участвовать в беседах и диспутах профессиональной направленности; для поддержания разговора
социокультурного характера с иностранными специалистами, соблюдая правила свойственного им этикета в производственной и социально-общественной сферах деятельности, то есть свободно пользоваться иностранным (английским) языком как средством профессионального общения, особенно если речь идет о судовождении на морских путях.
Необходимость формирования готовности к профессиональному общению обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, в сфере профессиональной деятельности судоводителей от уровня готовности к профессиональному общению зависит обеспечение безопасности эксплуатации морских судов, а, следовательно, безопасности команды [1]; выполнение международного и национального законодательства в области водного транспорта; адекватное понимание своих коллег и подчиненных в условиях разнородного национального, религиозного и социально-культурного состава экипажа судна; конструктивное разрешение напряженности или конфликта. Повышение безопасности морских перевозок, охрана труда, защита окружающей среды от возможных негативных последствий морской деятельности определены в качестве приоритетных задач, направленных на успешную реализацию национальной морской политики России [2]. Выпускник образовательного учреждения по данной специальности должен обладать высоким уровнем профессионального общения, который позволял бы ему беспрепятственно пользоваться русским и иностранным языками для осуществления профессиональных задач и будущего продвижения.
Во-вторых, в образовательном процессе подготовки специалистов-судоводителей преимущественно обращается внимание на формирование компетентности в области предмета общения, в то время как теоретические и практические основы формирования готовности к общению недостаточно разработаны и изучаются в значительно меньшей степени.
Подготовка к общению является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущего специалиста, а способность к организации профессионального общения в производственной среде - одним из основных требований к современному специалисту. Все это должно выполняться на высоком профессиональном уровне, так как именно готовность специалиста к профессиональному общению является одной из составляющей его успеха в профессиональной деятельности.
Проблема готовности к профессиональной деятельности представлена значительным количеством исследований, посвященных формированию готовности к разным видам деятельности.
В психологии, несмотря на различия в толковании понятия готовности, большинство авторов придерживаются мнения, что это особое психическое состояние (Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов и др.) и «устойчивая характеристика личности, являющаяся результатом подготовленности к деятельности» (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.) [3]. Ряд исследователей считают, что готовность выступает как целостное функциональное состояние личности и
представляет собой концентрацию или мгновенную мобилизацию сил личности, направленную в нужный момент на осуществление определенных действий, являясь предпосылкой эффективности будущей деятельности (К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе и др.).
В педагогике «готовность» рассматривается как профессионально значимое свойство личности будущего специалиста, представляющее собой систему взаимосвязанных компонентов, в состав которых входят личностные качества, профессиональные мотивы и интересы, а также умения будущего специалиста-профессионала. Так, педагогическая наука особо подчеркивает, что готовность к профессиональной деятельности не является завершенной характеристикой личности, а представляет собой потенциальный («додеятельностный») уровень профессионального становления личности, предполагающий совокупность качеств личности, обеспечивающих будущему специалисту оптимальное выполнение функций, соответствующих потребностям профессиональной деятельности (К.М. Дурай-Новакова, Я.Я. Коломинский, В.А. Сластенин и др.).
Следовательно, готовность специалиста-судоводителя к профессиональному общению необходимо рассматривать как интегративное профессионально-личностное качество, обеспечивающее ему установление отношений сотрудничества и взаимодействия с носителями другого языка, порождаемое потребностями совместной деятельности, приводящего к разработке конструктивного решения. Поскольку готовность к профессиональному общению представляется интегративным образованием, сущность данного понятия может быть описана через взаимодействие ее компонентов. Мы выделяем четыре компонента структуры готовности специалиста к профессиональному общению: деятельностный, мотивационный, коммуникативный и рефлексивный [4].
Деятельностный компонент готовности включает совокупность умений, позволяющих будущему специалисту-судоводителю анализировать разнообразные ситуации общения с представителями иноязычной культуры, формулировать задачи и осуществлять их решение в профессиональной деятельности, что содействует расширению опыта осуществления данной деятельности.
Мотивационный компонент отражает нравственно-психологическую готовность к профессиональному общению, а также уровень развития присущих будущему специалисту мотивов, интереса к использованию знаний и умений общения на иностранном языке как важный аспект предстоящей профессиональной деятельности, появления потребности в осуществлении коммуникативного взаимодействия.
Коммуникативный компонент проявляется в умении использовать языковые средства в разнообразных социальных ситуациях общения с целью установления различного рода взаимодействия, а также способности оценить свои коммуникативные возможности и принять правильное решение.
Рефлексивный компонент готовности к профессиональному общению специалистов-судоводителей выявляется при анализе различий между культурами, сравнении менталитета представителей иной культуры с культурой своей страны и собственным мировоззрением, так как через знание культурных ценностей происходит оценка деятельности и ее результатов, самооценка, развиваются способности к оценке и анализу профессиональной ситуации при общении, анализу поведения окружающих и своего собственного, а также самоактуализация личности [5].
Таким образом, формирование готовности специалистов-судоводителей к профессиональному общению - это целенаправленное овладение знаниями в области общения и умениями для их воплощения в профессиональной деятельности в ходе профессиональной подготовки, которая представляет собой процесс получения необходимых для профессиональной деятельности умений и навыков на базе специальных знаний, обусловленных учебными программами согласно квалификационным характеристикам будущих специалистов. Организация подготовки специалистов-судоводителей, обусловленная спецификой деятельности, требует особых педагогических средств и методических приемов.
Проведенный нами анализ содержания Государственного образовательного стандарта по специальности высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 180403 «Судовождение» показал, что в ряде изучаемых дисциплин (правоведение, экономика, введение в специальность, навигация и лоция, безопасность судоходства, радиосвязь и телекоммуникации) затрагиваются некоторые аспекты профессионального общения, но их рассмотрение не является приоритетной задачей указанных дисциплин. Вместе с тем именно изучение иностранного языка создает возможности для перевода полученных знаний в практический опыт общения, что обуславливает необходимость разработки теоретических и практических основ формирования готовности к профессиональному общению специалистов-судоводителей.
Литература:
1. Касьянов О.Н., Рыкова Б.В. Структура готовности курсантов морских учебных заведений к экстремальным ситуациям // «Гуманитарные исследования». Журнал фундаментальных и прикладных исследований. № 4 (44) - Астрахань, Издательский дом «Астраханский университет», 2012. - С. 162168.
2. "Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года" (утв. Президентом РФ 27.07.2001) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, 2013.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн., Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.
4. Кожевникова И.Д., Панькин А.Б. Социокультурный подход к формированию основных компонентов готовности к профессиональному
общению у студентов-судоводителей // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». - 2012. - № 2. -С. 69 - 71.
5. Рыкова Б.В. Педагогические условия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 1999.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 180403 Судовождение (квалификация (степень) "специалист") (утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2056) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, 2013
Literatu^
1. Kasyanov O.N., Rykova B.V. The structure of cadets' readiness in maritime educational institutions to extreme situations // « Humanitarian research». The journal of fundamental and applied research. N 4 (44) -Astrakhan, Publishing house «Astrakhan university», 2012. - P. 162-168.
2. «Maritime doctrine of the Russian Federation for the period up to 2020» (ratified by The President of Russia 27.07.2001) [Electronic source] // ConsultantPlus, 2013.
3. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Psychological problems of readiness for activities. Minsk, Publishing house of BSU, 1976. - 176p.
4. Kozhevnikova I.D., Pankin A.B. Sociocultural approach to formation of the main components of readiness to professional communication of studentsnavigators // International scientific periodical «Modern fundamental and applied researches». - 2012. - N 2. - P. 69 - 71.
5. Rykova B.V. Pedagogical conditions of self-actualization of the future teacher in the process of professional training: Dissertation of candidate of pedagogical sciences/ Stavropol, 1999.
6. The federal government standard of higher education in the direction of training (specialty) 180403 Navigation (qualification (degree) "specialist") (ratified by Order of The Ministry of education and science of Russia from 24.12.2010 N 2056) [Electronic source] // ConsultantPlus, 2013.