Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
54
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / НОВЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна

Статья посвящена исследованию профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного управления к деятельности в условиях инновационного государственного управления. Цель - определение особенностей подготовки к профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления в рамках новых моделей. Анализируются такие модели, как «новое государственное (публичное) управление» (New Public Management), «хорошее правительство» (Good Governance), проектный менеджмент, «электронное правительство» (е -government); обозначены проблемы их внедрения в органы государственной власти, определяемые профессиональной компетентностью специалистов; выделены показатели и условия эффективной профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления. Описаны способности, навыки, компетенции и умения, необходимые будущим специалистам для осуществления деятельности при инновационном государственном управлении. Акцентируется внимание на необходимости развития профессионально важных качеств будущих специалистов, способствующих эффективности инновационной профессиональной деятельности. Предложена структура профессионально важных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности в условиях инновационного государственного управления. В качестве решения проблемы подготовки современных специалистов предлагается создать педагогическую модель формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN PUBLIC ADMINISTRATION TO WORK IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE PUBLIC ADMINISTRATION

The article is devoted to the study of professional training of future specialists in public administration to work in the conditions of innovative public administration. The purpose of the article is to determine the features of specialists in public administration in the framework of new management models. The analysis of such models as “new state (public) management” (New Public Management), “good Government” (Good Governance), project management, and “electronic government” (e-government) is presented and the problems of their implementation in public authorities determined by the professional competence of specialists are described. The indicators and conditions of effective professional activity of specialists in the field of public administration within the framework of the designated management models are highlighted. The article presents the abilities, skills, and competencies necessary for future specialists to carry out activities in innovative public administration. Attention is focused on the need of developing professionally important qualities of future specialists that contribute to the effectiveness of innovative professional activities. In this regard, the structure of professionally important qualities necessary for successful professional activity in innovative public administration is presented. As a solution to the problem of training modern specialists, it is proposed to create a pedagogical model for the formation of professional readiness of future specialists in the field of public administration.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 90-94 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 1, pp. 90-94

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-90-94

Научная статья УДК 378.1

Профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления к деятельности в условиях инновационного государственного управления

Н. В. Провоторова

Луганский государственный педагогический университет, 91011, г. Луганск, ул. Оборонная, д. 2

Провоторова Наталия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, provotorova.natalija@yan-dex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4597-0903

Аннотация. Статья посвящена исследованию профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного управления к деятельности в условиях инновационного государственного управления. Цель - определение особенностей подготовки к профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления в рамках новых моделей. Анализируются такие модели, как «новое государственное (публичное) управление» (New Public Management), «хорошее правительство» (Good Governance), проектный менеджмент, «электронное правительство» (е-government); обозначены проблемы их внедрения в органы государственной власти, определяемые профессиональной компетентностью специалистов; выделены показатели и условия эффективной профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления. Описаны способности, навыки, компетенции и умения, необходимые будущим специалистам для осуществления деятельности при инновационном государственном управлении. Акцентируется внимание на необходимости развития профессионально важных качеств будущих специалистов, способствующих эффективности инновационной профессиональной деятельности. Предложена структура профессионально важных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности в условиях инновационного государственного управления. В качестве решения проблемы подготовки современных специалистов предлагается создать педагогическую модель формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие специалисты сферы государственного управления, новые модели управления, профессиональные особенности, профессионально важные качества

Для цитирования: Провоторова Н. В. Профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления к деятельности в условиях инновационного государственного управления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 90-94. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-90-94 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Professional training of future specialists in public administration to work in the conditions of innovative public administration

N. V. Provotorova

Lugansk State Pedagogical University, 2 Oboronnaya St., Luhansk 91011

Nataliia V. Provotorova, provotorova.natalija@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4597-0903

Abstract. The article is devoted to the study of professional training of future specialists in public administration to work in the conditions of innovative public administration. The purpose of the article is to determine the features of specialists in public administration in the framework of new management models. The analysis of such models as "new state (public) management" (New Public Management), "good Government" (Good Governance), project management, and "electronic government" (e-government) is presented and the problems of their implementation in public authorities determined by the professional competence of specialists are described. The indicators and conditions of effective professional activity of specialists in the field of public administration within the framework of the designated management models are highlighted. The article presents the abilities, skills, and competencies necessary for future specialists to carry out activities in innovative public administration. Attention is focused on the need of developing professionally important qualities of future specialists that contribute to the effectiveness of innovative professional activities. In this regard, the structure of professionally important

© Провоторова Н. В., 2022

qualities necessary for successful professional activity in innovative public administration is presented. As a solution to the problem of training modern specialists, it is proposed to create a pedagogical model for the formation of professional readiness of future specialists in the field of public administration.

Keywords: professional training, future specialists in public administration, new management models, professional features, professionally important qualities

For citation: Provotorova N. V. Professional training of future specialists in public administration to work in the conditions of innovative public administration. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 1, pp. 90-94 (in Russian). https:// doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-90-94

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

На протяжении нескольких десятилетий в современном мире наблюдается обновление государственного управления. Процессы модернизации государственного управления выдвигают новые требования к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного управления.

Вопросам профессиональной подготовки в сфере государственного управления посвятили свои труды Е. А. Агеева, А. А. Антипов, Г. В. Ата-манчук, Т. Б. Батуева, В. Н. Галузо, Е. Ю. Ворончи-хина, В. Г. Игнатов, А. П. Егоршин, А. Ю. Ильин, З. Э. Исаев, А. М. Колесников, К. О. Магомедов,

B. П. Мельников, Т. Е. Наливайко, В. С. Не-чипоренко, Е. В. Охотский, Б. Т. Пономаренко, Д. С. Саралинова, А. А. Становой, В. А. Тимченко, А. И. Турчинов, Л. Б. Филатова, А. А. Хохлова и др.

Опираясь на определения, предложенные М. А. Викулиной, А. Г. Пашковым, Ю. В. Ки-ричковым, В. В. Нестеренко, В. Д. Федоровым,

C. У. Гончаренко, Ю. А. Гришко, отметим, что профессиональная подготовка специалистов сферы государственного управления - это система профессионального обучения в высшем учебном заведении соответствующего профиля, направленная на формирование обязательных для будущей профессиональной деятельности знаний, практических навыков, компетенций, профессионально важных качеств и свойств личности, способствующих успешному выполнению профессиональных обязанностей.

Особого внимания заслуживает исследование особенностей профессиональной подготовки, необходимых в условиях инновационного государственного управления. Под инновационным государственным управлением подразумевается форма государственного управления, основывающаяся на новых подходах, которые применяют органы государственной власти для решения возложенных на них задач [1].

Анализ таких подходов, в частности новых моделей управления, определяет понимание особенностей профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления в инновационных условиях.

На сегодняшний день в мировой практике чаще всего применяются:

модель «нового государственного (публичного) управления» (New Public Management);

модель «хорошего правительства» или «эффективного управления» (Good Governance); проектный менеджмент; модель «электронного правительства» (е-government).

New Public Management - это модель публичного управления, с помощью которой государство обеспечивает предоставление услуг гражданам, мотивирует их к самостоятельному решению проблемных ситуаций, координирует деятельность государственных и коммерческих организаций [2].

Основная особенность New Public Management заключается в применении рыночных механизмов в государственном управлении. Выделяются следующие условия «нового государственного менеджмента», способствующие пониманию специфики деятельности будущих специалистов сферы государственного управления в рамках данной модели: применение современных инновационных управленческих технологий; проявление креативности, самостоятельности и открытости; повышение качества публичных услуг [3, с. 122].

Модель «хорошего правительства», или «эффективного управления» (Good Governance), предполагает особый тип управления («управление без правительства») и означает тесное сотрудничество на партнерских началах между государственным и негосударственным секторами, где политики и государственные служащие принимают решения вместе с представителями общественности [4].

Good Governance основывается на условиях «участия общества в управлении, ориентированность на достижение консенсуса, подотчетность, прозрачность, комплиментарность сложившемуся социальному запросу, эффективность и действенность, справедливость и следование принципу верховенства закона» [5, с. 40]. Отличительной особенностью данной модели является стрем-

ление к достижению общего блага с учетом политико-моральных критериев, построенных на сотрудничестве и эффективной коммуникации [6].

При схожести содержания представленных концепций новое государственное управление предусматривает децентрализацию органов государственного управления, а модель «хорошего правительства» - проектный принцип организации. Проектный менеджмент в современном государственном управлении - одна из наиболее актуальных и прогрессивных управленческих технологий. Управление проектами - это совокупность специальных методов и приемов, способствующая решению организационно-технических проблем, предполагающая процесс управления командой, ресурсами в целях успешного осуществления проекта.

Новаторское толкование термина «проект» предполагает понимание проекта как элемента, фрагмента, этапа в выполнении определенных программ, самодостаточного управленческого решения хозяйственного, финансового характера [1]. Следует заметить, что любая инновация, реформа в государственном управлении может быть внедрена только с помощью реализации различного рода проектов. Соответственно, специалисты сферы государственного управления должны обладать знаниями, умениями и навыками, способствующими эффективному внедрению государственных проектов.

Е^оуегптеП («электронное правительство») предполагает использование новых информационных и коммуникативных технологий в органах государственного управления для совершенствования его функционирования и предоставления электронными средствами административных услуг всем категориям граждан и частным структурам, а также их информирование о работе государственных органов, что делает максимально простым и доступным ежедневное общение граждан и бизнес-структур с официальными учреждениями. Одна из основных ценностей е^оуегптеП - это возможность участия населения в решении вопросов государственного управления.

Учитывая то, что деятельность современных специалистов сферы государственного управления реализуется в сетевой компьютерной среде, необходимым требованием для них является формирование информационной культуры. В целом проблемы, связанные с внедрением новых моделей управления, сводятся к вопросам подготовки будущих специалистов к деятельности в новых условиях. Можно выделить следующие показатели эффективности профессиональной деятельности специалистов сферы государствен-

ного управления: результативность, своевременность, доступность, комфортность, открытость, уважение к личности, профессионализм [7]. Вместе с тем в условиях инновационного государственного управления особое значение приобретает развитие концепции социальной ответственности и формирования клиент-ориентированной организационной культуры. В свою очередь, культурные изменения влекут за собой смену ценностей и представлений специалистов, формирование их профессионально-личностной культуры, уважения к потребителям государственных услуг, стратегического мышления и т.п.

Учитывая вышесказанное, отметим, что профессиональная подготовка будущих специалистов для современного государственного управления предполагает формирование профессиональных умений и навыков, основывающихся на специальных знаниях, развития необходимых способностей, психических познавательных процессов, личностных качеств, а также мастерстве применения средств и методов управленческой науки. Поэтому важным является изучение требований, предъявляемых к будущим специалистам сферы государственного управления в условиях инновационного управления.

Современные ученые, учитывая специфику профессиональной деятельности специалистов сферы государственного управления, выделяют следующие способности, качества и умения, необходимые им для успешной профессиональной деятельности:

открытость мышления и поведения, иннова-ционность, социальные навыки, нацеленность на результат, организованность, дисциплинированность и пр. [8, с. 284];

предрасположенность к «разумному» риску, готовность к изменениям, положительное отношение к инновациям, работа на перспективу, желание учиться и применять новые знания и пр. [9, с. 100];

способность действовать в интересах людей, социальная и профессиональная ответственность, мобильность, переключаемость, установка на успех и достижение результата, целеустремленность, умение прогнозировать, планировать, стремление к профессиональному развитию и пр. [10, с. 45];

высокий уровень развития коммуникативных, волевых, мотивационных, регуляторно-личност-ных, социально значимых качеств и пр. [11, с. 117].

Опираясь на труды вышеназванных ученых, предлагаем структурировать профессионально важные качества, необходимые для деятельности будущих специалистов сферы государственного управления (таблица).

Структура профессионально важных качеств будущих специалистов сферы государственного управления Structure of professionally important qualities of future specialists in public administration

Основные группы профессионально важных качеств

Качества, определяющие предрасположенность и являющиеся основой профессиональной деятельности Качества, непосредственно влияющие на эффективность профессиональной деятельности Качества, способствующие дальнейшему профессиональному и личностному развитию

Ценностные ориентации, цели и интересы, связанные со служением государству и народу Надежность, активность, эмпатийность, настойчивость, коммуникабельность, мобильность и пр. Гибкость, самостоятельность, требовательность к себе, стремление к саморазвитию и пр.

В заключение подчеркнем, что подготовка будущих специалистов сферы государственного управления должна проводиться с учетом условий и требований современности. В связи с этим первоочередной задачей видится создание педагогической модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного управления, обоснованию и разработке которой будет посвящена наша дальнейшая работа.

Список литературы

1. Федорчак О. В. Проектний тдхщ як шновацшний мехашзм державного управлшня II Державне управлшня : теорiя та практика : електрон. наук. фах. вид. НАДУ 2006. № 1. URL: http:llarchive.nbuv.gov.ual e-journalsldutpl2006- 1ItxtsITEXNOLOGIYAI06fovmdu. pdf (дата обращения: 07.02.2021).

2. Dunleavy P., Hood C. From old public-administration to new public management II Public Money & Management. 1994. № 14 (З). P. 9-16.

3. Охотский Е. В. Государственное управление : на пути к современной модели государственного менеджмента II Вестник МГИМО Университета. 2014. № 3 (36). С. 115-127.

4. Governance for Sustainable Human Development II World Bank. Proceedings of the World Bank Annual Conference on Development Economics. Washington : [s. n.], 1992. 38 р.

5. Понкин И. В. О понятии и конценте «Хорошего управления» («Good Governance») II Государственная служба. 2013. № 4 (84). С. 39-42.

6. Долгих У. О. Good governance - альтернативный путь государственного управления II Наука. Мысль : электронный периодический журнал. 2017. № 6. С. 23-28. URL: https:IIcyberleninka.гu/aгticleInIgood-governance-alternativnyy-put-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 05.03.2021).

7. Вернигор I. Ю. Яюсть надання державних послуг в умовах розвитку шформацшного сустльства в УкраМ II Результат-орieнтованi тдходи, шстру-

менти та технологи в публiчному управлшш: наук.-практ. конф. За ижнарю участю I за ред. Ю. П. Шарова (Дншропетровськ, 28 жовтня 2012 р.). Дншропетровськ : ДР1ДУ НАДУ, 2012. С. 61-64.

8. Загороднюк С. О. Аюмов О. О. Компетенцп державного службовця як основа психологiчноï готовносп до професiйноï дшльносп у евроштеграцшних умовах II «Ефективтсть державного управлшня» збiрник на-укових праць. 2013. Вип. 36. С. 277-286.

9. Коновалова М. 1нновацштсть у державнш службi як чинник розвитку нацiональноï iнновацiйноï системи Украши II Вкник Hацiональноï академп державного управлшня. 2012. № 3. С. 96-103.

10. Новосельская И. Б. Взаимосвязь особенностей профессиональной деятельности государственных служащих и их профессионально важных качеств : дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 137 с.

11. Хаидов С. К. Требования органов местного самоуправления к профессионально важным качествам муниципальных служащих II Акмеология. 2013. № 4 (48). C. 113-118.

References

1. Fedorchak O. V. Project approach as an innovative mechanism of Public Administration. Derzhavne upravlinnja: teorija ta praktika (Public Administration: Theory and Practice). Available at http:H archive.nbuv.gov.uale-journalsldutpl2006-1ltxts/ TEXNOLOGIYAI06fovmdu.pdf (accessed 7 February 2021) (in Ukrainian).

2. Dunleavy P., Hood C. From old public-administration to new public management. Public Money & Management, 1994, no. 14 (3), pp. 9-16.

3. Okhotskiy E. V. Public administration: Modernizig the current model of state management. Vestnik MGIMO University, 2014, no. 3 (36), pp. 115-127 (in Russian).

4. Governance for Sustainable Human Development. World Bank. Proceedings of the World Bank Annual Conference on Development Economics. Washington : [s. n.], 1992. 38 p.

5. Ponkin I. V. About the notion and concept of "Good Governance" ("Good Governance"). Gosudarstvennaya sluzhba [Public Service], 2013, no. 4 (84), pp. 39-42 (in Russian).

6. Dolgikh U. O. Good governance - alternative path of public administration. Nauka. Mysl': elektronnyyperi-odicheskiy zhurnal (The Science. Thought: electronic periodical journal), 2017, no. 6, pp. 23-28. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/good-governance-alternativnyy-put-gosudarstvennogo-upravleniya (accessed 5 March 2021) (in Russian).

7. Vernigor I. Yu. Quality of public services in the context of the development of the information society in Ukraine. In: Yu.P. Sharova, ed. Rezul'tat-orientovani pidkhodi, instrumenti ta tekhnologiï v publichnomu upravlinni [As a result, having oriented approaches, tools and technologies in public administration] (Dnepropetrovsk, 28 October 2012). Dnepropetrovsk, DRIDU NADU Publ., 2012, pp. 61-64 (in Ukrainian).

8. Zagorodnyuk S. O., Akimov O. O. Competence of a civil servant as a basis for psychological readiness for professional activity in European integration conditions. Efektivnist' derzhavnogo upravlinnya [Efficiency of Public Administration], 2013, iss. 36, pp. 277-286 (in Ukrainian).

9. Konovalova M. Innovation in the civil service as a factor in the development of the national innovation system of Ukraine. Visnik Nacional'noï akademiï derzhavnogo upravlinnja [Bulletin of the National Academy of Public Administration], 2012, no. 3, pp. 96-103 (in Ukrainian).

10. Novosel'skaya I. B. The relationship between the features of the professional activity of civil servants and their professionally important qualities. Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Moscow, 2000. 137 p. (in Russian).

11. Khaidov S. K. Requirements of local self-government bodies for professionally important qualities of municipal employees. Akmeologiya [Acmeology], 2013, no. 4 (48). pp. 113-118 (in Russian).

Поступила в редакцию 11.03.2021; одобрена после рецензирования 20.03.2021; принята к публикации 20.12.2021 The article was submitted 11.03.2021; approved after reviewing 20.03.2021; accepted for publication 20.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.