Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / МЕТОДЫ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна

Рассматриваются особенности внедрения педагогических условий формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления в учебный процесс. Особое внимание уделено обогащению содержания учебных курсов тематикой, направленной на ознакомление студентов с инновациями и инновационной деятельностью в сфере государственного управления, формам и методам реализации контекстного обучения и социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Провоторова Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF IMPLEMENTING THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE READINESS TO THE INNOVATIVE ACTIVITIES OF THE FUTURE SPECIALISTS OF THE SPHERE OF THE PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the peculiarities of the implementation of the pedagogical conditions of the development of the professional readiness to the innovative activities of the future specialists of the sphere of the public and municipal administration in the educational process. The author is focused on the enrichment of the content of the education courses by the theme, directed to the acquittance of the students with the innovations and the innovative activities in the sphere of the public administration, the forms and methods of the implementation of the contextual education and the social partnership.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Н.В. ПРОВОТОРОВА (Луганск)

особенности внедрения в учебный процесс педагогических условий формирования готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления

Рассматриваются особенности внедрения педагогических условий формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления в учебный процесс. Особое внимание уделено обогащению содержания учебных курсов тематикой, направленной на ознакомление студентов с инновациями и инновационной деятельностью в сфере государственного управления, формам и методам реализации контекстного обучения и социального партнерства.

Ключевые слова: педагогические условия, готовность к инновационной деятельности, реализация педагогических условий, механизм внедрения педагогических условий, методы контекстного обучения.

Теоретический анализ проблемы подготовки будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления (ГМУ) и содержательный анализ курсов направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», представленных в учебных планах вузов ЛНР, ДНР и РФ, показали, что на сегодняшний день процесс обучения будущих специалистов ГМУ не соответствует современным изменениям и инновационным преобразованиям в сфере государственного управления.

Мы считаем, что высокому уровню подготовки специалистов данной сферы будет способствовать комплексное и системное внедрение в учебный процесс разработанных с учетом требований современного инновационного управления и обоснованных педагогических условий формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы ГМУ.

Готовность к инновационной деятельности будущих специалистов ГМУ в своем научном исследовании мы позиционируем как «состояние личности, выражающееся в способности выполнения служащим функций государства, принятия социально значимых решений, характеризующееся целостной структурой, включающей: мотивационно-ценностный, интеллектуально-информационный, процессуально-деятельностный, рефлексивно-аналитический компоненты, и предполагающее умение использовать принципиально новые подходы, методы и инструменты управления» [5, с. 349].

Для формирования исследуемого вида готовности разработана модель, включающая целевой, теоретико-методологический, процессуально-содержательный и оценочно-результативный блоки. Целевой блок демонстрирует целевую установку и задачи моделируемого процесса. Теоретико-методологический блок включает в себя описание методологических подходов и закономерностей изучаемого процесса, основные принципы формирования готовности будущих специалистов государственного управления к инновационной деятельности, соответствующие закономерностям. Процессуально-содержательный блок модели включает этапы, а также педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности. Оценочно-результативный блок характеризует контроль сформированности профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности на основании критериев, показателей и уровней, отражающих развитие компонентов изучаемого процесса.

особое место в нашем исследовании уделено разработке и обоснованию педагогических условий формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов обозначенной сферы, к которым мы отнесли:

- обогащение содержания предметов цикла профессиональной подготовки тематикой, направленной на повышение мотивации к достижениям в профессии и подготовку специалистов к инновационной деятельности;

- использование контекстного обучения как средства формирования готовности будущих специалистов сферы ГМУ к инновационной деятельности;

- разработку специального курса, нацеленного на формирование компонентов готов-

О Провоторова Н.В., 2022

ности будущих государственных служащих к инновационной деятельности;

- организацию социального партнерства университета с учреждениями государственной власти с целью формирования у будущих государственных служащих указанной готовности.

В процессе анализа учебных планов изучаемого направления подготовки установлено, что наполняющие его дисциплины условно можно разделить на две категории:

- предметы, в процессе изучения которых осуществляется формирование профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов ГМУ на сегодняшний день;

- дисциплины, обладающие большим потенциалом в контексте формирования указанной готовности при условии обогащения их темами, которые ориентированы на ее формирование.

Для реализации первого педагогического условия был разработан механизм, обеспечивающий наполнение содержания учебных дисциплин тематикой, направленной на ознакомление студентов с инновациями и инновационной деятельностью в сфере государственного управления. Предложенный механизм предполагал введение в содержание существующих учебных дисциплин конкретных тем, подтем, отдельных вопросов, проблемных и ситуативных заданий, специально-ориентированных тем для курсовых и выпускных квалификационных работ, расширение спектра видов научной работы.

Подчеркнем, что работа по обогащению учебных курсов указанной тематикой была направлена на усиление профессиональной мотивации будущих специалистов и мотивации к успеху в целом; усвоение ими основных понятий профессиональной деятельности в сфере государственного управления; усиление осведомленности студентов в проблематике инновационных процессов в аппарате государственной службы, осмысленности профессиональных действий; развитие креативного мышления у обучающихся; обучение студентов анализу сформированности своей профессиональной готовности к инновационной деятельности, самооценке и реализации необходимости в самосовершенствовании.

Исследование показало, что к первой категории относится всего лишь одна дисциплина «Инновационно-инвестиционная политика государства». Мы посчитали целесообразным дополнение этого курса лекцией на тему

кие науки -

«Формирование имиджа государственного служащего в условиях инновационных преобразований» и практической работой «Политические компетенции как элемент имиджа будущего специалиста государственного управления».

Ко второй категории дисциплин нами отнесены предметы, имеющие, на наш взгляд, достаточный потенциал в отношении формирования готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности, при условии обогащения их материалом, освещающим вопросы инновационной деятельности в системе государственного и муниципального управления. К данным учебным дисциплинам отнесены восемь предметов, преобразование которых будет рассмотрено ниже.

Первой дисциплиной, которая была преобразована, является «Введение в специальность». Мы дополнили изучаемый курс лекцией на тему «Значение инноваций в государственном управлении». Целью лекции мы определили формирование представлений о значении и актуальности инноваций в системе государственного управления, ознакомление студентов с типами инноваций.

Дисциплина «Управление персоналом госслужбы», как и предыдущая, является одной из ведущих и формирующих необходимые компетенции будущего специалиста. В содержание этой дисциплины были включены лекция «Инновационный менеджмент в управлении персоналом» и практическая работа «Государственное регулирование инновационного развития». целью лекционного занятия было формирование системы знаний об инновационном проектировании, методах управления инновационным развитием аппарата государственной службы, условиях формирования благоприятного инновационного климата для адаптации государственных служащих к нововведениям. В рамках практической работы студенты рассматривали вопросы, связанные с государственной макроэкономической стратегией, финансированием инновационной деятельности, нормативно-правовым полем, регулирующим государственную инновационную политику, изучали закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике».

Курс «Принятие и исполнение государственных решений» имеет достаточно обширный потенциал в отношении формирования готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности, в связи с чем мы сочли необходимым дополнить его лекцией на

известия вгпу

тему «Инновационные подходы к принятию государственных решений: виды, основные направления использования, значение для общества» и практической работой на тему «Презентация индивидуального проекта "Государственное решение в условиях инновационного развития общества"». Целью лекционного занятия является формирование у обучающихся представлений о государственных решенииях и необходимости использования инновацинных подходов к этому процессу, ознакомление с типологией государственных решений, важнейших направлениях их использования.

В рамках практической работы студенты презентовали авторский индивидуальный проект, демонстрирующий компетентный подход к принятию конкретных государственных решений. Результатом занятия стал конкурс на самый креативный подход к принятию государственного решения и прогнозирование его последствий.

Следующим предметом, в рамках которого освещались вопросы инновационной деятельности в сфере государственного управления, является дисциплина «основы управления государственными проектами и программами». Мы сочли необходимым дополнить данный предмет лекцией «Управление инновационными проектами» и практическим занятием на тему «Презентация инновационного проекта и методики управления им». Целью лекционного занятия является формирование системы теоретико-методологических знаний об инновационных проектах, ознакомление с процессами управления инновационными проектами (инициация, планирование, выполнение, контроль, закрытие), изучение методических основ процесса управления инновационными проектами, наработка умений и навыков по выстраиванию модели развития инновационного процесса. Целью практического занятия была выработка практических навыков по разработке, реализации и презентации инновационных проектов и управления ими.

Курс «Информационные системы в управленческой деятельности» мы дополнили практическим занятием «Взаимосвязь и взаимообусловленность информационных технологий и готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности». В рамках занятия студенты изучают возможности использования информационных технологий в управленческой деятельности, которые имеют инновационный контекст, рассматривают взаи-

мосвязь компетентности студентов в области информационных технологий и их готовности к использованию инноваций, разрабатывают модель использования конкретных информационных технологий в разных видах профессиональной деятельности в области государственного управления.

В курс «Стратегическое планирование и прогнозирование в государственном управлении» мы сочли рациональным включить лекцию «Инновационный потенциал региона как фактор социально-экономического развития». В рамках занятия студенты знакомятся с понятием «инновационный потенциал региона», «инновационные ресурсы региона», «региональная инновационная политика», выявляют связь между этими понятиями, рассматривают сущность и структуру инновационного потенциала, знакомятся с методикой оценки инновационного потенциала.

Еще одним предметом, который мы обогатили тематикой, освещающей возможности осуществления инновационной деятельности в сфере государственной службы, является дисциплина «организация деятельности госслужащего». Данный предмет был преобразован путем включения в изучаемые темы вопросов и заданий, касающихся осуществления инновационной деятельности в области государственного управления. Например, в рамках темы «Организация проведения аттестации государственных служащих» студентам предлагалось составить перечень профессиональных и личностных качеств, необходимых для современного специалиста со сформированной профессиональной готовностью к использованию инновационных методов и технологий в своей работе. Еще одним заданием была разработка вопросов для квалификационного экзамена, которые отражают уровень готовности специалистов к инновационной деятельности.

И последней дисциплиной, которая была отчасти трансформирована, является «Теория управления». Данный курс дополнен лекцией «Управление в условиях инновационного развития государственной службы». Целью лекционного занятия является формирование знаний о теоретических и практических аспектах инновационного развития общества и системы государственного управления, ознакомление студентов с нормативными документами, регулирующими этот процесс, изучение факторов и закономерностей инновационного развития общества и влияние этого процесса на систему государственного управления.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что реализация первого педагогического условия направлена в первую очередь на формирование интеллектуально-информационного и процессуально-деятельностного компонентов формирования готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности. Все заявленные мероприятия по обогащению уже имеющихся дисциплин тематикой, связанной с инновационной деятельностью, способствуют как усилению мотивации, так и развитию способности к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию.

Реализация второго педагогического условия - использование контекстного обучения как средства формирования готовности будущих специалистов сферы государственного управления к инновационной деятельности -базировалась на том, что контекстное обучение мы рассматриваем как активное обучение контекстного типа, предполагающее реализацию таких принципов, как индивидуальная активность; проблемный подход; тесная взаимосвязь обучения и воспитания; проектирование в формах учебной деятельности обучающихся ситуаций будущей профессиональной деятельности [2].

Рассмотрим реализацию данного педагогического условия в рамках базовых форм деятельности будущих специалистов (учебной деятельности академического типа, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности).

Исследование показало, что наиболее эффективными в отношении формирования предметно-профессионального контекста, который представлен организационно-управленческим, политико-административным, исследовательским, информационно-методическим, коммуникативным, проектным, органи-зационно-регулирующим, исполнительно-распорядительным и контрольно-надзорным контекстами, являются такие формы обучения, как проблемное обучение, метод конкретных ситуаций, игровые методы обучения (деловые и ролевые игры) [4].

Так, на определенных практических занятиях, например «Оценка эффективности инновационной деятельности организации», «Взаимосвязь и взаимообусловленность информационных технологий и готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности», использовались эвристический и исследовательский методы проблемного обучения, предполагающие сочетание подачи учебной

кие науки -

информации обучающимся и познавательных заданий, а также самостоятельное выполнение некоторых заданий [1; 3].

Активно также использовался метод кейсов, чаще всего на практических занятиях и в рамках самостоятельной работы. Сущность метода кейсов заключается в том, что студентам предлагалась определенная ситуация, имитирующая реальную, профессиональную. Будущим специалистам ГМУ предлагалось проанализировать профессиональную ситуацию и предложить авторское решение. В учебном процессе для студентов использовались кейсы практической направленности, предполагающие анализ и решение конкретных профессионально-жизненных ситуаций. Характеристика таких ситуаций требовала точного описания конкретных лиц, дат, событий и фактов.

Еще более интенсивно использовались активные методы обучения в рамках квазипрофессиональной деятельности. Особый интерес для нашего исследования в рамках рассматриваемого педагогического условия представляли игровые методики обучения. В процессе исследования был разработан пакет дидактических, деловых, ролевых игр, способствующих формированию профессиональной готовности будущих специалистов к инновационной деятельности. В процессе изучения таких дисциплин, как «Введение в специальность», «Принятие и исполнение государственных решений», «Государственная и муниципальная служба», использовались дидактические игры (разработка авторская), это были викторины, кроссворды, игры-соревнования.

В рамках учебно-профессиональной деятельности (производственная практика) была особенно необходима работа по формированию готовности студентов к инновационной деятельности. Для реализации данной задачи несколько преобразована программа практики в отношении обогащения ее задачами, связанными с необходимостью поиска инновационных подходов и решений в процессе выполнения профессиональных функций.

В процессе выполнения научного исследования установлено, что подготовка будущих специалистов ГМУ к осуществлению инновационной деятельности диктует необходимость разработки и внедрения в учебный процесс отдельного специально-ориентированного факультативного курса. Учитывая такую необходимость, третьим условием формирования профессиональной готовности будущих спе-

циалистов ГМУ к инновационной деятельности мы определили разработку факультативного курса «Организация деятельности госслужащего в условиях инновационного управления». Данный курс представлен двумя модулями, наполненными десятью темами. В рамках разработанных тем были запланированы 10 лекций (20 часов), 10 практических занятий (20 часов) и 32 часа самостоятельной работы, всего 72 часа.

целью изучения специального курса является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, профессионально-этических норм деятельности госслужащего в условиях инновационного управления, ценностных ориентаций будущих специалистов в сфере государственного управления.

Разработанный курс ориентирован на формирование мотивационно-ценностного, интеллектуально-информационного, процессу-ально-деятельностного, рефлексивно-аналитического компонентов готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности, овладение системой знаний, умений и навыков, обеспечивающих исследуемую готовность. Содержательный контент изучаемого курса реализует три базовые составляющие: мотивационную-ценностную, академическую, практическую.

Мотивационно-ценностная составляющая предполагает актуализацию значения инновационной деятельности в современном обществе. Деятельность преподавателя и будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления в рамках данной составляющей была направлена в большей степени на обеспечение понимания значимости для будущих госслужащих мотивов профессиональной деятельности; усиление мотивации будущих специалистов в сфере государственного управления к успеху в целом (мотивационно-ценностный компонент готовности) и формирование способности студентов осуществлять анализ уровня собственной готовности к инновационной деятельности. Мотивационно-ценностная составляющая реализовывалась в разнообразных формах учебной работы студентов путем использования классических и инновационных методик и технологий.

Что касается академической составляющей, отметим, что она ориентирована на изучение студентами понятийного аппарата исследуемой проблематики; получение теоретических знаний об основных принципах постро-

ения и функционирования государственной службы, современных моделях государственного управления, особенностях организации деятельности госслужащего, возможностях осуществления будущими специалистами сферы государственного и муниципального управления инновационной деятельности. Реализация академического блока направлена на формирование мотивационно-ценностного и интеллектуально-информационного компонентов готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности и осуществлялась преимущественно в рамках лекционных занятий.

Практическая составляющая реализуется в процессе формирования у будущих специалистов ГМУ умений и навыков, обеспечивающих возможность организации управленческой, информационно-методической, коммуникативной, проектной, вспомогательно-технологической, организационно-регулиру-ющей, исполнительно-распорядительной и инновационной деятельности. Практическая составляющая ориентирована на формирование мотивационно-ценностного, интеллектуально-информационного, процессуально-деятель-ностного компонентов готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности и реализовывалась в рамках практических занятий и самостоятельной работы.

Подчеркнем, что реализация третьего педагогического условия, а именно внедрение в учебный процесс спецкурса «Организация деятельности госслужащего в условиях инновационного управления», обеспечила формирование каждого из компонентов профессиональной готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности.

Последним педагогическим условием формирования готовности будущих специалистов ГМУ к инновационной деятельности является организация социального партнерства университета с учреждениями государственной власти.

Организация указанного взаимодействия осуществлялась с учетом профессиональных интересов студентов и заинтересованности будущих работодателей, необходимости использования в обучении контекстного подхода, предоставления дополнительных возможностей для трудоустройства студентов.

Основные направления социального партнерства, которые осуществлялись в рамках научно-исследовательской работы:

- взаимодействие высшего образовательного учреждения с организациями, учреж-

дениями, отдельными специалистами сферы государственного и муниципального управления в рамках учебной работы (совместное проведение лекционных и семинарских занятий, организация баз практик, включение специалистов-практиков в состав государственных аттестационных комиссий и др.);

- взаимодействие в рамках научной работы посредством проведения научных конференций, круглых столов, тренингов, мастер-классов и др.;

- взаимодействие в рамках социально-гуманитарной работы (совместное проведение акций, фестивалей, встреч с авторитетными специалистами сферы государственного управления, тренинги и др.).

К сотрудничеству в рамках учебной, научной и социально-гуманитарной работы были привлечены служащие различных законодательных и исполнительных органов власти, взаимодействие с которыми систематически осуществлялось в рамках лекционных и семинарских занятий.

Специалисты-практики выступали на протяжении обучения студентов в качестве консультантов, с ними согласовывалась тематика выпускных квалификационных и магистерских работ с целью усиления их практической составляющей. В состав государственных комиссий в обязательном порядке включались сотрудники различных министерств и ведомств с целью адекватного оценивания не только теоретических знаний выпускников, но их практической готовности к профессиональной деятельности.

Второе направление социального партнерства предполагало взаимодействие студентов и преподавателей со служащими учреждений государственной власти в рамках научной работы. Данное взаимодействие осуществлялось посредством организации и проведения научных конференций, круглых столов, тренингов, мастер-классов и др.

К наиболее значимым в отношении наполнения повестки данных мероприятий вопросами, освещающими возможности инновационной деятельности специалистов ГМУ, относятся Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Управление социально-экономическим развитием государства: поиск эффективных моделей», Международная научно-практическая конференция «Стратегия устойчивого развития в антикризисном и инновационном управлении экономическими системами», III Международная

кие науки -

научно-практическая конференция «Инновационные перспективы Донбасса», III Международная научно-практическая конференция «Механизмы управления экономическими, экологическими и социальными процессами в условиях инновационного развития», II Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Управление социально-экономическим развитием государства: поиск эффективных моделей», Республиканский круглый стол с международным участием «Проблемы профессионализации кадров в системе государственного управления в контексте устойчивого развития Луганской Народной Республики», III Международная научно-практическая конференция «Управление социально-экономическим развитием государства: поиск эффективных моделей», V Международная научно-практическая конференция «Стратегия устойчивого развития в антикризисном и инновационном управлении экономическими системами».

В рамках социально-гуманитарной работы систематически проводились встречи студентов с авторитетными специалистами сферы государственного управления, тренинги. На протяжении двух лет на базе университета проводился международный форум «Инновационные перспективы Донбасса», а также конкурс «Государственный служащий будущего».

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что разработанный механизм внедрения педагогических условий формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов ГМУ в учебный процесс был реализован системно, целостно и логично. Результаты внедрения педагогических условий и модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы ГМУ в целом будут представлены в наших последующих публикациях.

Список литературы

1. Белых А.С. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. Луганск, 2018.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. М., 1991.

3. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие. М., 2009.

4. Методы контекстного обучения студентов: метод. пособие / под общ. ред. Ю.В. Морозовой. СПб., 2021.

5. Провоторова Н.В. Анализ современной практики формирования готовности к инновационной

деятельности будущих специалистов сферы государственного управления // Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. 2021. Т. 40. № 3. С. 347-357.

* * *

1. Belyh A.S. Pedagogika vysshej shkoly: ucheb. posobie. Lugansk, 2018.

2. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod: metod. posobie. M., 1991.

3. Matyushkin A.M. Psihologiya myshleniya. Myshlenie kak razreshenie problemnyh situacij: ucheb. posobie. M., 2009.

4. Metody kontekstnogo obucheniya studentov: metod. posobie / pod obshch. red. Yu.V. Morozovoj. SPb., 2021.

5. Provotorova N.V. Analiz sovremennoj praktiki formirovaniya gotovnosti k innovacionnoj deyatel'no-sti budushchih specialistov sfery gosudarstvenno-go upravleniya // Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki i yazykoznaniya. 2021. T. 40. № 3. S. 347-357.

чЖухуЭйпиН, Е.в. ДЗЮБА (Екатеринбург)

исследование преподавания русской лексики на основе образовательного сообщества (на примере занятий по РкИ)

Описана интеграция концепции образовательного сообщества в преподавание русской лексики, что позволяет сформировать спиральную модель изучения лексики и улучшить процесс пополнения словарного запаса учащихся на основе приложения WeChat и учебной платформы Xuexitong. Это может повысить интерес учащихся к обучению и заложить основу для приобретения других навыков.

Ключевые слова: образовательное сообщество, обучение русской лексике, приложение WeChat, учебная платформа Xuexitong, глубокое обучение, мультимодальность.

The specific features of implementing the pedagogical conditions of the development of the readiness to the innovative activities of the future specialists of the sphere of the public and municipal administration in the educational process

The article deals with the peculiarities of the implementation of the pedagogical conditions of the development of the professional readiness to the innovative activities of the future specialists of the sphere of the public and municipal administration in the educational process. The author is focused on the enrichment of the content of the education courses by the theme, directed to the acquittance of the students with the innovations and the innovative activities in the sphere of the public administration, the forms and methods of the implementation of the contextual education and the social partnership.

Key words: pedagogical conditions, readiness to innovative activities, implementation of pedagogical conditions, mechanism of implementation of pedagogical conditions, methods of contextual education.

(Статья поступила в редакцию 26.08.2022)

1. обучение русской лексике в китае и его состояние. Лексика является частью языковой системы, основным материалом для построения языка. Играя ключевую роль в изучении языка, лексика наряду с произношением и грамматикой составляют три краеугольных камня традиционного изучения языка. Преподавание лексики является важной частью обучения русскому языку и проходит через весь процесс обучения. Качественный и большой словарный запас необходим для развития навыков аудирования, говорения, чтения, письма и перевода. В нашей стране разработана программа обучения иностранному языку, где четко прописан объем словарного запаса, который необходимо освоить на каждой ступени. Таким образом, при изучении иностранного языка на занятиях самое необходимое - это пополнение словарного запаса. Без изучения новых слов и объяснения их значения не может осуществляться дальнейшее изучение языка.

Считается, что слово усвоено в том случае, когда студент знает его значение и правила употребления, может машинально использовать это слово в своей речи и без проблем понимать его в речи других людей [1, с. 95]. Следование этому стандарту создает определенные проблемы в обучении русской лексике в Китае в настоящее время. Преподавание ино-

О Чжу Хуэйпин, Дзюба Е.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.