Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Елена Анатольевна, Акимов Владислав Олегович

Сегодня современный учитель находится в состоянии вечного поиска, он ищет новые пути решения тех или иных проблем, совершенствует свою профессиональную деятельность. Он готов в освоению и внедрению чего-то нового, ранее неизведанного. Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей истории к использованию инновационных технологий в профессиональной деятельности. Рассмотрены компоненты готовности к реализации инновационных технологий, критерии и показатели сформированности компонентов. На основе критериев и показателей выделены уровни готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий обучения. С целью повышения уровня готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий в обучении был разработан комплекс мероприятий. Были предложены сценарии проведения проблемной лекции, семинара, тренинга, деловой игры, творческих заданий, и иные задания с использованием современных инновационных технологий обучения. В статье описан ряд условий эффективного формирования готовности будущего учителя истории к реализации инновационных технологий обучения. В исследовании приняли участие студенты Института истории и права КГУ им. К.Э. Циолковского. Сравнительный анализ полученных результатов в ходе констатирующего и контрольного экспериментов позволили выявить позитивную динамику в уровне сформированности готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Елена Анатольевна, Акимов Владислав Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF READINESS OF THE FUTURE HISTORY TEACHER FOR THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE TEACHING TECHNOLOGIES

Today, a modern teacher is in a state of eternal search, he is looking for new ways to solve certain problems, improves his professional activities. He is ready to master and implement something new, previously unknown. The article is devoted to the problem of preparing future history teachers for the use of innovative technologies in their professional activities. The components of readiness for the implementation of innovative technologies, criteria and indicators of the formation of components are considered. On the basis of criteria and indicators, the levels of readiness of future history teachers for the implementation of innovative teaching technologies are identified. In order to increase the readiness of future history teachers to implement innovative technologies in teaching, a set of measures was developed. Scenarios for conducting a problematic lecture, seminar, training, business game, creative tasks, and other tasks using modern innovative learning technologies were proposed. The article describes a number of conditions for the effective formation of the readiness of a future history teacher to implement innovative teaching technologies. The study was attended by students of the Institute of History and Law of the KSU. K.E. Tsiolkovsky. A comparative analysis of the results obtained during the ascertaining and control experiments made it possible to identify positive dynamics in the level of formation of the readiness of future history teachers to implement innovative teaching technologies.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ»

Победы!» праздник. Глаголы: защищать, победить. * стрелять Прилагательные: смелый.

Май 3-4 неделя Итоговая диагностика

* отмечен более сложный речевой материал для дошкольников с благоприятным вариантом развития речи

После обучающего эксперимента был проведен контрольный срез с целью оценки эффективности предложенного содержания логопедической работы. Контрольный эксперимент проводился по тем же блокам диагностических заданий, что и на этапе исследования. Анализ данных исследования импрессивной речи дошкольников с ОНР показал, что дети экспериментальной группы показали более высокие, нежели дошкольники контрольной группы, результаты в овладении фразовой речью как при употреблении изолированных предложений, так и в применении сформированных моделей предложений в общении со взрослыми.

Выводы. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о важности использования сюжетно-ролевой игры, как эффективного средства формирования фразовой речи, позволяющей реализовать коммуникативный подход к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Литература:

1. Глухов, В.П. Исследование особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи / В.П. Глухов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. -№ 2 (55). - С. 90-93

2. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи / Р.И. Лалаева. - Москва: Просвещение, 1990. - 123 с.

3. Литвинова, С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх: диссертация. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Светлана Николаевна Литвинова. - Москва. 1997. - 170 с.

4. Мазанова, Е.В. Обследование речи детей 4-5 лет: Методические указания и картинный материал / Е.В. Мазанова. -Москва: Гном, 2014. - 64 с.

5. Новикова-Иванцова, Т.Н. От слова к фразе: методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией / Т.Н. Новикова-Иванцова. - Москва: Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад V вида № 1708, 2010. - 30 с.

6. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. - 211 с.

7. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - Москва: Айрис-пресс, 2004. - 209 с.

8. Lindqvist, G. The Aesthetics of Play / G. Lindqvist. - Uppsala Studies in Education 62, Cop. - 1995. - 234 p.

Педагогика

УДК 5.8.7

кандидат педагогических наук, доцент Акимова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Акимов Владислав Олегович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Сегодня современный учитель находится в состоянии вечного поиска, он ищет новые пути решения тех или иных проблем, совершенствует свою профессиональную деятельность. Он готов в освоению и внедрению чего-то нового, ранее неизведанного. Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей истории к использованию инновационных технологий в профессиональной деятельности. Рассмотрены компоненты готовности к реализации инновационных технологий, критерии и показатели сформированности компонентов. На основе критериев и показателей выделены уровни готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий обучения. С целью повышения уровня готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий в обучении был разработан комплекс мероприятий. Были предложены сценарии проведения проблемной лекции, семинара, тренинга, деловой игры, творческих заданий, и иные задания с использованием современных инновационных технологий обучения. В статье описан ряд условий эффективного формирования готовности будущего учителя истории к реализации инновационных технологий обучения. В исследовании приняли участие студенты Института истории и права КГУ им. К.Э. Циолковского. Сравнительный анализ полученных результатов в ходе констатирующего и контрольного экспериментов позволили выявить позитивную динамику в уровне сформированности готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий обучения.

Ключевые слова: инновационные технологии обучения, готовность, будущий учитель, учебно-воспитательный процесс, профессиональная подготовка.

Annotation. Today, a modern teacher is in a state of eternal search, he is looking for new ways to solve certain problems, improves his professional activities. He is ready to master and implement something new, previously unknown. The article is devoted to the problem of preparing future history teachers for the use of innovative technologies in their professional activities. The components of readiness for the implementation of innovative technologies, criteria and indicators of the formation of components are considered. On the basis of criteria and indicators, the levels of readiness of future history teachers for the implementation of innovative teaching technologies are identified. In order to increase the readiness of future history teachers to implement innovative technologies in teaching, a set of measures was developed. Scenarios for conducting a problematic lecture, seminar, training, business game, creative tasks, and other tasks using modern innovative learning technologies were proposed. The article describes a number of conditions for the effective formation of the readiness of a future history teacher to implement innovative teaching

technologies. The study was attended by students of the Institute of History and Law of the KSU. K.E. Tsiolkovsky. A comparative analysis of the results obtained during the ascertaining and control experiments made it possible to identify positive dynamics in the level of formation of the readiness of future history teachers to implement innovative teaching technologies.

Key words: innovative teaching technologies, readiness, future teacher, educational process, professional training.

Введение. Российское образование на данный момент претерпевает определенные изменения, в связи с этим, выдвигаются новые требования к выпускникам педагогических вузов. От будущих педагогов ожидают стремления к саморазвитию, самообразованию, проявления инициативы, творческого подхода к своей профессиональной деятельности. В связи с тем, что общество также динамично меняется, будущему выпускнику необходимо адаптироваться к современным реалиям, чтобы быть более востребованным на рынке труда.

Для повышения уровня качества образования разрабатываются и активно применяются различные инновационные технологии. Данные технологии позволяют модернизировать процесс обучения, помогают обучающимся быстрее усваивать пройденный материал, успешно применять его в дальнейшей деятельности. Педагогу данные технологии позволяют повышать мотивацию учащихся к самостоятельной, творческой деятельности, учить их структурировать свои знания. Также в ходе изучения сущности инновационных технологий и их применения в учебном процессе, педагог сам совершенствует свои личностные качества, такие как: готовность к риску, ответственность, целеустремленность, повышается его мотивация к освоению чего-либо неизведанного. Таким образом, перед высшим учебным заведением встает новая задача -подготовить специалиста, который будет не только иметь общее представление об инновационных технологиях, но и успешно использовать данные технологии в своей педагогической деятельности, а также разрабатывать новые методы, направленные на улучшение процесса обучения.

Изложение основного материала статьи. Инновационная деятельность педагога, внедрение инновационных технологий в процесс обучения являются неотъемлемой частью образовательного процесса, позволяющего быстрее усваивать большой объем информации, формировать у преподавателей и у учащихся способность к исследовательской деятельности, к поиску чего-то нового, неизведанного. Ведь инновационная деятельность подразумевает под собой деятельность, основанную на осмыслении своего собственного практического опыта, развития личностных и профессиональных качеств педагога с целью достижения более высоких результатов педагогической деятельности [5].

В своем исследовании мы решили остановиться на реализации инновационных технологий обучения на уроках истории. Педагог применяет их для того, чтобы учащиеся быстрее усваивали материал для более детального изучения той или иной темы. На уроках истории находят свое применение такие инновационные технологии, как «Case-study, технология проблемного обучения, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, а также определенные приемы: «корзина идей», «загадка», «толстый и тонкий вопрос», «интеллект-карты», «синквейн» и т.д.

Использование инновационных технологий позволяет повысить уровень мотивации учащихся к изучению истории, активизировать деятельность обучающихся на уроках, а также повысить интерес к внедрению инновационных технологий у самого педагога, помочь ему выявить положительные результаты от внедрения инноваций в процессе обучения.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают совокупность личностных и профессиональных качеств, проявляющихся в целенаправленном преобразовании педагогами своей профессиональной деятельности, совершенствовании тех или иных черт своего характера, в освоении современных технологий, методов, средств обучения и воспитания учащихся с целью профессионально-личностного развития и обеспечения повышения качества образования.

О готовности будущего учителя к реализации инновационных технологий мы можем судить на основе сформированности следующих компонентов: мотивационного, когнитивного, процессуального (деятельностного).

1. Мотивационный компонент включает в себя личностное отношение студента-будущего учителя истории к различным новшествам, нововведениям, удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, наличие устойчивого интереса к педагогическим исследованиям, ориентацию на самосовершенствование, желание добиться определенных результатов в инновационной деятельности, способность к риску, инициативу, целеустремленность.

2. Когнитивный компонент составляют знания и представления будущего педагога об инновационных технологиях, владение понятийным аппаратом, осведомленность о собственном инновационном потенциале. Данный компонент также включает способность педагога к рефлексии. Термин «рефлексия» имеет разные значения. В данном исследовании под термином «педагогическая рефлексия» мы понимаем соотнесение себя, возможностей личности с тем, что требует избранная педагогическая профессия. Это внутренние сомнения, обсуждения с собой возникающих в работе вопросов, трудностей, поиск вариантов ответа. Развитая способность к педагогической рефлексии является предпосылкой самосовершенствования учителя, творческого поиска, развития индивидуального стиля педагогической деятельности. На наш взгляд, под высоким уровнем развития педагогической рефлексии следует понимать способность не только к практической, но и теоретической рефлексии, как осмыслению педагогических ценностей, их осознанию и выбору в своей профессиональной деятельности; средний уровень характеризуется осмыслением будущими учителями собственных действий, поступков в педагогических проблемных ситуациях; низкий уровень подразумевает неспособность к серьезному внутреннему самоанализу [1].

3. Процессуальный (деятельностный) компонент включает в себя умения и навыки применения будущими педагогами знаний и представлений об инновационных технологиях в выбранной специальности и о собственном инновационном потенциале в условиях осуществления инновационной деятельности. Данный критерий определяется следующими показателями: наличие необходимых умений для поисковой, исследовательской деятельности, организованность, высокий уровень реализации будущим педагогом в своей практической деятельности инновационных технологий обучения.

На основе критериев и показателей было выделено несколько уровней готовности будущих педагогов к реализации инновационных технологий обучения:

1. Низкий (начальный) уровень - у студента отсутствует интерес к инновационной деятельности или он выражен слабо; отсутствует система знаний об инновационных технологиях, будущий педагог не знаком с понятийным аппаратом данной области; инновационные технологии не находят применения в практической деятельности студента - будущего учителя истории; не сформирован или не проявляется индивидуальный стиль деятельности. Неспособен к серьезному внутреннему самоанализу.

2. Средний уровень - проявление устойчивого интереса к инновационной деятельности, мотивация к саморазвитию, самосовершенствованию; владение категориальным аппаратом в данной сфере; системная реализация инновационных технологий обучения; присутствие индивидуального стиля деятельности у педагога; осмысление будущим учителем собственных действий, поступков в педагогических проблемных ситуациях.

3. Высокий уровень - высокая мотивация к поиску и усвоению новшеств, к саморазвитию, проявление творческих способностей, критического мышления; студент - будущий учитель истории свободно оперирует знаниями в области

инновационной деятельности, успешно применяет их на практике. Владеет способностью к рефлексии своей деятельности, осуществляет анализ проведенной работы, вносит корректировки в дальнейшую практическую деятельность [3].

Определив компоненты готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий обучения и примерные уровни сформированности готовности будущих учителей к внедрению инновационных технологий, мы смогли использовать их при проведении экспериментальной части нашего исследования.

Экспериментальная часть нашего исследования была проведена на базе Института истории и права Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

В исследовании участвовали 42 студента 3 курса - 22 студента (экспериментальная группа) и 20 студентов (контрольная группа). Эксперимент проводился в три этапа:

- определение начального уровня сформированности параметров или факторов, подлежащих отслеживанию в эксперименте;

- реализация выделенных условий с целью улучшения исследуемых показателей и характеристик;

- сбор и регистрация (измерения, описание, оценки) всех конечных показателей проведенного исследования.

Для выявления начального уровня сформированности готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий обучения в экспериментальной и контрольной группах был проведен комплекс диагностических методик.

Изучение мотивационной направленности личности показало, что среди 42 опрошенных у 14% студентов высокий уровень сформированности исследуемой готовности; у 77% - средний уровень; ответы 9% студентов свидетельствовали о низком уровне сформированности у студентов готовности к реализации инновационной деятельности.

Наблюдение за студентами на лекционных, практических занятиях, беседы с будущими педагогами помогли выявить сформированность когнитивного компонента готовности будущего учителя истории к реализации инновационных технологий обучения. У студентов экспериментальной и контрольной групп были выявлены несистематические, поверхностные знания в области инновационной педагогической деятельности, студенты недостаточно владеют понятийным аппаратом в области инноватики, дают поверхностные характеристики инновационным технологиям. В большинстве своем, студенты могут рассказать лишь об 1-2 инновационных технологий, применяемых в обучении, кратко раскрывают их сущность и не предполагают, как можно применить некоторые технологии в своей практической деятельности.

В ходе анализа результатов по когнитивному компоненту было выявлено, что студенты испытывают трудности в систематизации знаний в области инновационной деятельности, не в полном объеме осведомлены о сущности инновационных технологий, испытывают затруднения при рефлексии от внедрения инновационных технологий.

Результаты наблюдения позволили выявить то, что высоким уровнем сформированности когнитивного компонента готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий в обучении не обладает ни один из студентов; на среднем уровне находятся 68% и у 32% выявлен низкий уровень сформированности когнитивного компонента.

Для диагностики деятельностного компонента готовности к инновационной деятельности была использована диагностическая карта "Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности" (автор В.А. Сластенин), которая позволяет педагогу представить свои действия по внедрению и продвижению новшества [4].

По результатам диагностики данного компонента можно определить следующее проблемное поле: не у всех студентов - будущих педагогов сформированы на достаточном уровне умения анализировать ситуацию внедрения новшества, прогнозировать свои действия и находить оптимальный выход из сложившейся ситуации, аргументировать свой выбор.

После проведения всех диагностических методик результаты были проанализированы, а у участников эксперимента -будущих учителей истории была выявлена степень сформированности готовности к реализации инновационных технологий обучения.

У 14% испытуемых наблюдается высокий уровень готовности; у 68% выявлен средний уровень; 18% имеют низкий уровень сформированности готовности к реализации инновационных технологий обучения.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента дали понять, что готовность к использованию будущими учителями инновационных технологий находится на низком и среднем уровне. Исходя из полученных данных первичной диагностики, для повышения уровня готовности был разработан комплекс определенных мероприятий.

Мероприятия, проводимые с целью повысить уровень готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий обучения:

1) Лекции базовой (инвариантной) части как теоретической составляющей данной дисциплины включают темы, касающиеся нормативно-правовых, программно-методических и организационных, психолого-педагогических и иных основ деятельности учителя истории, обществознания и права [2].

2) Семинары, направленные на обсуждение докладов, эссе, рефератов, проектов по изученным темам. Они могут проходить в форме мозгового штурма, круглого стола, диспутов, в том числе с участием приглашенных специалистов из образовательных, общественных организаций, представителей органов власти.

В процессе семинарских занятий обучающиеся занимаются методическим моделированием приемов, форм и средств обучения, в ходе деловых игр апробируют собственные разработки. Практикумы предполагают наблюдение и обсуждение на базе образовательного учреждения видов деятельности учителей истории, обществознания и права.

3) Тренинги, деловые игры и иные формы работы, помогающие студентам - будущим педагогам применять полученные знания в области инновационных технологий на практике.

В процессе практической деятельности по подготовке будущих учителей истории к реализации инновационных технологий обучения использовались следующие методы: педагогические тренинги, деловые игры, интерактивные методы, проблемное обучение и др. На основе полученных знаний можно успешно сотрудничать со студентами, создать теплую, дружескую обстановку в педагогическом коллективе, что поможет повысить качество образовательно-воспитательного процесса.

Обучение будущих учителей истории сопровождалось различными формами текущего и итогового контроля. Студенты были участниками дискуссий, групповых обсуждений, рефлексии своей деятельности и деятельности однокурсников, привлекались к выполнению различных практических заданий, например к разработке конспекта урока, включающего применение инновационных технологий. Анализ выполненной работы позволил сделать вывод, что комплекс проведенных мероприятий способствует подготовке будущих педагогов к инновационной деятельности, повышению уровня их знаний, умений и навыков в области применения инноваций в педагогической деятельности.

Выводы. Для выявления эффективности формирования готовности будущего учителя истории к реализации инновационных технологий обучения в созданных педагогических условиях было проведено контрольное исследование,

которое состояло в прохождении студентами тех же методик, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты исходной и итоговой диагностики показателей готовности учителей истории к реализации инновационных технологий обучения позволяют судить о положительной динамике в повышении уровней сформированности готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий обучения (рисунок 1).

Высокий уровень

Средний уровень Ншкнн уровень

Рисунок 1. Сравнительная диаграмма уровней сформированности готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий обучения на констатирующем и контрольном этапах

Статистический анализ и обработка полученных данных показали, что внедрение разработанного комплекса мероприятий и соблюдение иных условий позволяет повысить успешность формирования готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий обучения.

Литература:

1. Белкина, В.Н. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция / В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №3. - С. 203-206. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-refleksiya-kak-professionalnaya-kompetentsiya (дата обращения: 20.12.2022)

2. Морозова, О.Ю. Система методической подготовки будущего учителя истории, обществознания и права: опыт, проблемы и тенденции / О.Ю. Морозова // Педагогическое образование в России. - 2014. - №8. - С. 125-131. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-metodicheskoy-podgotovki-buduschego-uchitelya-istorii-obschestvoznaniya-i-prava-opyt-problemy-i-tendentsii. (дата обращения: 20.12.2022)

3. Савина, Н.Н. Критерии сформированности готовности будущих учителей к инновационной деятельности и их показатели / Н.Н. Савина // Вестник евразийской науки. - 2014. - №4. - С. 53-63. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-sformirovannosti-gotovnosti-buduschih-uchiteley-k-innovatsionnoy-deyatelnosti-i-ih-pokazateli (дата обращения: 20.12.2022)

4. Сластенин, В.А. Диагностическая карта «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности / В.А. Сластенин. - Режим доступа: http://shkola300.spb.ru/oer/2017-2020/Metodiki-ocenka-gotovnosti-pedagogov-k-uchastiu-innovacionnoi-deyatelnosti.pdf (дата обращения: 20.12.2022)

5. Шувалова, К.В. Особенности внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс / К.В. Шувалова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - №2. - С. 455-462. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-vnedreniya-pedagogicheskih-innovatsiy-v-obrazovatelnyy-protsess (дата обращения: 20.12.2022)

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Аксёнов Сергей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Катушенко Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭРГОНОМИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье актуализируется проблема эргономизации образовательного пространства ВУЗа посредством развития студенческого олимпиадного движения. Определена специфика педагогической эргономики, эргономического подхода к организации образовательного процесса. Дается обзор российских и зарубежных исследований по эргономизации образования. Охарактеризован потенциал профессионально-личностного развития участников студенческого олимпиадного движения. Студенческая предметная олимпиада по педагогике представлена как инструмент педагогической эргономики. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.