Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириленко А.В.

В статье акцентируется внимание на некоторых аспектах формирования готовности будущих магистров начального образования к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования. На основе обобщения теоретических и практических основ профессиональной подготовки будущих учителей начального образования обосновываются структурные компоненты, критерии и уровни их готовности к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования. Раскрывается важность учета условий инновационной образовательной среды учреждения высшего образования по формированию готовности будущих магистров начального образования к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования. Проанализировано понятие инновационной образовательной среды; творческая реализация в образовательном процессе инновационных технологий, направленных на формирование готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириленко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR INNOVATIVE ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article focuses on some aspects of forming the readiness of future masters of primary education for innovation in an inclusive education environment. On the basis of generalization of theoretical and practical bases of professional training of future teachers of primary education the structural components, criteria and levels of their readiness for innovative activity in the conditions of inclusive education are proved. The article reveals the importance of taking into account the conditions of the innovative educational environment of higher education institutions in order to form the readiness of future masters of primary education for innovative activities in inclusive education. The article analyzes the concept of innovative educational environment; creative implementation of innovative technologies in the educational process aimed at forming the readiness of future primary school teachers for innovative activities in inclusive education. In the context of the innovative strategy of the educational process in higher education institutions, the role of the teacher who provides professional training for the future specialist as a direct carrier of innovative ideas is significantly increasing. Socio-psychological and professional readiness of the teacher for creative activity implies openness, multi-choice, flexibility and dynamism, focuses on the use of various forms of work with students. A teacher can act as an author, developer, researcher, user, and propagandist of new pedagogical technologies and theories. Successful use of pedagogical innovations by a teacher requires modeling and optimizing the processes of creating, assimilating and applying new ideas and technologies. Professional training of future masters of primary education for innovative activities in higher education institutions should begin with the formation of their value attitude to future professional activities, the presence of appropriate motives, individual personal and socio-cultural factors, the formation of personal and scientific-pedagogical Outlook, possession of a complex of scientific and innovative methods, awareness of their professional uniqueness, the desire to transfer experience to others, the ability to integrate scientific knowledge, fluency in at least one foreign language, participation in international research projects aimed at comprehensive understanding of the educational experience. Higher education institutions should create appropriate conditions for training a competent specialist focused on innovation, continuous professional development, which will ensure a high level of competitiveness, productivity of professional activity in the future, and, as a result, career growth and self - realization. Thus, the formation of readiness of future masters of primary education for innovative professional activities becomes possible in the context of targeted, specially organized training in higher education institutions, important aspects of which are: understanding the need to use innovative ideas, innovative methods and technologies of training, the desire to achieve success in innovation; taking into account the innovative educational environment of higher education institutions (availability of appropriate material and educational and methodological base, reflection of ideas on the use of pedagogical innovations in teaching methods); justification of the content, forms, methods and means of professional training of future primary school teachers for innovative activities in inclusive education; creative implementation of innovative technologies in the educational process aimed at forming the readiness of future primary school teachers for innovative activities in inclusive education.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 3. С. 44-52.

УДК 371.134

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кириленко А. В.

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В.И. Вернадского», Ялта, Республика Крым, Россия

E-mail: toni.kirilenko@yandex.ru

В статье акцентируется внимание на некоторых аспектах формирования готовности будущих магистров начального образования к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования. На основе обобщения теоретических и практических основ профессиональной подготовки будущих учителей начального образования обосновываются структурные компоненты, критерии и уровни их готовности к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования. Раскрывается важность учета условий инновационной образовательной среды учреждения высшего образования по формированию готовности будущих магистров начального образования к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования. Проанализировано понятие инновационной образовательной среды; творческая реализация в образовательном процессе инновационных технологий, направленных на формирование готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, будущие учителя начальных классов, инклюзивное образование, профессиональная подготовка, творческое саморазвитие, инновационная образовательная среда.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития общества характеризуется динамическими инновационными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности человечества, в том числе и образовании. Стратегические направления инновационных преобразований в области образования определены в Законах Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании» (2012), доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 (2000), Национальном проекте «Образование» в Российской Федерации, утвержденный на 2018-2024 годы (2018); Концепции поддержки развития педагогического образования (2014), Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Образования (2018) и других нормативных документах.

Сегодня в системе высшего образования России наблюдается тенденция к усилению инновационности в сфере подготовки педагогических кадров, в частности будущих учителей начальных классов, способных работать в условиях инклюзивного образования. Ведь развитие научно-технического прогресса, глобализация и быстротечность изменений современного общества требует новой генерации специалистов, которые способны быстро усваивать и эффективно

44

использовать последние достижения науки и техники, неустанно и стремительно развиваются; умеют решать нестандартные проблемы, возникающие в процессе их профессиональной деятельности, и совершенствовать свои профессиональные качества.

Современные учебные заведения нуждаются в специалисте, который не только ориентируется в образовательных инновациях, но и применяет их в своей работе, способен к самореализации и самостоятельному инновационному поиску, имеет высокий уровень готовности к инновационной деятельности, умеет генерировать оригинальные и эффективные для общества и современной школы идеи, принимать оптимальные решения в нетипичных условиях, креативно мыслить и действовать.

Формирование готовности будущих учителей начальных классов к инновационной профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования становится возможным в условиях осуществления целенаправленной, специально организованной подготовки в учреждениях высшего образования. Однако существует реальное противоречие: с одной стороны, есть законодательная и научная база относительно инновационных подходов к решению проблем современного инклюзивного образования, с другой, - этот процесс тормозится недостаточностью подготовки будущих специалистов к созданию и внедрению инноваций в инклюзивный образовательный процесс. Поэтому формирование готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования является актуальной проблемой современности и имеет важное педагогическое и социальное значение.

Среди направлений исследований образовательной инноватики, разрабатываемых отечественными и зарубежными учеными, выделяются следующие: сущность инноваций (К. Ангеловски, М. В. Грачева, П. Лелони и др.); история возникновения нововведений и обобщение отечественного и мирового педагогического опыта инновационного направления в высшей школе (Б. Ц. Бадмаев, С. Л. Братченко, М. С. Бургин, В. Я. Ляудис и др.); подготовка педагогических кадров к внедрению новшеств, формирование готовности к будущей инновационной деятельности (В. И. Журавлев, И. Ф. Исаев, Т. Ю. Коровина, В. С. Лазарев, В. П. Ларина, Л. С. Подымова, М. И. Поташник, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, О. Г. Хомерики, Р. Х. Шакуров, Т. И. Шамова, Ф. М. Юсупов, Н. И. Юсуфбекова и др.).

Различным аспектам профессиональной подготовки педагогических кадров к проектированию, созданию инновационных педагогических технологий посвящены исследования Б. С. Гершунского, Ж. Аллака, А. Г. Каспаржака, В. Е. Шукшунова, М. В. Кларина, А. А. Реана, А. А. Барановой и др. Впрочем, несмотря на многоаспектность исследований, проблема профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования недостаточно исследована в теоретико-методологическом и методическом аспектах.

Цель статьи: на основе обобщения теоретических и практических основ профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов обосновать

45

структурные компоненты, критерии и уровни их готовности к инновационной деятельности.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

На современном этапе развития цивилизации особую роль играет инновационный потенциал общества, что обуславливает потребность в людях, способных системно мыслить, создавать принципиально новые идеи в различных отраслях знаний. Инновации в образовании - процесс создания, внедрения и распространения в образовательной практике новых идей, средств, педагогических и управленческих технологий, в результате которых повышаются показатели (уровни) достижений структурных компонентов образования, происходит переход системы к качественно иному состоянию [1, с. 39]. Как показывает опыт, инновационная деятельность является важной составляющей современных реформ в образовании и одним из существенных факторов перехода к модели инновационного развития Российской Федерации в целом.

Сегодня учреждение высшего образования выступает генератором идей, моделей педагогической деятельности, инициатором и проводником инновационных процессов в образовательном пространстве, в том числе и в инклюзивном. Заметим, что профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в условиях университета будет соответствовать современному уровню тогда, когда содержание, формы и методы профессиональной, методической и психолого-педагогической подготовки будут сориентированы на формирование «инновационного специалиста». Это обеспечивается взаимосвязью учебно-познавательной, научной, поисково-исследовательской и практической подготовки будущих педагогов.

Уместно отметить, что одним из требований к инновационности в системе инклюзивного образования является формирование инновационной образовательной среды. Под «образовательной инновационной средой» подразумевается учебная среда, которая строится на принципах кооперации учебной деятельности как равноправного взаимодействия студентов в небольших группах, объединяемых для решения общей задачи и совместными усилиями достигающих взаимного согласия [2, с. 20].

Инновационная образовательная среда - это комплекс взаимосвязанных условий, которые обеспечивают образование человека, формирование личности педагога с инновационно-творческим мышлением, его профессиональную компетентность [3, с. 56]. Инновационная образовательная среда - это педагогически целесообразно организованное пространство жизнедеятельности, который способствует развитию инновационного ресурса личности; интегрированное средство накопления и реализации инновационного потенциала учебного заведения [3]. Отмечается, что главная миссия такой среды заключается в генерировании инновационных потоков и наращивании инновационного потенциала каждого учебного заведения и системы в целом, сохранения и локальных, и административных новаций [4, с. 38].

46

Оценка эффективности образовательной инновационной среды осуществляется по различным показателям с учетом структуры данного феномена. Выделяют следующие параметры:

• результативность деятельности учебного заведения (уровень знаний и общекультурного развития студентов;

• степень привлекательности образовательного учреждения и образовательных услуг;

• степень усвоения новых технологий, программ, методик; взаимодействие с вузами;

• комфортность (эстетика среды, санитарно-гигиеническое, физиологическое обоснование режима работы;

• наличие ситуации выбора содержания, форм образования; социально-психологический микроклимат);

• обеспеченность учебной деятельности (учебно-материальное оборудование, уровень организационно-функциональной обеспеченности);

• характеристика кадрового потенциала;

• уровень и характер управленческой деятельности [5].

Стоит отметить, что до сих пор нет четко определенных структурных компонентов инновационной образовательной среды.

Но важно то, что ученые, изучая компоненты инновационной образовательной среды, определяют личность как важнейший его элемент, как сложную и открытую систему, которая постоянно саморазвивается.

В контексте инновационной стратегии учебно-воспитательного процесса в учреждениях высшего образования существенно возрастает роль преподавателя, обеспечивающего профессиональную подготовку будущего специалиста как непосредственного носителя новаторских идей. Социально-психологическая и профессиональная готовность преподавателя к творческой деятельности предполагает открытость, многовариантность, гибкость и динамизм, ориентирует на использование разнообразных форм работы со студентами. Преподаватель может выступать как автор, разработчик, исследователь, пользователь и пропагандист новых педагогических технологий и теорий [6, с. 3-4]. Успешное использование преподавателем педагогических инноваций требует моделирования и оптимизации процессов создания, усвоения и применения новых идей и технологий.

Этап создания педагогических инноваций включает: определение нового в системе педагогических инноваций; описание, объяснение сущности педагогического новшества; определение совокупности объективных и субъективных условий для оптимальной реализации новых идей; сопоставление предлагаемого нового с принятыми критериями педагогических инноваций; локальное использование педагогической инновации и ее экспертная оценка. В работе преподавателя заведения высшего образования эффективными являются следующие формы работы:

• посещение открытой лекции преподавателя, который использует передовые технологии обучения, с последующим анализом;

47

• сообщение преподавателем о педагогической находке, новых приемах и способах работы на заседании научно-методического семинара;

• использование записанных на видео лекций, практических занятий, которые проводили преподаватели - инициаторы введения нового в процессе профессиональной подготовки специалистов;

• выступления преподавателя об опыте работы коллег на основе посещения занятий, бесед, наблюдений;

• работа над учебными пособиями, диссертациями, монографиями с анализом педагогических инноваций.

Необходимо отметить, что особенности понятия «инновационная деятельность» раскрываются не только через аспекты обновления традиционной системы обучения, а через характеристику индивидуального стиля деятельности педагога-новатора. Педагог, подготовленный к инновационной профессиональной деятельности, обладает такими профессиональными и личностными качествами, как: осознание целей образовательной деятельности в контексте актуальных педагогических проблем; осмысленная в контексте современности педагогическая позиция, умение в соответствии с нововведениями в науке и практике по-новому формулировать образовательные цели по предмету, определенной методике, достигать и оптимально переосмысливать их во время обучения; способность выстраивать целостную образовательную программу обучения и воспитания, которая учитывала бы индивидуальный подход к детям, образовательные стандарты, новые педагогические ориентиры; умелое сочетание учителем реальных условий с требованиями личностно ориентированного образования, корректировки образовательного процесса по критериям инновационной деятельности; способность видеть индивидуальные способности детей и обучать в соответствии с их особенностями; умение продуктивно, нестандартно организовать образовательный процесс, обеспечивая развитие творчества учащихся через использование инновационных технологий; применение форм и методов инновационного обучения, которое предполагает учет личного опыта и мотивов воспитанников; умение анализировать изменения в образовательной деятельности.

Инновационную деятельность рассматривают как процесс «внесения новых элементов в традиционную систему, создание и использование интеллектуального продукта, реализации новых оригинальных идей в форме готового товара (услуги) на рынке; инновационная образовательная деятельность соответственно является процессом внесения качественно новых элементов в образование» [7, с. 49].

В свете новых требований к личности выпускника учреждения высшего образования приоритетными должны быть следующие качества: компетентность, инновационность, мобильность, индивидуальность, созидание.

В педагогической литературе понятие «профессиональная готовность» имеет несколько значений. Наиболее распространенным является толкование: организовывать что-то; научить тому, что необходимо; дать необходимые знания.

Понимание понятия «готовность» у многих исследователей зависит от основных методологических парадигм и теоретических подходов. Она рассматривается как готовность на функциональном уровне и определяется как

48

особое психическое состояние, целостное проявление личности [8, с. 60]. Современные исследователи характеризуют готовность и как состояние, и как интегративное качество личности. Ученые утверждают, что состояние готовности является «настроением» - приспособлением возможностей личности для успешных действий [9]. В. Сластенин рассматривает профессиональную готовность как сложный синтез взаимосвязанных структурных компонентов: психологическая готовность (сформированная направленность на педагогическую деятельность, установка на работу в школе); научно-теоретическая готовность (наличие необходимого объема педагогических, психологических, социальных знаний, необходимых для компетентной педагогической деятельности); практическая готовность (наличие сформированных на должном уровне профессиональных знаний и умений); психофизиологическая готовность (наличие соответствующих предпосылок для овладения педагогической деятельностью, сформированность профессионально значимых качеств); физическая, определяется готовностью к деятельности как интегрированное системой свойств и отношений образования личности, характеризующей ее выборочную прогнозирующую активность при подготовке и включенную в деятельность [10, с. 129]. Такая готовность возникает в результате определенного опыта человека, который основывается на формировании позитивного отношения к деятельности, осознании мотивов и потребностей в этой деятельности. Готовность к инновационной педагогической деятельности - особое личностное состояние, предполагающее наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии. Готовность к инновационной педагогической деятельности определяется по следующим показателям: осознание потребности внедрения педагогических инноваций на уровне собственной педагогической практики; информированность о новейших педагогических технологиях, знание новаторских методик работы; ориентированность на создание собственных творческих задач, методик, проведение экспериментальной работы; готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности; владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и создания новых [11].

Профессиональная подготовка будущих магистров начального образования к инновационной деятельности в учреждениях высшего образования должна начинаться с формирования в них ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, наличия соответствующих мотивов, индивидуально-личностных и социокультурных факторов, формирование личностного и научно-педагогического мировоззрения, владение комплексом научно-инновационных методов, осознание своей профессиональной неповторимости, желания передачи опыта другим, способности к интеграции научных знаний, свободного владения хотя бы одним иностранным языком, участия в международных научных проектах, целью которых является комплексное всестороннее осмысление образовательного опыта. В заведениях высшего образования должны создаваться соответствующие условия для подготовки

49

компетентного специалиста, ориентированного на инновационную деятельность, постоянное профессиональное развитие, что обеспечит в дальнейшем высокий уровень конкурентоспособности, продуктивности профессиональной деятельности и, как следствие, - карьерный рост и самореализацию.

Участники инновационного процесса, помимо готовности и стремления внедрять новации, должны иметь надлежащую квалификацию для выполнения возложенных на них обязанностей. Как показывает практика, нередко бывает, что педагог может успешно реализовать в учебном процессе требования программы, владеть разнообразными методиками обучения и воспитания, но при этом не испытывать потребности в нововведениях именно из-за отсутствия в структуре личности творческого потенциала. Поэтому необходимым условием эффективной инновационной деятельности является специальная подготовка педагога, осмысление им опыта такой деятельности, внутренняя настроенность на поиск и постижение нового. Объективным процессом целенаправленной подготовки будущих учителей начальных классов к апробации, внедрения педагогических инноваций является их адаптация к обучению в учреждениях высшего образования и формирование мотивации к профессиональной деятельности; использование инновационных методов в процессе изучения дисциплин профессионально ориентированного и практического циклов подготовки, предоставления учебному процесса творческого, инновационного характера; углубление интеграции психолого-педагогических и методических дисциплин; фундаментализация подготовки с учетом специфики деятельности будущих учителей начальных классов; применение в учебном процессе инновационных информационных технологий; использование системного принципа обучения будущих учителей проектированию, созданию и частичной проверки моделей работы в виде общей схемы или плана деятельности.

ВЫВОДЫ

Таким образом, формирование готовности будущих магистров начального образования к инновационной профессиональной деятельности становится возможным в условиях осуществления целенаправленной, специально организованной подготовки в учреждениях высшего образования, важными аспектами которого являются: понимание необходимости использования инновационных идей, инновационных методов и технологий обучения, стремление достичь успеха в инновационной деятельности; учета инновационной образовательной среды учреждения высшего образования (наличие соответствующей материальной и учебно-методической базы, отражение идей по использованию педагогических инноваций в методике преподавания учебных дисциплин); обоснование содержания, форм, методов и средств профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования; творческая реализация в образовательном процессе инновационных технологий, направленных на формирование готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования.

50

Список литературы

1. Ангеловски К. Учителя и инновации / К. Ангеловски. - М.: Просвещение. - 1991. - 159 с.

2. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. - М.: Наука, 1997. - 222 с.

3. Активные формы и методы обучения в вузе. Тез. докл. / под ред. Л. К. Гребенкиной. - Рязань: РГПУ. - 1994. - 180 с.

4. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр. - 1997. - 308 с.

5. Болотов В. А. Реформа педагогического образования / В. А. Болотов, В. Б. Новиков // Педагогика. 1992. - № 7-8. - С. 49-54.

6. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. - 1995. - № 6. - С. 55-62.

7. Дьяченко М. Л. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. Л. Дьяченко, Л. А. Кандибович. - Минск: БГУ. - 1976. - 176 с.

8. Пискарева И. Е. Методы диагностики готовности будущего учителя к инновационной деятельности: Учеб. метод, пособ. / И. Е. Пискарева. - Балтийская Педагогическая Академия; Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова. - 1999. - 60 с.

9. Дудченко B. C. Инновационный метод: новая парадигма науки и практики / В. С. Дудченко // Социологические исследования. - 1996. - № 7. - С. 39-47.

10. Rogers E. M. Diffusion of innovations (4th ed.) / E. M. Rogers. - NY.: Free Press. - 1995. - 341 р.

11. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н. Р. Юсуфбекова. - М.: Педагогика. - 1991. - 91с.

SOME ASPECTS OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR INNOVATIVE ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Kirilenko A. V.

Humanitarian and Pedagogical Academy (filial) V. I. Vernadsky Crimean Federal University Yalta, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: toni.kirilenko@yandex.ru

The article focuses on some aspects of forming the readiness of future masters of primary education for innovation in an inclusive education environment. On the basis of generalization of theoretical and practical bases of professional training of future teachers of primary education the structural components, criteria and levels of their readiness for innovative activity in the conditions of inclusive education are proved. The article reveals the importance of taking into account the conditions of the innovative educational environment of higher education institutions in order to form the readiness of future masters of primary education for innovative activities in inclusive education. The article analyzes the concept of innovative educational environment; creative implementation of innovative technologies in the educational process aimed at forming the readiness of future primary school teachers for innovative activities in inclusive education.

In the context of the innovative strategy of the educational process in higher education institutions, the role of the teacher who provides professional training for the future specialist as a direct carrier of innovative ideas is significantly increasing. Socio-psychological and professional readiness of the teacher for creative activity implies openness, multi-choice, flexibility and dynamism, focuses on the use of various forms of

51

work with students. A teacher can act as an author, developer, researcher, user, and propagandist of new pedagogical technologies and theories. Successful use of pedagogical innovations by a teacher requires modeling and optimizing the processes of creating, assimilating and applying new ideas and technologies. Professional training of future masters of primary education for innovative activities in higher education institutions should begin with the formation of their value attitude to future professional activities, the presence of appropriate motives, individual personal and socio-cultural factors, the formation of personal and scientific-pedagogical Outlook, possession of a complex of scientific and innovative methods, awareness of their professional uniqueness, the desire to transfer experience to others, the ability to integrate scientific knowledge, fluency in at least one foreign language, participation in international research projects aimed at comprehensive understanding of the educational experience. Higher education institutions should create appropriate conditions for training a competent specialist focused on innovation, continuous professional development, which will ensure a high level of competitiveness, productivity of professional activity in the future, and, as a result, career growth and self - realization. Thus, the formation of readiness of future masters of primary education for innovative professional activities becomes possible in the context of targeted, specially organized training in higher education institutions, important aspects of which are: understanding the need to use innovative ideas, innovative methods and technologies of training, the desire to achieve success in innovation; taking into account the innovative educational environment of higher education institutions (availability of appropriate material and educational and methodological base, reflection of ideas on the use of pedagogical innovations in teaching methods); justification of the content, forms, methods and means of professional training of future primary school teachers for innovative activities in inclusive education; creative implementation of innovative technologies in the educational process aimed at forming the readiness of future primary school teachers for innovative activities in inclusive education.

Keywords: innovation, innovative activity, future primary school teachers, inclusive education, professional training, creative self-development, innovative educational environment.

References

1. Angelovski K., Teachers and innovations, 159 p. (Enlightenment, Moscow, 1991).

2. Klarin M.V., Innovations in training: metaphors and models: Analysis of foreign experience, 222 p. (Nauka, Moscow, 1997).

3. Active forms and methods of training in higher education, Thesis of reports, edited by L.K Grebenkina, 180 p. (RSPU, Ryazan, 1994).

4. Slastenin V.A., Podymova L.C., Pedagogy: innovative activity, 308 p. (Master's Degree, Moscow, 1997).

5. Bolotov V.A., Novikov V.B., Reform of pedagogical education, 7-8, 49 (1992).

6. Markova A.K., Psychological criteria and stages of teacher's professionalism, Pedagogy, 6, 55 (1995).

7. D'yachenko M.L, Kandybovich L.A., Psychological problems of readiness for activity, 176 p. (BSU Publishing house, Minsk, 1976).

8. Piskareva I.E., Methods of diagnostics of readiness of the future teacher for innovative activity: Study method, manual, 60 p. (Baltic Pedagogical Academy, Kostroma: KSU named after N. A. Nekrasov, 1999).

9. Dudchenko B.C., Innovative method: a new paradigm of science and practice, Sociol. Res., 7, 39 (1996).

10. Rogers E.M., Diffusion of innovations (4th ed.), 341 p. (Free Press, New York, 1995).

11. Usupbekova N.R., General basics of pedagogical innovation: Experience in developing the theory of innovative processes in education, 91p. (Pedagogy, Moscow, 1991).

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.