Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИНКЛЮЗИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИНКЛЮЗИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРЕНИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL READINESS / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS / INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INNOVATIVE ACTIVITY / TRAINING TECHNOLOGIES / TRAINING / PEDAGOGICAL INTERACTION / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Юлия Валерьевна, Кириленко Антон Владимирович

В статье описаны общие принципы тренинговых технологий как эффективного средства формирования профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в инклюзивной образовательной среде. Использование тренинговых технологий будет способствовать не только совершенствованию процесса профессионального образования будущих специалистов и лучшему усвоению теоретического материала по профессиональным дисциплинам, но и будет предоставлять каждому из них возможности для личностного и профессионального становления. Это, в свою очередь, будет формировать способность успешно решать профессиональные задачи в сфере инклюзии и быть готовым к осуществлению инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глузман Юлия Валерьевна, Кириленко Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE INCLUSIVE FIELD: THE POSSIBILITIES OF TRAINING TECHNOLOGIES

The article describes the General principles of training technologies as an effective means of forming the professional readiness of future primary school teachers for innovation in an inclusive educational environment. The use of training technologies will not only improve the process of professional education of future specialists and better assimilation of theoretical material in professional disciplines, but will also provide each of them with opportunities for personal and professional development. This, in turn, will form a person who is able to successfully solve professional problems in the field of inclusion and be ready to implement innovative activities.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИНКЛЮЗИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Ю. В. Глузман, А. В. Кириленко

УДК: 371.134

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИНКЛЮЗИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

> условиях обеспечения высокого уровня подготовки специалистов в соответствии с мировыми стандартами от современных выпускников вузов требуется сформированность критического мышления, владение комплексом профессиональных и социальных компетенций, профессиональная готовность к инновационной деятельности, в том числе и в инклюзивной образовательной среде.

С момента введения в Российской Федерации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2016 г.) по настоящее время актуальным является вопрос подготовки учителей к обучению младших школьников различных нозологических групп (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.). Все это влечет за собой повышение требований к инновационной деятельности педагогов в сфере инклюзии, расширение их функциональных обязанностей, изменение профессионально значимых и личностных характеристик. Одним из инновационных методов профессиональной подготовки является тренинг, который представляет собой динамическую форму обучения, в ходе которой происходит активное усвоение знаний, умений и навыков, отвечающих требованиям современного образовательного менеджмента.

Вопрос включения тренинга в профессиональное образование будущих педагогов

2020/J-(Ж

рассматривается в исследованиях А. В. Щербакова, А. П. Бостанжи, А. П. Панфилова, Г. М. Коджаспировой [6], В. Е. Каган и др. На необходимость специальной подготовки учителей начальных классов к профессиональной деятельности в инклюзивной школе указывают в своих исследованиях Ш. К. Аким-кожоева [13], З. А. Асланова [1], Ю. В. Глуз-ман [3], О. А. Денисова, О. Л. Леханова, В. Н. По-никарова, Т. В. Гудина [4], М. М. Эсенгулова [13], Л. П. Феталиева [11].

Такие ученые, как А. С. Абулгатина, А. А. Ибрагимова, С. Н. Испулова, Е. В. Ерёменко [5], И. В. Рудин, Н. А. Мёдова, А. И. Сергеева [8], предлагают различные активные методы и технологии в формировании инклюзивной компетентности будущих учителей начальных классов. Однако вне зоны исследовательских интересов остается проблема использования тренинговых технологий в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в инклюзивной образовательной среде.

Цель статьи - раскрыть сущность тренин-говых технологий как эффективного средства формирования профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в инклюзивной образовательной среде.

Как показал анализ зарубежной и отечественной научной литературы, на необходимость формирования инклюзивной компетентности учителей указывают исследователи различных стран: И. А. Турченко, В. В. Хит-рюк [12] (Беларусь), J. Mazgon, K. Jeznik, K. S. Ermenc (Словения и Сербия), Z. Movke-baieva, I. Oralkanova, E. Uaidullakyzy (Казахстан), N. S. Baldiris (Испания), P. Zervas (Греция), G. R. Fabregat, D. G. Sampson (Австралия), M. R. Shaila (Саудовская Аравия) и др. Во всех исследованиях акцент ставится на необходимости целенаправленной подготовки специалистов к инновациям в инклюзивной образовательной среде.

В Российской Федерации необходимость формирования учителя новой формации для работы с детьми, имеющими инвалидность или ограниченные возможности здоровья,

обозначена во ФГОС ВО 3++ 44.03.01 Педагогическое образование (2018 г.) [10]. В частности, требования предъявлены к содержанию общепрофессиональных компетенций:

ОПК-3 способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

ОПК-6 способен проектировать и использовать психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Важно отметить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (2013) также ориентирован на необходимость выполнения следующих трудовых действий в инклюзивной образовательной среде:

- использование и апробация специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями;

- освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей;

- планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или обучающихся с особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования [7].

Для успешного введения в инклюзивную практику различных инноваций и для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Сегодня все большую популярность набирает такой метод обучения будущих педагогов, как тренинг. Анализ научных литературных источников свидетельствует о том, что ученые, педагоги и исследователи образовательных инноваций признают тренинговые технологии одним из действенных средств подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности [9].

В педагогическом словаре научная дефиниция «тренинг» рассматривается как форма интерактивного обучения, целью которого является развитие межличностного и профессионального поведения. Тренинг имеет свои «атрибуты». К ним относятся тренинговая группа; тренинговый круг; специально оборудованное помещение и принадлежности для тренинга (флипчарт, маркеры); тренер; правила группы; атмосфера взаимодействия и общения; интерактивные методы обучения; структура тренингового занятия; оценка эффективности тренинга [6].

Выделяют несколько парадигм толкования обозначенного понятия: тренинг как своеобразная форма дрессуры; тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование умений и навыков эффективного поведения; тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков; тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем [1; 2; 8; 9].

Тренинг - это одновременно интересный процесс познания себя и других; общение; эффективная форма овладения знаниями; инструмент для формирования умений и навыков; форма расширения опыта. Как правило, студенты в восторге от тренинговых методов, потому что эти методы делают процесс обу-

чения интересным. Во время тренинговых занятий создаются условия для достижения профессиональной идентичности будущих специалистов, повышения уверенности в себе, развития компетентности и собственного достоинства, осуществляется формирование адекватного образа успешного профессионального будущего с выявлением и актуализацией личностных ресурсов [12].

Тренинговые технологии являются ключевым элементом системы активных методов обучения. Научные исследования свидетельствуют о том, что целью использования тре-нинговых технологий в высших учебных заведениях является формирование специальных умений и навыков студентов на основании уже имеющихся знаний, характеризующих специфику профессиональной деятельности специалиста и определяющих уровень его профессионализма.

Особое значение в контексте нашего исследования приобретает понимание специфики использования тренингов в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в сфере инклюзии, поскольку «именно тренинг позволяет реализовать необходимые условия развития профессионального и личностного самосознания», что является важным для выпускников высшей школы [2]. Во время тренинга создается неформальное, непринужденное общение, которое открывает перед группой множество вариантов развития и решения проблемы. Тренинг обеспечивает комфортное пространство, где происходит активизация активно-познавательной и умственной деятельности будущих специалистов, формирование их профессиональной готовности к инновационной деятельности в инклюзивных классах.

Отметим, что в основе тренингов лежит взаимодействие субъектов образовательного процесса на основе мотивированности и заинтересованности участников этим процессом; искренности, доверия, толерантности, пар -тнерства и сотрудничества. Учитывая особенности тренингов и основываясь на исследованиях ученых, считаем, что именно про-

2020/1-(Ж

ведение учебных тренингов в процессе подготовки магистрантов позволяет не только привлечь их к взаимодействию, но и сформировать соответствующие умения и навыки выстраивать взаимоотношения, создавать доброжелательную атмосферу. Содержание тренингов должно быть направлено на выработку навыков у будущих педагогов вступать во взаимодействие в инклюзивной образовательной среде с субъектами педагогической деятельности, тактично и целенаправленно вести с ними беседу, учитывать их интересы и потребности, понимать мотивы поступков и поведения, находить к ним индивидуальный подход, прогнозировать их развитие, результаты работы. Основными формами работы, которые можно использовать в ходе проведения тренинга, могут быть информационное сообщение, мини-лекции, мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, групповая дискуссия (круглый стол, заседание экспертной группы, форум) и т. п. [1].

Соглашаемся с пониманием этой педагогической инновации другими исследователями, определяющими тренинг как метод игрового моделирования педагогических, учебных, профессиональных, жизненных ситуаций с целью развития профессиональной компетентности, формирования и совершенствования различных профессиональных и личностных качеств, умений и навыков будущего специалиста, повышения адекватности самосознания и поведения путем включения студентов в тренинговую ситуацию в роли участников и зрителей [9].

Наиболее актуальными тренингами для подготовки педагогов инклюзивного образования являются тренинг тайм-менеджмента, тренинг целеполагания, тренинг управления конфликтом, тренинг уверенности в себе, тренинг командообразования [1, с. 224].

Сосредоточение внимания на очерченных аспектах позволяет рассматривать тре-нинговые технологии как средство профессиональной подготовки. Использование тре-нинговых технологий в профессиональной подготовке будущих учителей начальных инклюзивных классов предусматривает реше-

ние определенных задач и формирование необходимых качеств, а именно: формирование умений вербализовать собственные чувства, мысли, идеи, конкретизировать желания и стремления в контексте профессионального роста для более точного понимания своего собственного «Я» и «Я» других, определить личностные барьеры общения в учебно-тре-нинговой и профессионально-ориентированной ситуации; приобретение личностного профессионального опыта путем использования обратной связи как классического механизма обучения в группах тренинга [2]. Полученная информация на основе межличностного взаимодействия позволяет магистрантам проанализировать и оценить деятельность одногруппников, адекватно воспринимать и дифференцировать собственные представления о себе как будущем учителе, определить оптимальные способы решения сложных или традиционных педагогических ситуаций в сфере инклюзии. Участие магистрантов в учебных тренингах профессиональной направленности позволяет осознать и понять целесообразность использования тех или иных знаний по различным профессионально -ориентированным дисциплинам в моделируемых тренинговых ситуациях, формирующих педагогический опыт.

Важно отметить, что работа в группе тренинга станет эффективной только тогда, когда будут задействованы как эмоциональные (восприятие своих чувств и их прямое отражение), так и когнитивные (осознание и категоризация полученного профессионального опыта) механизмы. Поэтому активное участие каждого магистранта в учебных тренингах профессионального направления будет способствовать переживанию будущими педагогами чувств принадлежности к педагогическому сообществу, что обусловливает динамику профессиональной идентификации. Поэтому одной из важнейших задач преподавателя во время проведения учебного тренинга является обеспечение сплоченности группы и создание среди студентов восприимчивого климата, а не конкурентоспособных ситуаций [2].

Как показывает опыт, часто студенты сомеваются в своих способностях быть высококвалифицированным педагогом, особенно в инклюзивных классах. Поэтому участие в обучающих тренингах становится «производственной площадкой» для апробации эффективности собственных профессиональных действий, приобретения практического опыта решения сложных педагогических ситуаций, проведения сравнительного анализа собственной деятельности и деятельности других участников тренинга, чтобы развить позитивное представление о себе как компетентном будущем педагоге, готовом работать в инновационных условиях. Студенты, которые во время тренинга осознают эффективность, правильность, оптимальность и значимость своих педагогических действий, будут стремиться закрепить эти достижения и инициировать креативный подход к учебной деятельности.

Анализ тренинговых программ показал, что наиболее эффективными считаются такие тренинги, как тренинг «Понимание инвалидности и принятие ребенка с инвалидностью в общеобразовательной школе» и «Инклюзивное образование: школа для всех и каждого», базовый тренинг «Дети должны учиться вместе», семинар-тренинг «Навигатор педагога в инклюзивном образовании», психологический тренинг «Формирование инклюзивной культуры» и др. К примеру, со студентами может быть проведено тренинговое занятие на тему «Равные права - равные возможности». Задача такого тренинга будет заключаться в формировании ценностных ориентаций, направленных на профессиональную инновационную деятельность специалистов в инклюзивном образовании; содействии осознанию участниками своего творческого потенциала и креативности, преодолении стереотипов и барьеров в работе с детьми-инвалидами.

Студенты смогут на таком занятии отработать навыки критического мышления; решения педагогических проблем, связанных с реализацией адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования; выработать умение активно слушать и наблюдать; формировать

собственное мнение и принимать решения; умение использовать специальные подходы и инклюзивные технологии в целях интеграции всех младших школьников в образовательный процесс; быть толерантным в процессе коммуникации; уметь решать конфликтные ситуации; организовывать процесс взаимодействия на принципах равенства и толерантности, творчества и инновационности.

Итак, можно сделать вывод о том, что использование тренинговых технологий в профессиональной подготовке магистров начального образования к инновационной деятельности в сфере инклюзии будет способствовать не только совершенствованию процесса профессионального образования будущих специалистов и лучшему усвоению теоретического материала по профессионально-ориентированным дисциплинам, но и будет предоставлять каждому из них возможности для личностного и профессионального становления.

АННОТАЦИЯ

В статье описаны общие принципы тренинговых технологий как эффективного средства формирования профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в инклюзивной образовательной среде. Использование тренинговых технологий будет способствовать не только совершенствованию процесса профессионального образования будущих специалистов и лучшему усвоению теоретического материала по профессиональным дисциплинам, но и будет предоставлять каждому из них возможности для личностного и профессионального становления. Это, в свою очередь, будет формировать способность успешно решать профессиональные задачи в сфере инклюзии и быть готовым к осуществлению инновационной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная готовность, будущие учителя начальных классов, инклюзивная образовательная среда, инновационная деятельность, тренинговые технологии, тренинг, педагогическое взаимодействие, сотрудничество.

SUMMARY

The article describes the General principles of training technologies as an effective means of

2020/J-(Ж

forming the professional readiness of future primary school teachers for innovation in an inclusive educational environment. The use of training technologies will not only improve the process of professional education of future specialists and better assimilation of theoretical material in professional disciplines, but will also provide each of them with opportunities for personal and professional development. This, in turn, will form a person who is able to successfully solve professional problems in the field of inclusion and be ready to implement innovative activities.

Key words: professional training, profess-sional readiness, future primary school teachers, inclusive educational environment, innovative activity, training technologies, training, pedagogical interaction, cooperation.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абулгатина А. С. Тренинг как средство формирования профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образования // Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. -С. 222-234.

2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга психотехники: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2000. - 224 с.

3. Глузман Ю. В. Формирование инклюзивной компетентности обучающихся в рамках реализации магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования» // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2018. - N° 2. - С. 52-56

4. Денисова О. А., Леханова О. Л., Пони-карова В. Н., Гудина Т. В. Особенности подготовки педагогических кадров, осуществляющих инклюзивную практику // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 4 (97). - С. 222-233.

5. Испулова С. Н., Ерёменко Е. В., Ибрагимова А. А. Модель подготовки учителя к деятельности в условиях инклюзивного образования // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов IV Между-

народной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория и практика». - Орехово-Зуево: изд-во: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2019. - С. 154-160.

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров АЮ. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на/Д.: «МарТ», 2005. - 357 с.

7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/01.001 .pdf.

8. Рудин И.В., Мёдова Н.А., Сергеева А. И. Новые подходы к формированию инклюзивно ориентированных компетенций будущих педагогов в условиях высшего учебного заведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. -№ 1 (190). - С. 29-33.

9. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т.: учеб.-метод. пособие. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. -Т. 1 - 816 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++ 44.03.01 Педагогическое образование (2018) [Электронный ресурс]. - URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/M ag/440401_M_3_16032018.pdf

11. Феталиева Л. П. Специальная подготовка учителей начальных классов к профессиональной деятельности в инклюзивной школе // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№ 6 (79). - С. 19-21.

12. Хитрюк В. В. Тренинговые технологии в формировании инклюзивной готовности будущих учителей: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии». - Екатеринбург, 2014. -С. 329-334.

13. Эсенгулова М.М., Акимкожоева Ш.К. Модель подготовки будущих учителей начальных классов к работе с учащимися в ус-

ловиях инклюзивного образования // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. - 2018. - № 2. - С. 69-72.

/шщ

Щ)

А. Р. Ибрагимова, Р. К. Рамазанова

УДК 373.51

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

¡) настоящее время проблема развития социальной компетенции у обучающихся с умственной отсталостью играет важную роль. Для младшего школьника круг взаимодействия представлен совсем по-другому. Ребенок располагает более широкими (мир, страна, государство) и узкими (семья, школа, двор) понятиями. Его социальное взаимодействие определяется тем, насколько он осведомлен о том и другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Особенно остро эта проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, которые изначально «не такие, как все».

С момента введения в Российской Федерации Федерального государственного обра-

зовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 15 от 19 декабря 2014 г., по настоящее время актуальным является вопрос формирования социальных компетенций у младших школьников с умственной отсталостью.

Цель статьи - обосновать психолого-педагогические условия формирования социальных компетенций младших школьников с умственной отсталостью во внеклассной деятельности.

Проблематика социальной компетентности, являясь одной из ведущих тем в общественных науках последних десятилетий, принадлежит к классу междисциплинарных проблем. Проблема развития социальной компетентности детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования. В современных условиях ре перед образованием поставлена задача не просто дать школьникам определенный уровень знаний, умений и навыков развития, но и выработать у них способность и готовность жить в современном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Базой для формирования социальных компетенций являются такие способности:

- анализировать механизмы функционирования социальных институтов общества, определять в них собственное место;

- проектировать стратегию своей жизни с учетом интересов и потребностей других людей;

- продуктивно работать в различных направлениях в группе и команде, выполнять различные роли и функции в коллективе;

- конструктивно решать конфликты, достигать консенсуса, брать на себя ответственность за принятые решения и их выполнение;

- совместно определять цели деятельности, планировать, разрабатывать и реализовы-вать социальные проекты и стратегии действий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.