УДК 371.134:147
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРЕНИНГОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
© 2014
О. И. Шаповал, аспирант
Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого, Черкассы (Украина)
Аннотация: В статье на основе анализа научных источников и эмпирического материала охарактеризована профессиональная направленность использования технологии тренингового обучения в подготовке будущих специалистов по пожарной безопасности в высших учебных заведениях. Указано, что при использовании технологии тренингового обучения материал представляется в профессионально ориентированных учебных комплексах; курсанты/студенты обучаются профессиональным самоорганизации, самоконтролю и т. д.
Ключевые слова: технология тренингового обучения; подготовка будущих специалистов по пожарной безопасности; профессиональная направленность.
Постановка научной проблемы и её значение. Значительное увеличение образовательного сегмента, индивидуализация высшего образования в Украине, позволяющего подготовить специалиста пожарной безопасности, пока не решает проблему подготовки компетентных кадров, способных самостоятельно ставить профессиональные цели и решать профессиональные задачи, выбирая соответствующие средства и технологии их осуществления, проявляя профессиональную компетентность в чрезвычайных ситуациях. Практика показывает, что в условиях существующей системы образования, невозможно сформировать профессиональную активность и инициативность профессионально-практической деятельности будущих специалистов пожарной безопасности.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальностям «Пожарная безопасность» и «Гражданская оборона» обуславливает структурно-содержательную направленность образовательной деятельности специализированных высших учебных заведений, однако выпускники данного образовательного пространства не всегда готовы реализовать себя в практической деятельности в силу частичного отсутствия практических компетенций. Практика показывает, что каждое учебное заведение осуществляет профессиональную подготовку специалистов по пожарной безопасности по-разному, в результате чего на рынок труда приходят специалисты, имеющие стандартные теоретические знания, но разную профессиональную компетенцию практического уровня, что обусловлено отсутствием обоснованных технологий подготовки специалистов. Все это предопределяет стремление преподавателей к поиску путей осуществления профессиональной подготовки, рост инновационных идей и концепций по вопросам профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности в Украине. Изменения в системе образования, происходящие в последнее десятилетие, стимулировали инновационную деятельность высшей школы к внедрению педагогических инноваций. В условиях изменения образовательной парадигмы в системе профессиональной подготовки, ориентированной на рынок труда все большую актуальность приобретает формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов. В рассматриваемом случае - компетентность в проведении работ по обеспечению пожарной безопасности, аварийно-спасательных работ, ликвидации пожаров, стихийных бедствий.
Анализ последних исследований по этой проблеме. К вопросу инновационных технологий обучения обращались как отечественные так и зарубежные ученые (В. Беспалько, В. Головенкин, И. Дычковская, А. Киктенко, Н. Наволокова, И. Никишина, И. Осадченко, Е. Пехота, Л. Пироженко, Е. Пометун, Г. Селевко и др.)
Но, несмотря на значительное количество научных работ относительно описания использования различных технологий обучения, недостаточно описана професси-
ональная направленность использования технологии тренингового обучения в вузах гражданской обороны Украины.
Формулировка цели и задач статьи. Цель статьи -на основе анализа научных источников и эмпирического материала охарактеризовать профессиональную направленность использования технологии тренингового обучения в подготовке будущих специалистов по пожарной безопасности в высших учебных заведениях гражданской обороны Украины.
Изложение основного материала и обоснование полученных результатов исследования. На современном этапе сложилась противоречивая и сложная ситуация в области построения учебного процесса как механизма подготовки квалифицированных кадров в связи с присоединением Украины к Болонскому процессу и переходу к двухуровневому высшему образованию, а также с изменением условий эффективного применения знаний. Получение знаний, как таковых, более не является залогом успешной профессиональной деятельности молодого специалиста. Предполагается, что выходом из этой ситуации может послужить внедрение компетентност-ного подхода, поскольку главным и решающим конкурентным преимуществом выпускника является компетентность в определенной сфере деятельности: современное образование ориентируется на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению. Это, в свою очередь, предполагает создание дидактических и психологических условий, необходимых для того, чтобы обучающийся сумел проявить не только интеллектуальную, познавательную активность, но и социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя, как субъекта обучения. Указанное стимулирует преподавателей в высших учебных заведениях использовать инновационные «педагогические технологии с высоким компетентностным потенциалом, поскольку современные образовательные потребности не могут удовлетворить использование педагогом отдельных технологических приемов: высокоэффективные методики формирования жизненных компетентностей должны строиться на научно-практических основах, которыми педагог осознанно владеет [1]. Так, современная педагогика требует от педагога, прежде всего, «профессиональной компетенции, владения технологией, не смотря на тот факт, что педагогический труд слабо поддается технологизации. Таким образом, профессиональные действия могут рассматриваться как технологические, «производственные»» [2, с. 270-271]. В целом за рубежом современное обучение толкуется как «кnow-how learning» - обучение, чтобы «видеть как»: «проблемное обучение на основе экспериментов и практики, ориентированное на формирование практических навыков и профессиональной компетентности» [3, с. 60].
Специфическая профессиональная деятельность
специалиста по пожарной безопасности, предполагает следующие основные направления в приобретении необходимых знаний:
- технические знания и умения в инженерной области по пожарной безопасности;
- психологическая и оперативно-управленческая компетенция;
- профессиональная мобильность.
Традиционная система обучения в ВУЗах гражданской защиты Украины не обеспечивает в полной мере формирования у каждого специалиста ключевых компетенций. Это объясняется тем, что в образовательном процессе не в полной мере отражены перспективы применения научных знаний в служебной деятельности обучающихся. Вследствие этого рабочие программы учебных дисциплин не содержат конкретных операционных конечных целей обучения и не дают представления о том, каким образом связаны получаемые обучающимися знания с их будущей профессиональной деятельностью.
Устранить указанные недостатки позволяет программно-целевой подход к организации учебного процесса, согласно которому содержание и избранные технологии обучения должны быть ориентированы на систему конечных и индивидуальных целей подготовки специалиста пожарной безопасности [4].
На основе анализа эмпирического материала отметим, что результативность процесса подготовки специалистов пожарной безопасности может быть значительно увеличена, придерживаясь таких педагогических условий:
- ориентирование образовательного процесса на заинтересованность курсантов/студентов в приобретении знаний;
- применение поэтапной организация образовательного процесса в вузе от введения и раскрытия понятий до решения сложных практических профессиональных задач на основе формирования сложных индивидуальных умений и навыков;
- сочетания образовательного процесса в вузе с практической работой с применением новейших технологий обучения.
Учитывая специфику проведения занятий в процессе подготовки будущих специалистов по пожарной безопасности, как свидетельствуют результаты анализа научных источников (В. Бузько, И. Гуриненко, А. Капля, М. Козяр, А. Кришталь, С. Мукомел, К. Пасынчук и др.) и опроса начальников оперативно-караульных отрядов Государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины (опрошено 142 начальника) в выборе технологии обучения главное место определяется тренинговому обучению. Указанное преимущество технологии тренингового обучения объясняется сущностью этой технологии: тренинг (training) - подготовка [3, с. 106]; тренировка, упражнения, приучение, обучение, инструктаж и т. п.; специальный тренировочный режим [5, с. 1265]. Эта характеристика полностью соответствует специфике проведения занятий и в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по пожарной безопасности в вузе, и проведению практических занятий в оперативно-караульных отрядах Государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины.
Е. Брюхов, Л. Мойсеева определяют такие необходимые условия повышения эффективности технологии тренингового обучения:
1. Целостность образовательного процесса при полном выполнении требований взаимообусловленности его свойств и элементов.
2. Совместимость требований при реализации различных способов применения технологии тренингового обучения.
3. Стабильность, доверительность, неразрушимость обратной коммуникативной связи участников тренинга.
4. Динамичность системы технологии тренингового обучения в контексте учебного процесса вуза.
5. Способность к адаптации тренингового занятия при изменяющихся нормативных и технических требованиях учебного процесса профессиональной подготовки.
6. Самообучение всех участников образовательного процесса, реализуемое как целенаправленное преобразование по заданному алгоритму [4].
В целом можно говорить о том, что сущность технологии тренингового обучения состоит в самостоятельном определении обучающимися индивидуальной образовательной траектории, включающей в себя локальную программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей [4].
Опыт использования технологии тренингового обучения в контексте преподавания специальных дисциплин в вузах гражданской обороны Украины позволяет удостовериться в ее преимуществах относительно профессиональной направленности:
1. Материал обучения представляется в законченных самостоятельных, профессионально ориентированных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Лучше всего использовать в процессе тренингов метод проектов, основанный на планировании, организации, разработке и презентации учебных проектов, и метод кейсов, основанный на формировании учебного материала в виде информационного пакета с последующей его обработкой.
2. Курсант/студент работает максимум времени самостоятельно, обучается профессиональному самопланированию, самоорганизации и самоконтролю. Это удачно происходит и в контексте метода проектов, и метода кейсов.
3. Активизируется индивидуальное консультирование и дозированная помощь обучающимся; реализуется дифференцированный подход в обучении. При этом принципы дифференциации и индивидуализации реализуются путем использования педагогической рефлексии каждого этапа занятия: курсанты/ студенты с помощью наводящих от преподавателя вопросов определяют проблемные моменты изучаемого материала, а преподаватель, соответственно, определяет дальнейшие поэтапные учебные действия каждого курсанта/студента.
Таким образом, эффективность образовательного процесса в подготовке специалистов пожарной безопасности должна быть обеспечена применением технологии тренингового обучения. Эта технология реализует индивидуальный подход и учит самостоятельности курсантов/студентов, что должно быть неотъемлемым качеством будущего специалиста пожарной безопасности, работающего в условиях риска и необходимости принятия оптимальных решений в быстро изменяющейся обстановке.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. В результате анализа научных источников и эмпирического материала можно сделать такие выводы относительно профессиональной направленности использования технологии тренингового обучения в подготовке будущих специалистов по пожарной безопасности в высших учебных заведениях: материал обучения представляется в законченных самостоятельных, профессионально ориентированных комплексах; курсант/ студент работает максимум времени самостоятельно, обучаясь профессиональным самопланированию, самоорганизации и самоконтролю; активизируется индивидуальное консультирование и дозированная помощь обучающимся, реализуется дифференцированный подход в обучении.
Считаем, что дальнейшего исследования требует также вопрос об определении уровня профессиональной
подготовки будущих специалистов по пожарной безопасности к применению технологии тренингового обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Соловйов Ю. Шшльна освпа в компетентшсно-ор1ентованому вим1р1 // Ввдкритий урок: розробки, технологи, досвщ «ПЛЕЯДИ» 2004-2008 http://www. pleyady.kiev.ua/index.php?go=Pages&in=view&id=864 osvita-ua.net.
2. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. Содержание образования // Педагогика: учеб. /
Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 261-273.
3. Василюк А.В. Педагопчний словник-лексикон. Англо-укранський. Украшсько-англшський. Шжин: Вид-во НДУ iM. М. Гоголя, 2004. 154 с.
4. Брюхов Е. Н., Моисеева Л. В. Применение технологии модульного обучения для подготовки специалистов пожарной безопасности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/pedll/ped11_12.pdf
5. Великий тлумачний словник сучасно1 украшсько1 мови / Уклад. i голов. ред. В. Т. Бусел. - К. ; 1ртнь : ВТФ «Перун», 2004. - 1440 с.
APPLICATION OF THE USING PROFESSIONAL TECHNOLOGY TRAINING LEARNING OF FUTURE FIRE SAFETY SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2014
O. I. Shapoval, graduate student
Cherkasy National University named after Bogdan Khmelnitsky, Cherkasy (Ukraine)
Annotation: On the basis of analysis of scientific literature and empirical material is characterized by the use of technology professional orientation of the training courses in preparation for future fire safety specialists in higher educational institutions. Indicated that using the training technology training material is presented in a professionally oriented educational complexes; students learn professional self, self-control, etc.
Keywords: technology of the training courses; training of future specialists in fire safety; professional orientation.