Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии как средство подготовки компетентных специалистов'

Современные педагогические технологии как средство подготовки компетентных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2072
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая технология / информационная технология / тренинговая технология / технология проблемного обучения / личностно-ориентированная технология$ pedagogical technology / personal the focused technology. / information technology / training technology / technology of problem training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайдалова Лидия Григорьевна

В статье охарактеризованы современные педагогические технологии – информационная, тренинговая, проблемного обучения, личностно-ориентированная технология. Освещено их влияние на подготовку специалистов в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кайдалова Лидия Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS MEANS OF TRAINING COMPETENT PROFESSIONALS

The article describes a number of modern educational technologies: information, training, problem teaching, and personality-oriented. The author discusses their influence on the training of specialists in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии как средство подготовки компетентных специалистов»

серия Педагогика и психология образования ТТаучный результат

УДК 378.14

СОВРЕМЕННЫЕ

Кайдалова Л. Г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация

В статье охарактеризованы современные педагогические технологии - информационная, тренинговая, проблемного обучения, личностно-ориентированная технология. Освещено их влияние на подготовку специалистов в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: педагогическая технология; информационная технология; тренинговая технология; технология проблемного обучения; личностно-ориентированная технология.

Kaydalova L.G.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS MEANS OF TRAINING COMPETENT PROFESSIONALS

Abstract

The article describes a number of modem educational technologies: information, training, problem teaching, and personality-oriented. The author discusses their influence on the training of specialists in higher educational institutions.

Keywords: pedagogical technology; information technology; training technology; technology of problem training; personal the focused technology.

Постановка проблемы. Современная педагогическая технология представляет собой синтез педагогических достижений, сочетание традиционных, совершенных форм и методов с современными эффективными образовательными инновациями. Педагогическая технология основывается на достижениях психологической, педагогической и общественных наук, передовом педагогическом опыте и др. Внедрение современных педагогических технологий в профессиональную подготовку специалистов в высших учебных заведениях требует дальнейших теоретических и экспериментальных педагогических исследований.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы педагогических технологий касаются исследования Ю. Бабанского, В. Беспалько, В. Боголюбова, М. Кларина, И. Лернера, И. Прокопенка, К. Селевка, Н. Талызиной, И. Харламова, Н. Шестак, Ф. Янушкевича и др.

Целью статьи является освещение теоретико-методических аспектов внедре-ния педагогических технологий в подготовку компетентных специалистов в высших учебных заведениях.

Изложение основного содержания.

Педагогические технологии как основа подготовки специалистов с целью формирования

№2 2014

Кайдалова Л. Г.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

УАУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

компетентностей и качеств предусматривают разработку и внедрение современных методов научной организации педагогического процесса, контроль его качества и диагностику уровня образовательно-профессиональной подготовки. Подготовка специалистов носит опережающий характер, а именно: знания, умения и навыки студентов формируются, исходя не из требований настоящего, а с перспективой на будущее, поскольку, даже совершенные рекомендации и предложения по практической деятельности значительно теряют свою значимость не только на время адаптации молодого специалиста к условиям практической деятельности, но и к моменту его выпуска из учебного заведения.

Педагогическая технология направлена на формирование компетентного специалиста на основе удачного сочетания форм, методов и средств обучения с профессиональной компетентностью и педагогическим мастерством преподавателей.

При выборе педагогической технологии важно учесть способности студентов, особенности конкретных видов профессиональной деятельности будущих специалистов. Педагогические технологии как основа профессиональной подготовки специалистов с целью формирования профессиональных компетенций и качеств предусматривают разработку и внедрение современных методов научной организации педагогического процесса, контроль его качества и диагностику уровня образовательно-профессиональной подготовки.

Внедрение современных образовательных технологий вызывает существенные динамические изменения в преподавательской деятельности, увеличивается роль педагогической культуры преподавателя как субъекта управления в учебном процессе. Эти изменения носят дискретный, циклический характер, тесно связанный с жизненным циклом нововведения и зависят от действия психологических факторов.

Основными факторами для эффективного внедрения современных образова-тельных технологий являются:

- готовность студентов к восприятию современных образовательных технологий;

- положительная мотивация учебной деятельности;

- готовность преподавателей и студентов к творческой, инновационной деятельности;

- оптимальный психологический микроклимат образовательного процесса;

- педагогическое мастерство преподавателей;

- учет особенностей управления высшим учебным заведением.

Практические занятия направлены на формирование компетенций и качеств, закрепление теоретических знаний, формирование умений и навыков через индивидуальное исполнение задач в соответствии с целями.

На практических занятиях студенты овладевают методикой научного исследования, самостоятельного выполнения поставленных задач, решения конкретных производственных ситуаций и др.

Важнейшей задачей практических занятий является формирование практической подготовленности будущих специалистов, которая содержит следующие компоненты: умения и навыки познавательной деятельности; умения и навыки профессиональной деятельности; умения и навыки работы в группе, коммуникативные умения и др.

Среди современных педагогических технологий особое место занимают тренинговые. Тренинг позволяет за короткое время сформировать компетентности, умения, навыки и личностные качества будущего специалиста, которые невозможно сформировать, применяя традиционные формы обучения. Игровой момент занятий, акценты на выполнение практических заданий способствуют мобилизации возможностей и способностей всех участников тренинга.

Внедрение профессиональных тренингов как формы активного обучения, которая предназначенная для формирования комплексных умений и навыков конкретного вида поведения, является эффективным для профессиональной деятельности и профессионального общения будущих специалистов. Это достигается в ходе имитационного моделирования и решения непрерывно усложняющихся профессионально ориентированных ситуаций при педагогической целе-

серия Педагогика и психология образования

26 Кайдалова Л. Г. ТТАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ и

сообразности индивидуальной и групповой деятельности студентов.

Во время тренинга эффективно формируются коммуникативные компетентности, умения и навыки; отрабатываются различные формы поведения; формируется активная жизненная позиция; снимаются барьеры, которые препятствуют общению.

Тренинги в профессиональной подготовке будущих специалистов предоставляют возможности: овладения новыми умениями, навыками и отработки уже ранее приобретенных; открытия в себе и в других людях качеств работать в команде, принимать решения и нести ответственность за них; активизации умственно-познавательной деятельности; формирования навыков межличностного общения.

Использование информационных технологий в учебном процессе существенно меняет роль и место преподавателя и студента в системе «преподаватель - информационная технология обучения - студент». Информационная технология обучения - не только промежуточное звено передачи информации. Изменение средств и методов обучения способствует изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении.

Особенность информационных технологий заключается в том, что мультиме-дийные и интернет-технологии позволяют использовать их как средство обучения, воспитания, интеграции в мировое сообщество, воздействуя на личность, ее профессиональное самоопределение и становление. Информационные технологии повышают мотивацию обучения и стимулируют познавательный интерес, растет эффективность самостоятельной работы.

Важное место в подготовке будущих специалистов занимают технологии проблемного обучения. Технологии проблемного обучения предусматривают такой характер взаимодействия преподавателя и студентов, при котором во время передачи и усвоения учебной информации раскрываются противоречия, создаются проблем-ные ситуации, результатом которых и будет решение познавательной задачи.

Отметим, что целью технологии личност-но ориентированного обучения является гармоничное формирование и всестороннее развитие личности студента, полное раскрытие его творческих сил, обретения собственного «Я», неповторимой индиви-дуальности. Он должен стать субъектом жизнедеятельности, профессиональной деятельности, а не овладеть только определенной совокупностью общенаучных и профессиональных знаний, умений и навыков.

Внедрение технологии личностно ориентированного обучения предполагает изменение форм коммуникации в учебно-воспитательном процессе, приемов и средств коммуникативной деятельности, направленной на формирование у будущих специалистов профессиональных и коммуникативных компетенций.

Дистанционные технологии обучения можно рассматривать как естественный этап эволюции традиционной системы образования от доски с мелом к электронной доске и компьютерным обучающим системам, от книжной библиотеки к электронной, обычной аудитории к виртуальной.

Эффективность дистанционного обучения основана на том, что студенты сами чувствуют необходимость дальнейшего обучения, а не подвергаются внешнему давлению. Они имеют возможность работы с учебными материалами в таком режиме и объеме, который подходит непосредственно им. Эффект в значительной степени зависит и от того, насколько регулярно занимается студент. Последовательное выполнение контрольно-диагностических задач, а также поддержка во всех вопросах преподавателя-координатора обеспечивает планомерное усвоение знаний.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Внедрение педагогических технологий, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать достижению главной цели - подготовке квалифицированного специалиста, который является конкурентоспособным, способным эффективно работать на уровне мировых и европейских стандартов, готов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

серия Педагогика и психология образования

27

Кайдалова Л. Г.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ЛИТЕРАТУРА:

1. Компетенттсний тдхщ у сучаснш освт: св^овий досвщ та украшсьш перспек-тиви: Бiблiотека з ocBiTHboï полiтики / Шд заг. ред. О. В. Овчарук. К.: «К.1.С», 2004. С. 3-21.

2. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. C. 20-22.

REFERENCES:

1. The Competence Approach in Modern Education: International Experience and Ukrainian Prospects: The Library of Educational Policy / Ed. By A.V. Ovcharuk. K.: «K.I.S», 2004. Pp. 3-21.

2. Tatur Yu. G. The Competence in the Structure of the Model of Training a High-skilled Specialist // The Higher Education Today. N. 3 (2004): Pp. 20-22

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

DATA ABOUT THE AUTHORS:

Кайдалова Лидия Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор; Национальный фармацевтический университет, ул. Пушкинская, 53, г. Харьков, 61002, Украина;

E-mail: [email protected]

Kaydalova Lidiya Grigorievna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor National University of Pharmacy 53 Pushkinskaya St., Kharkiv, 61002, Ukraine

E-mail: [email protected]

серия Педагогика и психология образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.