Научная статья на тему 'Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения'

Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / TRADITIONAL TRAINING / ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRAINING TECHNOLOGIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / СТУДЕНТ / STUDENT / ВЫПУСКНИК / GRADUATE / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY APPROACH / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепов Максим Михайлович, Ваганова Ольга Игоревна, Соколов Виктор Алексеевич

В статье освещается влияние тренинговой технологии на формирование профессиональных компетенций студентов. Для этого было выявлено определение понятия «тренинг» как в широком, так и в узком смыслах. В целом принято считать, что это специальная тренировка, обучение чему-либо; термин, который служит для обозначения различных методов, предназначенных для формирования и развития у индивида полезных привычек, умений и навыков. Далее были определены важные составляющие тренинга. Эти компоненты направляются на формирование компетенций студента, на формирование навыков сотрудничества, анализа источников информации, развитие логического мышления, поиск эффективных путей решения образовавшихся проблем. Установлены принципы, которые преподаватель должен соблюдать при проведении занятия рассматриваемого типа. Подробно описана классификация методов работы на тренинге: кейс-задание, деловая игра, ролевая игра, групповая дискуссия, «мозговой штурм». Определена структура тренинга. Тренинговая технология позволяет решить главную задачу компетентностного подхода: развитие творческого мышления и навыков творческой деятельности. Среди преимуществ тренинга как инновационного метода обучения выделена ориентация на постановку вопросов и поиск ответов на них, в то время как традиционные методы обучения нацелены на получение правильного ответа и являются формой передачи и усвоения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепов Максим Михайлович, Ваганова Ольга Игоревна, Соколов Виктор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE GRADUATOR ON THE BASIS OF TRAINING TECHNOLOGY OF TRAINING

The article highlights the influence of training technology on the formation of professional competencies of students. For this purpose, the definition of the concept of "training" was revealed in both broad and narrow senses. In general, it is considered that this is a special training, teaching something; a term that serves to identify various methods designed to form and develop the individual's useful habits, skills and habits. Further important elements of the training were identified. These components are directed to the formation of the student's competencies, the formation of cooperation skills, the analysis of information sources, the development of logical thinking, the search for effective ways to solve the problems that have been formed. The principles that the teacher must adhere to when conducting a class of this type are established. The classification of methods of work at the training is described in detail: case-tasking, business game, role-playing game, group discussion, brainstorming. The structure of the training is defined. The training technology allows to solve the main task of the competence approach: the development of creative thinking and the skills of creative activity. Among the advantages of training as an innovative method of teaching, emphasis is placed on raising questions and seeking answers to them, while traditional methods of instruction are aimed at obtaining the right answer and are a form of transfer and assimilation of knowledge.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения»

учитывать особые правила использования микрофона, окружающую обстановку, систему звукоусиления, ее акустические особенности в различных концертных залах.

Выводы. В заключение следует отметить, что в рамках одной статьи невозможно охватить все особенности подготовки вокалиста к предстоящему выступлению. Преодолению эстрадного волнения способствует, прежде всего, хорошая подготовка к концерту, воспитание у студентов чувства радости от концертного выступления, общения с публикой, мобилизация воли на успешное исполнение произведения. Чтобы достичь состояния оптимальной концертной готовности, необходима специальная подготовка, одной из составляющих которой является аутогенная тренировка, способствующая саморегуляции психического состояния эстрадного вокалиста, самокоррекция чувств, эмоций.

Литература:

1. Далецкий, О. В. Обучение пению: Путь к бельканто. Из опыта педагога: учеб. пособие / О. В. Далецкий. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. дом «ФАИНА», 2011. - 352 с.

2. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие / Ю. А. Цагарелли. - СПб.: Композитор, 2008. - 368 с.

3. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано // А. Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1971. - 279 с.

4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2000. - 368 с.

5. Петрушин В. И. Музыкальная психология : учебное пособие / В. И. Петрушин. - М.: Владос, 1997. - 381 с.

6. Цыпин, Г. М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности / Г. М. Цыпин. - М.: Музыка, 2010. - С. 17

7. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.11. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика / К. Н. Станиславский. - М. -Л.: Искусство, 1948. - 347 с.

8. Станиславский К.Н. Оперная студия Большого театра // К.Н. Станиславский. Мое гражданское служение России: Воспоминания. Статьи. Очерки. Речи. Беседы. Из записных книжек. - М.: Правда, 1990. -С. 252-261.

9. Стражникова Т. И. Приемы и методы формирования готовности будущего эстрадного вокалиста к концертной деятельности в процессе обучения в вузе / Т. И. Стражникова, С. С. Широкова // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: современные проблемы и перспективы регионального образования: матер. 14 Всерос. науч.-практ. конф. - Краснодар, 2015. - С. 229-232

10. Барбан, Е. С. Джазовые портреты. Сто очерков о музыкантах джаза / Е. С. Барбан. - СПб.: Композитор. - Санкт-Петербург, 2006. - 304 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Кутепов Максим Михайлович

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат технических наук, доцент Соколов Виктор Алексеевич

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье освещается влияние тренинговой технологии на формирование профессиональных компетенций студентов. Для этого было выявлено определение понятия «тренинг» как в широком, так и в узком смыслах. В целом принято считать, что это специальная тренировка, обучение чему-либо; термин, который служит для обозначения различных методов, предназначенных для формирования и развития у индивида полезных привычек, умений и навыков. Далее были определены важные составляющие тренинга. Эти компоненты направляются на формирование компетенций студента, на формирование навыков сотрудничества, анализа источников информации, развитие логического мышления, поиск эффективных путей решения образовавшихся проблем. Установлены принципы, которые преподаватель должен соблюдать при проведении занятия рассматриваемого типа. Подробно описана классификация методов работы на тренинге: кейс-задание, деловая игра, ролевая игра, групповая дискуссия, «мозговой штурм». Определена структура тренинга. Тренинговая технология позволяет решить главную задачу компетентностного подхода: развитие творческого мышления и навыков творческой деятельности. Среди преимуществ тренинга как инновационного метода обучения выделена ориентация на постановку вопросов и поиск ответов на них, в то время как традиционные методы обучения нацелены на получение правильного ответа и являются формой передачи и усвоения знаний.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, традиционное обучение, тренинговые технологии, профессиональное обучение, студент, выпускник, деятельностный подход, компетентностный подход.

Annotation. The article highlights the influence of training technology on the formation of professional competencies of students. For this purpose, the definition of the concept of "training" was revealed in both broad and narrow senses. In general, it is considered that this is a special training, teaching something; a term that serves to identify various methods designed to form and develop the individual's useful habits, skills and habits. Further important elements of the training were identified. These components are directed to the formation of the student's competencies, the formation of cooperation skills, the analysis of information sources, the development of logical thinking, the search for effective ways to solve the problems that have been formed. The principles that the teacher must adhere to when conducting a class of this type are established. The classification of methods of work at the training is described in detail: case-tasking, business game, role-playing game, group discussion, brainstorming. The structure of the training is defined. The training technology allows to solve the main task of the competence approach: the development of creative thinking and the skills of creative activity. Among the advantages of training as an innovative method of teaching, emphasis is placed on raising questions and seeking answers to them, while

traditional methods of instruction are aimed at obtaining the right answer and are a form of transfer and assimilation of knowledge.

Keywords: professional competence, traditional training, training technologies, vocational training, student, graduate, activity approach, competence approach.

Введение. Развитие качества образования в российских вузах является приоритетным направлением, которому уделяется много внимания, поскольку именно качественное образование способствует формированию систематического, критического мышления, активизирует позицию студента, развивает способность анализировать ситуации, проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, а главное формирует необходимые студенту компетенции для применения их в будущей профессиональной деятельности. Компетентностный подход определил широкий интерес к использованию в обучении новых форм и методов. Возрастает роль креативности преподавателя. Креативность проявляется в потребности генерировать и апробировать новое самому и заинтересовать своих студентов. Учитывая современные требования образования, выпускник должен уметь самостоятельно вырабатывать алгоритмы решения новых задач. В этом и состоит основа инновационного развития вузов (постоянное обновление и развитие знаний и навыков обучающихся). Поэтому тренинговые технологии, являясь инновационными, действующими на основе методов, отличающихся от традиционных, дают большую продуктивность процессу обучения, на наш взгляд, наиболее подходящий вариант. Возможности тренинговых технологий в рамках компетентностного подхода в процессе обучения студентов все более расширяются со временем, поэтому данная тема актуальна для рассмотрения.

Формулировка цели статьи. Выявить сущность тренинговой технологии в рамках компетентностного подхода.

Изложение основного материала статьи. Компетентностный подход тесно взаимодействует с деятельностным, поскольку современная образовательная парадигма диктует правило, при котором навыки формируются только в процессе деятельности, то есть студенты должны применять свои знания на практике самостоятельно [2]. Другими словами, они должны не только приобрести определенный объем знаний и умений, но и хорошо владеть им, творчески применять его в реальных условиях. В деятельностном подходе развиваются не только компетенции, но и формируется самоактуализирующаяся, ответственная личность [10]. Качество сформированной компетенции характеризуется способом ее формирования. Компетенция формируется только в процессе деятельности и только в условиях максимальной включенности обучающегося [1]. Поэтому тренинг является одним из самых продуктивных современных методов, обеспечивая включенность студентов в процесс обучения [3]. Нельзя игнорировать тот факт, что обучающиеся должны быть мотивированы, и поэтому тренинги предлагают участие в реальных ситуациях, которые могут произойти в сфере будущей профессиональной деятельности, что и заинтересовывает будущих специалистов [5].

В широком смысле тренинг (англ. training) - специальная тренировка, обучение чему-либо; термин, который служит для обозначения различных методов, предназначенных для формирования и развития у индивида полезных привычек, умений и навыков [4]. В качестве обучающего метода тренинг появился в начале XX века в США [6].

В методике обучения тренинг можно считать запланированным процессом модификации знания, навыков и умений. Особенность тренингов состоит в том, что преподаватель создает условия неформального общения, что способствует непринужденности и определенной свободе студентов, поэтому перед обучающимися появляется множество вариантов решения проблемы. Технология тренинга делает процесс более интересным [8].

Отметим отличия традиционного обучения и тренингов. Первое всегда ориентировано на получение правильного ответа и является формой передачи и усвоения знаний, а тренинг ориентирован на постановку вопросов и поиск ответов на них [7]. В отличие от традиционного обучения, тренинговая технология ориентирована на охват всего потенциала обучающегося: уровень и объем его компетентности (социальной, эмоциональной, интеллектуальной), самостоятельность, способность к принятию решений, взаимодействие.

Как и любое другое занятие тренинг имеет цель: приобретение необходимых навыков и опыта для формирования какой-либо компетенции [9].

Тренинг имеет несколько важных компонентов, составляющих: тренинговая группа; тренинговой круг; правила группы; атмосфера взаимодействия; интерактивные методы обучения; структура тренингового занятия; оценка эффективности тренинга [11].

Эти компоненты направляются на формирование компетенций студента, на формирование навыков сотрудничества, анализа источников информации, развитие логического мышления, поиск эффективных путей решения образовавшихся проблем [14].

Проводя тренинговые упражнения преподаватель должен соблюдать несколько принципов: активность; творческая позиция; осознание своего поведения; партнерское общение [13].

Как мы отметили, современное обучение невозможно без компетентностного и деятельностного подходов. А они в свою очередь включают активные методы обучения [12]. Тренинг является одним из ведущих видов активных методов обучения, так как выполняет ряд задач, таких как анализ ситуаций, получение новых знаний и применение их на практике в тот же день, развитие творческого потенциала и умение работать в группе.

Рассмотрим классификацию методов работы на тренинге:

- кейс-задание (постановка проблемной ситуации, которая требует ответа и нахождения решения);

- деловая игра (условия имитации профессиональной деятельности);

- ролевая игра (исполнение студентами определенных ролей для проработки определенной ситуации);

- групповая дискуссия (совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации);

- «мозговой штурм» (высказывание студентами всех возможных мнений и выбор лучшего) [15].

Тренинги дают большой позитивный результат за счет того, что не растягиваются на месяц, а

проводится оперативно, поэтому результаты появляются почти сразу; задействования творческого потенциала студента, не использовавшегося ранее.

Отметим, тренинги, проводимые вузом должны отвечать требованиям потенциальных работодателей.

Для получения большего эффекта от проведения тренинга необходимо сочетание активного включения студентов и дозированное преподнесение информации.

Структура тренинга выглядит следующим образом.

На первой стадии «введение» происходит подготовка студентов к предстоящему изменению в их коммуникативном поведении. На этой стадии есть два этапа (принятие правил тренинга и создание определенного психологического настроя). В группе обязательным образом должна быть создана атмосфера доверия и доброжелательности для развития групповой сплоченности. Преподаватель может использовать различные разминки для студентов по своему усмотрению. Кроме общегрупповых задач, подлежат решению индивидуальные, направленные на активацию внутреннего потенциала студентов с помощью приобретению уверенности в собственной значимости.

Вторая стадия «основное содержание тренинга». На этом этапе происходит стимулирование и развитие коммуникативного сознания. Здесь определяется тема дискуссии, выявляется характер проблем, ориентация на данные элементы студентов; решаются конкретные задачи, студенты овладевают определенным набором знаний, умений и навыков; проводятся дискуссии, игры, индивидуальные и комплексные упражнения, мини-лекции - все это для создания ситуаций рефлексии; упорядочивается и обсуждается информация с помощью мини-лекций; выявляются альтернативы и здесь же оцениваются; подводятся итоги дискуссии; сопоставляются цели занятия и полученные результаты; снимается психологическая нагрузка.

На третьем этапе происходит закрепление приобретенных знаний, умений и навыков, обобщение полученного опыта. Студенты должны провести рефлексию (обменяться впечатлениями, эмоциями, мнениями) [18].

Результаты проведенного тренинга всегда должны быть обсуждены. Преподаватель должен поблагодарить студентов за участие и отметить положительные моменты, сделать замечания в корректной форме. Программа тренинга должна быть рассчитана на каждого студента и вызывать позитивный настрой, мотивируя на дальнейшее изучение дисциплины.

Как показывает практика, формирование профессиональных компетенций и жизненных ориентаций наилучшим образом происходит при нестандартной форме организации занятий [19]. Поэтому тренинг является самым оптимальным вариантом. Основными условиями его реализации являются:

- открытость (благодаря ей в процессе занятия студент буде готов к развитию);

- свобода самовыражения (отсутствие страха перед сокурсниками, преподавателем, проявление волевых усилий для выхода своей внутренней активности);

- активность (ориентация на поиск и самостоятельность, актуализация игровых и творческих ситуаций);

- удовлетворённость деятельностью (эмоциональное удовлетворение и поддержка со стороны преподавателя и сокурсников) [16].

Тренинг реализует основные принципы компетентностного обучения:

- интерактивность форм занятий с применением большого количества методологических приемов, упражнений и задач;

- предоставление возможности каждому из участников тренинга высказать свое мнение [20].

Также стоит сказать, что тренинговая технология позволяет решить главную задачу компетентностного подхода: развитие творческого мышления и навыков творческой деятельности, рассматриваемые дидактически как:

- самостоятельное применение навыков в реальную жизнь для разрешения какой-либо ситуации;

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- комбинирование известных способов действий с новоприобретенными;

- видение новых функций и структуры объекта;

- представление альтернативных решений задачи [17].

Данные положение говорят о том, что тренинг максимально качественно готовит студентов к профессиональной деятельности.

Выводы. Использование тренингов способствует формированию навыков сотрудничества, работы в коллективе, способности принимать самостоятельные решения и адаптации студента в условиях будущей профессиональной деятельности, формирует профессиональные компетенции. Учебно-профессиональные тренинги необходимо рассматривать как форму организации учебно-профессиональной деятельности студентов. Тренинги дают возможность целенаправленного формирования профессиональных компетенций студентов, помогают реализовывать практико-ориентированный подход к обучению.

Рассмотренная нами структура тренинга позволяет говорить о том, какие именно компоненты обеспечивают эффективность данной технологии. Студенты открыты для обучения, могут высказать свое мнение, не боясь жесткого порицания, они открыты для получения новой информации, а условия, которые создает преподаватель в процессе тренинга, готовят студента к решению профессиональных задач.

Литература:

1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

2. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.

3. Алешугина Е.А. Способы отбора лексического содержания профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов в неязыковом вузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2009. 189 с.

4. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 97-99.

5. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.

6. Инженерно-педагогическое образование: Методология, теория, практика: Монография. Под ред. С.М.Марковой. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. - 225 с.

7. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Методы и средства формирования общекультурных компетенций обучающихся вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 175-177.

8. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

9. Колдина М.И., Лапшова А.В. Коммуникативная компетентность педагога в условиях модернизации образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 59-65.

10. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.

11. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.

12. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К.А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. № 2 (15). С. 83-86.

13. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

14. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.

15. Маркова С.М., Наркозиев А.К., Дидактические основы исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 3 (20). - С. 7.

16. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г.Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51.

17. Петров А.Ю. Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе / А.Ю. Петров, М.Н. Булаева, А.А Сиротова // Человек и образование. - 2016. - №4. - С. 134-138.

18. Петров, А. Ю. Управленческо-педагогическая деятельность руководителя профессиональной образовательной организации по повышению качества образования: монография / А. Ю. Петров, Ю. Н. Петров, М. Н. Булаева. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 267 с.

19. Угодчикова Н.Ф., Крюкова Г.К., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Деятельность кафедры иностранных языков как реакция на изменения социально-экономических условий в обществе. Приволжский научный журнал. 2014. № 1 (29). С. 239-243.

20. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the bachelor's programme students // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3469-3475.

Педагогика

УДК 37.017

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Фомина Наталья Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, педагог-психолог Ревина Ирина Ароновна МАОУ «Школа № 42» (г. Нижний Новгород)

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ОСМЫСЛЕНИЯ МИССИИ ПЕДАГОГА

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена «педагог-профессионал», его общественного статуса, личностных качеств и компетенций в историческом ракурсе. Авторы используют интеграцию философского, психологического, историко-педагогического и собственно педагогического знания для понимания современной модели педагога. Методологическим основанием исследования образа педагога явился исторический контекст как сложный комплекс социальных условий возникновения педагогических представлений, понятий и суждений об идеале учителя и его профессиональной подготовке. Определяя феномен понятия «педагог», авторы рассматривают его через уникальность профессиональной деятельности, личностные качества, соответствие общественным ожиданиям и запросам человека.

Ключевые слова: педагог-профессионал, профессиональная компетентность, исторический контекст, историческая парадигма, профессиональная подготовка педагога.

Annotation. The article is devoted to the study of the phenomenon of "teacher-professional", social status, personal qualities and competencies in historical perspective. The authors use the integration of philosophical, psychological, historical and pedagogical knowledge for understanding the modern model of the teacher. The methodological basis of the study of the image of the teacher was the historical context as a complex set of social conditions of occurrence of pedagogical views, perceptions and judgments about teachers and their professional training. Defining phenomenon of the notion of "teacher", the authors examine it through the uniqueness of professional activity, personal qualities, matching public expectations and needs of the person.

Keywords: teacher-professional, professional competence, the historical context, historical paradigm, training teacher.

Введение. Образ педагога в ракурсе развития человеческой цивилизации - это сложный комплекс исторических, философских и практических представлений, понятий и суждений различных слоев населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.