Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джамалханова Лалита Асламбековна, Джамалханова Марина Асламбековна

Анализируется опыт реализации регионального компонента в процессе профессиональной подготовки будущих учителей музыки организациями высшего образования, действующими на территории РФ. Непосредственно перед его рассмотрением демонстрируется ряд характерных особенностей процесса развития России и мира в последние десятилетия. На основании выделенных тенденций доказывается актуальность вопросов, связанных с оптимизацией функционирования региональной составляющей процесса обучения будущих музыкальных педагогов. Далее исследуются некоторые наработки, сделанные руководством и преподавателями ряда отечественных вузов в соответствующем направлении. Внимание при этом концентрируется как на аудиторной работе, так и на различных формах внеаудиторной, практикуемых в учреждениях СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джамалханова Лалита Асламбековна, Джамалханова Марина Асламбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL COMPONENT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE MUSIC TEACHERS

The experience of the future music teachers training process regional component implementation by higher education organizations operating in the Russian Federation territory is analyzed. Immediately before its consideration, some characteristic features of Russia and the world development process in recent decades are demonstrated. Based on the identified trends, the relevance of issues related to the future music teachers learning process regional component optimization is proved. Further, some developments made by some Russian universities management and teachers in the relevant direction are investigated. At the same time, attention is concentrated both on classroom work and on various forms of extracurricular work practiced in these universities.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ»

7. Дедюхина ,О.В. Реализация инновационных форм творческой деятельности педагога-музыканта / О.В. Дедюхина / Тенденции развития науки и образования. - 2020. - №60. - Часть 3. - С. 36-39

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музыкального образования Джамалханова Лалита Асламбековна

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры музыкального образования Джамалханова Марина Асламбековна

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Аннотация. Анализируется опыт реализации регионального компонента в процессе профессиональной подготовки будущих учителей музыки организациями высшего образования, действующими на территории РФ. Непосредственно перед его рассмотрением демонстрируется ряд характерных особенностей процесса развития России и мира в последние десятилетия. На основании выделенных тенденций доказывается актуальность вопросов, связанных с оптимизацией функционирования региональной составляющей процесса обучения будущих музыкальных педагогов. Далее исследуются некоторые наработки, сделанные руководством и преподавателями ряда отечественных вузов в соответствующем направлении. Внимание при этом концентрируется как на аудиторной работе, так и на различных формах внеаудиторной, практикуемых в учреждениях СПО.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка учителей музыки, региональный компонент, студент, преподаватель.

Annotation. The experience of the future music teachers training process regional component implementation by higher education organizations operating in the Russian Federation territory is analyzed. Immediately before its consideration, some characteristic features of Russia and the world development process in recent decades are demonstrated. Based on the identified trends, the relevance of issues related to the future music teachers learning process regional component optimization is proved. Further, some developments made by some Russian universities management and teachers in the relevant direction are investigated. At the same time, attention is concentrated both on classroom work and on various forms of extracurricular work practiced in these universities.

Key words: higher education, professional training of music teachers, regional component, student, teacher.

Введение. Одной из наиболее характерных черт современного этапа развития общества, в т.ч. на территории Российской Федерации, является глобализация [3-4; 9-10; 12; 151. Подобно любым другим процессам соответствующего масштаба она имеет как положительное, так и отрицательное влияние на большинство сфер его жизни.

В ряду негативных последствий глобализации - угроза гибели национальных и региональных культур [2; 5; 7-8; 16; 19]. Таким образом, актуализируется проблема обучения школьников основам региональной культуры, в т.ч. музыкальной.

Эта ситуация, в свою очередь, способствует возрастанию важности вопросов, связанных с реализацией соответствующего компонента в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов [5; 9; 13; 17]. Частичное их раскрытие может быть осуществлено на примере воплощения региональной составляющей процесса обучения будущих профессионалов соответствующего профиля в некоторых педагогических вузах нашей страны.

Последнее составило основной предмет рассмотрения в рамках настоящего исследования.

Изложение основного материала статьи. Педагогический потенциал регионального компонента профессиональной подготовки будущих учителей музыки связан с этнокультурностью, традиционностью и ментальностью региональных общностей, характерными особенностями мировоззрения их представителей [6].

В целом он представляет собой систему, включающую ряд параметров. В их число входят:

- художественно-образная выразительность музыкальной культуры, характерной для конкретного региона;

- специфическая система ценностей, музыкальная и в целом культурная самобытность;

- аспект музыкально-педагогического образования [6; 10; 16].

Характерные для него механизмы педагогического воздействия могут быть реализованы в специально созданных условиях образовательного процесса [3; 9; 12; 17]. Рассмотрим ход реализации таких механизмов на примере ряда отечественных вузов, осуществляющих профессиональную подготовку по соответствующему профилю.

Руководство и преподаватели музыкально-педагогического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, осознавая важность, трудоемкость и большую протяжённость во времени процесса формирования у студентов умений и навыков, связанных с организацией различных видов музыкальной деятельности школьников, включили в программу подготовки музыкальных педагогов факультативный курс «Фольклорный ансамбль». Последний изучается в четвёртом семестре [11].

Цель данного курса состоит в приобщении студентов к региональному музыкальному фольклору. С указанной целью коррелируются следующие задачи:

- обучение методике преподавания народного вокала;

- формирование навыков, связанных с эффективным применением соответствующих компетенций в ходе будущей педагогической деятельности [11].

Также необходимо отметить, что этот и другие факультативы, читаемые в пространстве рассматриваемого вуза, взаимно дополняют друг друга. Они являются органичной составляющей системы подготовки будущих профессионалов соответствующего профиля [2; 5; 7; 13; 19].

В результате часть времени, высвобождаемая в том числе за счёт факультатива, направленного на изучение фольклора Липецкой области, используется для более детального формирования других составляющих профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов [11].

В целях улучшения результатов профессиональной подготовки лиц, обучающихся на факультете музыки Дагестанского государственного педагогического университета, педагогами данной ОО были разработаны и с успехом реализуются в образовательной практике следующие дисциплины регионального компонента:

- «Народное музыкальное творчество»;

- «Музыкально-фольклорный практикум» [18].

Целью освоения студентами этих дисциплин является повышение профессиональных компетенций будущих бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура» на основе изучения традиционных видов искусств [10; 13; 18].

В ходе изучения вышеприведённых курсов участники образовательного процесса широко используют интерактивные средства обучения. Их применение, в свою очередь, обладает рядом преимуществ (Табл. 1).

Таблица 1

Преимущества использования интерактивных средств обучения в процессе освоения курсов «Народное музыкальное творчество» и «Музыкально-фольклорный практикум»

№ п/п Наименование

1 Стимулирование формирования осознанного интереса к традиционной музыкальной культуре народов, населяющих Республику Дагестан у будущих бакалавров музыкального образования [4; 8]

2 Повышение мотивации студентов к самостоятельному изучению народного творчества

3 Развитие активности и инициативы будущих учителей музыки [18]

4 Обеспечение на учебных занятиях по соответствующим дисциплинам творческой атмосферы, что достигается за счет интерактивности, наглядности и занимательности, свойственных интерактивным средствам обучения [11; 15; 19]

В целом использование в ходе изучения вышеназванных дисциплин инновационных методов позволяет обеспечить педагогические условия для сохранения преемственности в освоении традиционной культуры народов региона [18].

В Тверском госуниверситете используется такая форма организации аудиторной и внеаудиторной деятельности субъектов образовательных отношений, как научно-исследовательская лаборатория музыкального краеведения [14].

Организаторы последней понимают, что проблема реализации регионального компонента процесса профессиональной подготовки будущих музыкальных педагогов носит сложный, многосоставной характер [14]. Соответственно, она рассматривается в двух аспектах (Табл. 2).

Таблица 2

Аспекты рассмотрения проблемы интеграции регионального компонента в обучение будущих музыкальных

педагогов

Аспекты Задачи

Педагогический Изучение состояния музыкальной работы на региональном материале в школах и вузах России с целью внедрения данного опыта в учебно-воспитательный процесс

Обоснование научно-методических основ, содержания форм и методов музыкально-краеведческой работы

Разработка и совершенствование системы музыкально-краеведческой подготовки будущих педагогов [1; 4; 6; 8; 10]

Подготовка программ, учебно-методических пособий, содержания учебного материала и форм его преподавания для разных типов школ и вузов

Искусствоведческий Исследование малоизученных сторон музыкальной культуры Тверской области 1Х-ХХ вв.. в т.ч. различных аспектов музыкального фольклора, истории музыкальных учебных заведений и учреждений культуры, жизненного и творческого пути выдающихся музыкантов - уроженцев области, выявление биографических и творческих связей выдающихся музыкантов с Тверской областью

Участие в решении проблем, связанных с сохранением краевой музыкальной культуры как составной части культурного наследия нашей страны [3; 14-15]

Научную новизну исследований, проводимых на базе этой лаборатории, определяют:

- неразработанность ряда проблем теории и практики музыкального краеведения;

- неразработанность ряда исследовательских проблем, связанных с формированием личности школьников и студентов средствами музыкально-краеведческого материала [4; 8; 11; 14];

- недостаточная изученность ряда аспектов исторического пути Тверской области.

Разработка новых областей научных исследований, производимая на базе научно-исследовательской лаборатории музыкального краеведения, позволяет осуществлять:

- разработку теории и практики реализации регионального компонента музыкального образования в школах и вузах региона;

- раскрытие системы музыкально-краеведческой подготовки, как составной части общей подготовки будущих учителей музыки [5; 14; 19];

- обоснование новых направлений реализации соответствующего компонента в ходе учебной и внеучебной работы со студентами и школьниками;

- расширение его интеграции в содержание музыкально-педагогической деятельности музыкальных педагогов области;

- подготовку учебных пособий и методических материалов по музыкальному краеведению для студентов и практикующих учителей;

- обоснование программ по музыкальному краеведению для разных типов учебных планов в вузах и школах [4; 8; 12; 14; 17];

- подготовку новых лекционно-практических курсов для студентов и слушателей курсов повышения квалификации педагогов-музыкантов;

- участие студентов, аспирантов и преподавателей ТвГУ в сохранении музыкальной культуры региона;

- разработку и внедрение в практику школ, учреждений культуры, средних специальных учебных заведений и вузов области нового учебного материала, затрагивающего различные вехи истории её музыкальной культуры;

- публикацию научно-методических пособий, статей, монографий [14].

На базе данной лаборатории будущие музыкальные педагоги:

- занимаются написанием рефератов, курсовых и дипломных работ по проблемам музыкального краеведения;

- принимают участие в научных конференциях, фольклорных экспедициях;

- под руководством педагогов осуществляют поисково-исследовательскую работу [14].

Далее, в пространстве рассматриваемой ОО реализации регионального компонента подготовки будущих учителей музыки подчинён ряд форм и методов внеаудиторной музыкально-краеведческой работы [1; 6; 15]. К ним относятся:

- участие в работе музыкально-краеведческого кружка;

- фольклорные экспедиции по области;

- деятельность в составе фольклорных коллективов;

- проведение концертов, посвященных памяти выдающихся музыкантов-земляков;

- посещение выставок, домов-музеев музыкантов [1; 14].

Реализуемый в пространстве ТвГУ региональный компонент теоретической и методической подготовки находит естественное продолжение в подготовке практической. Эта, последняя осуществляется во время прохождения студентами педагогической практики.

Соответствующий музыкальный материал, может использоваться практикантами в ходе проведения учебных занятий со школьниками. Находит он применение также во внеклассной музыкальной работе. Кроме того, региональный компонент реализуется по ходу фольклорной практики [6; 14; 19].

Теперь необходимо подвести итоги проделанной научно-исследовательской работы.

Выводы. Таким образом, мы можем заключить, что глобализация представляет собой одну из наиболее характерных черт современного этапа развития социума. Она имеет как положительное, так и отрицательное влияние на большинство сфер общественной жизни.

В ряду негативных последствий глобализации стоит угроза гибели национальных и региональных культур. В подобных условиях не вызывает удивления актуализация научных и методических проблем, связанных с обучением школьников основам региональной культуры, в т.ч. музыкальной.

В свою очередь, данная ситуация способствует возрастанию важности вопросов, связанных с реализацией соответствующего компонента в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов. Изучение последнего может быть осуществлено на примере его воплощения в некоторых педагогических вузах нашей страны.

Так, руководство и преподаватели музыкально-педагогического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, осознавая важность, трудоемкость и длительность процесса формирования у студентов умений и навыков, связанных с организацией различных видов музыкальной деятельности школьников, включили в программу подготовки музыкальных педагогов факультативный курс «Фольклорный ансамбль». Он изучается в четвёртом семестре.

Этот и другие факультативы, читаемые в пространстве рассматриваемого вуза, взаимно дополняют друг друга. Они являются органичной составляющей системы подготовки будущих профессионалов соответствующего профиля.

Далее, в целях улучшения результатов профессиональной подготовки лиц, обучающихся на факультете музыки Дагестанского государственного педагогического университета, педагогами данной ОО были разработаны и с успехом реализуются в образовательной практике следующие дисциплины регионального компонента: «Народное музыкальное творчество»; «Музыкально-фольклорный практикум».

Целью их освоения является повышение профессиональных компетенций будущих бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура» на основе изучения традиционных видов искусств.

В ходе изучения вышеприведённых курсов участники образовательного процесса широко используют интерактивные средства обучения. Их применение позволяет обеспечить педагогические условия для сохранения преемственности в освоении традиционной культуры народов региона.

В Тверском госуниверситете используется такая форма организации аудиторной и внеаудиторной деятельности субъектов образовательных отношений, как научно-исследовательская лаборатория музыкального краеведения.

На базе этой ОО реализации регионального компонента подготовки будущих учителей музыки подчинён ряд форм и методов внеаудиторной музыкально-краеведческой работы. К таковым относятся: участие в работе музыкально-краеведческого кружка; фольклорные экспедиции по области; деятельность в составе фольклорных коллективов; проведение концертов, посвященных памяти выдающихся музыкантов-земляков; посещение выставок, домов-музеев музыкантов.

Реализуемый в пространстве ТвГУ региональный компонент теоретической и методической подготовки находит естественное продолжение в подготовке практической. Эта, последняя осуществляется во время прохождения студентами педагогической и фольклорной практик.

Литература:

1. Арефьева, О.С. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза / О.С. Арефьева, О.В. Арефьева // Вестник марийского государственного университета. - 2018. - Т. 12. - № 4. - С. 9-13

2. Вознесенская, М.Э. Объектные отношения в процессе творческой подготовки студента-скрипача в вузе / М.Э. Вознесенская // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 104-107

3. Григорьев, А.Ф. Культура и традиции народов Ставрополья и Северного Кавказа / А.Ф. Григорьев. - Ставрополь: Ставролит, 2020. - 144 с.

4. Григорьев, А.Ф. Тенденции и механизмы реализации государственной культурной политики на Ставрополье / А.Ф. Григорьев. - Ставрополь: Ставролит, 2018. - 512 с.

5. Дегтерева, К.С. Основные компетенции педагога-музыканта в детской музыкальной школе / К.С. Дегтерева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 4(25). - С. 246-250

6. Джамалханова, Л.А. Организация профессиональной подготовки учителей музыки на основе традиций музыкального фольклора / Л.А. Джамалханова. - Грозный: ЧГПУ, 2021 -165 с.

7. Ерина, И.А. Поликультурное образование как основа толерантных отношений в обществе / И.А. Ерина, О.М. Коробкова, З.А. Саидов // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 178-180

8. Ерина, И.А. Современные тенденции развития высшего образования / И.А. Ерина, Е.Н. Фанина // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С.130-131

9. Калантарян, Л.А. Психолого-педагогические условия реализации системы эстетического развития будущего учителя музыки / Л.А. Калантарян // Современные тенденции развития науки и образования. - Москва: М ИРАКЛЬ, 2017. -С. 68-72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Калантарян, Л.А. Социокультурные детерминанты регионализации музыкально-педагогического образования / Л.А. Калантарян // Наука. Исследования. Практика: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. - Санкт- Петербург: ГНИИ Нацразвитие, 2020. - С. 63-65

11. Козырева, Л.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя музыки: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Козырева Лариса Петровна. - Елец, 2008. - 215 с.

12. Маряч, А.Ю. Формирование профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе / А.Ю. Маряч, Т.А. Шипилкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 26. - № 194. - С. 134-146

13. Сергиенко, С.И. Основные тенденции развития музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки / С.И. Сергиенко // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 2(23). - С. 329-332

14. Тарасова, Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: диссертация ... доктора. пед. наук: 13.00.02 / Тарасова Людмила Анатольевна. - Москва, 1997. - 553 с.

15. Тедорадзе, Т.Г. Диагностика взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов / Т.Г. Тедорадзе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4(194). - С. 434-439

16. Фурсенко, Т.Ф. Подготовка будущего учителя музыки к формированию музыкального интереса подростков в области народной музыки / Т.Ф. Фурсенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-2. -С. 304-310

17. Цораева, Ф.Н. Реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательной деятельности учителя музыки (на примере Северо-Кавказского региона) / Ф.Н. Цораева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 425-428

18. Шахназарова, П.Т. Педагогические условия использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура»: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Шахназарова Патит Тайгибовна. - Махачкала, 2017. - 206 с.

19. Ovchinnikova, A.Z. Creation of noosphere artistic and aesthetic educational space at higher school / A.Z. Ovchinnikova // Astra Salvensis. - 2018. - № 6. - Pp. 107-116

Педагогика

УДК 371; 37.07

аспирант 1 года обучения Джиоев Заурбек Ройнович

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); доктор педагогических наук, профессор Кокаева Ирина Юрьевна

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», (г. Владикавказ), Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. Известно, что для успешного карьерного роста учителю необходимо развивать в себе деловые качества. По мнению авторов, формирование деловых качеств одно из условий карьерного роста и залог успешной профессиональной деятельности современного педагога. Цель исследования - проанализировать проблемы карьерного роста учителей в образовательной практике и определить сформиовнность деловых качеств у студентов- будущих учителей начальной школы. Теоретический анализ проблемы позволил определить основные типы, виды и формы деловой карьеры.

Ключевые слова: деловая карьера, деловые качества, профессиональный рост, студенты-будущие учителя, управление карьерным ростом.

Annotation. It is known that for successful career growth, a teacher needs to develop business qualities in himself. According to the authors, the formation of business qualities is one of the conditions for career growth and the key to successful professional activity of a modern teacher. The purpose of the study is to analyze the problems of career growth of teachers in educational practice and to determine the formation of business qualities among students-future teachers of elementary school. The theoretical analysis of the problem made it possible to determine the main types, types and forms of business career.

Key words: business career, business qualities, professional growth, student-future teachers, career management.

Введение. Известно, что молодым учителям сегодня предоставляется большая возможность профессионального роста. В РФ введена национальная система учительского роста, в соответствии с которой они при наличии необходимых компетенций могут занять высокую квалификационную позицию независимо от стажа работы. Актуальность развития деловой картеры учителя обусловлена также решением Министерства просвещения Российской Федерации ввести с 2020 г. должности старшего учителя и ведущего учителя в образовательных организациях.

В 2019 году была обновлена модель аттестации учителей. Она направлена, прежде всего, на стимулирование не только профессионального, но и карьерного роста, позволяя учителям без сбора портфолио и массы других документов обеспечить прохождение процедуры аттестации на рабочем месте [21].

Государственная политика в области образования создает определенные условия для горизонтального (первая и высшая квалификационные категории), вертикального (новые должности старшего учителя (методиста) и ведущего учителя (наставника)) профессионального и карьерного роста педагогов. Важно подготовить студентов-будущих учителей к построению своей профессиональной карьеры.

Цель исследования - проанализировать проблемы карьерного роста учителей в образовательной практике в том числе и определить условия ее формирования.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- определить понятия «деловая карьера педагога» и «способы управления карьерой»;

- дать классификацию типов профессиональной карьеры;

- рассмотреть управление карьерой как механизм развития профессиональной самодостаточности педагога;

- определить условия карьерного роста учителя в рамках профессионального стандарта педагога.

Для изучения теоретических и методических аспектов управления деловой карьерой были использованы труды П.Ф. Друкера, Д. Карнеги, К. Лемайте, Дж. К. Максвелла, М.Х. Мескона, Т.Ю. Базарова, В.Р. Веснина, А.Я. Кибанова, Л.Н. Ивановой-Швец и других авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.