Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ КАРЬЕРА / ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / СТУДЕНТЫ-БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРНЫМ РОСТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джиоев Заурбек Ройнович, Кокаева Ирина Юрьевна

Известно, что для успешного карьерного роста учителю необходимо развивать в себе деловые качества. По мнению авторов, формирование деловых качеств одно из условий карьерного роста и залог успешной профессиональной деятельности современного педагога. Цель исследования - проанализировать проблемы карьерного роста учителей в образовательной практике и определить сформиовнность деловых качеств у студентов- будущих учителей начальной школы. Теоретический анализ проблемы позволил определить основные типы, виды и формы деловой карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BUSINESS QUALITIES OF STUDENTS-FUTURE TEACHERS

It is known that for successful career growth, a teacher needs to develop business qualities in himself. According to the authors, the formation of business qualities is one of the conditions for career growth and the key to successful professional activity of a modern teacher. The purpose of the study is to analyze the problems of career growth of teachers in educational practice and to determine the formation of business qualities among students-future teachers of elementary school. The theoretical analysis of the problem made it possible to determine the main types, types and forms of business career.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

10. Калантарян, Л.А. Социокультурные детерминанты регионализации музыкально-педагогического образования / Л.А. Калантарян // Наука. Исследования. Практика: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. - Санкт- Петербург: ГНИИ Нацразвитие, 2020. - С. 63-65

11. Козырева, Л.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя музыки: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Козырева Лариса Петровна. - Елец, 2008. - 215 с.

12. Маряч, А.Ю. Формирование профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе / А.Ю. Маряч, Т.А. Шипилкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 26. - № 194. - С. 134-146

13. Сергиенко, С.И. Основные тенденции развития музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки / С.И. Сергиенко // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 2(23). - С. 329-332

14. Тарасова, Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: диссертация ... доктора. пед. наук: 13.00.02 / Тарасова Людмила Анатольевна. - Москва, 1997. - 553 с.

15. Тедорадзе, Т.Г. Диагностика взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов / Т.Г. Тедорадзе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4(194). - С. 434-439

16. Фурсенко, Т.Ф. Подготовка будущего учителя музыки к формированию музыкального интереса подростков в области народной музыки / Т.Ф. Фурсенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-2. -С. 304-310

17. Цораева, Ф.Н. Реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательной деятельности учителя музыки (на примере Северо-Кавказского региона) / Ф.Н. Цораева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 425-428

18. Шахназарова, П.Т. Педагогические условия использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура»: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Шахназарова Патит Тайгибовна. - Махачкала, 2017. - 206 с.

19. Ovchinnikova, A.Z. Creation of noosphere artistic and aesthetic educational space at higher school / A.Z. Ovchinnikova // Astra Salvensis. - 2018. - № 6. - Pp. 107-116

Педагогика

УДК 371; 37.07

аспирант 1 года обучения Джиоев Заурбек Ройнович

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); доктор педагогических наук, профессор Кокаева Ирина Юрьевна

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», (г. Владикавказ), Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. Известно, что для успешного карьерного роста учителю необходимо развивать в себе деловые качества. По мнению авторов, формирование деловых качеств одно из условий карьерного роста и залог успешной профессиональной деятельности современного педагога. Цель исследования - проанализировать проблемы карьерного роста учителей в образовательной практике и определить сформиовнность деловых качеств у студентов- будущих учителей начальной школы. Теоретический анализ проблемы позволил определить основные типы, виды и формы деловой карьеры.

Ключевые слова: деловая карьера, деловые качества, профессиональный рост, студенты-будущие учителя, управление карьерным ростом.

Annotation. It is known that for successful career growth, a teacher needs to develop business qualities in himself. According to the authors, the formation of business qualities is one of the conditions for career growth and the key to successful professional activity of a modern teacher. The purpose of the study is to analyze the problems of career growth of teachers in educational practice and to determine the formation of business qualities among students-future teachers of elementary school. The theoretical analysis of the problem made it possible to determine the main types, types and forms of business career.

Key words: business career, business qualities, professional growth, student-future teachers, career management.

Введение. Известно, что молодым учителям сегодня предоставляется большая возможность профессионального роста. В РФ введена национальная система учительского роста, в соответствии с которой они при наличии необходимых компетенций могут занять высокую квалификационную позицию независимо от стажа работы. Актуальность развития деловой картеры учителя обусловлена также решением Министерства просвещения Российской Федерации ввести с 2020 г. должности старшего учителя и ведущего учителя в образовательных организациях.

В 2019 году была обновлена модель аттестации учителей. Она направлена, прежде всего, на стимулирование не только профессионального, но и карьерного роста, позволяя учителям без сбора портфолио и массы других документов обеспечить прохождение процедуры аттестации на рабочем месте [21].

Государственная политика в области образования создает определенные условия для горизонтального (первая и высшая квалификационные категории), вертикального (новые должности старшего учителя (методиста) и ведущего учителя (наставника)) профессионального и карьерного роста педагогов. Важно подготовить студентов-будущих учителей к построению своей профессиональной карьеры.

Цель исследования - проанализировать проблемы карьерного роста учителей в образовательной практике в том числе и определить условия ее формирования.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- определить понятия «деловая карьера педагога» и «способы управления карьерой»;

- дать классификацию типов профессиональной карьеры;

- рассмотреть управление карьерой как механизм развития профессиональной самодостаточности педагога;

- определить условия карьерного роста учителя в рамках профессионального стандарта педагога.

Для изучения теоретических и методических аспектов управления деловой карьерой были использованы труды П.Ф. Друкера, Д. Карнеги, К. Лемайте, Дж. К. Максвелла, М.Х. Мескона, Т.Ю. Базарова, В.Р. Веснина, А.Я. Кибанова, Л.Н. Ивановой-Швец и других авторов.

С целью изучения условий для успешного формирования деловых качеств у студентов будущих учителей нами были проанализированы и обобщены работы названных выше ученых, изучены правовые документы и специальная литература; проведено анкетирование.

Изложение основного материала статьи. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3) регламентирует порядок аттестации педагогических работников и провозглашает независимую оценку качества образования в целях «повышения конкурентоспособности организаций на российском и международном рынках» [2]. Такие изменения в нормативно-правовой базе выдвигают на передний план вопросы формирования профессиональной компетентности, основу которой составляет личностное, социально-профессиональное (статусное) и профессиональное развитие педагогов. В профессиональном стандарте педагога отражены актуальные квалификационные требования, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе и работе с одаренными детьми, с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и др.

Ещё совсем недавно профессия педагога образовательной организации не являлась статусно-престижной. Она не приносила материального, а иногда и морального удовлетворения, давала мало возможностей для профессионального, и тем более карьерного роста.

С введением новой системы оплаты труда («эффективный контракт») стало возможным говорить о таких педагогах, которые стремятся к достижению высот профессиональной компетентности, что ведёт к развертыванию карьерной перспективы.

Термин «карьера» чаще используется такими науками как экономика и социология. В педагогике и психологии понятие «карьера», начал использоваться с середины 90-х гг. XX в. в исследованиях, посвящённых проблемам управления кадрового менеджмента. Одни ученые рассматривают карьеру как явление производственное (должностное продвижение), другие как социальное, когда профессиональный рост сопровождается увеличением социального статуса, а не только переходом от одной профессиональной, должностной ступеньки к более высокой.

В современном понимании категория «карьера» имеет как внешнюю сторону (прохождение определенных ступеней профессионального продвижения), так и внутреннюю, психологическую (динамика социального, психического и профессионального статусов).

Говоря о карьере, мы понимаем, прежде всего, процесс реализации человеком себя, своих возможностей (своего личностного потенциала) в условиях профессиональной деятельности. Объединяя в этой реализации личностный профессиональный и социальный статусы.

Для обозначения стремления к успеху в профессиональной сфере употребляется понятие «деловая карьера», под которой понимается самореализация личности в процессе профессионального роста, смены занимаемых профессиональных позиций (профессий, должностей и т.п.) [1].

По мнению Г.Г. Зайцеваа и Г.В. Черкасской, говорить о развитии деловой картеры можно тогда когда педагог ставит перед собой цель и или последовательную индивидуальную траекторию, поскольку в течение жизни меняются цели [4].

Карьера педагога образовательной организации развивается по двум векторам - вертикальному и горизонтальному. Под горизонтальным направлением понимается профессионально-квалификационное продвижение, которое осуществляется в виде повышения уровня квалификации, профессиональной компетентности; под вертикальным направлением должностное продвижение от старшего преподавателя, заместителя директора по учебно-воспитательной работе и до директора образовательной организации.

Должностная карьера отражает изменение, преимущественно, должностного и социального статуса работника, его социальной роли, степень и пространство должностного авторитета в организации. В этом случае продвижение наиболее зримо и вещественно, так как происходит подъем на более высокую ступень иерархии в структуре организации (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

С одной стороны, карьера педагога может развиваться и сама по себе, в соответствии с установленным и закреплённым в законе «Об образовании» порядком аттестации, и присвоением соответствующей квалификационной категории. С другой стороны, педагог может и не видеть перспектив своего развития в данной организации. И здесь уже задача руководителя создать условия, чтобы показать, как может развиваться его карьера, позаботиться о том, чтобы у сотрудников была возможность для продуктивной профессионально-педагогической и (или) профессионально-управленческой деятельности. Поэтому на первый план выходит проблема управления.

Профессор А.Н. Троян в своих исследованиях, в области образования, под управлением понимает «...процесс целенаправленного, осознанного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определённых целей, результатов деятельности» [4]. При этом субъектом управления в образовательной организации выступает физическое лицо, от которого «исходит властное воздействие» [2] (директор и его заместители), а объектом управления педагог. Хотя все не так однозначно и линейно, поскольку можно говорить о субъект-субъект-объектных и субъект-объект-субъектных отношениях в социально-профессиональной группе.

Карьерный рост педагога возможен при условии, что в школе сочетаются его личностные интересы и стратегические интересы образовательного учреждения, учитываются требования профессионального стандарта педагога.

В основе управления карьерой лежат:

- способы выявления педагогов с высоким потенциалом роста в долгосрочной перспективе с учетом возраста, образования, опыта, деловых качеств, уровня притязаний;

- стимулы к созданию индивидуальных планов карьеры;

- методы увязки карьеры с результатами оценки деятельности;

- пути создания благоприятных условий для развития;

- организацию эффективной системы повышения квалификации.

Если для педагога карьера - это профессиональное развитие, признание педагогическим сообществом, должностное продвижение, то для организации управление развитием деловой карьеры является фактором повышения эффективности ее деятельности, условием ее устойчивости и жизнеспособности в изменяющейся среде, движущей силой ее развития.

Успех образовательнойорганизации - это результат коллективных усилий её членов, результат высокого качества работы сотрудников. Коллективное взаимодействие при максимуме творчества предполагает, что в коллективе имеется взаимопонимание, единство целей, доверие, при этом цели каждого члена коллектива, связанные с его трудовой деятельностью, совпадают с целями образовательной организации.

Существует другая классификация типов карьеры, в основе которой лежат изменения, происходящих в процессе продвижения по карьерной лестнице:

- властная - связана с появлением неформального авторитета среди коллег в результате повышении в должности;

- статусная - неформальный авторитет начинает, проявляется в результате увеличения трудового стажа, получения почетных наград, званий и т.д.;

- квалификационная - связана с продвижением специалиста по тарифной сетке;

- монетарная - тип карьеры, который обусловлен ростом оплаты труда и социальными льготами за профессиональную деятельность [5].

Существует несколько видов карьерного роста, название которых точно отражают их особенности: линейная (характеризуется последовательным и непрерывным развитием), нелинейная (скачкообразное или резкое продвижение), спиральная (то повышение, то понижение), застойная/стагнация (отсутствие какого-либо продвижений по служебной лестнице) [6].

Формирование деловых качеств в любой области определяется требованиями, предъявляемыми профессией к качествам личности работника, его физическим возможностям, психологическим способностям и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деловая карьера педагога - это взаимосвязанный процесс, совокупность заинтересованных, мотивированных взаимнонаправленных решений и действий самого педагога и менеджмента образовательной организации, который должен создать условия для реализации потенциала каждого работника, члена социально-профессиональной группы.

С целью изучения деловых качеств педагогических работников было проведено исследование, в котором приняли участие 55 студентов 4 курса психолого-педагогического факультета. Исследование включало в себя анкетирование и анализ портфолио студентов-выпускников.

Анкета включала в себя 10 вопросов.

1. Ваш возраст.

2. Нравится ли вам профессия педагога?

3. Хотели бы вы сменить род теятельности?

4. Считаете ли Вы, что педагогическая деятельность приносит пользу окружающим и имеет высокий статус в обществе?

5. Гордитесь ли вы своей будущей профессией?

6. Есть ли среди Ваших знакомых педагоги, к которым Вы относитесь с уважением, восхищением?

7. Хотели бы вы стать руководителем в своей организации?

8. Какие деловые качества должен иметь педагог?

Анализ ответов позволил нам определить представление студентов о деловых качествах педагог и определить степень сформированности деловых качеств.

16,0% респондентов считают, что не имеют деловых качеств и не хотели бы занимать руководящие должности. Многие вообще сомневаются, что будут работать в данной профессии, ориентированы на смену вида деятельности.

48,0% студентов мотивированы на получение опыта педагогической деятельности, закреплением профессионально значимых деловых умений и навыков, которые могут понадобиться для их руководящей должности. В повышении профессионального статуса они заинтересованы, поскольку это связано с ростом материального поощрения за успехи в профессиональной деятельности.

23,0% опрошенных студентов планируют пойти работать в школу, но карьерный рост их не интересует, поскольку брать на себя ответственность за всю организацию они не хотят. Они не хотят ограничивать себя только лишь профессиональной работой, стремятся к поиску других способов самореализации и самовыражения в иных сферах деятельности, а для этого должно быть свободное от работы время. Приоритетное место занимают у них состояние здоровья и финансовое положение.

Анализ результатов анкетирования позволил сделать вывод о том, что профессия учителя имеет не высокий престиж, хотя считают, что это не правильно.

На вопрос «В чем заключается профессиональная карьера учителя?» большая часть студентов не смогла дать ответ. В профессиональных конкурсах готовы участвовать около 35% респондентов., На вопрос: «Какие трудности вы испытывали профессиональной деятельности во время педагогической практики?» студенты назвали: большую информационную нагрузку, слабый интерес детей к учебной деятельности, отсутствие современной материально-технической базы, оформление большого объема бумажной документа, равнодушие со стороны родителей.

Большинство студентов не планирует свою профессиональную карьеру, поскольку образовательная сфера не предоставляет им возможность для их карьерного роста. Следовательно, существует проблема организации целенаправленной деятельности администрации общеобразовательных школ по созданию условий для непрерывного развития и совершенствования профессиональных навыков педагогов.

Руководитель продумывает комплекс мероприятий в отношении служебного роста работника, исходя из целей, потребностей, возможностей, как самого работника, так и организации. Управление карьерой относится к поведенческой модели механизма управления, основанной на мотивации труда педагогов с помощью социально-психологических и экономических методов. Директор школы должен разработать гибкий план карьерного роста сотрудников, вносить в него коррективы в связи с возникающими проблемами, оказывать им поддержку. Управление карьерой играет большую роль, как для педагога, так и в целом для организации. Успешная карьера имеет первостепенное влияние на удовлетворенность педагога не только профессиональными успехами, но и жизнью в целом. Она обеспечивает материальное благополучие, удовлетворение его высших потребностей, таких как потребность в социореализации, уважении и социоуважении.

Руководитель образовательной организации должен быть объективным, хорошо знать личностные особенности, индивидуальные способности, своих сотрудников и создавать условия для их непрерывного самосовершенствования и профессиональная роста.

Выводы. Учитель и образовательная организация являются равноправными творцами карьеры при условии, что в школе правильно сочетаются личностные интересы педагога и стратегические интересы учреждения. В процессе профессиональной подготовки в Вузе, во время прохождения практик необходимо формировать компетенции, которые позволят будущим учителям строить индивидуальные траектории своего профессионального развития. Деловая качества позволят успешно реализовать потенциала каждого работника, члена социально-профессиональной группы. При ипроектировании своей деловой карьеры в образовательном учреждении необходимо учитывать принципы индивидуальности, заинтересованности, стимулирования, создания социально-психологического комфорта, обязательности профессионального роста, объективности оценки работника.

Сегодня весь мир хорошо понимает, что успех любой организации зависит, прежде всего, от «человеческого фактора», а не от внешних обстоятельств, экономических прогнозов, преимуществ в области технологий или технической оснащенности.

Литература:

1. Александрова, М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: монография / М.В. Александрова. - Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2017. - 238 с.

2. Жданко, Т.А. Управление личной карьерой будущего педагога: практическое руководство для бакалавров и магистров: учебное пособие по самоменеджменту для бакалавров и магистров направления подготовки 050100 Педагогическое образование. - Иркутск: Иркутский гос. лингв, ун-т, 2013. - 93 с.

3. Зайцев, Г.Г. Управление деловой карьерой / Г.Г. Зайцев, Г.В. Черкасская. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 256 с.

4. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА -М, 2017. - 304 с.

5. Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена учебное пособие для магистрантов / И.Ю. Кокаева, Н.У. Ярычев. -Грозный, 2019.

6. Крисковец, Т.Н. Инновационные направления развития профессиональной карьеры преподавателя в условиях процесса глобализации / Т.Н. Крисковец // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - №20 (113). -С. 17-21

7. Кокаева, И.Ю. Психологическое здоровье учителей и обучающихся - одно из условий управления качеством образования / В сборнике: Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Механизмы управления качеством образования в контексте реализации региональной политики в сфере оценки качества образования. Сборник материалов V межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под редакцией А.А. Барабаса. - 2020. -С. 147-152

Педагогика

УДК 376.37

доктор психологических наук, профессор Дмитриева Елена Ермолаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Данилова Екатерина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального изучения детей 2-3 лет с задержкой речевого развития в качестве субъектов коммуникативно-речевого развития. Исследование реализует коммуникативный подход к коррекции речевого недоразвития в условиях задержки речевого развития. Включение детей в специально созданные в рамках предметной деятельности коммуникативные ситуации рассматривается в качестве психолого-педагогического условия развития у них речевой коммуникации.

Ключевые слова: задержка речевого развития, ранний возраст, речевая коммуникация, коммуникативно-речевое развитие, общение со взрослым.

Annоtation. The article presents the results of an experimental study of children aged 2 to 3 years with delayed speech development as subjects of communicative speech development. The study implements a communicative approach to the correction of speech underdevelopment in conditions of delayed speech development. The inclusion of children in communicative situations specially created within the framework of objective activity turns into a quality of the psychological and pedagogical condition for the development of their speech communication.

Key words: delay in speech development, early age, speech communication, communicative and speech development, communication with an adult.

Введение. В логопедической практике отмечается рост числа детей с признаками раннего нарушения речи. Особую важность в логопедии приобретает проблема ранней диагностики речевого развития детей и раннего коррекционного воздействия в сензитивный период развития психики и речи. Раннее начало коррекционно-логопедической помощи оптимизирует психоречевое развитие детей, возможности их включения в образовательную среду. Целевой группой для оказания коррекционной помощи являются и семьи с детьми с нарушениями психоречевого развития [1, 3, 4, 6].

Задержка речевого развития (ЗРР) означает замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрастной норме [5]. ЗРР проявляется в позднем возникновении лепета, первых слов, бедности словарного запаса, искажении звукопроизношения, аграмматизмах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К причинам возникновения ЗрР можно отнести широкий спектр факторов, оказывающих влияние на течение речевого отногенеза, в зависимости от которых можно выделить ЗРР органической и функциональной природы [5]. Причинами ЗРР могут выступать интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, нарушения центральной нервной системы, слуха. Для этой группы детей речевые нарушения носят характер вторичных нарушений и выступают как следствия нарушений церебро-органического генеза [2]. Большинство исследователей сходятся на мнении установления диагноза ЗРР в возрастной интервале 2-3 года, когда у ребенка регистрируется: минимальный словарный запас (менее 50 слов), медленное наращивание активного словаря, отсутствие комбинации слов с глаголами. Экспрессивная речь у детей может быть представлена в виде звуков, звукоподражания, лепета, в целом речь малоразборчива и обладает выраженной ситуативностью [5]. Ряд авторов считают, что дети раннего возраста имеют перспективу спонтанного развития речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филчева). Однако, по данным отдельных исследователей, многие дети, у которых в раннем возрасте диагностировалась ЗРР, остаются в группе риска по общему недоразвитию речи, - они испытывают трудности в овладении письменной речью в младшем школьном возрасте (Н.Ю. Григоренко, О.Е. Громова и др.).

Важной и недостаточно изученной в логопедии остается проблема становления у детей раннего возраста с ЗРР речевой коммуникации. Речь возникает на определенном этапе развития общения со взрослым, ее возникновение обусловлено нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи: понять обращенную речь и произнести речевой ответ [8]. Анализ немногочисленных исследований по данной проблеме (Н.Ю. Григоренко, Н.Н. Матвеева, Е.А. Стребелева и др.) позволяет сделать вывод о том, что у детей раннего возраста с нарушениями развития недостаточно развита предметная деятельность, общение со взрослым, которое осуществляется преимущественно на основе эмоциональных и голосовых контактов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.