Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОГО РОСТА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОГО РОСТА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАРЬЕРА / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ВЕРТИКАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / ДОСТИЖЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халудорова Арюна Викторовна, Халудорова Любовь Енжаповна

Введение . Актуальность проблемы формирования карьерного роста будущего учителя в условиях внедрения профессионального стандарта педагога связана со всеми модернизационными процессами в системе современного российского образования. Это реализация федеральных целевых программ, входящих в национальный проект «Образование», внедрение национальной системы профессионального роста педагога, общественное обсуждение новой модели аттестации педагогических работников. Динамичное развитие системы образования способствует карьерному росту учителя, и для него появляется широкое поле возможностей. В этой связи впервые в профессиональном стандарте педагога появилось понятие «карьера». Цель написания статьи заключается в опережающей подготовке студентов как будущих учителей к пониманию, что в педагогическом профессиональном сообществе впервые появилось понятие «карьера» и профессиональный стандарт педагога является инструментом формирования карьерного роста. Материалы и методы. В статье представлен теоретический анализ разных подходов к определению понятия «карьера», «карьерный рост», «профессиональная карьера». Результаты и обсуждение . Дается ответ на вопрос о том, какова связь между профессиональным стандартом педагога и возможной карьерой педагога в образовательной организации. Карьерный рост рассматривается как рост карьерных возможностей и как интегративная характеристика профессиональной квалификации учителя. Проанализированы и осмысливаются такие виды карьеры, как «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», их особенности в профессиональной деятельности учителя. Дана авторская трактовка понятия «карьерный рост». В заключении сделан вывод о том, что карьерному росту будущего учителя может способствовать его стремление к гибкой адаптации к стремительно меняющимся условиям социума, постоянному самосовершенствованию, самообразованию, саморегуляции и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER AS A TOOL FOR FORMING A FUTURE TEACHER'S CAREER GROWTH

Introduction. The relevance of the problem of forming a future teacher's career growth in the context of the introduction of a professional standard of a teacher is associated with all modernization processes in the system of modern Russian education. This is the implementation of federal target programs included in the national project “Education”, the introduction of a national system of professional growth of teachers, public discussion of a new model of certification of teachers. The dynamic development of the education system contributes to the teacher’s career growth and a wide field of opportunities appears for him. In this regard, for the first time in the professional standard of a teacher, the concept of “career” appeared. The purpose of this article is to prepare students as future teachers ahead of time to understand that the concept of “career” first appeared in the pedagogical professional community and the professional standard of a teacher is a tool for forming career growth. Materials and methods. The article presents a theoretical analysis of different approaches to the definition of the concept of “career”, “career growth”, “professional career”. Results and discussion . The answer is given to the question of what is the relationship between the professional standard of a teacher and a possible career of a teacher in an educational organization. Career growth is viewed as the growth of career opportunities and as an integrative characteristic of a teacher’s professional qualifications. The authors analyze and comprehend such types of careers as “vertical career”, “horizontal career”, their features in the teacher’s professional activity. The authors’ interpretation of the concept of “career growth” is given. In conclusion, it is concluded that a teacher’s career growth can be facilitated by his desire for flexible adaptation to the rapidly changing conditions of society, constant self-improvement, self-education, self-regulation and self-realization.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОГО РОСТА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

УДК 37.011.31-051:006

DOI: 10.30914/2072-6783-2021 -15-1 -53-58

Профессиональный стандарт педагога как инструмент формирования

карьерного роста будущего учителя

А. В. Халудорова1, Л. Е. Халудорова2

1Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ, Российская Федерация 2Бурятский республиканский институт образовательной политики, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Актуальность проблемы формирования карьерного роста будущего учителя в условиях внедрения профессионального стандарта педагога связана со всеми модернизационными процессами в системе современного российского образования. Это реализация федеральных целевых программ, входящих в национальный проект «Образование», внедрение национальной системы профессионального роста педагога, общественное обсуждение новой модели аттестации педагогических работников. Динамичное развитие системы образования способствует карьерному росту учителя, и для него появляется широкое поле возможностей. В этой связи впервые в профессиональном стандарте педагога появилось понятие «карьера». Цель написания статьи заключается в опережающей подготовке студентов как будущих учителей к пониманию, что в педагогическом профессиональном сообществе впервые появилось понятие «карьера» и профессиональный стандарт педагога является инструментом формирования карьерного роста. Материалы и методы. В статье представлен теоретический анализ разных подходов к определению понятия «карьера», «карьерный рост», «профессиональная карьера». Результаты и обсуждение. Дается ответ на вопрос о том, какова связь между профессиональным стандартом педагога и возможной карьерой педагога в образовательной организации. Карьерный рост рассматривается как рост карьерных возможностей и как интегративная характеристика профессиональной квалификации учителя. Проанализированы и осмысливаются такие виды карьеры, как «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», их особенности в профессиональной деятельности учителя. Дана авторская трактовка понятия «карьерный рост». В заключении сделан вывод о том, что карьерному росту будущего учителя может способствовать его стремление к гибкой адаптации к стремительно меняющимся условиям социума, постоянному самосовершенствованию, самообразованию, саморегуляции и самореализации.

Ключевые слова: модернизация образования, карьера, карьерный рост, профессиональный стандарт педагога, вертикальная карьера, горизонтальная карьера, достижения учителя

Для цитирования: Халудорова А.В., Халудорова Л.Е. Профессиональный стандарт педагога как инструмент формирования карьерного роста будущего учителя // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 1. С. 53-58. DOI: 10.30914/2072-6783-2021-15-1-53-58

The professional standard of a teacher as a tool for forming

a future teacher's career growth

А. V. Khaludorova1, L. E. Khaludorova2

1 Dorji Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude, Russian Federation 2Buryat Republican Institute of Educational Policy, Ulan-Ude, Russian Federation

Abstract. Introduction. The relevance of the problem of forming a future teacher's career growth in the context of the introduction of a professional standard of a teacher is associated with all modernization processes in the system of modern Russian education. This is the implementation of federal target programs included in the national project "Education", the introduction of a national system of professional growth of teachers, public discussion of a new model of certification of teachers. The dynamic development of the education system contributes to the teacher's career growth and a wide field of opportunities appears for him. In this regard, for the first time in the professional standard of a teacher, the concept of "career" appeared. The purpose of this article is to prepare students as future teachers ahead of time to understand that the concept of "career" first appeared in the pedagogical professional community and the professional standard of a teacher is a tool for forming career growth. Materials and methods. The article presents a theoretical analysis of different approaches to the definition of the concept of "career", "career growth", "professional career". Results and discussion. The answer

is given to the question of what is the relationship between the professional standard of a teacher and a possible career of a teacher in an educational organization. Career growth is viewed as the growth of career opportunities and as an integrative characteristic of a teacher's professional qualifications. The authors analyze and comprehend such types of careers as "vertical career", "horizontal career", their features in the teacher's professional activity. The authors' interpretation of the concept of "career growth" is given. In conclusion, it is concluded that a teacher's career growth can be facilitated by his desire for flexible adaptation to the rapidly changing conditions of society, constant self-improvement, self-education, self-regulation and self-realization.

Keywords: modernization of education, career, career growth, professional growth, professional standard of a teacher, vertical career, horizontal career, teacher's achievements

For citation: Khaludorova A. V., Khaludorova L.E. The professional standard of a teacher as a tool for forming a future teacher's career growth. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 1, pp. 53-58. (In Russ.). DOI: https://doi.org/ 10.30914/2072-6783-2021-15-1-53-58

Введение

В последние годы модернизация образования набирает свои темпы, происходят изменения в содержании образования, появляются новые образовательные технологии, меняется отношение государства, общества к профессиональной деятельности учителя, создаются необходимые условия для раскрытия педагогического потенциала и развития карьерного роста учителя. К примеру, такие федеральные целевые программы, как «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Новые возможности для каждого», которые входят в национальный проект «Образование», так или иначе связаны с этой проблематикой. Необходимо отметить, что много научных исследований посвящено формированию и развитию психолого-педагогических компетенций учителя. Но при этом в педагогическом образовательном пространстве не принято было до последнего времени говорить о карьере учителя. Это стало возможным в связи с разработкой и внедрением профессионального стандарта педагога, поэтому актуальность исследования заключается в том, что студенты как будущие учителя должны быть не только ознакомлены с содержанием профессионального стандарта, но и понимать, что он является инструментом формирования их карьерного роста в будущем, быть подготовленными к его реализации.

Целью написания статьи послужило обоснование необходимости опережающей подготовки студентов как будущих учителей к процессу внедрения профессионального стандарта педагога

и осмыслению понятия «карьера», которое впервые появилось в педагогическом профессиональном сообществе.

Материалы и методы

В данной статье проведен теоретический анализ разных подходов к определению понятия «карьера», «карьерный рост», «профессиональная карьера».

Результаты и обсуждение

Для анализа особенностей возможного карьерного роста педагога было обращено внимание будущих учителей на содержание официального сайта «ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ», где дано объяснение о том, что:

— был спроектирован документ «Разработка дифференцированных уровней квалификации профессионального стандарта (отраслевая рамка квалификаций)» для построения карьеры педагога с четкими принципами, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией;

— были разработаны уровни квалификации педагога (учителя, воспитателя), которые дифференцированы и включают знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы с целью выполнения конкретной трудовой функции;

— были дифференцированы уровни профессионального развития педагога по таким критериям, как сложность и качество решения функциональных задач, необходимых ему, согласно требованиям профессионального стандарта педагога.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что карьерные ориентации учителя связаны

с дифференциацией его профессиональной деятельности.

Сегодняшнему студенту, т. е. будущему учителю, для того чтобы рассуждать о карьере учителя, нужно проанализировать ситуацию, которая связана с особенностями реализации профессионального стандарта (Приказ от 18 октября 2013 года № 544н. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (с изменениями на 5 августа 2016 года)». Так, начиная с 2013 года шло его обсуждение, и только с января 2020 года он начинает внедряться в образовательный процесс школы. Безусловно, за семь лет общество в своем развитии ушло далеко вперед, а документ, который должен был регламентировать профессиональное развитие педагога, в содержательном плане устаревает. Это первая и главная причина, которая влечет за собой остальные противоречия. Также, например, региональный мониторинг после шести месяцев внедрения профессионального стандарта педагога показал, что руководители образовательных организаций формально отнеслись к его реализации. Не все понимают, каким образом дифференцировать деятельность педагогов и как на практике реализовывать идею о карьерном росте педагога. Таким образом, в настоящее время возникает множество вопросов по поводу декларированного карьерного роста учителя. На наш взгляд, нужно начать решение этого вопроса с того момента, пока студент еще не приступил к своей профессиональной деятельности, с определения теоретических подходов к обоснованию понятий «карьера», «карьерный рост». Это первый и очень важный шаг для осмысления не только руководителями образовательных организаций, но и всеми учителями, также студентами.

С одной стороны, динамичное развитие системы образования способствует карьерному росту учителя и для него появляется большое поле возможностей. С другой стороны, учитель не привык задумываться о карьере, так как он обычно не стремится подниматься на более высокие ступени, поскольку они связаны с управленческой деятельностью заместителя директора или директора школы. На эту должность могут претендовать единицы. Но при этом в сфере образования карьерный рост может

рассматриваться не только как продвижение по преподаванию своего предмета, но и как процесс раскрытия, развития и реализации собственного потенциала в целом. Таким образом, именно это понимание должно лечь в основу реализации профессионального стандарта, а затем придет понимание, каким образом дифференцировать деятельность учителя через его трудовые действия. Допустим, каковы функциональные обязанности для начинающего учителя, для учителя, который может самостоятельно проектировать содержание образования и образовательный процесс, для учителя, который владеет профессиональным мастерством и может стать наставником и так далее. Здесь и студент, и учитель начинают понимать, что с понятием «карьера» связано продвижение не только по служебной лестнице, но и раскрытие его потенциала в разных видах профессиональной деятельности.

Итак, понятие «карьера», если перевести с французского языка (сатеге), понимается как продвижение (успешное) в сфере разных видов профессиональной деятельности. Обычно вопросы карьеры, карьерного роста раскрывались в социологии, психологии, менеджменте. В психолого-педагогической литературе данный термин активно начал употребляться с середины 90-х годов ХХ века. По мнению А.К. Марковой, карьера есть профессиональное продвижение, профессиональный рост, переход от одних ступеней профессионализма к другим [6]. Ю.Л. Деражне рассматривает «профессиональную карьеру» как понятие, отражающее ее системность, многофакторность, и считает, что карьера является продуктом субъективного сознания человека, в нем содержатся его внутренние установки и их поступательные изменения. Она характеризуется, как далее продолжает он, «эволюционным ростом, мобильностью, социально-личностной направленностью; активным вертикальным продвижением по служебной иерархической лестнице или горизонтальным профессиональным перемещением с повышением социального статуса в рамках установленных временных периодов; индивидуальным подходом к процессу глубокой профессионализации человеческих ресурсов с учетом интересов работодателей; целенаправленной реализацией собственного творческого потенциала на различных должностях; динамичным процессом

внутреннего последовательного количественного и качественного изменения интеллектуальных, психических, нравственных, физических и духовных сил человека, раскрывающих его сущность и предназначение» [4]. Некоторые авторы считают, что карьерный рост связан с достижением успеха, т. е. с успешным продвижением, с дорогой к успеху, с результатом как успехом в профессиональной деятельности [1]; с изменением, связанным с навыками, способностями, квалификационными возможностями и размерами вознаграждения [3]. На наш взгляд, действительно это так, но можно обратить внимание и на то, что карьерный рост связан с движением вперед, т. е. продвижением по службе в той или иной сфере.

Сегодня карьеру можно раскрывать как ак-меологический проект человека для его профессиональной и личностной самореализации, сохранив при этом физическое и психическое здоровье без эмоционального «выгорания» или как общественный проект карьерного роста компании, т.е. профессионального развития сотрудников1. Е.А. Могилевкин считает, что карьера как феномен связана с отношением, взаимодействием «процессов внутреннего развития человека и его внешнего движения в освоении социального пространства» [7]. По мнению большинства исследователей, карьерный рост как понятие делится на несколько видов. Это «горизонтальный», предполагающий качественно новые обязанности человека, которые расширяют его кругозор как профессионала, новый статус высокопрофессионального специалиста и «вертикальный», предполагающий переход на более высокую ступень служебной лестницы в структурной иерархии, а также «центростремительный», предполагающий допуск сотрудника к принятию важных для организации решений и движение к руководящей должности, но пока без повышения. Сегодня в педагогической науке также выделяют понятие «горизонтальная профессиональная карьера учителя». Отсюда горизонтальная карьера учителя, на наш взгляд, связана с его профессиональным ростом и результатами деятельности, с конкретными достижениями. В данном контексте это представлено как внешнее признание успешности деятельности. Но есть еще другая сторона, качество этой

1 Все об образовании. Все о карьере. URL: http://www. zname.info/portal/ec-teims/25.h1ml (дата обращения: 27. 11.2019).

деятельности, которое сугубо индивидуально, т. е. речь идет об индивидуальной карьере учителя. Также горизонтальную профессиональную (педагогическую) карьеру можно рассматривать как качественное передвижение внутри профессии, где появляется уверенность в профессиональной деятельности и повышается ответственность учителя за результаты собственной деятельности. Именно в этом аспекте можно говорить о конкурентоспособности современного учителя.

Определение понятия «профессиональная карьера», по М.В. Александровой, можно рассматривать как «осознанное отношение к собственному движению по ступеням профессионального становления, характеризующим уровни достижений в различных видах деятельности (профессиональной, управленческой, общественной и др.), и повышение его статуса в социально-образовательной среде» [1]; «процесс целенаправленного и последовательного профессионального развития, роста авторитета, статуса в социальной, экономической, нравственной сферах, выраженный в продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, в повышении престижа, построении целостного образа себя в качестве компетентного профессионала» [5]. И.В. Янченко, рассматривая эту проблему, связывает ее со стремлением человека к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию, самоанализу собственных способностей и возможностей для дальнейшей успешной жизнедеятельности2. Анализ изложенного выше позволил нам сформулировать, что карьерный рост - это последовательный и динамический процесс самоорганизации, самосовершенствования, саморегуляции и саморазвития учителя в своей профессиональной деятельности, который способствует успешному достижению поставленных целей и развитию профессионально-социального статуса в обществе.

Необходимо отметить, что зарубежные исследователи Ashdown, Hardy, Stilmann, Anderson [9; 11; 12] придерживаются мнения немецкого философа и социолога Ю. Хабермаса, который утверждает, что нужно рассматривать профессиональное развитие не только как систему оценки и стандартов, но и как «жизненный мир

2 Янченко И.В. Педагогический аспект карьерного роста личности. URL: http://www.rusnaukacom/32_PVMN_2011/ Pedagogica/2_98353 doc.htm (дата обращения: 28.11.2019).

социальной группы». Согласно этой точке зрения, учителя могут строить свою профессиональную карьеру, опираясь на этические потребности, которые возникают в профессиональной практике. Следовательно, «жизнь первична, а система вторична» [10]. Таким образом, «общеизвестно, что термин карьера означает прежде всего продвижение, успех в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды. Это процесс, в котором соединяются воедино личные, интеллектуальные, профессиональные свойства молодого педагога, особенности окружающей среды, общественная специфика» [2, с. 85].

Заключение

Обобщая изложенное выше, необходимо отметить, что карьерный рост будущего учителя возможен лишь в том случае, если человек непрерывно приобретает новые навыки, чтобы перейти на следующую ступень профессионализма. Это, в свою очередь, способствует выходу на более высокий уровень ответственности. Данное утверждение студенты должны осмыслить, обучаясь еще в вузе. На самом деле «образовательное пространство предоставляет достаточно широкое поле для реализации карьерных возможностей учителей. Более того, карьера учителя может рассматриваться как возможность стать уникальным специалистом в своей обла-сти»1. Карьерный рост учителя связан с его стремлением к гибкой и мобильной адаптации

1 Янченко И.В. Педагогический аспект карьерного роста личности. URL: http://www.rusnauka,com/32_PVMN_2011/ Pedagogica/2_98353 . doc . htm (дата обращения: 28.11.2019).

к динамично меняющимся условиям социума. Карьерный рост учителя совершенствует знания, навыки, мастерство, «приобретенные и поддерживаемые в результате непрерывного образова-ния»2. Следовательно, карьерный рост как понятие имеет интегративную характеристику квалификации учителя, качества его профессионализма, уровня его достижений (результатов) в своей профессиональной деятельности и в сфере личностного развития. Это имеет важное значение и в его социальной практике. В первую очередь, это должен осознавать будущий учитель, опережающе готовясь к своей профессиональной деятельности.

Таким образом, актуализация вопроса о карьерном росте учителя, в частности, будущего учителя, связана с появлением профессионального стандарта педагога как инструмента формирования этого роста. Вместе с тем, требуют еще более глубокого и дальнейшего изучения вопросы, связанные с грамотной и эффективной реализацией профессионального стандарта педагога. В этой связи необходимо проанализировать теоретические подходы к толкованию этих понятий, осознать, что такое карьера, карьерный рост и четко определить для себя, что собой представляет данное понятие. Будущему учителю с уже достаточным багажом знаний и понимания сути и сущности карьеры можно начинать свою профессиональную деятельность в школе.

2 Рекомендация МОТ ЮНЕСКО о положении учителей, Париж, 5 окт. 1966 г. URL: http://www.zonazakona.ru/law/ abro/739/ (дата обращения: 09.06.2020)

Список литературы

1. Александрова М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: монография / Новгородский госуниверситет им. Я. Мудрого. Великий Новгород, 2007. 238 с.

2. Воропаев К.В., Фомина Ф.М., Михайлова Е.А., Зарицкая Л.А. Профессиональная карьера педагога: сущность и задачи // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. 2018. № 1 (17). С. 83-89.

3. Вульфов Б.З. Профессиональная карьера учителя // Мир образования. 1996. № 1. С. 48-51.

4. Деражне Ю.Л. Открытое обучение: монография. М. : Академия профессионального образования, 2003. 258 с.

5. Кутняк С.В. Становление карьеры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. № 125. С. 120-126.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1993. 192 с.

7. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: монография. СПб. : Речь, 2007. 336 с.

8. Шейразина Р., Александрова М. Возможности карьерного роста учителя // Народное образование. 2006. № 8 (1361). С. 90-97.

9. Ashdovn J. Professional Development as interference? // C.Sugrue, C.Day (eds) Development Teachers and Teaching: International Research Perspectives. New York, NY: Routiedge-Falmer. 2002. Pp. 116-129.

10. Habermas J. The Theory of Communicative Action. Life-world and System: A Critique of Functionalist Reason. Boston, MA : Beacon Press. 1987. Vol. 2.

11. Hardy I. Competing Priorities in Professional Development: An Australian Study of Teacher Professional Development Policy and Practice // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2008. Vol. 36. No. 4. Pp. 277-290.

12. Stillman J., Anderson L. From Accommodation to Appropriation: Teaching, Identity, and Authorship in a Tightly Coupled Policy Context // Teachers and Teaching. 2015. Vol. 21. No. 6. Pp. 720-744.

Статья поступила в редакцию 10.09.2020 г.; одобрена после рецензирования 19.10.2020 г; принята к публикации 20.03.2021 г. Об авторах

Халудорова Арюна Викторовна

преподаватель, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 670000, Российская Федерация, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24а, [email protected]

Халудорова Любовь Енжаповна

доктор педагогических наук, доцент, Бурятский республиканский институт образовательной политики, 670000, Российская Федерация, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, д. 54, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4527-7460, [email protected]

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

References

1. Aleksandrova M.V. Stanovlenie kar'ery pedagoga v territorial'noi obrazovatel'noi sisteme: monografiya [Formation of a teacher's career in the territorial educational system: monograph]. Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, 2007, 238 p. (In Russ.).

2. Voropaev K.V., Fomina F.M., Mikhailova E.A., Zaritskaya L.A. Professional'naya kar'era pedagoga: sushchnost' i zadachi [Professional career of a teacher: the nature and objectives]. Modernizatsiya regional'nogo obrazovaniya: opyt pedagogov Orenburzh ya = Modernization regional education: Orenburg teachers' experience, 2018, no. 1 (17), pp. 83-89. (In Russ.).

3. Vulfov B.Z. Professional'naya kar'era uchitelya [Professional career of a teacher]. Mir obrazovaniya = Education World, 1996, no. 1, pp. 48-51. (In Russ.).

4. Derazhne Yu.L. Otkrytoe obuchenie [Open learning], Moscow, Academy of vocational education, 2003, 258 p. (In Russ.).

5. Kutnyak S.V. Stanovlenie kar'ery budushchego uchitelya v protsesse professional'noi podgotovki [Development of teaching career in the process of professional training]. Izv. RGPUim. A.I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2010, no. 125. pp. 120-126. (In Russ.).

6. Markova A.K. Psikhologiya truda uchitelya [Teacher psychology], Moscow : Prosveshchenie Publ., 1993, 192 p. (In Russ.).

7. Mogilevkin E.A. Kar'ernyi rost: diagnostika, tekhnologii, trening: monografiya [Career growth: diagnostics, technology, training: monograph], SPb : Rech Publ., 2007, 336 p. (In Russ.).

8. Sheirazina R., Aleksandrova M. Vozmozhnosti kar'ernogo rosta uchitelya [Teacher career opportunities]. Narodnoe obrazovanie = National Education, 2006, no. 8 (1361), pp. 90-97. (In Russ.).

9. Ashdovn J. Professional Development as interference? Sugrue C., Day C. (eds). Development Teachers and Teaching: International Research Perspectives, New York : Routiedge-Falmer.P, 2002, pp. 116-129. (In. Eng.).

10. Habermas J. The Theory of Communicative Action. Life-world and System: A Critique of Functionalist Reason. Boston, MA, Beacon Press, 1987, vol. 2. (In. Eng.).

11. Hardy I. Competing Priorities in Professional Development: An Australian Study of Teacher Professional Development Policy and Practice. Asia-Pacific Journal of Teacher Education, 2008, vol. 36, no. 4, pp. 277-290. (In. Eng.).

12. Stillman J., Anderson L. From Accommodation to Appropriation: Teaching, Identity, and Authorship in a Tightly Coupled Policy Context. Teachers and Teaching, 2015, vol. 21, no. 6, pp. 720-744. (In. Eng.).

Submitted 10.09.2020; approved 19.10.2020; revised20.03.2021.

About the authors

Aryuna V. Khaludorova

Lecturer, Dorji Banzarov Buryat State University, 24a, Smolin St., Ulan-Ude, 670000, Russian

Federation, [email protected]

Lyubov E. Khaludorova

Dr. Sci. (Pedagogy), Associate Professor, Buryat Republican Institute of Educational Policy, 54, Lenin Sq.,

Ulan-Ude, 670000, Russian Federation, ORCID: https://0000-0003-4527-7460, [email protected]

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.