Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ШКОЛЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФИЛЬНАЯ ГРУППА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьякова Ольга Михайловна

В статье описывается опыт реализации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в МБОУ «СОШ № 16» г. Еманжелинска. Наставничество зарождается и формируется в тех точках школьной жизни, где нужна помощь и поддержка, командная работа по решению проблем и трудностей, и в реализации интересов, запросов обучающихся, их родителей, педагогов.Выбраны три актуальных направления психологического сопровождения. Профориентация и самоопределение в работе с профильной группой «педагогический класс», профилактика деструктивного поведения и самоуправление.Более подробно автор освещает основные направления психолого-педагогического сопровождения наставничества, используемые в МБОУ «СОШ № 16»: профессиональная ориентация, помощь и поддержка обучающихся профильной группы «педагогический класс», сопровождение целевых групп риска: обучающихся с трудностями в обучении, с деструктивным поведением, психологическая поддержка самоуправления через обучение и развитие коммуникативных способностей, компетенций в конструктивном разрешении конфликтов, работа в команде, лидерский тренинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьякова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF MENTORING AT SCHOOL

This article describes the experience of implementing psychological and pedagogical support for high school students in a secondary school No. 16 in the town Emanzhelinsk. Mentoring is born and formed at those points in school life where help and support are needed, teamwork helps to solve problems and difficulties, and in realizing the interests and requests of students, their parents and teachers.Three actual areas of psychological support have been selected. Career guidance and self-determination in working with the profile group “pedagogical class”, prevention of destructive behavior and self-management.In more detail, the author highlights the main directions of psychological and pedagogical support of mentoring used in Emanzhelinsk secondary school № 16: professional orientation, assistance and support of students in the profile group “pedagogical class”, support of target risk groups: students with difficulties in learning, with destructive behavior, psychological support of self-government through training and development of communicative abilities, competencies in constructive conflict resolution, teamwork and leadership training.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ШКОЛЕ»

Реализация психолого-педагогического сопровождения наставничества в школе

Дьякова Ольга Михайловна,

педагог -психолог высшей категории, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16», педагог-психолог, Еманжелинского муниципального района Челябинской области

E- mail: nychenknecht@mail.ru

В статье описывается опыт реализации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в МБОУ «СОШ № 16» г. Еманжелинска. Наставничество зарождается и фор -мируется в тех точках школьной жизни, где нужна помощь и поддержка, командная работа по решению проблем и труд ностей, и в реализации интересов, запросов обучающихся, их родителей, педагогов.

Выбраны три актуальных направления психологического со провождения. Профориентация и самоопределение в работе с профильной группой «педагогический класс», профилактика деструктивного поведения и самоуправление. Более подробно автор освещает основные направления психолого педагогического сопровождения наставничества, используемые в МБОУ «СОШ № 16»: профессиональная ори -ентация, помощь и поддержка обучающихся профильной груп пы «педагогический класс», сопровождение целевых групп риска: обучающихся с трудностями в обучении, с деструктив ным поведением, психологическая поддержка самоуправления через обучение и развитие коммуникативных способностей, компетенций в конструктивном разрешении конфликтов, рабо та в команде, лидерский тренинг.

Ключевые слова: наставничество; психолого-педагогическое сопровождение; профильная группа «педагогический класс».

В современной интерпретации наставничество - это универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации. Это технология интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метанавыков и ценностей. Наставник способен стать для подопечного человеком, который окажет полную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их до стижения, раскрытия возможностей личного раз вития и профориентации.

В процессе формирования личности, наставник играет ведущую роль, так как наставнические отношения строятся на принципах доверия, диалога, конструктивного партнерства и взаимного обога щения, а также прямой передачи личного и практического опыта от человека к человеку. Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения проблем, возникающих практически у любого обучающегося:

- подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора своей дальнейшей образова тельной траектории или профессии,

- недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе;

- одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы, либо который ис пытывает трудности коммуникации. Психологическое сопровождение наставничества включает диагностику, создание банка дан ных наставников и наставляемых, психологическое консультирование участников, проведение обучающих практикумов, отслеживание результа тов.

В практической реализации сопровождение становится психолого педагогической командной работой педагогов и психолога, с привлечением родителей.

Психологическое сопровождение программ на ставничества в школе - это часть общего психоло гического сопровождения учебно -воспитательного процесса. Естественным образом сопровождение вписывается и обогащает взаимодействие педа гогов и обучающихся.

Учитывая целевое назначение наставничества: «Наставничество - твой ресурс развития» и «На -ставничество - твой ресурс успеха» - это одна из важнейших задач психологического сопровождения - аккумулирование личностных ресурсов.

Психологическо - педагогическое сопровожде -ние в образовательной организации строиться

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

в соответствии с рекомендациями нормативных документов «Системы функционирования психологических служб в образовательных организациях» [8] (2020 г.) и профессиональным стандартом педагога - психолога. [б]

Рассмотрим основные направления психолого-педагогического сопровождения наставничества, используемые в МБОУ «СОШ № 16»:

• профессиональная ориентация, помощь и поддержка обучающихся профильной группы «пе -дагогический класс».

• сопровождение целевых групп риска: обучаю -щихся с трудностями в обучении, с деструктив -ным поведением.

• психологическая поддержка самоуправления через обучение и развитие коммуникативных способностей, компетенций в конструктивном разрешении конфликтов, работа в команде, лидерский тренинг.

Итак, психолого-педагогическое сопровождение профильного психолого педагогического класса.

Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории - это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осоз нанно и своевременно она решается, зависит ка чество последующей социальной и профессио нальной жизни человека. [7]

При выборе профессии большинство обучающихся 6-11 классов российских школ демонстрируют неосознанную некомпетентность - т.е. прояв -ляют довольно низкую осведомленность о совре -менном мире профессий и системе среднего профессионального образования (СПО) или ВО при невысоком уровне мотивации к выбору и освое нию инструментов выбора. Также при самоопределении школьники демонстрируют зависимость от стереотипов и мнений окружающих и в целом не воспринимают выбор карьерной траектории как актуальную для себя жизненную задачу. Опи санная проблема находится в неразрывной связи с другими сложностями. Во первых, важная роль в решении вопросов профориентации традицион но отводится общеобразовательным организаци ям. Во вторых, современному миру свойственна большая степень неопределенности и изменчи вости, обусловленная высокими темпами развития техники, информационных технологий, об щества. В подобных условиях с уверенностью прогнозировать развитие рынка труда и востре бованность профессиональных навыков на гори зонте 10-15 лет становится крайне сложной задачей, так как знания в некоторых быстро разви вающихся областях неизбежно «устаревают» уже на момент их получения. Этот фактор может влиять на неочевидность важности формирования 5 образовательно- профессиональной траектории § в восприятии подростка, в ряде случаев приводя Я даже к фактическому отказу от выбора, созданию ° ситуации «отложенного выбора». В -третьих, обу-ав чающиеся, проживающие в крупных городах и не -

больших населенных пунктах, имеют заведомо не -одинаковые образовательные и профессиональ ные возможности. В крупных городах такие воз -можности представлены значительно шире, выше качество имеющихся услуг. На сегодняшний день это неравенство в немалой степени можно ниве лировать благодаря широкому распространению образовательных и других услуг в сети Интернет. Однако для грамотной и эффективной навигации по таким ресурсам требуются специализированные умения и навыки, которые необходимо допол нительно формировать у молодежи (например, навык поиска достоверной информации).

Решение всех описанных проблем может быть найдено при условии, если будет построена систе ма профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению обучаю щихся, в реализацию которой могут быть вовлече -ны не только школы, но и профессиональные об разовательные организации, организации ВО, се мья обучающегося, центры занятости населения, а также компании- работодатели, - т.е. будет присутствовать преемственность и согласованность действий всех участников процесса профессио нальной ориентации на основе реализации про грамм наставничества.

Одним из трендов современного российско го образования в системе профориентацион ной работы является создание в общеобразова тельных организациях профильных психолого педагогических классов.

Их открытие началось в 2021 году по поруче нию Министра просвещения Российской Федерации. Данное поручение предполагает к 2024 году открытие 5000 классов психолого педагогической направленности во всех субъектах Российской Федерации. Двумя основными целями создания подобных классов в соответствии с Концепцией профильных психолого педагогических классов становится: - выявление педагогически одарен ных школьников и формирование у них готовности к профессионально личностному самоопре делению; - интеграция педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе. [5]

Указанная Концепция также определяет понятие психолого-педагогического класса, под которым понимается объединение обучающихся обра зовательной организации, характерологическими признаками которого являются: избирательный принцип комплектования состава учащихся; про филирование обучения за счет включения в учеб ный план предметов психолого педагогической и гуманитарной направленности; обеспечение де ятельностного подхода в обучении на основе ак тивного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий; наличие отлаженной структуры взаимодействия с орга низациями образования и другими социальными партнерами.

Челябинская область активно включилась в создание психолого -педагогических классов в обще -

образовательных организациях. Один из 35 таких классов был открыт в 2021 году и в нашей школе.

Для организации работы класса мы выбрали модель «внутришкольной профилизации», на основе практико-ориентированного подхода, когда профильные предметы, а также факультативные и элективные курсы реализуются силами педагогов данной образовательной организации, опира ясь на ее ресурсную базу. При этом общеобразовательная организация остается открытой для социального партнерства и активно взаимодействует с педагогическими вузами и колледжами, другими социальными организациями в рамках про фориентационной работы. [3]

Одним из социальных партнеров является Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. В рамках договора о сетевой форме реализации дополнительной об щеразвивающей программы наши дети изучают в online - режиме программу «Введение в педагогику».

Наставником психолого-педагогического класса является педагог психолог школы, который реализует программу наставничества по форме «учитель-ученик» под названием «Ступени успеха».

Выбор профиля «педагогический класс» осуществляется осознанно с опорой на результаты профессиональной диагностики в 9 классе (ДДО и опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда). Осознание и уточнение профессионального выбора продолжается в 10 классе на факультативных занятиях по программе «По знаю себя и других» (68 час, 10-11класс). При мониторинге и диагностике используются Матрица выбора профессии Резапкиной Г.В., определение уровня общительности В.Ф. Ряховского, диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко и другие.

Педагог психолог школы в обсуждении с обу чающимися профильной группы «педагогический класс» корректирует содержание предлагаемой программы с учетом запроса.

Повышению осознанности профессионального выбора помогает подготовка и участие в област ной психолого педагогической олимпиаде для пед классов, что способствует более активному апро бированию своих педагогических способностей.

Своеобразие психолого-педагогического сопровождения наставничества проявляется в орга низации профессиональных проб для обучающихся педкласса. Участие в днях самоуправления, как учителей-дублеров, методических семинарах для педагогов и практикумах по разрешению конфликтов для обучающихся других школ, работа в каче -стве педагогов на курсах повышения квалификации в форме стажировки для учителей. Участники профильной группы на тренинговом занятии работают в одном круге с педагогами на равных, об -суждают профессиональные вопросы: методы повышения учебной мотивации и приемы самопомо щи в случаях профессионального выгорания.

Обучение в школе вожатых, а затем работа в качестве помощников воспитателя в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыва нием детей на базе школы - еще один вид про фессиональных проб для участников психолого педагогической группы.

Встречи и обсуждение истории собственного профессионального выбора с учителями - вете ранами педагогического труда и педагогами, яв ляющимися победителями областных и всерос сийских профессиональных конкурсов мотиви руют и укрепляют в своем выборе обучающихся психолого педагогического класса.

В начале 11 класса ученики психолого-педагогического класса становятся наставниками детям, относящимся к группам риска или испыты -вающим трудности коммуникации или адаптации в коллективе.

Данное направление психолого-педагогического сопровождения дает значимый положительный результат: все девочки профильной группы психолого -педагогического класса к окончанию 10 класса определились с выбором, решили связать свою профессию с педагогикой. По окончанию школы в 11 классе их выбор реализуется.

Второе направление психолого педагогическо го сопровождения с опорой на наставничество -это профилактическая работа с целевыми группа ми риска.

Данное направление включает работу с неу спевающими и учащимися с деструктивным по ведением (прогульщиками, курильщиками, тревожными, агрессивными и авитальниками). Наставники педагоги есть у обучающихся, стоящих на учете КДН и педагогическом учете в школе. Психологическое сопровождение: диагностика, консультирование, коррекционные занятия и пси хологический практикум - реализуется в системе и в соответствии с требованиями профессионального стандарта. [4]

Банк данных по готовности к школе, к обуче -нию в среднем звене, адаптации, уровню тревожности и другим личностным параметрам обучающихся школы содержится у психолога в электронном и бумажном вариантах. Тестирование по блоку методик Ясюковой Л.А. в 1 и 4 классе дополняется в накопительном порядке личной ин формацией в ходе консультирования, диагности ки, наблюдений. [2]

Индивидуальное сопровождение учащегося группы риска осуществляется психологом, со циальным педагогом и педагогом наставником и наставником старшеклассником по программе «Рука помощи» совместно через консилиум и командное взаимодействие, с подключением се мьи и педагогов-предметников. Система работы выстраивается с опорой на имеющиеся данные по ребенку, его семье, с учетом возрастных осо бенностей и включения ребенка в практическую деятельность (кружки, внеурочную деятельность, индивидуальные коррекционные и развивающие

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

занятия, интересные внеклассные дела и т.д.). Примерами форм работы являются:

- социально коммуникативный тренинг для сбор ной группы обучающихся 7-9 классов вместе с наставниками (агрессивные, тревожные, не уверенные в себе);

- психологический практикум для обучающихся 4-5классов по снижению агрессивных столкновений и конфликтов;

- определение наставника для обучающихся, стоящих на учете ПДН;

- выбор направленности внеурочной деятельно сти или программ дополнительного образова ния;

- планирование совместно с наставником ком плексного плана индивидуального сопровожде -ния обучающихся группы риска;

- индивидуальная помощь наставников обучающихся группы риска, в т.ч. стоящих на учете ПДН, КДН.

Третье направление - психолого педагогичес кое сопровождение наставничества в самоуправ лении. В школе функционирует «Школьная респу блика» как форма организации ученического са моуправления, в рамках которой реализуется не сколько программ наставничества «ученик ученик» Участие старшеклассников в слетах активи стов «Школьной республики» и «ИнТурист» (ин теллектуальный турист) в роли организаторов, кураторов, тренеров мастер классов и тренингов. Подготовка психологических мероприятий: тре нинга сплоченности и командообразования, рефлексивный круг, круг дружбы, игры -угадайки и полевой практикум - проводится наставником, которым выступает педагог-психолог.

Проведение уроков в день самоуправления традиционно осуществляется старшеклассниками школы. Обучающиеся лидерского актива школы в этот день проводят оригинальные занятия и для педагогов школы.

Помощь и поддержку обучающимся членам министерств Школьной республики в организации самоуправления в классе оказывают классные ру ководители, выступая в роли наставников.

Механизмы психологического сопровождения реализации программ наставничества в школе представлены:

• диагностикой при формировании пары настав ник и наставляемый, формирование банка дан ных;

• консультированием кураторов, наставников, наставляемых по заявленным проблемам;

• психолого методическим практикумом для на ставников;

• кураторством «Команды связей», методическая помощь в разрешении конфликтов;

• семинарами практикумами для обучающихся 5 наставников (разбор конкретных конфликтов § из жизни детей).

Я На разных этапах программы наставничества ° педагог-психолог школы использует различные ав методики: [1]

«на входе»: «Готовность к саморазвитию», Уровень социально-психологического климата (УСПК), «готовность к командной работе».

«на середине»: лист рефлексии по работе с на -ставляемым и с наставником, удовлетворенность взаимодействием,

«на выходе»: «удовлетворенность и эффективность реализации программы наставничества (оценка наставника, наставляемого и родителей наставляемого), уровень эмоционального выгора ния педагога-наставника, уровень психоэмоционального состояния наставника и наставляемого. Оценка мотивационного, личностного, компетент-сного, профессионального роста участников, ди намика результатов.

Подводя итог, можно утверждать, что психологическое сопровождение наставничества:

- часть психолого-педагогического командного взаимодействия в сопровождении практики на ставника и наставляемого,

- часть общего психологического сопровождения учебно воспитательного процесса в обра зовательной организации.

Литература

1. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, орга низация работы с педколлективом/авт.-сост. Г.С. Чеснокова и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

2. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска». Сборник научно методических материалов /Н.В. Кова лева, И.В. Деткова, А.В. Леонтьева, и др.; Под общей ред. Е.Н. Панченко - Москва-Майкоп, 2006. - 180 с.

3. Научно-методическое сопровождение деятельности психолого педагогических классов [Электронный ресурс]: практическое пособие / Т.А. Абрамовских, А.В. Коптелов, А.В. Машу-ков [и др.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,64 Мб). - Челябинск: ЧИППКРО, 2022

4. Новикова М.В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации. - М.: Генезис, 2006.

5. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно методическое пособие. - Москва: Академия Минпросвеще ния России, 2021. - 392 с.: ил.

6. Профессиональный стандарт педагога психо лога в образовании. Приказ Министерства тру да и социальной защиты РФ от 24.06.2015 г. № 514

7. Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. АВ № 2324\05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» Методические рекомендации по реализации профори-ентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования

8. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р - 193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеоб разовательных организациях». Консультант -Плюс, 19.04.2021 г.

IMPLEMENTATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF MENTORING AT SCHOOL

Dyakova O.M.

Secondary school No. 16, Emanzhelinsk municipal district of the Chelyabinsk region

This article describes the experience of implementing psychologi -cal and pedagogical support for high school students in a second -ary school No. 16 in the town Emanzhelinsk. Mentoring is born and formed at those points in school life where help and support are needed, teamwork helps to solve problems and difficulties, and in realizing the interests and requests of students, their parents and teachers.

Three actual areas of psychological support have been selected. Career guidance and self-determination in working with the profile group "pedagogical class", prevention of destructive behavior and self management.

In more detail, the author highlights the main directions of psychological and pedagogical support of mentoring used in Emanzhelinsk secondary school № 16: professional orientation, assistance and support of students in the profile group "pedagogical class", sup port of target risk groups: students with difficulties in learning, with destructive behavior, psychological support of self government through training and development of communicative abilities, com petencies in constructive conflict resolution, teamwork and leader ship training.

Keywords: mentoring; psychological and pedagogical support; profile group "pedagogical class".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Educating a leader: secrets of effective pedagogy: trainings with teenagers, organization of work with a pedagogical collec -tive/author-comp. G.S. Chesnokova and others. - Volgograd: Teacher, 2009.

2. Mentoring as a process of accompanying children and adolescents of "risk groups". Collection of scientific and methodological materials /N.V. Kovaleva, I.V. Detkova, A.V. Leontieva, and others.; Under the general editorship of E.N. Panchenko -Moscow-Maykop, 2006.

3. Scientific and methodological support of the activities of psychological and pedagogical classes [Electronic resource]: practical guide / T.A. Abramovskikh, A.V. Koptelov, A.V. Mashukov [et al.]. - Electron. text data. (1 file: 1.64 MB). - Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2022

4. Novikova M.V. Psychological help to a child in a crisis. - M.: Genesis, 2006.

5. Organization of the activities of psychological and pedagogical classes: an educational and methodological manual. - Moscow: Academy of the Ministry of Education of Russia, 2021. - 392 p.

6. Professional standard of a teacher psychologist in education. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Rus sian Federation No. 514 dated 06/24/2015

7. Letter of the Ministry of Education of Russia dated 01.06.2023 AB No. 2324\05 "On the introduction of a unified model of professional orientation" Methodological recommendations for the implementation of the vocational guidance minimum for educational organizations of the Russian Federation implementing ed ucational programs of basic general and secondary general ed ucation.

8. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 12/28/2020 No. R - 193 "On approval of methodologi -cal recommendations on the system of functioning of psycho logical services in educational organizations". ConsultantPlus, 04/19/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.