Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПО СЛЕДАМ ИСТОРИИ»'

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПО СЛЕДАМ ИСТОРИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зазуляк Оксана Викторовна

В статье рассматривается практика применения технологий наставничества в общеобразовательной организации на примере МБОУ «СОШ № 16» г. Еманжелинска. Описан опыт работы образовательной организации в роли муниципальной пилотной площадки по внедрению наставничества. Автор делится опытом реализации социального проекта по восстановлению исторической памяти. Данный проект был построен на основе целевых моделей наставничества по форме «ученик-ученик», «учитель-ученик», направленных на повышение качества общего образования. Особое внимание уделено аспектам совместной деятельности детей, нацеленной на сохранение исторической памяти нашего народа. Автор подробно освещает модели наставничества, этапы работы над проектом, результаты деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зазуляк Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MENTORING TECHNOLOGIES IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION: ON THE EXAMPLE OF THE IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL PROJECT “IN THE FOOTSTEPS OF HISTORY”

The article discusses the practice of using mentoring technologies in a general education organization on the example of Secondary school № 16 in the city of Emanzhelinsk. The experience of an educational organization in the role of a municipal pilot site for the introduction of mentoring is described. The author shares the experience of implementing a social project to restore historical memory “In the footsteps of history”. This project was built on the basis of targeted mentoring models in the form of “student-student”, “teacher-student”, aimed at improving the quality of general education, as well as early professional self-determination of students in the modern labor market of the region. Special attention is paid to the aspects of children’s joint activities aimed at preserving the historical memory of our people. The author covers in detail the stages of work on the project and the results.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПО СЛЕДАМ ИСТОРИИ»»

Внедрение технологий наставничества в образовательной организации: на примере реализации социального проекта «По следам истории»

Зазуляк Оксана Викторовна,

учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ № 16» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

E-mail: o.zazulyak@inbox.ru

В статье рассматривается практика применения технологий наставничества в общеобразовательной организации на примере МБОУ «СОШ № 16» г. Еманжелинска. Описан опыт работы образовательной организации в роли муниципальной пилотной площадки по внедрению наставничества. Автор делится опытом реализации социального проекта по восстановлению исторической памяти. Данный проект был построен на основе целевых моделей наставничества по форме «ученик-ученик», «учитель-ученик», направленных на повышение качества общего образования. Особое внимание уделено аспектам совместной деятельности детей, нацеленной на сохранение исторической памяти нашего народа. Автор подробно освещает модели наставничества, этапы работы над проектом, результаты деятельности.

Ключевые слова: наставничество, проектные технологии, социальное проектирование, региональная инновационная площадка, сохранение исторического и культурного наследия, целевые модели наставничества.

Современное образование претерпевает сегодня изменения. Одним из важных составляющих этого процесса является изменение парадигмы образования. В основе стратегии модернизации образования лежит компетентностный подход. Педагоги убедились в эффективности проектных технологий и активно используют их в своей работе. Проектная деятельность дает возможность охватить широкий комплекс общеобразовательных и общекультурных проблем. Она способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического мышления.

Мы сделали свой выбор в пользу социального проектирования. По мнению многих исследователей, социальное проектирование является одним из лучших методических приемов не только для активизации деятельности обучающегося, но также и как средство социализации. Е.С. По-лат считает, что проектная деятельность - самый распространенный вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счет включения ее в различные виды деятельности, прививает обучающимся жизненно необходимые знания и умения [4].

Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Социальное проектирование - это своего рода инновационная деятельность [4].

Социальное проектирование является формой, объединяющей обучение и воспитание, оно развивает навыки анализа работы, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения [4].

С 2020 года наша школа является региональной инновационной площадкой по реализации программ наставничества. Это позволило реализовать на практике много разных проектов. Сегодня речь пойдет о долгосрочном социальном проекте «По следам истории», который был реализован в 2021-2022 учебном году.

Инициатором проекта стала обучающаяся 10 класса Емельяна Марабаева, которая участвовала во Всероссийском конкурсе «Большая перемена» в вызове «Помни». Она разработала экскурсионный маршрут «Герои Еманжелинска», организовала группу единомышленников. Вместе девушки (обучающиеся 10 класса) начали разрабатывать и проводить различные мероприятия. Модель наставничества «ученик-ученик» предполагала передачу опыта Емельяны как финалиста

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

конкурса «Большая перемена». Она обучила одноклассниц основам социального проектирования, провела мастер-классы по ораторскому искусству. В процессе работы десятиклассницы взяли шефство над группой семиклассников, которые изъявили желание участвовать в нашем проекте. Модель наставничества «ученик-ученик» приобрела немного другие формы. Обучающиеся 10 класса совместно с семиклассниками писали сценарии игр, классных часов для детей начальной школы. Наставниками могут быть учащиеся образовательной организации, студенты, представители сообществ выпускников образовательной организации, педагоги и иные должностные лица образовательной организации, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, НКО и иных организаций, изъявивших готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества [5].

Каждая из форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, видоизмененной с учетом ключевых запросов трех факторов (элементов/участников) системы: наставляемого, наставника (и его организации / предприятия) и региона [5].

Модель «учитель-ученик» предполагает совместную деятельность педагога и детей (ребенка). Руководитель проекта, автор данной статьи, осуществляла педагогическое сопровождение каждого участника и группы в целом. В результате реализации этого проекта было проведено 26 мероприятий, направленных на развитие интереса к историческому прошлому города Еманжелин-ска и его горожан. Свой проект ребята освещали на страницах группы «По следам истории» в социальной сети В Контакте.

Выбор направления проекта инициативная группа объяснила тем, что воспитание патриотизма начинается с изучения истории своей малой Родины. Город Еманжелинск Челябинской области - один из тысяч малых городов России. Здесь проживают около 30 000 жителей. Но, несмотря на небольшие масштабы, имеет большую историю. В последние годы мы наблюдали снижение интереса к истории нашего государства, родных мест, биографиям простых людей. Наш город основан в 1931 году, в очень важный для СССР период индустриализации. На работу в Еманжелин-ские угольные копи были высланы спецпереселенцы, которые должны были осваивать месторождения бурого угля. Большая часть этих людей были раскулаченными. В советское время отношение к спецпереселенцам было неоднозначным. Нынешние жители города - это дети, внуки и правнуки тех, кто когда-то был выселен сюда. Многие из еманжелинцев активно интересуются историей 5 города, изучают биографии своих родственников, о готовы узнать и рассказать правду молодому пой колению.

° Проект оказался актуальным для нашего рай-ав она. Участники проекта изучили методики соци-

ального проектирования, а руководитель проекта, учитель истории О.В. Зазуляк, приняла участие во Всероссийском проекте «Добровольцы локальной истории» для получения консультативной помощи от специалистов проекта.

Опрос горожан показал, что большинство из них уверены в знании истории родного края. Но в ответах на вопросы фактического характера (на знание конкретных людей) было допущено много ошибок.

Следующим шагом было обращение в городской архив, историко-краеведческий музей, совет ветеранов.

Проведя предварительную подготовку, девушки разработали разные экскурсионные маршруты по городу Еманжелинску. Экскурсии были рассчитаны на людей разного возраста, разные по длительности, по протяженности.

После проведения нескольких встреч с обучающимися начальной школы маршруты были скорректированы, внесены некоторые изменения. Следующим этапом стало создание группы наставляемых, обучающихся 7 классов, которые изъявили желание участвовать в проекте. Группа подростков (7 класс) под руководством своих наставников разработала и провела классные часы для обучающихся 5-8 классов на тему «Судьба семьи в судьбе страны», затем написала сценарий игры - викторины для начальной школы на тему «Знатоки истории малой Родины».

Особое внимание хочется уделить вопросу подготовки и проведению заседаний дискуссионного клуба «Гражданский форум». Клуб работает в нашей школе с 2006 г. Это объединение старшеклассников, которые имеют активную гражданскую позицию. На заседаниях обсуждаются наиболее важные вопросы развития общества. Проблему для обсуждения выбирают сами дети. Затем инициативная группа совместно с учителем определяет вопросы, материалы (видео, фото, статистику) для обсуждения. В рамках данного проекта мы провели два заседания для обучающихся и студентов образовательных организаций Еман-желинского муниципального района. Одной темой обсуждения была тема «Судьба человека в судьбе страны». Говорили о спецпереселенцах, раскулаченных, узниках концлагерей, тех людях, которые строили Еманжелинск и являются предками современных горожан.

В ходе реализации проекта мы освещали все мероприятия на своей странице в социальной сети В Контакте. Также информационную поддержку нам оказали районная газета «Новая жизнь» и городское телевидение «Глобал ТВ». Это привлекло внимание жителей. Совет ветеранов Еманжелин-ского района, узнав о проведении экскурсий, попросил организовать такую встречу для них. В результате было проведено две экскурсии для Совета ветеранов. После встречи со старожилами города было принято решение о том, что несколько ветеранов станут нашими наставниками. К концу учебного года у нас была собрана картотека с ин-

формацией о разных людях, жителях Еманжелин-ска. Для себя мы назвали такую модель наставничества «равный - равному».

В апреле 2022 года была проведена научно-практическая конференция в МБОУ «СОШ № 16», посвященная истории Еманжелинска. Участвовали обучающиеся 8-10 классов (153 человека).

Для обучающихся 5-11 классов были проведены информационные беседы «Герои Еманжелин-ска». Беседы проводились участниками проекта, а также другими обучающимися школы. Текст и презентацию беседы создавали наши старшеклассницы, а обучающиеся 7 классов готовили и проводили их.

Для анализа проделанной работы мы использовали статистику ВК: регулярно отслеживали охват (400 человек), посещаемость (ежедневные просмотры колебались от 30 до 540), географию пользователей.

В процессе работы возникли некоторые трудности:

• При создании группы в социальной сети В Контакте мы столкнулись с проблемой правильного размещения материалов, оформлением страницы. Поняли, что имеем недостаточно знаний в сфере СММ.

• При подготовке классных часов и информационных бесед необходимо было учитывать возраст участников и правильно подбирать материал.

Наш проект был рассчитан на 1 учебный год, но мы планируем и дальше развивать его.

По итогам областной акции «Я - гражданин России» в мае 2022 г. наша команда стала победителем в номинации «Сохранение и развитие культурного и исторического наследия».

Акция проводилась в целях вовлечения обучающихся образовательных организаций в общественно-полезную социальную практику, формирования активной гражданской позиции, интеллектуальное и личностное развитие обучающихся средствами проектной деятельности.

В акции принимали участие 771 обучающийся образовательных организаций различного типа, члены детских и молодежных общественных объединений в возрасте от 11 до 18 лет. На областной этап акции было представлено 54 социальных проекта.

Считаем, что основные задач взаимодействия наставника с наставляемым, такие как: улучшение образовательных результатов, метакомпетен-ций и мотивации, содействие развитию интереса к истории родного края в такой форме деятельности, как социальный проект; развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, использование опыта в поисковой деятельности были успешно решены.

Литература

1. Историческое и обществоведческое образование: ресурсы, проблемы и перспективы: ма-

териалы всероссийской научно-практическои конференции с международным участием (Улан-Удэ, 10-11 июня 2021 г.) / науч. Ред. М.Г. Цыренова. - Улан-Удэ: Издательство бурятского госуниверситета, 2021. - 208 с.

2. Казанцева С.И. Формирование гражданственности школьников посредствам организации социальных практик // Пермский педагогический журнал. - 2011. - № 2

3. Зазуляк О.В. «Правду нужно знать», или как научить старшеклассников обсуждать современные проблемы общества в формате дискуссионного клуба «Гражданский форум» // Историческое и обществоведческое образование: ресурсы, проблемы и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 10-11 июня 2021 г.) / науч. Ред. М.Г. Цыренова. - Улан-Удэ: Издательство бурятского госуниверситета, 2021. - с. 135-142.

4. Старкова В.Е., Довгяло В.К. Социальное проектирование как средство социализации школьников // Вестник ПГГПУ. - 2015. - № 1

5. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях [Электронный ресурс]: методические рекомендации / сост. Ю.Г. Маковецкая, Н.В. Грачева, В.И. Серикова. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 904 Кб). - Челябинск: ЧИППКРО, 2021. -ISBN 978-5-503-00417-5

IMPLEMENTATION OF MENTORING TECHNOLOGIES IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION: ON THE EXAMPLE OF THE IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL PROJECT "IN THE FOOTSTEPS OF HISTORY"

Zazulyak O.V.

Secondary school № 16 of the Emanzhelinsk municipal district of the Chelyabinsk region

The article discusses the practice of using mentoring technologies in a general education organization on the example of Secondary school № 16 in the city of Emanzhelinsk. The experience of an educational organization in the role of a municipal pilot site for the introduction of mentoring is described. The author shares the experience of implementing a social project to restore historical memory "In the footsteps of history". This project was built on the basis of targeted mentoring models in the form of "student-student", "teacher-student", aimed at improving the quality of general education, as well as early professional self-determination of students in the modern labor market of the region. Special attention is paid to the aspects of children's joint activities aimed at preserving the historical memory of our people. The author covers in detail the stages of work on the project and the results.

Keywords: mentoring, project technologies, social design, regional innovation platform, preservation of historical and cultural heritage, target models of mentoring.

References

1. Historical and social science education: resources, problems and prospects: materials of the All-Russian Scientific and Practical conference with international participation (Ulan-Ude, June 10-11, 2021) / scientific Ed. by M.G. Tsyrenova. - Ulan-Ude: Buryat State University Publishing House, 2021. - 208 p.

2. Kazantseva S.I. Formation of citizenship of schoolchildren through the organization of social practices // Perm Pedagogical Journal. - 2011. - No. 2

3. Zazulyak O.V. "You need to know the truth", or how to teach high school students to discuss modern problems of society in

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

the format of the discussion club "Civic Forum" //Historical and 4. social science education: resources, problems and prospects: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (Ulan-Ude, June 10-11, 2021) / 5. nauch. Ed. by M.G. Tsyrenov. - Ulan-Ude: Buryat State University Publishing House, 2021. - pp. 135-142.

Starkova V.E., Dovgyalo V.K. Social design as a means of socialization of schoolchildren // Bulletin of PGGPU. - 2015. -No. 1

Implementation of the target model of mentoring in educational organizations [Electronic resource]: methodological recommendations / comp. Yu.G. Makovetskaya, N.V. Gracheva, V.I. Surik-ova. - Electron. text data. (1 file: 904 KB). - Chelyabinsk: CHIP-PCRO, 2021. -ISBN 978-5-503-00417-5

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.