Соколова Екатерина Владиславовна, педагог дополнительного образования ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"», Российская Федерация, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Холодилов Сергей Сергеевич, педагог дополнительного образования ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"», Российская Федерация, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Грудев Ярослав Евгеньевич, педагог дополнительного образования ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"», Российская Федерация, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Sokolova Ekaterina Vladislavovna, Teacher of Additional Education, House of Student Youth "Mag-nit", Russian Federation, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]
Kholodilov Sergey Sergeevich, Teacher of Additional Education, House of Students' Youth "Mag-nit", Russian Federation, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]
Grudev Yaroslav Evgenievich, Teacher of Additional Education House of Student Youth "Magnit", Russian Federation, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Шульпин, А. Н. Наставничество как социально-педагогический феномен и инструмент совершенствования работы объединения дополнительного образования / А. Н. Шульпин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 141-146.
УДК 374 ББК 74.200.58
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Н. Шульпин
Целью данной статьи является стремление осмыслить историко-теоретические основания феномена наставничества и его применение в совершенствовании деятельности секции рукопашного боя ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"». Анализ данной проблемы вызван требованиями времени и обусловлен необходимостью внедрения региональной целевой модели наставничества в образовательных учреждениях. В первой части статьи раскрывается актуальность проблемы и дан анализ наставничества как социокультурного и педагогического феномена. Во второй части делается попытка осмысления практического применения наставничества в работе объединения спортивно-оздоровительной направленности, руководителем которого является автор данной статьи.
Ключевые слова: наставничество, история наставничества, феномен наставничества, целевая модель наставничества, дополнительное образование, воспитательная работа с детьми.
Актуальность исследования явления наставничества на современном этапе обосновывается необходимостью реализации национального проекта «Образование» и ряда его подпроек-тов («Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы»), предусматривающих вовлечение в различные формы сопровождения и наставничества не менее
70 % обучающихся, а также необходимостью внедрения целевой модели наставничества, утвержденной федеральным и региональным нормативными актами [1; 2]. В целевой модели наставничества излагаются терминология, ожидаемые результаты, формы наставничества, которые также требуют рефлексии для дальнейшего использования в педагогическом процессе.
Наставничество является общеисторическим социокультурным феноменом, присутствовавшим на всех этапах развития человечества, так как освоение новых навыков и знаний всегда строится на системе передачи знаний в коллективе. О неразрывности групповой деятельности людей и наставничества пишут исследователи А. Н. Долгушева, В. М. Кадневский, Е. И. Сер-гиенко: «Групповая деятельность была безальтернативным условием выживания homo sapiens, поэтому феномен наставничества формировался в рамках объективных противоречий между потребностями в организации групповой деятельности людей и различием их индивидуальных способностей» [3, с. 264]. При этом важной чертой наставничества является неразрывная связь обучения с воспитанием, сочетание получения новых знаний и духовно-нравственного воспитания.
В связи с этим нельзя не упомянуть Сократа, который считал главной задачей наставника пробуждение личного сознания ученика в процессе диалога, умение помочь истине самой возникнуть в его сознании, когда ученик отвечает на вопросы, заранее сформулированные и продуманные наставником.
В традициях российского воспитания, по словам Н. Г. Храмовой, образование определяется как «взращивание человека в его восхождении к Первообразу» [4]. Учитель при этом данным автором характеризуется «духовным наставником, который способствует становлению уникального образа, лика, личности в каждом из своих учеников» [4]. Нельзя не согласиться с этим видением наставничества в традициях российского воспитания, где «наставничество, как сердечный порыв», который определяет отношения педагога и обучающегося, и «изначально устремлено к своему идеалу: достижению учеником православного самосознания... жажды служения своему народу и Отечеству» [4].
Известный чешский гуманист, педагог и философ XVII века Ян Амос Коменский в своем учении о «пампедии» [5] — универсальном воспитании всего человеческого рода — дает нам понимание наставничества через сформулированное им так называемое «руководство универсальных учителей». «Универсальный учитель» характеризуется великим ученым-дидактом не просто как учитель или наставник, а как «пампедический наставник», или «пандидаскалический наставник», — то есть «умелый в обучении всех людей всему, что способствует совершенствованию челове-
ческой природы, ради доставления человеку всецелого совершенства» [5]. Образ идеального наставника включает три вещи: «(1) каждый сам должен быть таким, каким должен делать других, (2) каждый должен владеть искусством делать других такими (3) и быть ревнителем своего дела, — словом, должен мочь, уметь, хотеть насаждать пансофию» [5]. Кроме того, Я. А. Коменский подчеркивал, что наставник должен учить воспитанника гуманистическому отношению к другим людям через состояние собственной души, через такие качества, как доброта, доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоуважение, а также взаимные требовательность и ответственность.
В годы советской власти понятие наставничества приобрело характер интенсивной подготовки на предприятиях молодых кадров опытными мастерами для промышленности. И, как сообщают в своей работе авторы Н. В. Быстро-ва, С. А. Цыплакова, А. К. Преснова, А. С. Пасечник, описывая феномен наставничества в этот исторический период, «наставничество приобрело широкий характер, вызванный недостатком квалифицированных кадров и невозможностью в короткий срок обеспечить их подготовку в рамках системы профессионального образования» [6, с. 19-20]. Наставничество в период становления советской эпохи и урбанизации рассматривали не только как инструмент, позволяющий крестьянской молодежи осваивать рабочую специальность (как это было в 1920-1950-е гг.), но и как действенную форму профессиональной подготовки и нравственного воспитания юношей и девушек. Наставниками становились, как правило, наиболее авторитетные люди, обладавшие хорошей профессиональной подготовкой и большим жизненным опытом. В 1960-е — начале 1990-х гг. система наставничества продолжала функционировать, но постепенно стала носить все более формальный характер, а после распада СССР и вовсе утратила свое значение.
К концу XX века институт наставничества на производстве претерпел историческую трансформацию. Появились исследования (Г. Льюис [7], Л. Рай [8]), отражающие новое видение наставничества на производстве. Выраженное в философии фирмы, наставничество становится инструментом воспитания молодежи в корпоративной среде. Наряду со словом «наставничество» в обиход корпоративного обучения вошли англоязычные синонимичные слова («тьюторинг»,
«менторинг», «коучинг»), которые потом перешли в сферу образования различных уровней и получили там свое содержание и развитие.
Исследователи Т. А. Безенкова, С. Н. Испу-лова, Е. В. Олейник, изучающие социальный аспект наставничества, отмечают, что в конце XX века наставничество стало использоваться в социальной работе с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации [9]. Впервые такая форма наставничества появилась в США, а затем интерес к социально-педагогической технологии наставничества появился и в России. Несмотря на то, что как таковая социально-педагогическая технология наставничества не используется нами в воспитательном процессе, при описании данной технологии авторы перечисляют личностные качества добровольцев-наставников, которые, на наш взгляд, должные присутствовать в любой наставнической технологии. По словам вышеуказанных авторов, добровольцы-наставники обладают высоким уровнем коммуникативных навыков и эмпатии; коммуникативный компонент выражается в способности «отстоять и настоять на своем мнении, проявить инициативу в общении, принять самостоятельное решение в трудной ситуации, организовать мероприятие и т. п.» [9, с. 152], а эмпатия проявляется как «способность к сопереживанию, поддержке, созданию благоприятных условий для окружающих» [9, с. 152]. Добровольцы-наставники способны увлечься добрым делом не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
На современном этапе наставничество возрождается в работе образовательных организаций различного уровня, охватывая образовательный, воспитательный и социальный аспекты поддержки обучающихся.
Сегодня в нормативной документации по методологии наставничества понятие «наставничество» определяется как «универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве» [1]. Основным компонентом наставничества, согласно этому документу, является «активное слушание — практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т. д.», применяемая для установления доверительных отношений между наставником и наставляемым [1].
Огромную роль в этих особых отношениях играют доверие, честность, профессионализм, надежность, умение выстраивать гармоничные отношения на основе сотрудничества. По возрасту наставник, как правило, старше своего подопечного. Более высокая возрастная категория наставника обеспечивает результативное взаимодействие между сторонами и эффективную передачу информации.
Переходя к анализу возможностей наставничества в деятельности секции рукопашного боя в учреждении дополнительного образования, отметим, что целью наставничества, на наш взгляд, здесь является оказание помощи наставляемым в их профессиональном становлении как спортсменов и как тренеров-инструкторов, содействие в гармоничном развитии и в адаптации к окружающему миру.
Отсюда вытекают задачи педагога-наставника:
- стремиться привить своим ученикам интерес к профессиональной спортивно-оздоровительной и тренерской деятельности;
- развить способности наставляемых к самостоятельной работе, к качеству выполнения возложенных на них обязанностей;
- содействовать в воспитании эмоционально-волевой и духовно-нравственной сферы обучающегося;
- стремится формировать гармоничные отношения в коллективе, пропитанные духом взаимопомощи и гуманизма.
В работе секции рукопашного боя видится возможность использовать различные технологии наставничества:
а) прямое наставничество — непосредственный контакт с учеником, общение с ним не только в учебное время, но и в неформальной обстановке;
б) опосредованное наставничество — когда оно проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, а также в виде влияния на его окружающую среду;
в) социокультурная технология наставничества — это наставничество, осуществляемое, как правило, во внеурочной общественной деятельности в целях развить общие компетенции обучающихся, а также спортивные достижения;
г) индивидуальная технология наставничества — это когда все силы направлены на воспитание одного обучающегося;
д) групповая (коллективная) технология наставничества — это когда наставничество распространяется на группу обучающихся.
Наставничество можно осуществлять как очно, так и дистанционно, с применением интернет-технологий. К более активному использованию новых информационных технологий в наставничестве нас подтолкнуло развитие цифровых технологий и сложившаяся в 2020 году неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка. Сегодня стало нормой вести в социальной сети виртуальную группу объединения (секции, кружка), где регулярно педагогом выкладываются обучающие и воспитательные материалы. Это позволяет обеспечить открытость и доступность образования, а также непрерывное наставническое сопровождение детей для достижения результатов в адаптации, социализации, профессиональном самоопределении, в индивидуальной и групповой подготовке, в духовно-нравственном воспитании.
Как правило, педагог стремится сам стать наставником детей, когда видит их увлеченность, непреодолимое желание тренироваться и побеждать на соревнованиях. Но в практике дополнительного образования в секции спортивно-оздоровительной направленности задачи шире, так как не все обучающиеся объединения планируют или физически способны посвятить себя в будущем спорту, многие сюда приходят ради оздоровления и воспитания физической ловкости и выносливости. Поэтому в практике секции рукопашного боя принята культура взаимопомощи и поддержки новеньких, помощи отставшим от программы по различным причинам, содействия при подготовке к соревнованиям. Здесь не только педагог выступает в роли наставника, но и дети под руководством педагога помогают друг другу. Педагог старается привить культуру наставничества в коллективе обучающихся, это положительно сказывается на гармонизации отношений и результативности образовательного процесса. Даже если обучающиеся в будущем не станут спортсменами, они смогут работать тренерами-инструкторами или просто поддерживать культуру здорового спортивного образа жизни и будут передавать свой опыт и свое наставление собственным детям и ученикам.
Наставничество в секции рукопашного боя предполагает помимо прочего развитие социальной и духовно-нравственной культуры на-
ставляемого, сплочение коллектива, в том числе в игровой форме. Одним из аспектов духовного роста ученика является его приобщение к традициям русской культуры. Очень часто во внеурочной деятельности под руководством педагога-наставника обучающиеся присоединяются к городским спортивным праздникам, участвуют в играх и забавах и т. д. На уроках и внеурочных мероприятиях дети узнают много новых подвижных игр, в которые они могут играть, собравшись своей компанией, что очень важно, так как активная живая игра отвлекает обучающихся от компьютерных игр, помогает гармонизировать взаимоотношения в коллективе, сплотить ребят.
Не менее важна в дополнительном образовании и культурно-просветительская работа в наставничестве. На занятиях по рукопашному бою педагог-наставник не только обучает технике и приемам рукопашного боя, он также опосредованно знакомит детей с фильмами и книгами, героями которых выступают спор-тсмены-рукопашники. После домашнего просмотра фильма или прочтения книги в детском коллективе организуются обсуждения, где особое внимание уделяется личностным качествам спортсмена, помогающим ему добиться успеха, обсуждению проблемы добра и зла, социально значимых поступков героя. Такие методы способствуют развитию мировоззрения, учат думать, размышлять, повышают нравственное осознание поступков.
Особое внимание в секции рукопашного боя уделяется успеваемости обучающихся в образовательных учреждениях (школе, колледже). Педагог-наставник должен быть неравнодушен к образовательным результатам и мотивации к учению у своих наставляемых. Иногда педагогу, на наш взгляд, стоит и заглянуть в дневники к школьникам, поинтересоваться их успехами, подбодрить или взять на контроль отставание по предметам. Этот метод взят из советской школы, но до сих пор остается действенным.
Наличие наставничества в системе дополнительного образования меняет детей к лучшему: крепнет взаимовыручка, дети становятся более уверенными, общительными, у них появляются новые друзья, повышается дисциплина, работоспособность, дети стремятся не пропускать тренировки и начинают лучше учиться в школе.
Библиографический список
1. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися : [распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации : [сайт]. — 2021. — URL: https://legalacts.ru/doc/ rasporjazheme-minprosveshchemja-rossN-ot-25122019-n-r-145-ob-utverzhdemi/ (дата обращения: 12.03.2021).
2. Об организации работы по внедрению региональной целевой модели наставничества в Челябинской области : [приказ Минобрнауки Челябинской области от 18.11.2020 № 01/2428] // Министерство образования и науки Челябинской области : офиц. сайт. — 2021. — URL: https:// minobr74.ru/documents/doc/11469 (дата обращения: 06.03.2021).
3. Долгушева, А. Н. Наставничество как педагогический феномен: история и современность / А. Н. Долгушева, В. М. Кадневский, Е. И. Сергиенко // Вестник Омского университета. — 2013. — № 4 (70). — С. 264-268.
4. Храмова, Н. Духовное наставничество — основа и идеал истинного учительства на Руси / Н. Храмова // Слово : образовательный портал : [сайт]. — 2013. — 11 мая. — URL: https:// www.portal-slovo.ru/pedagogy/46712.php (дата обращения: 21.03.2021).
5. Коменский, Я. А. Пампедия (избранные главы) / Я. А. Коменский // По изд.: Я. А. Комен-ский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. — Москва : Педагогика, 1989. — 416 с. — ISBN 5-7155-0164-4 // Избранные труды классиков научной педагогики : [сайт]. — 2021. — URL: http://makarenko-museum.narod.ru/Classics/Komensky/Komensky_Yan_ Amos_Pampedia_izbr.htm (дата обращения: 23.03.2021).
6. Быстрова, Н. В. Наставничество как педагогический феномен: история и современность / Н. В. Быстрова, С. А. Цыплакова, А. К. Преснова, А. С. Пасечник // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2019. — № 3 (37). — С. 18-24.
7. Льюис, Г. Менеджер-наставник: Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний / Гарет Льюис ; пер. с англ. А. В. Ирхина. — Минск : Амалфея, 1998. — 283 с.
8. Рай, Л. Развитие навыков эффективного общения / Лесли Рай ; пер. с англ. В. Германо-вой. — Москва : Питер, 2002. — 284 с.
9. Безенкова, Т. А. Наставничество как социально-педагогическая технология профилактики семейного неблагополучия / Т. А. Безенкова, С. Н. Испулова, Е. В. Олейник // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 6 (36). — С. 147-154.
For citation: Shulpin, A. N. Mentoring as a socio-pedagogical phenomenon and a tool for improving the work of the association of additional education / A. N. Shulpin // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 141-146.
MENTORING AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PHENOMENON AND A TOOL FOR IMPROVING THE WORK OF THE ASSOCIATION
OF ADDITIONAL EDUCATION
A. N. Shulpin
The purpose of this article is the desire to comprehend the historical and theoretical foundations of the phenomenon of mentoring and its application in improving the activities of the hand-to-hand fighting section of House of student youth "Magnit". The analysis of this problem is caused by the requirements of the time and is due to the need to introduce a regional target model of mentoring in educational institutions. The first part of the article reveals the relevance of the problem, and provides an analysis of mentoring as a socio-cultural and pedagogical phenomenon. In the second part, an attempt is made to comprehend the practical application of mentoring in the work of the association of sports and health-improving orientation, the head of which is the author of this article.
Key words: mentoring, history of mentoring, mentoring phenomenon, target mentoring model, additional education, educational work with children.
References
1. Ob utverzhdenii metodologii (celevoj modeli) nastavnichestva obuchajushhihsja dlja orga-nizacij, osushhestvljajushhih obrazovatel'nuju dejatel'nost' po obshheobrazovatel'nym, dopolnitel'nym obshheobrazovatel'nym i programmam srednego professional'nogo obrazovanija, v tom chisle s prim-
eneniem luchshih praktik obmena opytom mezhdu obuchajushhimisja: [rasporjazhenie Minpros-veshhenija Rossii ot 25.12.2019 № R-145]. Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossijskoj Federacii, 2021, available at: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-25122019-n-r-145-ob-utverzhdenii/ (accessed: 12.03.2021). (In Russian)
2. Ob organizacii raboty po vnedreniju regional'noj celevoj modeli nastavnichestva v Cheljabin-skoj oblasti: [prikaz Minobrnauki Cheljabinskoj oblasti ot 18.11.2020 № 01/2428]. Ministerstvo obra-zovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti, 2021, available at: https://minobr74.ru/documents/doc/11469 (accessed: 06.03.2021). (In Russian)
3. Dolgusheva A. N., Kadnevskij V. M., Sergienko E. I. Nastavnichestvo kak pedagogicheskij fenomen: istorija i sovremennost' [Mentoring as a pedagogical phenomenon: history and modernity], Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk University], 2013, no. 4 (70), pp. 264-268. (In Russian)
4. Hramova N. Duhovnoe nastavnichestvo — osnova i ideal istinnogo uchitel'stva na Rusi / Slo-vo: obrazovatel'nyj portal, 11.05.2013, available at: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/46712.php (accessed: 21.03.2021). (In Russian)
5. Komenskij Ja. A. Pampedija (izbrannye glavy). Moscow, Pedagogika, 1989, 416 p., ISBN 5-7155-0164-4. Izbrannye trudy klassikov nauchnoj pedagogiki, 2021, available at: http://makaren-ko-museum.narod.ru/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Pampedia_izbr.htm (accessed: 23.03.2021). (In Russian)
6. Bystrova N. V., Cyplakova S. A., Presnova A. K., Pasechnik A. S. Nastavnichestvo kak pedagogicheskij fenomen: istorija i sovremennost' [Mentoring as a pedagogical phenomenon: history and modernity], Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvovanija [Innovative economy: prospects for development and improvement], 2019, no. 3 (37), pp. 18-24. (In Russian)
7. L'juis G., Irkhin A. V. (translation from English) Menedzher-nastavnik: Strategija raskrytija ta-lanta i rasprostranenija znanij [Mentor manager: A strategy for unlocking talent and disseminating knowledge]. Minsk, Amalfeja, 1998, 283 p. (In Russian)
8. Raj L., Germanova V. (translation from English) Razvitie navykov jeffektivnogo obshhenija [Development of effective communication skills]. Moscow, Piter, 2002, 284 p. (In Russian)
9. Bezenkova T. A., Ispulova S. N., Olejnik E. V. Nastavnichestvo kak social'no-pedagogiches-kaja tehnologija profilaktiki semejnogo neblagopoluchija [Mentoring as a socio-pedagogical technology for the prevention of family trouble], Perspektivy nauki i obrazovanija [Prospects for science and education], 2018, no. 6 (36), pp. 147-154. (In Russian)
Шульпин Артем Николаевич, педагог дополнительного образования ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"», Российская Федерация, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Shulpin Artem Nikolaevich, Teacher of Additional Education House of Student Youth "Magnit", Russian Federation, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Щетинина, Е. В. Околосуицидальный контент: актуальные механизмы распространения и организация профилактической работы в молодежной среде / Е. В. Щетинина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 146-151.
УДК 371 ББК 74.200.55
ОКОЛОСУИЦИДАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: АКТУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Е. В. Щетинина
В статье рассматриваются наиболее популярные в настоящее время каналы и механизмы распространения околосуицидального контента в сети Интернет, выявленные на основании мониторинга, проведенного Центром мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО «Челябинский