Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ КРАТКОСРОЧНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ КРАТКОСРОЧНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шенкнехт Наталья Юрьевна

В статье рассматривается практика применения технологий наставничества в общеобразовательной организации на примере МБОУ «СОШ № 16» г. Еманжелинска. Особое внимание уделяется реализации краткосрочных проектов различной направленности. Описан опыт работы образовательной организации в роли муниципальной пилотной площадки по внедрению наставничества. Автор рассматривает условия успешности технологии наставничества в школе. Необходимость в обновлении основных и дополнительных общеобразовательных программ, их содержания и технологий реализации за счет внедрения целевых моделей наставничества по форме «ученик-ученик», «учитель-ученик», направленных на повышение качества общего образования, а также на раннее профессиональное самоопределение учащихся на современном рынке труда региона. В основу рассматриваемых моделей, а также соответствующих программ заложены проектные технологии.Автор анализирует эффективность внедрения технологии наставничества в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шенкнехт Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF MENTORING PROGRAMS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION BASED ON THE IMPLEMENTATION OF SHORT-TERM PROJECTS OF VARIOUS DIRECTIONS

The article discusses the practice of using mentoring technologies in a general education organization on the example of Secondary school № 16 in the city of Emanzhelinsk. Special attention is paid to the implementation of short-term projects of various directions. The experience of an educational organization in the role of a municipal pilot site for the introduction of mentoring is described. The author examines the conditions for the success of mentoring technology at school. The need to update basic and additional general education programs, their content and implementation technologies through the introduction of targeted mentoring models in the form of “student-student”, “teacher-student”, aimed at improving the quality of general education, as well as early professional self-determination of students in the modern labor market of the region. The models under consideration, as well as the corresponding programs, are based on design technologies. The author analyzes the effectiveness of the introduction of mentoring technology in an educational organization.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ КРАТКОСРОЧНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Внедрение программ наставничества в образовательной организации на основе реализации краткосрочных проектов различной направленности

Шенкнехт Наталья Юрьевна,

директор МБОУ «СОШ № 16» Еманжелинского муниципального района Челябинской области nychenknecht@mail.ru

В статье рассматривается практика применения технологий наставничества в общеобразовательной организации на примере МБОУ «СОШ № 16» г. Еманжелинска. Особое внимание уделяется реализации краткосрочных проектов различной направленности. Описан опыт работы образовательной организации в роли муниципальной пилотной площадки по внедрению наставничества. Автор рассматривает условия успешности технологии наставничества в школе. Необходимость в обновлении основных и дополнительных общеобразовательных программ, их содержания и технологий реализации за счет внедрения целевых моделей наставничества по форме «ученик-ученик», «учитель-ученик», направленных на повышение качества общего образования, а также на раннее профессиональное самоопределение учащихся на современном рынке труда региона. В основу рассматриваемых моделей, а также соответствующих программ заложены проектные технологии. Автор анализирует эффективность внедрения технологии наставничества в образовательной организации.

Ключевые слова: наставничество, проектные технологии, краткосрочные проекты, региональная инновационная площадка.

На протяжении последних лет в образовании все чаще говорят о необходимости расширения практик наставничества на различных уровнях управления. Тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование». В федеральном проекте «Современная школа» определен целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. В Челябинской области был создан «Региональный ресурсный центр наставничества «ОРБИТА». Педагогическое сообщество осознало, что система наставничества позволит повысить качество образования. Наставничество может стать социальным лифтом как для детей, так и для молодых специалистов в системе образования.

Как известно, в образовании исполнение поручений в логике «взять под козырек» не работает. Необходимо хотя бы минимальное осмысление вводимых изменений, а на основе этого - комплекс работ по подготовке участников и созданию других необходимых условий. В частности, продвижение темы наставничества будет успешным, если будут получены ответы на три главных вопроса:

1. Чем на практике обусловлена актуализация проблемы наставничества?

2. Что именно делает наставник и что отличает его деятельность от любого другого вида деятельности?

3. Какие условия должны быть созданы, чтобы институт наставничества эффективно функционировал и развивался в образовательной организации? [2]

Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Проблемы наставничества активно обсуждаются в прессе, специальной литературе, среди общественности.

Некоторые опасения вызывают существующие противоречия:

1. Современная образовательная среда чрезмерно насыщена. И это приводит к усилению ее несогласованности и противоречивости. С одной стороны, непрерывно увеличивается количество и многообразие образовательных услуг и образовательно значимых социальных практик. С другой - этот процесс развивается стихийно. В результате «самонавигация» обучающегося в «океане возможностей» становится все более затруднительной.

2. Противоречие между требованием максимальной включенности современного человека

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

в широкую систему социальных отношений и замыкание современных детей и молодежи в пространство виртуального (сетевого) общения; - нарастание доли формализованного общения, подчиненного логике стандартов, программ, планов и жесткого контроля результативности (учебный процесс, «развивающие занятия», «подготовка» к следующей образовательной ступени, репетиторство, раннее трудоустройство и т.д.). [2]

Таким образом, данные противоречия приводят к резкому снижению готовности молодых людей к развитию самостоятельности, наблюдается неразвитость субъектной позиции, неспособность понять самого себя. Возникает необходимость в посреднике между растущим человеком и миром (представленным множеством локальных социальных и образовательных сред). В качестве такого посредника и выступает наставник [7].

Формулируя идею нашего проекта, мы опирались в том числе и на региональную модель, разработанную ГБУ ДПО ЧИППКРО [6].

В основу наших моделей, а также соответствующих программ заложены проектные технологии. За счет внедрения целевых моделей наставничества по форме «ученик-ученик», «учитель-ученик» будет повышено качество образования.

С целью максимального охвата детей проектной деятельностью мы делаем упор на реализацию краткосрочных проектов как воспитательных и учебных, так и методических. Достижение цели проекта - сама по себе мощная мотивирующая сила, активизирующая потребность преодоления образовательных и личностных дефицитов [4].

Работу по внедрению моделей наставничества мы разбили на этапы. В результате реализации организационно - содержательного этапа работы над проектом была создана рабочая группа, позже мы ее назвали «штаб наставничества», разработана структура управления внедрения программ наставничества.

В МБОУ «СОШ № 16» были разработаны локальные нормативные акты по основным вопросам реализации целевых моделей наставничества. Все они размещены на специальной странице сайта школы: http://emobr-16.ru/rip.html. Были внесены изменения и в уже имеющиеся локальные акты. Сформирована база наставников. Надо отметить, что в данной базе среди наставников есть наши родители, а также наши выпускники, которые откликнулись на предложение принять участие в реализации проекта.

Итак, мы разработали кейс краткосрочных проектов различной направленности. Для каждого такого проекта был создан паспорт проекта, который содержит схему построения взаимодействия наставнической пары и примерный индивидуаль-5 ный план развития возможностей наставляемого

0 под руководством наставника.

й На сегодняшний день у нас в кейсе таких про° ектов 14 и мы, конечно же, продолжаем пополнять

1 перечень. Все разработанные проекты легли в ос-

нову программ наставничества, которые мы разработали по форме «Учитель-ученик», «ученик- ученик», сейчас заканчиваем разработку программ по форме «учитель-учитель». Для разработки программ мы использовали методические рекомендации, разработанные ГБУ ДПО ЧИППКРО [6].

Дальнейшая работа была направлена на обучение наставников. Были проведены педсовет, интенсивы, школы наставников, кейс сессии сначала для своих педагогов и обучающихся, затем и для всего района.

Очень важен этап мониторинга эффективности реализации программ. На основе методологии наставничества обучающихся мы сформировали для себя пакет диагностик для решения этой задачи.

Мониторинг проходит в два этапа:

1) мониторинг процесса

2) мониторинг влияния программ на всех участников.

Разнонаправленность проектов, которые мы реализуем, позволяет улучшать предметные результаты и способствует формированию мета-предметных компетенций и функциональной грамотности, что особенно актуально сегодня. Родители обучающихся активно участвуют в проектах «Экологобиологическая акция «Крышечка добра», социальном проекте «Тепло сердец». Кроме этого, в некоторых проектах, наставниками являются выпускники школы.

В школе запустили проект «Школа наставников». Для наставников девяти общеобразовательных организаций района были проведены интенсивы для 5-9 и 10-11 классов «Рука помощи» и «Портрет наставника».

Заключительным этапом цикла является подведение итогов, проведение какого-то мероприятия. В апреле 2021 года в школе было разработано Положение о школьном конкурсе «Лучший наставник» и «Лучшая пара наставник-наставляемый». По инициативе нашей ОО в Еманжелинском районе в рамках конкурса профессионального мастерства «Педагог года» была введена новая номинация «Педагог-наставник».

Что мы ждем от нашей деятельности?

С нашей точки зрения, главным результатом работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых в деятельности образовательной организации. Это, несомненно, положительно отразиться на эмоциональном состоянии коллектива. Наставничество позволит наставляемым получить необходимые знания, мотивацию к личностному развитию.

Все наши проекты мы реализуем в тесном сотрудничестве с социальными партнерами. Соглашения о сотрудничестве заключено со всеми образовательными учреждениями района, с двумя учреждениями дополнительного образования.

Наставничество для нашей образовательной организации не цель, а средство. Сейчас идет активное переосмысление этой практики, идет развитие на новом уровне культурного, социального развития. Прийти к полноценной системе образо-

вательного наставничества, «перепрыгнув» через эти ступени, вряд ли возможно [2].

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Барыбина И. А., Организация наставничества в школе /И. А. Барыбина // Школа. - 2012. -№ 7. - С. 16-24.

Блинов В. И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 3. -С. 4-18.

Васильева А.С. Организация наставничества в школе - URL: https://www.menobr.ru/ar-ticle/5174-organizatsiyanastavnichestva-v-shkole. (Дата обращения 09.06.2022 г.) Кинева Е. Л., Лямцева Е.В., Ребикова Ю.В. -Челябинск: ЧИППКРО, 2020. - 42 с. Методические рекомендации по вопросам сопровождения, наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам: методические рекомендации / - URL: https://ipk74.ru/ upload/iblock/6f5/6f5ff7e87b5464be383f7c8d-37de0379.pdf. (Дата обращения 09.06.2022 г.) Наставничество в системе образования России: практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - Москва: Рыбаков Фонд, 2016. - 153 с. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях [Электронный ресурс]: методические рекомендации / сост. Ю.Г. Маковецкая, Н.В. Грачева, В.И. Серикова. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 904 Кб). - Челябинск: ЧИППКРО, 2021. -URL: https://ipk74.ru/study/docs/metodicheskie-rekomendatsii-po-voprosam-soprovozhdeniya-nastavnichestva-i-shefstva-dlya-obuchayushch/ (Дата обращения 09.06.2022 г.) РЦ МЕНТОРИ: национальный ресурсный центр наставничества. - URL: https://mentori. ru/nacproekt-obrazovanie (Дата обращения 09.06.2022 г.)

INTRODUCTION OF MENTORING PROGRAMS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION BASED ON THE IMPLEMENTATION OF SHORT-TERM PROJECTS OF VARIOUS DIRECTIONS

Shenkneht N. Yu.

School № 16 of the Emanzhelinsk municipal district of the Chelyabinsk region

The article discusses the practice of using mentoring technologies in a general education organization on the example of Secondary school № 16 in the city of Emanzhelinsk. Special attention is paid to the implementation of short-term projects of various directions. The experience of an educational organization in the role of a municipal pilot site for the introduction of mentoring is described. The author examines the conditions for the success of mentoring technology at school. The need to update basic and additional general education programs, their content and implementation technologies through the introduction of targeted mentoring models in the form of "student-student", "teacher-student", aimed at improving the quality of general education, as well as early professional self-determination of students in the modern labor market of the region. The models under consideration, as well as the corresponding programs, are based on design technologies. The author analyzes the effectiveness of the introduction of mentoring technology in an educational organization.

Keywords: mentoring, project technologies, short-term projects, regional innovation platform.

References

1. Barybina I. A., Organization of mentoring at school /I. A. Barybi-na // School. - 2012. - No. 7. - pp. 16-24.

2. Blinov V. I., Yesenina E. Yu., Sergeev I.S. Mentoring in education: a well-sharpened tool is needed // Vocational education and the labor market. - 2019. - No. 3. - pp. 4-18.

3. Vasilyeva A.S. Organization of mentoring at school - URL: https://www.menobr.ru/article/5174-organizatsiyanastavnich-estva-v-shkole (date of request 09.06.2022 r.)

4. Kineva E. L., Lyamtseva E.V., Rebikova Yu. V. - Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2020. - 42 p. Methodological recommendations on support, mentoring and patronage for students of organizations engaged in educational activities for additional general education programs: methodological recommendations / - URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/6f5/6f5ff7e87b5464be383f7c8d-37de0379.pdf.

5. Mentoring in the Russian education system: a practical guide for curators in educational organizations / edited by N.Y. Sin-yagina, T.Y. Raifschneider. - Moscow: Rybakov Foundation, 2016. - 153 p.

6. Implementation of the target model of mentoring in educational organizations [Electronic resource]: methodological recommendations / comp. Yu.G. Makovetskaya, N.V. Gracheva, V.I. Surikova. - Electron. text data. (1 file: 904 KB). - Chelyabinsk: CHIPPCRO, 2021. - URL: https://ipk74.ru/study/docs/ metodicheskie-rekomendatsii-po-voprosam-soprovozhdeniya-nastavnichestva-i-shefstva-dlya-obuchayushch/ (date of request 09.06.2022 r.)

7. RC MENTORS: National Mentoring Resource Center. - URL: https://mentori.ru/nacproekt-obrazovanie (date of request 09.06.2022 r.).

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.