Научная статья на тему 'ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ТЬЮТОРСТВО / НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Светлана Александровна, Деменева Надежда Николаевна, Сущевская Полина Юрьевна

Проблема психолого-педагогического сопровождения молодых педагогов является одной из наиболее актуальных. По сведениям статистических исследований, более 40% молодых специалистов уходят из педагогической профессии на 1-3 году работы в школах и детских дошкольных учреждениях; только 27% молодежи остается в педагогической профессии после 5 лет. В статье анализируется проблема наставничества и тьюторства в современной школе как средства сопровождения молодых учителей начальной школы. В качестве цели обозначается обобщение опыта работы экспериментальной площадки по психолого-педагогическому сопровождению молодых специалистов - учителей начальной школы на базе МБОУ «Школа №24» и Мининского университета г. Н. Новгорода, обозначение основных этапы и технологий сопровождения. В результате анализа литературы авторы приходят к выводу о том, что в современной литературе встречается достаточно большое количество публикаций, связанных с описанием новых форм взаимодействия и адаптации молодых специалистов. Все чаще появляются особые трактовки понятия «наставничество», учебно-методические пособия, которые могут оказать помощь как самим учителям-стажерам или студентам в период профессионального становления, так и их наставникам. В статье описан пятилетний опыт деятельности экспериментальной площадки по психолого-педагогическому сопровождению молодых учителей начальной школы. Выделены этапы сопровождения. Определены направления работы. Указаны методы и технологии. В заключении авторы обозначают, что основными факторами эффективности психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов является сетевое взаимодействие школа - вуз и участие всех учителей начальной школы, не только наставников и стажеров в процессе сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Светлана Александровна, Деменева Надежда Николаевна, Сущевская Полина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF YOUNG PROFESSIONALS - ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

The problem of psychological and pedagogical support of young teachers is one of the most urgent. According to statistical studies, more than 40% of young professionals leave the teaching profession for 1-3 years of work in schools and preschool institutions; only 27% of young people remain in the teaching profession after 5 years. The article analyzes the problem of mentoring and tutoring in a modern school as a means of accompanying young elementary school teachers. The goal is to generalize the experience of the experimental site on the psychological and pedagogical support of young professionals - elementary school teachers because of the MBOU "School No. 24" and the Minin University of Nizhny Novgorod, the designation of the main stages and support technologies. Because of the analysis of the literature, the authors conclude that in the modern literature there are a large number of publications related to the description of new forms of interaction and adaptation of young professionals. Increasingly, there are special interpretations of the concept of "mentoring", teaching aids that can help both trainee teachers themselves or students in the period of professional development, and their mentors. The article describes the five-year experience of the experimental site for the psychological and pedagogical support of young elementary school teachers. Support stages are highlighted. The directions of work are determined. Methods and technologies are indicated. In conclusion, the authors indicate that the main factors in the effectiveness of psychological and pedagogical support for young professionals are the school-university network interaction and the participation of all elementary school teachers, not only mentors and interns in the support process.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

2. Минобрнауки: сайт. - 2014. - URL: https://minobmauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46158/ (дата обращения: 25.02.2023)

3. Почему люди едут лечиться в Россию: сайт - 2018. - URL: https://russiamedtravel.ru/pochemu-lyudi-edut-lechitsya-v-rossiyu/?ysclid=lei6newpa421660959 (дата обращения: 25.02.2023)

4. Тарева, Е.Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку / Е.Г. Тарева // Язык и культура. - 2017. - №40. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-kulturosoobraznyh-podhodov-k-obucheniyu-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 25.02.2023)

5. Форбс: сайт - 2014. - URL https://www.forbes.ru/biznes/365591-medicinskiy-turizm-pochemu-inostrancy-lechatsya-v-rossii-rossiyane-za-granicey?ysclid=lei6tronzx256435103 (дата обращения: 25.02.2023)

6. Университет сегодня - 55 лет Чувашскому государственному университету: сайт. - 2022. - URL https://55.chuvsu.ru/ (дата обращения: 01.03.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Деменева Надежда Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); директор МБОУ «Школа №24» Сущевская Полина Юрьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №24» (г. Нижний Новгород)

ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Проблема психолого-педагогического сопровождения молодых педагогов является одной из наиболее актуальных. По сведениям статистических исследований, более 40% молодых специалистов уходят из педагогической профессии на 1-3 году работы в школах и детских дошкольных учреждениях; только 27% молодежи остается в педагогической профессии после 5 лет. В статье анализируется проблема наставничества и тьюторства в современной школе как средства сопровождения молодых учителей начальной школы. В качестве цели обозначается обобщение опыта работы экспериментальной площадки по психолого-педагогическому сопровождению молодых специалистов - учителей начальной школы на базе МБОУ «Школа №24» и Мининского университета г. Н. Новгорода, обозначение основных этапы и технологий сопровождения. В результате анализа литературы авторы приходят к выводу о том, что в современной литературе встречается достаточно большое количество публикаций, связанных с описанием новых форм взаимодействия и адаптации молодых специалистов. Все чаще появляются особые трактовки понятия «наставничество», учебно-методические пособия, которые могут оказать помощь как самим учителям-стажерам или студентам в период профессионального становления, так и их наставникам. В статье описан пятилетний опыт деятельности экспериментальной площадки по психолого-педагогическому сопровождению молодых учителей начальной школы. Выделены этапы сопровождения. Определены направления работы. Указаны методы и технологии. В заключении авторы обозначают, что основными факторами эффективности психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов является сетевое взаимодействие школа - вуз и участие всех учителей начальной школы, не только наставников и стажеров в процессе сопровождения.

Ключевые слова: молодые специалисты, психолого-педагогическое сопровождение, начальная школа, тьюторство, наставничество.

Annоtation. The problem of psychological and pedagogical support of young teachers is one of the most urgent. According to statistical studies, more than 40% of young professionals leave the teaching profession for 1-3 years of work in schools and preschool institutions; only 27% of young people remain in the teaching profession after 5 years. The article analyzes the problem of mentoring and tutoring in a modern school as a means of accompanying young elementary school teachers. The goal is to generalize the experience of the experimental site on the psychological and pedagogical support of young professionals - elementary school teachers because of the MBOU "School No. 24" and the Minin University of Nizhny Novgorod, the designation of the main stages and support technologies. Because of the analysis of the literature, the authors conclude that in the modern literature there are a large number of publications related to the description of new forms of interaction and adaptation of young professionals. Increasingly, there are special interpretations of the concept of "mentoring", teaching aids that can help both trainee teachers themselves or students in the period of professional development, and their mentors. The article describes the five-year experience of the experimental site for the psychological and pedagogical support of young elementary school teachers. Support stages are highlighted. The directions of work are determined. Methods and technologies are indicated. In conclusion, the authors indicate that the main factors in the effectiveness of psychological and pedagogical support for young professionals are the school-university network interaction and the participation of all elementary school teachers, not only mentors and interns in the support process.

Key words: young specialists, psychological and pedagogical support, elementary school, tutoring, mentoring.

Введение. В Российской Федерации 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Интерес к проблеме наставничества существует в педагогической науке давно, и внимание государства подчеркивает значимость и актуальность этого вопроса. По сведениям статистических исследований, более 40% молодых специалистов уходят из педагогической профессии на 1-3 году работы в школах и детских дошкольных учреждениях; только 27% молодежи остается в педагогической профессии после 5 лет. Это связано не только с материальным положением учителя, но и с, к сожалению, распространенной тенденцией оставления молодого педагога один на один с профессиональными затруднениями и социальными проблемами взаимодействия с учениками, воспитанниками, родителями, коллегами и администрацией.

Кроме того, современная научная литература не дает точного алгоритма действий педагогического состава школы и детского сада при организации процесса адаптации молодого специалиста.

В данной статье обобщен 5-летний опыт работы экспериментальной площадки «Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов - учителей начальной школы», действующей на базе МБОУ «Школа №24» и Мининского университета г. Н. Новгорода.

Изложение основного материала статьи. Традиционно под наставничеством понимают методическое сопровождение специалиста-стажера. Такая деятельность будет включать консультативную помощь при профессиональных затруднениях, касающихся организации учебно-воспитательного процесса, работы с родителями, налаживании дисциплины в классе [5, 7, 8, 12, 13]. Отметим, что наставничество является самой распространенной формой работы с молодыми специалистами как в условиях общеобразовательной школы, так и в процессе получения студентами профессии учителя.

Все чаще появляются особые трактовки понятия «наставничество». Г.А. Игнатьева, А.В. Гришина и др., обобщая опыт Мининского университета, предлагают в качестве одной из функций работы наставника персонализированное управление профессиональным развитием педагога. В этом случае, наставник по развитию может консультировать учителя с любым стажем работы, поскольку профессиональное развитие осуществляется на протяжении всей деятельности по обучению и воспитанию детей и подростков [9].

Молодой специалист при вхождении в профессию достаточно часто сталкивается с проблемами социального характера, связанными с взаимодействием с педагогическим коллективом. Обозначим, что трудность общения с коллегами стоит на втором месте среди причин ухода молодого специалиста из школы. Н.Д. Цветкова, наряду с понятием «наставничество», описывает понятие «баддинг» как помощь молодым учителям при вхождении и адаптации в профессиональный коллектив [13].

В современной литературе встречается достаточно большое количество публикаций, связанных с описанием новых форм взаимодействия и адаптации молодых специалистов. Интересной и привлекательной для бывшего студента может стать Школа молодого специалиста [1]. Глубокий анализ самых различных форм адаптации молодых учителей осуществил Ф.Г. Степанов. По его мнению, в образовательной организации может использоваться широкий спектр форм и технологий работы по адаптации молодых специалистов: от традиционных тренингов, ролевых игр, анализа открытых уроков, до набирающих популярность сингапурских технологий, педагогических туров и стажировочных площадок [11].

Анализ литературы по проблеме наставничества и сопровождения молодых педагогов показал, что имеется не только значительное количество теоретических и практических статей по данной теме, но и специальные учебно-методические пособия, которые могут оказать помощь как самим учителям-стажерам или студентам в период профессионального становления [10], так и их наставникам [2].

Одной из важнейших является тенденция к диссеминации опыта различных регионов России: Курска [7], Глазова [5], Иркутска и Иркутской области [4], Луганщины [12].

Сопровождение специалистов отличается от наставничества широтой охвата профессиональных направлений, технологий и методов работы не только наставника молодого учителя, но и администрации, представителей вуза при условии сетевого взаимодействия. Традиционно выделяют адаптационный (диагностический, целевой, мотивационный, мотивационно-целевой и т.п.) этап сопровождения, в рамках которого проходит знакомство с коллективом и первичная диагностика стажеров; основной этап (проектировочный, деятельностный, консультативный и т.п.), в процессе которого на основании выявленных профессиональных дефицитов осуществляется поддержка и всесторонняя помощь; контрольный этап (контрольно-оценочный, рефлексивный), который предполагает итоговую диагностику и разработку планов дальнейшей работы по адаптации и сопровождению молодого учителя [5, 7].

В качестве основных направлений работы в ходе сопровождения молодых специалистов обычно указывают психолого-педагогическое, методическое, научно-исследовательское, организационно-управленческое [5].

В рамках деятельности экспериментальной площадки на базе МБОУ «Школа № 24» и Мининского университета г. Н. Новгорода за 5 лет работы была создана система психолого-педагогического сопровождения молодых учителей начальной школы. В своих работах [3, 6] мы описывали начальный этап деятельности по сопровождению стажеров. Целью настоящей статьи является обобщение опыта работы, обозначение основных этапов и технологий.

В рамках нашей экспериментальной деятельности мы пришли к выводу о том, что силами только школьного коллектива обеспечить адаптацию и вхождение молодых специалистов в профессию достаточно трудно. Учителя-наставники могут поделиться своими практическими навыками, особенностями работы с разными категориями младших школьников и их родителей. Однако качественное теоретическое обоснование деятельности учителя начальной школы в большей степени могут осуществить преподаватели педагогического вуза, выпускниками которого являются молодые учителя. В связи с этим, сопровождение молодых специалистов должно осуществляться средствами сетевого взаимодействия школа - педагогический вуз.

Еще один из важнейших эффективных факторов сопровождения молодых специалистов - участие в этой работе не только стажеров и их наставников, но и коллектива всей школы.

Опишем этапы психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов.

Адаптационный этап. Основная цель данного этапа - познакомить молодых учителей с особенностями работы школы, ее коллективом. Для сплочения коллектива в профессиональный праздник День учителя нами было организовано торжественное посвящение бывших студентов в учителя, фотографирование для стенда. Таким образом, весь коллектив учителей принимал в свои ряды новых членов, показывал, что их здесь ждут, им рады и готовы сотрудничать и помогать.

Мотивационно-ценностный этап. На данном этапе осуществлялось детальное знакомство молодых учителей со спецификой работы школы, документами, необходимыми в работе учителя. К технологиям работы, использованным в рамках этой деятельности мы отнесли дискуссию «Цели и ценности школы № 24» и практическую работу «Нормативные документы в работе учителя». В качестве итогов этапа мы видим начальное формирование мотивационно-ценностной составляющей профессиональной деятельности молодого специалиста.

Диагностический этап. Для индивидуализации процесса психолого-педагогического сопровождения необходима диагностика профессиональных затруднений. В качестве диагностического инструментария был использован диагностический комплекс Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой, модифицированный нами. Поскольку стаж работы учителя существенным образом влияет на осознание и появление профессиональных затруднений, всех учителей-стажеров мы разделили на 2 группы: учителя только что пришедшие в школу и учителя с опытом работы от 1 до 3 лет. Для первой группы в сентябре месяце была предложена вводная анкета, а также анкета, ориентированная на исследование эмоциональной удовлетворенности, написание педагогического эссе. Учителя второй группы отвечали на вопросы тех же анкет в мае месяце. После года экспериментальной деятельности в феврале месяце обе группы учителей отвечали на вопросы анкеты «Профессиональные затруднения».

Методический этап. Данный этап включал большое количество форм работы наставника, тьютора вуза, связанных с сопровождением молодого специалиста с учетом его профессиональных затруднений. К технологиям работы, ставших традиционными для МБОУ «Школа №24», мы относим следующие: взаимопосещения уроков, мастер-классы по проведению уроков опытными учителями и представителями Мининского университета, методический семинар «Современный урок и особенности его планирования», дискуссия «Деятельностный или знаниевый подход?», круглый стол и практическая работа «Формирование УУД на уроках в начальной школе», мозговой штурм «Как привлечь современного

ребенка к чтению», интерактивная лекция «Эмоциональное и возрастное развитие детей и подростков», практикум «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников». Все перечисленные виды деятельности были спланированы и проведены с учетом профессиональных затруднений молодых специалистов.

Кроме коллективных форм работы, были использованы индивидуализированные, касающиеся затруднений и особенностей профессиональной деятельности каждого стажера.

В рамках данного этапа были организованы дружеские встречи молодых учителей района, в процессе которых происходил обмен опытом, разбирались отдельные вопросы преподавания в начальной школе, работы с родителями, осуществления внеурочной деятельности младших школьников.

Отметим, что все технологии работы с молодыми специалистами носили интерактивный характер. Стажеры только что закончили вуз, профессиональные знания еще свежи, но применение этих знаний на практике для вчерашних студентов зачастую бывает сложным.

Рефлексивный этап. В конце третьего года эксперимента для молодых специалистов и их наставников была предложена анкета по самоанализу профессиональной деятельности и опрос - обратная связь, выявляющий значимость и необходимость психолого-педагогического сопровождения, рекомендации по его совершенствованию.

Кроме того, анализ деятельности площадки показал, что необходимо внести некоторые изменения в рабочие программы дисциплин методического цикла, программ практик педагогического вуза для повышения эффективности подготовки будущих учителей начальной школы.

Обозначим направления работы с молодыми специалистами.

Таблица 1

Описание направлений работы с молодыми специалистами

Направление работы Деятельность наставника (МБОУ «Школа №24») Деятельность тьютора (Мининский университет) Технологии, формы и методы работы

Диагностическое Понимание профессиональных трудностей молодых специалистов Проведение диагностики, анализ и обобщение результатов Тесты, анкеты, опросы, эссе, статистический анализ данных

Психолого-педагогическое Наблюдение за работой молодого специалиста, оказание индивидуальной помощи Создание системы индивидуальной помощи молодому специалисту на основе диагностики и наблюдений Посещение уроков, беседы, практические работы, чтение литературы

Управленческое Включение молодого специалиста в деятельность методического объединения начальной школы Разъяснение особенностей работы учителя в рамках управления учебно-воспитательным процессом Педсоветы, заседания методического объединения начальной школы, работа с документами

Методическое Практическая помощь молодому специалисту в преодолении профессиональных трудностей Теоретическое обоснование деятельности учителя начальной школы Мастер-классы, семинары, практикумы, дискуссии, круглые столы, интерактивные лекции, мозговые штурмы

Научно-исследовательское Оказание помощи в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся Помощь в написании статей Семинары, практические работы, дискуссии, чтение литературы

Рефлексивно-оценочное Составление плана дальнейшей работы на основе наблюдений Составление плана дальнейшей работы на основе анализа диагностических срезов Тесты, анкеты, опросы, отчеты, планирование работы

Обозначим, что грамотное сопровождение молодого специалиста возможно только благодаря усилиям наставника и тьютора. В связи с этим возникает необходимость налаживания сетевого взаимодействия, в организации которого мы видим решение проблемы ухода молодых учителей из профессии.

Выводы. Итак, мы обобщили опыт работы экспериментальной площадки по психолого-педагогическому сопровождению молодых учителей начальной школы. В качестве этапов сопровождения мы выделяем адаптационный, мотивационно-ценностный, диагностический, методический и рефлексивный этапы. К основным направлениям деятельности по сопровождению молодых педагогов мы относим диагностическое, психолого-педагогическое, управленческое, методическое, научно-исследовательское, рефлексивно-оценочное.

В заключении отметим, что в процессе деятельности экспериментальной площадки только 3 молодых специалиста начальной школы оставили свое место работы, что во многом определялось личностными особенностями стажеров и жизненными планами (смена места жительства, неверный профессиональный выбор). 10 молодых учителей начальной школы с разным стажем работы продолжают свою профессиональную деятельность.

Литература:

1. Бирюкова, Т.М. Школа молодого специалиста как форма введения в профессию / Т.М. Бирюкова, Ю.В. Кириллова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2021. - №7. - С. 54-69

2. Велиева, С.В. Мониторинг профессиональных трудностей и достижений молодых педагогов: учебно-методическое пособие / С.В. Велиева. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2021. - 132 с.

3. Зайцева, С.А. Особенности организации экспериментальной площадки «Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов - учителей начальной школы / С.А. Зайцева, Е.Б. Моисеева, А.Н. Матукина // Школьные технологии. - 2018. - №5. - С. 99-109

4. Истомина, О.Б. Формы сопровождения молодых специалистов в период профессионализации (на материалах Иркутской области) / О.Б. Истомина // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской научной конференции с международным участием / отв. редактор О.Б. Истомина - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2019. - С. 55-63

5. Ичетовкина, Н.М. Система педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза / Н.М. Ичетовкина // Преподаватель XXI века. - 2019. - №1-1. - С. 95-103

6. Особенности психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов - учителей начальной школы / С. Зайцева, Л. Красильникова, О. Фонарева, И. Глазова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - №3. - С. 5

7. Пенькова, Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов в условиях современной школы средствами наставничества / Ю.В. Пенькова // Педагогический поиск. - 2022. - №10. - С. 43-47

8. Першина, Н.Ю. Наставничество как способ профессионального становления молодых педагогов / Н.Ю. Першина // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2022. - №1. - С. 63-66

9. Рефлексивно-персонализированная модель формирования педагогической позиции наставника по развитию / Г. Игнатьева, А. Гришина, Э. Самерханова, О. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 4. - С. 12.

10. Сотникова, М.С. Методология и технология сопровождения профессиональной адаптации молодого учителя в инновационной образовательной среде / М.С. Сотникова. - М.: МШУ, 2022. - 152 с.

11. Степанов, Ф.Г. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности / Ф.Г. Степанов // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. - 2021. - №3. -С. 68-78

12. Сущенко, О.Г. Сопровождение профессиональной адаптации педагогов начальной школы в системе непрерывного педагогического образования на основе наставничества / О.Г. Сущенко, Н.В. Вострякова // Образование Луганщины: теория и практика. - 2021. - №6 (25). - С. 7-12

13. Цветкова, Н.Д. Сопровождение педагогов на этапе адаптации: наставничество и баддинг / Н.Д. Цветкова // Интернаука. - 2022. - №47 - 2 (270). - С. 58-60

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат филологических наук, доцент Зайцева Елена Львовна

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары); заведующий отделом сложных судебно-медицинских экспертиз ТОГБУЗ «БСМЭ», ассистент кафедры патологии Бестолченков Андрей Владимирович

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (г. Тамбов)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Латинский язык считается мертвым, поэтому он должен преподаваться иначе, чем обычный языковой курс. Сегодня существуют как аргументы в пользу повсеместного преподавания латыни, так и противники этого предмета. Изучение латыни все еще ассоциируется с элитарностью и трудностью, хотя, благодаря онлайн-технологиям, изучение латыни стало доступным и равноправным Опросы среди обучающихся языковых и неязыковых специальностей ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» показали, что даже один семестр изучения латыни приносит немедленные результаты, не сравнимые с изучением живого иностранного языка за такой же период. Одной из целей изучения латыни является именно формирование у обучающихся способности объяснять сложные термины за счет простых общеизвестных слов, следовательно, за счет латыни они могут легче приобретать новые знания по другим дисциплинам. Концепция изучения латинского языка как самостоятельной грамматики подходит для языковых специальностей. На неязыковых направлениях, в частности, для обучающихся медицинских специальностей, необходимо изучать латынь как средство развития интеллекта, как фундамент к конструктивному профессиональному общению. Сам факт, что латинский язык ни для кого сегодня не является родным, но до сих пор вызывает споры о необходимости изучения и преподавания, свидетельствует об актуальности латинского языка в современном образовательном пространстве и, несомненно, заслуживает того, чтобы проявляться в нем в качестве дисциплины.

Ключевые слова: латинский язык, неязыковые специальности, актуальность, современное образование, терминология, профессиональный стандарт.

Anrntation. Latin is considered a dead language, so it should be taught differently than any spoken one. Today, there are both arguments in favor of the widespread teaching of Latin, and opponents of this subject. The study of Latin is still associated with elitism and its difficulty, although, thanks to online technologies, Latin has become accessible and equal. Surveys among students of linguistic and non-linguistic specialties of the Ulianov State University showed that even one-semester-Latin brings immediate results not comparable to studying a same period live foreign language. One of the goals of studying Latin is precisely the formation of students' ability to explain complex terms by using simple well-known words, therefore, due to Latin, easily acquiring new knowledge in other disciplines is possible. Learning Latin as an independent grammar is suitable for language specialties. In non-linguistic areas, in particular, for students of medical specialties, it is necessary to study Latin as a means of developing intelligence, as a foundation for constructive professional communication. The very fact that Latin is not a native language for anyone today, but still causes controversy about the need to study and teach, means its relevance in the modern educational space.

Key words: Latin language, non-linguistic specialties, relevance, modern education, terminology, professional standard.

Введение. В современном образовательном пространстве сосуществуют как аргумент в пользу латыни как «гимнастики разума», так и аргумент против преподавания латыни, которая считается «дисциплиной для избранных» и поэтому подчеркивающей социальные различия. Латинский язык мертвый, а это значит, что никто больше не говорит на нем как на родном языке, и поэтому латынь должна преподаваться иначе, чем обычный языковой курс. Однако, когда на первом занятии обучающиеся задают вопрос о причинах изучения латыни, мы, конечно, ссылаемся на мировой опыт (например, мы говорим, что очень престижный Оксфордский университет преподает латинский язык с момента своего создания и до сих пор, экзаменационные комиссии OCR (экзамены в Оксфорде, Кембридже), WJEC (Объединенный комитет Уэльса по образованию) по-прежнему предлагают квалификацию на латыни, и хотя формально для получения QTS (статус квалифицированного учителя, требуется в Англии и Уэльсе) латинский язык не обязателен, большинство школ все равно просят вас получить эту квалификацию, а декан Гарвардского университета по приему студентов и финансовой помощи У.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.