Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов - учителей начальной школы'

Особенности психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов - учителей начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИЕЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПЛАН МЕТОДИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / YOUNG SPECIALISTS / ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS / A PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL DIFFICULTIES / SATISFACTION WITH THE PROFESSION / INTERACTION OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / A PLAN OF METHODICAL EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Светлана Александровна, Красильникова Лариса Владимировна, Фонарева Оксана Викторовна, Глазова Ирина Николаевна

Статья посвящена исследованию проблемы психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов учителей начальной школы. Авторами проводится анализ актуальности и степени изученности проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в современных условиях модернизации образования. Авторы раскрывают различные подходы к пониманию термина «психологопедагогическое сопровождение», описывают модели психолого-педагогического сопровождения. Статья содержит описание констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов при реализации программы психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов учителей начальной школы. Описание включает результаты диагностики уровня удовлетворенности профессией и профессиональных трудностей молодых специалистов учителей начальной школы, цели, задачи программы, систему методических мероприятий с педагогами и итоговые результаты апробации созданной программы. Программа психолого-педагогического сопровождения содержит планы-конспекты различных мероприятий: теоретические семинары и семинары-практикумы, мастер-классы, открытые посещения и другое. Вся работа систематизирована по этапам: диагностико-аналитический, просветительский, коррекционно-развивающий. Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в начальных школах Нижнего Новгорода в рамках инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Светлана Александровна, Красильникова Лариса Владимировна, Фонарева Оксана Викторовна, Глазова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of psychological and pedagogical support of young professionals - teachers of primary school

The article is devoted to the study of the problem of psychological and pedagogical support of young professionals elementary school teachers. The authors analyze the relevance and degree of knowledge of the problem of psychological and pedagogical support of the subjects of the educational process in modern conditions of modernization of education. The authors reveal various approaches to understanding the term “psychological and pedagogical support”, describe models of psychological and pedagogical support. The article contains a description of the stating, forming and control experiments in the implementation of the program of psychological and pedagogical support of young specialists teachers of elementary school. The description includes the results of diagnostics of the level of satisfaction with the profession and professional difficulties of young specialists -primary school teachers, goals, objectives of the program, a system of methodical measures with teachers and final results of testing the established program. The program of psychological and pedagogical support contains plans-summaries of various events: theoretical seminars and workshops workshops, master classes, open visits and more. All work is systematized in stages: diagnostic, analytical, educational, correctional and developmental. The content of the work cited in the article was tested in primary schools in Nizhny Novgorod as part of innovation activities.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов - учителей начальной школы»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Зайцева С.А., Красильникова Л.В., Фонарева О.В., Глазова И.Н. Особенности психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов - учителей начальной школы // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zaytceva S.A., Krasilnikova L.V., Fonareva O.V., Glasova I.N. (2019). Features of psychological and pedagogical support of young professionals - teachers of primary school. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN319.pdf (in Russian)

УДК 37.048.4

Зайцева Светлана Александровна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4514-5890 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=658282

Красильникова Лариса Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0283-8136 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=736182

Фонарева Оксана Викторовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Студент

E-mail: [email protected]

Глазова Ирина Николаевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Студент

E-mail: [email protected]

Особенности психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов -учителей начальной школы

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов - учителей начальной школы. Авторами проводится анализ актуальности и степени изученности проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в современных условиях модернизации образования. Авторы раскрывают различные подходы к пониманию термина «психолого-

педагогическое сопровождение», описывают модели психолого-педагогического сопровождения. Статья содержит описание констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов при реализации программы психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов - учителей начальной школы. Описание включает результаты диагностики уровня удовлетворенности профессией и профессиональных трудностей молодых специалистов - учителей начальной школы, цели, задачи программы, систему методических мероприятий с педагогами и итоговые результаты апробации созданной программы. Программа психолого-педагогического сопровождения содержит планы-конспекты различных мероприятий: теоретические семинары и семинары-практикумы, мастер-классы, открытые посещения и другое. Вся работа систематизирована по этапам: диагностико-аналитический, просветительский, коррекционно-развивающий. Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в начальных школах Нижнего Новгорода в рамках инновационной деятельности.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; молодые специалисты; учителя начальной школы; программа психолого-педагогического сопровождения; профессиональные трудности; удовлетворенность профессией; взаимодействие субъектов образовательного процесса; план методических мероприятий

Как правило, молодые учителя после окончания Вуза трудоустраиваются по полученной специальности в различные образовательные учреждения. Однако после 2-3 лет работы специалисты переходят либо в другую школу, либо меняют профессию [1]. По данным Е.В. Игнатьевой и Н.Д. Базарновой, это происходит по следующим причинам: низкая оплата труда, недостаточное внимание и помощь со стороны администрации и коллег и т. д. На первое место молодые специалисты поставили проблемы материального характера. Отметим тот факт, что профессиональные трудности молодые специалисты ставят на 3 место, на втором же мы видим аспекты взаимоотношений с коллегами и администрацией.

В связи с этим, проблема создания программы психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов становится все более актуальной.

Проблема сопровождения педагогических кадров относительно молода. Впервые термин «сопровождение» появился в исследовании Г. Барддиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой в 1993 году в связи с понятием «сопровождение развития» [2].

Исследования в области психологии и педагогики таких авторов, как М.Р. Битяновой [3], И.В. Дубровиной [4], Н.Ю. Синягиной [5], В.И. Слободчикова [6], Г.А. Цукерман [7], И.С. Якиманской [8], Л.М. Шипицыной [9] и др. позволили определить основные направления в психолого-педагогическом сопровождении участников педагогического процесса, наметить пути практического применения сопровождения.

В современной науке выделяют следующие подходы к понятию «сопровождение».

1. Достаточно распространен подход к пониманию сопровождения как процесса. В.А. Сластенин [10] подчеркивает важность этапности данного процесса -диагностику, разработку программы, само сопровождение, наконец, рефлексию и выводы.

2. М.Р. Битянова [3] рассматривает сопровождение как создание условий для полноценного развития личности, раскрытия ее потенциала и перестройки образовательной среды или методов работы для отдельного субъекта образовательного процесса.

3. Понимание сопровождения как поддержки определено А.П. Тряпицыной, О.С. Газманом [11], Г. Барддиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой [2]. Сопровождение - это помощь ребенку или взрослому в ситуации затруднений, проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания. В своей работе мы будем опираться на данный теоретический подход.

4. О.Е. Кучерова [12] указывает на сопровождение, как на сотрудничество

психолога, педагога в процессе налаживания диалога ребенка и взрослого.

5. Е.И. Тихомирова [13] понимает сопровождение как формирование у

участников педагогического процесса различных компетенций, взглядов на определенную проблему и т. д.

Существует большое количество различных моделей психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. К наиболее востребованным моделям относим педагогическую, социальную, психологическую и диагностическую.

Для полноценного сопровождения субъектов образовательного процесса необходимо составить программу психолого-педагогического сопровождения. Как правило, она включает в себя несколько блоков: диагностический, аналитический, коррекционно-развивающий блок. Некоторые авторы считают, что необходимо включать рефлексивную оценку деятельности сопровождающего на каждом этапе для более эффективной помощи ребенку или взрослому.

В процессе анализа литературы мы отметили следующее. Если о психолого-педагогическом сопровождении школьников или воспитанников детского сада написано множество монографий и пособий, то о сопровождении взрослых, особенно педагогов, статей достаточно мало, они носят в основном методический характер, описывают конкретные практические ситуации в образовательных учреждениях. Относительно работ о психолого-педагогическом сопровождении молодых учителей, можем отметить опросники Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой [14] для диагностики профессиональных трудностей и описание возможных социально-психологических тренингов и программ просветительской работы, написанных педагогами-психологами различных образовательных учреждений.

Таким образом, мы предположили, что необходимо создать программу психолого-педагогического сопровождения молодых учителей (подробно программа изложена в приложении). Мы остановились на учителях начальной школы, поскольку именно данная категория учителей очень часто покидает школу после 4 лет работы, выпустив единственный в своей практике класс начальной школы. В нашем исследовании принимал участие коллектив одной из школ, поэтому, мы не обошли вниманием и молодых учителей среднего звена, преподающих иностранный язык, русской язык и литературу, историю и физическую культуру.

Наша программа включала 3 этапа: диагностико-аналитический, просветительский и коррекционно-развивающий. В исследовании принимало участие 14 учителей начальной школы, из них 7 молодых специалистов, 4 представителя администрации (3 заместителя директора и директор школы), 6 учителей русского языка и литературы (из них 2 молодых специалиста), 2 учителя по физической культуре (молодые специалисты), 2 учителя иностранного языка (молодые специалисты), 1 учитель истории (молодой специалист). Таким образом, в диагностико-аналитическом этапе участвовало 14 молодых специалистов (3 мужчины, 11 женщин, средний возраст 28 лет), в просветительском и коррекционно-развивающем этапе этапах - 29 учителей и представителей администрации (26 женщин, 3 мужчины, средний возраст 45 лет).

В качестве диагностики мы использовали диагностический комплекс Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой [14], модифицированный авторами. Мы предложили молодым специалистам вводную анкету, целью которой было определить группы профессиональных трудностей, а

также анкету на определение степени эмоциональной удовлетворенности работой в образовательном учреждении. Приведем результаты начальной диагностики молодых специалистов.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Профессиональные трудности

Критерии оценки

Положительное отношение к профессии

Удовлетворенность профессией

Рисунок 1. Результаты первичной диагностики молодых специалистов

Результаты диагностики показали, что 40 % молодых специалистов испытывают различные трудности в профессии, а именно: с поддержанием дисциплины, взаимодействием с родителями учащихся, большим объемом подготовки к урокам.

Только 20 % молодых учителей начальных классов обозначают свое отношение к профессии как положительное.

Лишь 30 % молодых педагогов удовлетворены профессиональной деятельностью. В качестве негативных факторов учителя отмечали низкий уровень заработанной платы, отсутствие достаточного общения с коллегами и администрацией по вопросам учебно-воспитательной деятельности.

Таким образом, наше предположение о необходимости разработки программы психолого-педагогического сопровождения (помощи) молодым специалистам начальной школы, подтвердилось.

Цель программы: разработать и апробировать систему психолого-педагогического сопровождения (помощи) молодым специалистам начальной школы.

Задачи программы:

1. Разработка системы просветительской работы с молодыми специалистами, которая будет включать в себя серию теоретико-методических семинаров, создание на платформе Classroom обучающего курса.

2. Организация практической поддержки в виде семинаров-практикумов, мастер-классов.

3 Создание индивидуальных маршрутов поддержки с целью коррекции проблем и развития профессиональных компетенций учителей.

4. Разработка системы мероприятий по взаимодействию молодых и опытных учителей с целью наставничества и оказания посильной помощи.

Более подробно с описанием программы можно ознакомиться в приложении 1 к данной статье. Дадим краткую характеристику программы психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов.

На первом этапе было проведено 3 теоретико-методических семинара «Нормативные документы в работе учителя», «Деятельностный и знаниевый подходы: основные черты и отличия», «Современный урок в начальной школе». Целью данных семинаров было актуализировать теоретические знания молодых учителей, полученных в ходе вузовского обучения; показать их практическую трансформацию.

Кроме того, был создан обучающий курс «Курс молодого бойца» на платформе Classroom. Там размещались все материалы с теоретико-методических семинаров, статьи, научные публикации, практические наработки других учителей. Организация форума помогла решить многие профессиональные проблемы, которые возникали в процессе деятельности, наладить общение между тьюторами и молодыми учителями.

Целью второго коррекционно-развивающего этапа было создание условий для индивидуальной коррекции и развития молодых педагогов начальной школы и среднего звена.

Администрация школы и авторы посетили уроки каждого специалиста. На основе анализа результатов диагностики и посещенных уроков были составлены индивидуальные маршруты сопровождения каждого педагога.

К каждому молодому педагогу был назначен тьютер - опытный учитель начальных классов или среднего звена. Задачей тьютора являлось поддерживать стажера, оказывать посильную помощь в анализе и составлении документации, общении с учениками и их родителями и т. д.

Были организованы семинары-практикумы («Формирование универсальных учебных действий в начальной школе», «Ведение дневника писателя и читателя в начальной школе и среднем звене») и мастер-классы, которые проводили тьюторы и преподаватели педагогического вуза.

В конце учебного года нами была проведена повторная диагностика профессиональных трудностей и степени эмоциональной удовлетворенности работой в образовательном учреждении.

80 70 60 50 40 30 20 10

Критерии оценки

Про фессиональные трудности

Положительное отношение к профессии

Удо влетворенно сть профессией

0

Рисунок 2. Результаты повторной диагностики молодых специалистов начальной школы Страница 5 из 11

Сравнительный анализ профессиональных трудностей и степени эмоциональной удовлетворенности работой показал существенное изменение основных показателей. Если на первом этапе диагностики профессиональные трудности испытывали 40 % педагогов, то по результатам итоговой диагностики таких 25 %. Особенно видна динамика в отношении к работе - от 20 % положительного отношения к работе и 30 % удовлетворенности профессией к 80 % и 70 % соответственно.

Итак, наша работа по психолого-педагогическому сопровождению молодых учителей начальной школы оказалась эффективной и важной для школы. Только при условии создания системной программы сопровождения возможно объединение педагогического коллектива и предупреждения проблемы ухода молодежи из школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. 2018. №2. С. 1.

2. Бардиер, Г., Ромазан, И., Чередникова, Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. - СПб.: ДОРВАЛЬ, 2013. - 96 с.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. М.: Совершенство, 2011. - 298 с.

4. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.

5. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. - М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 95 с.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах. М.: Издательство ПСТГУ, 2013. -256 с.

7. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Москва - Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. - 224 с.

8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. - 96 с.

9. Шипицына Л.М., Казакова Е.И., Жданова М.А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М.: ВЛАДОС, 2003. -528 с.

10. Сластенин В.А, Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.

11. Газман, О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] / О.С. Газман // Директор школы. - 2011. - № 3. - С. 51-58.

12. Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности / О.Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. - 2015. - №2. - С. 174-178.

13. Тихомирова Е.И. Становление субъектной позиции школьника-лидера в воспитывающей среде школы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - Т.10. - С. 155-162.

14. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: ИНФРА-М, 2019. - 219 с.

Zaytceva Svetlana Alekcandrovna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: [email protected]

Krasilnikova Larisa Vladimirovna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: [email protected]

Fonareva Okcana Viktorovna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Glasova Irina Nikolaevna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: [email protected]

Features of psychological and pedagogical support of young professionals - teachers of primary school

Abstract. The article is devoted to the study of the problem of psychological and pedagogical support of young professionals - elementary school teachers. The authors analyze the relevance and degree of knowledge of the problem of psychological and pedagogical support of the subjects of the educational process in modern conditions of modernization of education. The authors reveal various approaches to understanding the term "psychological and pedagogical support", describe models of psychological and pedagogical support. The article contains a description of the stating, forming and control experiments in the implementation of the program of psychological and pedagogical support of young specialists - teachers of elementary school. The description includes the results of diagnostics of the level of satisfaction with the profession and professional difficulties of young specialists -primary school teachers, goals, objectives of the program, a system of methodical measures with teachers and final results of testing the established program. The program of psychological and pedagogical support contains plans-summaries of various events: theoretical seminars and workshops - workshops, master classes, open visits and more. All work is systematized in stages: diagnostic, analytical, educational, correctional and developmental. The content of the work cited in the article was tested in primary schools in Nizhny Novgorod as part of innovation activities.

Keywords: psychological and pedagogical support; young specialists; elementary school teachers; a program of psychological and pedagogical support; professional difficulties; satisfaction with the profession; interaction of subjects of the educational process; a plan of methodical events

Приложение 1

Программа психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов

Этапы реализации программы.

1 этап - просветительский.

Цель: актуализировать теоретические знания молодых учителей, полученных в ходе вузовского обучения; показать их практическую трансформацию.

В процессе этапа было проведено 3 теоретико-методических семинара «Нормативные документы в работе учителя», «Деятельностный и знаниевый подходы: основные черты и отличия», «Современный урок в начальной школе». Опишем проведение семинаров.

1. Семинар «Нормативные документы в работе учителя».

Цель: актуализировать знания молодых учителей о нормативной базе педагога.

Предварительная подготовка учителей: молодым учителям до проведения семинара необходимо было познакомиться с основными нормативными документами (ФГОС, Федеральный Закон об образовании, Устав школы и т. д.).

План семинара:

1. Показ презентации с назначением основных нормативных документов, использующихся в начальной школе.

2. Знакомство с различными практическими ситуациями, требующими знания нормативных документов.

3. Решение задач с использованием нормативных документов (выделение главного назначения, отличий от других документов).

4. Выводы об использовании документов в работе учителя начальных классов.

2. Семинар «Деятельностный и знаниевый подходы: основные черты и отличия»

Цель: закрепить теоретические понятия о деятельностном и традиционном подходах к обучению в начальной школе.

Предварительная подготовка: найти информацию о деятельностном и традиционном подходах к обучению в начальной школе, желательно с практическими примерами реализации.

План:

1. Интерактивная презентация двух подходов к обучению в школе. В процессе презентации участники семинара вносят свои предложения, которые сразу же отражаются на слайдах. Затем осуществляется проверка правильности рассуждений молодых специалистов.

2. Работа с фрагментами уроков. Переработка фрагмента, построенного на традиционном подходе во фрагмент, основанный на деятельностном подходе.

3. Подведение итогов.

3. Семинар «Современный урок в начальной школе».

Цель: расширение и углубление знаний молодых специалистов о современном уроке в начальной школе.

Предварительная подготовка: педагоги начальной школы актуализируют знания о современном уроке, полученные в процессе изучения дисциплин в вузе.

План:

1. Сообщение о типах современных уроков в начальной школе. Обсуждение методической составляющей каждого урока.

2. Сообщение об этапах современных уроков в начальной школе. Выделение этапов, обязательных для любого урока, обоснование важности данных этапов.

3. Подведение итогов.

Кроме того, был создан обучающий курс «Курс молодого бойца» на платформе

Classroom. Там размещались все материалы с теоретико-методических семинаров, статьи, научные публикации, практические наработки других учителей. Организация форума помогла решить многие профессиональные проблемы, которые возникали в процессе деятельности, наладить общение между тьюторами и молодыми учителями.

2 этап - коррекционно-развивающий.

Цель: создать условия для индивидуальной коррекции и развития молодых педагогов начальной школы.

Администрация школы и авторы посетили уроки каждого специалиста. На основе анализа результатов диагностики и посещенных уроков были составлены индивидуальные маршруты сопровождения каждого педагога.

К каждому молодому педагогу был назначен тьютер - опытный учитель начальных классов. Задачей тьютора являлось поддерживать стажера, оказывать посильную помощь в анализе и составлении документации, общении с учениками и их родителями и т. д.

Были организованы семинары-практикумы и мастер-классы, которые проводили учителя - наставники и преподаватели вуза.

Опишем их более подробно.

Методические мероприятия.

1. Семинар «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе».

Цель: расширение и углубление знаний учителей начальной школы о процессе формирования различных видов УУД в начальной школе.

План:

1. Сообщение - презентация о видах УУД, формируемых в начальных классах.

2. Проведение обмена опытом по методике «Письмо по кругу».

3. Переработка упражнений из учебников для начальной школы (УМК «Школа России») с целью формирования различных УУД.

4. Подведение итогов.

2. Семинар «Ведение дневника писателя и читателя в начальной школе и среднем звене».

Цель: выстроить линию преемственности в преподавании литературного чтения (начальная школа) и литературы (среднее звено).

Предварительная подготовка: учителя приносят на семинар детские дневники читателя и писателя, готовят список литературы для дополнительного чтения.

План:

1. Сообщение председателя МО учителей русского языка и литературы среднего звена о специфике ведения в средней и старшей школе дневников читателя и писателя.

2. Выработка единых требований к ведению дневников читателя и писателя в начальной школе и среднем звене на основе анализа дневников читателя и писателя младших школьников и старшеклассников.

3. Составление списка литературы для дополнительного чтения для учеников начальной школы.

4. Подведение итогов семинара.

3. Проведение цикла 15-минутных мастер-классов опытных коллег для молодых специалистов.

В процессе реализации программы были проведены 6 15-минутных мастер-классов опытными коллегами для молодых специалистов. Опишем их проведение.

Мастер-класс в 4 классе «Использование групповой формы работы на уроке русского языка».

Учитель показал обобщение по теме «Части речи». Ученики разделились на группы. За 10 минут группа должны была написать все, что вспомнит об определенной части речи. Каждая группа получила маркер своего цвета и попыталась связать определение своей части речи и полученный цвет.

Вывод и практическая польза: четкая работа выпускников начальной школы, формы обращения друг к другу.

Мастер-класс в 3 классе «Составление паспорта части речи в процессе групповой работы».

Находка учителя - организация письменной работы третьеклассников над паспортом части речи. Ученики наклеивали подходящие определения, украшали паспорт рисунками и аппликацией. В конце мастер-классе ученики выбрали лучшие паспорта и наградили победителей.

Вывод и практическая польза: новое представление о методическом приеме «паспорт части речи», совместная работа над общим продуктом.

Мастер-класс в 3 классе «Обмен ролями в процессе групповой работы».

Учитель - наставник показал, как важно и необходимо менять роли детей в группе. Он попросил учеников взять на себя ту роль, которую до этого не использовал. В процессе перераспределения возникли конфликты, учитель показал свое мастерство при их разрешении.

Вывод и практическая польза: умение учеников договариваться друг с другом, разрешение конфликтных ситуаций в процессе смены ролей и индивидуальный подход к каждому ученику.

Мастер-класс в 4 классе «Самостоятельная деятельность выпускников начальной школы».

Учитель-наставник организовал самостоятельную деятельность учеников 4 класса на уроке окружающего мира по теме «Полезные ископаемые».

Учащиеся заполняли таблицу, по ходу работы выписывали на доске интересные вопросы, ответы на которые не нашли в учебнике, но хотели бы задать классу, чтобы узнать данную информацию.

https:// mir-nauki. com

Вывод и практическая польза для молодых специалистов: четкая работа выпускников начальной школы, познавательная активность младших школьников и особенности ее формирования на уроке.

Мастер-класс во 2 классе «Формулировка правил на уроке русского языка в процессе изучения темы «Форма слова и однокоренные слова».

Данная тема является одной из самых сложных в курсе русского языка начальной школы.

Учитель-наставник показал, что даже сложный материал можно объяснить так, что ученики сами «откроют» новые знания и почувствуют себя главными на уроке.

Вывод и практическая польза для молодых специалистов: показ методических наработок при реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка, управление деятельностью младших школьников на уроках.

Мастер-класс в 1 классе «Использование групповых форм работы на уроке в 1 классе».

Педагог показал особенности организации групповой (парной) работы в начале школьного обучения. Мастер-класс носил межпредметный характер и включал в себя задания разной направленности. Ученики работали по плану в парах, сверяя свою деятельность с ним на протяжении всего мастер-класса.

Вывод и практическая польза для молодых специалистов: показ возможности работы 7-летних школьников парами, использование различного материала для работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.