Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ДЕЙСТВЕННАЯ ФОРМА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ'

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ДЕЙСТВЕННАЯ ФОРМА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ТЬЮТОРСТВО / МЕНТОРСТВО / НАСТАВНИК / МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинин В. А., Повшедная Ф. В., Лебедева О. В., Пугачев А. В.

Введение. Предлагаемая статья - одна из возможностей показать необходимость возрождения института наставничества (тьюторства) в современных социально-экономических условиях развития системы отечественного образования. Опираясь на исследования ученых, авторы дают характеристику основных категорий исследования «наставничество» и «тьюторство»; переосмысливают различные подходы к пониманию их сущности. Наставничество авторами определяется как действенная форма становления и развития личности молодого учителя. Материалы и методы. В качестве методов исследования был использован метод анализа и систематизации психолого-педагогических теоретико-экспериментальных и научно-методических исследований отечественных ученых по проблеме наставничества, тьюторства, сопровождения. Результаты исследования. Представлен историко-педагогический анализ становления и развития института наставничества в дореволюционной России, в советский период развития отечественной системы образования и показаны возможности возрождения наставничества в современной России; определены цели и задачи «Школы наставничества» в условиях региона. Исследование проблемы наставничества и тьюторства заставляет по-новому оценивать их роль и значение в становлении и развитии личности современного учителя-профессионала, наставника, тьютора, который может оказать существенную помощь в самоопределении и адаптации в социум каждого учащегося. Обсуждение и заключения. В статье представлены результаты деятельности «Школы наставничества», действующей на базе МАОУ «Школа № 187» города Нижнего Новгорода. Особое внимание в деятельности «Школы наставничества» уделялось переосмыслению системы методической работы, повышению исследовательской и методической культуры учителя, разработке и внедрению методического обеспечения обобщения опыта наставничества, что в конечном итоге способствует саморазвитию личности педагога, развитию его педагогического мастерства и карьерному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малинин В. А., Повшедная Ф. В., Лебедева О. В., Пугачев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING AS AN EFFECTIVE FORM OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF A YOUNG TEACHER'S PERSONALITY

Introduction. The proposed article is one of the opportunities to show the need to revive the institution of mentoring (tutoring) in the modern socio-economic conditions of the development of the national education system. Based on the research of scientists, the authors give a description of the main categories of research "mentoring" and "tutoring"; rethink different approaches to understanding their essence. Mentoring is defined by the authors as an effective form of formation and development of the personality of a young teacher. Materials and Methods. As research methods, the method of analysis and systematization of psychological-pedagogical theoretical-experimental and scientific-methodological studies of domestic scientists on the problem of mentoring, tutoring, support was used. Results. The historical and pedagogical analysis of the formation and development of the institute of mentoring in pre-revolutionary Russia, during the Soviet period of the development of the domestic education system and shows the possibilities of the revival of mentoring in modern Russia; the goals and objectives of the "School of Mentoring" in the conditions of the region are defined. The study of the problem of mentoring and tutoring forces a new assessment of their role and importance in the formation and development of the personality of a modern professional teacher, mentor, tutor, who can provide significant assistance in self-determination and adaptation to modern society of each student. Discussion and Conclusions. The article presents the results of the activity of the "Mentoring School" operating on the basis of the MAOU "School No. 187" of Nizhny Novgorod. Special attention in the activities of the "School of Mentoring" was paid to rethinking the system of methodological work, improving the research and methodological culture of the teacher, developingand implementing methodological support for generalizing the experience of mentoring, which ultimately contributes to the self-development of the teacher's personality, his pedagogical skills and career growth.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ДЕЙСТВЕННАЯ ФОРМА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ»

СтатьяМЛск

УДК 378

Б01: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-5

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ДЕЙСТВЕННАЯ ФОРМА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

В. А. Малинин1'2, Ф. В. Повшедная1, О. В. Лебедева1, А. В. Пугачев1'2

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация 2МАОУ «Школа №187», Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Предлагаемая статья - одна из возможностей показать необходимость возрождения института наставничества (тьюторства) в современных социально-экономических условиях развития системы отечественного образования. Опираясь на исследования ученых, авторы дают характеристику основных категорий исследования «наставничество» и «тьюторство»; переосмысливают различные подходы к пониманию их сущности. Наставничество авторами определяется как действенная форма становления и развития личности молодого учителя.

Материалы и методы. В качестве методов исследования был использован метод анализа и систематизации психолого-педагогических теоретико-экспериментальных и научно-методических исследований отечественных ученых по проблеме наставничества, тьюторства, сопровождения.

Результаты исследования. Представлен историко-педагогический анализ становления и развития института наставничества в дореволюционной России, в советский период развития отечественной системы образования и показаны возможности возрождения наставничества в современной России; определены цели и задачи «Школы наставничества» в условиях региона. Исследование проблемы наставничества и тьюторства заставляет по-новому оценивать их роль и значение в становлении и развитии личности современного учителя-профессионала, наставника, тьютора, который может оказать существенную помощь в самоопределении и адаптации в социум каждого учащегося.

Обсуждение и заключения. В статье представлены результаты деятельности «Школы наставничества», действующей на базе МАОУ «Школа №187» города Нижнего Новгорода. Особое внимание в деятельности «Школы наставничества» уделялось переосмыслению системы методической работы, повышению исследовательской и методической культуры учителя, разработке и внедрению методического обеспечения обобщения опыта наставничества, что в конечном итоге способствует саморазвитию личности педагога, развитию его педагогического мастерства и карьерному росту.

Ключевые слова: наставничество, тьюторство, менторство, наставник, молодой учитель, профессиональная деятельность, сопровождение

Для цитирования: Малинин В. А., Повшедная Ф. В., Лебедева О. В., Пугачев А. В. Наставничество как действенная форма становления и развития личности молодого учителя // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, №1. С. 5. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-5.

MENTORING AS AN EFFECTIVE FORM OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF A YOUNG TEACHER'S PERSONALITY

V. A. Malinin12,F. V. Povshednaya1, O. V. Lebedeva1, A. V. Pugachev1'2

1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation 2MAOU "SchoolNo. 187", Nizhny Novgorod, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The proposed article is one of the opportunities to show the need to revive the institution of mentoring (tutoring) in the modern socio-economic conditions of the development of the national education system. Based on the research of scientists, the authors give a description of the main categories of research "mentoring" and "tutoring"; rethink different approaches to understanding their essence. Mentoring is defined by the authors as an effective form of formation and development of the personality of a young teacher.

Materials and Methods. As research methods, the method of analysis and systematization of psychological-pedagogical theoretical-experimental and scientific-methodological studies of domestic scientists on the problem of mentoring, tutoring, support was used.

Results. The historical and pedagogical analysis of the formation and development of the institute of mentoring in pre-revolutionary Russia, during the Soviet period of the development of the domestic education system and shows the possibilities of the revival of mentoring in modern Russia; the goals and objectives of the "School of Mentoring" in the conditions of the region are defined. The study of the problem of mentoring and tutoring forces a new assessment of their role and importance in the formation and development of the personality of a modern professional teacher, mentor, tutor, who can provide significant assistance in self-determination and adaptation to modern society of each student.

Discussion and Conclusions. The article presents the results of the activity of the "Mentoring School" operating on the basis of the MAOU "School No. 187" of Nizhny Novgorod. Special attention in the activities of the "School of Mentoring" was paid to rethinking the system of methodological work, improving the research and methodological culture of the teacher, developing and implementing methodological support for generalizing the experience of mentoring, which ultimately contributes to the self-development of the teacher's personality, his pedagogical skills and career growth.

Keywords: mentoring, tutoring, mentoring, mentor, young teacher, professional activity, support

For citation: Malinin V. A., Povshednaya F. V., Lebedeva O. V., Pugachev A. V. Mentoring as an effective form of formation and development of a young teacher's personality // Vestnik of Minin University. 2023. Vol. 11, no. 1. P. 5. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-5.

Введение

Социально-экономические и политические изменения в обществе, модернизация, глобализация и цифровизация системы образования, введение новых образовательных стандартов привели к переоценке роли учителя как активного субъекта педагогического процесса [26], значительно повысили требования работодателей к уровню подготовки выпускников вуза, их профессиональным и личностным качествам, социальной позиции и конкурентоспособности, что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития воспитания гражданина России», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», Профессиональном стандарте педагога (2013).

Сегодня школа, по мнению ученых А. Г. Асмолова, В. А. Болотова, Н. Н. Нечаева, В. В. Рубцова, А. П. Тряпицыной, остро нуждается в специалистах, способных работать в новых условиях, владеющих различными компетенциями, имеющих собственную субъектную позицию, умеющих не только передавать знания, видеть проблемы современного образования, но профессионально и продуктивно их решать. Современной школе нужен новый тип учителя: учитель-профессионал, учитель-помощник, учитель-наставник, учитель-тьютор.

В связи с тем, что «большинство школьных проблем у детей, их родителей, педагогов обусловлено отсутствием системы сформированных профессиональных компетенций у педагогов» [23, c. 152], сегодня становится значительно актуальной проблема психолого-педагогического сопровождения, наставничества, тьюторства молодого учителя, которому необходима помощь со стороны опытного педагога.

В контексте этого остро встает проблема развития института наставничества, расширения практик наставничества в образовании [27]. Это отмечалось еще в Законе «Об образовании в Российской Федерации» как одна из актуальнейших проблем в национальном проекте «Образование» (2013), а также на заседании Государственного совета и комиссии при Президенте Российской Федерации (2018), когда В. В. Путин подчеркнул необходимость возрождения института наставничества, которое сегодня признано одним из приоритетных направлений образовательной и кадровой политики государства.

Исходя из этого, целью исследования является раскрытие возможностей наставничества как действенной формы становления и развития личности молодого педагога в контексте истории отечественной системы образования и показать роль наставничества в подготовке профессиональных кадров.

Объект исследования: процесс развития института наставничества в отечественной системе образования.

Предмет исследования: развитие личности молодого педагога в условиях современного возрождения института наставничества.

Гипотеза исследования: предполагается, что историко-педагогический опыт развития института наставничества может быть успешно использован на современном этапе реформирования образования в России.

Задачи исследования:

- раскрыть теоретические основы наставничества,

- проанализировать историю становления и развития наставничества в системе российского образования;

- раскрыть сущность и содержание наставничества как деятельностной формы развития личности будущего учителя.

Новизна исследования: предпринята попытка проанализировать развитие института наставничества в истории образования в России в условиях социально-культурных изменений в современном отечественном образовании.

Исследование проводилось на базе МАОУ «Школа №187» г. Нижнего Новгорода.

Обзор литературы

Историко-педагогический анализ возникновения и развития наставничества показал, что наставничество как одна из древнейших форм обучения старшими младших практическим знаниям, необходимому поведению, формированию духовно-нравственных ценностей имеет глубокие корни. Первым профессиональным наставником был герой древнегреческой мифологии, персонаж гомеровской «Одиссеи» - Ментор.

Известно, что еще философы древности пытались определить сущность и задачи наставничества (менторства). Так, Сократ главной задачей наставника считал пробуждение душевных сил ученика в процессе беседы. В учении Сократа учитель (наставник) должен был сподвигнуть воспитанника на самостоятельный поиск знаний и их анализ. Платон был глубоко убежден в том, что с раннего возраста надо помогать человеку в восхождении к миру знаний и идей. Основанная Платоном школа в 380-х годах до н.э. вблизи Афин получила название Академии, процесс обучения в которой строился таким образом, что все ученики разделялись на старших и младших, основным методом обучения был диалог. Аристотель организовал школу в Древних Афинах возле храма Аполлона Ликейского, которая получила название «Ликей» (Лицей). Ученики Аристотеля прогуливались, общались, беседовали, рассуждали, таким образом шел процесс развития их духовно-нравственных ценностей и подготовки к жизни в обществе.

Наставничество как социально-педагогическое явление появилось на Руси давно. Первыми наставниками-воспитателями детей в княжеских домах часто были родственники родителей, которым детей отдавали на воспитание. В наставнике видели мудрого советчика, старшего друга, родителя, который не только опекал, воспитывал, но и любил ребенка как отец и мать. Дети должны были безоговорочно подчиняться родителям и наставникам [25, с. 383].

Большое значение на Руси придавали наставничеству и тьюторству молодого учителя, так как профессия учителя всегда считалась особым призванием человека. Не случайно учителей называли мастерами, наставниками молодежи. Постепенно стало широко развиваться гувернерство, наставничество, тьюторство.

Роли наставничества и необходимости разработки системы наставничества в отечественной педагогической науке уделяли значительное внимание такие известные педагоги XIX века, как Н. А. Корф, С. А. Рачинский, К. Д. Ушинский, которые традиционно рассматривали наставничество как социальный институт, цель которого - помочь адаптироваться молодому педагогу к работе в школе. Так, великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что профессиональная адаптация и становление молодого учителя напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника, от его личности. Он был глубоко убежден, что теоретические знания и опыт должны дополнять

друг друга, а не заменять: «только личность может воспитать личность»; никакие программы, учебники не могут заменить учителя [33]. Трудно не согласиться с этой точкой зрения К. Д. Ушинского.

Известно, что термин «наставничество» происходит от английского слова «mentor» и означает «мудрый помощник, советчик, эффективный наставник». Считается, что понятие «наставничество» приобрело свое современное значение в середине 70-х годов XX века. Действительно, оно широко использовалось в советской системе образования и рассматривалось не только как способ традиционной практики адаптации кадров в профессиональной деятельности, но имело разные трактовки определения.

Серьёзные исследования в области наставничества были проведены в восьмидесятые годы прошлого века С. Г. Вершловским и А. И. Ходаковым, которые в своих работах подчёркивали, что «наставничество используется в обучении/развитии разных категорий специалистов и с различными целями: со старшеклассниками - в целях профориентации; со студентами-стажерами - для углубления профессионального образования и подготовки к возможной будущей профессиональной социализации; с руководителями - для подготовки к развитию управленческой карьеры; с новыми сотрудниками - для решения задач их адаптации в компании» [10, с. 40].

Как показала практика, наставничество особенно необходимо в профессиональной деятельности учителя. По мнению С. Г. Вершловского, «очень важно, чтобы рядом с молодым учителем был наставник (тьютор); чтобы был человек, который может помочь учителю - осознанно использовать в профессиональной деятельности то, что получено в обсуждениях» [3, с. 141].

Теоретический анализ исследований показал, что сущностная характеристика, содержание социального явления «наставничество» трактуется по-разному.

Некоторые ученые, раскрывая сущность понятия «наставничество», рассматривают его как один из способов образования и развития личности; как передачу знаний, умений и навыков молодому человеку от более опытного, знающего и умеющего оказать помощь и совет, поддержку молодежи в социальном взрослении (С. Я. Батышев, Н. Д. Никандров, В. И. Слободчиков и др.).

Другие видят в наставничестве действенную форму воспитания и профессиональной подготовки молодежи, процесс эффективного взаимодействия наставника и ученика по передаче знаний и собственного опыта (Н. Ю. Синягина, Н. Сулейманова, Т. Ю. Райфшнайдер и др.).

Исследование показало, что, несмотря на столь серьезное внимание к проблеме наставничества, тьюторства, в советский период эта проблема рассматривалась в основном по отношению к учащимся общеобразовательной школы. В связи с этим наставничество, тьюторство как способ адаптации специалистов к профессиональной деятельности в психолого-педагогической литературе освещалось недостаточно полно.

Глубокий анализ различных подходов ученых к определению понятия наставничества, особенностям современной системы наставничества дал М. В. Кларин в своей статье «Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века». Автор подчёркивает, что различные исследователи дают свое толкование понятию «наставничество». Так, Н. Сулейманова рассматривает наставничество как способ передачи знаний, умений и навыков более опытного сотрудника менее опытному в определенной предметной области. В результате теоретического анализа современного наставничества М. В. Кларин делает вывод о том, что наставничество является действенным

механизмом воспроизводства кадрового потенциала организации, а также представляет собой одну из основ корпоративной культуры: «наставничество - это образовательный процесс на рабочем месте. Наставничество - это не только система адаптации и профессионального развития молодых сотрудников. Это еще и часть корпоративной культуры, это среда, в которой наставником передаются знания, навыки и опыт, и успешные модели поведения» [16, с. 92].

В последние годы в современной теории образования в России предпринимаются попытки проанализировать и осмыслить различные аспекты проблемы наставничества, тьюторства:

- историко-педагогические основы возникновения института наставничества как элемента системы высшего профессионального педагогического образования и подготовки педагогических кадров (О. А. Абдулина, С. Г. Антипин, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына и др.);

- наставничество как инструмент формирования профессиональных компетенций педагогов, как средство профессиональной адаптации, эффективного сопровождения личностного и профессионального роста педагога (Л. Н. Вавилова, М. А. Зайнулин, Л. Н. Нугуманова, И. П. Пастухова, Н. В. Тарасова, А. К. Орешкина, Т. В. Яковенко и др.);

- психолого-педагогические условия развития наставничества и тьюторства (В. А. Березина, Е. М. Павлюченкова, Т. Ю. Райфшнайдер, Н. Ю. Синягина, Н. М. Таланчук и др.);

- значение наставничества, тьюторства в совершенствовании профессиональной подготовки студентов вузов, в становлении молодого педагога как субъекта собственной деятельности (С. В. Алексеев, Л. С. Выготский, С. Г. Вершловский, М. В. Кларин, Н. В. Круглова, В. Г. Сухобская, А. И. Ходаков, А. В. Хуторской и др.);

- наставничество как оказание помощи, психолого-педагогической поддержки сопровождения молодого учителя и как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания и формировать навыки значительно быстрее, чем традиционные способы обучения (О. С. Газман, А. А. Дружинина, Е. Н. Казакова, В. В. Николина, Т. И. Шукшина, Б. Д. Эльконин и др.);

- тьюторство как одна из форм наставничества представлена в образовании и как профессия, и как профессиональная психолого-педагогическая позиция, имеющая огромный потенциал в сопровождении молодого учителя и влияющая на развитие индивидуальности, профессионального самоопределения, психологического здоровья человека; оказание помощи, поддержки обучающимся, создание условий для их самореализации ученые определяют термином «тьюторство»; понятие «тьютор» (от англ. «tutor») означает домашний учитель, репетитор, школьный наставник, опекун, консультант (Н. А. Алексеев, В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, Т. М. Ковалева, И. А. Колесникова, О. В. Лебедева, В. А. Малинин, А. П. Махов, Ф. В. Повшедная, И. Д. Проскуровская, П. Г. Щедровицкий и др.);

- состояние развития проблемы наставничества и тьюторства в современных социально-экономических условиях (Г. Р. Ахтиева, М. Г. Ермолаева, Н. Д. Базарнова, Д. А. Бачик, Н. Сулейманов, О. Н. Шилова и др.).

Учитывая значительный интерес к проблеме наставничества и тьюторства в современном образовании России, в рамках национального проекта «Образование» разрабатываются и реализуются многие программы и проекты наставничества как инструмента сопровождения и поддержки молодого учителя: «Союз наставников России»,

«Современная школа», «Наставник», «Молодые профессионалы», «Учитель будущего», «Объединение наставников» и др. Особое внимание в этих проектах уделяется поддержке и сопровождению детей с трудной судьбой, детей из детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на то, что, как отмечает вице-премьер Российской Федерации Т. Голикова, за последние пять лет в России на 26% уменьшилась численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах еще находится 38 тысяч детей-сирот. Эти дети испытывают трудности не только в обучении и воспитании, но и в социализации в обществе. Каждый год от 13 до 15 тысяч выпускников детских домов выходят в жизнь. Социализируются в обществе только 7-10%. В вузы поступают 5-7%, в средние специальные образовательные учреждения (СПО) - 70%, 15-26% нигде не обучаются. И это серьёзная государственная проблема, которую необходимо решать.

Материалы и методы

Исследование опиралось на современные научные представления о феномене наставничества, тьюторства, которые имеют огромный воспитательный потенциал для педагогической поддержки и психологического сопровождения молодого учителя. Использовались методы сравнительно-сопоставительного анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, в которой раскрыты теоретические и практические аспекты проблемы наставничества и тьюторства, а также дан анализ нормативно-правовых документов по образованию, в которых подчеркивается значительное повышение требований к личностным и профессиональным качествам, компетенциям и в целом профессиональной деятельности современного педагога.

Результаты исследования

Рассматривая наставничество и тьюторство как условие, как форму профессионального становления личности молодого учителя, особое значение в деятельности школы мы придаем повышению исследовательской и методической культуры учителя, которой, к сожалению, в системе непрерывного педагогического образования, уделяется недостаточно внимания.

Результаты исследования показали, что сегодня необходимо переосмысление и переоценка всей системы методической работы с учителями, необходимо вывести ее на новый - исследовательский - уровень, т.е. нужна подготовка педагога-исследователя.

На протяжении 16 лет в нашей образовательной организации МАОУ «Школа №187» г. Нижнего Новгорода функционирует «Школа наставничества» для молодых педагогов и студентов, а также для старшеклассников, интересующихся учительской профессией.

Цель школы: повышение профессионального мастерства молодых учителей, разработка, апробация и внедрение научно-методического обеспечения наставнической деятельности в условиях взаимодействия школы и других образовательных организаций.

Задачи школы:

- организация деятельности по повышению научно-методической и исследовательской культуры молодых педагогов;

- обобщение опыта наставничества учителей школы в условиях региональной системы образования;

- разработка и публикация программ по наставнической деятельности и методического сопровождения к ним;

- реализация программ по наставнической деятельности в других образовательных учреждениях города и региона, тиражирование опыта.

Организация деятельности «Школы наставничества» в исследовательском ключе позволяет не просто развивать умения и навыки молодых учителей, но способствует в будущем их собственному становлению в качестве наставников. Из 104 педагогов школы 48 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 3 педагога носят звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 12 педагогов - почётные работники образования Российской Федерации или отличники народного просвещения, 5 педагогов имеют степень кандидата наук, 2 - доктора наук. Из них 15 педагогов являются наставниками для молодых учителей и студентов. Как показало исследование, «интеграция научно-педагогических идей с практикой возникает в результате деятельности творческой группы, объединения, образовательного учреждения или экспериментальной площадки» [ 19, с. 33].

Главный итог работы «Школы наставничества» заключается в том, что 26 выпускников нашей школы стали ее учителями. Ежегодно выпускники школы поступают в педагогический университет. Так, в 2021-2022 году четыре выпускника поступили в педагогический университет на различные специальности по целевому направлению. Таким образом, «Школа наставничества» решает задачи не только профессионального роста, но и формирования кадрового резерва.

Результатами своей методической и исследовательской работы педагоги школы делятся через участие в конференциях разного уровня и публикацию статей в авторитетных журналах и сборниках. Стало традиционным издание сборника «Об уроках и не только...», где печатаются методические разработки педагогов не только нашей школы, но района и города.

С целью личностного и профессионального развития молодого учителя в школе создан «Клуб молодого педагога», результатами деятельности которого является активное участие молодых учителей в организации и проведении традиционных балов, которые проходят в учреждении («Пушкинский бал» - 19 октября, «Сретенский бал» - 15 февраля и «Бал Победы»). Молодые учителя совместно с обучающимися школы пишут сценарий, организуют и проводят эти мероприятия.

Благодаря совместной многолетней работе с педагогическим университетом, учителя школы продолжают свое обучение в магистратуре и аспирантуре - 28 учителей защитили магистерские диссертации по педагогике, два учителя защитили кандидатские диссертации и 9 педагогов продолжают свое обучение в магистратуре и аспирантуре.

Обсуждение и заключения

Таким образом, исследование проблемы наставничества (тьюторства) для современного учителя чрезвычайно значимо и актуально, а деятельность «Школы наставничества» способствует развитию и саморазвитию личности педагога, повышению его профессиональной компетентности, педагогического мастерства, формированию исследовательских умений и навыков и профессионализму молодого педагога в целом. Разработанные программы по проблеме наставничества и методическое сопровождение

к ним способствуют эффективности профессионального развития педагога как субъекта

инновационной деятельности и в целом повышают качество работы института

наставничества.

Список использованных источников

1. Абанкина И. В. Образование: устремленность в будущее // Притяжение образования. Пятые Сабуровские чтения: тезисы докладов. Москва: Логос, 2015. С. 188-199.

2. Акенина А. В. Педагогическая поддержка процесса взросления учащихся в отечественных и американских исследованиях второй половины ХХ века: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 2006. 23 с.

3. Алексеев С. В. Вклад профессора С. Г. Вершловского в развитие идеи наставничества в системе образования // Человек и образование. 2021. №2(67). С. 148-151.

4. Антипин С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 2011. 31 с.

5. Багракова А. А. Наставничество в организации // Управление развитием персонала. 2008. №4. С. 296-311. URL: https://grebennikon.ru/article-vvgz.html (дата обращения: 25.12.2022).

6. Батышев А. С. Управление наставничеством: методические рекомендации. Москва: ВНМЦ Госпрофобра СССР, 1983. 45 с.

7. Бачин Д. А. Наставничество как метод обучения и развития персонала // Современные научные исследования и инновации. 2014. №4. Ч. 1. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/32311 (дата обращения: 25.12.2022).

8. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №3. С. 4-18.

9. Бондаренко Н. Ю. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей // Управление корпоративной культурой. 2009. №4. С. 282-289.

10. Вершловский С. Г., Ходаков А. И. Организация учебы наставников в трудовом коллективе. Москва: Профиздат, 1987. 174 с. (Библиотечка наставника).

11. Волчек В. А., Шмакова Л. Е., Стальмакова Т. А. Реализация целевой модели наставничества образовательными организациями Кузбасса: методическое пособие / отв. ред. Л. А. Богданова. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2021. 106 с.

12. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе: сборник статей / ред. Н. Б. Крылова, С. А. Ушакин. Москва: Инноватор, 1995. С. 58-63.

13. Галицких Е. О., Давлятшина О. В. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы // Педагогический имидж. 2016. №3(32). С. 1627. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-v-sovremennyh-usloviyah-razvitiya-shkoly/viewer (дата обращения: 25.12.2022).

14. Дружинина А. А. Технология наставничества в подготовке специалистов социальной сферы // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 23, №174. С. 15-21. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-174-15-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Игнатьева Е. В., Базарнова Н. Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-1.

16. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование. 2016. №5. С. 92-113.

17. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Москва, 2007. 178 с.

18. Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2000. №3. С. 92-103.

19. Малинин В. А., Повшедная Ф. В. Интеграция школы и вуза как фактор развития новой образовательной системы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 1-1. С. 32-35.

20. Махмутов М. И., Таланчук Н. М., Вайсбург А. А. [и др.] Педагогика наставничества. Москва: Советская Россия, 1981. 191 с.

21. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. Москва: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.

22. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-методические материалы / авт.-сост. Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. 2-е издание, доп., перераб. Казань: ИРО РТ, 2020. 51 с.

23. Повшедная Ф. В., Лебедева О. В. Профессиональная культура и профессиональная компетентность будущего учителя // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. №2(34). С. 148-156.

24. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» от 18 октября 2013 года №544н. URL: https://docs.cntd.ru/document/499053710 (дата обращения: 20.12.2022).

25. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 2: М-Я. Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.

26. Сдобняков В. В. Антропологическая перспектива формирования учителя как лидера изменений в университете педагогического профиля // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке: сборник научных трудов VIII Международного форума по педагогическому образованию. Казань, 2022. С. 430-436.

27. Сетевой проект подготовки наставников по развитию: практико-ориентированная монография / В.В. Сдобняков, Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова, С.А. Соткина, А.В. Моисеенко. Нижний Новгород, 2022. 64 с.

28. Стандарт наставничества. URL: http://cmrp.ru/projects/view/standart-nastavnicestva (дата обращения: 25.12.2022).

29. Субочева О. Н. Наставничество как фактор эффективности организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №12. С. 25-27.

30. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Чигрина С. Г. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов: рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций. Москва: Перспектива, 2020. 108 с. URL: https://itdperspectiva.page.link/recschool (дата обращения: 25.12.2022).

31. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07 мая 2018 г. №204. URL: https://docs.cntd.ru/document/557309575 (дата обращения: 20.12.2022)

32. Учитель-методист - наставник стажера: книга для учителя / С. Г. Вершловский и др.; под ред. С. Г. Вершловского. Москва: Просвещение, 1988. 141 с.

33. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии (предисловие к тому 1) // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 8. Москва; Ленинград: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 774 с.

34. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102162745 (дата обращения: 20.12.2022).

35. Челнокова Е. А., Тюмасева З. И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №4. С.11. DOI: 10.26795/23071281-2018-6-4-11.

36. Шилова О. Н., Ермолаева М. Г., Ахтиева Г. Р. Современное состояние и проблемы развития института наставничества молодых учителей // Человек и образование. 2018. №4(57). С. 202-209.

References

1. Abankina I. V. Education: striving for the future. Prityazhenie obrazovaniya. Pyatye Saburovskie chteniya: tezisy dokladov. Moscow, Logos Publ., 2015. Pp. 188-199. (In Russ.)

2. Akenina A. V. Pedagogical support for the process of maturation of students in domestic and American studies of the second half of the twentieth century: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Khabarovsk, 2006. 23 p. (In Russ.)

3. Alekseev S. V. The contribution of Professor S. G. Vershlovsky to the development of the idea of mentoring in the education system. CHelovek i obrazovanie, 2021, no. 2(67), pp. 148-151. (In Russ.)

4. Antipin S. G. Antipin S. G. Traditions of mentoring in the history of national education: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Nizhny Novgorod, 2011. 31 p. (In Russ.)

5. Bagrakova A. A. Mentoring in the organization. Upravlenie razvitiem personala, 2008, no. 4, pp. 296-311. Available at: https://grebennikon.ru/article-vvgz.html (accessed: 25.12.2022). (In Russ.)

6. Batyshev A. S. Management of mentorship: guidelines. Moscow, VNMC Gosprofobra SSSR Publ., 1983. 45 p. (In Russ.)

7. Bachin D. A. Mentoring as a method of training and development of personnel. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii, 2014, no. 4, part 1. Available at: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/32311 (accessed: 25.12.2022). (In Russ.)

8. Blinov V. I., Esenina E. YU., Sergeev I. S. Mentorship in education: a well-sharpened tool is needed. Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2019, no. 3, pp. 4-18. (In Russ.)

9. Bondarenko N. YU. Five main methods of mentoring. How to train and motivate adults. Upravlenie korporativnoj kul'turoj, 2009, no. 4, pp. 282-289. (In Russ.)

10. Vershlovskij S. G., Hodakov A. I. Organization of training of mentors in the labor collective. Moscow, Profizdat Publ., 1987. 174 p. (Library of the mentor). (In Russ.)

11. Volchek V. A., SHmakova L. E., Stal'makova T. A. Implementation of the target model of mentoring by educational organizations of Kuzbass: a methodological guide / editor-in-chief L. A. Bogdanova. Kemerovo, GBU DPO «KRIRPO» Publ., 2021. 106 p. (In Russ.)

12. Gazman O. S. Pedagogical support for children in education as an innovative problem. Novye cennosti obrazovaniya: desyat' koncepcij i esse: sbornik statej / red. N. B. Krylova, S. A. Ushakin. Moscow, Innovator Publ., 1995. Pp. 58-63. (In Russ.)

13. Galickih E. O., Davlyatshina O. V. Scientific and methodological support of teachers in modern conditions of school development. Pedagogicheskij imidzh, 2016, no. 3(32), pp. 16-27. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-v-sovremennyh-usloviyah-razvitiya-shkoly/viewer (accessed: 25.12.2022). (In Russ.)

14. Druzhinina A. A. Technology of mentoring in the training of specialists in the social sphere. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki, 2018, vol. 23, no. 174, pp. 1521. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-174-15-21. (In Russ.)

15. Ignat'eva E. V., Bazarnova N. D. Mentorship in modern school: myth or reality. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 2. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-1. (In Russ.)

16. Klarin M. V. Modern mentoring: new features of traditional practice in organizations of the XXI century. Ekonomika i obrazovanie, 2016, no. 5, pp. 92-113. (In Russ.)

17. Kruglova I. V. Mentoring as a condition for the professional development of a young teacher: dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Moscow, 2007. 178 p. (In Russ.)

18. Krylova N. B. Pedagogical, psychological and moral support as a space for personal changes in a child and an adult. Klassnyj rukovoditel', 2000, no. 3, pp. 92-103. (In Russ.)

19. Malinin V. A., Povshednaya F. V. Integration of school and university as a factor in the development of a new educational system. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 2014, no. 1-1, pp. 32-35. (In Russ.)

20. Mahmutov M. I., Talanchuk N. M., Vajsburg A. A. [i dr.] Pedagogy of mentoring. Moscow, Sovetskaya Rossiya Publ., 1981. 191 p. (In Russ.)

21. Mentoring in the education system of Russia. A practical guide for curators in educational institutions / ed. N. Yu. Sinyagina, T. Yu. Reifschneider. Moscow, Rybakov Fond Publ., 2016. 153 p. (In Russ.)

22. Handbook "Mentoring: an effective form of education": information and methodological materials / ed. L. N. Nugumanova, T. V. Yakovenko. 2nd edition, additional, revised. Kazan', IRO RT Publ., 2020. 51 p. (In Russ.)

23. Povshednaya F. V., Lebedeva O. V. Professional culture and professional competence of the future teacher. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki, 2015, no. 2(34), pp. 148-156. (In Russ.)

24. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation "On approval of the Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" dated October 18, 2013 No. 544n. Available at: https://docs.cntd.ru/document/499053710 (accessed: 20.12.2022). (In Russ.)

25. Russian Pedagogical Encyclopedia: in 2 vols. Vol. 2: M-Ya. Moscow, Nauchnoe izdatel'stvo «Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya» Publ., 1999. (In Russ.)

26. Sdobnyakov V. V. Anthropological perspective of the formation of a teacher as a leader of changes in the university of a pedagogical profile. Obrazovanie, professional'noe razvitie i sohranenie zdorov'ya uchitelya v XXI veke: sbornik nauchnyh trudov VIII Mezhdunarodnogo forumapopedagogicheskomu obrazovaniyu. Kazan, 2022. Pp. 430-436. (In Russ.)

27. Network project for the training of development mentors: a practice-oriented monograph / V. V. Sdobnyakov, G. A. Ignatieva, O. V. Tulupova, S. A. Sotkina, A. V. Moiseenko. Nizhny Novgorod, 2022. 64 p. (In Russ.)

28. Mentoring standard. Available at: http://cmrp.ru/projects/view/standart-nastavnicestva (accessed: 25.12.2022). (In Russ.)

29. Subocheva O. N. Mentorship as a factor in the effectiveness of the organization. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2016, no. 12, pp. 25-27. (In Russ.)

30. Tarasova N. V., Pastuhova I. P., CHigrina S. G. Individual development program and mentoring system as tools for building professional competencies of teachers: recommendations for managers and teachers of educational organizations. Moscow, Perspektiva Publ., 2020. 108 p. Available at: https://itdperspectiva.page.link/recschool (accessed: 25.12.2022). (In Russ.)

31. Decree of the President of the Russian Federation "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" dated May 07, 2018 No. 204. Available at: https://docs.cntd.ru/document/557309575 (accessed: 20.12.2022). (In Russ.)

32. Teacher-methodist - mentor of the trainee: a book for the teacher / S. G. Vershlovsky and others; ed. S. G. Vershlovsky. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988. 141 p. (In Russ.)

33. Ushinskij K. D. Man as a subject of education: Experience of pedagogical anthropology (preface to volume 1). Ushinskij K. D. Sobranie sochinenij. T. 8. Moscow, Leningrad, Akad. ped. nauk RSFSR Publ., 1950. 774 p. (In Russ.)

34. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (accessed: 20.12.2022). (In Russ.)

35. CHelnokova E. A., Tyumaseva Z. I. The evolution of the mentoring system in pedagogical practice. VestnikMininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 4, p. 11, doi: 10.26795/2307-12812018-6-4-11. (In Russ.)

36. SHilova O. N., Ermolaeva M. G., Ahtieva G. R. The current state and problems of development of the institute of mentoring young teachers. CHelovek i obrazovanie, 2018, no. 4(57), p. 202209. (In Russ.)

© Малинин В. А., Повшедная Ф. В., Лебедева О. В., Пугачев А. В., 2023

Информация об авторах Малинин Валерий Анатольевич - доктор педагогических наук, доцент, советник при ректорате по научно-методической работе с базовыми школами, профессор кафедры физики, математики и физико-математического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация; директор МАОУ «Школа №187», Нижний Новгород, Российская Федерация, arkon52@yandex.ru

Повшедная Фаина Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, http://orcid.org/0000-0002-5767-6226, povshedfv@yandex.ru Лебедева Оксана Валерьевна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, http://orcid.org/0000-0002-7298-127X, lebedeva-oksana.nn@yandex.ru Пугачев Алексей Вадимович - магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация; преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ «Школа №187», Нижний Новгород, Российская Федерация, a.v.pugachev777@ya.ru

Information about the authors Malinin Valery A. - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor,advisor to the Rector's Office for scientific and methodological work with basic schools, Professor of the Department of Physics, Mathematics and Physical and Mathematical Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation; director, MAOU "School No. 187", Nizhny Novgorod, Russian Federation, arkon52@yandex.ru Povshednaya Faina V. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of General and Social Pedagogy, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, http://orcid.org/0000-0002-5767-6226, povshedfv@yandex.ru

Lebedeva Oksana V. - Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Practical Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, http://orcid.org/0000-0002-7298-127X, lebedeva-oksana.nn@yandex.ru

Pugachev Alexey V. - master's student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation; teacher-organizer of OBZH, MAOU "School No. 187", Nizhny Novgorod, Russian Federation, a.v.pugachev777@ya.ru

Вклад авторов

Малинин Валерий Анатольевич - теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

Повшедная Фаина Викторовна - научное руководство; подготовка первого варианта текста статьи.

Лебедева Оксана Валерьевна - критический анализ и доработка окончательного варианта текста.

Пугачев Алексей Вадимович - оформление, компьютерные работы.

Contribution of the authors Malinin Valery A. - theoretical analysis of the literature on the research problem. Povshednaya Faina V. - scientific guidance; preparation of the first version of the text of the article. Lebedeva Oksana V. - critical analysis and revision of the final version of the text. Pugachev Alexey V. - design, computer work.

Поступила в редакцию: 30.12.2022 Принята к публикации: 23.03.2023 Опубликована: 30.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.