Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / ЦЕЛЕВЫЕ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА / УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Елена Васильевна

В статье рассматривается практика применения технологий наставничества в общеобразовательной организации на примере МБОУ «СОШ № 16» г. Еманжелинска Челябинской области.Описан опыт работы образовательной организации в роли муниципальной пилотной площадки по внедрению наставничества. Автор делится опытом реализации модели наставничества в системе школьного самоуправления посредством административно-игровой модели «Школьная республика».Вся система взаимоотношений внутри республики основана на реализации программ наставничества и наставнических проектов, и проявляется во всех возможных формах: «ученик-ученик», «учитель-ученик», «родитель-ученик», «ученик-учитель», «студент-ученик» и т.д.Автор подробно освещает модели наставничества, формы, типы и техники наставничества. Описывая опыт работы школы как региональной инновационной площадки по наставничеству. Особое внимание автор уделяет краткосрочным наставническим проектам и особенностям взаимодействия наставник-наставляемый внутри них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING IN THE SYSTEM OF STUDENT SELF-GOVERNMENT

The article discusses the practice of using mentoring technologies in a general education organization on the example of «Secondary school No. 16” in the city of Emanzhelinsk, Chelyabinsk region. The experience of an educational organization in the role of a municipal pilot site for the introduction of mentoring is described. The author shares the experience of implementing the mentoring model in the school self-government system through the administrative-game model “School Republic”.The whole system of relations within the republic is based on the implementation of mentoring programs and mentoring projects, and manifests itself in all possible forms: “student-student”, “teacher-student”, “parent-student”, “student-teacher”, “student-student” etc.The author covers in detail the mentoring models, forms, types and techniques of mentoring and describes the experience of the school as a regional innovation platform for mentoring. The author pays special attention to short-term mentoring projects and the specifics of mentor-mentored interaction within them.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Наставничество в системе ученического самоуправления

Бондаренко Елена Васильевна,

заместитель директора по воспитательной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

E-mail: e.v.bondarenko0811@yandex.ru

В статье рассматривается практика применения технологий наставничества в общеобразовательной организации на примере МБОУ «СОШ № 16» г. Еманжелинска Челябинской области.

Описан опыт работы образовательной организации в роли муниципальной пилотной площадки по внедрению наставничества. Автор делится опытом реализации модели наставничества в системе школьного самоуправления посредством административно-игровой модели «Школьная республика». Вся система взаимоотношений внутри республики основана на реализации программ наставничества и наставнических проектов, и проявляется во всех возможных формах: «ученик-ученик», «учитель-ученик», «родитель-ученик», «ученик-учитель», «студент-ученик» и т.д.

Автор подробно освещает модели наставничества, формы, типы и техники наставничества. Описывая опыт работы школы как региональной инновационной площадки по наставничеству. Особое внимание автор уделяет краткосрочным наставническим проектам и особенностям взаимодействия наставник-наставляемый внутри них.

Ключевые слова: наставничество, региональная инновационная площадка, целевые модели наставничества, ученическое самоуправление.

о

с CJ

со

см

см

Z

72

Зачем наставничество в школе?

Ответ очевиден. Это один из самых успешных методов развития навыков и компетенций. Тема наставничества в среде педагогов была и остается актуальной на протяжении десятилетий. Представляем опыт наставничества в ученической среде, актуальность которого продиктована реалиями современности и отражена в нормативных актах РФ.

В настоящий момент общество движется в сторону серьезных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целе-полагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора [3].

Важность преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», целями которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, и создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальных культурных традиций [3].

Федеральный проект «Современная школа» ставит следующие задачи. До конца 2024 года должна быть разработана методология наставничества обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с привлечением работодателей. Не менее 70% школьников будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества [5].

В Указе Президента Российской Федерации Владимира Путина от 21.07.2020 № 474 «Указ о национальных целях развития России до 2030 года» наставничество рассматривается как возможность самореализации и развития талантов на принципах справедливости, всеобщности и направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся с одной стороны, и как способ увеличения доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью, с другой [6].

Ученическое самоуправление - это форма реализации учащимися права на управление школой [8]. Это право закреплено в ФЗ об образовании. Но без применения методологии наставничества, как комплексной поддержки учащихся разных уровней обучения, реализовать его невозможно.

В нашей школе ученическое самоуправление представлено административно-игровой моделью «Школьная республика» Школьная республика

объединяет совершеннолетних граждан (учеников с 5 по 11 класс) и несовершеннолетних (с 1 по 4 класс) и представлена тремя ветвями власти: законодательной (Президентский совет), исполнительной (Совет министров) и судебной (Конституционная комиссия - своего рода примирительная комиссия, медиаторы которой приводят отношения граждан к соблюдению конституционных прав).

Вся система взаимоотношений внутри республики основана на реализации программ наставничества и наставнических проектов, и проявляется во всех возможных формах: «ученик-ученик», «учитель-ученик», «родитель-ученик», «ученик-учитель», «студент-ученик» и т.д.

Оптимальным сроком реализации программы наставничества считается один год. Для таких проектов, как «Ты - президент!», «Антибул-линг», «Успешный ученик - успешная личность», «Профи» и т.д., эффективным будет общение пары наставник-наставляемый в течение 9 месяцев (учебный год). Цикл взаимодействия пары строится поэтапно: отбор наставника, проверка, обучение наставника, формирование тандема, обратная связь, подведение итогов и завершение цикла, общешкольный праздник в конце года с подведением итогов конкурса «Лучший наставник» и «Лучшая наставническая пара». Наравне в долгосрочными реализуются и краткосрочные наставнические проекты продолжительностью от недели до месяца. Причем взаимодействие «наставник-наставляемый» в каждом проекте имеет свои характерные особенности. От типа проекта зависит и тип кооперации участников проекта: тренерство, ситуационное наставничество, флеш-наставниче-ство, реверсивное, каскадное наставничество.

Такие масштабные и важные для воспитательной системы школы мероприятия, как школьный конкурс строя и песни «Статен, строен - уважения достоин!» или стартины «Мы за здоровый образ жизни!», невозможно реализовать без подготовки младших команд (отделений, компаний) старшими наставниками. На уровне подготовки этих проектов наставничество приобретает вид тренерства. Наставник-тренер имеет многолетний успешный опыт участия в подобных мероприятия, знаком с системой оценки выступления, учитывает типичные ошибки, подсказывает «точки успеха», делится лайфхаками.

Тренер работает с капитаном команды или с группой. Отношения носят иерархический авторитарный характер: тренер говорит, что и как делать - группа делает. Тренер ставит конкретную цель тренировки и формирует план ее достижения, группа выполняет. Тренеры пользуются уважением детей, классных руководителей, родителей. Они не нуждаются в дополнительной мотивации своей деятельности. Главным мотивом служит достижение подопечными положительного результата. А из успешных участников команды в последствии вырастают новые тренеры.

В ситуационном наставничестве, как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить

немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Например, в проекте «Ты президент», наставник помогает адаптироваться пятикласснику-президенту класса к новой образовательной среде. Его задача - развитие в наставляемом лидерских качеств с одной стороны и поддержание комфортной атмосферы дружбы и взаимопомощи с другой. Статус наставника почетен, авторитет «умного и всезнающего» старшего товарища неоспорим для пятиклассников. А наставник получает опыт мобильного решения незапланированных ситуаций, развитие таких качеств как коммуникабельность, дисциплинированность и ответственность. Взаимодействие полезно обоим.

Целью флеш-наставничества является передача знаний и опыта в очень краткие сроки. Этот вид наставничества возникает на этапе подготовки номеров школьных концертов, конкурсов и фестивалей, подготовки ведущих школьных праздников, театральных конкурсов. Подопечные учатся, обращаясь за советами и помощью на самые широкие темы. Наставник - старшеклассник, опытный участник таких проектов, подскажет, как лучше использовать возможности сцены, как улучшить внешний образ, какой бутафорией дополнить сценическое пространство, расставить мизансцену, что из декорации взять в школьных кладовых.

В результате реверсивного наставничества, младший становится наставником старшего по вопросам новых тенденций, технологий и т.д. Реверсивное наставничество устанавливает взаимопонимание между разными поколениями. Обе стороны вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимать особенности друг друга (возрастные, социальные, коммуникативные и т.д.) Не секрет, что современная молодежь, так называемое цифровое поколение, поколение «зуммеров», гораздо легче и лучше ориентируется в компьютерных программах, способных усовершенствовать труд педагога, легко и быстро разбираются в интерфейсах новых программ, быстро осваивают новые устройства. Такой «по-могатор»-наставник необходим представителю «старой школы», имеющему дефициты пользовательской компьютерной культуры.

Еще один пример реверсивного наставничества - проект «Два голоса» Необходимость в нем была продиктована ограничениями деятельности школы в условиях пандемии. Традиционный учительский концерт в День ученика, всегда с интересом ожидаемый и детьми, и взрослыми, не мог состояться в обычном формате. Появилась идея творческого видеопроекта. Педагоги, вооруженные наставнической помощью старшеклассников из школьного Медиацентра и вокального кружка «Музыка+», создавали музыкальные видеоклипы. Идея видео-концерта переросла в масштабный онлайн-конкурс.

На примере реализации этого краткосрочного творческого проекта видно, что в рамках од-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ного события наставнические пары могут быть сформированы по различным запросам и иметь различные формы. А в результате мы получаем со-успех, двойной успех, успех двух людей. Один достиг успеха в обучении другого. Другой достиг успеха в приобретении нового навыка.

Успех самого проекта очевиден. Во-первых, благодаря популярности проекта, увеличилось число желающих заниматься в кружках «Музы-ка+» и Медиацентр. Во-вторых, число подписчиков новостной страницы ВКонтакте школьного меди-ацентра, участвовавших в голосовании, увеличилось почти на 1000. А это значит, на 1000 увеличилось число наших друзей среди учеников, выпускников, родителей и горожан. В-третьих, участники готовы сами стать наставниками в новых проектах и хотят учиться этому уже сегодня.

Еще один пример эффективности наставничества в реализации краткосрочных проектов - Слет активистов ученического самоуправления.

Главная идея Слета - активное погружение в развивающую среду, способствующую раскрытию творческого потенциала, лидерских качеств, формированию общечеловеческих ценностей, активной жизненной позиции, ответственного поведения.

Слет активистов по сути - образовательное мероприятие для будущих наставников. Цепочка мастер-классов, тренингов на командообра-зование, проблемной работы в группах приводит участников слета к общему мероприятию, которое дает возможность поделиться результатами, идеями и само презентоваться.

Слет создает сообщество активистов самоуправления нового поколения, дает возможность «прокачать» их навыки, рассказывая простым языком о том, как подходить к проектному мышлению, социальному проектированию и на практике в форме деловой игры все это опробовать.

Наставничество организаторов Слета предполагает подготовку будущих организаторов, когда те закончат школу и покинут её. Для каждого участника Слета должна выстроиться цепочка ролей: участник (первый раз на слете) - волонтер (он уже побывал на слете, ему хочется «приложить руки и голову» к проведению нового слёта, он еще не организатор, но присутствует на всех планерках, на всех разборах, вносит на обсуждение свои наблюдения и предложения по организации, такой «свежий взгляд») - организатор-наставник (это уже «профи» на слёте - самые уважаемые личности слета). Каждый участник, попавший в это сообщество должен понимать, куда пришел и в кого может превратиться. При этом наставники должны не просто давать знания, а обмениваться опытом. Важно получать обратную связь, которая поможет им самим совершенствоваться. Это каскадное на-о ставничество.

£ Если история Слетов активистов имеет 11-летний опыт, то выездных Интеллектуальных тур слетов «ИнТурист» (Интеллектуальный турист) для ^ одаренных детей прошло всего четыре. Этот про-

ект с эколого-биологической направленностью тоже носит наставнический характер. Наставники, возглавляющие отряды-лаборатории, обладают опытом исследовательской деятельности и готовы им поделиться с наставляемыми. По принципу Слетов активистов, они сами были участниками первого «ИнТуриста»: работали в биотопах, занимались камеральной обработкой собранных биоматериалов, защищали исследовательские проекты. На втором слете многие из них - уже волонтеры, на третьем - некоторые «сторожилы» смогли выступить в роли наставников и экспертов. В результате, участники успешно выступают на олимпиадах по биологии, с блеском защищают учебные исследовательские проекты.

На протяжении двух последних лет мы регулярно проводим образовательные события - «Школы наставника». Благодаря каскадному наставничеству, начинающие наставники перенимают опыт и знания в области эмоционального интеллекта, развития коммуникативных навыков, узнают способы целеполагания и эффективного управления временными ресурсами, приобретают навыки управления проектами.

Школы наставника - не единственный, но мо-билизирующий способ подготовки наставников. Начиная год Школой наставника и заканчивая Конкурсом наставников и наставнических пар, мы выстраиваем завершенный цикл большого годового наставнического проекта.

Общим признаком всех типов образовательных дефицитов является недостаток самостоятельности наставляемого. Соответственно, конечным результатом деятельности наставника (и важнейшим поведенческим показателем успешности его деятельности) является обретение наставляемым способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации.

Результатом правильной организации работы наставников является высокий уровень включенности наставляемых в социальные, культурные и образовательные процессы управления жизнью школы, что оказывает несомненно положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, доброе отношение учеников и будущих выпускников к школе, их родителей. Наставничество - неотъемлемая часть системы ученического самоуправления, процесс двусторонний и носит субъект-субъектный характер, является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.

Литература

1. Методические рекомендации по вопросам сопровождения, наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным програм-

мам: методические рекомендации, Челябинск, ЧИППКРО, 2020

2. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Министерство просвещения Российской Федерации, АНО «Институт развития социального капитала и предпринимательства», Москва, 2019 г.

3. Национальный проект «Образование»

4. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала. Эсаулова И.А. д.эк.н., профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг», Пермский национальный исследовательский политехнический университет, «Стратегии бизнеса», № 6 за 2017 год

5. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях. Методические рекомендации. Учебное электронное издание. Челябинск, ЧИППКРО, 2021

6. Указ о национальных целях развития России до 2030 года

7. Целевая региональная модель наставничества. Приложение к Распоряжению министерства образования Иркутской области от 24 декабря 2020 г.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

MENTORING IN THE SYSTEM OF STUDENT SELF-

GOVERNMENT

Bondarenko E.V.

Secondary school № 16

The article discusses the practice of using mentoring technologies

in a general education organization on the example of «Secondary

school No. 16" in the city of Emanzhelinsk, Chelyabinsk region. The experience of an educational organization in the role of a municipal pilot site for the introduction of mentoring is described. The author shares the experience of implementing the mentoring model in the school self-government system through the administrative-game model "School Republic".

The whole system of relations within the republic is based on the implementation of mentoring programs and mentoring projects, and manifests itself in all possible forms: "student-student", "teacher-student", "parent-student", "student-teacher", "student-student" etc. The author covers in detail the mentoring models, forms, types and techniques of mentoring and describes the experience of the school as a regional innovation platform for mentoring. The author pays special attention to short-term mentoring projects and the specifics of mentor-mentored interaction within them.

Keywords: mentoring, regional innovation platform, target mentoring models, student self-government.

References

1. Methodological recommendations on the issues of support, mentoring and patronage for students of organizations engaged in educational activities for additional general education programs: methodological recommendations, Chelyabinsk, CHIP-PKRO, 2020

2. Methodology (target model) of mentoring students for organizations engaged in educational activities in general education, additional general education and secondary vocational education programs, including using the best practices of experience exchange between students. Ministry of Education of the Russian Federation, "Institute for the Development of Social Capital and Entrepreneurship", Moscow, 2019

3. National project "Education"

4. New mentoring models in the practice of staff training and development. Esaulova I, Professor of the Department of Management and Marketing, Perm National Research Polytechnic University, "Business Strategies", No. 6 for 2017

5. Implementation of the target model of mentoring in educational organizations. Methodological recommendations. Educational electronic publication. Chelyabinsk, CHIPPCRO, 2021

6. Decree on the National Development Goals of Russia until 2030

7. Target regional mentoring model. Appendix to the Order of the Ministry of Education of the Irkutsk Region dated December 24, 2020

8. Federal Law No. 273-FL of 29.12.2012 "On Education in the Russian Federation"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.