Реализация модели наставничества «учитель - ученик» в условиях технологического лицея
Айчувакова Елена Рафаиловна,
заместитель директора по научно-методической работе, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 120 г. Челябинска» E-mail: [email protected]
Зайцева Галина Владимировна,
учитель экономики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 120 г Челябинска» E-mail: [email protected]
Чипышева Людмила Николаевна,
Кандидат педагогических наук, доцент начальник отдела научно - инновационной деятельности, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр развития образования города Челябинска»
E-mail: [email protected]
В статье представлен опыт разработки и реализации эффективных моделей наставничества в условиях дуального обучения, обеспечивающего обучающимся раннее профессиональное самоопределение по рабочим профессиям, релевантным в Челябинской области. Авторы статьи обосновывают актуальность представленных моделей, обозначая стратегические приоритеты развития экономики современной России, прежде всего, необходимость расширения перерабатывающего сектора, внедрения передовых научно-технологических разработок, а также необходимость совершенствования кадрового резерва, который будет осуществлять данные преобразования. В статье предложен один из эффективных способов мотивирования обучающихся к выбору рабочих профессий - внедрение в практику работы школ технологий наставничества и дуального обучения, являющихся наиболее результативными. Представлен многолетний опыт реализации модели технологического лицея и достаточно новый, но успешный опыт реализации моделей наставничества «Учитель - ученик», «Ученик - ученик», «Учитель - мастер производственного обучения - ученик».
Ключевые слова: наставничество, дуальное обучение, профессиональное самоопределение, компетенции профессионального выбора, модели наставничества, релевантные рабочие специальности региона, технологическое образование, профессиональные пробы.
На современном историческом этапе одной из наиболее актуальных проблем является необходимость осуществления реиндустриализации промышленности России. Слабость перерабатывающего сектора, недостаточный уровень востребованности передовых научно-технологических разработок действующими отраслями промышленности - это проблемы, от решения которых напрямую зависит укрепление «национальной безопасности страны, повышение уровня конкурентоспособности экономики и отечественной продукции, обеспечение достойного уровня благосостояния населения» [11, с. 332]. Данные проблемные точки были обозначены в докладе «Ре-индустриализация экономики России в условиях новых угроз», подготовленном ФГБОУ вПо «РЭУ им. Г.В. Плеханова» [7] еще в 2015 году, также в докладе был предложен путь решения обозначенных проблем - осуществление активной системной промышленной политики, одной из ключевых составляющих которой является развитие кадрового потенциала.
Задачи, определенные в докладе, остаются актуальными и в начале 20-х годов XXI столетия. Они отражены в Стратегии социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года, принятой в 2021 году: «К 2035 году приоритетными в структуре промышленного комплекса города должны стать инновационно ёмкие и высокоэкологичные отрасли промышленного производства, такие как «белая металлургия», приборостроение, радиоэлектроника, крупное и среднее машиностроение, производство инновационных строительных материалов, пищевая промышленность, 1Т, экологическое предпринимательство» [10, с. 13].
Достижение обозначенных стратегических приоритетов невозможно без активного участия в этом процессе системы образования, отвечающей за подготовку высококвалифицированных кадров. Формирование у обучающихся способности к профессиональному самоопределению, компетенций профессионального выбора начинается в дошкольном возрасте и продолжается на протяжении всей жизни. Особое место в этом процессе занимает основное общее образование. В это время ученики проходят два важных этапа, которые обозначены в Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области в 2021-2025 годах: «5-7 классы -поисково-зондирующий и 8-9 классы - ориентирующий. У подростков в этот период на основе
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
осознания своих интересов, способностей, общественных ценностей формируются профессиональные предпочтения, составляются профессиональные планы с учетом реальных возможностей продолжения обучения» [6, с. 17].
Создание условий для ориентации обучающихся на выбор востребованных в перерабатывающем секторе промышленности рабочих профессий одна из непростых задач, стоящая перед современной школой.
Данная задача может быть успешно решена в технологическом лицее, в котором созданы для этого материально-технические, кадровые, учебно-методические, организационно-педагогические условия.
Основная цель деятельности современного технологического лицея состоит в организации подготовки востребованного обществом гражданина, обладающего образовательными, профессиональными и финансовыми компетенциями для поддержания формулы успеха в течение всей жизни.
В МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» построена эффективная модель технологического лицея, обеспечивающая обучающимся достижение не только планируемых результатов образовательных программ, но и целей и задач личного плана через освоение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей предпрофессио-нального развития, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, то есть способствующая становлению и развитию личности обучающегося в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Формирование модели технологического лицея начиналось в 2002 году, данная модель на протяжении 20 лет целенаправленно совершенствовалась с учетом реалий времени.
В соответствии с запросом общества в технологическом лицее процесс обучения выстроен так, что современный выпускник способен планировать и организовывать свою жизнь и судьбу в ключе успешного стремления к вершинам успеха, включая достижения в карьерном и финансовом росте. Одним из основных компонентов достижения жизненного успеха можно назвать подготовку в области востребованной обществом профессиональной специализации наряду с успешным освоением образовательной программы общего образования. Предпрофессиональная подготовка направлена на формирование профессиональных компетенций на основе профориентации, выявления предпочтений и рассматривается как вложение обучающегося в самого себя для дальнейшего получения дивидендов в течение всей жизни в со° ответствии с запросами государства. " Технологическая подготовка проходит через § всю образовательную систему МБОУ «Лицей ^ № 120 г. Челябинска» и прежде всего через ре-Ц ализацию образовательных программ, оказывая
влияние на процесс жизненного и профессионального самоопределения обучающихся. Углубленное изучение предметов образовательной области «Технология» предполагает акцентуацию внимания учащихся на значимое для общества применение полученных практико-ориентированных знаний и приобретенных компетенций.
На базе лицея функционирует 11 площадок «Пробуй навыки», которые оснащены:
- интерактивными автономными панелями;
- специализированными персональными компьютерами с мониторами, рассчитанными на работу в системе автоматизированного проектирования;
- комплектом оборудования для обучения в виртуальной и дополненной реальности нового поколения (с контроллерами);
- проектором с интерактивными возможностями сенсорного управления;
- плоттером для прорисовки раскладок лекал и моделирования в швейном производстве;
- программами системы автоматизированного проектирования с возможностью использования метода визуального программирования и др.
Возможность осуществления профессиональных проб, которые предоставляют обучающимся площадки, помогает школьникам осознать, что рабочая профессия будущего носит высокотехнологический характер, требует интеллектуального труда, широких знаний информационных технологий.
В МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» функционируют предметные лаборатории, создающие условия для повышения уровня освоения метапред-метных результатов обучающимися, работу которых организуют квалифицированные педагоги, в том числе региональные эксперты по проведению чемпионатов по стандартам WorldSkills, которые обеспечивают участие в данных чемпионатах обучающихся лицея.
Одним из ключевых компонентов, обеспечивающих эффективность реализации идей технологического лицея, является внедрение модели наставничества в условиях дуального обучения.
Дуальная модель обучения была создана и широко применяется в Германии и других европейских странах, позволяя работодателям участвовать в процессе подготовки квалифицированных кадров. Необходимость внедрения в практику данного подхода обусловлена высокими темпами технологической революции, постоянно обновляющей требования к кадровому потенциалу.
«Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала» [8, с. 62].
Применение дуального обучения в лицее направлено на формирование дуальной системы об-
разовательного процесса, которая отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. «Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации» [9, с. 197].
Дуальное обучение чаще всего используется в системе среднего профессионального образования, позволяя обучающимся узнать производство заранее, получить практические навыки, способствует «освоению выпускником профессиональных компетенций, формированию активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду и освоению выпускником профессиональных компетенций, способствует освоению выпускником профессиональных компетенций» [8, с. 63].
Наряду с этим опыт, полученный технологическим лицеем, показывает, что применение дуального обучения в школе не менее эффективно, так как обеспечивает формирование профессионального самоопределения и осознанный выбор учеником профессии. В данном случае взаимодействие может выстраиваться не только с работодателями, но и с учреждениями СПО, показывая обучающимся траектории получения профессионального образования, реализацию их профессиональных предпочтений. В лицее через сетевое партнерство не первый год реализуются дополнительные общеобразовательные программы, направленные на профессиональную ориентацию обучающихся. Сетевым партнером лицея выступает Челябинский механико-технологический техникум. Основная задача взаимодействия - познакомить учащихся с направлениями профессиональной деятельности, соответствующих их навыкам и способностям и востребованных на рынке труда. В рамках дополнительных общеразвивающих программ обучающиеся осуществляют профессиональные пробы по профессиям: токарь и фрезеровщик (оператор станков с ЧПУ), электрик, повар, парикмахер.
Администрация, работники и сетевые партнеры технологического лицея, оснащенного высокотехнологичным оборудованием для формирования профессиональных компетенций в области деревообработки и металлообработки, токарного дела, технологии моды, программного обеспечения, имеют возможность организовать дуальное образование, сочетающее общее и профессиональное образование в различных востребованных направлениях деятельности, формировать кадровый резерв для новой индустриализации.
Дуальный подход к организации образовательной деятельности неразрывно связан с актуальной сегодня образовательной технологией - наставничеством. Наставничество как одна из эффективных форм взаимодействия и сотрудничества между учителями и учениками, между уче-
никами, между учителями обеспечивает высокое качество предпрофессиональной подготовки.
«Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве» [2, с. 9].
Мы в полной мере разделяем мнение автора об универсальности наставничества как технологии, а также рассматриваем ее как обязательный компонент организации образовательной деятельности технологического лицея и основу дуального обучения.
Практикам организации наставничества в образовательных организациях посвящено много современных исследований, это не случайно, так как большинство из них отмечает высокий потенциал наставничества, обусловленный гибкостью в реализации, ценностно-ориентированной мотивацией субъектов, наличием «обратной связи», свободным выбором оптимальных средств обучения [4]. Исследователи указывают на роль наставничества для решения задач модернизации системы образования в целом, и в том числе для создания условий для успешной социализации детей группы риска, их профессионального самоопределения [1; 3]. Интересный аспект актуальности наставничества отмечают в своей статье П.Н. Осипов и И.И. Ирисметова, обращая внимание, что «грамотно выстроенная и правильно функционирующая система наставничества позволяет повысить качество обучения, профессиональный уровень и навыки всех без исключения сотрудников, вовлеченных в систему наставничества, включая самого наставника» [5, с. 54].
Учитывая позитивный опыт реализации методологии наставничества, в технологическом лицее особое внимание было уделено созданию практико-ориентированной модели наставничества в условиях дуального обучения, реализация которой обеспечит обучающимся раннее профессиональное самоопределение, ориентирует их на выбор рабочих профессий, релевантных в Челябинской области.
В технологическом лицее разработаны и успешно реализуются модели наставничества «Учитель - ученик», «Ученик - ученик», «Учитель - мастер производственного обучения - ученик», которые представляют собой единство взаимосвязанных компонентов.
Организация наставничества - это достаточно сложный и длительный процесс, который включает организационно-подготовительный этап, включающий:
1) корректировку и разработку локальных актов, регламентирующих реализацию данных моделей, в том числе положений о программе наставничества, о модели наставничества, о разработке и утверждении программ наставничества; должностные инструкции педагогических работников в части регулирования реализации программ наставничества;
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
2) формирование наставнических групп по типам профессий, основанное на изучении потребностей региональной экономики в кадрах и данных «Информационной системы прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области», на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Представим три основные модели наставничества, реализующиеся в МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска».
1. Модель наставничества «Учитель - ученик»: На этапе формирования наставнических групп
необходимо определить индивидуальные предпочтения и склонности обучающихся посредством проведения мониторинга по определению типа профессии. По результатам проведенного мониторинга формируются наставнические группы, ориентированные на разные типы профессий. Для каждой группы определяется ряд профессий, релевантных в Челябинской области. Наставниками школы формируется поле возможностей на базе лицея, в соответствии с которым школьники смогут построить собственные индивидуальные образовательные траектории профессионального продвижения. Далее происходит подбор методов и техник наставничества, применяемых наставниками школы.
2. Модель наставничества «Ученик - ученик»: По итогам проведенного мониторинга учащиеся делятся на группы: человек - техника, человек - человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - природа. Взаимодействие в каждой группе осуществляется по типу «равный равному», в процессе которого происходит обмен навыками посредством совместной работы над проектами, взаимной поддержки, работы в команде и т.д., а также по типу лидер - пассивный, которое подразумевает психоэмоциональную поддержку с адаптацией пассивного ученика активным, развитие его творческих, коммуникативных навыков, социальную адаптацию.
Взаимодействие, основанное на общих интересах, дает возможность обучающимся более результативно готовиться к конкурсам и олимпиадам, участвовать в различных мероприятиях: заседаниях клубов по интересам, образовательных практиках «Дети - детям», кейстурнирах, форсайтах, нетворкингах и т.д.
В результате реализации данной модели у обучающихся формируются профессиональные предпочтения и надпрофессиональные компетенции: умение работать с людьми, навыки межотраслевой коммуникации, системное мышление, способность работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач. В рамках предложенных моделей предлагаются групповые ° и индивидуальные формы наставничества. " 3. Модель наставничества «Учитель - мастер ^ производственного обучения - ученик»:
В том случае, если проведенный мониторинг Ц показал, что учащиеся отдают предпочтение ра-
бочим специальностям, релевантным в Челябинской области, формируется поле возможностей не только на базе лицея, но и на базе СПО в рамках сетевого взаимодействия на основе заключенного договора. В этом случае наставниками являются педагоги школы и мастера производственного обучения СПО, обучающиеся имеют возможность пройти профессиональные пробы на специализированном современном оборудовании под руководством опытного наставника. Реализация данной модели наставничества позволяет конкретизировать траектории профессионального развития школьника.
При формировании диад (наставнических пар) «наставник - наставляемый», «наставник - группа наставляемых», «группа наставников - наставляемые/группа» первыми действиями являются назначение координатора и формирование нормативной базы для создания в школе системы наставничества. Непосредственное руководство и контроль организации наставничества осуществляет координатор, которым может быть руководитель методического объединения или заместитель директора.
За основу наших моделей наставничества взята Формула выбора профессии «Хочу - Могу - Надо», которая призвана обеспечить формирование единого профориентационного пространства, способного сбалансировать интересы обучающихся и их семей, работодателей, образовательных организаций, государства, общественных структур, сохраняя в приоритете профессионального самоопределения интересы личности.
Стоит отметить, что на первоначальном этапе работы с обучающимися наставниками применяется метод «делай, как я», затем в процессе взаимодействия учитель-наставник реже показывает собственные образчики работы, он чаще дает лишь советы, одновременно задавая наводящие, побуждающие к мышлению и самостоятельным действиям вопросы ученикам, которые требуют не только к проявления большей самостоятельности в профессиональной деятельности, но и оказание помощи другим. Таким образом формируются собственные методы взаимодействия между учеником-наставляемым и учителем-наставником, способствующие достижению как личностного, так и профессионального успеха, равно как и успеха в обучении в целом.
Наставниками школы формируется поле возможностей на базе лицея, в соответствии с которым школьники смогут построить собственные индивидуальные образовательные траектории профессионального продвижения. На этапе формирования наставнических групп определяются индивидуальные предпочтения и склонности обучающихся посредством проведения мониторинга по определению типа профессии и исходя из предметных предпочтений.
Выявление интереса к определенной профессии закладывается в результате общения между педагогом и обучающимся, а также психологиче-
ского тестирования. Далее следует совместное планирование деятельности, ведущей к успеху, в том числе через работу и участие в олимпиадах и конкурсах. Формирование некоторых рабочих профессиональных компетенций связано с их демонстрацией в ходе участия в движении Worldskills в соответствующих номинациях.
Участие в конкурсе требует не только профессиональных умений и навыков, креативности, но и психологической устойчивости со стороны участника, и здесь помощь наставника приобретает новые формы и подходы.
Начатая на уровне основного общего образования работа продолжается и на уровне среднего общего образования. В лицее обучающиеся имеют возможность выбора интересующих курсов в рамках реализуемого профиля обучения: «Компьютерное моделирование и промышленное производство», «Экономика», «Информационные технологии», «Индивидуальный пошив одежды», «Технология управления организацией малого бизнеса», «Финансовая грамотность». Перечисленные направления нацелены на получение более глубоких знаний, приобретение практических жизненных компетенций в условиях выполняемого проекта.
Выбор направления обучающиеся осуществляют абсолютно свободно, без деления направлений на мужские и женские профессии. В частности, можно отметить интересный факт: все больше мальчиков выбирают профиль «Индивидуальный пошив одежды», а девочек интересуют станки с ЧПУ, изучаемые в процессе элективного курса «Компьютерное моделирование и промышленное производство». Как правило, и девочки, и мальчики подтверждают осознанность своего выбора успешным участием в различных конкурсах и олимпиадах.
Применение методологии наставничества в условиях дуального обучения обеспечивает развитие у обучающихся профессионального самоопределения. Собственная мотивация, самомотивация ученика, побуждаемая организованным процессом его деятельности в лицее, его желание найти себя в жизненном круговороте, определить собственный путь развития - это необходимые составляющие процесса обучения, участия в пробе профессии, исследования будущей деятельности.
Таким образом, обучающиеся получают возможность профессионального самоопределения, а педагоги - новые возможности саморазвития и карьерного роста.
Литература
1. Ле-Ван, Т.Н. Педагог-наставник: лишняя нагрузка или ресурс для профессионального развития? / Т.Н. Ле-Ван, О.А. Шиян, А.Н. Якши-на // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2022. - Т. 16. - № 2. - С. 41-64.
2. Методические рекомендации об организации наставничества в образовательных организа-
циях и организациях реального сектора экономики Тверской области / сост. Е.Е. Склярова. -Тверь: ГБПОУ «Тверской политехнический колледж», Центр опережающей профессиональной подготовки Тверской области, 2020. -90 с.
3. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска». Сборник научно-методических материалов / Н.В. Ковалева, И.В. Деткова, А.В. Леонтьева, и др.; Под общей ред. Е.Н. Панченко. - Москва-Майкоп, 2006. - 180 с. - URL: http://doc.knigi-x. ru/22pedagogika/238676-1 -nastavnichestvo-kak-process-soprovozhdeniya-detey-podrostkov-grupp-riska-sbornik-nauchno-metodicheskih-mat. php (дата обращения 06.10.2022 г.)
4. Об организации наставничества в школе: методические рекомендации / сост. Ю.А. Се-ничева. - Владивосток: ГАУ ДПО ПК ИРО, 2020-34 с. - URL: https://pkiro.ru/wp-content/ uploads/2021/01/metodicheskie-rekomendaczii.-nastavnichestvo.pdf (дата обращения 16.10.2022 г.)
5. Осипов, П.Н. Наставничество как форма дополнительного профессионального образования / П.Н. Осипов, И.И. Ирисметова // Казанский педагогический журнал. - 2020. -№ 4(141). - С. 52-58.
6. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 22.01.2021 г. № 01/123 «Об организации работы по внедрению Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области в 2021-2025 годах. - URL: https://minobr74.ru/ uploads/100/6/docs/prikaz_123.pdf (дата обращения 11.10.2022 г.)
7. Реиндустриализация экономики России в условиях новых угроз / под ред. С.Д. Вален-тея. - Вып. 2. - Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. - 72 с. - URL: https://www.rea.ru/ru/documents/doc/nauchnyj_ doklad_reindustrializaciya_ekonomiki_rossii_v_ usloviyax_novyx_ugroz.pdf (дата обращения 04.11.2022 г.)
8. Сидакова, Л.В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения / Л.В. Сида-кова - Образование и воспитание. - 2016. -№ 2(7) - с. 62-64. - URL: https://moluch.ru/th/4/ archive/29/803/ (дата обращения 06.10.2022)
9. Соловьяненко, О.И. Модернизации системы технического и профессионального образования - основа развития экономики региона / О.И. Соловьяненко // Кооперация и предпринимательство: состояние, проблемы и перспективы: Сборник научных трудов V Международной конференции молодых ученых, аспирантов, студентов и учащихся, Казань, 19 ноября 2021 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. - С. 195-204.
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
10. Стратегия социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года (Решение к решению Челябинской городской Думы от 29.06.2021 № 20/2). - URL: https:// docs.cntd.ru/document/574896452 (дата обращения 06.10.2022)
11. Стрижакова, Е.Н. Приоритеты промышленной политики и технологического развития Российской Федерации / Е.Н. Стрижакова, О.С. Сухарев // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2015. - Т. 194. -№ 5. - С. 322-335. - URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/prioritety-promyshlennoy-politikii-tehnologicheskogo-razvitiyarossiyskoy-federatsii/ viewer (дата обращения 06.10.2022)
IMPLEMENTATION OF THE "TEACHER-STUDENT" MENTORING MODEL IN A TECHNOLOGICAL LYCEUM
Aichuvakova E.R., Zaitseva G.V., Chipysheva L.N.
Municipal budgetary educational institution "Lyceum No. 120 of Chelyabinsk", Municipal budgetary institution of additional Vocational Education "Center for the Development of Education of the city of Chelyabinsk"
The article presents the experience of developing and implementing effective mentoring models in the context of dual training, providing students with early professional self-determination in working professions relevant in the Chelyabinsk region. The authors of the article substantiate the relevance of the presented models, identifying strategic priorities for the development of the economy of modern Russia, first of all, the need to expand the processing sector, the introduction of advanced scientific and technological developments, as well as the need to improve the personnel reserve that will carry out these transformations. The article suggests one of the most effective ways to motivate students to choose working professions -the introduction of mentoring and dual training technologies into the practice of schools, which are the most effective. The article presents many years of experience in implementing the technological lyceum model and a fairly new, but successful experience in implementing mentoring models "Teacher - student", "Student - student", "Teacher - master of industrial training - student".
Keywords: mentoring, dual training, professional self-determination, professional choice competencies, mentoring models, relevant working specialties of the region, technological education, professional tests.
References
1. Le-Van, T.N. Teacher-mentor: an extra burden or a resource for professional development? / T.N. Le-Van, O.A. Shiyan, A.N. Yakshina // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Pedagogy and Psychology. - 2022. - Vol. 16. -No. 2. - pp. 41-64.
2. Methodological recommendations on the organization of mentoring in educational organizations and organizations of the re-
al sector of the economy of the Tver region / comp. E.E. Skl-yarova. - Tver: Tver Polytechnic College, Advanced Vocational Training Center of the Tver region, 2020. - 90 p.
3. Mentoring as a process of accompanying children and adolescents of "risk groups". Collection of scientific and methodological materials / N.V. Kovaleva, I.V. Detkova, A.V. Leon-tieva, et al.; Under the general editorship of E.N. Panchen-ko. - Moscow-Maykop, 2006. - 180 p. - URL: http://doc. knigi-x.ru/22pedagogika/238676-1 -nastavnichestvo-kak-process-soprovozhdeniya-detey-podrostkov-grupp-riska-sbornik-nauchno-metodicheskih-mat.php (date of application 06.10.2022)
4. On the organization of mentoring at school: methodological recommendations / comp. Yu.A. Senicheva. - Vladivostok: GAU DPO PK IRO, 2020-34 p. - URL: https://pkiro.ru/wp-content/up-loads/2021/01/metodicheskie-rekomendaczii.-nastavnichestvo. pdf (accessed 16.10.2022)
5. Osipov, P.N. Mentoring as a form of additional professional education / P.N. Osipov, I.I. Irismetova // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. - № 4(141). - Pp. 52-58.
6. Order of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region No. 01/123 dated 22.01.2021 "On the organization of work on the implementation of the Concept of organizational and pedagogical support for professional self-determination of students of the Chelyabinsk region in 2021-2025. - URL: https://minobr74.ru/uploads/100/6/docs/prikaz_123.pdf (accessed 11.10.2022)
7. Reindustrialization of the Russian economy in the context of new threats / ed. by S.D. Valentey. - Issue 2. - Moscow: Ple-khanov Russian University of Economics, 2015. - 72 p. - URL: https://www.rea.ru/ru/documents/doc/nauchnyj_doklad_rein-dustrializaciya_ekonomiki_rossii_v_usloviyax_novyx_ugroz.pdf (accessed 04.11.2022)
8. Sidakova, L.V. The essence and main features of the dual learning model / L.V. Sidakova - Education and upbringing. -2016. - № 2(7) - pp. 62-64. - URL: https://moluch.ru/th/4/ar-chive/29/803/ (accessed 06.10.2022)
9. Solovyanenko, O.I. Modernization of the system of technical and vocational education - the basis for the development of the region's economy / O.I. Solovyanenko // Cooperation and entre-preneurship: Status, problems and prospects: Collection of scientific papers of the V International Conference of Young Scientists, Postgraduates, Students and Students, Kazan, November 19, 2021. - Chebok-sary: Limited Liability Company "Publishing House "Wednesday", 2021. - pp. 195-204.
10. Strategy of socio-economic development of the city of Chelyabinsk for the period up to 2035 (Decision to the decision of the Chelyabinsk City Duma dated 06/29/2021 No. 20/2). - URL: https://docs.cntd.ru/document/574896452 (date of formation 06.10.2022)
11. Strizhakova, E.N. Priorities of industrial policy and technological development of the Russian Federation / E.N. Strizhakova, O.S. Sukharev // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. - 2015. - VOL. 194. - No. 5. - PP. 322-335. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-promyshlennoy-politikii-tehnologicheskogo-razvitiyarossiyskoy-federatsii/viewer (accessed 06.10.2022)
о с
u