РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «РАБОЧИЕ КАДРЫ» В КОЛЛЕДЖЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ № 24
БЕЛОГОРЦЕВА Л.А.
Проведенная Департаментом образования города Москвы реформа, именно реформа, а не просто реорганизация учебных заведений начального профессионального образования в колледжи, и дальнейшее принятие программы «Рабочие кадры» создали важные предпосылки для развития учебных заведений. Задача любого профессионального колледжа - подготовить компетентного специалиста, способного самореализоваться в конкретных производственных условиях. Новое качество профессионального образования достигается благодаря интеграции начального и среднего профессионального образования.
Реализация программы «Рабочие кадры» затрагивает все аспекты деятельности образовательного учреждения - содержание, педагогические технологии, воспитательные и организационно-управленческие стороны учебного процесса. Внедрение инновационных процессов в повседневную учебновоспитательную работу стало возможным в нашем колледже благодаря восприимчивости инженерно -педагогических кадров к инновациям, полной заинтересованности в саморазвитии и развитии колледжа. Коллектив психологически был готов к нововведениям, он был «выращен» в течение ряда лет работы в режиме городской экспериментальной площадки. В результате научно-исследовательской деятельности в Колледже создана система многоуровневого непрерывного профессионального образования для подготовки рабочих и специалистов для легкой промышленности и сферы потребительского рынка и услуг в системе «НПО-СПО-ВУЗ». Сейчас заканчивается второй год экспериментальной работы по теме «Разработка инновационных технологий учебной и производственной деятельности колледжа». Научный руководитель
- заведующая лабораторией технологий профессионального образования НИИРПО, к.п.н., доцент М.Б.Романовская.
Мы разработали и внедрили Учебные планы и профессиональные образовательные программы по траекториям сопряжения профессий начального и специальностей среднего профессионального образования: 32.11 Оператор вязально-швейного оборудования (НПО) - 260704 Технология текстильных изделий (СПО), 260903 Моделирование и конструирование швейных изделий (СПО); 32.23 портной (НПО) -260903 Моделирование и конструирование швейных изделий (СПО); 36.3 Парикмахер (НПО) - 100108 Парикмахерское искусство (СПО). Для дидактического обеспечения данных программ потребовалась разработка нового поколения учебников и учебных пособий. Был проведен Мониторинг обеспеченности сопряженных профессий НПО и специальностей СПО учебной литературой по специальным дисциплинам, который выявил перечень необходимой, но отсутствующей учебной литературы. Существует проблема устаревания учебной литературы, в содержании некоторых учебников отсутствуют темы и разделы, необходимые для обеспечения образовательных стандартов, учебники (особенно по профессиям и специальностям трикотажной промышленности не переиздаются с 1991 года). Публикация учебников малыми тиражами издательствам не выгодна, поэтому работу по обновлению учебной литературы необходимо активизировать на уровне учебно-методических объединений колледжей.
При формальной обеспеченности учебниками профессий и специальностей легкой промышленности существует проблема устаревшего содержания по профессии 32.11 «Оператор вязально-швейного оборудования», специальностям 260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий» и 260704 «Технология текстильных изделий».
Авторский коллектив педагогов подготовил ряд учебных пособий по специальным дисциплинам. Они вышли из печати в апреле 2008 г.
- И.В.Судибор, Т.В. Смирнова «Технология и оборудование трикотажного производства» (в учебном пособии отражены современные направления техники и технологии швейно-трикотажного производства; применен новый способ представления материала на основе структурно-логических схем);
- Л.П.Долматова «Материаловедение швейного производства» (учебное пособие в двух частях содержит сведения о новейших текстильных материалах и их свойствах, впервые включены разделы по коже и меху);
- Э.Е. Палилова «Экономика отрасли. Экономика предприятия» (практикум для специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)», разработан с учетом современных тенденций развития экономики и специфики легкой промышленности);
- Э.Е. Палилова «Методическое обеспечение разработки бизнес-плана» (дидактические материалы для изучения дисциплины «Бизнес-планирование» для специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» с использованием программного продукта Projekt Expert);
- Е.В. Горностаева, А.М. Васильева «Обучение работе на ручных вязальных машинах»;
- Т.Л. Богучарская «Оформление моделей одежды и авторских коллекций вышивкой и отделкой».
Можно отметить, что в подборе материала для новых учебников и пособий принимали участие и обучающиеся колледжа в рамках работы научно-исследовательского студенческого общества.
Реализация интегрированных программ определила необходимость в совершенствовании применяемых педагогических технологий. Поэтому в рамках эксперимента было проведено исследование влияния технологий профессионального образования на формирование готовности к профессиональной деятельности с учетом требований работодателей и разработана модель, включающая комплекс наиболее эффективных технологий. Данное исследование легло в основу кандидатской диссертации заместителя директора колледжа И.В. Судибор, успешная защита которой состоялась в марте 2008 года в Ученом совете НИИРПО. Внедрение разработанной модели обеспечило построение учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы сочетались подготовка высококвалифицированных специалистов и развитие задатков, талантов и интересов обучающегося.
В колледже принята «Программа информатизации на 2008-2010гг.», направленная на формирование единой образовательной информационной среды. На всех уровнях отрабатываются модели применения информационных технологий. В 2007 году оборудован новый кабинет дипломного проектирования, оснащенный компьютерной техникой. Большинство преподавателей используют Интернет-технологии, что напрямую связано с развитием локальной сети колледжа. Наиболее широко используются уроки-презентации, компьютерное тестирование, работа с САПР, электронные учебники, виртуальное моделирование и прогнозирование, мультимедиа выступления и др. В колледже создаются такие условия для участников образовательного процесса - преподавателя и обучающегося, в которых они могут во взаимной творческой деятельности обеспечивать высокий уровень подготовки специалиста.
40 35 30 25 20 15 10
5 0
Рис.1. Развитие локальной сети колледжа
Ряд результатов работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий был опубликован на страницах журнала «Профессиональное образование. Столица» в 2007 году. Автор публикаций -заместитель директора по ИОТ М.Н.Артамошина.
На создание оптимальных условий работы педагогов по обеспечению необходимого уровня подготовки выпускников направлена вся система управления качеством образовательного процесса в колледже. Здесь хочется отметить, что в колледже разработана и апробирована структурно-функциональная модель управления учебно-методическим процессом и система рейтинговой оценки деятельности преподавателей. Шкала показателей качества методического труда представляет собой гибкую систему показателей КУМО учебной дисциплины. Автор данной разработки - заместитель директора по УМР В.Д. Родионова. В результате исследований и оптимизации качества работы преподавателей ею в 2006 году была подготовлена и защищена кандидатская диссертация. В рамках экспериментальной площадки в колледже работает постоянно действующий семинар для инженерно-педагогического коллектива по различным направлениям образовательной деятельности.
Большое внимание руководство колледжа уделяет вопросу материально-технического оснащения учебного заведения. Заместители директора по УПР Воронова Е.Я. и Певнева Г.Н. совместно с НИИРПО приняли участие в разработке новых нормативов оснащенности учебно-производственных мастерских по швейной и трикотажной отраслям с учетом современно высокотехнологичного оборудования. В рамках реализации городской программы «Рабочие кадры», наши специалисты разработали проект ресурсного центра на базе колледжа. Мы рассчитываем, что его осуществление позволит поднять на более высокий уровень подготовку рабочих и специалистов для городского хозяйства.
Интеграция основного и дополнительного образования является важнейшей составляющей воспитательного процесса в колледже. Чтобы удовлетворить образовательные потребности обучающихся, в 2006/2007 уч. году мы сформировали по трем подразделениям 50 кружков, студий и секций, которые посещают до 85% обучающихся в колледже.
Очень важно, чтобы специальные дисциплины плавно перетекали в ДО. Это позволяет сблизить процессы обучения, воспитания и творческого развития обучающихся. Раньше кружки и секции работали
обособленно друг от друга. Это оказалось неэффективным и не интересным. Учитывая это, мы в 2006/2007 уч. году объединили их в три основных блока:
- «Фешн цех» (сюда вошли все декоративно-прикладные кружки, изобразительные и социально - экономические);
- «Пресс - центр» (культурологические, естественнонаучный и научно- технические);
- «Досуговый центр» (театральное, хореографическое искусство, вокал, туристко-краеведческое, физкультурноспортивное).
Все секции, вошедшие в «Фешн-цех» начали работу для достижения единой цели - создание интересных коллекций моделей одежды, которые можно представлять на конкурсах профессионального мастерства. Преподаватели и студенты из «Фешн - цеха» приняли активное участие во всех внутриколледжных и городских мероприятиях и стали победителями во всех номинациях.
После объединения трёх студий в «Пресс - центр», работа приобрела особый смысл, т.к. «Пресс -центр» сформировал для колледжа фото - и видео-фонд. После каждого мероприятия, в котором принимали участие наши обучающиеся, оформлялся информационный стенд, оперативно передавалась информация на сайт колледжа. Учащиеся вместе с педагогами подготовили и провели несколько презентаций на патриотические и социальные темы.
Досуговый центр оказался серьезной воспитательной доминантой, т.к. именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит более действенное воспитание. Именно Досуговому центру удалось изменить стереотип однозначного восприятия учащегося как «троечника», «трудного» или «неактивного». Это позволило создать для него «ситуацию успеха», помочь изменить свой «негативный» имидж.
Об эффективности работы колледжа можно судить по достижениям обучающихся. Только за последние три учебных года наши обучающиеся участвовали в 28 городских, всероссийских и международных конкурсах, смотрах, олимпиадах, форумах и заняли 27 призовых мест. В колледже созданы все условия для того, чтобы обучающиеся могли общаться, взаимодействовать со своими сверстниками, спорить, самоутверждаться, развиваться и активно, творчески действовать. Создана образовательная среда, в которой представлены все составляющие образовательного процесса.
Коллектив колледжа обобщил опыт деятельности экспериментальной площадки и подготовил сборник «Разработка инновационных технологий учебной и производственной деятельности колледжа». В пяти его разделах представлен конкретный материал, посвященный эффективным педагогическим технологиям, представлены и прокомментированы наиболее интересные проекты и педагогические разработки. Сборник вышел в свет в марте 2008 года в НИИРПО.