Научная статья на тему 'Опыт работы колледжа в рамках многоуровневого университетского комплекса'

Опыт работы колледжа в рамках многоуровневого университетского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елисеев Иван Николаевич, Сапронов Анатолий Георгиевич, Скорева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы колледжа в рамках многоуровневого университетского комплекса»

пространств, в которых редактируются форматы типовых бланков отчетной документации для средней и высшей школы.

Исходный код ЭД доступен в разделе проекта http:// www.sourceforge.net/. Т ам же находятся формы для оповещения разработчиков об ошибке, отправки пожеланий или фрагментов кода.

Важен тот факт, что связка СДО Moodle + «Электронный деканат» оказывается полезной не только в реализации учебными заведениями программ заочной формы обучения, но и в автоматизации управления учебным процессом дневной и вечерней форм.

И.Н. ЕЛИСЕЕВ, доцент, директор А.Г. САПРОНОВ, профессор Л.Н. СКОРЕВА, зам. директора Высший колледж экономики и сервиса

Высший колледж экономики и сервиса (ВКЭС) является важным звеном в структуре многоуровневого научно-инновационного университетского комплекса «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса (ЮРГУЭС)», в рамках которого осуществляется обучение по профессиональным образовательным программам (ОП) начального, среднего и высшего профессионального образования. Наряду с подготовкой специалистов по программам базового уровня среднего профессионального образования (СПО) в колледже реализована схема обучения по своеобразным образовательным программам повышенного уровня СПО, сочетающим требования ОП базового уровня СПО и ОП высшего профессионального образования (ВПО) в объеме первых двух курсов обучения. Возможность разработки подобной программы обусловлена наличием общего ядра

В разработке заинтересованы прежде всего вузы, но не только они: модульная архитектура и открытость исходного кода дают возможность адаптации системы под нужды любых организаций, например, при построении корпоративных схем повышения квалификации. Важным преимуществом ЭД является то, что над этим проектом работает российское сообщество программистов. Это дает быструю обратную связь и предоставляет клиенту возможность заказывать нужные ему параметры и функции системы. Тем самым каждый клиент участвует в процессе ее динамичного развития.

Опыт работы колледжа в рамках многоуровневого университетского комплекса

у образовательных программ СПО и ВПО по соответствующим специальностям. Организация образовательного процесса по такой программе осуществляется по интегрированной (целостной) схеме путем формирования единого (интегрированного) учебного

плана на весь срок обучения на основе требований государственного образовательного стандарта (ГОС) базового уровня СПО и ГОС ВПО.

С 2005/2006 учебного года подготовка специалистов СПО по интегрированным учебным планам СПО-ВПО осуществлялась по пяти специальностям (табл. 1).

В течение первых двух лет обучения студенты колледжа осваивают ОП первого уровня ВПО и интегрированные с ними ОП СПО. Это первый этап обучения и первый уровень образования в колледже, когда студенты получают широкую гуманитарную и социальноэкономическую подготовку, фундаментальную естественно-научную и частично профессиональную практическую подготовку, в том числе (по желанию студентов) на уровне начального профессионального образования.

На втором этапе, начиная с третьего года обучения осуществляется реализация ОП только СПО по общепрофессиональным, специальным и частично социально-гуманитарным блокам дисциплин и продолжается практическая подготовка. Обучение второ-

го этапа длительностью один-два года завершается государственной аттестацией на базовом уровне СПО. Выпускникам ВКЭС выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня и документ о получении ими неполного высшего образования по соответствующему направлению подготовки (специальности). Кроме того, выпускникам, освоившим практическую профессиональную подготовку на уровне начального профессионального образования, выдается удостоверение о получении рабочей профессии.

Студентам, изъявившим желание получить высшее профессиональное образование, педагогический совет колледжа по результатам конкурсного отбора выдает рекомендации для продолжения обучения в ЮРГУЭС на дневном или заочном отделении. Первый уровень образования уже по ОП ВПО студенты завершат через два года после окончания ВКЭС получением диплома бакалавра.

Первый выпуск специалистов, подготовленных по интегрированным учебным планам СПО-ВПО специальностей 080110 «Экономика и бухгал-

Таблица 1

Соответствие интегрированных специальностей СПО и ВПО

Специальности СПО Специальности ВПО

080110 Экономика и бухгалтерский учет (в сфере быта и услуг) 080109 Бухгалтерский анализ учет и аудит

080501 Менеджмент (по отраслям) 080500 Менеджмент

190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 190603 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (Автомобильный транспорт)

140613 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в сфере быта и услуг) 150408 Бытовые машины и приборы

230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» 230201 «Информационные системы и технологии»

терский учет» и 080501 «Менеджмент», был сделан в 2008 г. Четырнадцать лучших выпускников ВКЭС получили рекомендации педагогического совета и продолжают своё обучение на третьем курсе университета на госбюджетной основе. Хорошие результаты осенней сессии, показанные студентами-вы-пускниками ВКЭС, подтверждают целесообразность описанной схемы подготовки специалистов.

Дальнейшее развитие структура непрерывного профессионального образования многоуровневого университетского комплекса получила за счёт интеграции базового уровня СПО и уровня начального профессионального образования (НПО), который реализуется в профессиональном лицее экономики и сервиса (ПЛЭС). В 2006/ 2007 учебном году лицей приступил к подготовке учащихся по ОП профессии 2.19 «Слесарь по ремонту автомобилей», интегрированной со специальностью СПО 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта », и по ОП профессии 1.9 «Оператор электронно-вычислительных машин», интегрированной со специальностью СПО 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Учащиеся ПЛЭС, поступившие в лицей на базе основного среднего образования, в течение первых трёх лет обучения осваивают предметы общего (полного) среднего образования, дисциплины начального профессионального образования, профессиональную практическую подготовку и частично осваивают отдельные дисциплины ОП СПО. Обучающиеся, получившие общее среднее (полное) образование до поступления в ПЛЭС, занимаются изучением дисциплин начального профессионального образования, освоением профессиональной практической подготовки и частично

отдельных дисциплин ОП СПО в течение двух лет. Реализация такого интегрированного учебного плана НПО-СПО позволяет выпускникам ПЛЭС освоить в дальнейшем соответствующие программы базового уровня СПО в течение одного года и 10 месяцев.

Структура образовательного процесса, реализуемая в рамках экспериментальной площадки по отработке вопросов взаимодействия и интеграции ОП ВПО-СПО, СПО-НПО, которая создана на базе ЮРГУЭС, расширяет диверсификационные возможности существующей в университете структуры образования. Подготовка в многоуровневом университетском комплексе специалистов по интегрированным учебным планам неполного высшего и базового среднего профессионального образования, интеграция планов СПО и НПО позволяют повысить эффективность реализуемой в университете структуры непрерывного профессионального образования:

• расширяют ее мобильность, дают возможность оперативно видоизменять организационную структуру и содержание образования в соответ-

ствии с быстроменяющейся конъюнктурой рынка труда;

• повышают образовательный уровень специалистов на каждом из этапов трехступенчатой системы непрерывного профессионального образования;

• предоставляют обучающимся больше академических свобод в выборе образовательной траектории в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;

• способствуют повышению социальной защищенности студентов;

• снижают затраты на получение начального, среднего и высшего профессионального образования одним лицом.

Реализация упомянутых схем подготовки специалистов в рамках УНИК в течение 2007 г. показала, что хотя большинство студентов колледжа в состоянии осваивать программы ВПО в объёме первых двух курсов обучения, в целом процент отчисления из-за низкой успеваемости возрос. Особенно это заметно для специальностей технического профиля. В условиях современной крайне неблагоприятной демографической обстановки сокращение контингента студентов недопустимо, поэтому нами были предложены и апробируются новые схемы организации подготовки специалистов в рамках ВКЭС. С 2007/2008 учебного года в колледже реализуются четыре основные схемы подготовки специалистов СПО:

1) по образовательным программам СПО базового уровня;

2) по образовательным программам СПО, интегрированным с программами высшего профессионального образования по родственным специальностям и направлениям подготовки;

3) по сокращенным образовательным программам СПО базового уровня для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля;

4) по образовательным профессиональным программам СПО, интегрированным с программами НПО по родственным профессиям.

Такое разнообразие схем подготовки специалистов СПО существенно расширяет спектр образовательных траекторий и позволяет сохранить контингент обучающихся. При неудовлетворительных результатах семестрового контроля студенты, обучающиеся по интегрированным учебным планам СПО-ВПО, могут быть переведены (с их согласия) для продолжения обучения на ОП базового уровня СПО или на ОП НПО. Неуспевающие студенты ВКЭС, осваивающие ОП базового уровня, могут перейти на обучение по программам НПО и получить начальное профессиональное образование. Студенты ЮРГУЭС, имеющие неудовлетворительные результаты семестрового контроля, могут получить среднее профессиональное образование путём перевода в колледж и продолжения обучения по ОП СПО.

Образовательные программы могут осваиваться как очно, так и заочно.

Сроки обучения по интегрированным образовательным программам среднего и высшего профессионального образования составляют 2 года 10 месяцев для специальностей экономического и гуманитарного профиля и 3 года 10 месяцев для технических специальностей. Таким образом, студенты экономических и гуманитарных специальностей имеют возможность получить и среднее, и высшее профессиональное образование (степень ба-

калавра) за пять лет, а студенты технических специальностей - за шесть лет. За счёт использования заочной формы обучения эти сроки могут быть сокращены до четырех лет.

Описанные схемы перехода обучающихся с одной образовательной программы и (или) формы обучения на другую определены Положением о межуровне-вом переходе обучающихся в многоуровневом научно-инновационном университетском комплексе «ЮРГУЭС ».

И.М. МАЛЬЦЕВ, доцент, проректор по информационным технологиям

Получение качественного образования тесно связано с наличием адекватного информационно-программного обеспечения планирования и сопровождения учебного процесса. В настоящий момент функционал программных комплексов, разрабатываемых с 1995 г. в лаборатории математического моделирования и информационных систем (ММиИС), настолько широк, что в рамках одной статьи может быть только обозначен как интегрированная система планирования и управления содержанием и качеством учебного процесса (рис. 1). С перечнем соответствующих компонентов можно ознакомиться на сайте лаборатории (www.mmis.ru). Они также могут внедряться как элементы, дополняющие существующие в вузах системы. По результатам презентации программных комплексов ЮРГУЭС на Совете по качеству Рособрнадзора они были рекомендованы как основополагающая составляющая системы менеджмента качества.

В ЮРГУЭС регулярно проводятся курсы повышения квалификации спе-

Создать, внедрить, заставить жить...

циалистов в области информатизации образования, где можно не только получить необходимые навыки работы с пакетами, но и ознакомиться с реально действующим комплексом программ, оценить возможности его внедрения в конкретном вузе. Ежегодно на базе ЮРГУЭС при поддержке Рособр-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.